Anti-Nazi Resistance of German Jews. Rec. ad op.: B. L. Khavkin. RACISM AND ANTI-SEMITISM IN HITLER'S GERMANY. ANTI-NAZI RESISTANCE OF GERMAN JEWS. Moscow, 2018, 242 р.
Table of contents
Share
QR
Metrics
Anti-Nazi Resistance of German Jews. Rec. ad op.: B. L. Khavkin. RACISM AND ANTI-SEMITISM IN HITLER'S GERMANY. ANTI-NAZI RESISTANCE OF GERMAN JEWS. Moscow, 2018, 242 р.
Annotation
PII
S013038640005861-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Rostislav Dolgilevich 
Occupation: Professor
Affiliation:
Address: Russian Federation, Moscow
Boris Yablokov
Occupation: Associate Professor
Affiliation: State Academic University of Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
210-213
Abstract

            

Received
19.06.2019
Date of publication
12.08.2019
Number of purchasers
93
Views
2194
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2019
1 Новая монография профессора Российского государственного гуманитарного университета, д. и. н. Б. Л. Хавкина посвящена проблеме, которая недостаточно освещена в немецкой исторической литературе и практически не затрагивалась в российской историографии, за исключением работ самого автора монографии1. Б. Л. Хавкин представляет читателям глубокое исследование истории борьбы немецких евреев против нацизма. В книге анализируется: позволяли ли немецкие евреи убивать себя «как ягнят, идущих на заклание», и могло ли Сопротивление спасти немецких и вообще европейских евреев от уничтожения национал-социалистами. Исследование опирается на новые исторические источники и литературу на немецком, русском и английском языках. Его хронологические рамки охватывают 1933—1945 гг.
1. Хавкин Б. Л. Германский национал-социализм и антигитлеровское сопротивление. М.: Издательство КМК, 2017.
2 Монография состоит из четырех глав и заключения. Она снабжена предисловиями немецкого историка Е. И. Фляйшхауэр, израильского историка К. М. Фефермана и российского историка Л. А. Тёрушкина. Публикацию оживляют фотодокументы, удачно подобранные автором. Работу с книгой облегчает полный именной указатель.
3 Первая глава «Национал-социализм» посвящена анализу его проявлений и сущности. Задаваясь вопросом, что такое нацизм, автор дает простой, но мало что объясняющий ответ: это германский, доведенный до образцовости вариант фашизма. Сложность определения понятий «фашизм» и «нацизм» связана с тем, что фашизм и его разновидности обладают удивительной способностью к мимикрии: они быстро приспосабливаются к изменяющейся обстановке. Автор справедливо отмечает, что нередко научное понятие «фашизм» превращается в пропагандистское клише, используемое в политических целях. В книге приводится мнение современного немецкого историка В. Виппермана: «многие из наших современников используют “фашизм” как простой боевой клич или как ругательство, которым они обмениваются друг с другом» (с. 20).
4 В монографии рассматриваются современные теории фашизма, мало известные российскому читателю. Автор подчеркивает, что немецкие нацисты не называли себя фашистами: в Германии был «национальный социализм», т. е. попытка построить спаянное единой идеологией арийское национальное государство и создать германское «народное сообщество», которое с помощью военной силы тоталитарного государства завоюет для себя жизненное пространство, «освободив» его от «неполноценных» рас и народов. Национал-социализм — это «социализм» для «избранной нации».
5 Говоря о теории немецкого историка Э. Нольте, автор считает, что национал-социалистическое движение быстро пришло бы в упадок, если бы не энергичная поддержка со стороны рейхсвера и государственного аппарата и субсидии промышленных магнатов. Согласно Нольте, большевистская Россия отождествлялась Гитлером с еврейством, захватившим власть. Нольте предложил версию о «вторичности» гитлеровской диктатуры и ее преступлений, которая якобы была лишь вынужденным «ответом на большевизм». По его словам, гитлеровская идеология видела в евреях основных носителей большевизма и агентов темных сил, враждебных самой природе, и поэтому считала необходимым уничтожить их ради «спасения» человечества. Целью «еврейского заговора», как считал Гитлер, было создание всемирного государства под контролем евреев, что неизбежно создавало угрозу суверенитету других стран, защита которого и становилась главной задачей нацизма. Суверенитет Германии ассоциировался с расширением жизненного пространства для «высшей расы», завоевательными войнами, освобождением от «всемирного еврейско-христианско-марксистского заговора».
6 В монографии рассматриваются взгляды западногерманского историка Ф. Фишера, подвергшего тезисы Нольте резкой критике и напомнившего о связи версии Нольте о «вторичной природе» гитлеризма с прежними тезисами консервативных историков.
7 Б. Л. Хавкин излагает теорию английского исследователя Р. Гриффина, определявшего фашизм как «палингенетический ультранационализм». Эта теория предполагала, что в своем мифологическом ядре нацистская идеология нацелена не на возрождение нации, а на ее «сотворение заново». Много внимания автор уделил взглядам немецкого историка А. Умланда, который считает концепцию Гриффина более или менее принятой сегодня в англоязычном научном сообществе. По мнению Умланда, постсоветское российское толкование фашизма подвергалось фрагментации, а использование термина «фашизм» в публичном дискурсе страдает от «гиперинфляции». Он выделяет четыре различные тенденции в трактовке понятия фашизм в современной России (с. 25—26).
8 В 1995 г. Российская академия наук в связи с указом Президента России от 23 марта 1995 г. «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» дала определение фашизма. Автор считает, что «при всей универсальности этого определения, оно называет признаки (крайние формы расизма и ксенофобии, культ вождя, антидемократизм, террор и насилие и так далее), но не дает сущностных характеристик этого сложного социального явления, выступающего в разных формах и обладающего развитой способностью к мимикрии» (с. 28).
9 Вызывает также интерес изложение автором теории итальянского писателя и ученого Умберто Эко, который выделил 14 типических характеристики «вечного» или «ур-фашизма», как он называл фашизм в разных его видах и исторических проявлениях. Среди них — традиционализм, неприятие модернизма, культ действия ради действия, вождизм, опора на фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического или политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздраженных низов. Б. Л. Хавкин приводит слова итальянского ученого, что в наше время, когда прежние «пролетарии» превращаются в мелкую буржуазию, а люмпен из политической жизни самоустраняется, фашизм найдет в этом новом большинстве широкую поддержку.
10 Проанализировав различные взгляды на сущность фашизма и нацизма, Б. Л. Хавкин предлагает свою трактовку нацизма — это теория и политическая практика создания социального государства для так называемой избранной расы за счет завоевания «жизненного пространства», порабощения и уничтожения «неполноценных» народов. Автор, по существу, разделяет точку зрения гейдельбергского профессора Али Гёца, который считает, что национал-социализм можно рассматривать как попытку построить «народное государство» для «высшей расы».
11 Б. Л. Хавкин знакомит читателя с малоизвестной в России теорией израильской историографии, согласно которой тезис, что главной целью Второй мировой войны для нацистов было построение «тысячелетнего германского рейха», а второстепенной — уничтожение евреев, нуждается в корректировке. На первом месте для Гитлера, гласит эта теория, было именно «окончательное решение еврейского вопроса» — нацисты считали евреев «главным препятствием по созданию Великой Германии», - и Вторая мировая война, по определению израильского ученого Й. Бауэра, была «войной против евреев в самом серьезном смысле слова» (с. 93).
12 Последующие главы монографии посвящены участию немецких евреев в антифашистском движении Сопротивления. Во второй главе речь идет о еврейском Сопротивлении в Германии 1933—1945 гг. В современной российской историографии, подчеркивает Б. Л. Хавкин, на основе новых источников произошла переоценка исторической роли германского Сопротивления. Он солидаризируется с российским ученым А. И. Борозняком, подчеркивавшим, что движение Сопротивления в Германии в 1933—1945 гг. никогда не было общенациональным, массовым и народным, однако оно было значительно шире, чем это ранее представлялось и во многом определило послевоенный процесс «преодоления прошлого». В отечественной историографии германского Сопротивления изучались такие тематические комплексы, как «Коммунистическое Сопротивление», «Красная Капелла», «Национальный комитет “Свободная Германия”», «Оппозиция в вермахте и заговор 20 июля 1944 г.» Однако еврейское Сопротивление оставалось вне поля зрения исследователей.
13 По мнению автора, само существование евреев в Германии в годы нацисткой диктатуры де-факто было проявлением Сопротивления гитлеровскому режиму, целью которого являлось их уничтожение как народа. Это «существование вопреки всему» не сводилось только к попыткам физического выживания. Евреи активно участвовали в немецком антигитлеровском Сопротивлении, особенно в антифашисткой борьбе коммунистов и социал-демократов, которую эти политические силы вели как в Германии, так и в эмиграции. Ссылаясь на оценки немецких историков, Б. Л. Хавкин приводит следующие данные: число евреев — участников немецкого Сопротивления составляло 2—3 тыс. человек, т. е. 1—2 % от 200 тыс. евреев, находившихся в рейхе на 1 сентября 1939 г. и примерно 0,25 % от 800 тыс. немцев — участников Сопротивления (с. 113).
14 Сопротивление евреев принимало самые разные формы. Историк анализирует деятельность «Союза национально-немецких евреев», «Имперского союза евреев-фронтовиков», созданного еще в 1919 г., еврейской молодежной организации «Черный отряд». Подробно рассказывается о группе Г. Баума, организовавшей, в частности, в мае 1942 г. нападение на клеветническую антисоветскую выставку в Берлине «Советский рай». Кем были члены группы Баума — немецкими антифашистами, сионистами или коммунистами — нет однозначного ответа. Ясно одно: это была важнейшая молодежная организация еврейского антигитлеровского Сопротивления в Германии (с. 137).
15 С интересом читается глава, в которой речь идет о применении в еврейском Сопротивлении такого метода, как индивидуальный политический террор. Совершенные еврейскими мстителями покушения на видных нацистов, отмечает Б. Л. Хавкин, были ответом на нацистский террор против евреев, хотя и являлись скорее исключением, чем правилом. При этом на действия еврейских террористов-одиночек нацисты отвечали террором массовым (с. 143). Показательна в этом отношении история еврейского террориста Д. Франкфуртера, застрелившего в Давосе в 1936 г. ландесгруппенлейтера Швейцарии В. Густлоффа и добровольно сдавшегося швейцарской полиции. Это убийство было немедленно использовано нацистской пропагандой для доказательства существования «всемирного еврейского заговора». Значительная часть европейской еврейской общественности осудила поступок Франкфуртера. Однако в израильской историографии высказывается мнение, что убийство Густлоффа в конечном счете лишило Гитлера возможности провести аншлюс Швейцарии, планы которого разрабатывались нацистами.
16 Отдельно следует остановиться на сюжетах о Г. Гирше и особенно о Г. Гриншпане. Последний в ноябре 1938 г. застрелил сотрудника немецкого посольства в Париже Э. фом Рата, после чего добровольно сдался французской полиции. Покушение Гриншпана вызвало осуждение как французов-христиан, так и членов еврейской общины Франции, которые опасались, что убийство немецкого дипломата будет использовано нацистами для новых репрессий против евреев Германии. Так и вышло, о чем говорят события «Хрустальной ночи», ставшей прелюдией «окончательного решения еврейского вопроса». Появилась даже версия о связи Гриншпана со спецслужбами Третьего рейха, но она так и не была подтверждена источниками. В истории убийства Гриншпаном фом Рата, отмечает Б. Л. Хавкин, до сих пор остается много вопросов. Не закрыты «белые пятна» и в биографии Гриншпана, в частности история подготовки так и не состоявшего суда над ним и дальнейшая его судьба (с. 153).
17 В заключительной главе монографии «Немецкие евреи 1933—1945 гг.: люди и судьбы», увлекательно написан раздел о Ф. Габере — известном немецком ученом, подчинившем научные знания военным нуждам. Будучи великим химиком, лауреатом Нобелевской премии за 1918 г., Габер вместе с тем стал «крестным отцом» немецкого химического оружия, сыграв ключевую роль в развитии военной химии в годы Первой мировой войны. В Веймарской республике Габер пользовался огромным уважением как патриот и крупный ученый, талантливый организатор науки и химической промышленности — директор Института физической химии и электрохимии имени кайзера Вильгельма и президент Немецкого химического общества. Однако в 1933 г. положение Габера в корне изменилось. В апреле 1933 г. нацисты предписали ему уволить всех своих сотрудников-евреев. Самому же Габеру, ввиду личных заслуг перед Германией, разрешалось остаться; было обещано увеличить государственное финансирование его военных исследований. В ответ Габер написал заявление об отставке, а уже в мае 1933 г. навсегда покинул Германию. В течение четырех месяцев он работал в Англии, после чего принял предложение возглавить Научно-исследовательский институт им. Д. Зифа в Реховоте, располагавшегося на территории британского мандата в Палестине, но по дороге туда скончался в Швейцарии. Б. Л. Хавкин приводит слова великого А. Эйнштейна: трагедия Габера была трагедией немецкого еврея, его неразделенной любви к Родине, которая отвергла его.
18 Подобно детективной повести читается раздел о Р. Рёсслере, по мнению автора, он занимает особое место в истории Сопротивления евреев диктатуре Гитлера (с. 168). Когда начались преследования евреев нацистами, журналист и издатель Рёсслер эмигрировал из Германии в Швейцарию. Здесь он стал таинственным «Люци» — легендарным советским разведчиком-антифашистом. Источники развединформации Рёсслера остаются нераскрытыми до сих пор. Неизвестен и способ передачи сведений для «Люци», которые оперативно поступали из Германии в Швейцарию2.
2. О Р. Рёсслере см. Хавкин Б. Л. «Люци» и «Цитадель». - Новая и новейшая история, 2019, № 1.
19 Следует сказать и об очерке о Р. Гернштадте — журналисте, советском разведчике, немецком антифашисте и впоследствии коммунистическом политике ГДР.
20 Материал, приведенный в монографии Б. Л. Хавкина, разрушает стереотип о беззащитном немецком еврее, участь которого сводилась или к бегству из гитлеровской Германии, или же к пассивному ожиданию своей судьбы в подполье. Евреи Германии вели активную борьбу с нацизмом на протяжении всех лет существования Третьего рейха. Она была разнообразной как по форме, так и по содержанию, и определялась специфическими условиями Германии в 1933—1945 гг.
21 Книга написана живым литературным языком, легко читается и уже в силу этого представляет большой интерес не только для профессиональных исследователей, но и для всех, кто интересуется историей новейшего времени.

Comments

No posts found

Write a review
Translate