Delhi in British Colonial Policy of the Beginning of the XX Century: Getting Capital Status
Table of contents
Share
Metrics
Delhi in British Colonial Policy of the Beginning of the XX Century: Getting Capital Status
Annotation
PII
S013038640004259-2-1
DOI
10.31857/S013038640004259-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ilya Spektor 
Occupation: Post-graduate student
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
185-189
Abstract

The article is devoted to the analysis of the problems connected with the transfer of the capital of British India from Calcutta to Delhi and with the role of a new capital in the anticolonial movement in India.

Keywords
India, Delhi, British Empire, Indian National Congress, Muslim League
Received
07.03.2019
Date of publication
22.03.2019
Number of characters
16935
Number of purchasers
31
Views
423
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 8.0 SU
All issues for 2019
4224 RUB / 30.0 SU
1 Изменение столицы - достаточно частое явление для истории XX в. Чаще всего, такое мероприятие сопровождается важнейшими переменами в государстве. В 1911 – 1912 гг. в Индии произошел перенос столицы из Калькутты (ныне – Колката) в Дели. Принимая это решение колониальная администрация, руководствовалась принципами эффективности управления и стремилась ослабить антиколониальное движение.
2 Изменение статуса Дели нашло отражение в документах министерства по делам Индии в Лондоне и канцелярии вице-короля в Калькутте. Большое значение для изучения вопроса имеют данные переписи населения, проведённой колониальными властями в 1911 г., а также документы политических партий – прежде всего, резолюции Индийского национального конгресса.
3 При сравнении Калькутты и Дели необходимо отметить, что в начале XX в. роль и влияние этих двух городов несопоставимы с их современным положением. С точки зрения развитости экономики и инфраструктуры причин для переноса столицы из Калькутты не было. Калькутта была крупнейшим городом Южной Азии - в границах муниципальной корпорации проживало 848 тыс. человек, население города с пригородами составляло более полутора миллионов. Местоположение города обеспечивало контроль над всеми водными перевозками по Гангу. Калькутта была и главным культурным центром страны. В городе впервые в Индии начали издаваться газеты на местных языках, с 1820-х годов действовали появились учреждения высшего образования.
4 Ситуация с Дели была совершенно иной. К 1911 г. в городе проживало всего 232 тыс. человек. По населению он уступал не только Калькутте, но и другим городам1. До 1857 г. Дели был столицей империи Великих Моголов, но уже с 1801 г. фактическая власть в городе находилась в руках резидента Ост-Индской компании. Сам город подчинялся британскому губернатору в Агре. После поражения сипайского восстания 1857 г. и низложения Бахадур-Шаха II Дели был присоединен к провинции Панджаб2.
1. India – historical demographical data of urban centers -http://www.populstat.info/Asia/indiat.htm (accessed 23.06.2018)

2. Chandra J. P. Delhi: a political study. New Delhi, 1969, p. 26.
5 В населении города по религиозному составу преобладали индусы, но велика была доля мусульман. В 1901 г. они составляли 24,2% городского населения. После подавления сипайского восстания многие мусульмане покинули Дели, но на протяжении всего XIX и начала XX в. община росла, достигнув в 1941 г. трети городского населения (33,2%)3. Община играла важную роль в общественной и политической жизни всех мусульман Южной Азии. Значительная в наши дни сикхская община Дели в начале XX в. была невелика – в 1911 г. в городе и окрестностях насчитывалось всего 0,45% сикхов4. В индусской общине преобладали представители высоких каст. В 1911 г. в Дели и сопредельных сельских районах жило 238 тыс. индусов, среди которых наибольшую долю составляли землевладельческие касты джатов и раджпутов (15,7% и 5% соответственно), брахманов (11,1%) и торговой касты бания (10,3%)5.
3. Gopal K. Communal Violence in India: A Study of Communal Disturbance in Delhi - Economic and Political Weekly, v. New Delhi, 1985, №. 3, p. 117.

4. A Gazetter of Delhi, Part B, p. XVIII.

5. Ibid, pp. XXVI-XXVII.
6 На начало XX в. большинство жителей Дели было занято в ремесленном производстве и мелкой торговле. Некоторое развитие в Дели получило хлопкопрядение – к 1911 г. на четырех фабриках трудилось чуть более 2 тысяч рабочих6.
6. Ibid Part A, p. 160.
7 Таким образом, Дели не претендовал ни на экономическое, ни на религиозное лидерство. Но британская администрация руководствовалась иными мотивами. С XIII в. город был центром различных государств, доминировавших в Южной Азии. В 1857 г. британцы низложили последнего могольского правителя, но в умах многих индийцев Дели оставался «имперской столицей», чем воспользовалась британская администрация, пытаясь выстроить линию преемственности с традиционными индийскими правителями. Принятие королевой Викторией в 1876 г. титула «императрицы Индии», инициированное премьер-министром Бенджаменом Дизраэли, подчеркивало преемственность власти британцами от Великих Моголов. Коронационные церемонии (дарбары), на которые приглашались все индийские князья, копировали собрания могольской аристократии. Соответственно короноваться королева должна была в Дели, где восходила на трон большая часть могольских правителей.
8 Коронационный дарбар 1877 г. прошел в отсутствие монарха, как и в 1903 г. Хотя вице-король лорд Дж. Керзон прилагал значительные усилия, чтобы убедить Эдуарда VII посетить Индию. Не получила Британская Индия и налоговых льгот, которые планировала добиться от Лондона администрация по случаю коронации7. При этом дарбары критиковали как британская либеральная печать, так и индийские националисты из Индийского национального конгресса (ИНК), которым не нравилось намеренное возрождение средневековых обычаев.
7. Coleman L. Electrification in New Delhi: a moral technology. New Delhi, 2017, p.46.
9 Дарбар 1911 г. стал кульминацией «имперской идеи». На нем присутствовал Георг V вместе с супругой. Король лично выступил в поддержку проведения дарбара, утверждая, что это мероприятие может «пресечь бунтарские настроения, которые, к сожалению, существуют в некоторых регионах Индии»8. Под «некоторыми регионами Индии» подразумевались Бенгалия и Калькутта. К 1911 г. у британской администрации сложилось устойчивое убеждение в нелояльности «старой столицы». Уроженцы города сыграли ведущую роль в основании в 1885 г. ИНК, первым президентом которого стал Сурендранатх Банерджи – редактор калькуттской газеты «The Bengalee». В 1905 г. администрация вице-короля Керзона предложила разделить Бенгалию на западную и восточную половины, где доминировали бы соответственно индусы и мусульмане. Против этого решения выступило местное население, что вылилось в массовое антибританское движение, центром которого стала Калькутта. Под влиянием европейских революционных движений в Калькутте начинают возникать радикальные группы, призывавшие к борьбе за полную независимость Индии, к нападениям на британцев и к вооруженному восстанию. Хотя бенгальские радикалы, возглавляемые Ауробиндо Гхошем и Джатиндранатхом Мукерджи, организовали в 1900-е годы лишь несколько удачных антибританских акций, резонанс от их действий был широк. Тогда же британские власти стали воспринимать Калькутту как «центр террористов». В Дели же политическая активность была крайне низкой, и не наблюдалось радикальных настроений. Инициаторы переноса столицы полагали, что в Дели британская администрация избавится от террористической угрозы, а индийские политические силы, концентрирующиеся вокруг Бомбея и Калькутты, потеряют возможность оказывать влияние на процесс принятия решений.
8. Volwashen A. Imperial Delhi. The British Capital of the Indian Empire. Munich, 2004, p. 11.
10 Экономические мотивы в решении о переносе столицы играли второстепенную роль, но их нельзя не учитывать. Со второй половины XIX в. водные пути теряют свою значимость, а Калькутта лишается контроля торговли по Гангу, уступая место железнодорожному транспорту. В 1864 г. было завершено строительство железной дороги Калькутта – Дели, а в 1873 г. из Дели была проложена ветка на Аджмер, связавшая будущую столицу с Раджастханом. В 1903 г. последовало строительство веток на запад в Панджаб и на юго-восток в Агру. В результате Дели стал связующим звеном между северо-западными регионами и остальной частью страны. Начался быстрый рост индийской промышленности, опирающейся на ресурсы внутренних районов полуострова. Дели становится центром этих внутренних районов.
11 Определенное значение в вопросе о новой столице сыграли соображения об удобстве размещения огромной массы британского бюрократического аппарата. Бóльшая часть британских служащих привозила в Индию семьи, но климат приморской Калькутты считался крайне нездоровым. В летние месяцы значительная часть британцев предпочитала перебираться в более комфортные для жизни районы Индии. С 1830-х годов основным местом отдыха англичан стал город Шимла. В 1863 г. вице-король Джон Лоуренс принял решение о переносе на летние месяцы столицы из Калькутты в Шимлу. Все последующие вице-короли поступали также. Однако переезд из Калькутты в Шимлу и обратно был связан со значительными неудобствами. По завершению строительства железной дороги между Дели и Шимлой идея «зимней столицы» в Дели стала весьма популярной.
12 Дискуссии о возможном переносе столицы велись несколько лет. Дели не был единственным вариантом - высказывались предложения по примеру США и Австралии основать для столицы новый город. Специально созданная по данному вопросу комиссия рекомендовала перенести столицу в Сагар (современный штат Мадхья-Прадеш)9, мотивируя тем, что город расположен близко к географическому центру страны, а местный климат сравнительно мягок.
9. Chandra J. P. Op. cit, p. 29.
13 Многие британские государственные деятели, в том числе бывшие вице-короли Индии (лорд Керзон, лорд Минто) выступали против переноса столицы. Но новый вице-король Хардинг, придавая большое значение «исторической» аргументации, считал, что новая столица во внутренних регионах укрепит британскую власть и улучшит отношения с местной знатью. На организованном Хардингом дарбаре в декабре 1911 г. присутствовали знатные индийские князья, сама церемония основывалась на индийских традициях.
14 12 декабря 1911 г. Георг V объявил о переносе места пребывания колониальной администрации в «древнюю столицу» Дели. В то же время было объявлено о выделении двух новых провинций в Бенгалии – Ассам и Бихар10. В отличие от раздела Бенгалии на индусскую и мусульманскую части, это решение не встретило оппозиции со стороны индийского общества.
10. Announcement of King George V at the Imperial Durbar, 12 December 1911 - From Ghalib’s Dilli to Lutyens’ New Delhi: a documentary record. New Delhi, 2014, p. 7.
15 В январе –– феврале 1912 г. британская администрация перебралась из Калькутты в Дели. 27 марта 1912 г. резиденция вице-короля официально была перенесена в Дели11. И Хардинг сразу отправился в поездку по близлежащим княжествам, посетив Удайпур, Джайпур, Биканер и Бхопал12 – британская администрация делала ставку не на европеизированную элиту крупных городов, а на князей.
11. Hardinge C. My Indian Years, 1910-1916: The Reminiscences of Lord Hardinge of Penshurst, London, 1948, p. 67.

12. Ibid, p.75.
16 В Дели не могли разместиться прибывающие из Калькутты служащие и члены их семей. К 1912 г. большая часть жителей еще проживала внутри средневекового «Старого города». С начала XIX в. к северу от него существовал британский квартал, известный как «Civil Lines», но он явно соответствовал уровню столицы Британской Индии.
17 1 октября 1912 г. Дели с окрестностями были выделены из состава Панджаба в отдельную административную единицу столичного региона. Одновременно начали возводить комплекс зданий для британской администрации под руководством британского архитектора Эдвина Лаченса: резиденцию вице-короля (1912-1929 гг.), здание Центрального секретариата (1912-1927 гг.), резиденцию командующего армией и т. д. Строительство прервалось во время Первой мировой войны, но к началу 1930-х годов комплекс зданий «Нового Дели» был завершен. После 1947 г. в нем разместились правительственные учреждения, а резиденция вице-короля стала президентским дворцом.
18 Иллюзии о полной безопасности Дели были разрушены 23 декабря 1912 г. покушением на Хардинга. Бомба, брошенная в центре города в церемониальную процессию, убила погонщика слона, на котором ехал вице-король. Террористический акт спланировал Раш Бехари Бос, один из лидеров бенгальских радикалов, с помощью уроженцев Дели.
19 Ещё до основания ИНК в Дели существовали как индусские, так мусульманские религиозно-реформаторские организации. Индусское общество «Арья самадж» способствовало распространению образования среди рядовых индусов. Мусульманское реформаторское движение возглавил в Дели Саид Ахмад Хан, основавший в 1875 г. в Алигархе (город в 140 км. от Дели) Мусульманский Англо-Восточный колледж – первое мусульманское учебное заведение, где изучались светские науки.
20 В Дели действовал муниципальный совет, в работе которого принимали участие деятели из обеих общин. Жители города, владевшие имуществом стоимостью более 800 рупий, получили в 1884 г. право избирать половину членов совета (12 из 24, вторая половина назначалась британской администрацией)13. Полномочия совета были ограниченны, выборы носили формальный характер – выборные места заранее распределялись между богатейшими семьями города. Но именно городской совет стал местом умеренной оппозиции британским властям в Дели.
13. Gupta N. Delhi between two empires: 1803-1931: society, government and urban growth. New Delhi, 1981, p. 119.
21 В сентябре 1888 г. активист ИНК Али Мухаммад Бхимджи провел первое собрание сторонников конгресса в Дели. Саид Ахмад Хан и его сторонники провели митинги против конгресса в поддержку британской политики. Однако в декабре 1888 г. в Дели было проведено организационное собрание местной группы конгресса, состоявшееся в доме Бабу Кедар Натха, чиновника из Бенгалии14.
14. Pernau M. Ashraf into middle classes. Muslims in nineteenth-century Delhi. New Delhi, 2013, p. 391.
22 Следует отметить, что в начальный период развития националистического движения в Дели доминировали политики-мусульмане, что объяснялось высоким культурным уровнем мусульманской общины, сохранившимся еще с могольских времен.
23 С изменением статуса Дели различные политические движения только активизировались. В 1917 г. представители различных политических сил (сторонники ИНК и Мусульманской лиги) создали «Делийскую ассоциацию» добивавшуюся от британских властей введения в Дели полноценного городского самоуправления.
24 В 1910-е – 1920-е годы индийские националисты начинают воспринимать Дели как исторический центр страны. После освобождения от колонизаторов отсюда должно было начинаться будущее национальное государство как преемник Могольской империи и Делийского султаната. Сипайское восстание 1857 г., формальным центром которого был Дели, рассматривалось как «первая война за независимость».
25 Важное значение имел Дели и для мусульманского движения, приведшего в итоге к созданию Пакистана. Для мусульман Дели всегда оставался важнейшим центром государственности в Южной Азии. Чаудхури Рахмат Али, один из идеологов «пакистанского проекта» и автор самого названия «Пакистан» считал, что именно Дели должен стать столицей будущего государства, включающего все панджабские земли. До раздела Британской Индии в 1947 г. Дели был одним из главных городов политической и культурной жизни мусульманской общины. В 1920 г. здесь был основан «Мусульманский национальный университет», существующий по сей день.
26 Заметная роль мусульман в городской жизни столицы вызывала озабоченность политиков индусской общины. В концепциях идеологов индусского национализма (прежде всего, В. Д. Саваркара) Дели представал древним индусским городом, попавшим под власть мусульман, что символизировало утрату независимости страны. В древности на месте Дели находилась Индрапрастха – мифический город, упоминающийся в Махабхарате и основанный Пандавами на берегах реки Ямуны. Дели как прямое продолжение Индрапрастхи являлся святым городом для всех индусов. Особо почитался Притхвирадж III Чаухан – последний индусский правитель города, который в конце XII в. упорно противостоял мусульманским войскам Мухаммеда Гури.
27 В начале 1920-х годов Дели стал основной ареной общеиндийских политических процессов, в том числе кампаний гражданского неповиновения. Среди мусульманской общины набирала силу кампания в защиту прав османского султана от посягательств западных стран и за пересмотр условий Севрского мирного договора – османские султаны, одновременно бывшие халифами, традиционно почитались в Индии как духовные главы мусульманской общины. В 1932 г. в городе прошел всеиндийский съезд ИНК, состоявшийся несмотря на полицейский запрет и арест председателя М. М. Малавии.15 В период раздела Британской Индии в столице прокатились межконфессиональные волнения, закончившиеся отъездом большой части делийских мусульман в Пакистан.
15. Chaudhuri B. Nationalist movement in Delhi 1911-1932, New Delhi, 2017, p. 125.
28 Изменение столицы 1911 г. сыграло важную роль в судьбе национально-освободительного движения. К концу колониального периода значимость Дели была признана всеми политическими силами, в том числе настроенными на вооруженную борьбу с британцами. К 1947 г. Дели стал безальтернативным центром независимой Индии.
29 Перенос столицы в Дели, являвшийся центром хиндиязычного ареала, во многом предопределил статус хинди как официального языка будущего независимого государства. Статус бенгали был существенно ослаблен.
30 Влияние решений, принятых британскими правящими кругами относительно административно-территориально деления Индии, ощущаются до сих пор, отражаясь на текущей политической жизни Индии.

References

1. Chandra J. P. Delhi: a Political Study. New Delhi, 1969.

2. Chaudhuri B. Nationalist Movement in Delhi 1911-1932. New Delhi, 2017.

3. Coleman L. Electrification in New Delhi: a Moral Technology. New Delhi, 2017.

4. Farooqi A. Zafar and the Raj: Anglo-Mughal Delhi, C.1800-1850. New Delhi, 2013.

5. Gopal K. Communal Violence in India: A Study of Communal Disturbance in Delhi - Economic and Political Weekly, v. New Delhi, 1985.

6. Gupta N. Delhi between two empires: 1803-1931: society, government and urbangrowth. New Delhi, 1981.

7. Hardinge C. My Indian Years, 1910-1916: The Reminiscences of Lord Hardinge of Penshurst, London, 1948.

8. Pernau M. Ashraf into Middle Classes. Muslims in Nineteenth-century Delhi. New Delhi, 2013.

9. Singh S. Freedom Movement in Delhi (1858-1919). New Delhi, 1972.

10. Volwashen A. Imperial Delhi. The British Capital of the Indian Empire. Munich, 2004.