Specific Features of the Polisario Front as a Non-State Actor
Table of contents
Share
Metrics
Specific Features of the Polisario Front as a Non-State Actor
Annotation
PII
S013038640009535-6-1
DOI
10.31857/S013038640009535-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Maria Makhmutova 
Affiliation: Institute of Oriental Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
149-158
Abstract

In the article, the author considers the Polisario Front as a national liberation movement aimed at gaining independence for the Sahara Arab Democratic Republic. The work focuses on the internal structure of the movement, which is aligned vertically. Its founders laid the principle of consultation before making fateful decisions and choosing strategic directions. It is noted that the attempt to divide the branches of power within the organization can hardly be called successful, since key powers are still concentrated in the hands of the executive bodies. The military wing of the Polisario Front is represented by a guerrilla army equipped with old Soviet arms and equipment. It is constantly replenished with human resources, and the instructors, as a rule, are the Algerian military. The author seeks to show the main sources of financing the movement. It was revealed that this is not only Algeria's contributions, but also cash receipts from charitable foundations and financial receipts from people loyal to the Polisario Front. The organization also receives a share from the smuggling of drugs, weapons, precious metals in Africa. The study also pays attention to the life of people in the Tindouf camps, where the administrative structure was organized by the Polisario Front. It is noted that the camp economy is focused on survival. In this regard, it is up to men to meet the basic needs of families. Women, thanks to the spread of the idea of feminism in the ranks of the POLISARIO Front, can participate in politics and get a job. A high social position, as a rule, is occupied by representatives of the older generation with higher education. Education is available for children, but many do not conclude their studies in schools, as they must help their parents. In general, despite the lack of implementation of the idea of independence for Western Sahara, the Polisario Front remains an attractive movement for the Sahrawi and has no obvious competitors.

Keywords
Polisario Front, Western Sahara, Tindouf, Algeria, Morocco
Received
29.07.2020
Date of publication
29.01.2021
Number of purchasers
2
Views
49
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2021
4224 RUB / 84.0 SU
1 Идеология созданного в 1973 г. Фронта ПОЛИСАРИО1 сочетает в себе элементы антиколониализма, арабского социализма и национализма. Сформированная в культуре сахарави организация унаследовала от племенного общества совещательный принцип принятия судьбоносных решений. С момента своего появления ПОЛИСАРИО позиционировало себя как движение, нацеленное на создание независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) со столицей в Эль-Аюне. За время своего существования организация противостояла испанским властям, вела партизанскую борьбу с Мавританией и Марокко. С момента заключения шаткого перемирия между ПОЛИСАРИО и Рабатом в 1991 г. мирные переговоры под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) и деятельность Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) не привели к положительному результату. Марокко готово предоставить Западной Сахаре автономию, в то время как ПОЛИСАРИО требует полного суверенитета. Ситуация принципиально не меняется уже 30 лет.
1. Фронт ПОЛИСАРИО (POLISARIO) – сокращ. от исп. Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Frente Popular de Liberación de Saguía el Hamra y Río de Oro).
2 Фронт ПОЛИСАРИО имеет поддержку со стороны различных организаций и государств. С 1982 г. он является членом Организации африканского единства (позднее Африканского союза), а в 2005 г. получил предложение присоединить свою армию к Африканским резервным силам. Кроме того, ПОЛИСАРИО получает финансовую и военную поддержку от Алжира и Ирана, а также «Хизбаллы». На международном уровне независимость Западной Сахары поддерживают Россия, Мексика, Испания, Португалия, Великобритания, Вьетнам, многие африканские и латиноамериканские государства. Некоторые из них установили дипломатические отношения с САДР – позволили открыть на своей территории представительства ПОЛИСАРИО, позиционирующего себя как единственную организацию, отстаивающую самоопределение Западной Сахары.
3 К настоящему времени проблема независимости народа сахарави и его земли мало известна в международном сообществе, хотя для Марокко – это вопрос национальной безопасности. Выстроенная в Западной Сахаре стена частично снижает потенциальные вызовы, однако не гарантирует полной защиты. Дипломатия Рабата крайне заинтересована в международной поддержке территориальной целостности страны. В национальном медиа-пространстве всегда присутствует антагонизм и неприятие самой идеи независимости сахарави, а любые встречи и связи ПОЛИСАРИО с европейскими государствами воспринимаются крайне остро и болезненно.
4 Народ сахарави проживает преимущественно на территории Западной Сахары (около 603 тыс.) и юге Марокко. Около 200 тыс. человек в результате войн и политики Рабата бежали в Мавританию, 170 тыс. нашли убежище в Алжире, примерно 150 тыс. воспользовались испанским гражданством, полученным в период колониализма, и мигрировали в Европу. Вплоть до насильственной урбанизации Марокко в 1980-х годах сахарави сохраняли кочевнический образ жизни. Традиционная культура наблюдается и среди представителей народа, осевших в городах. Сахарави объединены в племена, наиболее известны Рагибат (ведет происхождение от пророка XVI в. Сиди Ахмеда Ргиби), Текна (потомки берберского племени Баранис) и Ульд Делим (потомки кочевого арабского племени Бени Хассан). В религиозном отношении главное место занимает ислам маликитского мазхаба, однако практикуются традиционные языческие ритуалы защиты, гадания, подношения духам.
5 СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
6 Основой организационной структуры Фронта ПОЛИСАРИО являются три главных политических института: Всеобщий народный конгресс, Генеральный секретарь и Национальный совет. Легитимность зависит от Всеобщего народного конгресса, который избирает Генерального секретаря и членов Национального совета. Всеобщий народный конгресс состоит из делегатов от Народного конгресса в лагере беженцев в Тиндуфе, Национального союза Сахарских женщин, Сахарского союза молодежи, Сахарского профсоюза, Союз студентов и вооруженных сил. Количество делегатов непостоянно. Все сахарави имеют право участвовать в выборном процессе; собрания проходят один раз в три или четыре года. Конгресс обладает полномочиями определять основные стратегические направления организации, а также решает вопрос о приостановлении военных действий с Марокко или же их начале2.
2. Zunes S., Mundy J. Western Sahara: War, Nationalism, and Conflict Irresolution. Syracuse–New York, 2010. P. 119.
7

Генеральный секретарь движения – фигура, представляющая все народы САДР, то есть он имеет функции президента республики. Тайным голосованием в 2016 г. на этот пост был назначен Брахим Гали. Он обладает правом назначать премьер-министра, губернаторов, высокопоставленных военных и представителей органов безопасности, судей. Также Б. Гали возглавляет Совет министров, ведет внешнеполитическую деятельность, консультирует Всеобщий национальный конгресс по ведению внутренней политики в лагерях беженцев на юге Алжира. Генеральный секретарь не может передавать даже часть своих полномочий премьер-министру. При досрочной отставке по причине болезни или смерти, его функции переходят к главе Национального совета3. Исполнительная власть представлена премьер-министром (Бишрая Хаммуди Буюна4 с 2020 г.), а также Советом министров, в который входят министры внутренних дел, иностранных дел, обороны, юстиции и религии, образования, экономического развития, информации, здравоохранения, оккупированных территорий. Премьер-министр одновременно является советником президента и вице-президента, он также назначает членов кабинета министров после предварительной консультации с президентом5.

3. The Constitution of the Sahrawi Arab Democratic Republic. URL: >>>> (access date: 28.04.2020).

4. Президент Ибрагим Гали назначает является Бишрая Хаммуди Буюна премьер-министром. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2020). (Араб.)

5. Wilson A. Democratising elections without parties: reflections on the case of the Sahrawi Arab Democratic Republic // The Journal of North African Studies. Vol. 15. 2010. Issue 4. P. 433.
8

Национальный совет исполняет роль законодательного органа аналогичного парламенту. Заседания не регулярны, проводятся по мере необходимости. Национальный совет в праве отстранить от должности Генерального секретаря. Законодательный орган состоит исключительно из членов ПОЛИСАРИО, в нем не представлено никаких иных движений или партий (с 2007 г. – 53 депутата)6. Последние выборы прошли в марте 2020 г., место спикера занял Хама Саламе7, он и ранее был депутатом Национального совета.

6. Bhatia M. The Western Sahara under Polisario control // Review of African Political Economy. Vol. 28. 2001. Issue 88. P. 296.

7. Избрания Хама Саламе на пост главы Национального совета Сахарави. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2020). (Араб.)
9 Вооруженные силы ПОЛИСАРИО представлены партизанской Сахарской Народно-освободительной армией8. Все мужчины в лагерях беженцев призываются на службу, в военные годы помощь оказывают и женщины. Вооруженные силы, насчитывающие примерно 5 тыс. человек, сосредоточены в семи районах: Цуг, Тифарити, Миек, Мерес, Бир-Лахлу, Тиндуф и Селлаурих. В каждом районе находятся пять-шесть батальонов, имеющих дополнительную помощь в медицинском обслуживании, связи, ремонте техники, определении местонахождения противника. Тиндуф считается основным центром командования с несколькими казармами и складами оружия9. Главнокомандующим армии является Генеральный секретарь ПОЛИСАРИО, ему подчиняется министр обороны в сотрудничестве с Центральным военным управлением. Министру обороны подотчетны внутриармейские системы безопасности, здравоохранения, логистики, а также инструкторы и военный персонал.
8. Besenyő J. Guerrilla Operations in Western Sahara: The Polisario versus Morocco and Mauritania // Connections: The Quarterly Journal. 2017. № 3. P. 35.

9. Баусуля Б.А. Шепот дюн. Лондон, 2012. С. 243. (Араб.)
10 В системе безопасности сделан акцент на получение стратегически важной информации: на выявлении лиц, стремящихся проникнуть в структуру ПОЛИСАРИО с целью дискредитации движения. Как правило, опасения вызывают марокканские спецслужбы. Руководители Фронта не раз сталкивались с тем, что молодых людей пытались переманить на противоположную сторону, предлагая материальные блага, а также жизнь вне лагерей Тиндуфа.
11 Армейские отделы здравоохранения включают в себя военный медицинский персонал, медицинские учреждения и технику для транспортировки пострадавших. Логисты ответственны за материально-техническое обеспечение армии, а именно доставку машин, боеприпасов, средней и тяжелой техники, огнестрельного оружия. Инструкторами армии ПОЛИСАРИО становятся обученные военные или представители других стран (Алжира, Ирана и др.). Офицеры проходят подготовку в специальных учебных заведениях, в том числе в школах «Мартир Луали» (базовое военное образование) и «Мартир Хеддад» (подготовка специалистов по работе с артиллерийским вооружением, зенитной техникой и танками). Ключевую помощь в подготовке кадров и тренировке военных оказывает Алжир.
12

Батальон армии состоит из противотанкового взвода, зенитной роты, механизированной пехоты. Партизанское движение оснащено старым, в основном, советским вооружением10. Практически весь арсенал был получен из Алжира. Имеются сведения о наличии около 50 танков советского производства Т-55, 20 танков типа Т-62, легких танков SK-105, свыше 100 бронированных машин типа БМП-1, Ратель, Эланд, М3, боевых разведывательных машин EE-9, безоткатных орудий Б-10 и Б-11, реактивной системы залпового огня Град. ПОЛИСАРИО обладает примерно 10 ракетно-пусковыми установками БМ-21, 30 гаубицами Д-30, гусеничными артиллерийскими тягачами, тяжелыми минометами 82 мм. Помимо этого, движение владеет зенитными пулеметами ДШКМ, зенитными установками калибра 23 мм, зенитными системами ЗПУ, зенитными самоходными ЗСУ23-4 Шилка, зенитно-ракетными комплексами Стрела-1, Оса, Куб. Среди огнестрельного оружия в наличии автоматы Калашникова11.

10. Bauer G.E. The Morocco‐Polisario conflict: Prospects for western Saharan stability in the 1990s // Small Wars & Insurgencies. Vol. 5. 1994. Issue 1. P. 121.

11. Война в Сахаре: возможности марокканской армии и сил ПОЛИСАРИО. URL: >>>> حرب-الصحراء-قدرات-الجيش-المغربي-وقوات-البوليساريو (датаобращения: 28.04.2020). (Араб.)
13 Организационная система разведывательных служб ПОЛИСАРИО выстроена по примеру алжирских. Основное внимание уделяется информации о марокканской политике и военном потенциале Рабата как из информационных источников, так и от сахарави, проживающих в Западной Сахаре и на юге страны. Властям Марокко непросто противостоять выстроенной ПОЛИСАРИО сети, так как среди лояльных движению лиц помимо обычных граждан встречаются кочевники, государственные служащие и военные.
14 В целом Фронт ПОЛИСАРИО создал вертикальную структуру управления, заложив в ее основу совещательный принцип, характерный для племенной и исламской моделей. Присутствует и западная идея разделения властей, однако на практике исполнительная власть доминирует над законодательной и судебной ветвями. Военная организации имеет строгую иерархическую структуру и опирается на внешнюю помощь. Оснащение армии устаревшее и весьма ограниченное, соответственно и военный потенциал намного слабее марокканских вооруженных сил, ежегодно закупающих вооружение у США. Однако ПОЛИСАРИО всегда был нацелен на ведение партизанской борьбы, что значительно опаснее для регулярной армии, нежели прямое столкновение. И опасения Рабата оправданы, особенно, в условиях поддержки ПОЛИСАРИО соседним Алжиром и Ираном.
15 ФИНАСИРОВАНИЕ
16

Согласно опубликованным данным, бюджет ПОЛИСАРИО оценивается в 70 млн долл.12 Реальная сумма может быть значительно выше: постоянная помощь Алжира оценивается примерно в 300–550 млн долл. в год. Основная доля этих средств приходится на закупку вооружения. Часть финансовых потоков направляются через банковские счета в Тунисе, Мавритании и других странах, а также через благотворительные организации. Многие испанские неправительственные организации, нацеленные на поддержку прав беженцев, женщин и детей, периодически отчисляют денежные средства ПОЛИСАРИО. В 2014 г. стало известно, что деньги, направляемые Фронту, проходили через правозащитный фонд «Аль-Кодиса» в Испании, чья официальная цель – защита прав женщин и детей. В ходе расследования была установлена связь фонда с алжирской разведкой13. Помимо этого, Каталонское правительство ежегодно выделяет около 100 тыс. евро ПОЛИСАРИО через Международный институт ненасильственных действий (NOVACT).

12. «Неделя» публикует последнее оснащение армии ПОЛИСАРИО. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2020). (Араб.)

13. Секретно: документы доказывают, что Алжир финансирует ПОЛИСАРИО для дестабилизации Марокко. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2020). (Араб.)
17

Финансовую поддержку и военную помощь в подготовке кадров осуществляет также Иран. Его содействие ПОЛИСАРИО стало поводом для обострения отношений между Рабатом и Тегераном в 2018 и в 2019 г. В результате руководство Марокко приняло решение о разрыве дипломатических отношений с Ираном. Министр иностранных дел Насер Бурита заявил, что через посольство Ирана в Алжире организовывались встречи лидеров ПОЛИСАРИО и «Хизбаллы». Также сообщалось о передаче через «Хизбаллу» вооружения, в частности зенитно-ракетного комплекса Стрела-114.

14. Марокко приостанавливает отношения с Ираном. URL: >>>> /المغرب-يعلن-وقف-علاقاته-مع-إيران-ويطلب/ (дата обращения: 28.04.2020). (Араб.)
18

Помимо этого, ряд стран и организаций перечисляют деньги для поддержки населения в лагерях беженцев. Бюро по делам народонаселения, беженцев и миграции Государственного департамента США в 2019 г. выделило 560 млн долл. для развития рыболовства в Тиндуфе15. ЕС направляет не менее 10 млн долл. на поддержание населения в лагерях беженцев в Тиндуфе. Китай предоставляет ПОЛИСАРИО гуманитарную помощь через Сахарский Красный Крест, его вложения достигают примерно 1 млрд долл.16 Гуманитарную помощь беженцам в лагерях Тиндуфа оказывают и международные организации – Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

15. США выделяют 560 млн долл. ПОЛИСАРИО. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2020). (Араб.)

16. Китай предоставляет миллиард ПОЛИСАРИО. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2020). (Араб.)
19

Не раз поступала информация об отмывании денег в Европе и финансовых отчислениях от лояльных ПОЛИСАРИО лиц. Однако точные денежные суммы установить не удавалось. Более того, власти Марокко не раз обвиняли ПОЛИСАРИО в участии в контрабанде и продаже наркотиков17. Публиковались данные о связях движения с колумбийским наркобароном Эрнесто Баезом. Кроме того, Фронту ставили в вину связь с ячейками «Аль-Каиды» в Магрибе и Сахеле. Ситуация обострилась после падения в Ливии в 2011 г. режима Муаммара Каддафи, который оказывал мощную финансовую поддержку Фронту ПОЛИСАРИО. После 2011 г. власти Марокко и Мали выражали обеспокоенность сотрудничеством жителей лагерей Тиндуфа с террористическими организациями и участием в конкурентной борьбе с малийскими контрабандистами за пути транспортировки драгоценных металлов, оружия, наркотических средств и сигарет18. В первую очередь речь идет о молодых сахарави, не находящих иного источника дохода19. Члены ПОЛИСАРИО были уличены в похищении гражданских лиц с целью получения выкупа; наибольший резонанс получают дела, связанные с европейцами. Так, в октябре 2011 г. были похищены два гражданина Испании и один гражданин Италии20. Безусловно, такая тенденция вызывает беспокойство, как и вероятность радикализации настроений среди беженцев и их присоединения к экстремистам.

17. Эль-Аюн Инсолит. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2020). (Араб.)

18. Wehrey F., Boukhars A. Perilous Desert: Insecurity in the Sahara. Washington (DC), 2013. Р. 167.

19. Ojeda-Garcia R., Fernández-Molina I., Veguilla V. Global, Regional and Local Dimensions of Western Sahara’s Protracted Decolonization: When a Conflict Gets Old. New York, 2016. Р. 174

20. Three refugee camp workers abducted in Algeria. URL: >>>> (access date: 24.04.2020).
20 Точные суммы дохода фронта ПОЛИСАРИО широкой общественности не известны, но понятно, что речь идет о миллиардах долларов.
21 УКЛАД ЖИЗНИ В ЛАГЕРЯХ ТИНДУФА
22 Фронт ПОЛИСАРИО взял на себя организацию административного управления в пяти лагерях беженцев в Тиндуфе: Авсерде, Дахле, Эль-Аюне, Будждуре и Смаре21, где проживает около 170 тыс. человек. На въезде в населенные пункты установлены КПП, разделяющие зоны суверенитета ПОЛИСАРИО и Алжира. Каждый лагерь делиться на 6–7 муниципалитетов (даир), которые в свою очередь состоят из четырех окрестностей (сена), чьи руководители отвечают за определенную территорию с поселениями, школами, рынками, состоящими из 150–170 лавок. В каждом даире есть резервуары с водой, пункты медицинской помощи и детские сады. Муниципалитет имеет свой Центральный аппарат и пять комитетов: здравоохранения, образования, правосудия, труда и ремесел. Раз в три года на уровне даира проходят собрания для выбора Народного совета. Прямым голосованием избирается мэр, до выборов обычно проводятся дебаты между кандидатами. Как показала практика, кандидатов может быть неограниченное количество как мужчин, так и женщин. Главные условия – достаточный возраст, отсутствие опасных заболеваний и членство в ПОЛИСАРИО. Избранные лица отвечают за организацию жизни людей в даире.
21. Lecat L. Floods in Sahrawi refugee camps in Tindouf // The State of Environmental Migration 2016: A review of 2015. Liège (Belgium), 2016. P. 207.
23 По причине ограниченной гуманитарной помощи и тяжелых погодных условий (засуха или периодические наводнения) население ориентировано на борьбу за выживание: большая часть жителей лагерей занята в центрах здравоохранения, образования, ремесла и сельском хозяйстве22. Большинство проживает в одноэтажных глинобитных домах или палатках, средний месячный достаток семьи составляет около 100 евро. Иногда необходимо разрешение местной администрацией на строительство жилья. В лагерях есть доступ, хотя и ограниченный, к информационному полю: радио, телевидению, сотовой связи и Интернету. Несмотря на позицию ПОЛИСАРИО по поводу рабства, в лагерях Тиндуфа оно практикуется в отношении чернокожего населения. Рабовладельческие отношения могут быть прекращены, если хозяин подписал соответствующий документ и заверил печатью в лагере.
22. Boukhars A., Roussellier J. Perspectives on Western Sahara: Myths, Nationalisms, and Geopolitics. Lanham (Maryland), 2014. Р. 265.
24

Стоит отметить, что Алжир практически не вмешивается в административное управление лагерей, где царят законы САДР и ПОЛИСАРИО23. Однако алжирские военные проводят осмотры и оказывают помощь в экстренных ситуациях.

23. Human Rights in Western Sahara and in the Tindouf Refugee Camps // Human Rights Watch (HRW). URL: >>>> (access date: 24.04.2020).
25 Изучая уклад жизни в лагерях, можно выделить три социальные группы: мужчины, женщины и дети. Основную ответственность за управление лагерями несут мужчины, преимущественно старшего возраста. Молодые люди до 30 лет практически не вовлечены в данный процесс. Они заняты в таких сферах как уборка отходов, ремонт электротехники, работа на рынках, доставка товаров, переправка людей в Мавританию24. При этом в лагерях наблюдается немалый процент безработицы среди мужчин, хотя, согласно местному укладу, они должны обеспечивать свои семьи. Среди беженцев встречаются специалисты, получившие образование за рубежом, например, на Кубе. По возвращению домой далеко не все сахарави имеют возможность найти работу. Эти обстоятельства толкают мужчин на путь преступности или миграции ради финансирования своих семей. Наиболее привлекательной для миграции остается Испания, где многие видят возможность (порой иллюзорную) добиться успеха: пойти учиться и найти работу.
24. Fiddian-Qasmiyeh E. The Ideal Refugees : Islam, Gender, and the Sahrawi Politics of Survival: Vol. First edition. Syracuse–New York, 2014. P. 223.
26 Поскольку Фронт ПОЛИСАРИО выступает как движение, отстаивающее права женщин и отвергающее рабство, то большинство женщин в лагерях чувствуют себя свободно. Идеи феминизма вкладываются в головы детей еще в школе, пока они изучают историю движения ПОЛИСАРИО и сахарави25. Женщины не испытывают гнет со стороны мужчин. К тому же множество неправительственных и международных организаций реализовывают программы по поддержке женщин, что стимулирует повышение их роли в обществе. Они активно участвуют в административной жизни, в том числе в политических дебатах и выборах. На общественных мероприятиях женщины в праве открыто критиковать мэров, административных служащих, представителей благотворительных организаций. Кроме того, даже во взрослом возрасте они могут посещать языковые или компьютерные курсы, после прохождения которых открывается возможность покинуть лагеря и эмигрировать. Элитой считаются немолодые дамы, получившие образование за рубежом, в частности, в Испании. Именно они занимают самые высокие и влиятельные должности как внутри ПАЛИСАРИО, так и в лагерях. Стоит отметить, что после замужества и появления детей женщины не всегда стремятся выйти на работу и участвовать в жизни лагеря. Как правило, в большой семье есть одна или две дамы, которые остаются дома и приглядывают за всеми маленькими детьми и подростками большой семьи.
25. Allan J. Imagining Saharawi women: the question of gender in POLISARIO discourse // The Journal of North African Studies. Vol.15. 2010. Issue 2. P. 195.
27

В лагерях Тиндуфа организованы специальные места для досуга и спортивных занятий для мальчиков и девочек, для девочек таких мест значительно меньше. Что касается образования, то для всех детей характерен преждевременный уход из учебных заведений, до окончания обучения в средней школе26. Девочки бросают обучение раньше, и к окончанию средней школы их практически не остается в классах. Вероятнее всего, главная причина кроется в необходимости вовлечения девочек в хозяйственную деятельность и помощь по дому: присмотр за младшими детьми, уход за скотом, земледелие. Международные организации и ПОЛИСАРИО поощряют женское образования, организовывая для девочек отдельные учебные заведения. Порой подростки имеют возможность вернуться в школу, но это зависит от обстановки в семье. Иногда дети покидают образовательные учреждения из-за нехватки мест. Если родители являются членами ПОЛИСАРИО или работают в неправительственных организациях, у детей есть возможность перейти в алжирскую школу. Бедные семьи не могут себе этого позволить. Помимо этого, власти Марокко докладывали, что ПОЛИСАРИО вербует детей с раннего возраста. Примерно в семь лет их разлучают с родителями и отдают на обучение военному делу, что происходит при содействии Алжира27. Детей готовят к потенциальной войне, во время обучения выплачивается небольшое денежное вознаграждение28.

26. Права человека в Западной Сахаре и лагерях беженцев в Тиндуфе. Human Rights Watch (HRW), 2008. C. 112. (Араб.)

27. Дети сахарави страдают из-за перемещения на Кубу. URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2020). (Араб.)

28. Как Фронт ПОЛИСАРИО эксплуатирует детей? URL: >>>> (дата обращения: 28.04.2020). (Араб.)
28 В вопросах бракосочетания решения всегда принимаются старшими представителями семьи. Девочки выходят замуж с позволения своего опекуна, которым является отец или старший брат. Предпочтение отдается тем семьям, с которыми уже заключались брачные отношения. Особое значение при замужестве придается девственности девушек. Если в прошлом веке семейная жизнь начиналась с нуля, и люди довольствовались палаткой, то в настоящее время для заключения брака юношам полагается иметь не менее 3 тыс. евро для обустройства дома (одеяла, матрасы, немного мебели), организации торжества и выкупа29. Рабы могут вступать в брак с разрешения хозяев.
29. Martín P S. Western Sahara: The Refugee Nation. Cardiff, 2010. P. 167.
29 Таким образом, жизнь в лагерях Тиндуфа организована благодаря созданной ПОЛИСАРИО администрации. Фронт постарался обеспечить базовые потребности населения, самое главное – предоставил доступ к чистой воде, продуктам питания и медицинской помощи.
30 Фронт ПОЛИСАРИО не намерен отказываться от идеи независимости Западной Сахары. Несмотря на обвинения в коррумпированности и разногласиях внутри структуры, организация продолжает функционировать, придерживаясь своей идеологией, пополняя армию и оснащая ее вооружением. Застопорившиеся переговоры с Марокко под эгидой МООНРЗС в данный момент не позволяют надеяться на положительную динамику. В текущих условиях обе стороны усиливают внешнеполитические связи для обеспечения поддержки и, фактически, остаются в состоянии ни войны, ни мира.

References

1. Bausulya B.A. Whisper of the dunes. London, 2012. (In Arabic)

2. War in the Sahara: the possibilities of the Moroccan army and the forces of POLISARIO. URL: https://www.alaraby.co.uk/politics/2018/4/8/ حرب-الصحراء-قدرات-الجيش-المغربي-وقوات-البوليساريو(access date: 28.04.2020). (In Arabic)

3. Sahrawi children suffer from displacement to Cuba. URL: https://sahara-question.com/ar/أخبار/معاناة-الأطفال-الصحراويين-من-التهجير-الى-كوبا-و-سؤال-الهوية (access date: 28.04.2020). (In Arabic)

4. Election of Ham Salam as Head of Sahrawi National Council. URL: https://www.spsrasd.info/news/ar/articles/2020/03/16/25153.html (access date: 28.04.2020). (In Arabic)

5. How does the POLISARIO Front exploit children? URL: https://www.sasapost.com/children-polisario/ (access date: 28.04.2020). (In Arabic)

6. China grants billion POLISARIO. URL: https://www.ammonnews.net/index.php?page-article&id-372948 (access date: 28.04.2020). (In Arabic)

7. Morocco suspends relations with Iran. URL: https://www.raialyoum.com/index.php /المغرب-يعلن-وقف-علاقاته-مع-إيران-ويطلب/ (access date: 28.04.2020). (In Arabic)

8. "Week" publishes the latest equipment of the army POLISARIO. URL: https://www.alousboue.com/38892/ access date: 28.04.2020). (In Arabic)

9. Human Rights in Western Sahara and Tindouf Refugee Centers. Human Rights Watch (HRW), 2008. (In Arabic)

10. President Ibrahim Gali appoints Bishray Hammudi Buyun as Prime Minister. URL: https://www.spsrasd.info/news/ar/articles/2020/01/13/24143.html (access date: 28.04.2020). (In Arabic)

11. Secret: documents prove that Algeria finances POLISARIO to destabilize Morocco. URL: http://alhodhode.com/?p-2204 (access date: 28.04.2020). (In Arabic)

12. US Allocates $ 560 Million POLISARIO. URL: https://www.alyaoum24.com/1307346.html (access date: 28.04.2020). (In Arabic)

13. El Aaiun Insolit. URL: https://www.facebook.com/Laayoune.inso/posts/2376904379022083/ (access date: 28.04.2020). (In Arabic)

14. Allan J. Imagining Saharawi women: the question of gender in POLISARIO discourse // The Journal of North African Studies. Vol. 15. 2010. Issue 2. P. 189–202.

15. Bauer G.E. The Morocco‐Polisario conflict: Prospects for western Saharan stability in the 1990s // Small Wars & Insurgencies. Vol. 5. 1994. Issue 1. P. 111–129.

16. Besenyő J. Guerrilla Operations in Western Sahara: The Polisario versus Morocco and Mauritania // Connections: The Quarterly Journal. 2017. № 3. P. 23–45.

17. Bhatia M. The Western Sahara under Polisario control // Review of African Political Economy. Vol. 28. 2001. Issue 88. P. 296. P. 291–298.

18. Boukhars A., Roussellier J. Perspectives on Western Sahara: Myths, Nationalisms, and Geopolitics. Lanham (Maryland), 2014.

19. Fiddian-Qasmiyeh E. The Ideal Refugees : Islam, Gender, and the Sahrawi Politics of Survival: Vol. First edition. Syracuse–New York, 2014.

20. Human Rights in Western Sahara and in the Tindouf Refugee Camps // Human Rights Watch (HRW). URL: https://www.hrw.org/report/2008/12/19/human-rights-western-sahara-and-tindouf-refugee-camps (access date: 24.04.2020).

21. Lecat L. Floods in Sahrawi refugee camps in Tindouf // The State of Environmental Migration 2016: A review of 2015. Liège (Belgium), 2016.

22. Martín, P.S. Western Sahara: The Refugee Nation. Cardiff, 2010.

23. Ojeda-Garcia R., Fernández-Molina I., Veguilla V. Global, Regional and Local Dimensions of Western Sahara’s Protracted Decolonization: When a Conflict Gets Old. New York, 2016.

24. The Constitution of the Sahrawi Arab Democratic Republic // URL: https://www.policinglaw.info/assets/downloads/2015_Constitution_of_the_Sahrawi_Arab_Democratic_Republic.pdf (access date: 28.04.2020).

25. Three refugee camp workers abducted in Algeria // URL: https://www.france24.com/en/20111023-three-aid-workers-abducted-refugee-camp-algeria-tindouf-aqim-al-qaeda-italian-spain (access date: 24.04.2020).

26. Wehrey F., Boukhars A. Perilous Desert: Insecurity in the Sahara. Washington (DC), 2013.

27. Wilson A. Democratising elections without parties: reflections on the case of the Sahrawi Arab Democratic Republic // The Journal of North African Studies. Vol.15. 2010. Issue 4. P. 423–438.

28. Zunes S., Mundy J. Western Sahara: War, Nationalism, and Conflict Irresolution. Syracuse–New York, 2010.