Молдавско-российские исторические связи (В. И. Цвиркун. Памятники молдавско-российских исторических связей на территории Молдовы. М. – СПб., 2019)
Молдавско-российские исторические связи (В. И. Цвиркун. Памятники молдавско-российских исторических связей на территории Молдовы. М. – СПб., 2019)
Аннотация
Код статьи
S013038640009161-5-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
В. И. Цвиркун. ПАМЯТНИКИ МОЛДАВСКО-РОССИЙСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ МОЛДОВЫ. М. - СПб.: Нестор-История, 2019, 200 с.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Думиника Иван Иванович 
Аффилиация: Институт культурного наследия Министерства образования, культуры и исследований Республики Молдова
Адрес: Республика Молдова, Кишинев
Выпуск
Страницы
211-213
Аннотация

  

Классификатор
Получено
07.04.2020
Дата публикации
19.06.2020
Всего подписок
38
Всего просмотров
1541
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Видный молдавский историк, доктор исторических наук, профессор Виктор Иванович Цвиркун посвятил несколько десятилетий изучению многосторонних российско-молдавских связей в разные века. Особенно известны его работы, реконструирующие биографию господаря Дмитрия Кантемира (1673— 1723), не только крупного восточноевропейского мыслителя и ученого-энциклопедиста начала XVIII в., но и российского государственного деятеля, соратника Петра Великого.
2 Объясняя во введении к своей новой книге мотивы обращения к изучению памятников молдавско-российских исторических связей на территории его родной страны, В. И. Цвиркун отмечает, что после распада СССР в молдавской историографии превалирует тенденция к умалению и искажению позитивной роли российского влияния на развитие края, к сознательному вытеснению этого фактора из национальной исторической памяти.
3 Римский поэт Публий Овидий Назон писал: «Событие прошло, памятники остаются». На территории Молдавии еще начиная с конца XVIII в. были воздвигнуты различные монументы, прославлявшие русский народ и его сынов, так или иначе внесших свой вклад в развитие «сией пустынной страны». К сожалению, из-за частой смены политических режимов часть этих памятников была уничтожена и предана забвению. Книга В. И. Цвиркуна призвана не только вернуть утраченную память об этих монументах, но и систематизировать объекты исторического и культурного наследия, сохранившиеся на территории современной Республики Молдова. Автор делит их на несколько групп.
4 После присоединения Бессарабии к Российской империи в 1812 г. прежде всего следует говорить о монументах духовно-религиозной культуры. Автор называет их «памятниками духовного единства», ведь именно общность православной веры объединяла русский и молдавский народы. Церкви, возведенные в Бессарабии после присоединения края к Российской империи в 1812 г., олицетворяют происходившее в XIX в. расширение пространства русской культуры. Причем инициаторами строительства новых храмов зачастую выступали именно прихожане. Только во времена, когда во главе православной церкви Бессарабии стоял выдающийся церковный деятель митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил (Бэнулеску-Бодони), скончавшийся в 1821 г., в крае было воздвигнуто 189 новых церквей. В. И. Цвиркун особо выделяет из них «визитную карточку» Кишинева — кафедральный комплекс, состоящий из Собора Рождества Христова и башни-арки. По документам генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии М. С. Воронцов лично ходатайствовал перед императором Николаем I о высочайшем одобрении постройки соборного храма в Кишиневе. Стараниями того же Воронцова к работе над проектом храма был привлечен известный российский архитектор Авраам Мельников, им же был приглашен художник Иван Ковшаров, росписывавший одесский кафедральный Спасо-Преображенский собор. Освящение кишиневского собора состоялось уже в 1836 г. В связи со строительством кафедрального комплекса стоит упомянуть тогдашнего бессарабского военного губернатора П. И. Федорова. Именно он рекомендовал тогда еще молодого архитектора Луку Заушкевича в качестве проектировщика башни-арки под большой колокол (Святых Врат). Кроме того, Федоров купил в Одессе и подарил Кишиневу часы, которые в 1842 г. разместили на арке. В. И. Цвиркун подробно рассматривает судьбу храма вплоть до его закрытия в советское время и превращения его в центральный выставочный зал Министерства культуры МССР. На рубеже 1980—1990-х годов храм был возвращен митрополии Кишиневской и всея Молдовы, и огромную роль в его реставрации сыграл митрополит Владимир (Кантарян), проявивший, по мнению автора, в этом деле «организаторский талант, молитвенное служение и крепость веры». Что же касается триумфальной арки, то установленные на ней к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне мемориальные доски с именами Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за освобождение Молдавии, в начале 1990-х были разрушены националистами; та же печальная судьба постигла и гранитные плиты с указанием армий, дивизий и полков, освобождавших республику. Хватит ли у молдавской государственной элиты политической воли восстановить их, покажет время. Удалось же восстановить в 2016 г. по решению правительства «Памятник трем мученикам» (военному священнику поэту Алексею Матеевичу, публицисту и адвокату Симеону Мурафе и меценату Андрею Ходороже), разрушенный в советские времена.
5 Развивая тему духовного единства православных народов, автор описывает историю других памятников церковной архитектуры: церквей Великомученика Георгия Победоносца, Великомученика Феодора Тирона, Великомученика Пантелеймона, Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Преображения Господня. Все они находятся в Кишиневе. Столь же подробно рассмотрена история кафедрального собора Иоанна Предтечи (г. Комрат), Святого Великомученика Георгия (г. Тараклия), Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого монастыря (г. Тирасполь), а также Храма святого благоверного князя Александра Невского, находящегося на территории Бендерской крепости.
6 Другая категория памятников, описываемая в книге, — это монументы событиям военной истории, российским полководцам, а также деятелям литературы и искусства, связавшим себя с историей края. И сегодня над Буджакской степью, вблизи города Вулканешты возвышается один из таких монументов — колонна, посвященная Катульской битве (21 июля 1770 г.). Во время русско-турецкой войны здесь российская армия, изрядно уступавшая туркам в численности (17 тыс. человек), наголову разгромила 150-тысячные османские войска. В июне 1843 г. генерал-губернатор Воронцов представил в Петербурге эскиз памятника. Опираясь на документы одесского архива, Цвиркун подробно описывает процесс подготовки к строительству и само возведение колонны. Монумент был торжественно открыт 13 сентября 1849 г.
7 В. И. Цвиркун порой описывает уникальные и малоизвестные памятники. Таков, например, единственный в Молдавии монумент, посвященный Отечественной войне 1812 г., расположенный в окрестностях Бендерской крепости. Он был возведен в честь 55-го Подольского полка, принимавшего участие в боевых сражениях против наполеоновских войск. В своем роде уникальным творением является и обелиск в память о нижних чинах, уроженцах сел Подоймы и Подоймицы Каменского района, участниках Русскояпонской войны 1904—1905 гг.
8 В отдельную группу выделены в книге разрушенные и забытые памятники, располагавшиеся главным образом в столице Бессарабской губернии — Кишиневе. Среди таких творений российских скульпторов упоминается памятник императору Александру II (открыт 17 апреля 1886 г.), снесенный осенью 1918 г. Памятник Александру I (установленный в 1914 г.) постигла при румынской власти та же участь. Канули в Лету и монументальные сооружения семьи Витгенштейнов. Речь идет прежде всего о «Башне ветров», созданной в 1870 г. в с. Строенцы, ныне в Рыбницком районе. Она была построена по инициативе Э. П. Витгенштейн-Трубецкой в память о ее отце — П. Х. Витгенштейне, российском генерал- фельдмаршале, участнике Отечественной войны 1812 г. Не сохранились ни имение Витгенштейнов, ни кирха, расположенные в Каменке.
9 Отдельный раздел книги посвящен памятникам молдавско-российских связей, созданным уже в советской Молдавии. Среди них выделяется Аллея молдавских классиков в Кишиневе. В работе приняли участие скульпторы Л. И. Дубиновский, Л. В. Авербух, И. Л. Кептэнару, Л. Л. Фитов, В. Н. Ларченко, Н. М. Горенышев. Торжественное открытие первых 12 бюстов классиков национальной литературы состоялось в 1958 г. В советский период на территории Молдавии были установлены и памятники классикам русской литературы А. С. Пушкину, В. В. Маяковскому, А. М. Горькому, Л. Н. Толстому, а также ученым, например, К. Э. Циолковскому. Сооружаются и памятники декабристам, оставившим след в истории края — М. Ф. Орлову в Кишиневе и В. Ф. Раевскому в Тирасполе. В том же Тирасполе в 1979 г. была установлена монументальная скульптурная композиция в честь А. В. Суворова, одержавшего на молдавской и бессарабской территории ряд побед в ходе двух русско-турецких войн.
10 Важное место в работе уделено истории памятников и мемориальных комплексов, посвященных воинам Советской Армии, павшим за освобождение молдавской земли от фашизма. В их числе мемориальный комплекс «Etemitate — Вечность» (в советское время назывался «Мемориал Победы»), открытый 9 мая 1975 г. Летом 2019 г. при президентской поддержке был отреставрирован памятник воину-освободителю, установленный в 1958 г. на площади у здания Академии наук Молдовы. Не оставлена автором без внимания и история сооружения воинских мемориалов в Кицканах и Шерпенах, связанных с победоносной Ясско-Кишиневской операцией (20—29 августа 1944 г.).
11 Последний раздел труда проф. В. Цвиркуна посвящен современной практике в области коммеморации. По представлениям автора, на первый план выходит задача сохранения и восстановления уже имеющихся монументов. Свою лепту в этот процесс внесли и соответствующие документы, принятые парламентом и правительством, как, например, «Регистр памятников Республики Молдова, охраняемых государством». Но, как признает автор, эти документы не могут защитить памятник от нападок вандалов. В то же время, примером того, как государство и общество соединяют усилия в целях реализации тех или иных проектов, могут послужить капитальные реставрационные работы мемориальных комплексов в Шерпенах (2003 г.), «Etemitate-Вечность» в Кишиневе (2005 г.) и др. Отрадно, что на современном этапе истории в Республике Молдова не только восстанавливаются, но и сооружаются новые монументы. Это памятник Преподобному Сергию Радонежскому в Бельцах (2015 г.). Завершена работа по созданию пантеона воинской славы в Бендерской крепости, в котором представлены бюсты выдающихся российских полководцев — участников русско-турецких войн, отличившихся при штурме этого бастиона.
12 Импонирует характер изложения представленного обширного материала. Автор старается подробно рассказать о событии или личности, с которыми связано возведение того или иного памятника. Описана история обследований и реставрации монументов, характеризуется и современное состояние тех или иных обелисков.
13 Главная заслуга книги в том, что благодаря богатым документальным материалам, выявленным в архивохранилищах Республики Молдова, России и Украины, автору удалось вернуть из небытия информацию об уже исчезнувших памятниках. Особую ценность представляет богатый иллюстративный материал, который позволяет увидеть уже исчезнувшие монументы и ознакомиться с еще сохранившимися. Помимо своей научной значимости книга ценна и как полезный справочник, путеводитель для всех, кто интересуется отражением в монументальной культуре всей богатой многовековой истории молдавско-российских связей.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести