From Compromise to Intransigence: Napoleon and Pius VII (A.A. Caiani. To Kidnap a Pope. Napoleon and Pius VII. New Haven; London, 2021)
Table of contents
Share
QR
Metrics
From Compromise to Intransigence: Napoleon and Pius VII (A.A. Caiani. To Kidnap a Pope. Napoleon and Pius VII. New Haven; London, 2021)
Annotation
PII
S013038640016564-8-1
Publication type
Review
Source material for review
A.A. Caiani. TO KIDNAP A POPE. NAPOLEON AND PIUS VII. New Haven; London: Yale University Press, 2021. 376 p.
Status
Published
Authors
Vladimir Eremin 
Affiliation: Saratov State University
Address: Russian Federation, Saratov
Edition
Pages
205-211
Abstract

      

Acknowledgment
The study is sponsored by the Russian Science Foundation, project № 20-18-00113.
Received
11.02.2022
Date of publication
13.05.2022
Number of purchasers
11
Views
679
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1 В 2021 г. мировое сообщество наполеонистов отметило 200-летие со дня смерти Наполеона Бонапарта. И хотя исследования по отдельным проблемам истории наполеоновской Франции выходят с завидной регулярностью, вполне ожидаемо было увидеть новые труды о первом Императоре французов. Пример тому – книга британского историка Амборджо А. Кайани «Похитить папу. Наполеон и Пий VII». А.А. Кайани, выпускник Кембриджа, ныне преподающий в Кентском университете, принадлежит к числу молодого поколения историков, специализирующихся на эпохе XVIII – начала XIX вв. Его работа проливает свет на вопрос, не так часто оказывавшийся в фокусе внимания исследователей.
2 Роль Католической церкви в развитии политических процессов во Франции рубежа XVIII–XIX вв. регулярно затрагивается в исследованиях о причинах Французской революции или организации антиреволюционных восстаний. Но применительно к наполеоновской эпохе религиозная тематика рассматривается реже. Конечно, А.А. Кайани был далеко не первым, кто обратился к истории непростых отношений Наполеона и Пия VII1. О восприятии церковью революционных потрясений, взаимоотношениях между духовенством и светскими властями в 1789–1815 гг. писали такие крупные британские историки церкви как Дж. МакМаннерси и О. Чедвик2. Уже в XXI в. увидели свет работы Н. Астона о христианстве и революции3 и М. Броэрса о религиозной политике первой империи в Италии4.
1. Сам А.А. Кайани в своем кратком историографическом обзоре англоязычной литературы называет среди подобных работ труд Э.Э.Я. Хэйлза «Император и Папа: История Наполеона и Пия VII», вменяя при этом автору небольшой объем исследования и недостаток источниковой базы. См.: Hales E.E.Y. The Emperor and the Pope; the story of Napoleon and Pius VII. New York, 1961. У Э.Э.Я. Хэйлза есть и другая работа, посвященная папству и революции, но в более широком временном промежутке: Hales E.E.Y. Revolution and Papacy 1769–1846. Notre Dame, 1969.

2. Следует отметить, что оба они были еще и священнослужителями. См.: McManners J. The French Revolution and the Church. London, 1969; Chadwick O. The Popes and European revolution. Oxford, 1981. P. 482–494, 508–515.

3. Aston N. Christianity in Revolutionary Europe, 1750–1830. Cambridge, 2003.

4. Broers M. The politics of religion in Napoleonic Italy: the war against God, 1801–1814. London; New York, 2002.
3 В работе 2021 г. «Похитить папу. Наполеон и Пий VII», которая стала второй монографией А.А. Кайани5, исследователю удалось представить этот сюжет более обстоятельно и с позиций нескольких методологических подходов. В девяти главах А.А. Кайани в деталях реконструирует трансформацию религиозной политики в постреволюционной Франции. При этом автор делает акцент на культурном и интеллектуальном контексте эпохи: рассматривает представления о роли религии в общественно-политической жизни Франции Старого порядка, подчеркивает значение Галликанских статей 1682 г. в установлении границ между светской и церковной властью, а также их влияние на решение отчасти схожих проблем, но уже в начале XIX в.
5. Первая работа посвящена последним годам правления Людовика XVI. См.: Caiani А.А. Louis XVI and the French Revolution, 1789–1792. Cambridge, 2012.
4 Изучая взгляды французов на Церковь, А.А. Кайани в первой главе книги, посвященной революционному десятилетию, делает важное замечание: хотя среди многих исследователей принято придавать философским и научным достижениям эпохи Просвещения антирелигиозные и антиклерикальные цвета, действительность была намного сложнее6. События рубежа веков наглядно демонстрируют, что не только для простых крестьян или провинциальных горожан религия по-прежнему сохранила важное значение, но и для политической элиты Франции, в том числе для самого Наполеона. Поэтому решение конфессиональных проблем и примирение с Католической церковью было одной из первостепенных задач преодоления революционного кризиса.
6. Caiani A.A. To Kidnap a Pope… Р. 14.
5 Биографическая составляющая лежит в основе логики построения материала. Если о личности Бонапарта написано великое множество сочинений самого разного толка, вплоть до садоводческих пристрастий императора7, то Пия VII историки не слишком баловали своим вниманием8. А.А. Кайани сравнивает периоды юношества будущего императора и Барнабы Кьяромонти, ставшего понтификом в 1800 г., указывает на роль католичества и священнослужителей среди их домашнего окружения на формирование мировоззрения. Не забывает он и кратко описать жизненные траектории своих героев уже после окончательного поражения Наполеона в 1815 г.
7. Об этом см.: Scurr R. Napoleon: A Life Told in Gardens and Shadows. New York, 2021.

8. Одна из последних научных биографий Пия VII: Anderson R. Pope Pius VII: (1800–1823). Charlotte, 2001.
6

Отношение Бонапарта к религии и Церкви не стоит рассматривать в отрыве от его политических целей. Гонения на Церковь в годы Революции привели к расколу среди священников и смуте в сердцах прихожан. Стремление навести порядок в государстве, сплотить общество заставили Бонапарта искать примирения и даже союза с Католической церковью. В 1801 г. заключен (а в 1802 г. обнародован) Конкордат между французским правительством (представленного Жозефом Бонапартом) и Римским папой Пием VII. Конечно, ни один биограф Наполеона не обошел вниманием это событие; есть и специальные исследования по истории заключения Конкордата, который в современной историографии расценивается в целом как «разумный компромисс»9.

9. Например, см.: Vilmer J.-B. Commentaire du Concordat de 1801 entre la France et le Saint-Siège // Revue d’Histoire Ecclésiastique. 2007. Т. 102. № 1. Р. 124–154.
7 Тем не менее А.А. Кайани подробно описывает историю разработки и обстоятельств принятия этого важного политического соглашения, анализирует многочисленные редакции документа. Он показывает, что достижению консенсуса между Парижем и Римом мешали война на континенте, в том числе с католическими странами, давление якобинцев и монархистов, признание Римским папой в марте 1800 г. Людовика XVIII королем Франции и т.д. Вместе с тем ситуация вынуждала Бонапарта действовать решительно: для него было важно достичь религиозной стабильности, примирить различные политические силы внутри страны. Ложкой дегтя стала ратификация Законодательным корпусом Органических статей, расширявших права светских властей. Статьи не были согласованы с Римом и вызвали недовольство понтифика первым консулом. Другим важным следствием принятия Конкордата стало решение крайне сложного вопроса: что делать с не присягнувшими епископами, эмигрировавшими в годы Революции? Их не признавали французские власти, а конституционных епископов – Святой Престол. Третья статья Конкордата давала понтифику полномочия смещать с должностей священников «во благо церкви», что и было сделано10 и значительно усилило власть папы римского над клиром. В свою очередь новые реалии не устраивали часть церковных сановников Франции, отказавшихся их принять, что послужило причиной возникновения «Маленькой церкви» (Petite Église)11. Все это наглядно демонстрирует насколько глубоким был религиозный кризис во Франции на рубеже XVIII–XIX вв.: преодоление раскола приводило еще к одному, хоть и меньшему по масштабу.
10. Caiani A.A. To Kidnap a Pope… Р. 91; Vilmer J.-B. Op. cit. P. 136–138.

11. Caiani A.A. To Kidnap a Pope… P. 104, 259. O «Маленькой церкви» (Petite Église) также см.: La Petite Église : deux siècles de dissidence / Sous dir. J.-L. Neveu, J. Rouger. Parthenay, 1991; Vilmer J.-B. Op. cit. P. 136–138; Allen R. The Last Sentinels of Gallicanism: The Evolution of La Petite Église from Episcopal Protest to Lay Church. A dissertation submitted to the University of Bristol in accordance with the requirements for award of the degree of Master of Philosophy in the Faculty of Arts. Bristol, 2019.
8 А.А. Кайани справедливо подмечает, что возрождение католицизма во Франции было сложным процессом. С одной стороны, ощущалась острая нехватка священников, вызванная упадком семинарий в 1790-е годы. С другой стороны, десятилетие революционных потрясений с политикой дехристианизации и Культом Разума сказалось на повсеместном росте безразличия населения к духовным вопросам. Вдобавок монашеские ордена, за редким исключением, не были восстановлены. Духовенство уже не было привилегированным сословием, как при Старом порядке, священники отныне подчинялись светским законам. А.А. Кайани приходит к выводу, что Церковь периода Консульства и Империи имела лишь внешнее сходство с религиозными институтами Старого порядка, а на деле имела иное содержание12.
12. Caiani A.A. To Kidnap a Pope… P. 107.
9 Коронация Бонапарта в качестве императора должна была закрепить новые отношения с Католической церковью. Ради этого Пий VII отправился в Париж. По дороге его восторженно приветствовали жители провинции и столицы. Казалось бы, понтифик был доволен, что новый политический режим Франции обретает черты монархии, что и должна закрепить пышная церемония коронации. Однако, привычного «помазания на царство» не произошло: Наполеон самолично увенчал себя короной, обещав своим поданным уважать все религии (признал кальвинизм, лютеранство и иудаизм), гражданские и политические права граждан. Пий VII, рассчитывавший на особый статус католичества был разочарован13.
13. Ibid. P. 118.
10 Отношения между понтификом и императором стали ухудшаться. Военные успехи французов приводили к аннексиям или оккупациям ряда территорий, что вызывало обеспокоенность и недовольство в Риме. Ситуацию усугубило обнародование имперского катехизиса в 1806 г., составленного без каких-либо консультаций с Пием VII и включавшего значительное количество светских элементов14. Если в 1801 г. Бонапарт хотел примирения с Католической церковью, то теперь он желал управлять ею по своему усмотрению.
14. Ibid. P. 134, 140.
11 По мере того, как все новые территории Аппенинского полуострова оказывалась под прямым правлением французов становилось все более очевидно, что рано или поздно французский триколор будет развеваться и над Вечным городом. Пий VII и его окружение это хорошо понимали и готовились к такому исходу событий. Подтверждения тому А.А. Кайани обнаружил среди бумаг в архиве Ватикана. Недатированные документы, которые исследователь отнес к 1806 г., свидетельствуют об обсуждениях самых различных сценариев развития событий: от военной оккупации до личного прибытия Наполеона в Рим дабы запугать церковников15. Наполеон требовал от Римского папы прервать отношения с политическими противниками Франции. Пий VII отказался, и Бонапарт захватил ряд римских провинций.
15. Ibid. P. 144.
12 2 февраля 1808 г. французские войска вступили в Рим. Больше года две власти сосуществовали, велись переговоры. 17 мая 1809 г. был издан декрет о лишении Римского папы светской власти и присоединении Папского государства к Франции. 10 июня 1809 г. декрет был приведен в исполнение. В ответ на это понтифик издал буллу, отлучавшую императора и представителей его администрации от церкви.
13 А.А. Кайани назвал эту буллу «точкой невозврата» в отношениях между Пием VII и Бонапартом. Британский историк подчеркивает, что подобная ситуация была для Наполеона весьма неприятной. Он увяз в войне в Испании, где против него выступили крестьяне-католики, а в Баварии началось восстание под прокатолическими лозунгами. Завладеть умами и сердцами римлян французам также не удалось. В 1801 г. подписывая Конкордат он намеревался заручиться поддержкой Рима, получить надежного и могущественного союзника. Но восемь лет спустя Католическая церковь снова стала для французских властей источником беспокойств.
14 В ночь с 5 на 6 июля Пий VII был арестован. А.А. Кайани подробно описывает трехлетнее пленение папы в лигурийской Савоне, где понтифик находился в изоляции и под постоянным надзором. Такое положение серьезно затрудняло отправление обрядов и ритуалов священнослужителям16. Наполеон рассматривал Церковь в прагматическом ключе: как исключительно духовный институт, учащий паству послушанию и уважению к светской власти, но не претендующей на административную и политическую власть. Такая трактовка не находила отклика у самих каноников. Недовольство имперской политикой проявилось во время бракоразводного процесса Наполеона с Жозефиной Богарне и женитьбы на Марии-Луизе. Последнее спровоцировало еще один скандал: церковный развод был осуществлен Парижской духовной консисторией, а не папой. Причина для расторжения брака вызывала серьезные сомнения17. Во время заключения брака с Марией-Луизой, тринадцать (из 26) представителей Коллегии кардиналов отказались явиться на церемонию, за что разъяренный император приказал лишить их пурпурных одежд и прочих знаков отличия, заставить их облачиться в черные монашеские рясы и отправиться в ссылку на восток Франции. Общественная молва быстро окрестила их «тринадцатью черными кардиналами», придав им ореол борцов с наполеоновским произволом18.
16. Ibid. P. 168–169.

17. Ibid. P. 174–175.

18. Ibid. P. 182–183.
15 Бонапарт искал прецеденты в прошлом, чтобы найти решение для преодоления кризиса. В частности, примером для него послужила ссора между Людовиком XIV и Иннокентием XI, результатом которой стало обнародование Четырех Галликанских статей в 1682 г. Этот документ давал значительные автономию от Рима и Галликанской церкви, и самому монарху. В 1810 г., статьи были включены во французское законодательство и должны были изучаться во всех семинариях. Более того, положения этих статей были распространены на Итальянские территории19.
19. Ibid. P. 193–194.
16 В то же время сторонники папы не сдавались. К примеру, понтифика активно поддерживали тайные антиреволюционные организации, члены которых с недоверием относились к плодам эпохи Просвещения20. В конечном итоге многочисленные попытки урегулировать конфликт с Римом, в том числе и при посредничестве Австрии, были прерваны надвигавшейся войной с Россией. А.А. Кайани постоянно подчеркивает неуступчивость императора, противопоставляя ее гибкости Пия VII, готового до определенного момента искать компромиссы.
20. Ibid. P. 196–197.
17 Поражение Великой армии в России внесло коррективы во французскую внутреннюю политику. Еще в начале лета 1812 г. Наполеон распорядился перевезти понтифика из Савоны в Фонтенбло. Операция был подготовлена со всей тщательностью, дабы доставить пленника инкогнито. Переезд чуть не стоил папе жизни: в пути у него воспалился мочевой пузырь и в какой-то момент все опасались, что он не переживет дорогу21. Кайани отмечает, что гипотетически смерть Пия VII могла привести к расколу в Католической церкви: ее новым главой с высокой долей вероятности мог оказаться ставленник Наполеона, которого не приняла бы значительная часть священнослужителей22. Бонапарт постарался навязать новый Конкордат, дающий еще больше власти императору, и, казалось бы, Пий VII поддался, но тут же отказался от возможного соглашения23, что не помешало императору использовать не состоявшийся Конкордат 1813 г. в пропагандистских целях24.
21. Ibid. P. 226–228.

22. Ibid. P. 228.

23. Ibid. P. 239–241. О Конкордате 1813 г., также см.: Летчфорд С.Е. Наполеон и католическая церковь в 1813 г. «Конкордат Фонтенбло» по мемуарам кардинала Б. Пакка // Военно-исторические исследования в Поволжье: сборник научных трудов. Саратов, 2014. Вып. 10. С. 185–193.

24. Мельникова Л.А. Два спорных документа 1813 года (К вопросу о церковной пропаганде в эпоху наполеоновских войн) // Доклады Академии военных наук. Военная история. 2004. № 12. С. 42–49.
18 Насколько с политической точки зрения важен был вопрос о «похищенном папе» свидетельствуют усилия союзников в 1814 г. по его освобождению: еще 19 января 1814 г. командиру летучего казацкого отряда М.И. Платову поступило предписание двигаться от Бар-сю-Об через Бар-сюр-Сен, Санс и Немур на Фонтенбло, где находился тогда Пий VII. Также на Фонтенбло двигались части под командованием И. Хардегга. Однако 23 января Римский папа был вывезен в сторону Орлеана25.
25. Подробнее см.: Гладышев А.В. 1814 год: «Варвары Севера» имеют честь приветствовать французов. М., 2019. С. 158–159, 246.
19 Поражение Франции на полях сражений и вступление европейских монархов в Париж означало конец многолетнего заточения Пия VII и реставрацию Папского Государства. А.А. Кайани указывает на важную особенность возвращения папы: Пий VII отказался примириться с частью клира, пошедшей на сотрудничество с захватчиками, и был решительно настроен по всей строгости наказать коллаборационистов26. Деятельность папы была созвучна антиреволюционной и консервативной политике, проводимой Священным союзом. К примеру, были восстановлены орден иезуитов и «итальянский час» (или «ora boema»)27. При этом, несмотря на все лишения и личные оскорбления, которые папа претерпел от Бонапарта, Конкордат 1801 г. оставался в действии.
26. Caiani A.A. To Kidnap a Pope… P. 258.

27. Ibid. P. 268–269.
20 Освещая непростую и насыщенную событиями историю противостояния и попыток примирения Наполеона и Пия VII, А.А. Кайани удалось показать насколько значимую роль играл религиозный фактор в социально-политической жизни Западной Европы в конце XVIII – начале XIX вв. Однако, вне всяких сомнений, работа только выиграла бы, если бы автор уделил чуть больше внимания религиозной политике революционных властей. Исследователь подробно реконструирует взаимоотношения Парижа и Рима при Старом порядке, но события после 1789 г. рассматривает обзорно. Это, а также большее внимание к региональному контексту способствовало бы более четкой характеристике проблем, которые стояли перед светскими властями на рубеже веков.
21 В завершении отметим, что «Похитить папу» подталкивает читателя к размышлениям над другим, не менее важным вопросом: «Чем было правление Наполеона Бонапарта – продолжением дела революции или своеобразной реставрацией монархии?» Император французов, хотя и получил власть над новой Францией, сформировавшейся в бурные 1790-е годы, тем не менее в политической и идеологической сферах мыслил категориями, являвшимися критически важными для абсолютного монарха. Продолжение династии, умиротворение религиозных проблем внутри страны, желание контролировать Церковь – все это было для него жизненно необходимым.
22 Исследование британского историка позволяет взглянуть на эпоху наполеоновских войн под иным углом. Борьба с «безбожником» Наполеоном оказалась важной идеологической составляющей боевых действий начала XIX в. С точки зрения антропологического измерения войны можно было бы рассмотреть вопрос и о противодействии Наполеону со стороны гражданского населения самой Франции по религиозным (церковным) мотивам28.
28. Например, о конфликте с наполеоновскими властями в епархии г. Турнэ см.: Milet A. L'opposition à la politique religieuse de Napoléon dans le département de Jemappes. Les tribulations de Monsieur Samuel de Saint-Médard, évêque nommé de Tournai 18131814. Tournai, 1970.
23 Среди множества достоинств монографии следует отметить использование автором архивных материалов. А.А. Кайани цитирует документы из Архива Ватикана, архивов департаментов Эндра и Луары, Роны, Национального архива Франции, Миланского архива и т.д. При всей серьезности исследования книга написана живым и увлекательным языком. Яркий пример тому – трагикомическая сцена похищения Пия VII Этьеном Раде во вступительной части книги. Помимо этого, издание украшено серией цветных и монохромных иллюстраций, а в приложении читатель обнаружит текст четырех Галликанских статьей 1682 г., имевших столь важное значение в отношениях французских властей с Папским Престолом.

References

1. Gladyshev A.V. 1814 god: “Varvary Severa” imejut chest' privetstvovat' francuzov [1814: The “Barbarians of the North” have the honor to welcome the French]. Moskva, 2019. (In Russ.)

2. Letchford S.E. Napoleon i katolicheskaja cerkov' v 1813 g. “Konkordat Fontenblo” po memuaram kardinala B. Pakka [Napoleon and the Catholic Church in 1813. “The Concordat of Fontainebleau” based on the memoirs of Cardinal B. Paссa] // Voenno-istoricheskie issledovanija v Povolzh'e: sbornik nauchnyh trudov [Military-historical research in the Volga region: a collection of scientific papers]. Saratov, 2014. Vyp. 10. S. 185–193. (In Russ.)

3. Mel'nikova L.A. Dva spornyh dokumenta 1813 goda (K voprosu o cerkovnoj propagande v jepohu napoleonovskih vojn) [ Two controversial documents of 1813 (On the issue of Church propaganda in the era of the Napoleonic Wars)] // Doklady Akademii voennyh nauk. Voennaja istorija [Reports of the Academy of Military Sciences. Military history]. 2004. № 12. S. 42–49. (In Russ.)

4. Allen R. The Last Sentinels of Gallicanism: The Evolution of La Petite Église from Episcopal Protest to Lay Church. A dissertation submitted to the University of Bristol in accordance with the requirements for award of the degree of Master of Philosophy in the Faculty of Arts. Bristol, 2019.

5. Anderson R. Pope Pius VII: (1800–1823). Charlotte, 2001.

6. Aston N. Christianity in Revolutionary Europe, 1750–1830. Cambridge, 2003.

7. Broers M. The politics of religion in Napoleonic Italy: the war against God, 1801–1814. London; New York, 2002.

8. Caiani А.А. Louis XVI and the French Revolution, 1789–1792. Cambridge, 2012.

9. Caiani A.A. To Kidnap a Pope. Napoleon and Pius VII. New Haven; London, 2021.

10. Chadwick O. The Popes and European revolution. Oxford, 1981.

11. Hales E.E.Y. The Emperor and the Pope; the story of Napoleon and Pius VII. New York, 1961.

12. Hales E.E.Y. Revolution and Papacy 1769–1846. Notre Dame, 1969.

13. La Petite Eglise: deux siècles de dissidence / Sous dir. J.-L. Neveu, J. Rouger. Parthenay, 1991.

14. McManners J. The French Revolution and the Church. London, 1969.

15. Milet A. L'opposition à la politique religieuse de Napoléon dans le département de Jemappes. Les tribulations de Monsieur Samuel de Saint-Médard, évêque nommé de Tournai 1813–1814. Tournai, 1970.

16. Scurr R. Napoleon: A Life Told in Gardens and Shadows. New York, 2021.

17. Vilmer J.-B. Commentaire du Concordat de 1801 entre la France et le Saint-Siège // Revue d’Histoire Ecclésiastique. 2007. Т. 102. № 1. Р. 124–154.

Comments

No posts found

Write a review
Translate