History of the Dutch Regions from Antiquity to 1830 (Dutch Regions from the Batavi and Belgae to the Belgian Revolution of 1830. Textbook. Moscow, 2018)
Table of contents
Share
Metrics
History of the Dutch Regions from Antiquity to 1830 (Dutch Regions from the Batavi and Belgae to the Belgian Revolution of 1830. Textbook. Moscow, 2018)
Annotation
PII
S013038640008672-7-1
DOI
10.31857/S013038640008672-7
Publication type
Review
Source material for review
НИДЕРЛАНДСКИЕ ОБЛАСТИ ОТ БАТАВОВ И БЕЛГОВ ДО БЕЛЬГИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1830 г. Учебное пособие. М.: ООО «Интеграция: образование и наука», 2018, 252 с.
Status
Published
Authors
Anna Matveeva 
Affiliation: Institute of World History RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
196-199
Abstract

              

Received
21.04.2020
Date of publication
19.06.2020
Number of characters
11258
Number of purchasers
17
Views
135
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

1

Сотрудниками Института всеобщей истории РАН — докторами исторических наук Г. А. Шатохиной-Мордвинцевой (отв. редактор) и А. С. Намазовой, кандидатами историчсеких наук А. А. Майзлиш и А. О. Хорошевой — впервые в отечественной учебной литературе была предпринята попытка дать в форме Инновационного учебно-методического комплекса систематическое изложение истории всех нидерландских областей с древности до 1830 г. Работа была выполнена в рамках проекта «Инновационный учебнометодический комплекс “История”» (координатор проекта — Д. В. Фомин-Нилов, секретарь — Б. В. Яблоков).

2 В рецензии на это недавно вышедшее учебное пособие следует отметить, что, с одной стороны, оно является абсолютно новым словом в преподавании истории в старших классах средней школы или же элективного курса на гуманитарных факультетах вузов, а с другой — редким в нашей историографии всеобъемлющим изложением истории трех современных государств Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (ныне объединенных термином «страны зоны Бенилюкс») на длительном историческом отрезке — с древнейших поселений на территории региона до конституирования современного Бельгийского государства в XIX в.
3 В развернувшейся общественной и профессиональной дискуссии по поводу очередных вводимых стандартов среднего и высшего образования при постоянных попытках реформирования самих подходов к образовательному процессу профессиональное, в том числе и историческое, сообщество должно не просто декларировать свою заинтересованность в данной дискуссии, не просто выступать в качестве экспертов, но и предлагать новые продукты, новые инструменты для их внедрения, которые позволят при выстраивании неких «индивидуальных траекторий» и «личностного подхода» перейти от чистых деклараций к конкретике.
4 История малых стран Европы, которые являются таковыми сейчас, а ранее некоторые из них были центрами великих континентальных и морских империй, не становилась предметом специального изучения в советской/российской школе. И это несмотря на то, что именно эти страны были ареной и в некотором роде «экспериментальной лабораторией» большинства общеевропейских процессов (от Реформации до колониализма), явили миру культурные и философские вершины гуманизма, а также становились подчас одними из самых передовых регионов с точки зрения появления и развития современных атрибутов общественной жизни — парламентаризма, партийного строительства и т. д.
5 Отсутствие особого внимания к областям Исторических Нидерландов не только в школе, но и в большинстве учебных вузовских программ — основная причина того, что по большому счету в нашей стране так и не сложилась школа нидерландистики, а редкие специалисты в данной области занимаются не только хорошо знакомыми им конкретными проблемами региональной истории, но и постоянно задействованы в работе над всеми обобщающими трудами и многочисленными энциклопедическими изданиями.
6 Инновационным данное пособие делает сразу несколько факторов. В учебных программах исторических дисциплин до сих пор превалирует хронологический, а не региональный или страноведческий подход: история Древнего мира, затем Средние века и т.д. Этот подход не только традиционен (он, кстати, сохраняется и на большинстве исторических факультетов вузов), но и вполне оправдан, так как позволяет понять общие закономерности того или иного этапа исторического развития и выявить некоторые национальные, государственные и культурные особенности разных стран. При этих очевидных плюсах у такого подхода есть и столь же очевидные минусы — почти невозможно в процессе обучения дать точное представление о последовательности всех этапов развития той или иной страны или региона. В результате, в представлениях школьников история V и XIX вв. является как бы совершенно отдельными «уроками», поскольку «разрыв» в их изучении составляет несколько лет. Когда восьмиклассники приступают к изучению наполеоновских войн, то, что происходило в Европе, например, в период Тридцатилетней войны, не говоря уж о Римской империи, практически ими забыто, а если в памяти что-то и остается, то только в самых общих чертах. Не будем здесь касаться еще одной проблемы — история России в образовательном процессе всегда отделена от всеобщей истории, и только очень хороший преподаватель может построить свои занятия так, чтобы показать взаимосвязь и представить проблемы отечественной истории звеньями общего хода мировой.
7 Рецензируемая работа во многом ломает все эти стереотипы. Во-первых, история целого региона, причем достаточно обширного, описана последовательно, подробно, без лакун и пробелов, и это при том, что, по мнению авторов других более традиционных учебников, «в этих областях ничего примечательного не происходило». Во-вторых, поскольку история стран зоны Бенилюкс тесно связана в период Средневековья и Нового времени с развитием международных отношений и противостоянием самых могущественных династий Европы, то четкое понимание места и роли данного региона в общеевропейском контексте выстраивает те самые, необходимые для понимания исторического процесса связи и закономерности, превращая набор фактов и дат в стройный и логичный процесс и давая возможность уйти от начетничества ко вполне творческому осознанию хода общественного развития.
8 Авторы уделяют большое внимание культурным процессам на территории нидерландских областей, что является еще одной особенностью данного учебного издания. И речь идет не только о живописи, архитектуре, литературе, но и о науке, технике и т.д. Эти разделы имеют особое значение для современного читателя, так как в представлениях образованного человека возникают прежде всего, и почти исключительно, живописные образы И. Босха, Ф. Хальса, А. ван Дейка, Рембрандта, представленные в том числе и в российских музейных собраниях и благодаря этому прочно вошедшие в наш отечественный культурный код как вершины мирового художественного искусства. Однако часто знания широкой аудитории о Голландии (так ошибочно называют одну из стран этого региона) этим и ограничиваются. Новая книга не только разъяснит, что Голландия — это лишь одна из нидерландских провинций, но и даст комплексное представление об уникальных историко-географических особенностях каждой из областей, их этническом и культурном многообразии.
9 Во многом этому будет способствовать потрясающая наполненность издания самым разнообразным иллюстративным материалом. Некоторые разделы книги, причем не только те, что посвящены культурным процессам, но и те, где речь идет о политических и социальных проблемах, столь богато иллюстрированы, что иногда напоминают художественный альбом. Это очень важно для современных учащихся, привыкших к визуальным образам и визуальному восприятию любого материала. Книга дает им эту возможность и не требует дополнительного обращения к сторонним цифровым ресурсам, чтобы познакомиться с теми памятниками (картинами, гравюрами, книжными литографиями, фотографиями сохранившихся сооружений), о которых идет речь.
10 Огромной проблемой не только школьников, но и студентов является слабое знание географии, особенно исторической. Надо, впрочем, признать, что разобраться во всех хитросплетениях территориальных изменений в средневековой Европе подчас бывает непросто и профессиональным историкам, занимающимся другими периодами или регионами. Хочется вспомнить в этой связи, что разрабатываемый в данный период портал на основе Большой российской энциклопедии, одной из своих основных частей будет иметь так называемые геохронотопы, которые призваны дать полную информацию по тому или иному географическому объекту (городу, исторической области, государству и т.д.), включая и его территориальные изменения. Опубликованные в учебном пособии самые подробные карты позволяют абсолютно точно привязать те или иные исторические события к конкретным территориям и проследить развитие этих территорий «от батавов и белгов до Бельгийской революции». Нельзя не упомянуть также о той огромной работе, которая была проведена авторами пособия при подготовке этих карт, схем, династических таблиц и т.д., ранее отсутствовавших в отечественной литературе.
11 Еще одним несомненным достоинством издания являются многочисленные выдержки из документов, литературных произведений, краткие (и не очень) биографии исторических деятелей, описание тех или иных событий. Все эти вставки или «клипы», которые имеются фактически на каждой странице, превращают издание и в хрестоматию, и в энциклопедию, и в словарь-справочник, а по сути — создают «инновационность» этого учебного пособия, делая его абсолютно современным, фактически интерактивным пособием не только по истории, но и по страноведению, и даже регионоведению. Студенты, поступающие на специальность «регионоведение», а ведь во многих вузах есть даже такие факультеты и отделения, слабо себе представляют, с чем они в будущем будут иметь дело. Такой учебник совершенно очевидно расширит горизонты познания, покажет непрерывность исторического процесса, взаимосвязь народов, этносов, территорий и т.д. Те счастливцы, в чьей учебной программе окажется это пособие, никогда уже не зададут вопросы, касающиеся того, почему Бенилюкс в современной послевоенной истории является единым регионом; изобретение ли это творцов Ялтинско-Потсдамской системы или объединение этих стран легло в основу Европейского экономического сообщества, превратившегося впоследствии в Европейский Союз — важнейшего игрока на нынешнем поле международной политики, совсем не случайно. Впрочем, как и вопрос о двуязычии Бельгии, обусловленный всем историческим развитием региона и ныне ставший не только особенностью страны, но и постоянным источником внутренних конфликтов. Ответы на них четко прослеживаются в подробном изложении истории становления и развития этих северо-западных областей Европы. Таким образом многие современные реалии и проблемы, о которых можно узнать из информационного пространства, находят свое объяснение в данном издании.
12 Нельзя не отметить, что книга снабжена всеми необходимыми атрибутами учебника — четкой разбивкой на темы, изучение каждой из них позволит ответить на вопросы для самоконтроля, тестовыми заданиями, хронологической таблицей, словарем терминов, обширным списком рекомендованной литературы и т.д. Работа с книгой в процессе обучения будет легкой и приятной, не говоря уже о том, что она дает информацию, которую из какого-то другого издания или иного ресурса узнать не удастся.
13 В заключении хотелось бы высказать только несколько пожеланий. Первое, обращенное к авторам учебника, — не ставить точку в этой работе и подготовить к печати еще одну часть, вобрав в нее проблематику XIX — начала XXI в. И второе — к министерству образования и тем структурам, что формируют учебные планы: рассматривать возможность более вариативных подходов к учебному материалу и дать право преподавателям, хотя бы некоторых гуманитарных школ и гимназий, использовать в своей работе новые, нестандартные пособия, вышедшие из-под пера ведущих в своих областях специалистов. Надеюсь, что тираж этого редкого по тематике и уникального по подаче материала учебного пособия не ограничит знакомство с ним лишь узкого круга сотрудников академии наук, и через систему распространения подобного рода литературы он все же попадет в руки тех, для кого и предназначен — учащихся-старшеклассников, студентов и преподавателей.