Вопрос о назначении англиканского епископа в Британские колонии в Северной Америке в XVIII веке
Вопрос о назначении англиканского епископа в Британские колонии в Северной Америке в XVIII веке
Аннотация
Код статьи
S013038640010322-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хрулева Ирина Юрьевна 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
37-53
Аннотация

Попытки назначить англиканского епископа в североамериканские колонии предпринимались неоднократно на протяжении XVIII в., но каждый раз наталкивались на борьбу политических группировок в самой Англии. Вопрос об учреждении англиканского епископства в Америке сыграл немаловажную роль в разжигании англо-американского конфликта. Вопросы о политической роли англиканства, о положении американских провинций в рамках Британской империи, правах колонистов как британских подданных, границах колониального самоуправления и права на сопротивление деспотическому правлению становятся центральными в конфликте пуритан и англикан Новой Англии со второй половины 1740-х годов, после поражения якобитского восстания 1745 г. В развернувшейся памфлетной войне представители англиканской церкви увязывали вопрос политической лояльности подданных Британской империи с исповедованием англиканства, в то время как их пуританские оппоненты настаивали не на английском, а именно британском характере империи и отрицали полномочия англиканской церкви в целом ряде британских владений. Англиканский епископ так и не был назначен, но этот вопрос стал частью антианглийской пропаганды и в середине 1760-х годов, когда он увязывался с гербовым сбором, и в 1774 г. — с Квебекским актом, в котором колонисты усмотрели угрозу распространения католицизма в Северной Америке. Колонисты Массачусетса опасались, что им независимо от исповедуемой ими религии придется платить немалый налог, который пойдет на содержание англиканского епископа. Пуританские священники Новой Анг-лии сыграли заметную роль в консолидации патриотического движения в эпоху Войны за независимость, превратив сопротивление колонистов в праведную битву сил «небес и ада», «Реформации и папизма».

Ключевые слова
Война за независимость США, Американская революция, новоанглийский пуританизм, англиканская церковь, Семилетняя война
Классификатор
Получено
22.04.2020
Дата публикации
06.08.2020
Всего подписок
30
Всего просмотров
2715
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 Религиозное противостояние англикан и пуритан Новой Англии по вопросу о назначении епископа в Северную Америку в течение XVIII в. переросло в одно из самых острых политических противоречий, расколовших колониальное общество и послуживших важной предпосылкой Войны за независимость США. Дискуссия о предполагаемых полномочиях англиканского епископа в Северной Америке вылилась в обсуждение положения американских провинций в рамках Британской империи, прав колонистов как британских подданных, границ колониального самоуправления и права на сопротивление деспотической власти.
2 Вопрос о назначении епископа англиканской церкви в колонии традиционно рассматривается американскими историками как одна из значимых предпосылок Войны за независимость США1. Самый авторитетный сторонник подобной интерпретации событий, К. Брайденбо, утверждает, что опасения религиозных преследований и возможного доминирования англиканской церкви в колониях Новой Англии стали даже более значимым фактором в назревании англо-американского конфликта, нежели боязнь политической тирании метрополии1 2. Не отрицая радикальных последствий развернувшихся религиозных дебатов о необходимости назначения епископа и сфере его полномочий, современные исследователи пытаются вписать этот конфликт в более широкий исторический контекст функционирования политического механизма Британской империи и религиозных противоречий, обострившихся в результате беспрецедентного расширения Британской империи после Семилетней войны3.
1. Hawke D. F. The Colonial Experience. New York, 1966, p. 535; Doll P. M. Revolution, Religion, and National Identity: Imperial Anglicanism in British North America 1745—1795. Madison (NJ), 2000, p. 155; Ingram R. G. Religion, Reform and Modernity in the Eighteenth Century: Thomas Secker and the Church of England. Woodbridge, 2007.

2. Bridenbaugh C. Mitre and Sceptre: Transatlantic Faiths, Ideas, Personalities, and Politics, 1689—1775. Oxford, 1962. В современной историографии подобная точка зрения по- прежнему популярна: Middlekauff R The Glorious Cause: The American Revolution, 1763— 1789. Oxford, 2005; Bell J. B. A War of Religion: Dissenters, Anglicans, and the American Revolution. Basingstoke, 2008; Engel K. C. Revisiting the Bishop Controversy // The American Revolution Reborn. Ed. by P. Spero and M. Zuckerman. Philadelphia, 2016, p. 132—149.

3. Walker P. The Bishop Controversy, the Imperial Crisis, and Religious Radicalism in New England, 1763—74 // The New England Quarterly, vol. XC, no. 3, 2017, p. 307.
3 Потенциальная угроза усиления влияния англиканской церкви в американских колониях в случае назначения епископа наиболее болезненно воспринималась в Новой Англии, где еще с 1620-х годов доминировала пуританская церковь, однако со второй половины XVII в. стали постепенно укрепляться позиции официальной церкви Англии. В этот период складываются основополагающие принципы британской колониальной политики в Северной Америке и создается действенная система контроля за соблюдением американскими колониями норм и правил, регламентировавших жизнь подданных Британской империи.
4 Английское правительство периода Реставрации настораживала прежде всего ситуация в Новой Англии: б0льшая, чем у южных и центральных североамериканских колоний, политическая автономия, господство пуританской церкви, наличие конфедерации составляющих ее колоний, а также быстрое развитие буржуазных отношений, не отягощенных такими феодальными пережитками, как квит-рента или наличие верховного феодального собственника земли. Власти самой крупной и экономически развитой колонии региона, Массачусетса, осознавая свою миссию как последнего форпоста, цитадели пуританизма, всемерно подчеркивали свое право на самоуправление, которое, по их мнению, гарантировала хартия 1629 г.
5 Именно ситуация в Массачусетсе стала объектом самого пристального внимания английских властей и самого Карла II. Стремясь ослабить крупнейшую колонию Новой Англии, король признал законность образования новых колоний, отделившихся от Массачусетса. Дарование Род-Айленду и Коннектикуту новых королевских хартий породило территориальные споры, что вело к ослаблению единства Новой Англии. Провозгласив веротерпимость в Род-Айленде, монарх спровоцировал рост религиозных распрей в регионе.
6 Специальные королевские комиссии, инспектировавшие положение дел в Новой Англии и контролировавшие соблюдение королевских указов и Навигационных актов, отмечали, что «Массачусетс самостоятельно решает вопрос изготовления денег, предоставляет избирательное право только членам конгрегационалистских церквей, а также не соблюдает Навигационные акты»4. Отчеты комиссий о нарушениях в исполнении распоряжений метрополии в Массачусетсе дали монарху основание для вмешательства и отзыва хартии колонии.
4. Records of the Governor and Company of Massachusetts Bay in New England. Ed. by N. B. Shurtleff, vol. 4, pt 2. Boston, 1854, p. 176-178, 181.
7 Отмена хартии Массачусетса сопровождалась созданием в 1684 г. чрезмерно централизованной системы управления колониями по образцу испанских вицекоролевств. Новоанглийские колонии Массачусетс, Новый Плимут, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд и Коннектикут перешли под единый контроль и стали составлять Доминион Новой Англии. Управление им теперь сосредоточилось в руках королевского генерал-губернатора и Совета, члены которого назначались, а не избирались, как ранее, населением колоний. Местные представительные органы власти были упразднены. Чуть позднее в состав Доминиона включили также Нью-Йорк и Нью-Джерси.
8 Учреждение Доминиона Новая Англия и установление режима губернатора Эдмунда Андроса в 1684 г. стали переломным моментом, повлекшим усиление английского вмешательства в религиозную жизнь колоний Новой Англии. Поскольку Андрос и все представители новой королевской администрации были англиканами, епископальная церковь пользовалась особым покровительством властей при формальном соблюдении принципа веротерпимости в отношении всех протестантов.
9 Был отменен специальный налог на содержание пуританских священнослужителей, поскольку, по словам главы новой королевской администрации, «проповедники/священники Новой Англии такие же вероотступники от англиканской церкви, что и квакеры, и им следует рассчитывать только на добровольные пожертвования своей паствы»5.
5. Edmund Andros Papers (1686—1687) // Massachusetts Historical Society Manuscript Collection.
10 Весть о свержении Якова II в результате «Славной революция» достигла колоний только в апреле 1689 г.6 Жители Бостона провозгласили возвращение к порядкам, существовавшим до отмены хартии 1629 г. Был избран магистрат. «Счастливые подданные короля Вильгельма»7 в Массачусетсе, как и в других колониях Новой Англии, восстановили институты самоуправления и приняли верноподданническое обращение в адрес нового английского монарха — Вильгельма III.
6. Sewall S. The Diary of Samuel Sewall, 1674—1729. Ed. by M. H. Thomas, vol. 1. New York, 1973, p. 164.

7. «Общее мнение подданных Их Величеств в Новой Англии таково — никогда англичане не были так счастливы, как сейчас, имея своих нынешних правителей» // Revolution in New England Justified and People There Vindicated. Boston, 1691, p. A5.
11 Однако Вильгельм III отказался признать легитимность новой власти в Массачусетсе и продемонстрировал, что не намерен кардинальным образом менять политику своих предшественников по ужесточению контроля над колониями в Северной Америке. Тем не менее он понимал необходимость компромисса с элитой Массачусетса для стабилизации ситуации, для чего даровал колонии новую хартию в 1691 г. Массачусетс утратил статус корпоративной колонии, и отныне «губернатор, вице-губернатор и секретарь провинции назначаются королем». Другим принципиальным положением в новой хартии явилось введение имущественного (взамен религиозного) ценза, и провозглашение веротерпимости в отношении всех протестантов. Метрополия оставила в силе все Навигационные акты и иные распоряжения, регламентировавшие торговлю. Вместе с тем хартия 1691 г. существенно расширила границы колонии за счет включения в нее территории Нового Плимута. Хартия подтвердила все земельные права частных лиц, городов и учебных заведений. Окончательно был снят вопрос о взимании квит- ренты с жителей Новой Англии. Среди всех королевских колоний генеральная ассамблея Массачусетса получила наибольшие полномочия. Депутаты колониального собрания избирали Совет колонии, вотировали жалование губернатора, контролировали вопросы налогообложения и расходования средств8.
8. Charter of the Massachusetts Bay, 1691 // Foundations of Colonial America. A Documentary History, vol. 2. New York, 1973, p. 203.
12 Несмотря на очевидное покровительство англиканской церкви со стороны властей метрополии, число англикан в новоанглийских колониях в конце XVII в. оставалось скромным. Однако ситуация начинает кардинально меняться с созданием Общества по распространению Евангелия в 1701 г., одной из задач которого был подрыв влияния пуритан в американских колониях9. «Когда-то маловероятная перспектива гегемонии англиканской церкви стала казаться намного более реальной»10. Представитель влиятельного клана новоанглийских пуританских теологов Коттон Мезер отмечал: «Мы испытываем некоторое неудобство из-за миссионеров англиканской церкви, периодически появляющихся среди нас. Нам кажется несколько удивительным, что Общество по распространению веры оставляет множество английских земель в состоянии язычества и в то же самое время предпочитает посылать своих миссионеров туда, где они могут лишь служить предметом раздора». Мезер считал, что представителям официальной церкви метрополии нечего делать в новоанглийских поселениях, «где есть честные и сердобольные пасторы, процветающие церкви, где самые простые христиане понимают религию и веруют лучше, чем те священники». Надеясь на прекращение в будущем подобного вмешательства, Мезер отмечает, что «англиканская церковь в стране религиозных людей была доведена до крайне презренного состояния»11. Тем не менее англиканское Общество по распространению Евангелия вело достаточно успешную миссионерскую деятельность среди индейцев Новой Англии11 12, что ставило в невыгодное положение «богоизбранных» пуритан, чьи достижения по обращению индейцев в христианство были более чем скромными.
9. Proceedings and Debates of the British Parliaments Respecting North America. Ed. by L. F. Stock, vol. 3. Washington, 1930, p. 100.

10. Beneke Ch. The Critical Turn: Jonathan Mayhew, the British Empire, and the Idea of Resistance in Mid-Eighteenth-Century Boston // Massachusetts Historical Review, vol. 10, 2008, p. 35.

11. Mather C. Diary of Cotton Mather, vol. 2. New York, 1957, p. 327—328. Подробнее о противостоянии англикан и пуритан в Новой Англии в начале XVIII в. см.: Lioznova E. Ideological controversies in New England puritanism at the turn of the eighteenth century // Resistance and practices of rebellion at the Age of Reformations (16th—18th centuries). Madrid, 2019, p. 183—192.

12. Johnson’s Answers to Bishop Gibson’s Quemes (1723) // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Fulham Papers. Vol. I. F. 209; Adherents of Church of England in New London to Bishop Gibson, February 8, 1726/1727 // Ibid. F. 221—222; Samuel Johnson to Bishop Gibson, Stratford, September 21, 1728 // Ibid. F. 235-236; Secker Papers. MS 1123/1. F. 18-20.
13 Настоящим шоком для пуританской Новой Англии в сентябре 1722 г. стало заявление девяти преподавателей Йельского колледжа, готовившего священнослужителей конгрегационалистских церквей, о переходе в англиканство. Эту группу возглавили ректор колледжа Тимоти Катлер и преподаватель колледжа, харизматичный проповедник Самюэль Джонсон, которые в дальнейшем постоянно обращались с петициями в адрес английского монарха, архиепископа Кентерберийского и епископа Лондона, приводя различные доводы в пользу учреждения епископата в Америке.
14 Несмотря на финансовую помощь Общества по распространению Евангелия и политическую поддержку королевских губернаторов Массачусетса, представители англиканской церкви Новой Англии были убеждены, что отсутствие епископа в колониях препятствует расширению влияния англиканства в Америке. Они публиковали в новоанглийских газетах провокационные заявления о том, что «через какие-нибудь несколько лет епископат в целом восторжествует в этой части света»13. Это, разумеется, только обостряло религиозное противостояние.
13. Boston Evening Post, 19.I.1747.
15 С точки зрения представителей англиканской церкви в колониях Новой Англии, неспособность или нежелание властей метрополии назначить епископа в Северную Америку свидетельствовали о недостаточной поддержке государством официальной церкви и изъянах политики религиозного плюрализма. Ввиду отсутствия специально назначенного в американские колонии епископа, функции руководителя колониального духовенства исполнял епископ Лондона. Начиная с 1710-х годов руководители англиканской церкви, получая многочисленные петиции от англиканских священников из Америки, неоднократно предпринимали попытки решить вопрос с назначением епископа в колонии14, однако каждый раз встречали упорное сопротивление британской политической элиты, опасавшейся нарушить хрупкий религиозный баланс в огромной империи.
14. Samuel Myles to Bishop Gibson, Boston, July 17, 1724 // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Fulham Papers. Vol. IV. F. 123-124; Samuel Johnson to Bishop Gibson, Stratford, October 10, 1724 // Ibid. Vol. I. F. 207-208; Samuel Johnson to Bishop Gibson, Stratford, November 4, 1725 // Ibid. Vol. I. F. 213-214; Clergy of New England to Bishop Gibson, Boston, May 2, 1726 // Ibid. Vol. IV. F. 182-183; Samuel Johnson to Bishop Sherlock, Stratford, September 17, 1750 // Ibid. Vol. I. F. 289-290; Henry Barclay to Thomas Secker, April 9, 1750 // Ibid. Secker Papers. MS 1123/1. F. 44; Address of Connecticut clergy to member of S.P.G // Ibid. Fulham Papers. Vol. I. F. 292; Clergy of Connecticut to Bishop Terrick, New Haven, September 14, 1764 // Ibid. F. 296-297; Clergy of Connecticut to the King, Hebron, June 5, 1765 // Ibid. F. 298-299; Clergy of Connecticut to Bishop Terrick, Stratford, October 8, 1766 // Ibid. F. 308-309; Clergy of Connecticut to Bishop Terrick, May 19, 1771 // Ibid. F. 317.
16 Священники англиканской церкви постоянно жаловались на многочисленные «притеснения и несправедливости», которые им приходилось сносить от представителей пуританского большинства в колониях Новой Англии. Поток жалоб на действия «диссентеров» усиливался по мере укрепления позиций официальной церкви метрополии в некогда исключительно пуританском Массачусетсе. Причем англиканские священники, как правило, апеллировали к королевской хартии Массачусетса 1691 г., установившей «полную свободу совести для всех христиан, кроме папистов»15, в то время как «индепенденты, будучи более многочисленными, чем прихожане Англиканской церкви (в отношении коих хартия предоставляет, по крайней мере, равные права), контролируют процесс принятия законов и претендуют на исключительные привилегии хартии. Позабыв о свободе вероисповедания, дарованной всем колонистам-христианам (за исключением папистов), они нарушают хартию и ущемляют в правах остальных подданных Вашего Величества. Имея абсолютное влияние в законодательной ассамблее, они узурпировали и захватили себе полномочия официальной церкви в нарушение хартии, актов парламента, изданных в отношении устройства этих территорий, и присвоили себе право принимать законы, направленные против членов Церкви, ущемляющие их права и права остальных жителей данной колонии»16.
15. The Humble Petition of the Rev. Timothy Cutler and others for the Repeal of Several Acts Passed in the Massachusetts Bay, to the Prejudice of the Members of the Church of England, To the King Most Excellent Majesty in Councill (1726) // Ibid. Secker Papers. MS 1123/1. F. 14.

16. The Humble Petition of the Rev. Timothy Cutler and others for the Repeal of Several Acts Passed in the Massachusetts Bay, to the Prejudice of the Members of the Church of England, To the King Most Excellent Majesty in Councill (1726) // Ibid. MS 1123/1. F. 14.
17 Священников и прихожан англиканской церкви в колониях возмущала практика взимания особого налога со всех жителей колоний (вне зависимости от их вероисповедания) на содержание священников конгрегационалистских церквей, а также пуританских школ и колледжей17. Англикан, отказывавшихся платить налог на содержание пуританских священников, подвергали тюремному заключению — подобный случай, происшедший в Коннектикуте в 1750 г., описан в жалобе на имя Томаса Секкера18; в Массачусетсе, несмотря на все протесты англикан, была распространена практика конфискации имущества тех, кто отказывался платить налог19. Таким образом, по мнению англикан Новой Англии, нарушались все положения королевской хартии, предусматривавшие «свободу совести, гарантии отправления религиозного культа, гражданские свободы, права и привилегии собственности»20.
17. An Act for the Settlement and Support of Ministers and Schoolmakers // Acts and Laws, passed by the Great and General Court of Assembly of Their Majesties Province of the Massachusetts Bay. Boston, 1693, p. 3; David Mossom to Bishop Gibson, Marblehead, January 7, 1725/1726 // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Fulham Papers. Vol. IV. F. 178—179; Clergy of New England to Bishop Gibson, Boston, May 2, 1726 // Ibid. F. 182—183; Jeremiah Dummer to Bishop Gibson, London, 20, 1727 // Ibid. F. 218; Roger Price to Bishop Gibson, Boston, October 16, 1736 // Ibid. Vol. V. F. 199-200.

18. Томас Секкер (1693-1768) — англиканский церковный деятель, с 1737 г. — епископ Оксфорда, с 1758 г. — архиепископ Кентерберийский // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Secker Papers. MS 1123/1. F. 48.

19. David Mossom to Bishop Gibson, Marblehead, April 28, 1724 // Ibid. Fulham Papers. Vol. IV. F. 99—100.

20. The Humble Petition of the Rev. Timothy Cutler and others for the Repeal of Several Acts Passed in the Massachusetts Bay, to the Prejudice of the Members of the Church of England, To the King Most Excellent Majesty in Councill (1726) // lbid. Secker Papers. MS 1123/1. F. 14.
18 Как объяснял перешедший в англиканство и рукоположенный в сан англиканского священника бывший ректор Йельского колледжа Тимоти Катлер, если человек «вполне сознательно посещает службы Церкви Англии, участвует в ее таинствах и поддерживает Церковь деньгами, этого недостаточно, чтобы оградить его от платежей на содержание наставников-диссинтеров, ибо в случае отказа либо его имущество будет насильно конфисковано, либо он сам окажется в тюрьме. Таким образом, добропорядочные прихожане Церкви здесь облагаются двойным налогом, как какие-нибудь паписты или отказавшиеся от военной службы в Англии»21.
21. Timothy Cutler to Capt. John Delapp, Boston, May 13, 1731 // Ibid. Fulham Papers. Vol. V. F. 31-32.
19 В переписке с духовными руководителями церкви Англии колониальные священники приводили различные доводы, обосновывая необходимость назначения англиканского епископа в британские колонии в Америке прежде всего чисто практического свойства: достойным кандидатам в приходские священники приходится предпринимать «крайне утомительное, опасное и дорогостоящее путешествие» через океан, чтобы быть рукоположенными в сан22. Самюэль Джонсон убеждал архиепископа Секкера, что пуритане посчитали бы подобное положение вещей «совершенно недопустимым», если бы им самим пришлось посылать своих кандидатов в священнослужители за тысячи миль для рукоположения; значит, «положение официальной (established) церкви нашего государства в этих колониях, что крайне прискорбно, намного ниже положения» пуританских церквей23. Личной трагедией для Самюэля Джонсона обернулась поездка его сына Уильяма в Англию в 1755 г., куда ему пришлось отправиться для церемонии рукоположения, которую нельзя было провести в колонии из -за отсутствия там англиканского епископа; во время путешествия он заболел и умер: «Я бы посчитал его жизнь потраченной впустую, если бы не возможность пробудить наше общество к осознанию необходимости отправить епископа... Это уже седьмая драгоценная жизнь, принесенная в жертву безответственной политике нашей эпохи вероотступничества»24. Смерть молодых англиканских священников, направлявшихся в метрополию ради церемонии рукоположения, «придала дебатам по вопросу о назначении епископа колоссальное эмоциональное и духовное значение»25, а сами погибшие представители церкви оказались окружены ореолом мучеников.
22. Samuel Johnson to Thomas Secker, July 25, 1745, Stratford in New England // Ibid. Secker Papers. MS 1123/1. F. 35; Samuel Johnson to Thomas Secker, March 5, 1749/50, Stratford in New England // Ibid. F. 42.

23. Samuel Johnson to Thomas Secker, March 20, 1759 // Ibid. MS 1123/2. F. 130.

24. Samuel Johnson to Thomas Secker, December 5, 1757 // Ibid. F. 111.

25. Walker P. Op. cit., p. 316.
20 Агитируя за скорейшее назначение епископа в колонии, Джонсон высказывал надежду, что число прихожан англиканских церквей «удвоится в ближайшие 7— 10 лет»26. В то же время содержание епископа не будет слишком обременительным — по предварительным подсчетам, отосланным в метрополию, затраты на содержание церковного иерарха не превысят 1000 фунтов в год27.
26. Samuel Johnson to Thomas Secker, July 25, 1745, Stratford in New England // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Secker Papers. MS 1123/1. F. 35.

27. Dr. Philip Bearcroft to Thomas Secker, December 20, 1745 // Ibid. F. 50.
21 Авторитет епископа, по мнению представителей духовенства, был необходим, чтобы защищать интересы англикан в колониях Новой Англии; их права повсеместно нарушались, в том числе при поступлении англиканской молодежи в Гарвардский колледж, хотя данное учебное заведение было основано на пожертвования всех жителей колонии и налоги на содержание колледжа платили все жители Массачусетса вне зависимости от их религиозных взглядов28, более того, англиканских священников не допускали к преподаванию, они не входили в попечительский совет Гарварда29.
28. Timothy Cutler to Bishop Gibson, Boston, June 25, 1730 // Ibid. Fulham Papers. Vol. V. F. 10-12.

29. Clergy of New England to Bishop Gibson, Boston, July 20, 1727 // Ibid. Vol. IV. F. 221222; Ebenezer Miller to Bishop Gibson, Boston, February 5, 1727/1728 // Ibid. F. 232-233; Timothy Cutler to Bishop Gibson, Boston, April 18, 1729 // Ibid. F. 304-305; Timothy Cutler to Overseers of Harvard College, Boston, June 11, 1730 // Ibid. Vol. V. F. 3-9; Timothy Cutler to Bishop Gibson, Boston, June 25, 1730 // Ibid. F. 10-12.
22 Для представителей англиканской церкви в колониях Новой Англии важнейшим был вопрос, связанный с их статусом в пуританских колониях. Американские и британские историки не пришли к единому мнению относительно предполагавшихся полномочий епископа: должен ли он был обладать прерогативами исключительно в духовной сфере, как утверждали англикане, или, как уверяли пуритане, неизбежно получил бы и определенные политические полномочия, как представитель официальной церкви метрополии30.
30. Doll P. M. Op. cit., p. 207-208; Beneke Ch. Op. cit., p. 36; Walker P. Op. cit., p. 315.
23 Вопрос о политической роли англиканства становится центральным в конфликте пуритан и англикан Новой Англии со второй половины 1740-х годов, после поражения якобитского восстания 1745 г. в метрополии. Рассуждая о «недавнем противоестественном восстании»31, авторы пуританских проповедей и памфлетов задавали «неудобные» вопросы о положении американских провинций в рамках империи, правах колонистов как британских подданных32, границах колониального самоуправления и права на сопротивление деспотическому правлению33. В развернувшейся (в том числе и на страницах новоанглийской прессы) памфлетной войне представители англиканской церкви, по сути дела, увязывали вопрос политической лояльности подданных Британской империи с исповедованием англиканства34, в то время как их пуританские оппоненты настаивали не на английском, а именно британском характере империи и отрицали полномочия англиканской церкви в целом ряде британских владений35. Любые слухи, касавшиеся учреждения епископата в Северной Америке в конце 1740-х годов, мгновенно попадали на страницы новоанглийских газет и вызывали яростные споры36.
31. Chauncy Ch. Civil Magistrates Must Be Just. Boston, 1747, p. 42.

32. Quincius Cincinnatus. A Letter to the Freeholders and Other Inhabitants of the Massachusetts-Bay. Boston, 1749, p. 5-6.

33. An Address to the Inhabitants of the Province of the Massachusetts-Bay... By a Lover of his Country. Boston, 1747; Boston Independent Advertiser, 29.XI.1748; 2.I,9.1.1749.

34. Wetmore J. A Vindication of the Professors of the Church of England in Connecticut. Boston, 1747; Weston E. The Englishman Directed in the Choice of His Religion. Boston, 1748; Beach J. A Calm and Dispassionate Vindication of the Professors of the Church of England. Boston, 1749.

35. Hobart N. Ministers of the Gospel Considered as Fellow-Labourers. Boston, 1747; idem. A Serious Address to the Members of the Episcopal Separation in New-England. Boston, 1748.

36. Boston Independent Advertiser, 7.VII.1749; 14.VIII; 28.VIII.1749; Boston Gazette, 20.III.1750.
24 В подобной обстановке появилась главная пуританская тираноборческая проповедь, подготовленная пастором одной из бостонских конгрегаций — Джонатаном Мэйхью (1720—1766). Посвященная всестороннему обоснованию права народа на восстание, проповедь была написана по случаю столетия казни короля Карла I. Призывая колонистов защищать свои права и свободы, Мэйхью отвергал всякие сомнения в том, что «подданные в целом могут быть истинными судьями» своих правителей. Более того, Мэйхью называл изменниками тех, кто считал иначе: «Это измена, но не отдельному человеку, а всему государству; это измена человечеству, здравому смыслу и Богу». Свободные и ответственные граждане ни в коем случае не должны быть «вассалами незаконных желаний» тиранов37.
37. Mayhew J. A Discourse Concerning Unlimited Submission and Non-Resistance to the Higher Powers: With Some Reflections on the Resistance Made to King Charles I. Boston, 1750, p. 39, 55. Во многом схожие выводы Дж. Мэйхью делает в неопубликованной проповеди 1749 г.: Jonathan Mayhew’s sermon on John, 3:4 (March 1749) // Huntington Library. Manuscript Collection.
25 Мэйхью сравнивает светскую и церковную «тиранию», что особенно важно в свете англиканского и пуританского противостояния по вопросу о назначении епископа в колонии Северной Америки: «Светская тирания обычно бывает незначительной в самом начале... пока не превратится в мощный поток, смывающий все на своем пути. Это же можно сказать и о церковной тирании, самой жестокой, невыносимой и нечестивой». В результате бостонский пастор призывает каждого, кто считает себя «другом истины» и добрым христианином, «внести свой вклад в борьбу с этим ненавистным чудовищем» и не допустить назначения епископа в колонии38.
38. Ibid., p. VI—VII, 213-214.
26 Публикация проповеди Мэйхью вызвала новую волну дебатов. Его оппоненты утверждали, что известное изречение Якова I — «нет епископа, нет короля» — «должно стать непреложным принципом английского правления»39. В пылу полемики англиканские авторы даже обвинили Мэйхью в симпатиях к якобитам40, а в частной переписке с иерархами англиканской церкви называли публикацию проповеди «актом государственной измены»41.
39. Boston Weekly News-Letter, 1.III.1750. Также см. Boston Gazette, 20.III.1750.

40. Boston Evening-Post, 9.VII.1750.

41. Charles Brockwell to Thomas Sherlock, April 13, 1750 // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Fulham Papers. Vol. V. F. 332-333.
27 Начало Семилетней войны и, что еще важнее, назначение Томаса Секкера, активного сторонника учреждения епископата в Северной Америке, архиепископом Кентерберийским в 1758 г. дало англиканам Новой Англии надежду на окончательное решение этого вопроса. Однако Секкер несмотря на все свои симпатии сразу же предостерег англиканских священников Новой Англии от каких-либо резких заявлений и требований: «Все, что касается учреждения епископата, должно решаться спокойным, закрытым образом»42.
42. Thomas Secker to Samuel Johnson, December 10, 1761 // Samuel Johnson: President of King’s College. His Career and Writings. Ed. by H. and C. Schneider, vol. 3. New York, 1929,
28 Дело в том, что огромное территориальное расширение Британской империи в результате Семилетней войны и включение в состав подданных британской монархии французских католиков Квебека заставило власти метрополии скорректировать свою религиозную политику, традиционно отличавшуюся откровенным антикатолицизмом, и всерьез рассмотреть петицию жителей Квебека о назначении католического епископа в Северную Америку43. Многим, как в метрополии, так и в колониях, реальной казалась угроза утраты протестантского характера Британской империи и роста чудовищной «гидры папизма»44. Однако англикане Новой Англии были уверены, что у них наконец-то появился реальный шанс добиться назначения англиканского епископа в Америку: если уж «завоеванные подданные», «французы в Канаде добиваются того, чтобы им разрешили епископа», неужели в этом праве будет отказано «урожденным подданным Его Величества»45?
43. Extracts from the Address of the Chapter of Quebec to the King. September 12, 1763 // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. SPG Papers. Vol. 11. F. 24.

44. Walker P. Op. cit., p. 326-329.

45. Henry Caner to Thomas Seeker, October 6, 1760 // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Seeker Papers. MS 1123/2. F. 205.
29 Наступление на земли французского Квебека обострило соперничество англиканских и пуританских миссионеров в борьбе за души индейцев — наряду с англиканским Обществом по распространению Евангелия стало активно действовать образованное конгрегационалистами Новой Англии «Общество по распространению христианского знания среди индейцев Северной Америки». В благодарственной проповеди 1759 г., посвященной божественному провидению, позволившему завоевать Квебек, пуританский священнослужитель Джонатан Мэйхью подверг жесткой критике деятельность Общества по распространению Евангелия за первостепенное внимание к «старинным, главным и богатейшим поселениям этих Северных колоний» вместо того, чтобы непосредственно заниматься «обращением в христианство дикарей»46. О проповеди Мэйхью, как и о деятельности пуританских миссионеров, представители Церкви Англии немедленно сообщили Томасу Секкеру47, сделавшему все возможное, чтобы новоанглийское «Общество по распространению христианского знания среди индейцев» не получило официального статуса. Ответ Мэйхью, обвинившего Общество по распространении Евангелия в намерении уничтожить пуританизм и учредить епископат в колониях, не заставил себя долго ждать48.
46. Mayhew J. Two discourses delivered October 25th, 1759. Boston, 1759, p. 46—47.

47. Henry Caner to Thomas Secker, August 9, 1762 // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Secker Papers. MS 1123/3. F. 269.

48. Mayhew J. Observations on the Charter and Conduct of the Society for the Propagation of the Gospel in Foreign Parts, designed to shew their non-conformity to each other. Boston, 1763, p. 103, 156.
30 Томас Секкер, архиепископ Кентерберийский, и Роберт Драммонд, архиепископ Йоркский, подготовили совместный проект решения об учреждении англиканского епископата в колониях Северной Америки, представив данный акт проявлением веротерпимости в отношении англикан, населявших британские колонии, и гарантируя полную веротерпимость в отношении пуритан Новой Англии. Согласно данному проекту, в колониях не предполагалось собирать десятину на содержание епископа, его полномочия планировалось ограничить исключительно религиозной сферой, а его резиденция должна была располагаться за пределами Новой Англии49. Одновременно Томас Секкер анонимно опубликовал памфлет, в котором пытался ответить на обвинения Мэйхью: он утверждал, что учреждение епископата будет гарантией «религиозной свободы» англикан в Америке, англиканский епископ получит полномочия только в религиозной сфере. Любые страхи возможных преследований за пуританскую веру со стороны англиканской церкви — явно преувеличены: англикане терпимы «даже к самым нетерпимым»50.
49. Thoughts on the Present State of the Church of England in America. June 1764 // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. SPG Papers. Vol. 10. F. 174—179.

50. [Secker, Thomas]. An Answer to Dr. Mayhew's Observations on the Charter and Conduct of the Society for the Propagation of the Gospel in Foreign Parts. Boston, 1764, p. 51—58.
31 Мэйхью согласился с доводами Секкера в пользу «ограниченного» епископата в американских колониях, но посчитал подобное развитие событий маловероятным51. Пуританский священнослужитель считал угрозу утраты империей ее протестантского характера вполне реальной, а потому особые опасения у него вызывали планы назначения в Новую Англию «папистского епископа»52.
51. Mayhew J. Remarks on an Anonymous Tract, Entitled An Answer to Dr. Mayhew's Observations. Boston, 1764, p. 59—60.

52. Ibid., p. 70—71; Mayhew J. Popish Idolatry. Boston, 1765, p. 50—51.
32 Примирительная позиция примаса англиканской церкви по отношению к пуританам разочаровала англикан Новой Англии, убежденных в том, что настало время жестко продемонстрировать диссентерам особый статус англиканской церкви во всех британских владениях53. Тон их высказываний изменился, хотя еще совсем недавно и речи не шло о назначении в Америку «полноценного» епископа — англикане лишь смиренно надеялись на то, что в колонии будет назначен епископ хоть с какими-то ограниченными полномочиями54. Англикане в петициях в адрес монарха, архиепископа Кентерберийского, епископа Лондона утверждали, что Церковь скорее страдает от «нерешительности и малодушия своих друзей, нежели от открытого преследования» оппонентов. Сожалея о недостаточном внимании в метрополии к этому важнейшему вопросу для англиканской церкви, которая является «надежным гарантом лояльности американских подданных», они настаивали на том, чтобы назначенный в колонии Северной Америки епископ обладал широкими полномочиями55. Новоанглийские англикане требовали, чтобы резиденция будущего епископа находилась в Бостоне или его окрестностях, иначе это будет то же самое, что «отправить врача подальше от больного». Представители англиканского духовенства в колониях Новой Англии убеждали епископа Лондона и архиепископа Кентерберийского, что пуритане были бы счастливы видеть епископа в Массачусетсе, якобы те даже признавались в этом сами в частных беседах56; и одновременно утверждали, что пуритане «тешат себя надеждой, что епископат скорее отменят на родине, нежели учредят в колониях»57.
53. Caner H. A Candid Examination of Dr. Mayhew’s Observations on the Charter and Conduct of the Society for the Propagation of the Gospel in Foreign Parts. Boston, 1763, p. 22, 27.

54. Address of Connecticut clergy to member of S.P.G. April 21, 1752 // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Fulham Papers. Vol. I. F. 292.

55. Clergy of New Jersey and New York to Bishop Terrick, October 2, 1765 // Ibid. Vol. VI. F. 156-157.

56. Henry Caner to Bishop Sherlock, May 6, 1751 // Ibid. F. 7-8.

57. Samuel Johnson to Bishop Terrick, Stratford, July 15, 1765 // Ibid. Vol. VIII. F. 302-303.
33 Тональность высказываний с обеих сторон резко меняется с началом кампании против закона о гербовом сборе в 1764 г. На фоне обострения политических противоречий между метрополией и колониями англикане Новой Англии допускают категоричные суждения в адрес пуритан, которые не позволяли себе ранее. Они связывают отсутствие епископа в Северной Америке с потенциальной угрозой восстания, особенно в колониях Новой Англии. Англиканский священник Генри Канер предупреждал Томаса Секкера, что «в любом королевстве всегда следует опасаться революций; со своей стороны, я не могу избавиться от этого тревожного предчувствия из-за неприятия важнейшего и необходимого института, лежащего в основе нашего государственного устройства»58. В свою очередь пуританские священники Новой Англии, празднуя политическую победу, прочтут множество благодарственных проповедей, когда английский парламент отменит гербовый сбор59.
58. Henry Caner to Thomas Secker, October 16, 1766 // Ibid. Society for Propagation of Gospel Papers. Vol. XII. F. 119.

59. См., например, Appleton N. A Thanksgiving Sermon on the Total Repeal of the Stamp Act. Boston, 1766; Chauncy Ch. A Discourse on «the Good News from a Far Country». Boston, 1766; Emerson J. A Thanksgiving Sermon. Boston, 1766, et al.
34 Категорически отвергая компромиссные варианты, которые предлагали представители англиканской церкви метрополии (в том числе назначения специальных представителей (commissaries) вместо епископа), «потеряв самообладание» и испытывая нескрываемое «чувство возмущения, что в колонии так долго не назначают епископа»60, в нарушение церковной субординации англиканское духовенство Новой Англии на рубеже 1765—1766 гг. начало собственную пропагандистскую кампанию, пытаясь склонить общественное мнение в пользу проекта назначения епископа в Северную Америку.
60. William Smith to Bishop Terrick, November 13, 1766 // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Fulham Papers. Vol. VIII. F. 25—26; Richard Peters to Bishop Terrick, November 14, 1766 // Ibid. F. 27-28.
35 Понимая, что шансы на успех минимальны, влиятельный англиканский священник Томас Чэндлер (1726—1790) опубликовал обращенный к жителям колоний памфлет, где объяснял, что епископ, если его назначат в Америку, будет обладать «полномочиями исключительно духовного и церковного характера»61; вместе с тем в частной переписке с епископом Лондона Чэндлер в очередной раз подчеркнул особую политическую роль Церкви Англии и обратил внимание на усилия духовенства, направленные на поддержание политического господства метрополии в Америке62.
61. Chandler Th. B. An Appeal to the Public, in Behalf of the Church of England in America; wherein the Original and Nature of the Episcopal Office are Briefly Considered, Reasons for Sending Bishops to America Are Assigned, the Plan on Which It Is Proposed to Send Them Is Stated, and the Objections against Sending Them Are Obviated and Confuted. New York, 1767, p. 41, 46.

62. Thomas Chandler to Bishop Terrick, October 21, 1767 // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Fulham Papers. Vol. VI. F. 164-167.
36 Ответ пуританских авторов не заставил себя ждать — на этот раз полемизировать с англиканами взялся Чарльз Чонси (1705—1787), один из самых авторитетных конгрегационалистских священнослужителей Бостона. Близкий друг и сподвижник Джонатана Мэйхью, Чарльз Чонси вновь высказывает мнение, что пуритане не возражали бы против назначения епископа с «полномочиями исключительно в духовной сфере», но подобного прецедента еще не было в практике Церкви Англии63, поэтому пуританский автор уверен: речь идет о «полной церковной иерархии, аналогичной той, что есть в метрополии», а пуританам «не будут позволены никакие иные привилегии, кроме веротерпимости»64.
63. Chauncy Ch. A Reply to Dr. Chandler’s «Appeal Defended». Boston, 1770, p. 92.

64. Chauncy Ch. The Appeal to the Public Answered, in Behalf of the Non-Episcopal Churches in America. Boston, 1768, p. 202.
37 В условиях нарастающего англо-американского конфликта, казалось бы сугубо религиозные вопросы стали приобретать особое политическое звучание. В памфлетах и газетных публикациях предреволюционного десятилетия в Новой Англии активно обсуждалась связь религиозного конформизма (приверженности официальной церкви метрополии) и политической лояльности. Все чаще и чаще представители англиканского духовенства высказывали мысль о том, что среди англикан Новой Англии «практически нет мятежников», это «в основном верные подданные» британской монархии, «но наша Церковь не сможет долго продержаться в этом регионе, где у нее так много могущественных врагов»65.
65. Clergy of Connecticut to Bishop Terrick, May 19, 1771 // Lambeth Palace Library. Manuscript Collection. Fulham Papers. Vol. I. F. 317.
38 Колонисты Массачусетса опасались, что они вне зависимости от их вероисповедания будут платить существенный налог, который пойдет на содержание англиканского епископа. В этом смысле очень показательна карикатура 1762 г.66, на которой изображена разъяренная бостонская толпа, которой привиделся призрак англиканского епископа, якобы назначенного в Америку главой англиканской церкви — английским монархом. Одна из надписей на плакатах, которые держат протестующие колонисты, гласит: «В Новой Англии нет места лордам, ни духовным, ни светским». Этот лозунг явно указывает на переплетение требований политического и религиозного протеста в Британских колониях. Другая надпись гласит: «Стоит ли обязать тех, кто не может содержать себя сам, содержать епископов?». Главный лозунг предреволюционного десятилетия — «Нет налогообложения без представительства», здесь мы видим своеобразное религиозное воплощение этой идеи. В начале 1760-х годов англиканский священник (отнюдь не епископ) построил большой особняк в Кембридже (Массачусетс), недалеко от Бостона. Пуритане сразу же нарекли его «дворцом епископа».
66. >>>> (дата обращения 12.09.2019).
39 Одной из характерных черт общественной жизни всех американских колоний был антикатолицизм: представители различных протестантских течений выступали единым фронтом против католиков, которые были повсеместно лишены права участия в колониальных выборах и не могли занимать выборные посты. Свидетельством распространенности антикатолических настроений в колониальном обществе и боязни насильственного насаждения католицизма в Британской Америке служит гравюра 1774 г.67 — ее автор знаменитый бостонский гравер, серебряных дел мастер Пол Ревир68, ставший впоследствии национальным героем. На этой гравюре дьявол парит над англиканскими иерархами и членами британского парламента, которые вынашивают чудовищный заговор — распространить папизм в американских колониях, а руководит всем заговором глава английского кабинета лорд Норт. Таким образом, в колониях Новой Англии нарастали панические настроения — если сначала боялись англиканского (но все -таки протестантского) епископа, то в 1770-е годы совершенно беспочвенно стали опасаться распространения католицизма в Британской Америке.
67. http: // >>>> / Large/ Item45+jpg (дата обращения 23.10.2019).

68. Пол Ревир (1734—1818) прославился тем, что в ночь с 18 на 19 апреля 1775 г., накануне битвы под Лексингтоном и Конкордом, верхом проскакал к позициям американских патриотов и предупредил их о готовящемся выступлении британских войск.
40 В общественном сознании действия английского кабинета начинают отождествляться с насилием в вопросах веры. Об опасности эскалации подобных настроений в колониях предупреждал Эдмунд Бёрк в 1775 г., выступая с трибуны британского парламента: «Эти люди — протестанты особого толка, категорически не приемлющие безоговорочное подчинение. Они не просто благосклонно относятся к свободе, их убеждения построены на этом принципе... Любой протестантизм, даже самый холодный и пассивный, является своего рода протестом. Но та религия, которая преобладает в наших Северных колония х, возвела в абсолют принцип сопротивления»69.
69. Burke E. Speech on Moving Resolutions for Conciliation with America, March 22, 1775. New York, 1896, p. 23.
41 Священники конгрегационалистских церквей Новой Англии сыграли особую роль в мобилизации патриотического лагеря, о чем впоследствии, анализируя причины «американского мятежа», писали многие лоялисты. Один из них, Питер Оливер, указывал, что священники являли собой своеобразный «черный (одетым в черное. — И. Х.) полк священников-диссентеров, которые приняли самое активное участие в восстании»70. Дэниэл Леонард также отмечал активное участие конгрегационалистских священников в событиях Американской революции. «Когда священники вовлечены в политические баталии, религия становится могучим орудием, способным либо поддержать, либо опрокинуть государство». Нетрудно догадаться, что проповеди священников, «прочитанные в воскресенье со священных кафедр, с религиозным пылом и самыми торжественными воззваниями к небесам», оказывали огромное влияние на прихожан, которые «с колыбели привыкли верить, что каждое слово, слетающее с этих уст, — непререкаемая истина»71. Джозеф Галловей отмечал значительную роль конгрегационалистского духовенства в создании комитетов связи, обвиняя священников в том, что своими проповедями они «воспламеняли толпу»72. Действительно, сложно не согласиться с современной исследовательницей П. Бономи, что, «превратив сопротивление колонистов в праведную борьбу, обратив свой призыв к различным группам колониального общества», священники прекрасно справились с задачей мобилизации патриотического движения, «решительно отбросив сомнения, преодолев инерцию, воспламенив сердца и возвысив души» американских патриотов73. Подавляющее большинство англиканских священников Новой Англии сохранили верность метрополии во время Войны за независимость, многие из них были вынуждены покинуть территорию США74. Они продолжали активно агитировать в пользу назначения епископа в Северную Америку, утверждая, что самого конфликта удалось бы избежать, если бы Церковь Англии направила своего епископа в колонии. Их кампания увенчалась успехом в 1787 г., когда Чарльз Инглис стал епископом Новой Шотландии75.
70. Oliver P. The Origin and Progress of the American Rebellion (1781). Ed. by D. Adair and J. Schutz. Stanford (CA), 1961, p. 41.

71. Leonard D., Adams J. Massachusettensis and Novanglus (1774—1775) // Tracts of the American Revolution, 1763—1776. Ed. by M. Jensen. Indianapolis, 2003, р. 285.

72. Galloway J. Religion as Cause of the Revolution. London, 1780, p. 54—55.

73. Bonomi P. Op. cit., p. 216.

74. Phoden N. L. Revolutionary Anglicanism: The Colonial Church of England Clergy during the American Revolution. New York, 1999, p. 64—87; Bell J. B. A War of Religion: Dissenters, Anglicans, and the American Revolution. Basingstoke, 2008, p. 123—210.

75. Hebb R. N. Samuel Seabury and Charles Inglis: Two Bishops, Two Churches. Madison (NJ), 2010, p. 212-236.
42 Возможно, активное участие пуританских священнослужителей в событиях Войны за независимость США привело к тому, что Американская революция, в отличие от последовавшей за ней Французской, была полностью лишена антиклерикального пафоса. Американские священники, поддержавшие патриотический лагерь, активно включились в обсуждение вопроса республиканской добродетели, придав процессу строительства нового республиканского государства своеобразное нравственное измерение. Американские служители культа приступили к формированию нового этического идеала, главными элементами которого стали республиканская добродетель, ответственность и нравственный выбор в пользу политической свободы.

Библиография

1. An Address to the Inhabitants of the Province of the Massachusetts-Bay... By a Lover of his Country. Boston, 1747.

2. Appleton N. A Thanksgiving Sermon on the Total Repeal of the Stamp Act. Boston, 1766.

3. Beach J. A Calm and Dispassionate Vindication of the Professors of the Church of England. Boston, 1749.

4. Bell J. B. A War of Religion: Dissenters, Anglicans, and the American Revolution. Basingstoke, 2008.

5. Beneke Ch. The Critical Turn: Jonathan Mayhew, the British Empire, and the Idea of Resistance in Mid-Eighteenth-Century Boston // Massachusetts Historical Review, vol. 10, 2008, p. 23-56.

6. Bonomi P. Under the Cope of Heaven: Religion, Society, and Politics in Colonial America. New York, 2003.

7. Bridenbaugh C. Mitre and Sceptre: Transatlantic Faiths, Ideas, Personalities, and Politics, 1689-1775. Oxford, 1962.

8. Burke E. Speech on Moving Resolutions for Conciliation with America, March 22, 1775. New York, 1896.

9. Caner H. A Candid Examination of Dr. Mayhew’s Observations on the Charter and Conduct of the Society for the Propagation of the Gospel in Foreign Parts. Boston, 1763.

10. Chandler Th. B. An Appeal to the Public, in Behalf of the Church of England in America; wherein the Original and Nature of the Episcopal Office are Briefly Considered, Reasons for Sending Bishops to America Are Assigned, the Plan on Which It Is Proposed to Send Them Is Stated, and the Objections against Sending Them Are Obviated and Confuted. New York, 1767.

11. Chauncy Ch. A Discourse on «the Good News from a Far Country». Boston, 1766.

12. Chauncy Ch. A Reply to Dr. Chandler’s «Appeal Defended». Boston, 1770.

13. Chauncy Ch. Civil Magistrates Must Be Just. Boston, 1747.

14. Chauncy Ch. The Appeal to the Public Answered, in Behalf of the Non-Episcopal Churches in America. Boston, 1768.

15. Doll P M. Revolution, Religion, and National Identity: Imperial Anglicanism in British North America 1745-1795. Madison (NJ), 2000.

16. Emerson J. A Thanksgiving Sermon. Boston, 1766.

17. Engel K. C. Revisiting the Bishop Controversy // The American Revolution Reborn. Ed. by P. Spero and M. Zuckerman. Philadelphia, 2016, p. 132-149.

18. Foundations of Colonial America. Ed. by W. Keith Kavenagh, vol. 2. New York, 1973.

19. Galloway J. Religion as Cause of the Revolution. London, 1780.

20. Hawke D. F. The Colonial Experience. New York, 1966.

21. Hebb R N. Samuel Seabury and Charles Inglis: Two Bishops, Two Churches. Madison, (NJ), 2010.

22. Hobart N. A Serious Address to the Members of the Episcopal Separation in New-England. Boston, 1748.

23. Hobart N. Ministers of the Gospel Considered as Fellow-Labourers. Boston, 1747.

24. Ingram R G. Religion, Reform and Modernity in the Eighteenth Century: Thomas Secker and the Church of England. Woodbridge, 2007.

25. Leonard D., Adams J. Massachusettensis and Novanglus (1774-1775) // Tracts of the American Revolution, 1763-1776. Ed. by M. Jensen. Indianapolis, 2003, p. 277-349.

26. Lioznova E. Ideological controversies in New England puritanism at the turn of the eighteenth century // Resistance and practices of rebellion at the Age of Reformations (16th—18th centuries). Madrid, 2019, p. 183-192.

27. Mather C. Diary of Cotton Mather, vol. 1-2. New York, 1957.

28. Mayhew J. Observations on the Charter and Conduct of the Society for the Propagation of the Gospel in Foreign Parts, designed to shew their non-conformity to each other. Boston, 1763.

29. Mayhew J. Remarks on an Anonymous Tract, Entitled An Answer to Dr. Mayhew's Observations. Boston, 1764.

30. Mayhew J. A Discourse Concerning Unlimited Submission and Non-Resistance to the Higher Powers: With Some Reflections on the Resistance Made to King Charles I. Boston, 1750.

31. Mayhew J. Popish Idolatry. Boston, 1765.

32. Mayhew J. Two discourses delivered October 25th, 1759. Boston, 1759.

33. Middlekauff R. The Glorious Cause: The American Revolution, 1763-1789. Oxford, 2005.

34. Narratives of the Insurrections, 1675-1690. Ed. by Ch. M. Andrews. New York, 1915.

35. Oliver P. The Origin and Progress of the American Rebellion (1781). Ed. by D. A., J. Schutz. Stanford (CA), 1961.

36. Phoden N. L. Revolutionary Anglicanism: The Colonial Church of England Clergy during the American Revolution. New York, 1999.

37. Proceedings and Debates of the British Parliaments Respecting North America. Ed. by Leo Francis Stock, vol. 3. Washington, 1930.

38. Quincius Cincinnatus. A Letter to the Freeholders and Other Inhabitants of the Massachusetts- Bay. Boston, 1749.

39. Records of the Governor and Company of Massachusetts Bay in New England. Ed. by N. B. Shurtleff, vol. 4. Boston, 1854.

40. Revolution in New England Justified and People There Vindicated. Boston, 1691.

41. Samuel Johnson: President of King’s College. His Career and Writings. Ed. by H. and C. Schneider, vol. 3. New York, 1929.

42. [Seeker Th.]. An Answer to Dr. Mayhew's Observations on the Charter and Conduct of the Society for the Propagation of the Gospel in Foreign Parts. Boston, 1764.

43. Sewall S. The Diary of Samuel Sewall, 1674—1729. Ed. by M. H. Thomas. New York, 1973.

44. The Works of John Adams. Ed. by Charles Francis Adams, vol. 10. Boston, 1856.

45. Walker P. The Bishop Controversy, the Imperial Crisis, and Religious Radicalism in New England, 1763—74 // The New England Quarterly, vol. XC, 2017, p. 306—343.

46. Weston E. The Englishman Directed in the Choice of His Religion. Boston, 1748.

47. Wetmore J. A Vindication of the Professors of the Church of England in Connecticut. Boston, 1747.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести