«Письма с мыса Доброй Надежды»: семинар в честь академика А. Б. Давидсона на уральской земле
«Письма с мыса Доброй Надежды»: семинар в честь академика А. Б. Давидсона на уральской земле
Аннотация
Код статьи
S013038640009165-9-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Антошин Алексей Валерьевич 
Аффилиация: Уральский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Высокова Вероника Витальевна
Аффилиация: Уральский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Чемякин Евгений Юрьевич
Аффилиация: Уральский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Выпуск
Страницы
217-219
Аннотация

  

Классификатор
Получено
17.04.2020
Дата публикации
19.06.2020
Всего подписок
38
Всего просмотров
1576
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 1 ноября 2019 г. в Уральском федеральном университете (УрФУ) прошел Всероссийский научный семинар, посвященный 90-летию академика Аполлона Борисовича Давидсона — выдающегося историка-африканиста и гуманиста, автора более 500 научных публикаций, в том числе 11 монографий. Удивительным образом жизнь этого замечательного человека оказалась связана с уральской землей. Родился А. Б. Давидсон 23 августа 1929 г. в деревне Ермаково Слободо-Туринского района Уральской области, куда его мать уехала вслед за репрессированным отцом. Второй раз судьба связала А. Б. Давидсона с Уралом в 1942—1943 гг., когда он подростком вместе с семьей был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Свердловск. В третий раз встреча с далекой родиной произошла в 2000-е годы, когда Аполлон Борисович был приглашен в Уральский университет в качестве почетного лектора.
2 На пленарном заседании семинара выступил ученик и коллега А. Б. Давидсона д.и.н. А. С. Балезин (Институт всеобщей истории (ИВИ) РАН). Он подчеркнул, что более чем полвека с именем А. Б. Давидсона связана история отечественной африканистики. С детства увлеченный Африкой, уже в Ленинградском университете в 1948—1953 гг. А. Б. Давидсон начал заниматься научными исследованиями по истории Черного континента. Его учителем стал патриарх российской африканистики академик Д. А. Ольдерогге. После окончания университета А. Б. Давидсон поступил в аспирантуру сектора новой истории Института истории СССР АН СССР, где в 1956 г. под руководством Н. А. Ерофеева защитил кандидатскую диссертацию «Завоевание Родезии». В 1956 г. был создан отдел Африки в Институте востоковедения АН СССР, куда и поступил работать Аполлон Борисович.
3 Сразу после создания в 1959 г. Института Африки АН СССР А. Б. Давидсон перешел на работу туда. 1 декабря 1971 г. по его инициативе был основан сектор истории Африки в ИВИ, ныне — Центр африканских исследований. Именно в его рамках А. Б. Давидсону удалось реализовать те принципы научных исследований Африки, которые он отстаивал на протяжении всей своей жизни. Использование широкого круга исторических источников (в том числе из российских и зарубежных архивов), привлечение документов и исследовательской литературы на африканских языках, активное взаимодействие с коллегами из стран Африки, а также из Европы и США — все это позволило Центру африканских исследований стать ведущим в исторической африканистике в России, получить признание во всем мире.
4 Первое секционное заседание семинара было посвящено одной из центральных тем в творчестве А. Б. Давидсона — истории Британской империи. В центре внимания докладчиков оказались экономические, политические и социокультурные проблемы имперского развития Британии XVIII — середине XX в. Так, эволюция административно-государственных структур управления имперскими «окраинами» в XVIII — первой трети XX в. и формирование принципа самоуправления в доминионах рассматривались в докладе д.и.н., проф. В. В. Грудзинского (Челябинский госуниверситет, ЧГУ). Историк подчеркивал, что концептуальные основы управления империей с течением времени менялись, возникали новые модели, в рамках которых развивалось взаимодействие между Лондоном и отдельными территориями. Вместе с тем базовые идеи, лежащие в основе характерной для Британии модели «косвенного управления» колониями, сохраняли важное значение на протяжении длительного времени.
5 Проблема неоднозначного отношения немецких либералов к экспансионистской политике Германской империи на территории Восточной Африки в Вильгельминскую эпоху была освещена в докладе д.и.н. Н. Н. Баранова (УрФУ). Он показал, что в рамках немецкого политического класса существовали разные подходы к вопросу осуществления колониальной политики, различные представители политической элиты империи по-разному оценивали экономическую эффективность и политическую целесообразность колониальных акций. Н. Н. Барановым был затронут и вопрос о месте колониальной политики в Восточной Африке в межпартийных противоречиях в Германии Вильгельминской эпохи.
6 Выступление д.и.н., проф. В. В. Высоковой (УрФУ) было посвящено проблемам историографии Британской империи. Она выделила несколько направлений в изучении этого феномена: имперскую и марксистскую историографию, постколониальные исследования и деколониальный дискурс. Особое место в докладе было отведено интерпретации имперского наследия в современной британской историографии, переосмыслению исследователями многих стереотипов, присущих классическим трудам XIX—XX вв.
7 Военная стратегия и борьба политических элит в Великобритании накануне Второй мировой войны стала предметом анализа к.и.н., доц. А. В. Ражева (ЧГУ). Опираясь на большой комплекс британских дипломатических документов, А. В. Ражев охарактеризовал разнообразие внешнеполитических подходов, характерное для британской политической элиты второй половины 1930-х годов. Значительное внимание в выступлении было уделено неоднозначным оценкам роли Н. Чемберлена в осуществлении внешней политики Великобритании кануна Второй мировой войны.
8 Второе секционное заседание семинара было посвящено центральной теме в творчестве А. Б. Давидсона — Африке. С докладом, раскрывающим образ Абиссинии в творчестве английского литературного критика и писателя эпохи Просвещения Самюэля Джонсона, выступила к.и.н. Т. А. Косых (УрФУ). Она показала, что многие литературные образы, характерные для сочинений С. Джонсона, имели под собой реальную историческую основу: очевидно, британский интеллектуал использовал определенные сочинения по истории Абиссинии, написанные в Средневековье и раннее Новое время. Вместе с тем, как показала Т. А. Косых, восприятие С. Джонсоном образа Абиссинии развивалось в рамках тех литературных моделей, которые были характерны для европейского Просвещения в целом.
9 Д.и.н., проф. А. В. Антошин (УрФУ) проследил кропотливый труд А. Б. Давидсона над темой «Коминтерн и Южная Африка». В докладе было показано, в каких сложных условиях А. Б. Давидсон собирал материалы для своих будущих трудов по истории деятельности Коминтерна на Черном континенте. После уничтожения в ЮАР в условиях режима апартхейда основной массы документов по истории Компартии Южной Африки именно собранные А. Б. Давидсоном (в том числе в ходе личных встреч с деятелями Коминтерна) материалы становятся уникальными историческими источниками, позволяющими восстановить историческую память о данном феномене.
10 Месту африканистики в рамках направления «Востоковедение и африканистика» при подготовке бакалавров и магистров в университетах России был посвящен доклад д.и.н., проф. В. А. Кузьмина (УрФУ). Он поделился личными воспоминаниями о встречах с А. Б. Давидсоном в 1970—1990-е годы и размышлениями о его роли в развитии отечественной африканистики.
11 Завершающим стало выступление к.и.н., доц. Е. Ю. Чемякина (УрФУ), который осветил проблемы формирования постколониальной идентичности на примере произведений британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди. Историк показал особенности взглядов С. Рушди, связанные со спецификой формирования его мировоззрения. Е. Ю. Чемякин рассказал о восприятии творчества С. Рушди в современном исламском мире.
12 Завершился семинар «круглым столом». В рамках дискуссии по проблемам постимперской Британии выступила к.и.н. Д. Н. Караваева (Институт истории и археологии Уральского отделения РАН), уделившая ключевое внимание эволюции церемониала в контексте развития идеи британскости. Д.и.н. В. Н. Земцов (Уральский государственный педагогический университет) в выступлении затронул некоторые дискуссионные аспекты осмысления внешнеполитической стратегии Великобритании кануна Второй мировой войны в национальной историографии. Проблемы современного развития Великобритании, модели репрезентации власти, характерные для Шотландии рубежа ХХ—XXI вв., осветил к.и.н., доц. И. Н. Нохрин (ЧГУ).
13 Семинар, названный по одноименной книге А. Б. Давидсона «Письма с мыса Доброй Надежды», объединил как опытных ученых, так и совсем молодых исследователей. Каждый из участников семинара непосредственно или косвенно учился у Аполлона Борисовича, вдохновляясь его книгами и выступлениями, и продолжает работать в рамках намеченных им направлений исторического и культурного знания.
14 Обширный круг проблем, поднятых в ходе работы семинара, служит лучшим доказательством того, что академику А. Б. Давидсону удается оставаться на острие решения самых актуальных проблем современности. Состоявшееся мероприятие стало данью уважения одному из современных отечественных ученых, внесшему важный вклад в развитие африканистики и отечественной исторической науки.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести