Том Хейден и «новые левые»
Том Хейден и «новые левые»
Аннотация
Код статьи
S013038640003812-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бодров Олег Вячеславович 
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Закиров Алмаз Василович
Аффилиация: Казанский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Выпуск
Страницы
166-177
Аннотация

В статье рассматривается жизнь и деятельность леворадикального активиста, политика и публициста Тома Хейдена. Его биография разделяется на три этапа — активистская деятельность, карьера в обеих палатах конгресса штата Калифорнии и годы после нее.

Ключевые слова
Том Хейден, новые левые, радикальное движение 60-х годов
Классификатор
Получено
07.02.2019
Дата публикации
07.02.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
2780
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1

Ранние годы

 

В современной истории США мы находим немало фигур, которые можно с большой долей вероятности разделить по политическим взглядам на консерваторов, либералов, социалистов, марксистов и радикалов всех мастей. Но не часто встретишь фигуры по масштабам сравнимые с политическими деятелями конца XIX — первой трети XX в., подобных Юджину Дебсу, «Красной» Эмме Голдман, Уильяму Э. Б. Дюбуа, Уильяму З. Фостеру, Гарри Хейвуду, Джону Риду, Элизабет Г. Флинн и другим, которые на протяжении всей своей жизни отстаивали прогрессивные взгляды. Именно к такому типу современных американских политиков относился Томас Эммет («Том») Хейден (1939—2016): лидер радикального крыла молодежного движения «новых левых» 1960-х годов, антивоенный общественно-политический активист и основатель «Национального комитета мобилизации против войны во Вьетнаме» (National Mobe), подсудимый и политзаключенный по делу «Чикагской семерки» 1968 г., автор многочисленных книг и статей, редактор леворадикальных изданий, ставших центрами интеллектуальной контркультуры, законодатель с 18-летним стажем и инициатор важнейших социальных, межрасовых и экономических программ, директор Ресурсного центра мира и справедливости в округе Лос-Анджелес и университетский профессор, член Консультативного совета «Прогрессивные демократы Америки», относящегося к левому крылу Демократической партии.

2

В американской историографии личность Т. Хейдена стала исследоваться, практически, с начала его активистской деятельности в 1960-х годах. Авторы, сами в недавнем прошлом студенческие и гражданские активисты, описывали различные аспекты его яркой и богатой событиями жизни, начиная с Порт-Гуронской декларации и до окончания войны во Вьетнаме1. Однако в отечественной исторической науке Т. Хейден упоминается в основном как лидер организации «новых левых» «Студенты за демократическое общество» (SDS) и автор их главного документа — Порт-Гуронской декларации 1962 г.2 Вся остальная часть его плодотворной и целеустремленной жизни осталась «как бы за кадром». Думается, жизнь и деятельность Тома Хейдена заслуживают самого пристального внимания.

1. Bunzel J.H. New Force on the Left: Tom Hayden and the Campaign Against Corporate America. Stanford, 1983; Frost J. An Interracial Movement of the Poor: Community Organizing and the New Left in the 1960s. New York, 2005; Miller J. Democracy Is in the Streets: From Port Huron to the Siege of Chicago, With a New Preface. Cambridge, 1988; Parker G., Brick H. A New Insurgency: The Port Huron Statement and Its Times. Ann Arbor, 2015; Sale K. SDS. New York, 1973.

2. Согрин В.В. Критические направления немарксистской историографии США XX века. М., 1987, с. 176—240; его же. Идеология в американской истории: от отцов основателей до конца XX века. М., 1995, с. 195—219 Исторический опыт США. М., 2010, с. 430—475;.его же Энциклопедия истории США. М., 2018, с. 209—234
3

Томас Эммет Хейден родился 11 декабря 1939 г. в Детройте, штат Мичиган3, в рабочей семье выходцев из Ирландии и был единственным ребенком. Его родители — отец Джон Хейден, бывший морской пехотинец, работал в корпорации «Крайслер» бухгалтером и мать библиотекарь Женевьева Хейден — развелись, когда сыну исполнилось 10 лет. Том остался с матерью4. Одной из причин развода стало жестокое пьянство отца. Умный мальчик посещал католическую приходскую школу, в которой читал вслух монахиням Священное писание и «учился бояться ада»5. Однако Том посещал церковь, в которой работал преподобный Чарльз Кофлин — католический священник, известный на национальном уровне во времена Великой депрессии как «радио-священник» за его антисемитские учения. Между Кофлином и Хейденом сложились напряженные отношения, и последний порвал с католической церковью еще будучи подростком6.

3. Tom Hayden, preeminent 1960s political radical and antiwar protester, dies at 76.

4. Browne Blaine T. Modern American Lives: Individuals and Issues in American History Since 1945. New York, 2007, p. 167.

5. Gable M. Defining Tom Hayden.

6. Tom Hayden, preeminent 1960s political radical and antiwar protester, dies at 76. — Washington Post, 27.VIII.2017.
4

В средней школе Дондеро Хейден редактировал школьную газету, и когда в его прощальной колонке, после сокращения первых букв абзацев, получилось словосочетание «пройти в ад», ему было запрещено присутствовать на выпускной церемонии, он получил диплом отдельно от всех7. Хейден начал думать о карьере в качестве зарубежного корреспондента еще в школе, но стал глубже интересоваться социальными реформами после поступления в Мичиганский университет в 1957 г. Во время учебы в университете Том продемонстрировал превосходные успехи и стал редактором студенческой газеты «Michigan Daily». Он получил степень бакалавра в области социологии в 1961 г. и работал там же в 1962—1963 гг. Однако главным событием учебы в колледже, по его собственным воспоминаниям, стало то, что он позже назвал «летом трансформации»: «Во время пикета акции Демократического национального съезда 1960 г. в Лос-Анджелесе я взял интервью у преподобного М.Л. Кинга, а когда покинул пикет и позже Лос-Анджелес, я задал себе вопрос: почему я должен наблюдать и описывать это движение вместо того, чтобы участвовать в нем?»8.

7. Gable M. Defining Tom Hayden. — Los Angeles Times, 10.XII.2000.

8. Rosen B. How the late Tom Hayden went from a fiery activist to a progressive lawmaker. — The New York Times, 24.X.2016.
5

«Новый левый» активизм, борьба против войны во Вьетнаме и за гражданские права (1960—1976 годы)

 

Политическая карьера Хейдена началась еще в Мичиганском университете в Анн-Арборе, но как радикальный антивоенный активист и борец за гражданские права он стал известен с 1960-х годов. Хейден был вдохновлен сидячими забастовками чернокожих студентов в сегрегированной закусочной в одном из универмагов компании «Вулворт» в Гринсборо (штат Северная Каролина) и студенческими протестами против антикоммунистической «охоты на ведьм», инициированной Комитетом по расследованию антиамериканской деятельности Палаты представителей9.



9. McFadden R. D. Tom Hayden, Civil Rights and Antiwar Activist Turned Lawmaker, Dies at 76. — The New York Times, 24.X.2016.
6

В 1960 г. Хейден как обозреватель студенческой газеты поехал автостопом в Калифорнию, чтобы осветить Национальное собрание Демократической партии в Лос-Анджелесе, где Джон Ф. Кеннеди был номинирован на пост президента. После встречи с М.Л. Кингом в Калифорнии летом 1960 г. Хейден присоединился к акциям протеста Конференции южного христианского руководства (SCLC) и к регистрации избирателей на Юге.

7

Вскоре после этого Хейден совершил свое первое путешествие на Юг для защиты гражданских прав афроамериканцев. Он поехал в сельский штат Теннесси с другими студентами в фургоне, упакованном одеждой и едой для черных дольщиков, которые были выселены из своих домов после регистрации на выборы. Его первая жена — Сандра «Кейси» Кейсон работала в Студенческом координационном комитете ненасильственных действий (SNCC), осуществлявшем борьбу за гражданские права афроамериканцев. Сам Хейден присоединился к акциям «Всадников свободы», которые выступали против органов административной власти, отказывавшихся исполнять решения Верховного суда о запрете расовой сегрегации на общественных автобусах. В 1961 г. Хейден вновь вернулся на Юг, где он и его друг были избиты и арестованы во время марша гражданских прав в сельской местности Маккомбе (Миссисипи), в поддержку выборов, в ходе которых несколько чернокожих осмелились проголосовать.

8

Недовольный конформизмом существующих студенческих организаций, чувствуя потребность в национальной студенческой организации для координации проектов в области гражданских прав по всей стране, Том и 35 его единомышленников создали в 1960—1961 гг. в Анн-Арборе организацию «Студенты за демократическое общество» на базе Студенческой лиги промышленной демократии (SLID).

9

В конце 1961 г. Хейден принял предложение основателя SDS Алана Хабера стать полевым секретарем организации на Юге. Потом был избран президентом SDS и возглавлял его в период с 1962—1963 г.10, но и после своей отставки сохранял влияние в организации и участвовал в реализации многочисленных программ. Например, в разработке в 1963 г. важного социального проекта экономических исследований и действий (ERAP)11, призванного стимулировать молодежные программы, прогресс гражданских прав, участие меньшинств в локальной политике, ликвидацию нищеты и расового неравенства.

10. Sale K. Op. cit., p. 46.

11. Economic Research and Action Project ERAP Newsletter, July 23, 1965; Economic Research and Action Project ERAP Newsletter, August 14, 1965; Economic Research and Action Project ERAP Newsletter, August 21, 1965.
10

Хейден стал одним из первых американских «новых левых» практиком и теоретиком «демократии участия», автором программного документа SDS — «Порт-Гуронская декларация»12, проект которой он написал во время тюремного заключения в Олбани (штат Джорджия). Этот документ стал манифестом организации после того, как он обсуждался, пересматривался и официально принимался на первом съезде организации в Порт-Гуроне (штат Мичиган) в 1962 г. Его целью являлось создание межрасового, мультикультурного и эгалитарного общества13. Порт-Гуронская декларация не только стала первым документом поднимающегося студенческого движения в стране. В ней впервые были сформулированы основные принципы движения «новых левых»14.

12. The Port Huron Statement. Students for a Democratic Society. Ann Arbor, 1962.

13. Brick H. Reflections on Tom Hayden. — >>>>

14. Parker G., Brick H. Op. cit.
11

Как отмечал бывший руководитель Студенческого координационного комитета ненасильственных действий, а впоследствии профессор Бостонского университета Говард Зинн, идеи Порт-Гуронского документа вдохновляли студентов на борьбу всюду, от университета в Беркли в 1964 г. до Колумбийского университета в Нью-Йорке в 1968 г.15 «Эти молодые люди... не стали сторонниками какой-либо догмы или приверженцами какой-либо строгой идеологической системы... Они — радикалы, но не догматики; они полны мыслей, но у них нет идеологии. Их мышление не скованно дисциплиной, оно отличается свежестью и новизной... Слово “революция” все чаще появляется в их лексиконе. Но у них нет партии, нет идеологии, нет веры. Нет у них и ясного представления о будущем обществе. Однако одно они знают твердо: основы нынешнего американского общества — не только расовые различия, но и различия классовые: дух торгашества, погоня за прибылью, насаждение религиозных и национальных барьеров, мешающих человеческим контактам, — это не их ценности»16.

15. Zinn Н. Postwar America: 1945—1971. New York, 1973, p. 212.

16. Zinn Н. SNCC. The New Abolitionists. Boston, 1965, p. 7, 13.
12

Другим важнейшим делом молодого активиста в середине 1960-х годов стала организация проекта SDS по борьбе с бедностью (Newark Community Union Project, NCUP) в Ньюарке (Нью-Джерси) с 1964 по 1967 г.17 26-летний Том и около 100 его последователей перебрались из Мичигана в негритянское гетто Ньюарка, где вели спартанский образ жизни, тратя всего 10 долларов в неделю на челов, встречая непонимание и откровенную враждебность местного населения. Их задачей стала реализация идеи «экономической демократии», направленной не на протест, а на созидательную работу по улучшению жизни обездоленных. Сама идея состояла в создании классовой солидарности бедных, не разделенных по принципам расы, конфессии, гендера и национальности. Победы и достижения волонтеров в гетто были скромными в сравнении с их предыдущей деятельностью: улучшение в сборе мусора, ремонт заброшенных многоквартирных домов, борьба с реновацией городских властей, которая привела бы к уничтожению жилья многих тысяч семей18. В реализации проекта Хейден сотрудничал с активистом «Войны с бедностью» от Демократической партии Джорджем Ричардсоном и мог продолжить дальнейшую карьеру в «Корпусе мира». Однако он не раздумывая порвал с Ричардсоном, когда тот отказался обратить внимание на факты полицейского насилия и дискриминации в отношении черных. В целом проект Хейдена потерпел фиаско, так как через два года его реализации гетто Ньюарка было сожжено, безоружных людей избивали на улицах, реформы затормозились, программа «войны с бедностью» была свернута. Сам Хейден стал свидетелем беспорядков, грабежей и разрушений, в результате которых погибли 26 человек и сотни получили ранения19. Полученный опыт побудил его к написанию книги «Восстание в Ньюарке: официальное насилие и ответ из гетто»20.

17. Frost J. Op. cit.

18. Newfield J. Tom Hayden: Prophet Comes to Sodom. — The Village Voice, 20.I.1966, v. XI, № 14.

19. Gitlin T. Tom Hayden (1939—2016). — >>>>

20. Hayden T. Rebellion in Newark: Official violence and ghetto response. New York, 1967.
13

Хейден продолжал играть важные роли во многих акциях «новых левых» 1960-х годов, прежде чем он сосредоточился на самой «горячей» теме того времени — американской агрессии во Вьетнаме.

14

В разгар своей деятельности в Ньюарке Хейдену поступило предложение начать сотрудничать с радикально настроенным профессором Йельского университета квакером Стентоном Линдом и теоретиком Компартии США Гербертом Аптекером. Хейден с товарищами прибыл в Ханой 21 декабря 1965 г. и провел бо́льшую часть последующих 10 дней, изучая разрушения, вызванные бомбардировками ВВС США, а также встретился с американским военнопленным, чей самолет был сбит. Хейден стал одним из первых американцев из числа штатских, посетивших Ханой в военное время. Все члены группы вернулись из Вьетнама 9 января 1966 г. живыми и невредимыми и выступили на многолюдном митинге в Манхэттенском центре21. В том же году появилась книга Хейдена «Другая сторона»22 о вьетнамской поездке.

21. Bunzel J.H. Op. cit., p. 8.

22. Hayden T., Staughton L. The Other Side. New York, 1967.
15

Хейден принял активное участие в деятельности Национального комитета по прекращению войны во Вьетнаме («Mobe»), который был коалицией антивоенных активистов и деятелей культуры, сформированной в 1967 г. для организации массовых демонстраций и оппозиции войне во Вьетнаме.

16

1968 г. как для США, так и для всего мира стал кульминацией протестных движений. В апреле вызвало массовые беспорядки убийство Мартина Лютера Кинга; спустя два месяца палестинский радикал убил сенатора Роберта Кеннеди в Лос-Анджелесе. Когда протесты захватили университетское сообщество страны, Хейден присоединился к охране студентами зданий в Колумбийском университете в Манхэттене. Полиция штурмовала кампус с применением слезоточивого газа. В мае 1968 г. ФБР в Вашингтоне обвинило местных агентов в том, что они не смогли постоянно следить за Хейденом во время восстания в Колумбийском университете, хотя его фигура как одного из ключевых лидеров «нового левого» движения имела первостепенное значение для Бюро. Как и после беспорядков 1967 г. в Ньюарке, когда Вашингтон также призвал местных агентов ФБР усилить слежку за ним. «Ввиду того, что Хейден является эффективным идеологом, который обращается к различным интеллектуальным группам, а также работает на поддержку негритянских семей в своей программе в Ньюарке, рекомендуется поместить его в Индекс Rabble Rouser». Директор ФБР Дж. Эдгар Гувер отметил: «Одной из наших главных целей должна стать нейтрализация Хейдена в движении “Новые левые”». Сам Хейден знал, что находился под негласным надзором ФБР. Фотография конца 1970-х годов на фоне папок ФБР с «делом Хейдена» на 22 тыс. страниц, уложенных в 120 коробок в высоту 5 футов, свидетельствует об этом23.

23. Finnegan M. The Radical Inside the System’: Tom Hayden, Protester-Turned-Politician, dies at 76. — Los Angeles Times, 23.X.2016.
17

В 1968 г. Хейден и Роберт Шеер основали «Красную семью» — «городскую партизанскую» общину в Беркли (Калифорния). Ее члены посвятили себя изучению философии северокорейских коммунистов «чучхе», призывали к созданию вооруженным путем «освобожденных зон» в США. Кроме того, Хейден стал соучредителем Международной освободительной школы (ILS) вместе с С. Альбертом, С. Кейди, братьями А. и Д. Голдбергами, Дж. Герман, П. Глуссманом, Ш. Уайтхед и парой Джил и Кэрол Джонсами24. В ILS обучали стрельбе из боевого оружия и оказанию медицинской помощи.

24. International Liberation School. — >>>>
18

Вскоре последовало исключение Хейдена из «общины». Сам он объяснил это тем, что его сочли «мужским шовинистом». «Сердитый и оскорбленный», «лидер “новых левых” и угроза национальной безопасности уехал в побитом “фольксвагене” в Лос-Анджелес в одиночестве и полный обид»25.

25. Finnegan M. Op. cit.
19

Следующий акт противостояния Хейдена с властями произошел в Чикаго. «Я сказал [своим] слушателям в Нью-Йорке, что они должны приехать в Чикаго, чтобы пролить кровь»26, — вспоминал он. Том Хейден и Ренни Дэвис стали главными организаторами «Mobe» для антивоенной демонстрации в Чикаго, а позже были обвинены в заговоре и разжигании беспорядков в качестве членов Чикагской семерки.

26. Ibidem.
20

Хейден помог спланировать антивоенные протесты в Чикаго так, чтобы они совпали с Демократическим национальным конвентом 1968 г. Полиция ответила на это жесткими мерами, в результате ее действий сотни участников демонстраций были ранены. Полицейские Чикаго и войска Национальной гвардии блокировали и затравили толпу, в которой находился и Хейден, слезоточивым газом. «Весь мир наблюдает», — скандировали демонстранты27.

27. Linder Douglas O. The Chicago Eight Conspiracy Trial, — >>>>
21

Федеральные чиновники обвинили Хейдена и других в подстрекательстве к беспорядкам и заговорам. Испытание Чикагской семерки стало классическим противостоянием радикалов и судьи Джулиуса Хоффмана со взаимными оскорблениями, вспышками ярости со стороны судей и неуважением к закону. Впоследствии обвинительные приговоры были отменены, и в официальном сообщении говорилось, что причиной насилия стало «превышение полномочий полицейскими». В 1970 г. всех семерых подсудимых оправдали от обвинений в заговоре, но Хейдена и еще четверых — Эбби Хоффмана, Джерри Рубина, Дэвида Деллинджера и Ренни Дэвиса осудили за подстрекательство к беспорядкам и приговорили к пяти годам лишения свободы. Приговоры были отменены по апелляции. В книге Хейдена «Испытание»28 рассказывается об этих событиях.

28. Hayden T. Trial. New York, 1970.
22

Еще одна антивоенная инициатива Хейдена была связана с организацией «Кампании за мир в Индокитае» (Indochina Peace Campaign, IPC), которая действовала в 1972—1975 гг. в Бостоне, Нью-Йорке, Детройте и Санта-Кларе (Калифорния). Организация мобилизовала антивоенные силы, потребовала безусловной амнистии для уклонявшихся от призыва. Она стала преемницей Хейденовского Информационного проекта Индокитая, ядром и мозговым центром «Ханойского лобби», добивавшегося прекращения американской помощи Южному Вьетнаму, Камбодже и Лаосу.

23

Личная жизнь Хейдена была под стать его политической активнос. Его первый студенческий брак с активисткой SNCC Сандрой («Кейси») Кейсон в начале 1960-х годов был недолговечен, чего не скажешь о втором. В феврале 1971 г. на антивоенном мероприятии в Анн-Арборе (штат Мичиган) Хейден познакомился с актрисой Джейн Фондой, увлекшейся левыми идея. Позже Фонда напишет об «электрическом заряде», который она испытала в тот момент, когда Хейден положил руку ей на колени. Фонда пригласила его к себе для просмотра своих фильмов. «Я хотела, чтобы в моей жизни я могла любить того, кто мог бы вдохновлять меня, учить меня, вести меня, не бояться меня. Кто лучше, чем Том Хейден подходил на эту роль?», — писала она в автобиографии29.

29. Finnegan M. Op. cit.
24

Они поженились в 1973 г., когда Фонда была на третьем месяце беременности. Сына они назвали Троем в честь северовьетнамского диссидента и выбрали фамилию матери Хейдена — Гарити. Хотя в 1990 г. их брак распался, он все равно считался образцом социально-политической активнос и прочной семейной и духовной привязанности. Супруги активно занимались общественно-политической деятельностью; они выступали с речами по всей стране и даже превратили свое ранчо в Санта-Барбаре в эгалитарный детский лагерь.

25

Хейден и Фонда объединили свои силы в антивоенный проект «Кампания за мир в Индокитае», в котором выступили против военного лобби. С этой целью они отправились в национальную гастрольную поездку с певицей Холли Уэм и бывшим военнопленным Джорджем Смитом.

26

Джейн Фонда, сторонница IPC, позже превратила эту аббревиатуру в часть названия своей кинокомпании «IPC Films», которая выпускала художественные и документальные фильмы, такие как «FTA» (1972), «Понять врага» (1974), «Китайский синдром» (1979), «С девяти до пяти» (1980) и «На золотом пруду» (1981). В 1974 г. после окончания войны во Вьетнаме, путешествуя по этой стране, беседуя с людьми об их жизни, они создали документальный фильм «Понять врага». Недоброжелатели назвали его коммунистической пропагандой, но критик Нора Сайер в «The New York Times» назвала его «умным, глубоким и динамичным фильмом»30.

30. Sayre N. Vietnam Lesson: Introduction to Enemy’ From Jane Fonda. — The New York Times, 15.XI.1974.
27

В начале 1973 г. были подписаны Парижские мирные соглашения по Вьетнаму, что привело к спаду антивоенного движения. Хейден снова стал перед выбором: на решение каких проблем направить свою активность.

28

В конгрессе штата Калифорния: социальное, правозащитное и экологическое законотворчество (1976—2000 годы)

 

Когда закончилась Вьетнамская война и постепенно отошел в прошлое идеализм 1960-х годов, Хейден, окончательно «осев» в Калифорнии, начал новый этап своей жизни — прежний активист обратился к законодательной деятельности. В 1971 г. Хейден сказал, что он обратил свой взгляд на политику, поскольку страна приступила к избирательной реформе, общественное мнение обратилось против Вьетнама, а 18-летние получили право голоса.

29

Хейден объявил о том, что он будет баллотироваться в Сенат США от Демократической партии от Калифорнии в 1976 г. Он не выдвинул конкретной программы, но выступил против гонки вооружений, расовой дискриминации, бюрократии и забвения проблем бедности, призвал к реализации главного лозунга SDS, а именно «демократии участия» для построения общества, основанного на «братстве», «честности» и «справедливости». Согласно «The New York Times» Хейден заявил: «Радикализм 1960-х годов быстро становится здравым смыслом 1970-х годов»31.

31. Rosen B. Op. cit.
30

Проиграв выборы в Сенат США, Хейден в 1976 г. сформировал Кампанию за экономическую демократию (Campaign for Economic Democracy, CED) и был назначен председателем совета директоров компании Solar Cal (с 1978 по 1982 г.), поощрявшей развитие солнечной энергетики.

31

Кампания за экономическую демократию стала одной из форм лоббистской деятельности, направленной на получение средств из национального бюджета. В округах, городах, школьных округах, общественных учреждениях и ассоциациях госслужащих часто используются государственные средства для влияния на законодательство и ассигнования на местном и федеральном уровнях.

32

Кампания за экономическую демократию Хейдена — Фонды боролась за реализацию таких задач, как контроль за арендой природных недр Санта-Моники, за государственными расходами на солнечную энергию и решение других насущных проблем. В результате она выиграла десятки местных споров и впервые через референдум добилась закрытия атомной электростанции. Большая часть денег группы была получена от Дж. Фонды, чья карьера в кино быстро развивалась в 1980-х годах. Это помогло провести кампанию за предложение 65 (1986 г.), которое предусматривало размещение специальных знаков на заправочных станциях, барах и продуктовых магазинах, которые предупреждали бы о вызывающих рак токсичных химических веществах.

33

Сосредоточившись на таких государственных и местных проблемах, как солнечная энергетика и управление арендой, Хейден в 1982 г. выиграл место в ассамблее штата Калифорния в Сакраменто, а в 1992 г. — в сенате штата. На этих должностях политик продвигал законопроекты об окружающей среде, образовании, общественной безопасности и гражданских правах, а всего он предложил около 100 законопроектов32. Благодаря ему было одобрено предложение 99 (1988 г.), предусматривавшее увеличение налогов на табак для финансирования инициатив в области общественного здравоохранения и борьбы с табаком, в результате чего была проведена самая успешная кампания по борьбе с курением в стране33. Как экологический активист Хейден возглавил «Большую зеленую» инициативу и предложил законопроекты по восстановлению окружающей среды, меры по борьбе с загрязнением и обязательные программы утилизации.

32. Cohn M. Tom Hayden, Courageous Warrior for Peace. — >>>>

33. Tom Hayden. — >>>>
34

18 февраля 1998 г. он представил свой самый известный законопроект, который касался защиты животных и получил название «Закон Хейдена»34. Вступивший в силу с 1 июля 1999 г. закон продлевал минимальный срок содержания животных, конфискованных государственными учреждениями Калифорнии, с 72 часов до 5 рабочих дней и требовал, чтобы после истечения этого срока животных передавали профильным некоммерческим агентствам. Ранее бездомные собаки и кошки могли быть убиты через 72 часа после конфискации35.

34. Sente Bill № SB 1785 chaptered bill text. California State Senate, 22.III.2013. — >>>>

35. Clifton M. Tom Hayden, author of California’s Hayden Act, dies at 76. — Animals 24-7. 26.X.2016. — >>>>
35

Хейдена называли «совестью сената» Сакраменто, так как среди его законопроектов были законы о снижении стоимости обучения в колледжах, о предотвращении дискриминации при найме, о повышении контроля над безопасностью оборота оружия. В 1993 г. он предложил законопроект, предусматривавший повышение государственного контроля над утилизацией электромобильных зарядных станций и хладагентов, разрушающих озоновый слой36. За эти и другие усилия Хейдена объявили «законодателем года»37.

36. Cohn M. Op. cit.

37. Tom Hayden. — http://www.joincalifornia.com/candidate/1625
36

Лидер большинства в сенате Калифорнии Билл Моннинг отмечал: «Том обладал удивительной способностью увязывать экологические проблемы с проблемами местных сообществ и меньшинств… Он выдвинул прогрессивную повестку дня в Демократической партии и продолжал выступать в Сакраменто с законодательными инициативами для решения проблемы изменения климата»38.

38. Marjorie C. Tom Hayden, Courageous Warrior for Peace — >>>>
37

В конгрессе Калифорнии Хейден представлял Санта-Монику, Малибу и часть Вестсайда до 1992 г., когда его место в нижней палате ликвидировали. Затем Хейдена избрали по 23-му сенатскому избирательному округу Лос-Анджелеса, который он покинул в 2000 г. из-за ограничений по срокам39. Сенатор Хейден был председателем совета директоров компании Solar Cal и активным членом Совета по солнечным батареям штата Калифорния с 1978 по 1982 г. Он являлся заместителем губернатора в Юго-Западной пограничной региональной комиссии в 1979—1980 гг. Он был членом Национальной организации женщин, Сьерра-клуба и Клуба выпускников «большой десятки» Калифорнии. Хейден участвовал в Программе ООН по окружающей среде и в Саммите Земли в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Как конгрессмен нижней палаты штата он являлся членом Калифорнийской комиссии по инновациям с 1983 по 1984 г.; Комиссии Калифорнии с 1985 по 2000 г.; Калифорнийского политического семинара с 1978 по 1992 г.40

39. Finnegan M. Op. cit.

40. McFadden D. Op. cit.
38

Несмотря на такую политическую активность, жизнь Хейдена в Сакраменто была непростой. Как сказал его главный советник в Сакраменто Дуэйн Петерсон: «Он был радикалом внутри системы»41.

41. Finnegan M. Op. cit.
39

Он был мишенью критики со стороны левых и ветеранов Вьетнамской войны, которые называли его изменником. А консервативные средства массовой информации сохранили воспоминания о его радикальном прошлом. Группа ветеранов даже пыталась отстранить его от законодательной деятельности, обвиняя в нелояльности, продемонстрированной в радиопередачах, сделанных им из Ханоя во время войны во Вьетнаме. Хейден выглядел «белой вороной» даже среди своих коллег демократов42.

42. Rosen B. Op. cit.
40

На подобные нападки Хейден отвечал: «Если вы типичный политик в штате Калифорния, вы всегда будете искать подтверждение своему высокому имени, и поэтому вы будете стремиться избегать любых проблем, которые сеют раскол в обществе. Я же делаю все наоборот, поскольку не вижу смысла участвовать в конкурсах популярности»43. Это высказывание перекликалось с его жизненной позицией: «Я не хотел говорить о мире, я хотел изменять его»44.

43. Tom Hayden, ’60s activist and liberal statesman, dead at 76 Hayden. — >>>>

44. Tom Hayden, prominent social activist, politician dead at 76 Hayden. — >>>>
41

В апреле 1998 г., в год 30-летия студенческой революции и в канун своего 60-летия Хейден как будто вернулся во времена своей бурной молодости, создав в Беркли (Калифорния) радикальное молодежное движение «Решай проблему!» («Making Trouble!»). Целью движения было распространение актуальной информации по таким проблемам, как труд и рабочее движение в пенитенциарной системе, семинары по вопросам экологического правосудия, искусство и революция, иммиграция, адаптация выходцев из стран Третьего мира, экономическая глобализация, репродуктивные права и многое другое.

42

Активизм Хейдена не ограничивался лишь внутренней проблематикой американского государства и общества. Так, в 1999 г. Хейден выступил с речью в поддержку антиглобалистских протестов в Сиэтле. Несмотря на то, что он не так уж много путешествовал, политик посетил Южную Америку, побывав сначала в Порту-Алегри (Бразилия), а затем в Аргентине, где занимался изучением новых форм социальной борьбы. В интервью 2003 г. на вопрос Эрнана Этачалеко, почему американцы становятся антиглобалистами, он дал вполне определенный ответ, обозначив коренную проблему международных отношений, а именно военную агрессию США, как будто бы речь шла о годах его юности, связанных с организацией «Кампания за мир в Индокитае». Американцам «не нравится этот несправедливый мир, доставшийся им в наследство от старших поколений. Они не желают быть его частью, — сказал Хейден. — А американское правительство стремится создать империю, цель которой — милитаризация и глобализация. Значит, в будущем не избежать войн, участвовать, а возможно, и умирать в которых придется молодому поколению, причем ради весьма сомнительных целей. Значит, деньги, которые могли бы быть пущены на образование, здравоохранение, охрану окружающей среды, будут поступать в военный бюджет… за счет своих детей и будущих поколений»45.

45. Соединенные Штаты стремятся к созданию империи. Интервью с Т. Хейденом. 3.II.2003. — >>>>
43

В центре консолидации левых и прогрессивных сил (2000—2016 годы)

 

Срок полномочий сенатора Хейдена закончился в 2000 г. Последний этап его жизни был связан в большей степени с деятельностью по консолидации леволиберальных и прогрессивных сил США, в том числе и на платформе Демократической партии США. После завершения своей законодательной карьеры Хейден преподавал в Институте политики Гарварда и калифорнийских высших учебных заведениях.

44

Он был автором или редактором более 20 книг на самые разные темы, в том числе нескольких мемуаров. Книга «Потерянное Евангелие Земли: призыв к обновлению природы, духа и политики» была названа «New York Times» одной из лучших 200 книг, написанных в 1988 г. Хейден написал книги о Кубе, Ирландии, Вьетнаме, уличных бандах США, духовности и защите окружающей среды, войне в Ираке и беспорядках в Ньюарке. Его книга «Нет Аду: забытая сила движения за мир во Вьетнаме», завершенная за несколько месяцев до его смерти в октябре 2016 г., была опубликована 31 января 2017 г.

45

Хейден рано начал и свою публицистическую деятельность, поскольку умел убедительно излагать свои мысли. Среди «новых левых» изданий 1960-х годов было несколько известных на общенациональном уровне журналов: «Radical America», «New Left News», «New Weekly Magazine» и др. Хейден во времена мятежной молодости был редактором журнала SDS «Studies on the Left», выходившего в Мэдисоне (Висконсин), а затем в Нью-Йорке. Его авторы, молодые ученые Университета Висконсина, были видными радикалами 60-х, причем не только из США46. «Studies on the Left» способствовали осознанию и идеологическому развитию «новых левых», причем с упором на научность и аналитику, а не публицистичность47.

46. Герберт Аптекер, Ноам Хомски, Филипп Фонер, Юджин Дженовезе, Стонтон Линд, Уильям Э. Уильямс, Том Хейден, Меррей Ротбард, Джеймс Вайнштейн, Гебриел Колко, Дэвид Гилберт, Уильям Дюбуа, Герберт Маркузе, Чарлз Райт Миллс, Комер Ванн Вудворд.

47. Hartman A. «Studies on the Left», 1959—1967: Towards an American Western Marxism? 18.II.2014. — >>>>
46

Уже опубликовав несколько книг, Хейден сосредоточился на написании публицистических и аналитических статей в «New York Times», «Los Angeles Times», «San Francisco Chronicle», «Boston Globe», «Denver Post», «Huffington Post», «Harvard International Review».

47

В 2009 г. Хейден стал членом редакционной коллегии и обозревателем журнала «The Nation». Это старейший (основан в 1865 г.) регулярно издаваемый еженедельный журнал в США, один из самых читаемых прогрессивных общественно-политических и культурных изданий, всегда со множеством актуальных новостей и мнений аналитиков. Еще одно достаточно молодое, но известное интернет-издание «The Huffington Post»48 предоставляло трибуну для размышлений и высказываний Хейдена.

48. См.: Подборка статей Т. Хейдена в «Huffington Post»: >>>>
48

Еще одним общественно значимым детищем Хейдена стал «Ресурсный центр мира и справедливости» (Peace and Justice Resource Center) в Калвер-Сити (Калифорния), созданный в начале 2000-х годов. Целью этой некоммерческий информационно-пропагандистский и консультативной организации стал гуманный антимилитаризм, который исходил из тщательного исследования состояния дел в ходе длительной полосы агрессивных войн США в Афганистане, Пакистане и Ираке. Не менее тщательному анализу подверглась тема неудавшейся войны США с наркотрафиком и наркобандами, а также гуманитарная интервенция США в странах Третьего мира как реакция на национализм и нищету49. Хейден являлся не просто организатором работы центра, но и регулярно публиковался на его сайте и выпускал антивоенный «Бюллетень за сохранение мира».

49. Peace and Justice Resource Center. — >>>>
49

Последний период жизнедеятельности Хейдена стал плодотворным и в части политических инициатив. В 1996 г., будучи сенатором, он стал одним из первых 130 основателей «Кампании за будущее Америки» (CAF), представляющих различные либеральные и прогрессивные организации. В последние 20 лет жизни Хейден вложил в CAF весь свой опыт и идеи 1960-х годов. Эта некоммерческая политическая организация аттестовала себя как «стратегический центр прогрессивного движения»50. Основные направления ее деятельности были связаны с проблемами окружающей среды, энергетической независимости, реформой здравоохранения, социальным обеспечением и образованием. CAF сотрудничала с дочерней организацией под названием «Институт будущего Америки»51.

50. Campaign for America’s Future. — >>>>

51. Institute for America’s Future. — >>>>
50

С 2003 по 2008 г. CAF ежегодно проводила конференцию под названием «Вернем Америку!»52, в которой принимали участие представители прогрессивной интеллигенции, должностные лица, популярные блоггеры, левоориентированные СМИ и др. С 2009 г. конференция стала проходить под названием «Будущее Америки сейчас!». В октябре 2011 г. параллельно с ростом движения «Захвати Уолл-стрит!» CAF провела конференцию «Вернем американскую мечту!», призывавшую к демонстрациям, общей избирательной стратегии, направленной на борьбу с властью денег в политике. В 2016 г. «Кампания за будущее Америки» объединилась с леволиберальной федерацией общественных организаций «Народное действие» (создана в 1972 г.), работающих вместе для достижения расовой и экономической справедливости. В настоящее время это партнерство связывает CAF и крупнейшую и наиболее эффективную сеть общественных организаций в 30 штатах в единую структуру под названием «Вперед вместе»53.

52. Take Back America Campaign. — >>>>

53. Forward Together. — >>>>
51

Еще одним начинанием, в котором Хейден принял самое активное участие, стало создание организации «Прогрессивные демократы Америки» (Progressive Democrats of America, PDA)54. Она была основана в 2004 г. с целью модернизации Демократической партии и сегодня активно действует внутри ее левого крыла. Инициаторы реформ заявили, что стремятся заставить партию и правительство обратить внимание на интересы граждан, а не корпораций, поскольку более двух десятилетий руководство Демократической партии больше прислушивалось к голосам миллиардеров с Уолл-стрит, чем народа с Мейн-стрит.

54. Progressive Democrats of America. — >>>>
52

С этой целью в январе 2008 г. Хейден написал статью для веб-сайта «The Huffington Post» в поддержку президентской заявки Барака Обамы в период праймериз демократов55. 24 марта того же года он помог инициировать своим соратникам по PDA Биллу Флетчеру-мл., Дэнни Гловеру и Барбаре Эренрайх кампанию «Прогрессисты за Обаму» (ныне «Прогрессивная Америка»)56. «Независимая организация, — заявили они на своем веб-сайте «Progressive America Rising», — необходима для осуществления неотложных социальных перемен, независимо от того, кто находится в Белом доме… Мы считаем, что необходимо организовать сильный прогрессивный полюс, чтобы противостоять правому дрейфу... Мы не пытаемся определить здесь суть прогрессивизма. Мы открыты для всех тенденций: от социалистов до умеренных либералов, которые хотят не только победить Маккейна, но и построить низовые организации и сети для более широких и глубоких изменений в долгосрочной перспективе»57.

56. Progressives For Obama. — http://progressivesforobama.blogspot.com/2008/03/progressives-for- obama_25.html

57. Hayden T., Ehrenreich B., Fletcher-jr. B., Glover D. Progressives for Obama. — https://www.thenation.com/article/progressives-obama
53

С этими же идеями они выступили в передовой статье журнала «The Nation» 25 марта 2008 г.: «Во время прошлых прогрессивитских пиков в нашей политической истории как в конце 1930-х, так и в начале 1960-х годов социальные движения обеспечивали неустанное давление и новаторские идеи, которые позволили центристским лидерам принимать дальновидные решения. Сегодня мы находимся в такой же ситуации»58.

58. Ibidem.
54

Тот же курс Хейден продемонстрировал и в президентской кампании 2016 г., когда изначально поддерживал сенатора-социалиста Берни Сандерса59. Однако Хейден позже объявил, что поддержит Хиллари Клинтон и проголосует за нее60. «Я сказал, что сначала поддерживал Берни, когда он приехал в Лос-Анджелес на свой первый митинг, и я был там. Я верил в то, что его кампания достойна, даже благородна и что это подтолкнет Хиллари влево. Но я всегда был близок к моим друзьям и союзникам в черной и латиноамериканской общинах, поддерживал рабочий класс, и мне просто показалось, что цифры будут не в пользу Сандерса. Поэтому я начал переходить на сторону Хиллари и обсуждать ее предвыборную платформу»61.

55

Важнейшей чертой личности Хейдена был присущий ему на протяжении всей жизни мультикультурализм, который в юности привел его в ряды «Всадников свободы», а в последующем стал неотъемлемой частью его прогрессивизма. Он служил в консультативном совете Левантийского культурного центра, основанного в Лос-Анджелесе в 2001 г. и выступающего за культурную грамотность в отношении Ближнего Востока и Северной Африки. Во время свадьбы своего сына с чернокожей женщиной Хейден предложил следующий тост: «Это еще один шаг к моей дальней цели: мирному, ненасильственному исчезновению белой расы»62.

62. Hilton Als. Queen Jane, Approximately. How Jane Fonda found her way back to acting. — The New Yorker, 9.V.2011.
56

Последнюю четверть века Хейден прожил с канадской актрисой Барбарой Уильямс, на которой он женился в 1992 г. В 2000 г. у пары появился приемный сын Лиам. Трой Гарити, актер по профессии, изобразил своего отца в биографическом фильме 2000 г. Эбби Хоффмана «Украсть этот фильм».

57

Том Хейден скончался 23 октября 2016 г. в больнице Санта-Моники. Личный архив Хейдена был передан в 2014 г. Мичиганскому университету. На смерть политика откликнулись многие. Он был «самым влиятельным политиком, который вышел из числа “новых левых”», — сказал Тодд Гитлин, социолог из Колумбийского университета, который сменил Хейдена на посту президента SDS. В отличие от многих левых, которые презирали иерархию, «Том был одним из немногих людей, которых я знал, кто действительно хотел управлять и любил власть»63.

63. Gitlin T. Op. cit.
58

Хейден умел работать в тесном контакте с воинствующими радикалами, но при этом мог себя вести на равных с губернаторами и президентами. «Он всегда был тем, кто предпочел бы работать и добиваться успеха, чем стоять на обочине и протестовать»64, — однажды сказала Дж. Фонда.

64. Finnegan M. Op. cit.
59

«Том Хейден изменил Америку», — писал Ник Леманн из «Атлантики». Он создал план реформ «Великого общества», сказал бывший советник президента Ричард Гудвин. Журнал «Nation» назвал его одним из 50 величайших прогрессивных политиков ХХ в.65

65. Tom Hayden. — >>>>

Библиография

1. Согрин В. В. Энциклопедия истории США. М., 2018, с. 209—234.

2. Согрин В. В. Критические направления немарксистской историографии США XX века. М., 1987.

3. Согрин В. В. Идеология в американской истории: от отцов основателей до конца XX века. М., 1995.

4. Согрин В. В. Исторический опыт США. М., 2010.

5. Browne Blaine T. Modern American Lives: Individuals and Issues in American History Since 1945. New York, 2007.

6. Bunzel J. H. New Force on the Left: Tom Hayden and the Campaign against Corporate America. Stanford, 1983.

7. Frost J. An Interracial Movement of the Poor: Community Organizing and the New Left in the 1960s. New York, 2005.

8. Hayden T. Rebellion in Newark: Official violence and ghetto response. New York, 1967.

9. Hayden T. Trial. New York, 1970.

10. Hayden T., Staughton L. The other Side. New York, 1967.

11. Miller J. Democracy Is in the Streets: From Port Huron to the Siege of Chicago, With a New Preface. Cambridge, 1988.

12. Parker G., Brick H. A New Insurgency: The Port Huron Statement and Its Times. Ann Arbor, 2015.

13. Sale K. SDS. New York, 1973.

14. The Port Huron Statement. Students for a Democratic Society. Ann Arbor, 1962.

15. Zinn Н. SNCC. The New Abolitionists. Boston, 1965.

16. Zinn Н. Postwar America: 1945—1971. New York, 1973.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести