Международная научная конференция «Универсум Жана Бодена»
Международная научная конференция «Универсум Жана Бодена»
Аннотация
Код статьи
S013038640018581-7-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бобкова Марина Станиславовна 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Яковлев Матвей Евгеньевич
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
217-220
Аннотация

         

Классификатор
Получено
11.02.2022
Дата публикации
13.05.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
624
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 4–5 октября 2021 г. в Московском государственном институте международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел РФ (МГИМО(У) МИД РФ) состоялась Международная научная конференция «Универсум Жана Бодена». В 2020 г. исполнилось 490 лет со дня рождения этого известного французского мыслителя и политика XVI в. Этому событию и была посвящена встреча историков. Боден жил в сложную кризисную эпоху религиозных гражданских войн, и его политическая биография насыщена яркими событиями. Он был советником французского короля Генриха III Валуа и его брата герцога Франсуа Анжуйского, был генеральным прокурором города Лана. Анжерец играл значимую роль и в международной политике королевского дома Валуа: входил в состав нескольких французских посольств и выполнял важные дипломатические миссии в Польше и Англии.
2 Жан Боден оставил богатое творческое и научное наследие. Его перу принадлежат 10 новаторских для его эпохи трактатов по истории, теории государства и права, экономике, проблемам религии и общества, по натурфилософии. Именно он является автором теорий абсолютизма, прибавочной стоимости и, наконец, основоположником теории государственного суверенитета, которая и сегодня актуальна, о чем говорит целый ряд недавних событий на международной арене (например, движение за независимость Каталонии, Квебека, Шотландии, Тибета и др.).
3 О значительном интересе со стороны научного сообщества к идеям Бодена говорят сотни научных работ. И прошедшая конференция является убедительным подтверждением этому. В ней приняли участие ученые из Белоруссии, Великобритании, Германии, России, Франции, Украины. Для участия в онлайн формате зарегистрировалось более 150 человек, в том числе из Австрии, Греции, Испании, Канады, США.
4 Инициаторами проведения симпозиума выступили Центр истории исторического знания Института всеобщей истории (ИВИ) РАН и кафедра всемирной и отечественной истории МГИМО(У) МИД РФ.
5 С приветственным словом к участникам конференции выступили заместитель директора ИВИ РАН по научной работе, руководитель Отдела новой и новейшей истории д.и.н, проф. В.С. Мирзеханов и проректор по научной работе, декан факультета международных отношений МГИМО(У) МИД РФ к.полит.н., доц. А.А. Байков.
6 Работа конференции осуществлялась по следующим основным научным направлениям: политические и правовые теории Бодена; мракобесие или прагматика? Боден в «охоте на ведьм»; рецепция идей Бодена. Всего было заслушано и обсуждено 25 докладов.
7 В начале конференции состоялось чествование д.и.н., проф. В.И. Уколовой1, выступившей с открывающим работу конференции компаративным исследованием «Историописание в синхронном срезе», посвященном исторической роли Бодена в контексте развития западноевропейской интеллектуальной мысли. В.И. Уколова представила широкую макроисторическую картину истории знания о прошлом, открыв серию докладов, посвященных анализу исторических взглядов и политического языка Бодена.
1. Исполнилось 50 лет с начала научной деятельности Виктории Ивановны Уколовой, которая стала научным редактором перевода с латинского на русский язык первого трактата Ж. Бодена «Метод легкого познания истории», изданного в России в 2000 г. в серии «Памятники исторической мысли» издательством «Наука».
8 Продолжила конференцию руководитель Центра истории исторического знания ИВИ РАН, руководитель Оргкомитета конференции д.и.н., проф. М.С. Бобкова. Она рассказала о судьбах экземпляров трактатов Бодена, изданных в XVI–XVII вв. и находящихся на хранении в фондах российских библиотек. В этот период книги Бодена пользовались большой популярностью в Европе; издавались большими тиражами во Франции, Германии, Нидерландах, Бельгии; переводились на иностранные языки. А какова была судьба идей Бодена в России? Оказали ли они какое-нибудь воздействие на развитие общественно-политической мысли в нашем Отечестве? М.С. Бобкова проанализировала восприятия взглядов и книг Бодена и указала, что переосмысление его идей в контексте национальной истории в России началось позднее, чем в Европе. Наблюдается поразительный парадокс: хотя упоминания и исследования произведений Бодена были крайне редкими до начала ХХ в., в трех российских библиотеках хранятся богатые коллекции старых изданий его книг, датируемых XVI–XVII вв. М.С. Бобкова пришла к выводу, что читательская аудитория Бодена, была больше и шире, чем считалось ранее, и до сих пор не определена.
9 Тему «Боден и Россия» продолжил к.и.н. А.А. Рогожин (Орловский музыкальный колледж) анализом представлений князя Б.И. Куракина о «сувранстве», близких к знаменитой концепции суверенитета Бодена, выраженной в «Шести книгах о государстве». Но «сувранство», указал докладчик, в заметках князя имело отчетливо персонифицированный характер, что можно связать с особенностями восприятия «государства» в России. Куракинское «сувранство», основываясь на уже существовавшей практике перевода «суверенитета» как «самодержавия», вобрало эклектичный набор идей, почерпнутых из политических сочинений и дипломатической практики.
10 Д.и.н., проф. Т.В. Черникова (МГИМО (У) МИД РФ) исследовала взгляды Джильса Флетчера на сущность русского государства и пришла к выводу о фундаментальном их расхождении с позицией Бодена. В то время как для Бодена политическое единство и сильная власть в Московии первичны при формулировке исторической оценки, Флетчер видит в русском государстве исключительно нелегитимную тиранию, хотя, вероятно, и был знаком с трактатами своего французского современника.
11 К.и.н. О.В. Ауров (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РАНХиГС) рассказал о жизни и интеллектуальном наследии испанского современника Бодена – историка Хуана де Мариана. Докладчик отметил, что идея Бодена о государственном единстве под властью монарха параллельно формируется и в Испании как часть политики Филиппа III по преодолению традиционного регионализма, связанного с особенностями формирования Испанской империи. Хуан де Мариана в созданной им «Всеобщей истории Испании» предлагает расширенное понимание границ «Испании», включая, например, Португалию и Южную Италию.
12 Широкое обсуждение вызвал и доклад к.и.н. А.В. Доронина (Германский исторический институт, Москва), выдвинувшего гипотезу о принципиальном отрицании Боденом теории автохтонности, являющейся одной из составных частей просыпающегося национального самосознания европейских народов. На материале трактата «Метод легкого познания истории» он сформулировал сумму взглядов Бодена на проблему нациогенеза, убедительно доказав, что великий французский мыслитель одним из первых отказывается от конструирования идентичности построения истории от мифических первопредков и предлагает собственную теорию определения древности того или иного народа через особенности национальных языков и их родство с древними языками. Таким образом, единственным автохтонным народом, согласно Бодену, оказались евреи.
13 В выступлении Е.С. Захарова (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») отметила, что взгляды Бодена принципиально изменились от «Метода легкого познания истории» к «Шести книгам о государстве»: от конституционалистских к твердой абсолютистской позиции. Боден, написавший «Метод» для дидактических задач, а «Шесть книг» для практических, словно меняет маску историка на политического философа юридического толка. Конечно, на его тексты и решения повлиял контекст, окружение, в котором он жил и работал, наконец, политическая ситуация. Тем не менее разные цели создания работ могут изменять характер и содержание написанного.
14 Новаторский подход к пониманию биографии Бодена сформулировала д-р, проф. Софи Николь (Колледж св. Хью, Оксфордский университет). Исследовательница сравнила все 11 прижизненных изданий трактата Бодена «Шесть книг о государстве» и наглядно показала, как ключевые места сочинения изменялись вместе с политической позицией автора, что делает невозможным единую интерпретацию политических идей Бодена, эволюционировавшего от сторонника умеренной конституционной монархии до защитника абсолютизма. Доклад представляет весомое научное значение в контексте многолетних споров исследователей о сущности политических взглядов Бодена.
15 К проблеме терминологического осмысления текстов Бодена относится доклад к.и.н. Ю.Я. Вина (ИВИ РАН), подробно проанализировавшего значение понятия «Res Publica» в византийском праве и пришедшего к выводу о его синонимичности с понятием «государство».
16 Проф. Люсьен Олабиб (Университет Жан Мулен, Лион 3, Франция) рассмотрел политическую философию Бодена в контексте натурфилософии раннего Нового времени и показал механизм смены аристотелевской парадигмы политики платоновской.
17 На широчайшем сравнительном материале, представленном докладчиками, показывается включенность Бодена в общеевропейский процесс подъема национальных историографий, связь трактатов французского мыслителя с современными ему общественными дискуссиями.
18 Также одним из основных вопросов конференции, несомненно, стал вопрос влияния Бодена на современников и потомков, рецепция идей французского философа как во Франции, так и за ее пределами.
19 Д.С. Митюрёва (Тюменский государственный университет, ТГУ) изучила, как часто обращались к идеям Бодена, составив статистический обзор упоминаний и цитирований «Шести книг о государстве» в Британии конца XVI–XVII вв. Получившаяся выборка насчитывает более 300 сочинений, что подтверждает широкое внимание к трактату Бодена. Пик этого внимания пришелся на середину XVII в. – Английская революция пробудила в современниках интерес к теории государства.
20 Д-р, проф. Йона Дюро (Университет г. Сент-Этьен, Франция) предприняла амбициозную попытку доказать влияние идей Бодена на содержание пьесы Шекспира «Кориолан». По ее мнению, древнеримский сюжет «Кориолана» – своеобразная «маска» великого драматурга, скрывающая его позицию по политическим и экономическим вопросам, основанную, в свою очередь, на трактатах Бодена, с которыми Шекспир имел возможность познакомиться.
21 К.и.н. Г.И. Баязитова (ТГУ) проследила судьбу трактата Бодена «Шесть книг о государстве» («Шесть книг о республике») в Германии. Переведенное Иоганном Освальдом на немецкий язык под названием «Республика. Правильное настроение» данное произведение в дальнейшем фигурирует в немецком дискурсе под названием «Об общем управлении миром» и становится частью идеологии герцога Вюртемберга Фридриха I.
22 Адриан Гийо (Высшая нормальная школа Лиона, Франция) рассказал, как идеи Бодена претворялись в Испании – в 1590 г. был издан испанский перевод «Шести книг о государстве». Парадоксально, но труды Бодена, подозревавшегося в ереси и находившегося под явным влиянием отдельных постулатов и идей иудаизма, оказались востребованы в среде защитников католической ортодоксии, в частности Супремой. При этом богословские постулаты Бодена признавались сомнительными, но его взгляды на человеческую природу и устройство общества пользовались безусловным авторитетом.
23 В докладе «Генри Болингброк о методе Бодена» д.и.н. М.П. Айзенштат (ИВИ РАН) связала французского мыслителя времен религиозных войн с представителями английского Просвещения.
24 Серьезное внимание привлек доклад германского историка д-ра Андреаса Буллера (Штудгард, Германия), предложившего смелую гипотезу о связи идей Бодена с немецкой историографией в лице Вильгельма фон Гумбольдта. Сравнив взгляды двух мыслителей на сущность исторического процесса, Буллер пришел к выводу, что Боден является интеллектуальным предшественником Гумбольдта, а интеллектуальная дистанция между XVI и XIX вв. не столь велика: сходясь в общем понимании формы истории, мыслители расходятся лишь в частностях, например по женскому вопросу.
25 Широчайшее обсуждение в работе конференции вызвал труд Бодена по демонологии «Демономания колдунов», недавно переведенный на русский язык И.А. Сахарчуком (Издательство CHAOSSS/PRESS). Сам переводчик выступил с докладом, где показал новаторство данной работы Бодена для своего времени и отметил существенную дистанцию, разделяющую «Демономанию» и средневековую демонологию, что, по мнению докладчика, связано с интеллектуальным влиянием эпохи Возрождения.
26 Д.и.н. О.И. Тогоева (ИВИ РАН) подробнейшим образом разобрала решающее влияние «Демономании колдунов» на формирование английской демонологии XVI–XVII вв. Даже совершенно расходящиеся мнениями по вопросам колдовства король Яков I и Реджинальд Скотт прибегают к прямым заимствованиям из текста «Демономании».
27 В свою очередь, к.и.н., доц. Е.Д. Браун (Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС) обратилась к вопросу происхождения мифа о Войне Роз как о единой эпохе смут и беспорядков, повлиявшего на формирование мистической интерпретации исторических событий историками эпохи Тюдоров как единой цепи прегрешений правителей и Божьих кар.
28 К.и.н., доц. М.В. Третьякова (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет) сравнила взгляды на Реформацию Бодена и венецианца Джакомо Соранцо, попытавшись проанализировать причины, побудившие первого высказаться в защиту веротерпимости, а второго – решительнейшим образом отвергнуть Реформацию.
29 Подводя итог, следует отметить, что изучение столь значимой и многогранной фигуры, как Жан Боден, не может быть исчерпано одной конференцией. Однако прошедший симпозиум свидетельствует об актуальности проблем боденистики в России и мире. По итогам работы конференции готовится к изданию коллективный труд.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести