К 85-летию со дня рождения Вацлава Гавела. Историографический обзор
К 85-летию со дня рождения Вацлава Гавела. Историографический обзор
Аннотация
Код статьи
S013038640012689-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Задорожнюк Элла Григорьевна 
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
33-41
Аннотация

Рассматривается и классифицируется литература о Вацлаве Гавеле, главным образом монографии, выходившие в течение более чем 30 лет на чешском и английском языках, включая первую русскоязычную книгу о нем. Выделены четыре их интерпретационные модели в сопоставлении с временными интервалами: апологетическая, критическая, нейтралистская, интегральная. Гавел характеризуется как политик нового типа, задавший образцы политической активности целой генерации политиков во многих странах мира, в частности, лидерам «цветных» революций во всем их разнообразии. В целом интерпретационные модели жизнеописания Гавела постоянно менялись, не исчезая в полной мере в ходе того, что можно условно назвать волнами своеобразного ревизионизма. На подъеме его карьеры как государственного деятеля преобладала апологетическая модель с элементами агиографии, на втором - критическая с элементами обличений. Примерно с 2003 г. главной становится нейтралистская интерпретационная модель, а с 2013 г. – модель интегральная, линия на ревизионизм в истолковании его политической биографии. За редкими исключениями в работах о Гавеле можно обнаружить доминирование той или иной модели, но только хвала или всего лишь хула его встречаются редко. Большинство авторов в первую очередь выявляют или по-новому трактуют документальную основу и не стремятся к однозначным оценкам, поскольку политическая биография Гавела крайне сложна. Исследование процессов рецепции и интерпретации фигуры Гавела предстает как отражение сложности политического портретирования человека с противоречивой биографией. Степень расхождения между высокой идейной и моральной мотивациями, с одной стороны, и приемами идеологического манипулирования – с другой, у этой фигуры, пожалуй, поражает больше всего. Отмечается, что ни одно исследование, если оно посвящено «бархатной» революции, «бархатному» разводу, а тем более четырем срокам президентства в ЧССР/ЧСФР и затем в Чешской Республике, не обходится без фигуры Гавела.

Ключевые слова
Чешская Республика, политическая биография, В. Гавел, Т. Г. Масарик, Хартия 77, «бархатная» революция, распад Чехо-Словакии
Классификатор
Получено
27.08.2020
Дата публикации
07.12.2020
Всего подписок
16
Всего просмотров
1572
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 В 2021 г. будет отмечаться 85 лет со дня рождения Вацлава Гавела и 10 лет с даты его ухода из жизни (6 октября 1936 - 11 декабря 2011 г.). В связи с этими годовщинами можно ожидать всплеска интереса к его фигуре, которая задала новые образцы политической активности целой генерации политиков во многих странах мира, в частности лидерам «цветных» революций во всем их разнообразии. В нашей статье о вехах жизненного пути Гавела и о его месте в истории своей страны (Чехословакии, Чехо-Словакии и Чехии), а также всего мира отмечалось, что он – «политик принципиально нового типа, востребованного уже новым веком, но не изученного в полной мере»1. В данном ракурсе и предпринимается попытка рассмотреть и классифицировать литературу о Гавеле, главным образом его политические биографии, выходившие в течение более чем 30 лет на чешском и английском языках, включая первую русскоязычную книгу о нем. Следует особо отметить, что ни одно исследование, если оно посвящено «бархатной» революции, «бархатному» разводу, а тем более четырем срокам его президентства в ЧССР/ЧСФР и затем в Чешской Республике, не обходится без фигуры Вацлава Гавела.
1. Задорожнюк Э. Г. Вацлав Гавел: портрет в интерьере исторической эпохи // Славяноведение. 2012. № 5. C. 13-31.
2 Для классификации этой литературы (речь пойдет о монографических трудах) целесообразно распределить ее в рамках четырех интерпретационных моделей, сопоставляя их с определенными временными интервалами. Первую условно можно назвать апологетической (с элементами агиографии) и привязать к первой половине 1990-х годов; вторая - остро критическая – длится со второй половины 1990-х годов до 2003 г.; третья идентифицируется с нейтралистской моделью – она характерна для постпрезидентского периода жизни Гавела; наконец, интегральная модель, начавшаяся с 2013 г., продолжается и сегодня. Это не значит, что та или иная модель жестко соотносится с выделенными интервалами; к примеру, рассмотренную ниже книгу соратника Гавела М. Жантовского, вышедшую в 2014 г., в большой мере можно причислить к апологетической модели; интегральная же модель интерпретации комбинирует элементы трех предшествующих.
3 Литература, соотносимая с апологетической интерпретационной моделью, охватывает период с начала «бархатной» революции 1989 г. и до 1994 г. – когда проходило осмысление итогов «бархатного» развода и выявилась страстная устремленность Гавела к «возвращению в Европу», что фактически оказалось вхождением в военно-политический блок НАТО.
4 Наметилось, в первую очередь, его уподобление Т. Г. Масарику, что отражено в книге И. Гавличека «Воскрешение с Т. Г. Масариком и Вацлавом Гавелом»2. Оба они как бы возводились в ранг секулярных святых без учета расхождений в стилях их политической активности: первый собрал разные народы в единое государство, второй не смог воспрепятствовать его распаду.
2. Havlíček J. Zmrtvýchvstání s T. G. Masarykem a Václavem Havlem. Praha, 1990. 36 s.
5 Ближайший соратник Гавела Э. Крисеова выпустила: в 1991 г. на чешском, а в 1993 г. на английском языках книгу «Вацлав Гавел. Биография»3. Президент внес в рукопись несколько критических замечаний в свой адрес, однако ряд чрезмерных восхвалений в ней сохранился. Книга содержала фактические ошибки и необоснованные интерпретации, но получила широкое распространение. Все же она была переиздана в 2014 г. к четвертьвековому юбилею «бархатной» революции
3. Krisеová E. Václav Havel. Životopis. Praha, 1991. 175 s.
6 В 1992 г. государственное издательство не без воздействия данной книги выпустило сборник, состоявший из тысяч писем детей, адресованных «милому господину президенту». Они, в свою очередь, получали портрет Гавела с благодарственной надписью.
7

В тренд первой волны не вполне вписывается и вышедшая в том же году книга таких сподвижников Гавела, как Я. Клусакова и П. Питгарт «О Гавеле, Клаусе, Мечьяре и революции, которая пожирает своих детей»4. Даже само сопоставление приведенных имен указывало, что проблемы страны решаются уже не одним Гавелом. Однако трудов даже не критической, а просто объективной направленности о Гавеле было мало, что констатировал издатель его работ известный чешский историк В. Пречан. Он утверждал, что «достойную биографию В. Гавела нам надо подождать»5.

4. Jana Klusáková a Petr Pithart rozmlouvají Nadoraz: o Havlovi, Klausovi, Mečiarovi a revoluci, která požírá své děti. Praha, 1992. 112 s.

5. Prečan V. V kradeném čase. Výběr za studií, článků a úvah z let 1973-1993. Brno, 1994. S. 479.
8 Начало оформления второй интерпретационной модели связано с проходившими в жизни Гавела переменами: смерть его супруги Ольги и поспешная женитьба на актрисе Д. Вешкрновой, поступок, который многие осудили. Главное – более заметной стала его отстраненность от проблем внутриполитической жизни на фоне не всегда соответствующей интересам страны внешнеполитической активности.
9 Именно в этот период некоторая «беатификация» Гавела стала сменяться его «стигматизацией», он уже представлялся в ряде книг не «президентом-моралистом» и «королем-философом», подобно Масарику. Он, с одной стороны, представал «человеком богемы», случайно занявшим трон, с другой же - умелым политическим манипулятором и даже макиавеллистом. Сам же Гавел политические предпочтения выражал с большой долей неопределенности и нарочитой незавершенности, причем искусно срежиссированной.
10

В 1997 г. Л. Ракушанова издала книгу «Вацлав Гавел и Дагмар Гавлова. Две судьбы в одном союзе (авторизованная биография)» о новой семье президента. Книга вызвала интерес напоминаниями о бескомпромиссной Ольге и артистичной Дагмар («Даше»), подписавшей в 1977 г. «анти-Хартию» - документ, направленный против своего будущего супруга. Книга замышлялась в апологетическом духе, но вследствие простого сопоставления фактов оказалась достаточно критической6.

6. Rakušanová L. Václav a Dagmar Havlovi. Dva osudy v jednom svazku (autorizovaný životopis). Praha, 1997. 138 s.
11 В критическом ключе написана и книга 30-летнего П. Своры «Семь недель, которые потрясли Град»7. Дело в том, что Гавел серьезно заболел и перенес несколько сложных операций. Однако автор с этим не посчитался и резко отзывался о новой супруге главы государства, несмотря на то, что она самоотверженно его спасала и от болезни, и от слухов. Книга критиками была отнесена к «бульварному чтиву», а Гавел даже подал иск на автора за вмешательство в личную жизнь, но потом его отозвал. Оказалось, что молодые биографы смотрели на фигуру своего героя вовсе не как на «святого Вашека», критически оценивая его президентства и их итоги.
7. Svora P. Sedm týdnů, které otřásly Hradem. Praha, 1998. 130 s.
12 Большой интерес во всем мире вызвала фундаментальная книга британского публициста Дж. Кина, который ранее переводил работы Гавела-диссидента и считался его другом. Монография «Вацлав Гавел. Политическая трагедия в шести действиях» вышла практически параллельно на английском и чешском языках8. В ней жизнь Гавела соотносится не столько с драмой абсурда, сколько с отнюдь не оптимистической трагедией. Кин выставил его искусным политиком-манипулятором (один из параграфов книги так и называется – «Макиавелли»), не способным к конструктивным действиям. Кин отмечает, что Гавел едва ли не одномоментно превратился в ходе «бархатной» революции из «наивного интеллигента» в «пышного властителя», скорее всего, властителя только дум, не способного к конструктивным реальным действиям в пользу государства и его граждан. «Его нетерпимость к политике отнюдь не способствовала предвидению того, что конституция проведет жесткое деление в будущем – по сути, столь жесткое, что сохранение существующего положения вещей, скрытно поддерживающееся Гавелом, окажется неприемлемым»9, - так объясняет английский автор неспособность нового президента сохранить единое государство – Чехо-Словакию. Сам автор определил жанр своего труда не как политологическую монографию, а как политическую трагедию человека, жизнь которого была деформирована событиями именно ХХ в.
8. Keane J. Vclav Havel. A Political tragedy in six acts. London, 1999. 544 p.; еdem. Václav Havel. Politická tragédie v šesti dějstvích. Praha, 1999. 460 s.

9. Keane J. Vclav Havel. A Political tragedy… P. 433.
13 К указанной второй модели можно отнести книгу Р. Палоуша «Беседы с Гавелом» - по аналогии с «Беседами с Т. Г. Масариком» К. Чапека10. Решая задачу сопоставления итогов деятельности двух политиков, автор подводит к мысли о явной дистанции между ними. Действительно, первый президент Чехословакии создавал полиэтническое государство, а последний не сумел сохранить его целостность.
10. Palouš R. Hovory z Havly. Dálkové rozhovory s Václavem Havlem a Ivanem M. Havlem. Středokluky, 1999. 56 s.
14 Третья нейтралистская интерпретационная модель охватывает работы о Гавеле после завершения его четвертого срока президенства в 2003 г., когда его активность как политика сводилась к зарубежным визитам для получения наград. В их перечне книги по самым разным сторонам жизни и деятельности Гавела. Можно выделить в отдельный блок несколько примечательных работ: монографию «Вацлав Гавел. Биография без цензуры» Я. Бауэра11; книгу Б. Храстиловой и П. Микеша «Президент республики Вацлав Гавел и его влияние на чехословацкую правовую систему»12; книгу «Два моих президента. Вацлав Гавел и Вацлав Клаус» Э. Мандлера13; англоязычные работы К. Рокаморы «Акты мужества. Жизнь Вацлава Гавела в театре»14 и Дж. Дуберштейна «Бархатная революция. Вацлав Гавел и падение коммунизма»15.
11. Bauer J. Václav Havel. Necenzurovaný životopis. Praha, 2003. 288 s.

12. Chrastilová B., Mikeš P. Prezident republiky Václav Havel a jeho vliv na československý a český právní řád. Praha, 2003. 565 s.

13. Mandler E. Oba moji prezidenti. Václav Havel a Václav Klaus. Praha, 2004. 192 s.

14. Rocamora C. Acts of Courage. Václav Havel’s Life in the Theater. A Biography. Hanover, 2005. 490 p.

15. Duberstein J. A Velvet Revolution. Vaclav Havel and the Fall of Communism. Greensboro, 2006. 160 p.
15 Интереснейшим источником жизнеописания Гавела является книга «Вацлав Гавел – Вилем Пречан. Корреспонденция (1983-1989)»16. Кавалер боевого ордена, полученного в подростковом возрасте, известный чешский историк В. Пречан писал из эмиграции В. Гавелу 25 декабря 1983 г.: «Было бы иллюзией думать, что исчезновение Советского Союза с мировой арены уже означает решение всех проблем с войнами и вообще со всем остальным. Войны были еще до возникновения СССР, и даже Вторая мировая война началась не по советской инициативе»17; в своем ответе от 4-6 января 1984 г. Гавел признает справедливость этих слов.
16. Václav Havel – Vílem Prečan. Korespondence (1983-1989) / Eds. V. Čelko, V. Prečan. Praha, 2011. 856 s.

17. Ibid. S. 120.
16 Следует особо выделить в рамках указанной модели монографию М. Путны «Вацлав Гавел. Духовный портрет в обрамлении чешской культуры ХХ в.»18 Кульминационным пунктом в деятельности Гавела он считает 1980-е годы, затем наступает умственная усталость и опустошенность в связи с крушением его идеализированных представлений. Попытка же Гавела превратить уже отдельную Чехию, ставшую небольшим и обычным государством, «в духовный, интеллектуальный и нравственный центр европейского и мирового значения в основном не удалась»19.
18. Putna M. C. Václav Havel. Duchovní portrét v rámu české kultury 20. století. Praha, 2012. 384 s.

19. Ibid. S. 334.
17 Чешский исследователь Д. Кайсер в книге «Диссидент Вацлав Гавел. 1936-1989»20 стремится быть предельно информативным, характеризуя в первую очередь путь Гавела к власти. К примеру, он едва ли не по часам описал первые дни революции. В один из них велись переговоры на телевидении с А. Дубчеком, которого тоже выдвигали «на Град», и с директором телевидения, от которого требовалось выделение наилучшего времени для выступления Гавела. Затем Гавел сразу же пошел на «сверхстранную, по его собственному свидетельству, но бессодержательную встречу с советскими эмиссарами… Они настаивали, чтобы революционеры запретили гипотетическую охоту на ведьм. Гавел им якобы в шутку ответил: "Это наше дело"»21. Примечательная деталь: ответ прозвучал на русском языке – и указанное «дело» Гавел осуществлял с поистине революционной страстью, наравне с закулисными переговорами. Кайсер отмечает, что Гавел в своих размышлениях вдавался в утопии относительно ликвидации социальных противоречий в капиталистических государствах. В реальной же политике он вовсе не был мечтателем, контролируя процессы вхождения во власть себя и своих сторонников.
20. Kaiser D. Disident. Václav Havel 1936-1989. Praha - Litomyšl, 2009. 280 s.

21. Ibid. S. 224.
18 Книгу П. Гайека, бывшего пресс-секретаря В. Клауса, «Смерть в бархате» вряд ли можно назвать нейтралистской. Гавел, полагает автор, хотя и считал себя теоретиком-моралистом, но на деле являлся человеком, лишенным морали и совести. Не исключено, что он, как подчеркивается в книге, был даже связан с сатанинскими силами. Он, в сущности, являлся инструментом лжи и ненависти, но действовал сознательно или неосознанно, но в любом случае деструктивно: «Его миссия закончилась успешно. Но, несмотря на это, он проиграл. Апостол свободы и демократии в действительности открыто двигался в сторону фашистского мира корпораций»22. Это касается оценки его отношения к СССР, а в дальнейшем - к Российской Федерации. Гавел дошел до того, что предпочитал больной Советский Союз здоровой России, а поскольку в ней не может быть демократии, то с нею не следует налаживать даже торговых связей. Гайек утверждает, что президент В. Клаус обоснованно не последовал этому курсу и одобрил выход этой книги, посчитав ее едва ли не обязательной для чтения, несмотря на преувеличенно негативные высказывания в адрес предшествующего главы государства.
22. Hájek P. Smrt v sametu. Praha, 2012. 314 s.
19

Наконец работы о Гавеле, выпущенные с некоторым временным лагом после его кончины в 2011 г., отличаются опорой на интегральную модель интерпретации с элементами ревизионизма, который характеризуется обновлением устоявшихся взглядов на ключевые фигуры лидеров. К ним относятся две монографии чешского историка И. Сука: «Политика как абсурдная драма. Вацлав Гавел в 1975-1989 гг.»23 и «Конституционная или экзистенциальная революция? Вацлав Гавел и Федеральное собрание. 1989-1990 гг. Исследование и документы»24.

23. Suk J. Politika jako absurdní drama. Václav Havel v letech 1975-1989. Praha, 2013. 448 s.

24. Suk J. Konstituční, nebo existenciální revoluce? Václav Havel a Federální shromáždění 1989-1990. Studie a dokumenty. Praha, 2014. 181 s.
20 Первая из книг Сука отличается от всей обширной библиографии работ о Гавеле своим оригинальным и продуктивным методологическим подходом: политико-биографической семиотикой. Именно этот метод позволил автору расставить правильные акценты в оценке фигуры Гавела и продуцируемых им текстов. Сук оригинально трактует деятельность В. Гавела до и после декабря 1989 г. как своеобразный текст, созданный по законам абсурдистской драмы, находя доказательства именно такой трактовки в его пьесах, эссе, статьях, интервью, а главное - заявлениях, объясняющих те или иные политические акции. Они – как это и положено в драмах абсурда - наполнялись зачастую противоположными смыслами, за которыми прятались довольно четкие цели. В такой трактовке по-новому предстают такие гавеловские концепты, как «власть безвластных», «неполитическая политика» и пр. Гавел осознавал силу их воздействия, не особо заботясь о прагматике политических действий.
21 Анализируя итоги президентств Гавела в 1990-2003 гг., Сук соглашается во многом с критическими установками М. Путны. При этом он подчеркивал: «Сегодня очевидно, что от "духовного государства", о котором Гавел мечтал в начале 1990-х годов, мы далеки»25. Он отмечает, что выявленный «текст» Гавела как драматурга-абсурдиста, ставшего главой государства, оказывался востребованным в условиях сначала ЧССР/ЧСФР, а затем Чешской Республики; его параметры стали характерными для «цветных революций», где сверхмассовые демонстрации на площадях в первом действии сменялись тайными встречами «безвластных», становящимися «властными» в действии втором, с теми, кто уходил из власти не без приобретений.
25. Suk J. Politika jako absurdní drama... S. 425.
22 Жизнь Гавела, по словам Сука, богата парадоксами. Вот один из них: ведомый Гавелом Гражданский форум правительственные назначения не номинировал, а «только» одобрял. Но так, что он «стал играть роль всемогущего до сих пор Центрального Комитета»26. При этом автор избегает оценочных суждений, не превознося роль Гавела, но и не характеризуя ее в чисто отрицательном смысле.
26. Ibid. S. 352.
23

Во второй книге Сука на документальной основе четче выявляет противоречия между Гавелом-политиком, демонстрирующим некие драматические и символические акции, и Гавелом-политиком, вынужденным работать в рутинной политике, сотрудничать с парламентом с наличием там разнородных политических сил. Это противоречие, согласно Суку, не позволило Гавелу увидеть расхождение между чешской и словацкой частями парламента уже с 1990 г., что вылилось в распад единого государства27. Если принять трактовки Сука, то надо признать, что они представляют Гавела как носителя нового стиля политики: его политическая биография – «текст», открытый для прочтения новой генерацией политиков, и сегодня появляющихся во всем мире. Не исключено, что приведенные в обеих книгах документы и их интерпретация прольют новый свет и на политическую биографию Гавела.

27. Suk J. Konstituční, nebo existenciální revoluce… S. 22.
24 В 2012 г. вышла книга пресс-секретаря президента Л. Шпачека, с массой подробностей, как Гавел одевался, какую еду предпочитал, как отдыхал. Однако это не только «история повседневности» в индивидуальном варианте; крайне примечательно в ней описание деталей встреч президента с ведущими политиками Запада и Востока – присущий ему стиль общения сказывался и на принятии политических решений28.
28. Špaček L. Deset let s Václavem Havlem. Praha, 2012. 226 s.
25 В 2013 г. вышел сборник воспоминаний о «случайных» встречах с далеко не случайными людьми. Так, с будущим пражским кардиналом Д. Дукой Гавелу привелось свидеться в тюремном заключении в 1981 г.29 Интересны заметки о нем иностранных друзей: переводчика с английского П. Уилсона и президентского советника Ж. Рупника, который утверждал, что Гавел вернул тогдашнюю Чехословакию на карту Европы.
29. Příležitostný portrét Václava Havla / Ed. A. Freimanová. Praha, 2013. S. 223.
26 В выпущенной в 2014 г. обширной биографии Гавела, составленной его другом и сподвижником М. Жантовским30, по-новому освещается предыстория драматических событий поздней осени 1989 г. и роли в них Гавела; характеризуются и судьбоносные последствия этих событий. Он озвучивал многие идеи входившего в силу Гавела-политика, в частности на дебатах по изменению названия пока что единого государства в 1989-1991 гг., автор подчеркивает, что тот постоянно выступал за единство двух народов в его рамках. Книга явно апологетическая, но, описывая союзничество диссидента и чеха Гавела с коммунистическим функционером и словаком М. Чалфой, автор не удерживается от критических ноток. Избрание первого президентом остававшимся в революционные дни конца 1989 г. коммунистическим Федеральным собранием ЧССР было единогласным. Оно напоминало столь презираемый коммунистический фетиш и «явило собой эстетическую ошибку»31. Прерывая хронологический порядок представления книг, заметим, что в работе отечественного автора уже сам Гавел назвал интервью газете «Монд» 29 апреля 1999 г. расходившимся с его эстетическим «вкусом». Следует напомнить, что в интервью использовались слова о необходимости бомбардировок Югославии во имя прав человека – бомбардировок гуманитарных32. О такой «эстетике» и подобных «вкусах» как раз спорят...
30. Žantovský M. Havel. Praha, 2014. 568 s.

31. Ibid. S. 334.

32. Беляев И. Вацлав Гавел. Жизнь в истории. М., 2020. C. 283.
27 В 2014 г. увидел свет второй том монографии Д. Кайсера «Президент. Вацлав Гавел. 1990-2003 гг.»33 В нем представлены годы второго чехословацкого и двух чешских его президентств, а также процессы становления нового чешского государства и его устремленности в НАТО и Евросоюз при высших степенях политической активности Гавела с учетом особенностей его стиля принятия жизненно важных для страны решений. В немалой степени он связан с противостоянием «идеалиста» В. Гавела и «прагматика» В. Клауса (кстати, обвинявших друг друга в приверженности социализму). Примечательна следующая оценка автором их противостояния в 1996-1998 гг.: «золотая эра Гавела не слишком надолго пережила пакт с его мучителем Клаусом»34. Пост чешского президента в 2003 г. занял второй, как бы ни противодействовал этому первый.
33. Kaiser D. Prezident. Václav Havel 1990-2003. Praha - Litomyšl, 2014. 320 s.

34. Ibid. S. 278.
28 Д. Кайсер является автором главы «Вацлав Гавел» в коллективном труде о президентах Чехословакии35. В ней с присущим ему критицизмом рассматривается трехлетнее (1989-1992 гг.) президентство последнего главы ЧССР/ЧСФР, особо подчеркивается его неспособность удержать страну от распада.
35. Ryantová M. a kol. Českoslovenští prezidenti. Praha - Litomyšl, 2016. 344 s.
29 Несколько слов о работе отечественного исследователя И. Беляева «Вацлав Гавел. Жизнь в истории», автора более чем 650-страничного труда с 600 примечаниями, большинство из которых отсылает к материалам Библиотеки Вацлава Гавела в Праге. С 2013 г. ему удалось поработать в Гавеловском центре, а написать книгу он задумал еще в 2016 г. (названия обеих структур приводятся в книге почему-то лишь по-английски). Ей присуща доступность изложения, книга прекрасно структурирована, наполнена интересным – до злободневности – материалом. Ограничимся единственным примером. В 1994 г. Гавел выразил свою страстную устремленность в НАТО. Таковая оценивалась политической элитой США неоднозначно. Так, 90-летний патриарх дипломатии Дж. Кеннан посчитал, что расширение военно-политического блока – стратегическая ошибка. Сенатор Дж. Байден (тот самый) поставил вопрос: «Если мы действительно хотим оттолкнуть русских, то что мы хотим за это получить?». А вот президент Б. Клинтон такую устремленность всецело одобрил36. Что касается соотношения этой книги с двумя первыми из вышеупомянутых интерпретационных моделей, то в ней элементы апологетики и критицизма наличествуют умеренно.
36. Беляев И. Указ. соч. C. 508.
30 Попутный момент, пересказанный Беляевым ссылкой на свидетельства упомянутого выше Шпачека: Клинтон с трудом согласился сыграть на подаренном Гавелом саксофоне, но так, чтобы этого никто не видел – у него недавно умерла мать. Однако уже утром следующего дня тайное стало явным: чешские журналисты передали сделанную через окно запись в Германию37. Вполне, добавим от себя, в стиле драмы абсурда.
37. Там же. C. 509.
31 В целом интерпретационные модели жизнеописания Гавела постоянно менялись, не исчезая в полной мере в ходе того, что можно условно назвать волнами своеобразного ревизионизма. На подъеме его карьеры как государственного деятеля преобладала апологетическая модель с элементами агиографии, на втором - критическая с элементами обличений. Примерно с 2003 г. главной становится нейтралистская интерпретационная модель, а с 2013 г. – модель интегральная, линия на ревизионизм в истолковании его политической биографии. За редкими исключениями в работах о Гавеле можно обнаружить доминирование той или иной модели, но только хвала или всего лишь хула его встречаются редко. Большинство авторов в первую очередь выявляют или по-новому трактуют документальную основу и не стремятся к однозначным оценкам, поскольку политическая биография Гавела крайне сложна.
32 Итак, исследование процессов рецепции и интерпретации фигуры Гавела предстает как отражение сложности политического портретирования человека с противоречивой биографией. Степень расхождения между высокой идейной и моральной мотивациями, с одной стороны, и приемами идеологического манипулирования – с другой, у этой фигуры, пожалуй, наиболее поражающа. Об этом писал Кин, на это вынуждены указывать, открыв широчайшие пласты документальных материалов, чешские историки Сук и Кайсер.
33 Какие выводы можно сделать из данного историографического обзора? Главный их них – доминирование интегрального подхода, в полной мере выявляющегося после смерти Гавела. Свой тип политической активности ему создать удалось, и как раз многие параметры этого типа оказались востребованы в ходе тех революций, которые были названы «цветными» и которые продолжаются до настоящего времени. В литературе о Гавеле релевантность именно такого подхода с акцентом на взвешенном анализе его жизни и деятельности лишь усилится и, скорее всего, обогатится новыми фактами и интерпретациями, когда будут вспоминать его в 2021 г. в связи с указанными в начале обзора датами
34 Что касается отечественных историографов, то, конечно, выход книги И. Беляева – весомый вклад в общий список литературы о Гавеле. В то же время не снимается задача углубленного анализа его мировоззренческих взглядов, политических позиций, крайне пристрастных отношений к СССР/России и т.д. Поэтому предстоящие даты можно рассматривать как важную промежуточную точку в дальнейших исследованиях этой знаковой для Чехословакии, Чехии, Европы и всего мира конца ХХ – начала ХХI в. фигуры.

Библиография

1. Беляев И. Вацлав Гавел. Жизнь в истории. М., 2020.

2. Задорожнюк Э. Г. Вацлав Гавел: портрет в интерьере исторической эпохи // Славяноведение. 2012. № 5. C. 13-31.

3. Bauer J. Václav Havel. Necenzurovaný životopis. Praha, 2003.

4. Duberstein J. A Velvet Revolution. Vaclav Havel and the Fall of Communism. Greensboro, 2006.

5. Hájek P. Smrt v sametu. Praha, 2012.

6. Havlíček J. Zmrtvýchvstání s T.G. Masarykem a Václavem Havlem. Praha, 1990.

7. Chrastilová B., Mikeš P. Prezident republiky Václav Havel a jeho vliv na československý a český právní řád. Praha, 2003.

8. Jana Klusáková a Petr Pithart rozmlouvají Nadoraz: o Havlovi, Klausovi, Mečiarovi a revoluci, která požírá své děti. Praha, 1992.

9. Kaiser D. Disident. Václav Havel 1936-1989. Praha - Litomyšl, 2009.

10. Kaiser D. Prezident. Václav Havel 1990-2003. Praha - Litomyšl, 2014.

11. Keane J. Vaclav Havel. A Political tragedy in six acts. London, 1999.

12. Keane J. Václav Havel. Politická tragédie v šesti dějstvích. Praha, 1999.

13. Krisеová E. Václav Havel. Životopis. Praha, 1991.

14. Mandler E. Oba moji prezidenti. Václav Havel a Václav Klaus. Praha, 2004.

15. Palouš R. Hovory z Havly. Dálkové rozhovory s Václavem Havlem a Ivanem M. Havlem. Středokluky, 1999.

16. Prečan V. V kradeném čase. Výběr za studií, článků a úvah z let 1973-1993. Brno, 1994.

17. Příležitostný portrét Václava Havla / Ed. A. Freimanová. Praha, 2013.

18. Putna M. C. Václav Havel. Duchovní portrét v rámu české kultury 20. století. Praha, 2012.

19. Rakušanová L. Václav a Dagmar Havlovi. Dva osudy v jednom svazku (autorizovaný životopis). Praha, 1997.

20. Rocamora C. Acts of Courage. Václav Havel’s Life in the Theater. A Biography. Hanover, 2005.

21. Ryantová M. a kol. Českoslovenští prezidenti. Praha - Litomyšl, 2016

22. Suk J. Politika jako absurdní drama. Václav Havel v letech 1975-1989. Praha, 2013.

23. Suk J. Konstituční, nebo existenciální revoluce? Václav Havel a Federální shromáždění 1989-1990. Studie a dokumenty. Praha, 2014.

24. Svora P. Sedm týdnů, které otřásly Hradem. Praha, 1998.

25. Špaček L. Deset let s Václavem Havlem. Praha, 2012

26. Václav Havel – Vílem Prečan. Korespondence (1983-1989) / Eds. V. Čelko, V. Prečan. Praha, 2011.

27. Žantovský M. Havel. Praha, 2014.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести