«Сендеро Луминосо» в Перу: террор и есть революция
«Сендеро Луминосо» в Перу: террор и есть революция
Аннотация
Код статьи
S013038640019687-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Щелчков Андрей Аркадьевич 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
134-148
Аннотация

Советско-китайский раскол в международном коммунистическом движении в 60-е годы ХХ в. привел к появлению практически во всех странах маоистских коммунистических партий, большинство которых вышло из состава традиционных компартий. В ряде мест маоизм получил бóльшую поддержку, чем промосковские партии, в частности в Перу, где маоистское движение демонстрировало массовость и политическую силу. Внутри этого движения сформировалось радикальное, догматическое крыло, абсолютизировавшее насилие как единственный метод политической борьбы. Компартия Перу «Сендеро Луминосо» (Сияющий путь) ввергла страну в десятилетнюю гражданскую войну с многотысячными жертвами. Статья посвящена анализу идеологии и политической практики данного движения, представлявшего проект воинствующего тоталитарного эгалитаризма и левой террористической диктатуры. «Сендеро Луминосо» представляет собой экстремальный политической проект, объяснения которого требуют не только политического и социального, но и психологического подхода. Партия «Сендеро Луминосо» выросла из кружка изучения идей Х.К. Мариатеги в 1960-е годы в мощное подпольное повстанческое движение в 1970–1980-е годы, сумевшее порой с успехом противостоять перуанскому государству со всем его аппаратом насилия, армией и полицией. В основу тактики движения была положена концепция «длительной народной войны» и окружения города деревней, а на практике – всеобъемлющее насилие, объявленное главной творческой силой революции. Маоистская идея «служения народу» и самопожертвования революционеров смогла захватить значительные группы молодежи, прежде всего студентов, самоотверженно отдававших себя делу сендеристской революции. Сверхконспиративность и отказ от массовости движения сделали на долгие годы неуязвимым руководство партии во главе с Абимаэлем Гусманом. Развязанная сендеристами гражданская война поставила на грань коллапса перуанское государство, став отправной точкой политических и экономических реформ неолиберального типа, получивших значительную общественную поддержку, объяснимую только шоком от предлагаемого сендеристами левого проекта.

Ключевые слова
маоизм, Перу, террор, «Сендеро Луминосо», Абимаэль Гусман, левый экстремизм, гражданская война, коммунистическое движение, Х.К. Мариатеги
Источник финансирования
Статья написана при поддержке РНФ, проект № 19-18-00305 «Коминтерн в Латинской Америке: исторические традиции и политические процессы».
Классификатор
Получено
13.02.2023
Дата публикации
30.04.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
405
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 В отечественной историографии нет специальных работ о гражданской войне в Перу в 80-е годы ХХ в. и о движении «Сендеро Луминосо» (Сияющий путь), за исключением очерков об этом в рамках общих работ по общественно-политическим движениям и партиям в Латинской Америке1. Драматические события в Перу приходились на сложные для нашей науки годы: вторая половина 1980-х–1990-е. Естественным для того времени был ограниченный доступ к информации, часть которой даже в Перу тогда не была достоянием общественности. Это в значительной степени объясняет, почему движение «Сендеро Луминосо» (СЛ) тогда рассматривалось исключительно как террористическая организация, игнорировались политические и идейные характеристики этого явления. Только после создания «Национальной комиссии правды и примирения» были опубликованы многие документы, свидетельства, позволившие исследовать особенности этой кровавой гражданской войны.
1. Ивановский З.В. Ультралевые партии и организации Латинской Америки: изменения в идеологии и политике // Латинская Америка 80-х годов. Партийно-политическая структура стран региона / отв. ред. З.В. Ивановский. М., 1989. С. 51–54; Его же. Ультралевый терроризм в Перу // Латинская Америка: политические партии и социальные движения / отв. ред. Ю.И. Визгунова, Б.М. Мерин, З.В. Ивановский, А.Ф. Шульговский. Т. 2. М., 1994. С. 52–68.
2 Истоки создания компартии «Сендеро Луминосо» восходят к советско-китайскому конфликту начала 1960-х годов. В Перу, в отличие от других стран Латинской Америки, в коммунистическом движении преобладание получили маоисты. Внутри старой компартии2 сложились две крупные фракции, борьба которых привела к ее расколу. Группы стали называться по своим газетам: маоисты – «КПП-Красное знамя», а промосковская фракция – «ПКП-Единство»3. Побывавший в 1964 г. в Перу итальянский коммунист Ренато Сандри писал в отчете в Москву о положении в коммунистическом движении Перу в связи с прокитайским расколом в партии: «Сначала аргументами их агитации были два: морализация партии, требование, чтобы источники ее финансирования были бы сообщены публично, находились под контролем ЦК, обвинение некоторых руководителей в растрате. Во-вторых, необходимость не занимать позиции в полемике Москва – Пекин, а проводить перуанскую политику»4.
2. Промосковская партия называлась Перуанская коммунистическая партия (ПКП), а отколовшиеся маоисты – Коммунистической партией Перу (КПП). Последние много раз переживали расколы и меняли названия.

3. Сапата А. Марксизм в Перу, 1930–1990 // Латиноамериканский исторический альманах. 2020. № 26. С. 235.

4. Поездка Сандри в Уругвай, Аргентину, Чили, Перу, Мексику 1964 г. // Российский государственный архив новейшей истории (далее – РГАНИ). Ф. 5. Оп. 50. Д. 598. Л. 63.
3 В ноябре 1963 г. лидеры прокитайской фракции в партии Хосе Сотомайор и Мануэль Сория отправились в Пекин, где попросили совета: оставаться в рядах старой партии или создать новую. В Пекине они встречались почти со всеми высшими руководителями Коммунистической партии Китая (КПК), а их вопросы обсуждались на совещании постоянных членов политбюро КПК. Китайцы рекомендовали создавать свою компартию, но через получение контроля над старой партией при исключении всех промосковских руководителей как ревизионистов. Делегатов принял Мао Цзедун, который заявил: вы хотите начать народную войну, так это не сложно – надо просто решиться5.
5. Sotomayor Pérez J. ¿Leninismo o maoísmo? Lima, 2009. P. 23–28.
4 В конце 1963 г. в Политкомиссии партии четверо из восьми членов высказались за пропекинский курс, а молодежная организация почти в полном составе была за маоистами. Оппозиция курсу традиционных левых, прежде всего в Перуанской компартии, зародилась в молодежной организации партии. В городе Айякучо, ему было суждено стать ареной самых драматических событий гражданской войны, в начале 1960-х в молодежной коммунистической организации появилось левое оппозиционное крыло, в которое входил Абимаэль Гусман, будущий лидер «Сендеро Луминосо»6.
6. Guzmán A., Yparraguirre E. Memorias desde Némesis. [S.l.], 2014. P. 42.
5 В конце 1965 г. «КПП-Красное знамя» официально признала себя маоистской партией, приняв все маоистские догмы, как-то: Перу не просто зависимая, а полуколониальная страна; главной силой революции будет крестьянство; «народная война» и «окружение города деревней»; главная форма революционной организации – народная армия. Прокитайскую партию поддержали также кубинцы, от которых она получала материальную помощь7.
7. Международный отдел в ЦК КПСС от 15 июля 1964 г. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 50. Д. 600. Л. 133.
6 В 1966 г. произошел первый раскол внутри маоистки ориентированной партии. Группа во главе с Сотомайором образовала Компартию (марксистко-ленинскую), которая отошла от маоизма, став своего рода заповедником сталинизма. В 1967 г. разногласия внутри партии маоистов привели к выходу из «КПП-Красное знамя» группы, образовавшей «КПП-Красная родина»8. Следующий раскол внутри маоистов имел самые серьезные последствия для страны – речь идет о движения «Сендеро Луминосо». В Университете Уаманги9 из маоистской «КПП-Красное знамя» выделилась группа «Красная фракция», заявившая о приверженности наследию создателя компартии Перу Х.К. Мариатеги10. Эта группа ставила задачу непосредственной подготовки революции. На ее основе в 1970 г. была создана Коммунистическая партия Перу «Сендеро Луминосо» (КПП-СЛ). Новая партия заявляла, что следует «сияющему пути Мариатеги», и стандартно обвиняла других маоистов в «ревизионизме»11. Однако в «КПП-Красное знамя» осталось большинство членов партии, в том числе и в крестьянских организациях, что было важно для маоистов, видевших в крестьянстве силу и орудие революции. «Красная фракция» во главе с Гусманом доминировала в Айякучо. Весь этот процесс размежевания Гусман называл «восстановлением компартии», созданной Мариатеги, завершившийся созданием «Сендеро Луминосо»12.
8. Партия «КПП-Красное знамя» не пережила бурных 1980-х годов в отличие от «КПП-Красной родины», которая по сей день активно действует. Например, главный профсоюз учителей страны находится под контролем этой партии. См.: Dorais G. La crítica maoísta peruana frente a la reforma agraria de Velasco (1969–1980) // IEP documento de Trabajo, 167. Documento de Política, 8. Lima, 2012. P. 12.

9. Университет Сан Кристобаль, или Университет Уаманги, находится в г. Айякучо, столице одноименного департамента, в центре провинции Уаманга.

10. Хосе Карлос Мариатеги (1894–1930) – выдающийся перуанский мыслитель, основоположник так называемого «латиноамериканского марксизма», основатель Социалистической партии, преобразованной после его смерти в Коммунистическую партию Перу. В своих работах отводил большую роль в революции крестьянству, что совпадало с идеями Мао об «окружении города деревней», считал возможным быстрый переход к социализму с опорой на общинные традиции индейского крестьянства, за что его критиковали в Коминтрене за «народнический уклон».

11. Jiménez B. Inicio, desarrollo y ocaso del terrorismo en el Perú: el ABC de Sendero Luminoso y el MRTA ampliado y comentado. T. 1. Lima, 2000. P. 49–50.

12. Guzmán A., Yparraguirre E. Op. cit. P. 160.
7 Особое место в истории создания партии занимает Университет Уаманги, основанный в 1959 г. В новый университет приехали преподаватели, многие из которых придерживались левых убеждений. Одним из них был профессор философии Абимаэль Гусман.
8 Лидер сендеристов А. Гусман (председатель Гонсало) был членом компартии с 1958 г. В 1965 г. он побывал в КНР, где изучал маоистскую доктрину и даже прошел военные курсы в Нанкине. В 1967 г. как представитель маоистской КПП отправился на съезд Албанской партии труда, где Энвер Ходжа говорил о необходимости воссоздания «антиревизионистского» Коммунистического интернационала. В тот же год Гусман снова съездил в Китай, который переживал драматические дни «культурной революции», чтобы по заданию партии договориться с китайцами о возобновлении финансовой поддержки, которую КПК вдруг прекратила. Однако уже в Китае Гусману передали мнение Мао, что такая поддержка – проявление ревизионизма, и партия, чтобы что-то значить, должна уметь существовать самостоятельно.
9 По возвращении в Перу в 1967 г. Гусман на базе Университета Уаманги развернул агитационную деятельность, сумев привлечь на свою сторону не только студентов, но и большинство преподавателей. В 1973 г. он переселился в Лиму, ставшую командным пунктом партии, но центр идеологической активности оставался в Айякучо. В среде перуанских маоистских и в целом левых партий партия Гусмана в 1970-е годы считалась «бедным родственником из провинции», а имя Мариатеги использовалось ею для позиционирования себя как единственно легитимной партии, наследницы исторической КПП13.
13. Asencios D. La ciudad acorralada. Jóvenes de Sendero Luminoso en la Lima de los años 80 y 90. Lima, 2016. P. 40.
10 В это время в стране резко увеличилось число учащихся в системе высшего образования, когда студентами становились не только выходцы из привилегированных классов, но и из народных низов, в том числе и крестьяне, всегда рассматривавшие университетское образование как предпосылку к социальному восхождению и мобильности. Если в год открытия университета там обучалось всего 228 студентов, то в 1968 г. уже 1500, а в 1971 г. – 3319, в 1980-е – 6 тыс.14 Студенты «нового типа» оказались легкой добычей маоистской пропаганды. Именно студенты и преподаватели Университета Уаманги, а также школьные учителя, имевшие отношение к этому университету, составили основу КПП-СЛ. Как показало исследование Д. Чавеса де Паса, среди арестованных за терроризм (за принадлежность к СЛ) в конце 1980-х годов большинство были выходцами из провинциальной обедневшей и терявшей статус элиты. Из них 35,5% были с университетским образованием15. Университет стал «кузницей» и главным источником кадров СЛ.
14. Comisión de verdad y reconciliación. Informe final. T. I–II. Lima, 2003. T. I. P. 75.

15. Chávez D. Juventud y terrorismo. Características sociales de los condenados por terrorismo y otros delitos. Lima, 1989. Р. 10, 35.
11 В 1970–1972 гг. в Айякучо сендеристы создали «Центр интеллектуальных работ Мариатеги», объединивший студентов и преподавателей Университета Уаманги. Они почти подпольно собирались и изучали труды Мариатеги и классиков марксизма. Число участников постепенно росло. Происходила глубокая индоктринация студентов под руководством Гусмана в духе маоизма. Мариатеги занимал второе после Мао место в идейном багаже сендеристов. Гусман в интервью в 1988 г. заявил, что если бы Мариатеги был жив, то наверняка был бы маоистом16. В 1968 г. Гусман прочитал в Университете Уаманги лекцию «Понять Мариатеги», в которой изложил многие пункты своего мировоззрения. Он представил Мариатеги непререкаемым, ортодоксальным марксистом, а себя – единственным продолжателем его дела. Повторяя идеи Мао, Гусман убеждал студентов: «Если вы хотите стать революционерами, то должны слиться с массами, работать с ними, чувствовать и думать, как они. В этом процессе я должен снять галстук, спуститься со своего социального статуса к массам, стать как они, и только тогда, в святой час, я стану революционным интеллектуалом. Это касается всех нас»17.
16. Cabrera Morales F. Los discursos del incendio Semifeudalidad, maoísmo y campesinado en Sendero Luminoso, 1980–1990 // Revista de la Red de Intercátedras de Historia de América Latina Contemporánea. Córdoba (Argentina), 2019. № 10. URL: >>>> (дата обращения: 22.11.2021).

17. Цит. по: Portocarrero G. Profetas del odio: raíces culturales y líderes de Sendero Luminoso. Lima, 2012. P. 28.
12 Гусман заявлял о полной схожести идей Мао и Мариатеги, точнее о его собственном вкладе в развитие идей Мариатеги в сторону маоизма. Надо признать, что именно взгляд Мариатеги на перуанскую действительность и его идея об особенностях перехода к социализму индейских общинных крестьян хорошо сочетались с доктриной маоизма. Если Мариатеги дал анализ перуанской действительности, то Мао дал «стратегию ее изменения»18. Решения IV пленума КПП-СЛ указывали: «Мариатеги смог применить марксизм-ленинизм к конкретной ситуации страны и Латинской Америки. Мы идем по пути Мариатеги, который остается верным во всей своей полноте. За ним следуют все настоящие перуанские революционеры, а также пролетарские революционеры, борющиеся под знаменами марксизма-ленинизма – идей Мао Цзэдуна»19. Суть единства идей Мао и Мариатеги, по мнению Гусмана, состояла в том, что оба признавали некапиталистический характер общества, которое предстояло преобразовать в ходе революции. Революция должна была опираться на крестьянство в его борьбе за землю против помещичьей собственности. По его мнению, и Мариатеги, и Мао говорили о крестьянском восстании, о революции, в которой буржуазия будет союзником, что соответствовало маоистской теории «новой демократии»20.
18. Galway M. Global Maoism and the Politics of Localization in Peru and Tanzania // Left History. 2013. Vol. 17. № 2. Р. 17.

19. Guzmán A., Yparraguirre E. Op. cit. P. 375–376.

20. Portocarrero G. Op. cit. P. 30.
13 Важно отметить, что обращение к Мариатеги и его «индеанистскому» подходу к инкским традициям и протокоммунистическим инстинктам индейского общинного крестьянства не привело сендеристов к идее о национально-этническом особенном пути движения к социализму. Ни в одном из воззваний, обращений или программе не было призывов или лозунгов, направленных к крестьянам, пойти по особому индейскому, «андскому пути». Сендеристы всегда говорили о классовой борьбе, интернационализме, антиимпериализме и руководящей роли партии21.
21. Galway M. Op. cit. Р. 15.
14 На всех этапах деятельности СЛ в ее рядах преобладали исключительно студенты, преподаватели и, что очень важно для понимания методов проникновения в массы, школьные учителя22. Из 120 профессоров Университета Уаманги 30 побывали в Китае. В этом университете «Красная книга» цитат Мао стала «священным писанием», ее изучение было включено в обязательный курс. Гусман в университете был непререкаемым авторитетом.
22. Degregori C. Qué difícil es ser Dios. El Partido Comunista del Perú – Sendero Luminoso y el conflicto armado interno en el Perú: 1980–1999. Lima, 2010. P. 90.
15 Гусман не видел нужды в долгой и поступательной работе в крестьянских организациях, а считал необходимым немедленно перейти к вооруженной борьбе, которая сама по себе мобилизует крестьян. Он не верил в возможность перерастания профсоюзной борьбы крестьян в вооруженное восстание. Сендеристы считали, что народная война должна привести их к власти, что не только позволит построить в стране новое общество, но и создать нового человека, примером которого являются члены партии. Новое государство будет базироваться на народном участии и эгалитарных ценностях.
16 На момент отделения в СЛ состоял 51 человек по всей стране, из них 12 – в Айякучо23. Гусман исходил из концепции вертикально управляемой партии, кадровой организации пролетарской революции, максимально узко понимаемой как объединение профессиональных революционеров, бойцов: «наша партия – это партия масс, но не состоит из масс… Наша партия – это партия преданных членов, руководителей, это машина войны»24, т.е., по мнению Гусмана, партия должны стать руководителем масс, а не массовой партией25.
23. Comisión de verdad y reconciliación. T. II. P. 26.

24. Цит. по: Gurmendi A. Conflicto armado en el Perú. La época del terrorismo bajo el derecho internacional. Lima, 2019. P. 10.

25. Guzmán A., Yparraguirre E. Op. cit. P. 376.
17 Все же крестьянство оставалось главным действующим лицом будущей революции, и Гусман вместо профсоюзной работы и долгой пропаганды предлагал иную схему агитации. В период войны такой агитацией было насилие, а в период подготовки войны он разработал вполне успешную вертикальную систему: партия опирается на университетских преподавателей, которые создают кружки из студентов, а те, в свою очередь, ведут работу с сельскими школьными учителями, последние через учеников и напрямую действуют в крестьянской среде.
18 Решение о начале непосредственной работы в массах было принято на III пленуме ЦК КПП-СЛ в 1973 г. Для этого предлагалось образовывать «создаваемые партией организации» (organismos generados) для активного участия в общественной борьбе, т.е. открытые для всех симпатизирующих молодежные, женские и прочие группы, задача которых состояла в усилении влияния партии в обществе26. Организации строились по единым принципам:
26. Сапата А. Указ. соч. С. 239–240.
19 – признавать идеи Мариатеги, что было синонимом принятия идеологии КПП-СЛ;
20 – быть массовой организацией, т.е. члены не должны состоять в партии, а быть лишь симпатизирующими, готовыми идти за партией;
21 – следовать принципу демократического централизма, что позволяло без пререканий исполнять указания партии.
22 Такими были: Классовое движение кварталов (Movimiento Clasista Barrial), Народное женское движение (Movimiento Femenino Popular), Классовое движение рабочих и трудящихся (Movimiento de Obreros y Trabajadores Clasistas), Движение бедных крестьян (Movimiento de Campesinos Pobres) и многие другие, созданные позже в ходе войны27.
27. Comisión de verdad y reconciliación. T. II. P. 28.
23 Гусман помимо тезиса о «затяжной народной войне» особое место в теории уделял идее Мао о «бюрократическом капитализме» как характеристике китайского и других отсталых и зависимых обществ. Как всякий эпигон маоизма, Гусман тщательно подбирал в перуанской действительности факты и явления, которые могли быть сравнимы с примерами, приводимыми в работах Мао применительно к Китаю. Наличие совпадений позволяло сделать вывод о прямом соответствии перуанской действительности рецептам Мао. Десаррольистские и реформистские планы военного правительства Веласко Альварадо представлялись Гусманом как самое достоверное подтверждение тезиса Мао о «бюрократическом капитализме». Компрадорскую буржуазию в концепции Мао Гусман связывал с термином меркантилистской буржуазии в работах Мариатеги. В концепции Мао о «бюрократическом капитализме» сендеристы нашли наиболее адекватный ключ для интерпретации перуанской действительности28.
28. Guzmán A., Yparraguirre E. Op. cit. P. 110–113.
24 Партия декларировала приверженность марксизму-ленинизму-маоизму, а также «идеям тов. Гонсало», т.е. А. Гусмана, который максимально упрощал марксистские постулаты и механистически применял их к текущей политике, сводя весь марксизм к одному закону диалектики – закону противоречий. Он утверждал универсальность тактики народной войны и в городе, и в деревне. Партия же виделась им как милитаризированная организация, как образец будущего милитаризированного общества, казарменного социализма. Как верный последователь Мао, Гусман говорил о «культурных революциях» в будущем, уже после прихода к власти29.
29. Comisión de verdad y reconciliación. T. II. P. 25.
25 Пришедшие к власти военные реформисты во главе с Веласко Альварадо провели аграрную реформу в 1969 г., что радикально изменило социальную ситуацию на селе. Тем не менее Гусман продолжал делать ставку на развертывание народной войны в деревне против рабства и полуфеодализма. В 1977 г. ЦК КПП-СЛ провел 2-е собрание organismos generados, где был проанализирован уровень подготовки к началу вооруженной борьбы и выдвинут лозунг «построения партии народной войны». Четверо партийцев, возглавлявших organismos generados, побывавших в сельских районах, заявили, что там нет ни обострения классовой борьбы, ни признаков феодализма. За это откровение их тут же исключили из партии, Гусман не собирался пересматривать свою стратегию революции. Для централизации контроля Гусман создал так называемый Постоянный комитет, который принимал все политические и военные решения. В его состав входило всего три человека: Гусман, его будущая вторая жена Елена Ипаррагирре (тов. Мириам) и тогдашняя его жена Аугуста Ла Торре (тов. Нора), позже она погибла при загадочных обстоятельствах30. Именно этот комитет должен был принять решение, когда конкретно надо начинать «народную войну».
30. Сендеристы говорили, что она покончила жизнь самоубийством, и отказались выдать тело полиции, тайно захоронив его. Пресса и полиция подозревала в ее убийстве Гусмана.
26 Основная деятельность партии концентрировалась в Айякучо, но и в других районах страны стали появляться сендеристские группы. В Лиме с приездом сюда Гусмана с 1973 г. начали действовать небольшие группы сендеристов, которые создавали кружки по изучению наследия Мариатеги, женские группы, там действовал Центр рабочего самообразования. В 1975 г. сендеристская парторганизация в Лиме была обвинена в обреризме31 и увлечении профсоюзной борьбой. Тогда эта столичная организация, или «большевистская фракция», как они себя называли, была исключена из партии за «левое ликвидаторство», так как не следовала маоистской доктрине окружения города деревней и народной войны. В Лиме не все сендеристы единодушно приняли лидерство Гусмана, слово которого не должно было оспариваться. Там образовалась новая диссидентская группа, которую назвали правооппортунистической, так как она предлагала принять участие в выборах 1980 г. В 1979 г. эту группу изгнали из партии.
31. Обреризм (от испанского obrero – рабочий) – термин латиноамериканских марксистов, характеризующий политическое течение, делающее исключительную ставку на рабочий класс, преуменьшающий важность классовых союзов и учета интересов других угнетенных классов.
27 Чтобы привлечь на свою сторону индейское крестьянство, сендеристы пытались использовать «инкские мифы и представления», интерпретируя их с точки зрения городской метисной интеллигенции: они говорили, что их лидер Гусман является очередным воплощением вернувшего Инки – Инкарри. В этой парадигме они называли Гусмана «Пукаинти» – «Красное солнце», что, по мысли сендеристов, удачно совмещало инкский культ солнца и маоистские пропагандистские картинки времен «культурной революции», представлявшие Мао воплощением солнца32.
32. Galway M. Op. cit. Р. 19.
28 В 1979 г. IX пленум ЦК партии принял план войны в шесть этапов, которому сендеристы действительно следовали с 1980 по 1999 г.: первый – начало вооруженной борьбы (май–декабрь 1980 г.); второй – развертывание партизанской войны (январь 1981 – январь 1983 г.); третий – завоевание опорной базы (май 1983 – сентябрь 1986 г.); четвертый – укрепление опорных баз (ноябрь 1986 – июль 1989 г.); пятый – подготовка опорной базы к захвату власти (август 1989 – август 1992 г.); шестой – переход к захвату власти (сентябрь 1992 (арест Гусмана) – ноябрь 1999 г.)33.
33. Comisión de verdad y reconciliación. T. II. P. 32.
29 Народная война, по версии Гусмана, была не социалистической, а демократической революцией, преследующей цели борьбы с остатками феодализма, помещичьего класса и бюрократического капитализма, не покушаясь на права национальной буржуазии, – все в духе маоистского тезиса о «новой демократии». Как писал перуанский исследователь Г. Портокарреро, тезис о «полуфеодальных отношениях» в Перу не был уж настолько ошибочен, если рассматривать образ жизни и расово-классовые отношения в перуанской Сьерре, но абсолютно не соответствовал реальности в отношениях собственности и производства34. Однако в сельском хозяйстве после реформы возникли другие противоречия, которыми сендеристы воспользовались.
34. Portocarrero G. Op. cit. P. 44.
30 С 1980 г. сендеристы перешли к вооруженной борьбе, развязав террор в районе Айякучо. Их не смущало, что это решение находилось в полном диссонансе с главным общественно-политическим трендом в стране, с переходом к демократии и конституционному процессу после долгих лет военного режима. В сентябре 1979 г. партия выпустила воззвание «Развиваем растущий народный протест», в котором заявляла, что в стране сложилась революционная ситуация, а во всем мире шло «наступление мировой революции»35.
35. Comisión de verdad y reconciliación. T. II. P. 29.
31 В апреле 1980 г. на собрании военных кадров партии Гусман был провозглашен «вождем революции». Сендеристы теперь на китайский манер называли его «председателем Гонсало», «маяком мировой революции». Тогда их численность составляла 520 человек, а в период максимального напряжения в 1990 г. – 270036. Цель народной войны – создание в Перу Народной республики новой демократии37.
36. Ibid. P. 23.

37. Guzmán Reinoso A. De puño y letra. Lima, 2009. P. 14.
32 Первой акцией сендеристов было нападение 17 мая 1980 г. на избирательный участок в Чусчи (Айякучо), где в знак отрицания демократии и перуанского государства они сожгли бюллетени и разгромили участок. Нападавших быстро задержала полиция. В последующие недели и месяцы постоянно происходили акции саботажа и террора: взрывали линий электропередач, убивали полицейских. На этом этапе сендеристы стремились захватить оружие, так как пока они действовали как «вооруженные отряды без оружия». Они получали от горняков ворованный на рудниках динамит, захватывали оружие у полиции, обеспечивая материальную базу для длительной партизанской войны. Все это были подготовительные мероприятия к «народной войне». Гражданская война, начатая сендеристами, сотрясала Перу до 1992 г.: с 1980 по 1992 г. в этой войне погибло около 70 тыс. перуанцев38.
38. Comisión de verdad y reconciliación. T. I. P. 55.
33 Согласно идеям Гусмана, следовало провоцировать «помещичье-бюрократическое государство» применить силу против крестьян, побудить армию к жестким репрессиям и даже геноциду, что должно было вызвать ответную реакцию крестьян, которые пойдут за сендеристами, организуя сопротивление. Гусман делал ставку на эскалацию насилия с двух сторон и максимальное вовлечение масс в вооруженное противостояние. Насилие и хаос не могли автоматически привести сендеристов к власти, и Гусман это понимал. Он надеялся создать нетерпимое положение в стране, когда государство было бы неспособно контролировать порядок и удерживать власть и само бы развалилось, либо спровоцировало бы прямое вмешательство США, что превратило бы партизанскую и террористическую войну в национально-освободительную.
34 Движение стремилось к тому, чтобы его акции имели и символическое значение, базирующееся на китайских, маоистских риторических оборотах. Так, осуждая «восстановление капитализма» в Китае после смерти Мао, сендеристы в Рождество 1980 г. (26 декабря день рождения Мао) в Айякучо повесили собак на электрических фонарях. Акция была жестокой и бессмысленной: трупы животных сопровождали плакаты «Дэн Сяопин – грязная собака», а его мало кто знал в Перу в то время39.
39. Degregori C. Op. cit. P. 89.
35 Главной трудностью, с которой столкнулись сендеристы в своей войне, было отсутствие, собственно, естественного классового врага – помещиков-латифундистов, их не стало в результате аграрной реформы, проведенной военными. Тогда месть сендеристов пала на зажиточных крестьян, торговцев и представителей власти, их убивали как классовых врагов. В районах, где сохранились крупные капиталистические сельские предприятия, объединявшие в производственном цикле индейские общины, именно в это время стало расти недовольство крестьян низкими доходами и коррупцией общинного начальства. Расправа сендеристов с ненавистным общинным и поместным начальством, раздача скота и других запасов крестьянам первоначально приветствовались селянами. В провинции Апуримак, ставшей в 1980-е годы опорной базой КПП-СЛ, аграрная реформа из-за саботажа местной бюрократии проводилась крайне медленно, земля все еще оставалась в руках помещиков. В эти годы здесь происходили массовые захваты поместий крестьянами, на что власти отвечали репрессиями. Этой ситуацией не могли не воспользоваться сендеристы, в ряды которых вступили лидеры крестьянских федераций региона. Первоначально казалось, что тактика сендеристов эффективна.
36 Сендеристы физически устраняли представителей местных властей, под угрозой террора выдавливали чиновников из сельской местности и создавали там свои «народные» органы, считая их основой государства «новой демократии». «Комитеты параллельной народной власти» на местах определяли врагов и уничтожали их, поддерживали систему связи и информирования партии. Они же получали финансовую поддержку от наркопроизводителей, с которыми у сендеристов существовал временный негласный военный союз40.
40. Comisión de verdad y reconciliación. T. I. P. 94.
37 Сендеристы расправлялись и с простыми жителями, руководствуясь так называемым «народным судом», убивая «врагов» и «плохих людей». Им удалось достичь определенных успехов: в некоторых районах вся полиция сбежала. Сендеристы угрожали и убивали местных чиновников, добиваясь доминирования в конкретном регионе, а после контратаки военных переходили к оборонительным действиям, уходя в подполье.
38 Декларируя маоистскую тактику окружения города деревней, сендеристы вовсе не были крестьянским движением, они рассматривали крестьянство как своего рода расходный материал, делая ставку на «профессиональных революционеров». Сендеристы мало вникали в потребности крестьян и их настроения, действуя в рамках своих теоретических построений. Все-таки это было не аграрное движение, а дело молодых горожан, интеллигентов и студентов, которые в своих военных планах не учитывали главного для любого опирающегося на крестьян движения – графика сезонных сельских работ: селяне выказывали крайнее недовольство, когда их передвижение между своими участками ограничивалось военными действиями. Желая лишить города продовольствия, сендеристы решили запретить крестьянам продавать продукты в города и даже сеять больше, чем было надо для собственного потребления (запретили рынки и ярмарки, поездки в города), что настроило против них всех селян. В результате крестьяне восстали против самих сендеристов. Но вооружены они были вилами и ножами, а им противостояли бойцы с автоматами и бомбами. Сендеристы уничтожали всех, кто противился их действиям.
39 Следует отметить особое участие женщин в движении. Сам Гусман был окружен женщинами, которые входили в узкий круг руководства. Многие отряды возглавляли молодые женщины. В целом, многочисленными были именно женские организации, причем среди членов было немало представительниц лучших семей Лимы, образованных и видевших мир. В прессе писали о невероятной жестокости женщин-сендеристок. Именно женщины приводили в исполнение приговоры «врагам народа» в деревнях и поместьях во время так называемых «народных судов». Они же безропотно шли на самопожертвование. Женщины играли важную роль в организации террора. Все это создавало мифы и домыслы о какой-то дьявольской силе Гусмана, державшего чуть ли не гипнозом в повиновении этих женщин41. Пресса с ужасом писала об убийцах-женщинах с неизменным сексуальным подтекстом. Вторая жена Гусмана, товарищ Мириам, возглавила Женское народное движение, игравшее важную роль в организации военных акций и в пропаганде.
41. Kirk R. Grabado en piedra. Las mujeres de Sendero Luminoso. Lima, 1993. Р. 17.
40 В мае 1981 г. партия потребовала от своих членов самопожертвования – так называемой «квоты кровью». Партийцы клялись отдать жизнь за революцию, которую можно было осуществить только через большую кровь. Сендеристы действительно с большим презрением относились к опасностям, грозящим их жизни, но с еще большим – к жизням других. Убийство в результате налета на деревню или террористического акта в городе оправдывалось ими как действие во имя блага народа и революции, а жертвы были классовыми врагами, недостойным сочувствия. Надо признать, что преданность клятве сендеристов удивляла многих, кто сталкивался с ними уже после их арестов.
41 В марте 1982 г. в Уаманге в результате захвата тюрьмы города Айякучо все арестованные были освобождены. Расположенные недалеко в казармах военные даже не решились покинуть их для противостояния партизанам, ожидая указаний из Лимы42. После этой акции о СЛ громко заговорили на национальном уровне, хотя прежде их действия воспринимались как локальные беспорядки.
42. Rénique J.L. La voluntad encarcelada: las “luminosas trincheras de combate” de Sendero Luminoso del Perú. Lima, 2003. P. 13.
42 С 1982 г. сендеристы стали проводить политику очистки сельской местности от «врагов народа». В глазах крестьян она была слишком жестокой, так как представители властей не были столь плохи, чтобы их расстреливать: «наказывай, но не убивай»43. Когда правительство убедилось, что полиция проиграла битву с СЛ, была привлечена армия, которая не отличалась деликатностью. В январе 1983 г. в район Айякучо вошла армия. Произошла милитаризация всего конфликта. С обеих сторон были совершены чудовищные преступления. Сразу же изменилась статистика жертв конфликта: число убитых в 1982 г. выросло с 151 человека до 228244. По данным «Национальной комиссии правды и примирения», 37,26% жертв этой войны лежат на совести военных, полиции и антисендеристского ополчения45. Армия занимала Айякучо и Апуримак 15 лет. Жестокие и массовые репрессии армии против журналистов, крестьян, студентов, заподозренных в сотрудничестве с сендеристами, вызвали протесты защитников прав человека. Война в Айякучо стала настоящей проблемой государства ввиду опасности ее распространения на территорию всей страны, вызывая и симпатии к повстанцам, и ужас перед ними.
43. Degregori C. Op. cit. P. 191.

44. Rénique J.L. Op. cit. P. 60.

45. Comisión de verdad y reconciliación. T. I. P. 56.
43 С тех пор, как армия начала противостоять сендеристам, последние стали называть свои отряды «Народной партизанской армией». Хотя противоречий между крестьянами и сендеристами было немало, массированные репрессии полиции и армии, без разбора убивавшие всех подозрительных из-за панического страха перед повстанцами, заставили забыть о них. В результате крестьяне «пассивно» поддерживали СЛ.
44 Хотя сендеристам удалось создать немало «народных комитетов», в конце концов крестьяне перестали их поддерживать, считая их правление диктатурой, и встали на сторону властей, что и привело к краху движения в деревне. В некоторых местах крестьяне сами расправлялись с сендеристами, не дожидаясь военных, а сендеристы отвечали карательными мерами. Одной из самых страшных была резня, устроенная сендеристами в отместку за убийство их бойцов в Луканамарке. Они казнили около 80 человек, в том числе женщин и детей. Гусман, признавая «эксцессы» этой трагедии, говорил: «Если мы ставим перед массами некий комплекс ограничений, требований и запретов, мы не хотим, чтобы вода вышла из берегов, но нам нужно, чтобы вода вышла из берегов и, сделав свое дело, вновь вернулась в свои берега… Я настаиваю, главное – мы хотим, чтобы все поняли, что мы твердый орешек, мы готовы на все, на все»46.
46. Цит. по: Degregori C. Op. cit. P. 92.
45 Район действий армии и сендеристов превратился в зону массовых убийств. Если военные приходили в деревню, где, по их сведениям, были представители СЛ или индейские начальники, назначенные или поддерживавшие хорошие отношения с сендеристами, эта деревня полностью уничтожалась, не щадились ни старики, ни дети. Сендеристы поступали точно также с теми деревнями, которые сотрудничали с военными. Ужас террора стал всеобщим. Это было именно то, к чему стремился Гусман. Он предупреждал своих последователей, что для победы революции потребуется миллион убитых.
46 Даже во время самого мрачного взаимного террора в сендеристском бастионе Уаманге население симпатизировало повстанцам, называя перуанскую армию оккупационной, и не верило государственной пропаганде о зверствах сендеристов. В ряде районов СЛ, вытеснив официальные власти убийствами и запугиванием, брали на себя роль полиции, защищая население от воров, скотокрадов, преступников. Следили за нравственностью горожан, пресекая аморальное, с их точки зрения, поведение, например карали неверных мужей и легкомысленных женщин, проводя открытые народные суды на сходах и кровавые расправы. Впоследствии эта практика была перенесена на другие районы, на север от Лимы и в Анкаш, когда во второй половине 1980-х годов началось наступление на города. Несмотря на блокаду армией Айякучо, сендеристам удалось расширить зону своего влияния на район выращивания коки Уальягу и район тропиков. Вот тогда открыто власти стали обвинять сендеристов в совместных действиях с боевыми отрядами наркоторговцев против военных47.
47. Comisión de verdad y reconciliación. T. I. P. 67.
47 После успешного освобождения заключенных из тюрьмы Уаманги в 1982 г. всех арестованных сендеристов и подозреваемых в сочувствии к ним стали отвозить в лимские тюрьмы, наиболее суровой была Фронтон на одноименном острове у побережья Лимы. Перуанские тюрьмы отличались предельно антигуманным отношением к людям, что вызывало протесты как национальной, так и международной общественности. При этом узники там свободно общались между собой и имели массу возможностей поддерживать связь с товарищами на свободе. В тюрьмах сендеристы проводили агитационную и идеологическую работу с заключенными.
48 Многие молодые люди, посылаемые на задание, тут же попадали в тюрьму. В большинстве своем это было «пушечное мясо» партии, они не были идеологически убежденными сендеристами. Однако в тюрьме становились таковыми: сендеристы большое внимание уделяли «своим» заключенным, их окружали вниманием, обеспечивали внутреннюю безопасность, но главное продолжали идеологическую обработку, помогая преодолеть все сомнения и разочарования молодых людей. Заключенные сендеристы требовали признать их политическими узниками, рассматривая тюрьму как особую форму борьбы. Тюрьмы, в их терминологии, были «светлыми окопами борьбы». СЛ, будучи очень сплоченной группой, смогла создать там глубоко политизированную атмосферу, привлекая к себе других узников, осужденных лишь по подозрению в принадлежности к сендеристам. Они оборудовали комнаты для занятий теорией, во внутреннем дворе, украшенном портретом Мао, проводили мероприятия и даже парады к 1 мая, образованию КНР и сендеристским памятным датам48. В тюрьмах же добывали оружие. Постепенно тюрьмы превратились в бастионы сендеризма.
48. Cáceres C. Discursos sobre reconciliación: el caso de los presos desvinculados de Sendero Luminoso y MRTA. Lima, 2014. Р. 28–29.
49 В июне 1986 г. в Лиме по инициативе президента Алана Гарсии, претендовавшего на вступление его партии АПРА49 в Социнтерн, проходил конгресс Социалистического интернационала. Сендеристы сочли это удачным поводом для восстания в тюрьмах. Гусман в своем доведенном до мании «антиревизионизме» решил дать бой именно в эти дни всемирного собрания реформистов и оппортунистов. Восстание в тюрьмах закончилось кровавой бойней, власти использовали тяжелое вооружение армии и флота, ракеты и самолеты: только в тюрьме Фронтон было убито 250 человек, а здание тюрьмы было почти полностью разрушено бомбардировками. Флот действовал, как откровенно заявило командование, из чувства мести за недавно убитого сендеристами контр-адмирала Понсе Канесса. Военные вышли из-под контроля правительства и действовали с невероятной жестокостью. После тюремного восстания насилие распространилось на всю страну. Партии Гусмана был нанесен жестокий удар, но все это укладывалось в декларируемую им теорию самопожертвования во имя революции. Гусман призвал уничтожать всех апристов, членов и лидеров правящей партии, которую сендеристы называли фашистской: за каждого убитого – уничтожим десять апристов. Этот призыв развязал очередной виток террора: убийства в городах правительственных чиновников, военных, полиции с целью парализовать волю государства, ослабив его перед решающей битвой50.
49. Американской народно-революционный альянс – старейшая национал-реформистская партия Перу, созданная В.Р. Айя де ла Торре в 1924 г.

50. Comisión de verdad y reconciliación. T. I. P. 65.
50 В 1988 г. КПП-СЛ созвала свой Первый съезд, проведенный в трех заседаниях, проходивших с февраля 1988 г. по июнь 1989 г. На этом съезде формально были объявлены идеологической основой партии не только марксизм-ленинизм-маоизм, но и «идеи товарища Гонсало». Самого Гусмана теперь называли «четвертым мечом марксизма»51. После смерти Мао Гусман стал лидером и мировой революции, что позволило ему считать себя абсолютным авторитетом в партии и пресекать любую критику в свой адрес, в частности старых и заслуженных сендеристов, как, например, тов. Фелисиано (Оскар Рамирес Дуранд), возглавившего партию после ареста Гусмана в 1992 г. Он подвергал сомнению правильность вхождения в Постоянный комитет, помимо Гусмана, его двух жен, так как это противоречило предупреждениям Мао об опасности клановых отношений в партии52.
51. Ibid. T. II. P. 62.

52. Ibid. P. 55.
51 Решения съезда, провозгласившего «идеи Гонсало» ведущей идеологией, обострили взаимоотношения с маоистскими партиями за рубежом. Развязанная КПП-СЛ гражданская война имела международный резонанс не только в официальных кругах, осуждавших терроризм, но и в общественных движениях, в том числе левых, поставив перед ними непростой вопрос осуждения/поддержки в условиях невиданного насилия с обеих сторон. В 1980-е годы КПП-СЛ вошла в международный союз микропартий и повстанческих движений Революционное интернационалистское движение, в котором самой значимой была Рабочая партия Курдистана А. Оджалана. Этот «Интернационал» проводил акции поддержки и солидарности с сендеристами по всему миру.
52 Главное же решение съезда состояло в переходе от «партизанской войны» к «войне народных движений», т.е. к борьбе подключали массы. Ареной этой борьбы становились уже города. Во исполнение решений съезда в городах создавалось «Революционное движение защиты народа», действующее от имени партии, цель движения – переориентировать массы с поддержки электоральных иллюзий легальных левых сил, т.е. ненавистных ревизионистов, на народную войну. Гусман заявил о достижении стратегического равновесия, равенства сил с правительством и необходимости подготовки контрнаступления на государство53. Вдохновленный массовыми самопожертвованиями членов партии, Гусман был убежден, что близок решительный момент для захвата власти в городах, прежде всего в Лиме, что отвечало маоистской идеи окружения города деревней, хотя в реальности в деревне СЛ уже потерпела поражение. Гусман считал, что инициатива по-прежнему принадлежит его партии, хотя движение было почти полностью разгромлено, он уже неадекватно оценивал действительность54. К 1990 г. изменилась тактика военных, которые стали создавать отряды самообороны, вооружая крестьян, уничтоживших сендеристов на селе.
53. Ibid. P. 65–67. Эта терминология чрезвычайно догматически мыслящего Гусмана полностью повторяла последовательные фазы народной войны у Мао: стратегическая оборона, стратегическое равновесие, стратегическое наступление.

54. Portocarrero G. Op. cit. P. 131.
53 Однако наметился резкий рост влияния партии в Лиме, приток в ее ряды студенчества и городских низов. Наибольшего успеха сендеристам удалось добиться в маргинальных пригородах столицы. Там действовали группы работы с молодежью: марши молодежи в маоистской стилистике, выпускались листовки, создавались кружки обучения. Этот чудесный рост влияния партии в Лиме убеждал Гусмана в правильности выбранной тактики. В феврале 1990 г., по утверждению самой КПП-СЛ, в их рядах насчитывалось 5,5 тыс. человек55. Как признавал Гусман, большинство новых членов партии были выходцами из мелкобуржуазных слоев, в основном из Лимы56.
55. Comisión de verdad y reconciliación. T. II. P. 69.

56. Guzmán A., Yparraguirre E. Op. cit. P. 389.
54 Сендеристы в городах применили тактику «вооруженных стачек». Первая подобная акция состоялась 2 февраля 1989 г. Сендеристы беспорядочно в разных местах взрывали бомбы, без разбора стреляли по пешеходам, по такси и общественному транспорту, наводя ужас на людей, которые предпочитали в эти дни не выходить на улицы, что делало эти стачки «успешными». Создавалось впечатление, что сендеристы повсюду и их миллионы. Всего в период с июля 1986 по март 1989 г. в Лиме было организовано 216 взрывов.
55 К атмосфере хаоса при молчаливом согласии властей правыми партиями и гражданскими ассоциациями стали создаваться «эскадроны смерти», сеявших смерть в районах, подозреваемых в симпатии сендеристам.
56 Во время «вооруженной стачки» в Лиме 22–23 июля 1992 г. Гусман посчитал, что находится в шаге от победы. В центре города, прежде всего в зажиточном районе Мирафлорес, были взорваны 22 машины. Сендеристы даже заявили, что не готовы ни к каким переговорам, а согласны лишь на немедленную передачу им власти. Их представитель в Европе Л. Арсе Борха заявил немецким журналистам, что при нынешней ситуации можно вести переговоры только о полной капитуляции властей57.
57. Rénique J.L. Op. cit. P. 101.
57 В результате действий сендеристов страну, прежде всего столицу, обуяла паника: к экономическому кризису (в это время инфляция доходила до 60% в месяц) добавился страх перед террором во время «вооруженных стачек» и перед «бейрутизацией» Лимы, где сконцентрировалось до 100 тыс. беженцев из районов военных действий58.
58. Degregori C. Op. cit. P. 94–95.
58 В 1992 г. сендеристы убили активистку «Единой левой», известную феминистку Марию Елену Мойяно. Это убийство продемонстрировало, что сендеристы одинаково преследуют и правых, и левых политиков, осуждающих их. Левые оказались между двух огней: террором сендеристов и террором правых «эскадронов смерти», при отсутствии гарантий безопасности со стороны властей. Ненависть к сендеристам разделяли не только правые, провластные, силы, но и левая оппозиция, а теперь и абсолютное большинство горожан.
59 Сендеристы приступили к шестому этапу плана ведения войны. Гусман был по-прежнему убежден в твердости сендеристских кадров. Он даже допускал свое собственное уничтожение, но был уверен, что революция на этом не закончится59. Но реализовать эти планы не удалось, было проведено только несколько террористических операций. 12 сентября 1992 г. вся верхушка партии была арестована без единого выстрела на подпольном заседании Постоянного комитета партии. При задержании никто не сопротивлялся. Это был конец СЛ60. Гусман был приговорен к пожизненному заключению. Страх перед ним был столь велик, что судьи вели процесс в балаклавах. После опыта сендеристского движения в Перу любая левая политическая альтернатива стала невозможной61.
59. Rénique J.L. Oр. cit. P. 101.

60. Движение было разбито, но одна небольшая группа под руководством Оскара Рамиреса Дуранда решила продолжить борьбу, назвав свою фракцию «Продолжатели». В 1999 г. Рамирес был арестован и проговорен к пожизненному заключению. См.: Portocarrero G. Op. cit. P. 125.

61. Сапата А. Указ. соч. С. 245.
60 * * *
61 Кровавая эпопея «Сендеро Луминосо» была выходящим за рамки привычных политических и даже психологических схем явлением. Остается необъяснимым, как Гусману с его примитивным дискурсом удалось завоевать преданность сотен образованных молодых людей, студентов, учителей и профессоров университета. В этом тайна успеха движения, получившего в их лице самоотверженных и готовых к самопожертвованию людей, полностью поглощенных идеей великого равенства и нового общества. Сендеристы – это не вооруженные безграмотные подростки Пол Пота, а городская интеллигенция, студенческая молодежь, увидевшая в маоистской проповеди реальный выход из социально-политического тупика Перу конца ХХ в., выход из замкнутого круга отсталости и зависимости, расовых предрассудков и жесткой стратификации общества и своей личной утраты привилегированного социального статуса. Один из видных деятелей перуанских радикальных левых, основатель перуанской чегеваристской Армии национального освобождения Эктор Бехар, говорил, что сендеризм – это прежде всего выражение отчаяния и социальной мести молодежи, представлявшей разорявшуюся местную элиту, нашедшую для себя экзистенциальный выход в маоистской фразеологии62. Связующим звеном во всей политической конструкции было насилие, отказ от личности, безжалостность к себе и окружающим, своего рода нечаевщина, что оказалось крайне эффективным в поддержании боевого духа и дисциплины сендеристов. СЛ уничтожила в Перу саму возможность существования марксистской левой в ближайшем будущем, она показала, до каких пределов, до какой пропасти может дойти тоталитарная тенденция левого политического проекта.
62. Entrevista Héctor Béjar // Lucha armada en la Argentina. 2007. № 9. P. 73.
62 Поражение СЛ имело противоречивые последствия для перуанского общества: своей бессмысленной жестокостью они отвратили от левой идеи как таковой абсолютное большинство перуанцев, их фанатичный террор и всепоглощающая идеологизация сделали свое дело, повернув средний класс в сторону политического релятивизма и неверия ни в какие идеи и концепции. Провал «красной утопии» СЛ создал психологические условия для принятия обществом самых радикальных неолиберальных экономических рецептов, но в политике привел к нетерпимости к насилию любого рода. Перуанское общество резко «повзрослело», смогло оценить все свои проблемы и сделать во многом этический выбор, отвергнув терпимость к коррупции и политиканству. В конце концов Гусман оказался за решеткой, но там же оказался и его победитель, президент Фухимори, и по иронии судьбы в той самой тюрьме отбывает срок Владимиро Монтесинос, глава силовиков и организатор победы над «Сендеро Луминосо». Абимаэль Гусман умер в тюрьме 11 сентября 2021 г.

Библиография

1. Ивановский З.В. Ультралевые партии и организации Латинской Америки: изменения в идеологии и политике // Латинская Америка 80-х годов. Партийно-политическая структура стран региона / отв. ред. З.В. Ивановский. М., 1989. С. 51–54.

2. Ивановский З.В. Ультралевый терроризм в Перу // Латинская Америка: политические партии и социальные движения / отв. ред. Ю.И. Визгунова, Б.М. Мерин, З.В. Ивановский, А.Ф. Шульговский. Т. 2. М., 1994. С. 52–68.

3. Сапата А. Марксизм в Перу, 1930–1990 // Латиноамериканский исторический альманах. 2020. № 26. C. 218–248.

4. Asencios D. La ciudad acorralada. Jóvenes de Sendero Luminoso en la Lima de los años 80 y 90. Lima, 2016.

5. Cabrera Morales F. Los discursos del incendio Semifeudalidad, maoísmo y campesinado en Sendero Luminoso, 1980–1990 // Revista de la Red de Intercátedras de Historia de América Latina Contemporánea. Córdoba (Argentina), 2019. № 10. URL: https://revistas.unc.edu.ar/index.php/RIHALC/article/view/24497 (access date: 22.11.2021).

6. Cáceres C. Discursos sobre reconciliación: el caso de los presos desvinculados de Sendero Luminoso y MRTA. Lima, 2014.

7. Chávez D. Juventud y terrorismo. Características sociales de los condenados por terrorismo y otros delitos. Lima, 1989.

8. Comisión de verdad y reconciliación. Informe final. T. I–II. Lima, 2003.

9. Degregori C. Qué difícil es ser Dios. El Partido Comunista del Perú – Sendero Luminoso y el conflicto armado interno en el Perú: 1980–1999. Lima, 2010.

10. Dorais G. La crítica maoísta peruana frente a la reforma agraria de Velasco (1969–1980) // IEP documento de Trabajo, 167. Documento de Política, 8. Lima, 2012.

11. Entrevista Héctor Béjar // Lucha armada en la Argentina. 2007. № 9. P. 73.

12. Galway M. Global Maoism and the Politics of Localization in Peru and Tanzania // Left History. 2013. Vol. 17. № 2. Р. 15–19.

13. Gurmendi A. Conflicto armado en el Perú. La época del terrorismo bajo el derecho internacional. Lima, 2019.

14. Guzmán A., Yparraguirre E. Memorias desde Némesis. [S.l.], 2014.

15. Guzmán Reinoso A. De puño y letra. Lima, 2009.

16. Jiménez B. Inicio, desarrollo y ocaso del terrorismo en el Perú: el ABC de Sendero Luminoso y el MRTA ampliado y comentado. T. 1. Lima, 2000.

17. Kirk R. Grabado en piedra. Las mujeres de Sendero Luminoso. Lima, 1993.

18. Portocarrero G. Profetas del odio: raíces culturales y líderes de Sendero Luminoso. Lima, 2012.

19. Rénique J.L. La voluntad encarcelada: las “luminosas trincheras de combate” de Sendero Luminoso del Perú. Lima, 2003.

20. Rothwell M. Influencia de la Revolución China en América Latina: México, Perú y Bolivia // Fuentes del Congreso. 2009. Vol. 4. № 9. P. 7.

21. Sotomayor Pérez J. ¿Leninismo o maoísmo? Lima, 2009.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести