Истоки глобализации в контексте философии глобальных проблем (A.N. Chumakov. Philosophy of Globalization. Selected articles: 3rd rev. and expand. ed. М., 2020)
Истоки глобализации в контексте философии глобальных проблем (A.N. Chumakov. Philosophy of Globalization. Selected articles: 3rd rev. and expand. ed. М., 2020)
Аннотация
Код статьи
S013038640016553-6-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
A.N. Chumakov. PHILOSOPHY OF GLOBALIZATION. Selected articles: 3rd rev. and expand. ed. Moscow: Moscow University Press, 2020. 367 р.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Алешковский Иван Андреевич 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Шестова Татьяна Львовна
Выпуск
Страницы
236-240
Аннотация

                  

Классификатор
Получено
18.05.2021
Дата публикации
11.10.2021
Всего подписок
15
Всего просмотров
1177
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 В 2020 г. в издательстве Московского университета вышло третье издание книги российского философа, одного из крупнейших отечественных специалистов в области глобалистики профессора Московского государственного университета Александра Николаевича Чумакова «Философия глобализации: избранные статьи». Приуроченная к 70-летию автора, книга стала своего рода этапным рубежом в развитии не только авторской концепции, но и мирового дискурса о глобализации.
2 Третье издание «Философии глобализации» вышло в переломный момент в истории человечества. 2020-й год обострил не только существующие глобальные проблемы, но и внес новые смыслы в онтологию человека и глобального сообщества, и «Философии глобализации» предстает сегодня в новом свете как своего рода ключ к пониманию тех грандиозных трансформаций в жизни человечества, которые станут очевидны в ближайшем будущем. В этой связи дальнейшие исследования глобализации радикально изменятся как в своем содержании, так и в мировоззренческих основаниях.
3 В «Философии глобализации» отразились важнейшие достижения в области глобалистики последних лет, включая как российские, так и мировые исследования. Первое издание книги вышло в 2010 г., второе – в 2015 г. Название книги символично, оно объединило в себе две грани научного творчества А.Н. Чумакова – философию и глобалистику. Представляющая собой сборник статей, книга тем не менее является целостным, самодостаточным произведением, системно раскрывающим различные грани глобализации. Философия глобализации – это своего рода квинтэссенция исследований А.Н. Чумакова в области теории глобализации. Поэтому «Философию глобализации» было бы неправильно рассматривать в отрыве от других его трудов, посвященных данной теме. В сборнике отражена логика развития авторского понимания глобализации, этапы осмысления ее важнейших сторон и ключевых моментов.
4 Написанная на английском «Философия глобализации» является своего рода мостом между отечественной глобалистикой и зарубежными global studies. Обмен научными идеями, конвергенция знаний, открытость академических границ являются важнейшими факторами развития человеческой цивилизации, а в современных условиях – и факторами сохранения самих основ существования человека на Земле. Это отмечают коллеги А.Н. Чумакова, высоко оценившие его работу. Во введении ко второму изданию «Философии глобализации» один из ведущих представителей современной глобалистики Роланд Робертсон пишет: «Философский интерес к глобальному миру, представленный в трудах профессора Чумакова, так или иначе отсутствует на Западе. Хотя именно философский подход позволяет раскрыть всю многомерность и многоаспектность глобализации. Российская научная традиция сегодня стремится интегрироваться в мировую глобалистику. Мы все в долгу перед профессором Чумаковым за его усилия, направленные на включение российских работ по глобалистике в мировой интеллектуальный контекст. В таком уязвимом состоянии, в котором сегодня находится человечество, не говоря уже о быстро нарастающих проблемах, связанных с изменениями климата, включение России в этот дискурс является жизненно важным»1.
1. Robertson R. Introduction // Chumakov A.N. Philosophy of Globalization. Selected articles: 3rd ed. M., 2020. Р. 34.
5 «Я приветствую всеобъемлющий анализ, проведенный доктором Чумаковым и его сотрудниками, как важный вклад в решение проблемы, с которой сейчас столкнулось все человечество: поиск путей управления процессами глобализации, основанных на понимании и разуме, а не на оппортунизме и краткосрочных решениях конкретных вопросов, – пишет в своем предисловии другой виднейший специалист по данной проблематике, Эрвин Ласло. – Я надеюсь, что эту книгу прочитает каждый, кто хочет стать сознательным и, следовательно, ответственным участником текущих и грядущих процессов, которые изменяют жизнь человечества и переносят необходимость решения проблем с местного, национального и регионального уровней на уровень земного шара – с должным вниманием к индивидуальности, благополучию и эволюции людей и социальных общностей» 2.
2. Laszlo E. Preface to the 2nd edition of the book // Chumakov A.N. Philosophy of Globalization. Selected articles: 2nd ed. М., 2015. P. 30.
6 Нельзя не отметить особую актуальность нового издания в условиях обострения глобальных проблем. «Сегодня как никогда актуальным становится осмысление процессов глобализации, – пишет крупный отечественный знаток этой темы И.В. Ильин. – Объединяющийся мир изменяет свои целевые и ценностные установки, создавая ситуацию неопределенности в решении многих, еще вчера казавшихся традиционными, вопросов. В этой связи третье издание “Философии глобализации” является весьма своевременным и отвечающим насущным запросам нашего времени. В философии глобализации как в зеркале отражены как позитивные, так и негативные последствия тех глобальных процессов, которые сегодня так обострили существование человечества»3.
3. Ilyin I. Contemporary World in the Mirror of Philosophy of Globalization // Chumakov A.N. Philosophy of Globalization. Selected articles: 3rd ed. P. 10.
7 Сегодня коренные принципы организации человеческих сообществ реализуются на глобальном уровне. Глобализация, предстающая прежде всего как процесс формирования глобального сообщества, является своего рода социальным модусом развития человечества. Институты глобального социума, нормы и ценности, закладываемые в их основание, отношения, ими регулируемые, – все это и раскрывается в работе.
8 «Философия глобализации» – это не просто название книги, это также имя той научной сферы, которая позволяет обобщить многолетние научные поиски международного академического сообщества в области глобальных проблем и теории глобализации, а также выявить наиболее существенные закономерности глобального развития, понимание которых откроет для человечества путь к сохранению своих экзистенциальных основ и поддержит его дальнейшее продвижение по траектории глобальной эволюции.
9 Именно А.Н. Чумаков, написавший несколько работ по метафизике глобализации4, предметно и последовательно на протяжении своего творческого пути обращается к философским аспектам глобализации, создавая обобщенную, универсализирующую и интегрирующую другие концепции и подходы теорию глобализации. Кроме того, именно А.Н. Чумаков стал инициатором включения секций по проблемам глобализации в структуру не только Российских философских конгрессов, но и Всемирного философского конгресса, что стало исключительно важным шагом в становлении философии глобализации как области философского анализа.
4. Чумаков А.Н. Культура в условиях глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. 2011. № 1–2. С. 174–180; Chumakov A.N. What Must We Do Confronted with Globalization? // Age of Globalization. 2013. № 3. P. 112–124; Between Past Orthodoxies and the Future of Globalization: Contemporary Philosophical Problems / eds A.N. Chumakov, W.C. Gay. Leiden – Boston, 2016, и др.
10 «Философия глобализации» создавалась параллельно с другими работами А.Н. Чумакова, в том числе с главным научным трудом – назовем его, несколько перефразируя автора, «глобалистической трилогией» – серией монографий по теории глобализации. В них глобализация предстает не чисто социальным процессом, протекающим изолированно от других сфер глобальной эволюции, она вписывается в сложный комплекс коэволюционирующих геологических, биологических, социальных взаимодействий (названный автором геобиосоциоэпометаморфозом)5. Философия позволяет рассмотреть глобализацию в контексте обобщенных знаний о ней, созданных в рамках частных наук. «Философия глобализации» – это очерк, концепция, избранные моменты, ключевые вехи в развитии этой глобальной по масштабу теории.
5. Чумаков А.Н. Триосфера, эпометаморфоз и новые задачи глобалистики // Век глобализации. 2016. № 3. C. 3–15.
11 Центральным положением «Философии глобализации» можно назвать авторское определение глобализации. Автор пишет: «Различные авторы определяют глобализацию по-разному: одни – как процесс, другие – как ситуацию, третьи – как явление; некоторые приравнивают глобализацию к модернизации, иные считают ее мифом. Между противниками и сторонниками глобализации ведутся многочисленные дискуссии. В связи с вышеизложенным, я определяю глобализацию как многоаспектный естественно-исторический процесс, ведущий к возникновению планетарных целостных структур и связей. Глобализация имманентна всему мировому сообществу и охватывает все основные сферы жизни человека. Она становится тем заметнее, чем дальше человечество идет по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития. Глобализация – это неограниченный во времени процесс. Он соединяет прошлое, настоящее и будущее. Сегодня мы проходим новый этап глобализации. Это не просто становится очевидным, но и требует исправлений, вносимых посредством рационального вмешательства человека. Люди должны брать на себя ответственность за характер и последствия глобализации, которая остается объективно развивающимся процессом» (с. 68).
12 Особое внимание в книге уделено таким вопросам, как естественно-исторические корни глобализации, объективные и субъективные факторы глобализационных процессов, антропологическое и гуманитарное измерения глобализации, политические и социальные аспекты формирования глобального социума, демография и технологии, идеология и система ценностей глобального мира и т.д.
13 Вопрос об исторических корнях глобализации занимает очень важное место в современном глобалистическом дискурсе, и не только в нем. Он связан помимо прочего и с дискуссиями представителей школ мир-системного анализа, всемирной и глобальной истории и т.д. Разброс мнений о начале глобализации при этом достаточно широк – от неолитической революции до второй половины ХХ в. О значимости вопроса об истоках глобализации пишут многие современные авторы, обзор последних дискуссий на эту тему приведен в коллективной монографии «Большая история глобализация»6. А.Н. Чумаков создает очень стройную концепцию истории глобализации, которая вписывается в общую теорию формирования глобального мира и формирует основу для создания конкретно-исторических разработок по данной теме. Не менее важен труд А.Н. Чумакова для представителей частных общественных наук – политологов, экономистов, социологов и др.
6. Zinkina J., Christian D., Grinin L. u.a.. A Big History of Globalization. The Emergence of a Global World System. Cham, 2019.
14 В третье издание рассматриваемой книги вошли рассуждения о роли культуры и цивилизации в глобализирующемся мире, о содержании этих понятий в контексте философии глобализации. «Сегодняшний мир представляет собой целостную и динамично развивающуюся систему, в которой ни одна страна не может оставаться изолированной от мирового сообщества. С этой позицией трудно не согласиться, даже если недооценивать объективную тенденцию к глобализации, ее интегрирующую роль в жизни мира, и даже если скептически относиться к перспективе построения сбалансированных культурных и цивилизационных отношений на планетарном уровне», – пишет автор. Сравнивая цивилизации с тектоническими плитами, а культуры – с ресурсами их движения и развития, автор объединяет эти понятия в интегративной категории «культурно-цивилизационные системы (ойкумены)» (с. 222). Культура – это сфера преобразовательной деятельности человека, а цивилизация – своего рода результат такой деятельности, итог кооперации и взаимодействия различных культур. Если культуры появляются в доисторическую эпоху, то цивилизация – на уровне возникновения государственности и письменности. «Я выделяю конкретные культурно-цивилизационные системы не для того, чтобы сравнивать их с позиций “лучше” или “хуже”, а для того, чтобы выявить их особенности и возможности их культурно-цивилизационного взаимодействия. Чем более сходны в культурном и цивилизационном отношении разные народы, тем легче и активнее они создают атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Например, культуры Европы, Северной Америки, Австралии и даже с некоторой оговоркой Японии отличаются (иногда значительно) друг от друга, но эти ойкумены высокоразвиты с цивилизационной точки зрения, и это делает их культурно-цивилизационные системы способными взаимодействовать по многим вопросам» (c. 232–233).
15 Отдельно рассматривается проблема интеллектуальной ответственности философии за мировое будущее в условиях вызовов глобализации. «В то время как мир становится все более и более взаимозависимым, целостным и глобальным, порождая в то же время новые вызовы и опасности, – указывает А.Н. Чумаков, – философия превращается из простой интеллектуальной игры в инструмент для преодоления этих проблем. Следует отметить, что философия всегда была в той или иной степени реакцией на угрозы человечеству и предпринимала попытки противостоять этим угрозам» (c. 189–190). Эта мысль проходит красной нитью через всю книгу и другие работы автора.
16 В книге можно найти и методологическую рефлексию – рассуждения автора о глобалистике, ее предметных границах, о месте теории глобализации в глобальных исследованиях. «Глобалистика родилась благодаря интеграционным процессам, характерным для современной науки. Это область исследований и знаний, в которой различные научные дисциплины и философия, тесно взаимосвязанные друг с другом, анализируют различные аспекты глобализации и порождаемые ею проблемы (каждая с точки зрения своего предмета и методологии). Глобальные исследования должны предлагать решения глобальных проблем, изучаемых как отдельно друг от друга, так и в качестве целостной системы. Наконец, мы должны подчеркнуть, что эта новая междисциплинарная сфера является областью знаний для специалистов всех дисциплин. Это принципиально отличает глобалистику от конкретных дисциплин, где “специалисты” говорят на языке, часто понятном лишь ограниченной группе профессионалов. Под эгидой глобалистики специалисты в различных теоретических и практических областях изучают мировые процессы и порождаемые ими проблемы с позиций той или иной естественной или гуманитарной науки. Это предопределяет разнообразие мнений о том, что такое глобализация. Ученые-естественники часто увлекаются деталями и отдельными гранями этого сложного процесса, в то время как ученые-гуманитарии в основном концентрируются на субъективных факторах и борьбе различных интересов», – пишет А.Н. Чумаков (c. 67).
17 Философия глобализации как ключ к пониманию сути протекающих в наше время процессов формирования единого в масштабах человечества глобального сообщества сегодня особенно востребована. В 1990-х и первом десятилетии 2000-х годов глобализация была осмыслена с разных сторон, в том числе и в качестве комплексного многоаспектного явления. О глобализации писали многие выдающиеся ученые с мировыми именами, экономисты, философы, политологи, социологи, историки. Все они – естественно, с учетом своих профессиональных задач и воззрений – вносили существенный вклад в наше понимание глобализации, ее характера, структуры, противоречий.
18 Однако рецензируемая книга имеет одно существенное отличие – она написана мыслителем, поместившим глобализацию в центр своих научных изысканий, человеком, посвятившим свои исследования, творчество и общественно-научную деятельность глобалистике как таковой, философом, благодаря которому глобалистика и исследования глобализации превратились в России не только в самостоятельную предметную область, но и в институциализированную сферу знания – с научной периодикой, семинарами, конференциями, энциклопедическими изданиями, ассоциациями исследователей и т.д. Настоящая рецензия – дань огромного уважения проф. А.Н. Чумакову, продолжающему последовательно и неуклонно трудиться над изуением проблем глобалистики, отстаивающему ее академический суверенитет, продвигающему важнейшие формы становления и развития глобалистики и теории глобализации.

Библиография

1. Чумаков А.Н. Культура в условиях глобальных трансформаций // Вестник Московского университета. 2011. Серия XXVII. Глобалиcтика и геополитика. № 1–2. С. 174–180.

2. Чумаков А.Н. Триосфера, эпометаморфоз и новые задачи глобалистики // Век глобализации. 2016. № 3. C. 3–15.

3. Chumakov A.N. Triosfera, jepometamorfoz i novye zadachi globalistiki [Triosphere, Epometamorphosis and New Problems of Global Studies] // Vek globalizatsii [Age of Globalization]. 2016. № 3. Р. 3–15. (In Russ.)

4. Chumakov A.N. Kul’tura v usloviiakh gobal’nykh transformatsii [Culture in the Context of the Global Transformations] // Vestnik Moskovskogo universiteta. 2011. Serija XXVII. Globalictika i geopolitika [The Moscow University Herald. 2011. Ser. XXVII. Globalistics and Geopolitics]. № 1–2. P. 174–180. (In Russ.)

5. Between Past Orthodoxies and the Future of Globalization: Contemporary Philosophical Problems / eds A.N. Chumakov, W.C. Gay. Leiden – Boston, 2016.

6. Chumakov A.N. Philosophy of Globalization. Selected articles. Мoscow, 2010.

7. Chumakov A.N. Philosophy of Globalization: 2nd ed. Selected articles. Мoscow, 2015.

8. Ilyin I. Contemporary World in the Mirror of Philosophy of Globalization // Chumakov A.N. Philosophy of Globalization. Selected articles: 3rd ed. Moscow, 2020. P. 10.

9. Jung H.Y. Doing Philosophy in the Age of Globalization (“ldquo; Mondialization”) // Human Studies. 2001. № 24. P. 337–343.

10. Laszlo E. Preface to the 2nd edition of the book // Chumakov A.N. Philosophy of Globalization. Selected articles: 2nd ed. Moscow, 2015. P. 30.

11. Robertson R. Introduction // Chumakov A.N. Philosophy of Globalization. Selected articles: 3rd ed. Moscow, 2020. Р. 34.

12. Zinkina J., Christian D., Grinin L. oth. A Big History of Globalization. The Emergence of a Global World System. Cham, 2019.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести