Remodeling of Europe After The Napoleonic Wars (H. Duchhardt. The Aachen Congress 1818. A European Summit Reference to the Premiere. Munich, 2018)
Table of contents
Share
Metrics
Remodeling of Europe After The Napoleonic Wars (H. Duchhardt. The Aachen Congress 1818. A European Summit Reference to the Premiere. Munich, 2018)
Annotation
PII
S013038640006367-1-1
DOI
10.31857/S013038640006367-1
Publication type
Reference
Source material for review
Х. Духхардт. Ахенский конгресс 1818 года. Европейская встреча на высшем уровне перед мартовской революцией. Мюнхен, 2018
Status
Published
Authors
Yuri Ivonin 
Occupation: Professor
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Edition
Pages
207-208
Abstract

              

Received
02.09.2019
Date of publication
05.12.2019
Number of characters
4731
Number of purchasers
8
Views
86
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1 В новой книге. немецкого историка Х. Духхардта «Ахенский конгресс 1818 года. Европейская встреча на высшем уровне перед мартовской революцией» (Мюнхен, 2018, 264 с.) рассматривается в разных аспектах работа Ахенского конгресса 1818 г., на котором решались проблемы устройства Европы после наполеоновских войн, прежде всего будущего Франции, была сформулирована единая точка зрения на либеральные движения во многих частях континента. Последовавший за Венским конгрессом 1815 г., форум в Ахене был менее многолюдным и представительным, но его богатая культурная программа способствовала решению задач, имевших далеко идущие последствия. Франция была вновь допущена в «концерт» великих держав, и выработаны меры по преодолению революционных выступлений. Этот конгресс был не таким парадным и не таким продолжительным, нежели Венский. Тон общения на Ахенском конгрессе был выдержан в духе структурного поворота системы государств, направленного на укрепление системы коллективной безопасности. Часто употреблявшиеся в выступлениях и документах конгресса формулировки и лозунги уже содержали конструкцию Священного союза, который тогда еще не был мантрой конкретной политики. Однако впоследствии вся его деятельность была нацелена на подавление либеральных настроений. Архитектура общеевропейского дома была еще очень хрупкой, а государства, которые совсем недавно мечтали об абсолютном преобладании, не могли еще так радикально изменить свою политику (с. 11, 22, 23, 27 31).
2 Характеризуя обстановку в мире в целом, Духхардт отмечает как политические так и природные катаклизмы, влиявшие на настроения людей из различных регионов Европы. Например, в результате извержения вулкана Тамбора на острове Суматра и цунами погибло около 100 тыс. человек, а пепел, который долетел до Европы и вызвал похолодание, вселил страх в ее жителей. В 1816-1819 гг. только из Германии эмигрировало в Америку более 25 тыс. человек. Многие европейцы страдали от голода и нищеты, участились попытки покушений на монархов и политиков (с. 42-43, 45-47). Очевидно, пишет Духхардт, такая ситуация способствовала сближению четырех членов альянса, что отвечало устремлениям российского императора Александра I включить Францию Бурбонов в состав «четверки» победителей (с. 73).
3 Немецкий ученый дает подробные характеристики участников Ахенского конгресса: монархов, министров, сопровождавших их лиц (с. 87, 91, 122-123). Он также обращает внимание на так называемый «княжеский туризм»: монархи и министры в зависимости от интересов посещали в Европе своих друзей и родственников (с. 124-125, 127-131).
4 Духхардт отмечает и положение Ахенского конгресса в историческом процессе - не зря он проходил в символическом месте памяти Старой Европы, месте, где короновался Карл Великий как король франков (с. 135, 141). Не забыл немецкий историк и о культурной стороне тех событий. Английский художник Томас Лоуренс сделал несколько портретов участников конгресса. Кисти Джорджа Доу, работавшему в это время в Ахене, принадлежит целая галерея портретов русских генералов 1812 г., которые находятся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Музыкальная жизнь Ахена была украшена выступлениями и оперной певицы А. Каталани, обладательницы редкостного сопрано, и французского баритона П.-Ж. Гара (с. 145-164).
5 Основное внимание автора обращено к политическим результатам конгресса. Главный источник - написанные на французском языке протоколы заседаний. Прежде всего был решен вопрос о долгах Франции по выплате контрибуции, причем ее уменьшение вызвало недовольство прусской делегации. Следом был утвержден так называемый «Военный протокол», согласно которому объединенные силы четырех стран могут в случае необходимости двинуть свои войска на Францию (с. 167-179). Конечно, по числу принятых решений и документов Ахенский конгресс уступал Венскому. Как считает Духхардт, он носил скорее успокоительный характер, дабы смягчить эскалацию конфликтов. Решения Ахенского конгресса шли вразрез с либеральными и революционными настроениями. Великобритания как конституционная страна высказалась за ограничение возможности интервенции в случае незаконной перемены власти в результате революционных действий (с. 186, 202-205).
6 Подводя итоги, автор признает, что Ахенская встреча на высшем уровне в коллективной памяти европейцев не имела того значения, что Венский конгресс. Включение Франции в состав великих держав отражает новую политику, направленную на налаживание коллективной безопасности (с. 216, 220-222). Безусловно, книга Духхардта не только дает полное представление об Ахенском конгрессе в свете истории международных отношений, но и служит источником сведений о жизни города, в котором в течение двух месяцев принимались судьбоносные решения для Европы и мира.