FBI Opposition to German and Japanese Nationalist Organizations in the United States (1941–1945)
Table of contents
Share
QR
Metrics
FBI Opposition to German and Japanese Nationalist Organizations in the United States (1941–1945)
Annotation
PII
S013038640024078-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yaroslav Levin 
Affiliation: Samara State Technical University
Address: Russian Federation, Samara
Edition
Pages
109-121
Abstract

In modern research on the history of the United States in World War II, it is quite popular to study the opposition of the American special services and, in particular, the Federal Bureau of Investigation (FBI) to various organizations of the German and Japanese diasporas in new historical conditions. The appeal to traditional methods of historical research, comparative studies and the principles of historicism will make it possible to more accurately trace the process of tightening the counterintelligence work of the Bureau and the close connection of concerns about the involvement of public organizations in the intelligence activities of the enemy. The broadcast of nationalist ideas by various communities of Germans and Japanese under the auspices of their governments quickly attracted the attention of the FBI, which is in the process of consolidating its powers as the main US counterintelligence service. At the same time, the investigations and trials conducted by the John Edgar Hoover department following these investigations often had an openly political color and increasingly consolidated the beginning of a political investigation in this service. This practice and its implementation ran into a tough contradiction between the legal norms of America, which proclaimed "democratic values," the right to freedom of speech and the needs to strengthen the internal security of the state and society in wartime. All these processes and the associated nuances and complexities are considered on specific examples of the work of federal agents against various pro-German and pro-Japanese organizations in the period 1941-45.

Keywords
United States, state security agencies, World War II, countering extremism, counterintelligence, political intelligence, Federal Bureau of Investigation, Japanese, Germans, diaspora
Acknowledgment
The research was funded by the Russian Science Foundation Grant № 23-28-00355.
Received
21.09.2023
Date of publication
21.12.2023
Number of purchasers
9
Views
515
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 Вторая мировая война стала сложным испытанием для многих институтов и политической культуры США. С момента вступления Америки в войну потребности армии и обеспечение безопасности в тылу требовали изменения подходов к деятельности многих ведомств и служб. Эти процессы происходили на фоне сохранения высокого уровня конкуренции в политике и неоднородности общественных настроений в стране как в предвоенный период, так в начале войны. Все эти сложности отразились и на Федеральном бюро расследований (ФБР) – руководимой Э. Гувером службе внутренней безопасности, развиваемой администрацией президента Ф. Рузвельта в течение всего предвоенного десятилетия сначала в качестве правоохранительной службы, а затем и как главного контрразведывательного органа США1. Укрепление ФБР проводилось форсированными темпами, что неизбежно влияло на качество проводимых им расследований. В этой ситуации ФБР, стремясь сохранить лояльность президента и правительства, активно стало выступать в качестве инструмента сбора компрометирующей информации и давления на оппонентов Рузвельта. Политический сыск обеспечивал расположение и поддержку власти в укреплении и институционализации ведомства Гувера2. Новая ситуация, в которой оказались США, требовала эффективных контрразведывательных решений.
1. Weiner T. Enemies: A History of the FBI. New York, 2012. P. 95.

2. Ibid. P. 99–101.
2 Проблему данного исследования можно сформулировать следующим образом: насколько обосновано с точки зрения внутренней безопасности и контрразведки было расследование ФБР деятельности общественных организаций, в частности немецких и японских, на территории США; чего в работе ФБР было больше, контрразведывательной работы или политического сыска?
3 В источниковую базу статьи входят материалы «Национального управления архивов и документации». Это прежде всего доступные для исследователей материалы архива ФБР. Помимо документов этой спецслужбы, использованы документы военно-морского министерства США. Также задействованы материалы президентской библиотеки Франклина Рузвельта. Дополняет источниковую базу микрофильмированная коллекция документов библиотеки Университета Вашингтона. Кроме архивных документов, источниковая база дополняется источниками личного происхождения, а также материалами прессы.
4 Специфика темы и ее узость определили ограниченное обращение к отечественной историографии, которая в большинстве своем фокусировалась на глобальных процессах, связанных с США. Из русскоязычной литературы использована биография Альберта Эйнштейна3, где говорится о его сложных отношениях с правительством США, а также и обзорная статья автора, в которой рассматривается контрразведывательная работа ФБР в предвоенный период до 1941 г. 4
3. Чертанов М. Эйнштейн (ЖЗЛ). М., 2015.

4. Левин Я.А. Деятельность ФБР по противодействию внешним и внутренним угрозам в США в 1934–1941 гг. // Проблемы изучения военной истории: Сборник статей третьей всероссийской научной конференции с международным участием. Самара, 2015.
5 Куда более значимой для исследования стала зарубежная, прежде всего американская, историография. Кристофер Вэйси5 и Фрэнсис Макдоннелл6 исследовали противодействие американской контрразведки операциям стран «оси». Тесно связаны с этой темой работы Ричарда Пауэрса7 и Мэтью Сесила8 по истории взаимодействия ФБР с со средствами массовой информации.
5. Vasey C. Nazi Intelligence Operations in Non-Occupied Territories: Espionage Efforts in the United States, Britain, South America and Southern Africa. Jefferson (NC), 2016.

6. MacDonnell F. Insidious Foes: The Axis Fifth Column and the American Home Front. New York, 1995.

7. Powers R.G. G-Men, Hoover’s FBI in American Popular Culture. Chicago (IL), 1983.

8. Cecil M. Hoovers FBI and the Fourth Estate: the Campaign to Control the Press and the Bureau’s Image. Lawrence (KS), 2014.
6 Кроме этого, использованы монографии и иные исследования, связанные с американскими ультраправыми, нацистами и «Германо-американским союзом», в частности работы Джеймса Бредемуса9, Марка Ван Эллса10, Сьюзан Канеди11, Лео Рибуффо12, Глена Джинсонна13. Важным дополнением стала работа Александра Стефана14, изучающего политический надзор ФБР за немецкой творческой эмиграцией, прежде всего писателями.
9. Bredemus J. American Bund // US-German Relations. 2011. URL: >>>> (дата обращения: 18.08.2023).

10. Van Ells M.D. Americans for Hitler // America in World War II. 2007. № 3. Iss. 2. P. 44–49.

11. Canedy S. America’s Nazis: A Democratic Dilemma a History of the German American Bund. Chicago (IL), 1990.

12. Ribuffo L.P. Old Christian Right: The Protestant Far Right from the Great Depression to the Cold War. Temple (PA), 1983.

13. Jeansonne G. Women of the Far Right: The Mothers' Movement and World War II. Chicago (IL), 1996.

14. Stephan A. “Communazis”: FBI Surveillance of German Emigré Writers. New York, 2000.
7 Различные аспекты деятельности федеральных агентов в отношении японцев и их организаций в США рассматривались в работах Венди Нг15, Эрика Мюллера16, Эрика Сандкуиста17, Кевина Леонарда18, Брайана Хаяши19.
15. Ng W. Japanese American Internment During World War II: A History and Reference Guide. Westport (CT), 2002.

16. Muller E.L. American Inquisition: The Hunt for Japanese American Disloyalty in World War II. Chapel Hill (NC), 2007.

17. Sundquist E. The Japanese-American Internment: A Reappraisal // The American Scholar. 1988. Vol. 57. № 4. Р. 532–553.

18. Leonard K.A. “Is That What We Fought For”? Japanese Americans and Racism in California, the Impact of World War II // Western Historical Quarterly. 1990. № 21 (4). P. 463–482.

19. Hayashi B.M. Democratizing the Enemy: The Japanese American Internment. Princeton (NJ), 2004.
8 С 1938–1939 гг. ФБР все чаще сталкивалось с активностью спецслужб нацистской Германии на территории США. Одним из итогов контрразведывательной работы стала уверенность руководства ФБР в связи германской военной разведки (абвера) с деятельностью немецких общественных организаций в Америке20. Еще до нападения Японии на американский флот в Пёрл-Харборе ведомство Гувера собирало информацию о немецком союзе в США («Бунде») и иных немецких организациях правого толка21. 17 июня 1942 г. агентами ФБР были арестованы две совместно действовавшие группы немецких диверсантов под руководством выходца из США Джорджа Дэша, который имел военный опыт. Операция абвера под кодовым названием «Пасториус» (по имени лидера первого немецкого поселения в США) имела своей целью глубокое внедрение германских диверсантов в американское общество для сбора информации о военной промышленности Америки с целью проведения диверсий. Тем не менее эти диверсанты были изначально обречены: их обнаружил офицер береговой охраны США. В итоге Джордж Дэш вместе с одним из своих приближенных приняли решение сдаться властям США и сообщить всю информацию о своей деятельности22.
20. Vasey C. Nazi Intelligence Operations in Non-Occupied Territories: Espionage Efforts in the United States, Britain, South America and Southern Africa. Jefferson (NC), 2016. P. 125–129.

21. MacDonnell F. Op. cit. P. 40.

22. Johnson D. Betrayal: The True Story of J. Edgar Hoover and the Nazi Saboteurs Captured during World War II. New York, 2007. P. 190
9 Общественный резонанс в США, вызванный неудачной германской операцией «Пасториус» был огромным. Газеты пестрели громкими заголовками23, по мотивам опубликованной части материалов было снято два фильма24. Эдгар Гувер приложил все силы и ресурсы своего отдела регистрации преступлений25, чтобы в прессе сообщалось, что Джорджа Дэша арестовали агенты ФБР в результате тщательной работы. Эта мистификация была впервые развеяна в мемуарах бывшего генерального прокурора США Фрэнсиса Биддла, сообщившего, что Дэш добровольно сдался властям США26.
23. The New York Times. 07.VIII. 1942. P. 1; Toledo Blade. 07. VIII. 1942. P. 1.

24. Речь идет о фильме «Саботажник» (1942) и «Они пришли взорвать Америку» (1943). Первый фильм лишь брал за основу известную часть операции «Пасториус», в то время как второй фильм пытался максимально полно воплотить на экране всю историю этой «победы ФБР над нацистами». См.: Powers R.G. Op. cit. P. 183.

25. Кроме заявленных в названии функций, этот отдел был также пресс-службой ФБР в годы директорства Гувера. См. подробнее: Cecil M. Op. cit.

26. Biddle F. Op. cit. P. 328.
10 Несмотря на то что пресс-службе ФБР удалось утаить факт, что успех был связан с предательством одного из шпионов, соответствующие выводы по итогам этого дела были сделаны. Гувер потребовал усилить кооперацию со службой береговой охраны и полицией, особенно в прибрежных и приграничных регионах. Все агенты и вспомогательный персонал, проигнорировавшие Джорджа Дэша, были уволены27.
27. National Archives and Records Administration (далее – NARA). Record Group (далее – RG) 65. Federal Bureau of Investigation (далее – FBI). File: 65-11065 (George Dasch and Operation “Pastorius”). Hoover to Ladd. 11 July 1942. P. 2 – 4.
11 Куда более важным итогом этого дела стало наличие доказательств для плотного надзора за организациями немецкой диаспоры в Америке, поскольку Дэш и другие пойманные шпионы подтвердили, что активисты прогерманских сообществ в США должны были содействовать диверсантам, помогать с внедрением, документами, материальной базой28. Крупнейшей такой организацией был «Германо-американский союз», созданный 19 марта 1936 г. как преемник другого крупного сообщества пронацистски настроенных немцев в США – «Друзья новой Германии», учрежденного пастором Церкви адвентистов седьмого дня Генрихом Спанкнёбелем. После прихода в Германии к власти нацистов Спанкнёбель установил прочные отношения с руководством рейха. По прямому поручению заместителя фюрера по партии Рудольфа Гесса он в 1933 г. путем слияния «Гау-США» и «Свободного общества Тевтонии» (двух старейших сообществ немцев с нацистскими взглядами в Америке) создал организацию «Друзей новой Германии». Однако в том же 1933 г. Спанкнёбель был выслан из США, а «Друзья новой Германии» оказались под расследованием Комитета по натурализации и иммиграции по прямому запросу председателя этого ведомства конгрессмена Сэмюэля Дикштейна, который был обеспокоен антисемитской пропагандой и большим количеством граждан Германии, участвующих в работе этого сообщества. Итогом расследований под руководством Дикштейна стало создание специального Подкомитета по антиамериканской деятельности, который представил свои выводы одноименному постоянному комитету Конгресса и рекомендовал запретить деятельность «Друзей новой Германии». Вскоре после этого граждане Германии, которые входили в эту организацию, начали спешно покидать США, не дожидаясь высылки29.
28. Ibid. Report for D.M. Ladd. 29 June 1942. P. 4.

29. Bredemus J. Op. cit.
12 Поскольку Германия не желала терять в США такой перспективный пропагандистский и, в случае вступления этой страны в назревающую войну, диверсионно-разведывательный ресурс, по распоряжению Гесса был создан «Бунд». Во главе него встал выходец из Германии, ветеран Первой мировой войны Фриц Кун, гражданин США. Новая организация должна была быть «собственно американской» и выполнять тот же спектр пропагандистских и политических задач, что и предыдущая, но «более скрытно и аккуратно»30.
30. Ibidem.
13 В случае с операцией «Пасториус» и «Бундом» показательна публикация в газете «Нью-Йорк таймс» статьи о начале суда над участниками диверсии. Из восьми абзацев заметки шпионам посвящены лишь два первых, остальные сконцентрированы на критике недавно распущенного «Бунда» и наличие у ФБР доказательств подрывной деятельности этой организации31. История наблюдения за этим обществом начинается с 1936 г., когда ФБР получило от президента США Рузвельта соответствующее разрешение32.
31. The New York Times. 07.VIII. 1942. P. 1.

32. См.: Левин Я.А. Указ. соч. С. 97–99.
14 Усиленное наблюдение за «Бундом», зафиксированное в следственном деле, началось в 1939 г. по запросу госсекретаря Корделла Халла к министерству юстиции США33. На примере этого расследования можно наблюдать, как методы контрразведывательной работы ФБР и особенности американской правовой системы переплетались с политическим сыском, обусловленным критической позицией «Бунда» в отношении политики Рузвельта.
33. NARA. RG 65. FBI. File: 61-7590 (German American Federation/Bund). Part 1. Hull to Attorney General. 13 March 1939.
15 Даже после вступления США во Вторую мировую войну не было законных оснований для полного запрета «Бунда», поскольку его лидеры декларировали, что это в первую очередь «сообщество американцев немецкого происхождения, желающих изучать родную культуру, язык и традиции»34. Вместе с тем ФБР быстро собрало информацию о теснейших связях «Бунда» с высшими кругами нацистской Германии. Сильный удар по этой организации был нанесен еще до вступления США в войну, когда 28 ноября 1939 г. Фриц Кун был осужден за растрату денег своей организации. В 1943 г. немецкий агент Кун был лишен гражданства США и интернирован в лагерь Кристал-Сити (Техас). Однако деятельность «Бунда» продолжалась, его возглавил ближайший сподвижник Куна – Герхард Кунце35.
34. Van Ells M. D. Op. cit. P. 47.

35. Ibid. P. 47–48.
16 Впрочем, как показывает дело Фрица Куна, осуждение за растрату стало лишь предлогом к его аресту. ФБР долго и тщательно собирало доказательства его связей с нацистской Германией. В документах ФБР содержится информация о помощи со стороны Куна немцам по въезду в США, оформлению вида на жительство и гражданства США. Ряд близких знакомых и помощников Куна считались возможными связными лидера «Бунда» с абвером. В частности, один из его ближайших помощников Чарльз Харман неоднократно допрашивался федеральными агентами США. Важным свидетелем стала Хелена Рубинштейн, секретарь-референт, которая и выступила одним из основных свидетелей по делу о растрате36. Хотя большая часть архива в части связей Куна с разведкой Германии была засекречена, из доступной части можно узнать, что агенты ФБР не сомневались, что Кун использовал «Бунд» для сбора и передачи Германии сведений о состоянии дел в США, в том числе в политике, культуре, промышленности, армии и т.д. После ареста Куна многие близкие к лидеру «Германо-американского союза» люди исчезли, что, по мнению федеральных агентов, было связано с их уходом в подполье или эвакуацией в Германию из-за страха ареста по обвинению в шпионаже37.
36. NARA. RG 65. FBI. File: 61-7594 (Fritz Julius Kuhn). Undeveloped Leads. 9 March 1942.

37. Ibidem.
17 Информация о незаконных операциях Куна была собрана с помощью внедренных в «Бунд» агентов и информаторов. Вступление США в войну ускорило сбор данных и их запуск в делопроизводство. Всем агентам, многие из которых смогли занять место, близкое к верхушке «Бунда», было дано указание активно провоцировать членов на незаконные действия. Наиболее успешным на данном направлении стал сбор доказательств об агитации «Бунда», направленной на американцев немецкого происхождения, чтобы заставить их саботировать призыв в армию США38.
38. Ibid. Part 9. Hoover to Tamm. 29 April 1941.
18 Эти действия агентов позволили привлечь «Бунд» к ответственности за нарушение закона о призыве в армию. Таким образом, формально «Германо-американский союз» прекратил свое существование в 1941 г. Однако руководство Третьего рейха по-прежнему не было готово отказаться от поддержки пронацистского сообщества в США. Многие местные ячейки «Бунда» регистрировались как новые организации. Помимо этого, существовали мелкие группы ультраправого толка, пропагандирующие в США идеи нацизма и фашизма39.
39. MacDonnell F. Op. cit. P. 141.
19 Разбирательство против верхушки «Бунда», затянувшееся до 1945 г., окончилось поражением обвинения. Адвокатам Кунце удалось убедить Верховный суд США в политической подоплеке дела, незаконном сборе улик и необоснованности обвинений, базировавшихся большей частью на рапортах федеральных агентов и провокациях внедренных в «Бунд» осведомителей40.
40. См.: NARA. RG 65. FBI. File: 61-7590 (German American Federation/Bund). Part 10–11; Canedy S. Op. cit. P. 220.
20 Главной сложностью, с которой столкнулось ФБР, стала почти полная невозможность привлечь «бундовцев» к ответственности по существующему законодательству, особенно в части законов о шпионаже, а также «политическая окрашенность» судебных процессов. Ситуация с «Бундом» привела к тому, что деятельность каждого из крупных сообществ немцев в Америке попала под расследование ФБР, даже несмотря на то, что пронацистскими были менее половины этих организаций41.
41. Canedy S. Op. cit. P. 220–222.
21 В 1941 г. прошел судебный процесс над 17 членами прогермански настроенного «Христианского фронта», обвиняемых в похищении оружия из арсенала национальной гвардии, что, по мнению ФБР, являлось частью подготовки «Фронта» к заговору с целью свержения правительства. Американский историк Фрэнсис Макдоннелл назвал этот процесс «упражнениями в пиаре» со стороны ФБР и минюста42: все оружие, украденное «заговорщиками», представляло собой саблю времен Гражданской войны и винтовку Спрингфилда модели 1873 г. Тем не менее с подачи отдела ФБР по регистрации преступлений американская пресса писала о большом количестве стрелкового и холодного оружия, украденного из арсенала. Судебный процесс окончательно развалился, когда в ходе заседания выяснилось, что главный свидетель обвинения Дэннис Хили был информатором ФБР43.
42. MacDonnell F. Op. cit. P. 38.

43. Ibid. P. 39.
22 Еще более ярким примером подобных сложностей стал процесс против 26 видных американских «нацистов и фашистов». 21 июля 1942 г. началось судебное заседание, на котором подсудимым были предъявлены обвинения в нарушении так называемого «закона Смита» 1940 г., который определял как преступника любого, кто «сознательно или умышленно… подстрекал к свержению правительства США или созданию объединений, направленных на свержение правительства», а также в подготовке заговора с целью вызвать неподчинение военных, что с учетом военного времени трактовалось как действия, также направленные на свержение законного правительства. Большинство подсудимых были ультраправыми интеллектуалами, активными сторонники изоляционизма и укрепления отношений с Германией; лишь часть из них разделяла идеи антисемитизма, фашизма и нацизма44. Среди обвиняемых были: Джеральд Уинрод – христианский проповедник и политический активист, Элизабет Диллинг – писатель и публицист, Джеральд Л.К. Смит – политик, основатель партии «Америка превыше всего»45, в прошлом активный соратник губернатора Луизианы Хьюи Лонга46. В ходе судебного заседания, завершившегося в январе 1943 г., адвокатами подсудимых было убедительно доказано, что обвинение базируется на умозрительных предположениях федеральных агентов, а немногочисленные улики против подсудимых были добыты незаконным путем. Тем не менее министерство юстиции не отступилось и в январе 1943 г. подготовило новое обвинение, расширив список до 30 человек, в число которых попал, например, Лоуренс Деннис, политик и дипломат, в 1930-е годы активно пропагандировавший идею перехода США к фашистской диктатуре. Новый судебный процесс закончился в декабре 1944 г. снятием всех обвинений47. Впоследствии генеральный прокурор США Фрэнсис Биддл в мемуарах назвал этот процесс «тоскливым фарсом»48.
44. Ribuffo L.P. Op. cit. P. 178.

45. Партия получила название от знаменитого комитета «Америка превыше всего». В 1947 г. она была переименована в «Христианский националистический крестовый поход» и в таком виде просуществовала до 1977 г. См.: Jeansonne G. Gerald L.K. Smith: Minister of Hate. New Heaven (CT). 1988.

46. Яркий и эпатажный губернатор штата Луизиана Хьюи Лонг в начале своей карьеры выступал как сторонник Рузвельта, однако, уже вскоре после победы последнего на президентских выборах стал одним из его наиболее ярких критиков. Общественно-политические взгляды Лонга представляли собой мешанину из социализма, национализма, религиозного догматизма, что со временем сделало его популярной фигурой у ультраправых. Лонг был убит в 1935 г. Противоречивая история его жизни и карьеры стала основой художественных произведений, наиболее известное из которых – роман Роберта Пенна Уоррена «Вся королевская рать». См.: Dethloff H. C. Huey P. Long: Southern Demagogue or American Democrat? Lafayette (LA). 1976.

47. Ribuffo L. P. Op. cit. P. 225.

48. Biddle F. Op. cit. P. 332.
23 Инициатива судебного разбирательства принадлежала лично президенту Рузвельту, раздосадованному многолетней «критикой справа». Хотя Биддл выразил несогласие с инициативой Рузвельта при осторожной позиции Гувера, считавшего необходимым собрать больше материалов, президент посчитал имевшиеся у ФБР материалы достаточными для начала судебного процесса49. Такая позиция президента неслучайна: по мере усиления ФБР «красная» и «коричневая» угрозы стали прекрасными предлогами для сведения счетов с его политическими оппонентами как «справа», так и «слева». Если ранее ФБР лишь собирало информацию на критиков президента, то теперь Рузвельт сам указывал Гуверу, о ком, по его мнению, необходимо собрать информацию. В переписке с Гувером пресс-секретарь президента Стивен Эрли писал: «Мысль о том, что было бы неплохо, чтобы ФБР взяло на заметку имена и адреса тех людей, кто крайне нелояльно высказывается о его внешней политике, подал сам президент»50.
49. Jeansonne G. Women of the Far Right: The Mothers' Movement and World War II. Chicago (IL). 1996. P. 62–67.

50. Franklin Delano Roosevelt Library (далее – FDRL). Papers of Stephen T. Early. Early to Hoover. 21 May 1940.
24 Работа ФБР с эмигрантами из Германии была политически ангажированной. Тысячи писателей, художников, кинематографистов, интеллектуалов бежали из гитлеровской Германии. Многие обосновались в США, надеясь найти безопасное убежище и союзников в борьбе против нацизма. Но в Америке почти все изгнанники из Третьего рейха – среди них, например, лауреат Нобелевской премии Томас Манн, его брат Генрих Манн, драматург Бертольт Брехт и романисты Эрих Ремарк и Лион Фейхтвангер – стали объектами подозрений и слежки ФБР.
25 Информацию об этом впервые проанализировал профессор университета Огайо Александр Стефан. Он выделяет несколько ключевых моментов, которые приводили к длительной слежке со стороны ФБР. Во-первых, Бюро проверяло биографию новоприбывшего, опасаясь, что вместо беглого писателя или ученого в Америку прибыл диверсант или агент влияния. Изучалась вся биография того или иного автора, его работы, общественная позиция. Во-вторых, рассматривалась общественная деятельность в США. Новоприбывшие активно выступали на радио и в газетах, основывали и присоединялись к различным организациям немецкой диаспоры в Америке, что лишь усиливало настороженность федеральных агентов. В-третьих, фиксировались нелояльные высказывания в адрес политики США. Это был наиболее интересный пункт, работа по которому, что видно из архивных сведений, приведенных Стефаном, велась особенно активно51.
51. Stephan A. Op. cit. P. III–XII, 35, 126, 300.
26 Усиленным наблюдением ФБР сопровождалась любая публичная критика. Вместе с тем работа агентов Бюро показывает, насколько ведомство Гувера стремилось подменить и увязать политический сыск с контрразведкой. К примеру, наблюдение за Бертольдом Брехтом началось после того, как к агентам ФБР попали его стихотворения антивоенной, пацифистской направленности, которые были истолкованы ФБР как коммунистическая пропаганда52.
52. NARA. RG 65. FBI. File: 100-190707. (Bertolt Brecht). Part 1. Los Angeles to HQ. 6 March 1943.
27 Не менее интересна история писателя Томаса Манна. Агенты проследили его биографию до 1927 г. Поводом стали «симпатии Манна к Советскому Союзу и коммунистическим идеям». Бюро сумело завербовать родную дочь писателя Эрику Манн и получать информацию обо всех его передвижениях, контактах, творческих планах53.
53. Ibid. File: 62-26225. (Thomas Mann). Part 1. Memo for Mr. Nichols. 29 October 1947.
28 Интересным моментом в работе ФБР по творческой интеллигенции немецкой диаспоры стало дело на режиссера Фрица Ланга, одного из основателей немецкого экспрессионизма, создателя знаменитого «Метрополиса» (1927), одной из первых экранных антиутопий и самого дорогого фильма эпохи немого кино54. Ланг перебрался в США в 1934 г., быстро смог найти себе место в Голливуде. Внимание агентов ФБР он привлек в 1942 г. «как и другие выдающиеся деятели искусства немецкого происхождения». Внимание Бюро было сосредоточено на том, что режиссер помог незаконно въехать на территорию США гражданке Германии Марии Карк, а также предоставил свою съемочную группу компании Shell Oil Corporation для проведения сейсмологических исследований на озере Артур в предместьях Хьюстона. Режиссер хотел купить в этом месте землю для постройки дома. За предоставление людей для исследований под руководством специалиста компании Shell доктора Эби он получил денежное вознаграждение. Поскольку весь технический персонал, предоставленный Лангом, состоял из немцев и немцем был руководитель работ, ФБР заподозрило, что сейсмологическое исследование является прикрытием для сбора секретных данных или немецкой диверсии55. Тем не менее расследование показало, что Ланг является ярым антинацистом. Единственное нарушение, связанное с проведенным исследованием – отсутствие его правильного оформления в бухгалтерии фирмы и офиса Ланга, что позволило Shell списать значительную сумму (точная цифра вымарана цензурой Бюро), а режиссеру заработать деньги, не облагаемые налогом. Также был подтвержден факт помощи Ланга своей близкой подруге Марии Кларк. Однако, поскольку ни режиссер, ни его подруга не имели никаких связей с руководством Германии или ее разведкой, Бюро предпочло закрыть глаза на эти нарушения в обмен на сотрудничество Фрица Ланга, хотя и выслало Марию Карк из США. Тем не менее, судя по материалам дела, немецкий режиссер не стал для Бюро хорошим источником информации: в деле нет от него никаких донесений56.
54. См. например: Fritz Lang's Metropolis: Cinematic Visions of Technology and Fear / eds M. Minden, H. Bachmann. New York, 2000.

55. NARA. RG 65. FBI. File: 100-12519 (Fritz Lang). Report from agent J.B. Frysch to Bureau at Houston, New Orlean, HQ. 5 February 1944.

56. Ibid. Report from agent M.T. Pocen to Bureau at New Orlean, HQ. 15 June 1945.
29 Даже больше внимания, чем общественные деятели и творческая интеллигенция, получали со стороны ФБР ученые, в особенности представители точных и естественных наук. Они рассматривались не только как потенциальная угроза, но и как важный ресурс развития оборонной промышленности США. Их гражданская позиция подвергалась строгой ревизии со стороны федеральных агентов. Наиболее яркий пример – Альберт Эйнштейн. Великий физик покинул Германию в 1933 г. и был известен своими общественно-политическими взглядами, которые он формулировал как демократический социализм. Как минимум с 1937 г. федеральные агенты вели наблюдение за Эйнштейном. В архиве ФБР находится письмо Гувера руководителю Отдела военной разведки Комитета начальников штабов армии США Шерману Майлзу57. Письмо директора является ответом на запрос Майлза (запрос в архиве отсутствует). Судя по контексту ответного письма, шеф военной разведки интересовался биографией ученого и сведениями Бюро. Гувер перечислял все коммунистические организации, спонсором, участником или членом которых был, по его мнению, Эйнштейн58. Понятно, что после такой характеристики ни о каком плотном сотрудничестве армии США с великим физиком не могло быть и речи. Из биографии Эйнштейна известно, что, несмотря на неплохие личные контакты с президентом США, ученого не стали привлекать к «Манхэттенскому проекту». Лишь военно-морской флот США несколько раз обращался к Эйнштейну за общими консультациями по вопросам механических проблем, связанных с подъемом из глубины подводных лодок59.
57. Майлз был сочтен правительством США одним из виновников трагедии в Пёрл-Харборе. Его карьера в Комитете начальников штабов после Пёрл-Харбора закончилась. Майлз был отправлен с инспекционной поездкой в Южную Америку для изучения вопросов предоставления военной помощи от США. 28 января 1942 г. Майлз был произведен в генерал-майоры, а затем назначен командующим Первого вспомогательного командования (впоследствии переименован в Первый вспомогательный корпус) в Бостоне. См.: Millett J.D. The Organization and Role of the Army Service Forces. Washington (D.C.), 1954. P. 370.

58. NARA. RG 65. FBI. File: 61-7099 (Albert Einstein). Hoover to Miles. 13 August 1941.

59. Чертанов М. Указ. соч. С. 322–363.
30 Из архивных данных ФБР видно, что Эйнштейн не скрывал своих общественно-политических взглядов, которые Бюро истолковывало как приверженность коммунизму. Бюро не вело в годы войны активной работы по Эйнштейну из-за личного расположения Рузвельта к ученому, которое многократно усилилось после знаменитого письма, где физик писал о работах в Германии по созданию ядерного оружия. Это письмо фактически подтолкнуло США к началу собственных работ в этой области60. Эйнштейн не стеснялся использовать свой статус и высокое знакомство, что видно из письма директору ФБР, в котором ученый, иронично обращаясь к главе ФБР «лейтенант-полковник», требует прекратить проверки ведомством Гувера своих коллег61. Неудивительно, что такая деятельность способствовала началу активного наблюдения и пристрастного сбора данных в отношении великого физика на ранних этапах холодной войны.
60. FDRL. Safe Folders 5. Einstein letter to FDR regarding atomic bomb. 2 August 1939.

61. NARA. RG 65. FBI, File: 61-7099 (Albert Einstein). Einstein to Hoover. 30 July 1940.
31 ФБР также постепенно наращивало усилия по противодействию «желтой угрозе». Количество организаций и сообществ японцев в США было значительно меньше, а сами структуры были компактнее, чем аналогичные организации немцев. На фоне ухудшения отношений США с Японией уже с 1932 г. представители японской диаспоры в Америке находились под наблюдением ряда ведомств. Наиболее интенсивным сбором информации занимались ФБР и разведка военно-морского флота (РУ ВМФ): наибольшее скопление японо-американцев наблюдалось на Восточном побережье США62. На конференции руководителей разведывательных ведомств в 1941 г. Эдгар Гувер отметил, что «в отношении предотвращения и раскрытия японской активности РУ ВМФ сделало гораздо больше... чем любое другое агентство»63. Тем самым глава ФБР пытался разгрузить свое ведомство, и без того перегруженное работой64.
62. Ng W. Op. cit. P. 1–31.

63. NARA. RG 80. Department of Navy. File: A8-3/EF13-27. Kirk to all naval districts, 13 March 1941.

64. Ibidem; Weiner T. Op. cit. P. 167.
32 Вместе с тем неправильно утверждать, что у агентов ФБР не было заметных успехов в деле противодействия шпионам Японии. Одним из первых документов, указывающих на активную работу ведомства Гувера по противодействию японскому влиянию в США, является рапорт отделения в Сан-Франциско о факте отправки в США около 10 тыс. благодарственных сертификатов от правительства Японии и императорского флота. Каждый такой сертификат давал право его подателю получить денежное вознаграждение в любом консульстве или посольстве Японской империи. Большое количество подобных документов привлекло внимание таможенной службы США, которая и передала сигнал в ФБР. Агенты совместно с таможенниками задержали груз. Согласно декларации из консульства в Сан-Франциско, сертификаты должны были отправиться в разные города США, в основном в штат Калифорния. Часть сертификатов уже была подписана и предназначалась обществам и организациям латиноамериканцев в США, что вызвало особую тревогу у федеральных агентов. Также агенты обратили внимание на настойчивые просьбы консульства Японии как можно скорее вернуть им груз. Вместе с сертификатами были перехвачены книги на английском, которые после проверки были классифицированы как японская пропаганда; эти книги предназначались для рассылки разным объединениям японцев в США. Больше всего книг предназначалось для общества «Хеймуша Каи» – организации молодых американцев японского происхождения, имевших право и желание поступить на военную службу. Согласно выводам рапорта, ФБР конфисковало груз; все организации и лица, которым предназначались книги и сертификаты, должны были понести ответственность согласно принятым в 1940 г. законом «О регистрации иностранцев»65. Общество «Хеймуша Каи», как и многие другие японские организации в США, было подвергнуто многочисленным проверкам и попало под жесткий надзор66.
65. NARA. RG 65. FBI. File: FBI Case Report, Agents of Foreign Principals. 23 January 1940.

66. Ibid. File: 100-4657 (Heimusha Kai). Report on Heimusha Kai and other organizations. 3 July 1941.
33 Этот эпизод показывает, что еще до трагедии в Пёрл-Харборе ФБР активно работало по «желтой угрозе», хоть и выбрало для себя второстепенную роль, предпочтя перенести основную нагрузку по работе с японцами в США на коллег из РУ ВМФ. Лидирующая роль военно-морской разведки отмечается в документе от 4 декабря 1941 г., в котором сотрудники РУ ВМФ делятся с ФБР своими обширными сведениями о японской пропаганде в США67.
67. Данные сведения были запрошены в ходе расследования отделения ФБР в Сан-Диего (шт. Калифорния). См. подробнее: Ibid. File: 61-10556 (Japanese Association of San Diego). Report from ONI. Japanese intelligence and propaganda in the United States during 1941. 4 December 1941.
34 В рапорте заместителя директора ФБР Д.М. Лэдда своему начальнику относительно организаций японцев в США68, расследованием деятельности которых занималось Бюро, сообщается, что работа по изучению документации этих обществ затягивается в силу нехватки у ФБР кадров, способных хорошо и быстро переводить с японского. На документе стоит резолюция Гувера, тон которой выдает раздражение директора. Гувер интересуется, может ли быть решена эта проблема в скорейшие сроки, и «отмечает общую тенденцию к сотрудничеству со стороны простых американцев, знающих японский»69. Этот документ показывает, что федеральные агенты не были в полной мере подготовлены для контрразведывательной работы на японском направлении.
68. В частности, о таких обществах японцев в США как Ничибеи Когио Кайша (Лос-Анджелес), Хококку Каи (Сан-Диего) и Даи Ниппон Бутоку Каи (Сакраменто). Все эти организации позиционировали себя как просветительские и образовательные центры для японской молодежи в США. См.: J. Edgar Hoover Official and Confidential (O&C) Files. Section 2. Memorandum for the Director, FBI from D.M. Ladd. 1 January 1941. P. 2.

69. Ibidem.
35 Как показала практика, ФБР начало привлекать «гражданских специалистов» из числа американцев со знанием японского языка (в основном активистов из числа «Американского легиона»), давая им на перевод отдельные фрагменты конфискованных документов. Как отмечают специалисты, часто эти переводы были низкого качества: квалификация переводчиков не проверялась70. Поскольку приглашенным переводчикам давали отдельные страницы без общего контекста, их переводы порождали массу коллизий, которые почти всегда истолковывались в Бюро не в пользу тех организаций, с документами которых работали агенты71.
70. Muller E.L. Op. cit. P. 7–8; Hayashi B.M. Op. cit. P. 111; Leonard K.A. Op. cit. P. 463–482.

71. Muller E.L. Op. cit. P. 10–12.
36 Такой подход существенно отличается от стратегии, выбранной Госдепартаментом США, который стремился активно привлекать к работе нисэев72, в том числе и к изучению деятельности японской разведки в этнических обществах, что, по мнению экспертов внешнеполитического ведомства США, давало больший практический эффект и помогало снизить напряженность в среде американских граждан японского происхождения73.
72. Нисэй – второе поколение японцев в США, те, кто родился уже в Америке. См.: Patterson B.J. Ethnic Groups USA. New York, 2008. P. 167.

73. Об этом писал бизнесмен Кёртис Мансон, который совместно с журналистом Джоном Картером по личной просьбе Рузвельта подготовил доклад о японских иммигрантах в США. См.: Sundquist Е. Op. cit. Р. 532–533; University of Washington Libraries. Microfilm A7378. Reel 17. Box 17. Frames 0034-0039, Items 19481.
37 Несмотря на первоначально острожную позицию Гувера, ФБР сыграло заметную роль в истории преследований японской диаспоры в США. Еще до событий в Пёрл-Харборе Бюро вело активную слежку за лидерами японо-американцев; почти все из них были задержаны в первые часы и дни после атаки Японии на американский флот. Эта работа вылилась в полноценную программу содержания под стражей видных представителей «недружественных» США народов, которую ФБР вело совместно с армейской и флотской разведкой.
38 7 декабря Роберт Шиверс, глава офиса ФБР в Гонолулу, еще до окончания бомбежек американских кораблей позвонил Гуверу. Директор уполномочил своих агентов сразу арестовать или задержать всех японцев, попавших в списки74. ФБР занялось проведением массовых обысков и задержаний в домах американцев японского происхождения в течение первых нескольких недель после нападения на Пёрл-Харбор. В мемуарах американцев японского происхождения, столкнувшихся с жесткими репрессиями со стороны государства, именно поведение федеральных агентов подвергается наибольшей критике и описывается как «беспредел и дискриминация»75. ФБР было поручено провести аресты тех немногих японских американцев, которые не подчинялись распоряжениям об «эвакуации» на Западном побережье. На Гавайях ФБР вело активную работу в отношении американцев японского происхождения на протяжении всей войны. Хотя Роберт Шиверс в итоге установил тесные связи с лидерами нисэев и впоследствии часто приписывал себе важную роль в предотвращении массового перемещения японо-американцев на Гавайях76, это не влияло на размах репрессий правительства США в отношении собственных граждан японского происхождения. Гувер последовательно, хотя и не очень активно, выступал против массового перемещения, утверждая, что его ведомство успешно опознало и арестовало всех, кто представлял какую-либо угрозу.
74. NARA. RG 65. FBI. File: 66-3182 (J. Edgar Hoover Appointment and Phone Logs). Part 1. Report on Incoming Telephone Calls from SAC Shivers. 7 December 1941.

75. В частности, в исследованиях и мемуарах по теме репрессий американского правительства в отношении японцев описываются случаи воровства агентами ценностей во время обысков и арестов, грубое обращение с японскими семьями, в том числе и с детьми, применение насилия. Об этом см.: Spickard P.R. Japanese Americans: The Formation and Transformations of an Ethnic Group. New Brunswick (NJ). 2009. P. 101–106; Muller E.L. Op. cit. P. 1–15; Takei G. To The Stars: The Autobiography of George Takei. New York, 1994. P. 23–50; Idem. They Called Us Enemy. New York, 2019.

76. Pearl Harbor Legacy. Remembering Robert Shivers. 12 July 2009. Online. Available at // URL: >>>> . (дата обращения: 05.11.2020).
39 После того, как интернирование японцев в концентрационные лагеря было завершено к середине октября 1942 г., ФБР было поручено отслеживать возможную антиправительственную активность в лагерях. Ведомство Гувера вступило в затяжной конфликт с Диллоном Майером и возглавляемым им Управлением военного переселения (УВП), поскольку считало, что «эта организация не справляется с охраной порядка в лагерях и крайне беспечно относится к нарушителям распорядка», а потому «логичнее было бы передать эти функции федеральным агентам»77. Учитывая столь сложные отношения, неудивительно, что, когда Майер под давлением критики (во многом инспирированной главой ФБР) попросил Гувера провести расследования лояльности для УВП, тот отказался78. Специальные агенты ФБР в большом количестве проникали в лагеря без разрешения должностных лиц УВП, развивая там сеть информаторов. В конце войны ФБР медлило с одобрением заявлений на освобождение и, по крайней мере, в одном случае прекратило спонсируемое УВП переселение семей в Техас, потому что выбранный сотрудниками Майера район был изолирован, что, по мнению федеральных агентов, делало «почти невозможным наблюдение за деятельностью японцев». Помимо этого, выбор местности для переселения подвергся критике, поскольку, по мнению агентов, имел «стратегическое значение для военных усилий»79.
77. Drinnon R. Keeper of Concentration Camps: Dillon S. Myer and American Racism. Berkeley (CA), 1987. P. 48, 49–50.

78. Ibid. P. 51.

79. Hayashi B.M. Op. cit. P. 150.
40 В 1944–1946 гг., когда основная масса японцев была отпущена из лагерей и зон компактного проживания, ФБР было поручено обеспечить их защиту от агрессии со стороны других граждан и организаций80.
80. Tateishi J. And Justice for All: An Oral History of the Japanese American Detention Camps. New York, 1984. P. 159; Leonard K.A. Op. cit. P. 463–482.
41 Таким образом, можно сделать выводы, что в новых исторических условиях ФБР активно противодействовало организациям пронацистского и прояпонского толка. Однако контрразведывательная работа этого ведомства отличалась грубостью и недостатком опыта, что в условиях социального и политического заказа на усиление внутренней безопасности США компенсировалось уклоном ФБР в политический сыск, который тесно переплетался с контрразведкой. Этот вывод подкрепляется как делами в отношении «Бунда» и «Христианского фронта», так и позицией ФБР по отдельным личностям и в целом деятельностью в отношении эмигрантов из Германии.
42 Еще сильнее неравномерность в расстановке приоритетов деятельности ФБР в деле обеспечения безопасности прослеживается на примерах работы со структурами, связанными с Японской империей. Федеральные агенты намеренно выбрали для себя второстепенную роль в противодействии «желтой угрозе», а потом с появлением острого запроса властей и общества всячески стремились продемонстрировать свою главенствующую роль в противодействии Японии. Все это привело к активному участию ведомства Гувера в интернировании американцев японского происхождения в концлагеря, что сопровождалось соперничеством с УВП, которое в условиях антияпонских настроений после трагедии в Пёрл-Харборе смогло на государственном уровне относительно успешно возглавить антияпонскую политику внутри США.
43 Реальный контрразведывательный результат от антинацистских (за исключением расследования против «Бунда») и антияпонских дел был не велик и в большей степени выражался в борьбе против вражеской пропаганды, направленной на американских граждан немецкого и японского происхождения. Однако и этот положительный эффект работы ФБР частично нивелировался тесным переплетением контрразведывательных задач с политическим сыском, что приводило к преследованию критиков политики президента США «справа» и «слева», и даже дискриминации целой этнической группы в масштабах всей страны.

References

1. Chertanov M. Ehjnshtejn (ZhZL). Moskva, 2015. (In Russ.)

2. Levin Ya.A. Deyatel'nost' FBR po protivodejstviyu vneshnim i vnutrennim ugrozam v SShA v 1934–1941 gg. [The FBI's activities in countering external and internal threats in the United States in 1934–1941] // Problemy izucheniya voennoj istorii. Sbornik statej Tret'ej Vserossijskoj nauchnoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Problems of studying military history: a collection of articles of the Third All-Russian Scientific Conference with international participation] / otv. redaktor A.I. Repinetskij. Samara, 2015. (In Russ.)

3. Biddle F. In Brief Authority. Garden City (KS), 1967.

4. Bredemus J. American Bund // US-German Relations. 2011. URL: https://usgerrelations.traces.org/americanbund.html (access date: 18.08.2023).

5. Canedy S. America’s Nazis: A Democratic Dilemma a History of the German American Bund. Chicago (IL), 1990.

6. Cecil M. Hoovers FBI and the Fourth Estate: the Campaign to Control the Press and the Bureau’s Image. Lawrence (KS), 2014.

7. Dethloff H.C. Huey P. Long: Southern Demagogue or American Democrat? Lafayette (LA), 1976.

8. Drinnon R. Keeper of Concentration Camps: Dillon S. Myer and American Racism. Berkeley (CA), 1987.

9. Fritz Lang's Metropolis: Cinematic Visions of Technology and Fear / eds M. Minden, H. Bachmann. New York, 2000.

10. Hayashi B.M. Democratizing the Enemy: The Japanese American Internment. Princeton (NJ), 2004.

11. Jeansonne G. Gerald L.K. Smith: Minister of Hate. New Heaven (CT), 1988.

12. Jeansonne G. Women of the Far Right: The Mothers' Movement and World War II. Chicago (IL), 1996.

13. Johnson D. Betrayal: The True Story of J. Edgar Hoover and the Nazi Saboteurs Captured during World War II. New York, 2007.

14. Leonard K.A. “Is That What We Fought For”? Japanese Americans and Racism in California, the Impact of World War II // Western Historical Quarterly. 1990. № 21 (4). P. 463–482.

15. MacDonnell F. Insidious Foes: The Axis Fifth Column and the American Home Front. New York, 1995.

16. Millett J.D. The Organization and Role of the Army Service Forces. Washington (D.C.), 1954.

17. Muller E.L. American Inquisition: The Hunt for Japanese American Disloyalty in World War II. Chapel Hill (NC), 2007.

18. Ng W. Japanese American Internment During World War II: A History and Reference Guide. Westport (CT), 2002.

19. Patterson B.J. Ethnic Groups USA. New York, 2008.

20. Pearl Harbor Legacy. Remembering Robert Shivers. 12 July 2009 // URL: https://archives.fbi.gov/archives/news/stories/2009/december/shivers_120709. (access date: 05.11.2022).

21. Powers R.G. G-Men, Hoover’s FBI in American Popular Culture. Chicago (IL), 1983.

22. Ribuffo L.P. Old Christian Right: The Protestant Far Right from the Great Depression to the Cold War. Temple (PA), 1983.

23. Spickard P.R. Japanese Americans: The Formation and Transformations of an Ethnic Group. New Brunswick (NJ), 2009.

24. Sundquist Е. The Japanese-American Internment: A Reappraisal // The American Scholar. 1988. Vol. 57. № 4. Р. 532–553.

25. Takei G. They Called Us Enemy. New York, 2019.

26. Takei G. To The Stars: The Autobiography of George Takei. New York, 1994.

27. Tateishi J. And Justice for All: An Oral History of the Japanese American Detention Camps. New York, 1984.

28. Van Ells M.D. Americans for Hitler // America in World War II. 2007. № 3. Iss. 2. P. 44–49.

29. Vasey C. Nazi Intelligence Operations in Non-Occupied Territories: Espionage Efforts in the United States, Britain, South America and Southern Africa. Jefferson (NC), 2016.

Comments

No posts found

Write a review
Translate