Китайцы в США. "Образцовое меньшинство": миф или реальность
Китайцы в США. "Образцовое меньшинство": миф или реальность
Аннотация
Код статьи
S013038640011368-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Чертина Зоя Сергеевна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
168-180
Аннотация

Неотъемлемым компонентом мирового исторического процесса являются миграции, играющие важную роль в социокультурной трансформации современных государств. Благодаря им цивилизационное пространство становится дисперсным, растет разнообразие населения и интеграция иммигрантов в новую жизнь в незнакомой стране, новую культуру, новую цивилизацию становится весьма сложной. Данная статья посвящена исследованию пути «вхождения» китайских иммигрантов в «американский мир» и восприятие китайцев англосаксонской Америкой. Отношение к китайцам в США было враждебным с самого начала. Белые американцы уничижительно относились к ним и более того расовое отличие отделяло их друг от друга. Переселенцы из Китая сталкивались с расистскими законами и действиями и были исключены из американской жизни многие десятилетия, став «забытыми» гражданами. Американское общество категорически не хотело их принимать, считая китайцев людьми низкого интеллектуального уровня, «чужаками», неспособными ассимилироваться. Чтобы выжить в новом социокультурном простран-стве, иммигранты из Китая образовывали чайнатауны, воссоздав свою родину, собствен-ный мир, обеспечив себе безопасность. В ответ на расовую дискриминацию, унижение и жестокое обращение китайская диаспора использовала судебную систему, дипломатиче-ские каналы и другие меры для защиты своих гражданских прав. Сегодня китайские аме-риканцы представляются политическим и научным сообществами в качестве «образцово-го меньшинства», и этот нарратив стал предметом многих дискуссий и дебатов среди ис-ториков, социологов и других специалистов. Изучение китайского опыта представляется весьма важным с точки зрения того, как люди разных типов и уровней цивилизаций мо-гут уживаться в рамках одного государства в условиях современной крупномасштабной миграции.

Ключевые слова
США, китайская иммиграция, «желтая угроза», стереотипы, вызов, «образцовое меньшинство»
Классификатор
Получено
15.06.2020
Дата публикации
21.10.2020
Всего подписок
24
Всего просмотров
5609
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1

Неотъемлемой частью истории Соединенных Штатов Америки является азиатская иммиграция, в частности китайская. В 2010–2017 гг. в США прибыло 830 215 индийцев, 677 312 китайцев, 230 492 филиппинцев, 102 026 вьетнамцев, 92 395 пакистанцев и других представителей народов Азии1. Как видим, китайцы занимают второе после индийцев.

1. Camarota S., Zeigler K. Record 44,5 Million Immigrants in 2017. Non-Mexico Latin American, Asian, and African Population Grew Most // Center for Immigration Studies, 15.IX.2018. – URL: >>> (дата обращения 12.10.2019).
2 В разное время в силу различных причин происходила массовая эмиграция китайцев в Новый Свет. Первые поселения отмечены в XVI в. и вызывали они у местных жителей не враждебное отношение, а скорее любопытство. Множество переселенцев из Поднебесной стало прибывать с середины XIX столетия. Эта была первая волна иммиграции, обусловленная поражением Китая в первой Опиумной войне (1840–1842 гг.). В результате последнему пришлось открыть рынки для английской торговли, что привело к ухудшению жизни населения, росту налогов, потере права на землю, конкуренции импортных товаров и безработице. Остро стояли и проблемы, связанные с перенаселением, стихийными бедствиями, действиями бандитских группировок и т.д. Из-за обнищания, политической нестабильности, а также широко распространившихся слухов об открытии «золотых гор» в Америке, жители беднейших юго-восточных провинций Китая Гуанчжоу и Фудзияна поспешили в новую страну с мечтой быстро разбогатеть и вернуться на родину. Отправлялись в далекий путь молодые, неженатые, законтрактованные рабочие, крестьяне, составлявшие бо́льшую часть потока, а также купцы, ремесленники, миссионеры. Селились они в основном в Калифорнии, где особенно ощущался дефицит малоквалифицированной рабочей силы. Власти Соединенных Штатов не противились наплыву переселенцев из Китая, так как в то время проводили политику «открытых дверей» для развития внутреннего рынка труда и освоения богатых природных ресурсов. Сыграли свою роль и идеологические соображения – стремление представить Соединенные Штаты как демократическое государство, обладающее огромными возможностями и открытое для всех народов мира.
3

Выходцы из Китая быстро устроились на золотых приисках в Неваде, Юго-Западном Орегоне, Монтане, Южной Дакоте и Колорадо. «Золотая лихорадка» длилась недолго и после ее окончания они стали работать на строительстве железных дорог, в частности, первой трансконтинентальной железнодорожной магистрали, пересекающей страну от Атлантического до Тихого океана. За годы строительства (1863–1868 гг.) из 10 тыс. рабочих свыше 80% составляли китайцы, выполнявшие самую тяжелую и опасную работу за небольшие деньги2. Благодаря их упорному труду строительство дороги продолжалось шесть лет. Миф о «дешевом» богатстве среди иммигрантов быстро исчез. Потребность в дешевой рабочей силе продолжала оставаться актуальной, и 28 июля 1868 г. в Вашингтоне между CША и Китаем был ратифицирован Бёрлингемский договор, в соответствии с которым американское правительство в обмен на определенные торговые льготы обязалось не ограничивать число приезжающих китайских рабочих. В результате с 1870 по 1880 г. из Китая в США приехало 138 941 человек. Но хотя договор предусматривал дружественные отношения между двумя странами, натурализация китайцев строго запрещалась.

2. Hsu I. The Echoes of Chinese Exclusion. How U.S. Immigration Policy Uprooted Chinese American Communities – with Effects that Are Still Felt Today // The New Republic, 28.VI.2018. – URL: >>> (дата обращения 23.08.2019).
4 Переселенцы из Китая стали работать в различных отраслях хозяйства – строительстве железных и шоссейных дорог, ткацких, швейных, обувных и табачных фабриках. Известна большая роль китайцев в рыболовном промысле. Трудились они также в прачечных и в качестве домашних слуг. Значительные достижения китайская община имела в сельском хозяйстве в Калифорнии, превратив ее в главный сельскохозяйственный штат страны. Здесь закладывались основы винодельческой отрасли, выращивались многие культуры, неизвестные ранее американцам. Большое участие выходцы из Китая принимали в строительстве дамб и ирригационных систем. В книге с характерным названием «Эта горькая, сладкая земля» Сученг Чен акцентирует внимание на том, что китайцы предоставляли не только «дешевую рабочую силу», но были также пионерами в разведении множества сельскохозяйственных культур, получая высокие урожаи на ранее не освоенных землях3. В какой бы сфере этнические китайцы ни работали, их везде отличала солидарность, взаимная сплоченность, способность упорно трудиться и достигать значительных результатов при минимальных требованиях к заработной плате и условиям жизни, чем не мог не воспользоваться американский бизнес. Дешевый труд китайских рабочих стал пользоваться большим спросом.
3. Sucheng Ch. The Bitter Sweet Soil: the Chinese in California Agriculture, 1890–1910. Berkeley – Los Angeles, 1986, р. 106.
5 Многие американцы, однако, относились к китайцам отрицательно. Еще до прибытия выходцев из Китая они составили не лучшее мнение о родине их предков. Она представлялась им страной отсталой, варварской, вырождающейся. Более того, расовое отличие отделяло китайцев от белых американцев, последние считали их «второстепенным народом, сродни африканцам, мексиканцам и индейцам»4. Китайцев не понимали и боялись, их присутствие воспринималось как «деморализующий и разрушительный фактор», противоречащий основам американской республики, и потому они подвергались унижению и жесткой дискриминации5. В январе 1862 г. в инаугурационной речи губернатор Калифорнии Леланд Стэнфорд обещал защитить штат от «отбросов Азии»6. В стране быстро набирала силу кампания против «желтой угрозы». Росло число антикитайских выступлений, включая поджоги домов, убийства, при этом не было возбуждено ни одного судебного дела. За период 1870–1880 гг. на американском Западе зарегистрировано 153 антикитайских бунта в Денвере, Лос-Анджелесе, Сиэтле, Таконе, Вашингтоне7. Многие китайские иммигранты бежали на Восточное побережье, спасаясь от нападений и создавали чайнатауны – закрытые, замкнутые пространства, напоминавшие клетку, из которой сложно было выбраться, но где они ощущали себя в безопасности.
4. Yung Ch., Lai H. Chinese American Voices. From the Gold Rush to the Present. Berkeley – Los Angeles – London, 2006, p. 2.

5. Sucheng Ch., Hsu M. Chinese Americans and the Politics of Race and Culture. Philadelphia, 2008, p. 3–4.

6. Chinese Americans. The History and Culture of a People. Ed. by J. Lee. Santa-Barbara, 2016, p. XVIII.

7. Goyette B. How Racism Created America's Chinatowns // Politics, 11.XI.2014; См. также: Gwen K. Chinatown: Portrait of a Closed Society. New York, 1992, р. 5.
6 Антикитайские настроения особенно усиливались среди белых рабочих, фермеров и рыбаков, увидевших в «пришлых» опасных конкурентов и причину всех своих экономических бед. Нативизм по отношению к ним вызывался не только экономической конкуренцией, но и «глубоко коренившейся антипатией к цвету». Расистское чувство стало интегральной частью сознания белого рабочего класса. Основная причина антикитайских настроений, вероятно, заключалась в том, что белые шахтеры увидели сходство между условиями труда китайцев в шахтах и рабством, последнее подвергало опасности «здоровье и добродетель Калифорнии», белому рабочему нельзя было получить справедливую оплату, конкурируя с рабским трудом8.
8. Curran J. The Power of Biases: Anti-Chinese Attitudes in California’s Gold Mines // Journal of History, Series II, vol. 22, 2017, p. 8, 14.
7

Несмотря на унижения и жестокое обращение, китайские иммигранты не собирались уезжать на родину, где жизнь была еще хуже. К концу XIX в. они осели во многих штатах, где возникли чайнатауны, ибо дискриминация и нетерпимость со стороны окружающего общества заставляли искать поддержку среди земляков. Чайнатауны представляли собой этнический район с внутренней структурой, управляющими институтами, ассоциациями и бизнесом, снабжавшими население работой, оказывавшими экономическую помощь, социальные услуги и безопасность. Здесь существовал уклад жизни, обеспечивавший максимальный психологический комфорт, сохранение родного языка, традиционных праздников, ритуалов, еды и одежды. По мнению исследовательницы Бони Цуи, чайнатауны – «состояние ума, мир внутри мира, микрокосм, обладавший собственной историей и национальной культурной значимостью. Чайнатауны были местом, где люди могли говорить на одном языке, чувствовать себя как дома в незнакомой стране; это было возвращение на родину»9. Другие исследователи рассматривают чайнатауны как этническое гетто и место эксплуатации как со стороны китайско-американской бизнес-элиты, так и общества в целом10. Здесь совершались серьезные преступления, действовал жесткий социальный порядок, само их существование являлось противозаконным, но поскольку чайнатауны находились изолированно от остального общества, их обитатели принимали это как норму. «Чайнатауны – продукт экстремальных норм расовой сегрегации… способ содержать население очень угрожающее американской жизни», – писала Эллен Д. Ву11. Большие чайнатауны появились в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других городах. В 1920 г. ряд историков и социологов прогнозировали их исчезновение в результате интеграции китайских иммигрантов в американское общество. Однако только либеральная иммиграционная реформа 1965 г. (о ней см. ниже) позволила чайнатаунам открыть двери в «большой мир».

9. Tsui B. American Chinatown: A People's History of Five Neighborhoods. New York, 2009, p. 6.

10. Wayne Sh. Chinatown. – >>> (дата обращения 15.02.2019).

11. Wu D. The Color of Success: Asian Americans and the Origins of the Model Minority. New York, 2013, p. 2.
8 Подавляющее большинство ранних китайских поселенцев в чайнатаунах были холостяками. Здесь проживали и женатые мужчины, чьи семьи оставались на родине, так как дискриминационные законы запрещали воссоединение семей. Из-за недостатка невест молодым людям трудно было найти спутниц жизни. По переписи 1890 г. на одну китаянку приходилось 27 китайских мужчин. Часть из них вступала в брак с иммигрантками с Гавайских островов и мексиканками. Трудности создания семьи были сопряжены и с низкой заработной платой, временной, сезонной работой, высокой стоимостью жизни. В чайнатаунах, где господствовал холостяцкий образ жизни, их обитатели употребляли наркотики, устраивали криминальные разборки, играли в азартные игры, что наводило страх на американцев.
9 Англосаксонская Америка не хотела мириться с присутствием китайцев, представлявших другую цивилизацию, культуру, другую расу. Возник китайский вопрос, и ответ на него виделся в запрете въезде новых иммигрантов из Китая и изгнания из страны уже поселившихся. «Китайцы представляют собой, – говорилось на одном из слушаний комитета Конгресса в 1877 г., – вечный, не меняющийся чуждый элемент, который никогда не станет гомогенным, ибо их цивилизация разрушительна и неприемлема для нашего народа, они никогда не смогут стать нашими гражданами»12.
12. Цит. по: Hsu I. Op. cit.
10 Политическая элита, прежде приветствовавшая новую рабочую силу, теперь видела в ней угрозу своей безопасности, государственному устройству и требовала ограничения или даже полного запрета въезда «чужаков». Ксенофобия охватывала все более широкие слои американского общества. Как писала Эрика Ли, «Соединенные, Штаты известные как нация иммигрантов, являются также нацией ксенофобии, ксенофобия стала американской традицией»13.
13. Lee E. America for Americans: A History of Xenophobia in the Unites States. Princeton, 2019, p. VII.
11 Впервые в 1852 г. власти штата Калифорнии совместно с другими штатами потребовали от правительства принятия законодательства, которое устанавливало бы лимит на иммиграцию китайских рабочих, и в 1855 г. вступил в силу закон, обязывавший каждого прибывавшего иммигранта платить налог в 50 долл. Действие данного закона продолжалось два года, но ожидаемых результатов он не принес, иммиграция китайцев все равно продолжалась. Верховный суд отменил закон, признав его неконституционным. С ростом числа китайских рабочих ширились и крепли антикитайские настроения среди американских рабочих.
12 Под давлением общественности и, в частности, сформировавшихся нативистских организаций в 1875 г. в Калифорнии был принят законодательный акт (Page Act), сокращавший миграцию женщин-китаянок в США и вводивший особые лицензии для китайского бизнеса и другие дискриминационные меры. Но все усилия остановить въезд из Китая не имели успеха, поскольку китайские иммигранты обходили препятствия, которые к тому же шли вразрез с условиями Бёрлингемского договора, и федеральное правительство задумалось над тем, как свести на нет основные его положения.
13 Несколько позже сторонники иммиграционных ограничений представили Конгрессу законопроект, запрещавший любому судну, заходившему в американские порты, перевозить более 15 китайских пассажиров. Но президент Р. Б. Хейс наложил на него вето как на нарушающий международные обязательства. Чтобы успокоить противников свободной иммиграции и в то же время не раздражать Китай, президент решил провести ревизию Бёрлингемского договора, в результате которой Китай согласился бы сократить число иммигрантов в Соединенные Штаты.
14 В 1880 г. администрация Хейса поручила дипломату Джеймсу Энджелу провести переговоры с Китаем, в результате чего был заключен новый договор, позволивший Соединенным Штатам ограничить китайскую иммиграцию. Расистские настроения в обществе нарастали. 90% калифорнийских избирателей высказались против китайской иммиграции; сформировался консенсус относительно исключения китайцев из американской жизни. Большую роль в этом сыграли Рабочая партия Калифорнии под руководством Денниса Кирни и Партия «Рыцари труда» во главе с ее лидером Даниэлем Кронином.
15 В мае 1882 г. президент Ч. А. Артур подписал «Китайский исключительный акт» (Chinese Exclusion Act), который запрещал иммиграцию рабочих из Китая в США сроком на 10 лет, а этническим китайцам отказывал в получении американского гражданства. Закон также требовал от каждого китайского гражданина иметь при себе идентификационное удостоверение вне зависимости от того, является ли он рабочим, ученым, дипломатом или торговцем. Оценивая принятые по данному вопросу законодательство, американские эксперты подчеркивали, что «Китайский исключительный акт» означал своего рода водораздел в жизни Соединенных Штатов. Это был не только первый рестрикционный иммиграционный закон, но и первый, направленный против конкретной этнорасовой группы, и он стал определять иммиграционную политику США в XX в.14 Закон 1882 г. был призван поддержать «белую расовую чистоту», хотя статистика показывала, что на тот момент этнические китайцы составляли 0,02% всего населения страны15. Он создал барьеры для ассимиляции китайцев и их интеграции в американское социокультурное пространство, маргинализировал и унижал поколения иммигрантов из Китая и их комьюнити16.
14. Lee E. The Chinese Exclusion Example: Race, Immigration and American Gatekeeping, 1892–1924 // Journal of American Ethnic History, vol. 21, 2002, p. 31–62.

15. Chinese Exclusion Act // History, 13.IX.2019.

16. Lee E. At America's Gate: Chinese Immigration during the Exclusion Era, 1882–1943. Chapel Hill – London, 2003, p. 6.
16 После принятия исключительного закона насилие по отношению к лицам китайского происхождения не только не уменьшилось, но и, напротив, усилилось. Наступили времена небывалого разгула расизма, шовинизма, насилия в отношении китайцев. В 1882 г. в округе Вашингтон белые шахтеры убили 28 китайских рабочих, 15 человек ранили, сотни были изгнаны с мест проживания, а их дома подверглись поджогу, уничтожались целые кварталы. За период 1885–1887 гг. аналогичные события произошли примерно в 200 больших и малых городах. Обеспокоенное всем этим китайское правительство запретило своим гражданам уезжать в Америку. Воспользовавшись данным обстоятельством, Конгресс США в 1888 г. принял специальный закон (Scott Act), который отменял право возвращения рабочих в США, если они по тем или иным причинам на какое-то время уезжали на родину17. Около 20 тыс. китайцев был закрыт въезд в США. Законодательство, разработанное в этот период, открыло путь для систематической слежки за китайцами и другими иммигрантами из Азии18. Китайское правительство восприняло нововведение как прямое оскорбление, но воспрепятствовать его принятию не могло.
17. Hsu I. Op. cit.

18. Pfaelzer J. Driven Out. The Forgotten War Against Chinese Americans. New York, 2007, p. XXVII.
17 5 мая 1892 г. Конгресс США одобрил принятие нового закона (Geary Act), продлившего действие Китайского исключительного акта на 10 лет. Помимо этого закон требовал от лиц китайского происхождения пройти регистрацию и иметь «подтверждающее доказательство» на право находиться на американской территории. Закон обязывал граждан, прошедших регистрацию, постоянно иметь при себе идентификационное удостоверение, в противном случае их могли арестовать или депортировать. Год спустя, в 1893 г., 110 тыс. китайцев отказались подчиняться закону, что обернулось линчеваниями, ночными рейдами и депортациями. Однако китайцы не смирились, они активно боролись за право жить и работать в Соединенных Штатах, ездить на родину и возвращаться обратно, давать показания в суде, иметь собственность, жениться, и обеспечивать образование своим детям. «Регистрационная система эффективно трансформировала Китайский исключительный акт в акт принуждения китайцев быть иностранцами на долгий срок»19. В 1902 г. запрет въезда китайским гражданам продлили до 1943 г., что вызвало новую волну возмущения со стороны известных американцев китайского происхождения – дипломатов, ученых, редакторов влиятельных газет, призывавших американские власти пересмотреть иммиграционную политику в отношении китайцев. Они обратились и к своим соотечественникам в Китае с призывом оказать давление на Соединенные Штаты. В 1905 г. Китай и ряд китайских общин в других государствах объявили бойкот американским товарам. Вскоре последовало некоторое улучшение во взаимоотношениях американцев и китайских иммигрантов, но на запретительные законы это никак не повлияло. В том же году китайская община в США также организовала бойкот, и хотя движение не было официально санкционировано китайским правительством, с первых месяцев оно получало его негласную поддержку. Президент Теодор Рузвельт воспринял бойкот как прямой ответ на несправедливое отношение к китайским иммигрантам, но поскольку это затрагивало престиж Америки, он призвал китайское правительство принять меры против него. Лишь спустя пять месяцев бойкот завершился. За 1879–1904 гг., когда двери для иммигрантов из Европы были широко открыты, Конгресс принял девять «китайских» исключительных законов, и только на два из них президент наложил вето20. Власти стремились, насколько это возможно, исключить азиатские народы из американской жизни, сделать их «запрещенными» гражданами.
19. Lew-Williams B. The Chinese Must Go: Violence, Exclusion and the Making of the Alien in America. Cambridge (MA) 2018, p. 5.

20. Gold M. Forbidden Citizens. Chinese Exclusion and the U.S. Congress: A Legislative History. Alexandria (VA), 2012, p. XIX.
18 Кардинально Соединенные Штаты Америки изменили отношение к китайским иммигрантам только в годы Второй мировой войны, когда США и Китай стали союзниками. В данной связи внешнеполитический фактор сыграл важную роль. 13 декабря 1943 г. президент Франклин Рузвельт подписал закон № 199 (Magnuson Act) об отмене запретительных мер в отношении иммиграции из Китая. Теперь китайцам разрешался въезд в страну, гарантировалась ежегодная квота в 105 человек, они могли привозить членов своих семей вне зависимости от квоты и получили право на натурализацию. До 1943 г. ни одному китайцу, рожденному вне США, не было предоставлено американское гражданство.
19 Закон 1943 г. завершил период открытой эксплуатации и дискриминации американцев китайского происхождения, они почувствовали, что враждебность по отношению к ним заметно снизилась, но не исчезла.
20 В китайской общине менялась демографическая ситуация, чему способствовало принятие ряда законов: «О военных невестах» (War Bridges) 1945 г. и «Закон о невестах» («Fiancés» Act) 1946 г. с поправками к закону 1945 г., а также «О перемещенных лицах» 1948 г. и «О беженцах» (закон Маккарена – Уолтера) 1952 г. В результате женщин стало больше, чем мужчин. В 1945–1953 гг. в Соединенные Штаты допустили 4126 женщин21. Теме невест и жен ветеранов войны было посвящено много статей в американской прессе, а Голливуд снимал фильмы, где они изображались как идеал женщины.
21. Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Cambridge (MA), London, 1981, p. 226. См. также: Yung J. Unbound Feet. A Social History of Chinese Women in San Francisco. Berkeley – Los Angeles – London, 1995, p. 283.
21 Вторая мировая война явилась поворотным событием в жизни китайских переселенцев. Нехватка рабочих рук давала им возможность работать на промышленных предприятиях, связанных с поставкой военной техники, и на судостроительных верфях. Около 10 тыс. американцев китайского происхождения служили в вооруженных силах США, и после окончания войны им предоставили возможность получить образование. Но особенно важным для китайцев было то, что они почувствовали себя членами американского общества. Общественный климат в целом стал для них более благоприятным22. Улучшились экономические условия, американцы китайского происхождения стали организовывать свои предприятия, строить фабрики по производству верхней одежды, постепенно появлялись китайско-американские банки, росло число китайских школ. Увеличивалась и численность китайской диаспоры. После победы Китайской революции 1949 г. несколько тысяч рабочих, чиновников, студентов получили разрешение на въезд в США в соответствии с законом о беженцах. Масштабы иммиграции из азиатских стран, включая Китай, значительно выросли после принятия либерального иммиграционного закона 1965 г., отменившего систему национальных квот23. В1965–2000 гг. иммиграция из Азии и с островов Тихого океана составила 7 млн человек24. Только в 1980-х годов их насчитывалось 3,5 млн, наиболее многочисленными были китайцы (894 тыс.), тогда как корейцев лишь 374 тыс., а вьетнамцев – 217 тыс.25 По распоряжению президента Джона Кеннеди еще в 1960 г. в страну допустили 14 тыс. китайцев из Гонконга26. За один 1989 г. в США приехали 27 394 китайца27.
22. Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups, p. 222.

23. Чертина З. С. Иммиграционное законодательство 1965 года – новый вектор развития американской национальной идентичности // Американский ежегодник. 2014. М., 2014, с. 80–96.

24. The Second Generation. Ethnic Identity Among Asian Americans. Ed. by P. G. Min. New York – Oxford, 2002, p. 2.

25. Statistical Abstract of the United States. 1986. Washington, 1986, p. 34.

26. Ibid., p. 311.

27. Reimers D. Third World Immigration to the United States // Immigration and Immigration Policy. Individual Skills, Family Ties and Group Identities. Greenwich (Conn.), 1996, p. 315.
22

Переселенцы из КНР стали второй волной иммиграции, которая продолжается и по сей день. В ней можно выделить несколько категорий иммигрантов – малоквалифицированные рабочие, высококвалифицированные специалисты, ученые и студенты. В последние годы количество приезжающих китайцев на территорию США продолжало увеличиваться. Как показывают статистические данные, если в 1990 г. с материкового Китая в США прибыло 536 тыс., в 2000 г. – 983 тыс., то в 2016 г. – 2,1 млн человек28.

28. Zong J., Batalova J. Chinese Immigrants in the United States // Migration Policy Institute, 29.IX.2017. – URL: >>> (дата обращения 25.09.2019).
23 С 60-х годов ХХ в. преграды, воздвигнутые между «большим миром» и чайнатаунами, начали рушиться, этнические китайцы стали менее склонны к самоизоляции. Заключались смешанные браки, запрещенные в прошлом, постепенно исчезали холостяцкие общества. Ориентированные на успех, переселенцы из КНР по уровню дохода и образования достигли уровня среднего американца, что побудило научное сообщество заговорить об «азиатско-американской исключительности», а некоторые его представители уверяли, что достижения в сфере образования этнических китайцев кроются в «уникальных культурных ценностях» и потому они являются «образцовым меньшинством»29.
29. Lee J., Zhou M. The Asian American Achievement Paradox. Washington, 2015, p. 3–4.
24 Вокруг новой парадигмы разгорелись споры. Многие констатировали смену мифов – миф «желтой угрозы» уступил место новому мифу «образцового меньшинства», цель которого – скрыть правду о положении азиатских этнических групп в структуре американского общества, о различии социально-экономического и образовательного уровней. К примеру, американцы вьетнамского происхождения имеют среднегодовой доход ниже общенационального, низким во вьетнамских семьях остается и уровень образования30. По мнению Б. Лим, понятия «образцовое меньшинство», «азиатское преимущество» в либеральном обществе звучат комплиментарно, но на деле они маскируют дискриминацию американцев азиатского происхождения. Определения «привилегированное/успешное/образцовое меньшинство» ориентированы на то, чтобы скрыть неравенство, с которым азиатские меньшинства сталкиваются в США ежедневно. Они игнорируют борьбу многих азиатских народов, разделяют их и оказывают отрицательное влияние на молодое поколение, которому нужно сказать правду – «образцового меньшинства» не существует31.
30. Zhou M. Asian Americans Should Be Proud of «Overcoming Racism» // The New York Times, 16.IX.2015.

31. Lim B. «Model Minority» Seems Like a Compliment, But It Does Great Harm // The New York Times, 16.X.2015.
25 Причину «трансформации» китайских американцев в «образцовое меньшинство» Эллен Д. Ву видит в глобальной политике, желании Соединенных Штатов показать миру: американские идеалы свободы и равенства выше всего того, что предлагали коммунистические государства. Расовая демократия в США имела целью утвердить лидерство свободного мира32.
32. Wu E. The Color of Success: Asian Americans and the Origins the Model Minority. Princeton, 2013, р. 2, 148.
26 Критики концепции «образцового меньшинства» единодушны в том, что она не отражает в полной мере историю азиатских народов в США – действовавший 80 лет запрет для китайских иммигрантов на въезд в страну, интернирование этнических японцев в годы Второй мировой войны, радикальные движения переселенцев из Азии и др. Эти темы исторически важны, но в школе им уделяют мало внимания – так, в учебниках, изданных в 2015 г., им отведено менее 1% страниц33. А иммиграционное запретительное законодательство неизвестно большей части американцев34.
33. Hsu I. Op. cit.

34. Gold M. Op. cit., p. XXI.
27 В ходе дискуссии другой исследователь, Чин Чен Чу, дал свою оценку нововведенной концепции: «В данном случае произошла подмена расовых характеристик культурными; раса отнесена к сфере культуры и как социоисторическая категория становится непонятной. Создается иллюзия, что американское общество “слепо к цвету”, в нем отсутствует социальное угнетение и неравенство на расовой основе»35. Американская исследовательница китайского происхождения Хелен Зия объяснила причины появления новой концепции. Она возникла в 1960-е годы, когда в США активизировалась борьба за гражданские права черных американцев, поддержанная расовыми, этническими меньшинствами и ширилось движение за прекращение агрессивной войны во Вьетнаме и корейцев, вьетнамцев, китайцев неожиданно представили перед всем миром как «образцовое меньшинство». Смысл этого вполне очевиден – создать конфликтные отношения между азиатскими меньшинствами и африканскими, а также разъединить, расколоть набравшее мощную силу движение за гражданские права. Подобные воззрения широко распространены в американском обществе и в XXI столетии. Исследования, имевшие целью выяснить, до какой степени американцы воспринимают медийные стереотипы, показали, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на восприятие, суждение и выстраивание взаимоотношений белого населения Америки с представителями азиатских меньшинств36.
35. Chin-Chien Chou. Critique on the Notion of Model Minority. An Alternative Racism to Asian American? // Journal of Asian Ethnicity, vol. 9, n. 3, 2008, p. 219.

36. Zhang Q. Asian Americans Beyond the Model Minority Stereotype: The Nerdy and the Left Out // Journal of International and Intercultural Communication, vol. 3, 2010, p. 20–37.
28 В первые два десятилетия XXI в. китайские иммигранты прибывают в Соединенные Штаты из различных частей мира – КНР, Гонконга, Тайваня, Юго-Восточной Азии. Их высокая концентрация наблюдается в двух штатах – Калифорнии – 31%, Нью-Йорке – 20% и четырех основных округах: Лос-Анджелесе, Квинсе, Кингсе и Сан-Франциско – 28%37. Наряду с английским они говорят на нескольких китайских диалектах, некоторые не могут общаться из-за языковых различий. Несмотря на трудности адаптации к новой жизни в «большом обществе», китайцы показывают необычайную сплоченность и гостеприимство, готовность помогать новичкам. Последние, обосновавшись в США, приглашают и спонсируют родственников и друзей из КНР, создавая тем самым «цепную» иммиграцию. Появляется много новых чайнатаунов в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Хьюстоне, которые наряду со старыми представляют часть собой американской культуры, привлекая внимание иностранных туристов. Китайские иммигранты «меняют характер американского общества – его расовый и этнический состав, его ландшафт и города, его пристрастие к еде»38.
37. Zong J., Batalova J. Op. cit.

38. Wong B. The Chinese in Silicon Valley: Globalization, Social Netware, and Ethnic Identity. Lanham, 2005, p. 163.
29 Все меньше и меньше этнических китайцев выполняют сейчас физическую работу. В 2016 г. они намного больше, чем представители других наций, занимались бизнесом, менеджментом, искусством и наукой.
30 Представители китайской диаспоры имеют более высокий уровень образования по сравнению с другими этническими группами. В том же 2016 г. около половины американцев китайского происхождения в возрасте от 25 лет и старше имели ученую степень бакалавра. КНР является главным «поставщиком» студентов в американские высшие учебные заведения, занимая второе место по получению временных виз (Н-1В) после Индии. Число китайцев, зачисленных в колледжи и институты, в два раза больше, чем из всех других иммигрантских групп, соответственно 15% и 7%. В 2015–2016 гг. около 329 тыс. молодых китайцев были приняты в высшие учебные заведения39. Китайские студенты обучаются в престижных университетах – Стэнфорде и Беркли, становясь специалистами по компьютерным и IT-технологиям, экономике, физике, химии, а также юриспруденции, медицине, искусству, философии. Ежегодно от китайских студентов в экономику США поступает около 15 млрд долл.
39. Zong J., Batalova J. Op. cit.
31 Значительных высот выходцы из КНР достигли в научной сфере. В Силиконовой долине в Калифорнии среди азиатского населения китайцы составляют большую часть. Здесь работает ряд китайских бизнес- и технологических организаций. Растет число миллиардеров китайского происхождения, желающих обосноваться в Силиконовой долине. Сегодня около 20% всех информационных технологий, которые были основаны в Силиконовой долине с 1980 г., являются собственностью выходцев из Китая.
32 Вклад китайских ученых и инженеров в научно-технический прогресс США велик – по мнению многих специалистов, высокотехнологичную промышленность в США создали китайцы и индусы40. Американское общество изменило свое отношение к китайским переселенцам. Сейчас бо́льшая ее часть воспринимает их как хороших работников, занимающихся небольшим бизнесом, у которых есть крепкие семьи, где уважительно относятся к старшим, получают средний доход и имеют хорошее образование. Тем не менее нативистские предрассудки и недоверие к представителям китайской диаспоры остаются. Опросы общественного мнения, проведенные в 2012 г., показали, что, по мнению большинства их участников, в случае трений между США и КНР американцы китайского происхождения, вероятнее всего, поддержат Китай, нежели Соединенные Штаты. В докладе же Комитета 100 (группа выдающихся американцев китайского происхождения) отмечалось: 67% респондентов полагают, что этнические китайцы оказали бы поддержку США41. В обществе и сейчас в различных сферах жизни существует нелегальная дискриминация в отношении этнических китайцев42. Особенно болезненно этнические китайцы относятся к тому, что американцы продолжают воспринимать их «чужими» в стране, которую они считают своим домом. Характерен пример, приведенный исследователем Фрэнком Ву, сыном китайских эмигрантов: «Когда меня спрашивают, откуда я родом, отвечаю: из Детройта, Мичиган. Люди в недоумении переспрашивают: нет, нет, мы имеем в виду, откуда вы на самом деле?»43. Подобные вопросы звучат часто. Многие американцы считают китайцев «иностранцами», «чужаками», которые не могут быть полностью ассимилированы44. Концепция «китайцы – образцовое меньшинство» – «вечные иностранцы» звучит весьма парадоксально.
40. Wong B. The Chinese in Silicon Valley, р. 2–3.

41. Lipin M. Chinese Americans: Discrimination in US Still a Problem, but Improving // East Asia Pacific, 1.IX.2014. – URL: www.voanews.com (дата обращения 03.04.2019).

42. Min P. The Second Generation. Ethnic Identity among Asian Americans. New York – Oxford, 2002, p. 2; Yung J. Op. cit., p. 286.

43. Lipin M. Op. cit.

44. Min P. Op. cit., p. 9.
33 Большая социальная мобильность китайской диаспоры, активное участие в политической жизни, высокий уровень образования создают благоприятные предпосылки для ее интеграции в американское общество. Но китайцы не стремятся раствориться в других цивилизациях, они пытаются сохранить свою цивилизационную самобытность, этническую идентичность, культурно-религиозные нормы поведения. Да и в будущем, считает исследователь китайского происхождения М. Уонг, ассимиляция новых азиатских иммигрантов в целом вряд ли возможна. По всей вероятности, они всегда будут американцами с дуальным сознанием45. Присутствие китайских иммигрантских сообществ в Соединенных Штатах, подчеркивает Г. И. Вайнштейн, служит характерным примером их способности не только к сохранению национальной идентичности, собственных традиций, обычаев и языка, но и к весьма прочному и бесконфликтному укоренению в западном обществе, считающемуся в то же время с их известной культурной обособленностью (феномен чайнатаунов)46.
45. Wong M. Post-1965 Asian Immigrants: Where Do They Come from, Where Are They Now, And Where Are They Going? // Annals of the American Academy of Political and Social Science, vol. 487, 1986, p. 168.

46. Вайнштейн Г. И. Инокультурные идентичности и перспектива общественно-политического развития современного Запада // Идентичность и социально-политические изменения в XX веке. Отв. ред. И. С. Семененко, т. 2. М., 2012, с. 212.
34 Говоря о причинах низкого уровня ассимиляции китайской диаспоры, следует, во-первых, сказать, что уже со времен появления первых китайских переселенцев в Новом Свете американские власти всячески препятствовали их проникновению в США, и, во-вторых, причины, возможно, кроются и в этнокультурном типе, который заключается в том, что в ходе своей истории китайцы приобрели инстинкт самосохранения, выработав в себе большую способность к сопротивлению неблагоприятным условиям, выносливости и выживаемости.
35 В последнее время обострение отношений между Соединенными Штатами и КНР, начавшаяся торговая война, сказывается на положении китайского сообщества в США. Как известно, министерство торговли США внесло в черный список пять основных IT-компаний, занимающихся созданием сверхбыстрых компьютерных вычислений, а до этого и компанию Хуавей, обвинив их в научном шпионаже и краже интеллектуальной собственности. Под подозрением в шпионаже оказались многие этнические китайцы. В шпионаже в пользу КНР обвиняются и ученые, проработавшие в научных центрах Соединенных Штатов много лет и внесшие значительный вклад в развитие американской науки. Их преследуют, шантажируют, увольняют, некоторым пришлось уехать в Китай. Кроме того, американские власти ужесточили правила выдачи виз китайским специалистам, последние не уезжали в отпуск, опасаясь, что им будет закрыт въезд в страну. Сокращен и прием китайской молодежи в высшие учебные заведения. Со своей стороны, китайское руководство обратилось к гражданам КНР с призывом не уезжать на учебу в США. «Холодная война» между Соединенными Штатами и Китаем привела и к падению числа китайских туристов, приезжающих в США.
36 Изучение опыта «вживания» китайской диаспоры в американское цивилизационное пространство, проблема адаптации к новому социокультурному окружению, не желавшим ее принимать, а также трансформация в многочисленную, высокоразвитую и влиятельную диаспору-анклав, сохранившую свои культурные и цивилизационные традиции и ценности, имеет большое значение в определении одного из возможных векторов развития современного мира. Знание этого опыта важно и для того, чтобы не повторять ошибок, совершенных в прошлом.

Библиография

1. Вайнштейн Г. И. Инокультурные идентичности и перспективы общественно-политического развития современного Запада // Идентичность и социально-политические изменения в XXI веке. Отв. ред. И. С. Семененко, т. 2. М., 2012, с. 207–229.

2. Чертина З. С. Иммиграционное законодательство 1965 года – новый вектор разви-тия американской национальной идентичности // Американский ежегодник. 2014. М., 2014, с. 80–96.

3. Camarota S., Zeigler K. Record 445 Million Immigrants in 2017. Non-Mexico Latin American, Asian, and African Population Grew Most // Center for Immigration Studies, 15.IX.2018. – URL: https://cis.org/Report/Record-445-Million-Immigrants-2017 (дата обращения 12.10.2019).

4. Сhin-Chien Chou. Critique on the Nation of Model Minority. Alternative Racism to Asian American? // Journal of Asian Ethnicity, vol. 9, n. 3, 2008, p. 219–229.

5. Chinesе Americans. The History and Culture of a People. Ed. by J. Lee. Santa Barbara, 2016.

6. Curran J. The Power of Biases: Anti-Chinese Attitudes in California’s Gold Mines // Journal of History, Series 2, vol. 22, 2017, p. 6–20.

7. Gold M. Forbidden Citizens. Chinese Exclusion and the US Congress: A Legislative History. Alexandria (VA), 2012.

8. Gwen K. Chinatown Portrait of a Closed Society. New York, 1992.

9. Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Cambridge – London, 1981.

10. Hsu I. The Echoes of Chinese Exclusion. How US Immigrations Uprooted Chinese American Communities – with Effects that are still Felt Today // The New Republic, 28.VI.2018. – URL: https://newrepublic.com/article/149437/echoes-chinese-exclusion (дата обращения 23.08.2019).

11. Lee E. The Chinese Exclusion Example: Race, Immigration and American Gatekeeping, 1892–1924 // Journal of American Ethnic History, vol. 21, 2002, p. 31–62.

12. Lee E. At America's Gate: Chinese Immigration during the Exclusion Era, 1882–1943. London, 2003.

13. Lee J., Zhou M. An Asian American Achievement Paradox. Washington, 2015.

14. Lee E. America for Americans: A History of Xenophobic in the United States. Princeton, 2019.

15. Lew-Williams B. The Chinese Must Go: Violence, Exclusion and the Making of the Aliens in America. Cambridge (MA), 2018.

16. Lipin M. Chinese Americans: Discrimination in US Still a Problem, but Improving // East Asia Pacific, 1.IX.2014. – URL: www.voanews.com (дата обращения 03.04.2019).

17. Min P. The Second Generation. Ethnic Identity Among Asian Americans. New York – Oxford, 2002.

18. Pfaelzer J. Driven Out: The Forgotten War Against Chinese Americans. New York, 2008.

19. Reimers D. Third World Immigrations to the United States // Immigration and Immigration Policy. Individual Skills, Family Ties and Group Identity. New York, 1996, p. 309–322.

20. Statistical Abstract of the United States. Washington, 1986.

21. Sucheng Ch. The Bitter Sweet Soil: The Chinese in California Agriculture 1860–1910. Berkeley – Los Angeles, 1986.

22. Sucheng Ch., Hsu M. Chinese Americans and the Politics of Race and Culture. Philadelphia, 2008.

23. Tsui B. American Chinatown: A People's History of Five Neighborhoods. New York, 2009.

24. Wayne Sh. Chinetown. – URL: https://immigrationtounitedstates.org/418-chinatowns.html (дата обращения 15.02.2019).

25. Wong B. The Chinese in Silicon Valley: Globalization, Social Netware, and Ethnic Identity. Lanham, 2005.

26. Wong M. Post-1965 Asian Immigrants: Where Do They Come From, Where Are They Now, and Where Are They Going? // Annals of the American Academy of Political and Social Science, vol. 487, 1986, p. 150–168.

27. Wu D. The Color of Success: Asian Americans and the Origins of the Modern Minority. New York, 2013.

28. Yung Ch., Lai H. Chinese American Voices. From the Gold Rush to the Present. Berkeley – Los Angeles – London, 2006.

29. Yung J. Unbound Feet a Social History of Chinese Women in San Francisco. Berkeley – Los Angeles – London, 1995.

30. Zhang Q. Asian Americans Beyond the Model Minority Stereotype: The Nerdy and the Left out // Journal of International and Intercultural Communication, vol. 3, 2010, p. 20–37.

31. Zong J., Batalova J. Chinese Immigrants in the United States // Migration Policy Institute, 29.X.2017. – URL: https://www.migrationpolicy.org/article/chinese-immigrants-united-states-5 (дата обращения 25.09.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести