Разработка в США принципов превентивной дипломатии в годы предвоенного обострения международных отношений (начало XX века)
Разработка в США принципов превентивной дипломатии в годы предвоенного обострения международных отношений (начало XX века)
Аннотация
Код статьи
S013038640008667-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Байбакова Лариса Вилоровна 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
204-215
Аннотация

Накануне Первой мировой войны произошел ряд региональных конфликтов между европейскими державами, в это же время в США усилились поиски путей для мирного решения международных споров. Подобные шаги были вызваны не абстрактным пацифизмом, а прагматическими соображениями о приоритете национальных интересов США на начальном этапе глобализации мировой политики. Не обладая средствами для их силового решения, политическое руководство отдавало предпочтение методам превентивной дипломатии. Различные общественные силы, начиная от политиков высочайшего ранга и кончая разношерстным пацифистским лагерем, ратовали за создание некоего надгосударственного органа, берущего на себя функции высшего арбитра под эгидой США. И хотя самым известным из дискутируемых проектов стали «14 пунктов» президента В. Вильсона, изложенные в январе 1918 г., не меньшую научную значимость представляли малоизученные в отечественной историографии концепты Т. Рузвельта, У. Тафта и У. Дж. Брайана, ратовавших за третейский арбитраж как орган международного правосудия. Одной из первых попыток применения на практике мирных средств в урегулировании международных кризисов стало посредничество президента Рузвельта в годы русско-японской войны 1904—1905 гг. и первого марокканского кризиса 1905—1906 гг. В годы правления Тафта международный арбитраж стал часто использоваться в качестве оптимального средства для урегулирования региональных конфликтов, а идеи о третейском суде госсекретаря У. Дж. Брайана в администрации В. Вильсона были реализованы в 30 двусторонних пактах «примирения» накануне Первой мировой войны. Разработанные в США юридические аспекты арбитража, включая создание постоянного суда международного правосудия в рамках Лиги наций, были учтены при формировании ВерсальскоВашингтонской системы международных отношений.

Ключевые слова
послевоенное мироустройство, международный арбитраж, третейский суд, Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., посредничество Рузвельта, арбитражные договоры Тафта, Лига по укреплению мира, «охлаждающий» арбитраж У. Дж.Брайана
Классификатор
Получено
29.04.2020
Дата публикации
30.04.2020
Всего подписок
40
Всего просмотров
2046
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 Закат в наши дни однополярного мирового порядка, основанного на американской гегемонии, активизирует поиски новых очертаний его конфигурации, основанных на устойчивом балансе геополитических интересов разных стран. Современников не устраивает видение президентом Д. Трампом системы международных отношений как «игры без правил» при полном пренебрежении к общепринятым нормам поведения на мировой арене, выработанным ранее в серии международных соглашений. Формирующаяся многополярность мира, требуя адекватного институционально-юридического закрепления, предполагает выбор наиболее перспективных форм для этого типа отношений, в которых мировая арена рассматривается как общее поле интересов с приемлемыми для всех стран правилами игры, хотя до сих пор и остается неясным его сложившийся геополитический ландшафт.
2 Подобная ситуация имела место столетием ранее. Европа в начале ХХ в. была поделана на два военных блока (Тройственный союз и Антанту), поэтому все страны в той или иной степени являлись звеньями единой цепи глобальных противоречий. В силу этих причин каждое из государств, как напрямую, так и опосредованно, стремилось в той или иной степени воздействовать на динамику расстановки сил в регионе сообразно своим геополитическим интересам. Однако международное право тех лет было по существу правом войны, в соответствие с которым спорные вопросы решались вооруженным путем. Принцип мирного разрешения конфликтов, впервые провозглашенный на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг., был слабо апробирован на практике1.
3 Сложившаяся межгосударственная модель взаимоотношений не позволяла сдерживать эскалацию вооруженных конфликтов или предотвращать их на начальной стадии вызревания. Из-за ограниченности накопленного опыта в решении спорных дел многие из приемлемых способов дипломатии (переговоры, арбитраж, третейский суд) применялись редко. Между тем современная динамика международных отношений немыслима без возросшего стремления мирового сообщества к ненасильственному урегулированию противоречий, без вооруженных столкновений и кровопролития, а также разработке соответствующих подобным ожиданиям разнообразных способов миротворчества. В связи с тем, что выработка принципов превентивной дипломатии в начале ХХ в. еще не стала объектом изучения отечественных исследователей, представляется возможным сконцентрироваться в данной статье на первых шагах по разработке механизма мирного решения локальных, региональных и даже глобальных конфликтов, разработанных и апробированных в США.
4 Канун Первой мировой войны, ознаменовавшийся обострением международных отношений, заставил часть правящей элиты многих западных странах усилить поиски эффективных институциональных форм нового миропорядка1 2. В США различные общественные силы, начиная от политиков высочайшего ранга и кончая разношерстным пацифистским лагерем, все чаще обращались к принципу «мирного решения международных столкновений», сформулированному на Гаагской конференции 1899 г., и ратовали за создание некоего надгосударственного органа, берущего на себя функции высшего арбитра. Между тем достоянием истории стали преимущественно «14 пунктов» президента В. Вильсона. Основу предложенной им «хартии мира», изложенной в январе 1918 г., составили такие принципы, как отказ от тайной дипломатии, всесторонняя открытость мирных переговоров, устранение барьеров для равноправной международной торговли, беспристрастное решение колониальных споров, всеобщее разоружение в пределах национальной безопасности и другие. Особый интерес международной общественности вызвала идея создания транснациональной миротворческой организации, хотя сам президент Вильсон предпочитал говорить о «всеобщей ассоциации наций», их равноправной общности «в целях предоставления взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности»3. Позже она стала известна под названием Лига наций.
1. Пушмин Э. А. Мирное разрешение международных конфликтов (международноправовые вопросы). М., 1974; Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфиктов: подходы, решения, технологии. М., 1999; Манойло А. В. Технологии управления международными конфликтами. Saarbrucken, 2011.

2. Wertheim S. The League of Nations: a Retreat From International Law? — Journal of Global History, 2012, v. 7.

3. President Woodrow Wilson’s Fourteen Points. — The Avalon Project. — URL: // >>>> (дата обращения 15.08.2019).
5 Конечно, подобные предложения, преподнесенные в таком обобщенном виде, были своего рода инновацией. В российской американистике не раз отмечалось, что в обнародованной Вильсоном «программе мира» содержались необычные для того времени демократические лозунги, хотя большинство из них не было плодом его собственных размышлений, а активно обсуждалось в ведущих странах мира4. Правда, из этого не следует, что Вильсон всего лишь подвел пестрое разнообразие позиций пацифистской мысли под общий знаменатель. По мнению российских ученых, возлагая на Америку особую миссию миротворца в послевоенном мироустройстве, он впервые обосновал план глобализации американской внешней политики5. Между тем большая часть политиков усмотрела в предложениях президента принципы, несовместимые с традиционной политикой изоляционизма. Не случайно, сенат США отказался от ратификации Версальского договора, обосновав свое решение нежеланием терять свободу рук при принятии внешнеполитических решений. Более предпочтительным считалось урегулирование конфликтных ситуаций с помощью посредничества и арбитража.
4. Горохов В. Н. История международных отношений. 1918—1930. М., 2004, с. 26; Ходнев А. С. Первая мировая война и идея создания Лиги наций. — Первая мировая война — пролог ХХ века, ч.1. М., 2014.

5. Романов В. В. Вудро Вильсон и его концепция мироустройства — США. Канада: Экономика. Политика. Культура, 2005, № 2, с. 68—80.
6 Именно этим слабо разработанным в дипломатии формам отдавалось предпочтение в США с легкой руки президента Т. Рузвельта, выступившего за «альтернативное разрешение споров». Парадоксально, но пацифизм политика, вошедшего в историю воинственным афоризмом «разговаривай мягко, но держи наготове большую дубинку», объяснялся не абстрактной приверженностью к миру, а имел прагматическую цель — утвердить статус США как мировой державы в условиях обострившегося соперничества европейских государств за контроль над рынками сбыта и источниками сырья. И поскольку вооруженные силы страны, находясь в состоянии начальной фазы модернизации после испано-американской войны 1898 г., были не в состоянии конкурировать с ведущими армиями Европы, президент вынужден был отдавать предпочтение не силовым методам, а превентивной дипломатии для защиты собственных геополитических интересов. Правда, с его точки зрения, для установления нового миропорядка требовалось нечто большее, чем пустое морализаторство, поэтому он ратовал за использование «международной полицейской силы, обладающей авторитетом и готовой предотвращать насилие между государствами»6.
6. Roosevelt Т. International Peace. Address at the National Theatre in Oslo, Norway, May 5, 1910. — URL: >>>> (дата обращения 15.08.2019).
7 Первоначально Рузвельт, возложив на себя функцию посредника, отличился в урегулировании ситуации в кризисных регионах мира, какими в начале ХХ в. он считал русско-японскую войну (1904—1905 гг.) и первый марокканский кризис (1905—1906 гг.). Ему удалось стать активным участником переговорного процесса и косвенно влиять на его результаты. Для согласования позиции по тому или иному вопросу Рузвельт, поочередно связываясь с каждой из конфликтующих сторон, выступал не только как своего рода «почтальон», при передаче информации он старался воздействовать на их позицию, стремясь сдвинуть дело с мертвой точки. Например, в ходе русско-японской войны для установления непосредственного контакта между воюющими государствами он ознакомил их с позицией друг друга, добился взаимовыгодного компромисса в вопросе о сроках и месте переговоров, согласовал состав и статус назначенных правительствами делегаций. Более того, благодаря плотной вовлеченности в переговорный процесс, он смог внести ряд предложений, ведущих к окончанию войны между Японией и Россией.
8 Его успех как посредника объяснялся просто — помимо общепринятых «добрых» услуг, он активно использовал грубые формы воздействия на оппонентов, вплоть до угроз и шантажа, которые считались в дипломатии неэтичными. Так, в ходе Альхеси- расской конференции, когда кайзер Вильгельм II отказался идти на компромисс, Рузвельт пригрозил опубликовать их личную переписку, содержание которой однозначно свидетельствовало об истинном желании германского правительства удовлетворить собственные геополитические амбиции, а не о радении за дело мира. После двухнедельного раздумья кайзер вынужден был согласиться с предложениями американской стороны. В генеральном акте, принятом в апреле 1906 г., признавались особые интересы Франции и Испании при сохранении формального суверенитета Марокко, что являлось ярким свидетельством провала внешнеполитической линии Германии7.
7. См. подробнее: Байбакова Л. В. Роль президента США Т. Рузвельта в выработке предварительных условий мирных переговоров между Россией и Японией в Портсмуте (март-июнь 1905 г.) — Вестник Московского университета. Серия 8. История, 2010, № 6; ее же. Закулисное посредничество президента США Т. Рузвельта в урегулировании первого марокканского кризиса (1905-1906). — Исторический журнал: научные исследования, 2019, № 4.
9 Конечно, сейчас, по прошествии 100 лет, оценка посредничества Рузвельта представляется более сложной и многогранной, чем она виделась современникам. Острые межимпериалистические противоречия затрагивали не только комплекс межгосударственных отношений, они охватывали всю систему международных связей в целом. В формировавшейся системе биполярных отношений на одном полюсе оказались страны Тройственного союза, а на другом — Антанта и примкнувшие к ней США, поэтому в условиях обострившихся глобальных противоречий региональный конфликт мог в любой момент перерасти в мировое противостояние. Объективные последствия посреднической миссии президента Рузвельта, за которую он получил Нобелевскую премию мира 1906 г., оказались важнее и значительнее его первоначальных субъективных замыслов. Примечательно, что на сайте лауреатов нобелевской премии он представлен в двух качествах: как «империалист и мировой арбитр»8.
8. The Nobel Peace Prize. Theodore Roosevelt. — URL: >>>> (дата обращения 15.08.2019).
10 Рузвельт одним из первых стал активно использовать один из старейших институтов права — международный арбитраж, представлявший собой организованное на основе частного соглашения между спорящими государствами судебное разбирательство, решения которого были для них обязательны. Ему импонировал не только факт избрания арбитра самими спорящими сторонами при отсутствии каких-либо процессуальных норм, но и возможность влиять на ход судебного разбирательства (определять процессуальный порядок для обеспечения гибкости процедуры и сокращения времени рассмотрения дела, предусматривать возможность конфиденциального (закрытого) рассмотрения дела и т.д.). Немаловажное значение имел факт рассмотрения каждого отдельного случая в специально созданном третейском суде, полномочия которого были ограничены пределами порученного ему дела, поэтому после вынесения приговора его деятельность прекращалась. Рузвельт считал, что подобные договоры вполне применимы «почти ко всем возникающим между государствами вопросам, если они составлены с четким указанием на то, что каждая из договаривающихся сторон будет уважать чужую территорию и ее абсолютный суверенитет в пределах этой территории и... что (за исключением очень редких случаев, когда честь нации жизненно важна) все другие возможные спорные случаи следует передавать в арбитраж»9. Правда, он считал использование этого инструмента по регулированию международных отношений успешным только в отношениях между близкими по духу англосаксонскими странами, такими как США и Британия, применительно к другим государствам он являлся якобы нежизнеспособным.
9. Roosevelt Т. International Peace. Address at the National Theatre in Oslo, Norway, May 5, 1910.
11 Основанием для подобного пессимизма стали заблокированные в сенате девять арбитражных договоров с европейскими странами (Францией, Швейцарией, Германией, Португалией, Великобританией, Италией, Испанией, Австро-Венгрией, Швецией и Норвегией), не считая Мексики, заключенные администрацией Рузвельта в 1904—1905 гг. Причину недовольства законодателей четко обосновал сенатор Г. Теллер подвергший критике право правительства «заключать любой контракт, любой договор, любой протокол или некий документ такого характера» в ущерб конституционным полномочиям конгресса10 11. Ратификация договоров была возможна только при условии замены в тексте термина «соглашение» (agreement), заключаемое президентом c какой-либо страной без согласия сената, на понятие «договор» (treaty), регламентирующий его предварительные решения в каждом случае11. В ответ Рузвельт прибегнул к практике исполнительных соглашений, не требующих одобрения со стороны высшего законодательного органа. Однако госсекретарь Э. Рут счел возможным прислушаться к рекомендациям сенаторов и внести в текст договоров соответствующие коррективы, что позволило провести процедуру их ратификации в конце 1908 — начале 1909 г.
10. Holt S. Treaties Defeated by the Senate: A Struggle Between President and the Senate Over the Conduct of Foreign Relations. Baltimore, 1933, р. 215—216.

11. Gould L. Presidency of Theodore Roosevelt. Lawrence, 1991, р. 149.
12 С легкой руки президента Рузвельта активно применялось третейское разбирательство в решении гражданско-правовых споров, относящихся к внутренней сфере деятельности государств, связанной с возмещением убытков разного рода. В 1902 г. он впервые вынес на рассмотрение недавно созданного третейского суда в Гааге застарелый конфликт с Мексикой об обязательных взносах в церковный благотворительный фонд (The Pious Fund of the Californias), идущих на содержание католических священников в Калифорнии. Суд принял сторону правительства США: согласно его решению Мексике предстояло оплатить долг в размере почти 1,5 млн долл., накопившийся за период с 1869 по 1902 г., а в дальнейшем ежегодно перечислять на эти цели 43 тыс. долл.12
12. Pious Funds of Californias: Award. Hague Justice Porta. — URL: >>>> (дата обращения 15.08.2019).
13 Успех выигранного дела окрылил Рузвельта, захотевшего распространить принципы международного правосудия на весь Американский континент. В 1907 г. при его активном участии была созвана Вашингтонская мирная конференция. По инициативе США и Мексики в ходе ее работы было принято решение о создании Центральноамериканского суда, обладавшего широкой юрисдикцией и наднациональными полномочиями, чего никогда ранее не было. Государства должны были передавать на его рассмотрение все разногласия или споры, которые не могли быть разрешены на уровне министерств внутренних дел. По мнению отечественных правоведов, природа Центральноамериканского суда носила двойственный характер: с одной стороны, это был постоянный третейский орган с фиксированным членством, а с другой — наднациональная ассамблея для урегулирования споров, затрагивающих интересы всего региона. К сожалению, созданная судебная инстанция не справилась с возложенными на нее функциями после того, как в 1908 г. вынесла решение, оправдывавшее помощь Гватемалы и Сальвадора антиправительственным силам Гондураса13.
13. Международные суды и международное право. М., 1986, с. 186—192.
14 В дальнейшем Рузвельт передоверил заключение арбитражных договоров Руту, считавшему подобный вид судебного разбирательства «наилучшим шансом для человечества достичь мира во всем мире»14. Его подписи стоят на 40 документах, обязывавших стороны решать мирным путем разногласия, а в случае их неудовлетворения передавать дела в третейский суд. Самым значимым из них стало разрешение длительного пограничного спора между США и Великобританией по поводу рыболовства в районе Ньюфаундленда, за что он был удостоен в 1912 г. Нобелевской премии мира. Тем самым был высоко оценен его вклад не только в урегулирование региональных конфликтов посредством арбитража, но и разработку плана по созданию постоянной палаты международного правосудия, учрежденной в Гааге в 1920 г. Между тем за его пацифизмом скрывались далеко идущие планы по распространению влияния США в западном мире. Информация, сохранившаяся на сайте нобелевских лауреатов не оставляет в этом никакого сомнения, где буквально говорится следующее: «Рут помог поставить тихоокеанские и латиноамериканские территории под контроль США. Филиппины, Куба и Панама были оккупированы. И Рузвельт, и Рут считали, что США имеют право руководить и управлять людьми, которых они считали нецивилизованными»15.
14. Root E. Addresses on International Subjects. Cambridge, 1916, р. 3—6.

15. The Nobel Peace Prize. Elihu Rüct. — URL: >>>> (дата обращения 15.08.2019).
15 Близкий соратник и преемник Рузвельта, занявший пост президента в 1909 г., У. Тафт многое сделал для того, чтобы международный арбитраж стал все чаще использоваться в качестве оптимального средства для урегулирования конфликтов между странами. Будучи юристом по образованию, он убедительно доказывал, что при отсутствии мирных способов в решении межгосударственных споров может случиться война, поэтому приветствовал «любые средства, такие как Гаагский трибунал и арбитражные договоры, для использования во всех международных спорах, направленных на сохранение мира и недопущение войны»16.
16. Инаугурационные речи президентов США. М., 2001, с. 320.
16 Со свойственной ему верой в вечные принципы миропорядка Тафт предлагал разработать новые основы международного правового кодекса. Речь шла об учреждении «суда справедливости», ответственного за выработку новых мировых стандартов17. Подобный подход отражал разницу в замыслах главы Белого дома по сравнению с предшественником к вопросам внешнеполитического характера, которые преимущественно стали увязываться с международной коммерцией, обусловившей, согласно его же метафоре, «замену пуль долларами». За спиной президента стояли деловые круги, считавшие, что обширная торговля ведет к взаимозависимому миру, делающему войну бесполезным анахронизмом.
17. Taft W. H. Proposal of the League to Enforce Peace. 1915, June 17. — URL: digitalcom- mons.law.yale.edu/ (дата обращения 15.08.2019).
17 Между тем арбитражные договоры США с Британией и Францией 1911 г., задуманные Тафтом в качестве образца для последующих соглашений подобного рода, так и не были ратифицированы сенатом18. Причиной тому стало включение в них положения о создании высшей следственной комиссии, в ведение которой передавались любые подлежащие рассмотрению споры, а в случае разногласий — их передача в Гаагский суд или иной трибунал. Сенаторы, как и прежде, возведя в абсолют незыблемость национальных интересов страны, апеллировали к праву вето по любым решениям арбитража, блокируя тем самым любое предложение об участии США во всемирной организации.
18. Noyes J. William Howard Taft and the Taft Arbitration Treaties — Vilanova Law Review, vol. 56, 2011, issue 3; Taft W. The Proposed Arbitration Treaties with Great Britain and France. — Judicial Settlement of International Disputes, 1912, February, р. 5—8.
18 Стремление Тафта сделать арбитраж обязательным для всех международных споров не получило одобрения даже в рядах собственной Республиканской партии. В частности, экс-президент Рузвельт назвал его замысел «миром без справедливости», заявив, что, даже если он будет узаконен, страна откажется его соблюдать в определенных непредвиденных обстоятельствах19. Отвергая критику в свой адрес, Тафт утверждал, что не нужно считать его «слепцом или глупым идеалистом», не осознающим, что время для полного уничтожения войн еще не пришло. Он считал, что в то время, «как все нации мира вооружаются или готовятся к войне, мы сами должны находиться в сходных условиях, чтобы не дать другим нациям возможности воспользоваться нашей неспособностью защитить свои интересы, и сильной рукой утвердить свои права». Вот почему столь важно, с его точки зрения, подкрепить национальную безопасность «еще кое-чем, помимо вербального протеста или дипломатической ноты», в частности, наращиванием объема вооружения, увеличением расходов на армию и флот20.
19. Roosevelt Assails Taft Treaties. — New York Times, 8. IX.1911.

20. Инаугурационные речи президентов США, с. 319—320.
19 Более успешной можно считать деятельность Тафта на посту учрежденной им в 1915 г. «Лиги по принуждению к миру». Идею ее создания подсказал Рузвельт, заявивший в нобелевской речи 1910 г. о целесообразности создания подобной организации великими державами «не только ради сохранения мира между собой, но и для предотвращения, при необходимости силой, его нарушения другими странами»21. По сути Рузвельт стал первым президентом, призывавшим учредить международный орган по контрою над внешнеполитической деятельностью ряда государств. Позже он изложил свой замысел более конкретно, призвав великие державы использовать всю военную мощь против любой нации, которая откажется от выполнения решения третейского суда по арбитражу. Естественно, что Соединенные Штаты были призваны выступать в качестве одного из гарантов мирного процесса.
21. Roosevelt Т. Op.cit.
20 Тафт, со своей стороны, выступал за учреждение постоянно действовавшего международного арбитража в виде «суда наций», должный осуществлять судебное разбирательство, формировать совет по примирению и организовывать конференции для выработки базовых международных норм. Все подлежащие судебному решению дела передавались членами лиги в международный суд, при этом, если какое-либо государство объявляло войну, не обратившись предварительно к третейскому разбирательству, против него могла быть применена военная сила22. По сути Тафт предлагал принять международное соглашение, в котором участвующие страны соглашались «совместно использовать свою экономическую и военную мощь против любого из числа тех государств, кто идет на войну или совершает акты враждебности». Однако идея создания международного механизма по предотвращению военных конфликтов подверглась жесткой критике со стороны общественности: для пацифистов оказалась неприемлемой мысль о коллективной безопасности, а националисты отвергли идею подчинения правительства решениям международного арбитража23. В конечном счете, главной сферой деятельности лиги, лишенной массовой поддержки, стала преимущественно агитационнопропагандистская деятельность, направленная на популяризацию в обществе идеи мирного способа разрешения конфликтов.
22. League to Enforce Peace. American Branch. New York, 1915, р. 4. — URL: archive.org/ (дата обращения 15.08.2019).

23. Wertheim S. The League That Wasn’t: American Designs for a Legalist- Sanctionist League of Nations and the Intellectual Origins of International Organization, 1914—1920. — Diplomatic History, vol. 55, 2011, № 5, November, p. 797—836.
21 Особое место в опыте международного гуманитарного права занимает концепт государственного секретаря У. Дж. Брайана в администрацию В. Вильсона. Стремясь перестроить окружающий мир по собственному рецепту, он апеллировал к библейским заветам, считая, что только облагораживание морали может стать единственным путем, ведущим к идеальному мировому порядку, в котором царят справедливость и братство в духе Христовом. Применение военно-силовых методов не допускалось24. Мировое сообщество в его социал-дарвинистской интерпретации приобретало вид взаимодействующих национальных структур, деятельность которых подчинялась тем же нормам, что и поведение людей. «В личных отношениях друзья нередко считают необходимым отложить решение спорных проблем, пока различия в их подходах не будут хладнокровно и по заслугам выявлены. Точно так же обстоят дела и с государствами»25, — указывал он. В этом контексте любые региональные неурядицы следовало подвергать строгому разбирательству на заседаниях постоянно действующего международного трибунала, в состав которого конфликтующие стороны могли по своему усмотрению избирать арбитров. Им рекомендовалось не спешить с выводами и принимать решение по существу вопроса только после окончания превентивного срока в один год. Ответственность за перестройку мировой политики возлагалась на американскую дипломатию, ей предстояло «вывести человечество из черной ночи на свет дня, когда на всей земле воцарится вечный мир, построенный на любви и братстве»26.
24. William Jennings Bryan: Selections. Indianapolis — New York, 1967, р. 137, 512, 398.

25. Bryan W. J., Bryan M. B. The Memoirs of William Jennings Bryan. Chicago, 1925, р. 400.

26. The Proposal for a League to Enforce Peace. — International Conciliation. New York, 1916, № 106, September, р. 31.
22 Предложенный Брайаном план действий получил международную огласку: он был одобрен в 1906 г. на конференции межпарламентского союза в Лондоне, а в 1908—1910 гг. американскими пацифистскими организациями. Что же касается ведущих европейских держав, от позиции которых, собственно, зависела степень «гармонизации» международных отношений, то они всерьез не принимали претензии идеолога периферийной державы, указывая на несоответствие его внешнеполитических замыслов расстановке сил на международной арене.
23 В преддверии Первой мировой войны Брайан, примкнув к движению пацифистов, стал активно выступать в поддержку всеобщего разоружения. Он считал, что все войны и вооруженные конфликты, независимо от степени их интенсивности и локализации, требуют скорейшего урегулирования, а в идеальном варианте — полного разрешения. «Не существует международных споров, которые можно решить только силой, — доказывал он. — Все они могут быть упорядочены мирным путем»27. В основанном в 1901 г. журнале под претенциозным названием «Человек из народа» он стал популяризировать меры превентивной дипломатии для предотвращения опасных международных конфликтов. С точки зрения Брайана, задача цивилизованного мира заключалась не столько в выработке нового и более совершенного инструментария по разрешению постоянно возникающих между странами кровавых распрей, сколько в правильности их применения в зависимости от каждого конкретного случая. Он считал, что любые международные трения требуют от мирового сообщества коллективных и согласованных действий, направленных не только на детальное изучение причин, ведущих к неприязни и вражде, но и правильный выбор политико - правовых средств, способных в корне погасить имеющиеся разногласия между сторонами.
27. William Jennings Bryan: Selections, р. 512.
24 Накануне Первой мировой войны Брайан активно продвигал «охлаждающий арбитраж», направленный на внедрение в сложную международную практику принципов обеспечения мира при посредничестве влиятельных международных организаций. Их суть заключалась в передаче споров между государствами на рассмотрение следственных комиссий, которые в ожидании заключительного вердикта должны были воздерживаться от участия в боевых действиях. В 1913 г. проект «охлаждающих» договоров первыми подписали латиноамериканские государства, а затем, отдавая дань пацифистским настроениям в обществе, его поддержал ряд европейских государств. В целом Брайану удалось заключить 30 договоров об «укреплении мира», при этом 20 из них были ратифицированы. Их подписание было обставлено специальной церемонией с вручением представителю каждой страны никелевого пресс-папье в форме лемеха, в который был вмонтирован меч. По его бокам были выгравированы слова библейского пророка Исайи «и перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы», а сверху красовалось изречение самого политика «дипломатия есть искусство сохранять хладнокро- вие»28. К сожалению, мирная инициатива Брайана по примирению враждующих держав была прервана началом Первой мировой войны.
28. Cherny R. A Righteous Cause. The Life of William Jennings Bryan. Norman, 1994, р. 196.
25 Последующий опыт миротворчества убедительно доказал, что многие пацифистские проекты, апробированные в США, со временем приобрели практический характер. В качестве альтернативы войне был актуализирован механизм посредничества и арбитража с признанием за США права на роль мирового арбитра. Более того, сам факт создания Версальской системы, при формировании которой были учтены введенные в практический оборот новые формы дипломатии (такие как образование в рамках Лиги наций постоянной палаты международного правосудия), свидетельствовал о том, что возможность несилового решения спорных ситуаций между воюющими государствами так или иначе была признана на самом высоком уровне.

Библиография

1. Байбакова Л. В. Роль президента США Т. Рузвельта в выработке предварительных условий мирных переговоров между Россией и Японией в Портсмуте (март-июнь 1905 г.). — Вестник Московского университета. Серия 8. История, 2010, № 6, с. 3—41.

2. Байбакова Л. В. Закулисное посредничество президента США Т. Рузвельта в урегулировании первого марокканского кризиса (1905—1906). — Исторический журнал: научные исследования, 2019, № 4, с. 143—164.

3. Горохов В. Н. История международных отношений. 1918—1939. М., 2004.

4. Инаугурационные речи президентов США. М., 2001.

5. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфиктов: подходы, решения, технологии. М., 1999.

6. Манойло А В. Технологии управления международными конфликтами. Saarbrucken, 2011.

7. Международные суды и международное право. М., 1986.

8. Пушмин Э. А. Мирное разрешение международных конфликтов (международноправовые вопросы). М., 1974.

9. Романов В. В. Вудро Вильсон и его концепция мироустройства. — США. Канада: Экономика. Политика. Культура, 2005, № 2, с. 68—80.

10. Ходнев А С. Первая мировая война и идея создания Лиги наций. — Первая мировая война — пролог ХХ века, ч.1. М., 2014, с. 126—129.

11. Bryan W. J., Bryan M. B. The Memoirs of William Jennings Bryan.Shicago, 1925.

12. Cherny R. A Righteous Cause. The Life of William Jennings Bryan. Norman, 1994.

13. Gould L. Presidency of Theodore Roosevelt. Lawrence, 1991.

14. Holt S. Treaties Defeated by the Senate: A Struggle Between President and the Senate Over the Conduct of Foreign Relations. Baltimore, 1933.

15. League to Enforce Peace. American Branch. New York, 1915. — URL: archive.org/ (дата обращения 15.08.2019).

16. The Nobel Peace Prize. Elihu Root. — URL: https://www.nobelprize.org / (дата обращения 15.08.2019).

17. The Nobel Peace Prize. Theodore Roosevelt. — URL: https://www.nobelprize.org/ (дата обращения 15.08.2019).

18. Noyes J. William Howard Taft and the Taft Arbitration Treaties. — Vilanova Law Review, v. 56, 2011, issue 3, p. 535—556.

19. Pious Funds of Californias: Award. Hague Justice Porta. — URL: http://haguejusticeportal.net/ (дата обращения 15.08.2019).

20. President Woodrow Wilson’s Fourteen Points. The Avalon Project. — URL: http://avalon.law. yale.edu/ (дата обращения 15.08.2019).

21. The Proposal for a League to Enforce Peace. — International Conciliation. New York, 1916, № 106, September, p. 29—34.

22. Roosevelt Т. International Peace. Address at the National Theatre in Oslo, Norway, May 5, 1910. — URL: http://www.theodore-roosevelt.com (дата обращения 15.08.2019).

23. Root E. Addresses on International Subjects. Cambridge, 1916.

24. Taft W. H. Proposal of the League to Enforce Peace. 1915, June 17. — URL: digitalcommons.law.yale.edu/ (дата обращения 15.08.2019).

25. Wertheim S. The League That Wasn’t: American Designs for a Legalist- Sanctionist League of Nations and the Intellectual Origins of International Organization, 1914—1920. — Diplomatic History, v. 55, 2011, № 5, November, p. 797—836.

26. Wertheim S. The League of Nations: a Retreat From International Law? — Journal of Global History, 2012, vol. 7, p. 210—232.

27. William Jennings Bryan: Selections. Indianapolis — New York, 1967.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести