Помощь Ватикана советским военнопленным во время и после Второй мировой войны
Помощь Ватикана советским военнопленным во время и после Второй мировой войны
Аннотация
Код статьи
S013038640019998-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Жданова Екатерина Сергеевна 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
185-203
Аннотация

В годы Второй мировой войны Ватикан развернул активную гуманитарную деятельность, для чего создавал свои благотворительные структуры, среди которых была Комиссия Помощи. В статье впервые в российской историографии рассмотрены принципы и методы ее работы с советскими военнопленными, изучен процесс сбора информации об их положении и численности, рассказано о подготовке и передаче подарков военнопленным, названы финансовые затраты Комиссии, рассмотрены взгляды членов Государственного секретариата Святого Престола на проблему репатриации. Источниковую базу статьи составили материалы Апостольского архива Ватикана, открытые для исследователей весной 2020 г.: делопроизводственные документы Комиссии Помощи, архива нунциатуры и Конгрегации чрезвычайных церковных дел 2-й секции Госсекретариата Святого Престола, которые содержат информацию о способах получения Комиссией сведений о военнопленных, а также дают возможность реконструировать процесс принятия решений по вопросам об оказании поддержки. В основе деятельности Комиссии Помощи лежали принципы помощи нуждающимся и убеждения в необходимости защиты прав человека. В результате исследования был установлен механизм работы Комиссии Помощи, определена ключевая роль нунциев в этом механизме. Через представителей Святого Престола в лагеря передавались иконы, религиозная литература, вещи, символические подарки. Для этих нужд Ватикан систематически пополнял фонд средств Комиссии. В послевоенные годы на первый план вышла проблема насильственной репатриации советских военнопленных в СССР.

Ключевые слова
Католическая церковь, Ватикан, Пий XII, Вторая мировая война, советские военнопленные, репатриация
Классификатор
Получено
19.08.2022
Дата публикации
17.11.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
457
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 ХХ в. с его глобальными социальными потрясениями стал серьезным вызовом для христианской благотворительности Ватикана: установление тоталитарных режимов, экономические кризисы, распад колониальной системы вели к появлению массовых миграционных потоков, обостряли проблему беженцев. Появлялась еще одна категория лиц, оторванных от своего дома, – военнопленные, чья судьба в момент конфликта зависела от решений враждебного правительства, а после окончания войны – от договоренностей, достигнутых победителями. Положение военнопленных регламентировалось международным гуманитарным правом1.
1. Международные соглашения, которые затрагивали положение военнопленных, стали заключаться со второй половины XIX в.: Женевские конвенции 1864 и 1906 гг., Гаагские конференции 1899 и 1907 гг. Накануне Второй мировой войны правовой статус военнопленных был определен двумя Женевскими конвенциями 1929 г.: «Об обращении с военнопленными» и «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях». Хотя обе конвенции были тесно связаны друг с другом, СССР признал лишь одну из них – «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях». Во время Второй мировой войны на территории СССР действовало «Положение о военнопленных» от 19 марта 1931 г. Женевскую конвенцию от 12 августа 1949 г. «Об обращении с военнопленными» СССР ратифицировал в 1954 г.
2 В годы Второй мировой войны Международный комитет Красного Креста (МККК) начал обсуждение уточнений к соглашению, касавшихся возможности духовного окормления военнопленных: в конвенции 1929 г. было указано, что военнопленный имеет свободу отправления культа или присутствия на богослужениях (в дальнейшем это положение было подтверждено Женевской конвенцией 1949 г.2). В 1929 г. предполагалось уравнять в правах медицинский персонал и священнослужителей, чтобы последние получили больше свободы для контакта с внешним миром – в Германии священнослужители получили возможность перемещаться между различными лагерями и трудовыми отрядами3. Священники получили большую свободу передвижения, но каждый случай их визита в лагеря военнопленных необходимо было согласовывать с местными властями.
2. Статья 34 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. «Об обращении с военнопленными» гласит: «Военнопленным будет предоставлена полная свобода для выполнения обрядов их религии, включая посещение богослужений, при условии соблюдения ими дисциплинарного порядка, предписанного военными властями. Для религиозных служб будут отведены надлежащие помещения». См.: Права человека. Cборник международных договоров. Т. I (часть вторая): универсальные договоры. Женева, 1994.

3. Report of the International Committee of the Red Cross on its activities during the Second World War (September 1, 1939 – June 30, 1947). V. 1. International Committee of the Red Cross.
3 Святой Престол с большим интересом следил за деятельностью МККК, на конференциях которого представители Папы присутствовали в 1934 и 1938 гг4. В годы Второй мировой войны Ватикан создавал организации5, которые оказывали помощь беженцам, перемещенным лицам, нуждающимся и скрывающимся, а также поддерживал связи с благотворительными организациями разного рода6. Не были обделены вниманием военнопленные, судьбой которых интересовалась Католическая церковь. Важными организациями стали Информационный отдел по военнопленным (Ufficio Informazioni dei prigionieri di guerra) и Комиссия Помощи (Commissione Soccorsi), созданная в сентябре 1939 г. сразу после начала Второй мировой войны. Цель этих двух структур, участниками которых были члены Государственного секретариата Святого Престола, представляется одинаковой, но их задачи рознились: информационный отдел занимался установлением связей между военнопленными и их семьями, передачей новостей и сообщений; Комиссия же оказывала материальную и духовную помощь во всех странах, где находились нунции.
4. Blet P. Pio XII e la Seconda Guerra Mondiale negli Archivi Vaticani. Milano, 1999. P. 186.

5. Среди них были, например, Папская комиссия помощи и благотворительное отделение «Магадзино».

6. О благотворительной деятельности Ватикана и его связях с гуманитарными организациями мы писали в статье, посвященной обзору документов архива Комиссии Помощи. См.: Жданова Е.С. Помощь Святого Престола гражданам СССР, оказавшимся за границей, в 1941–1947 гг. (по материалам Апостольского архива Ватикана) // Россия и современный мир. 2020. № 4. С. 213—214.
4 Долгое время материалы Комиссии не были доступны исследователям – лишь некоторые отчеты (например, отчет А. Кассуло7 о посещении румынских лагерей) были опубликованы в 11-томнике «Акты и документы Святого Престола, относящиеся ко Второй мировой войне»8. Благодаря открытию архивов Ватикана времен Пия XII весной 2020 г. стало возможным ввести в научный оборот новые документы и описать механизм помощи Ватикана советским гражданам. В статье были использованы документы из архивных коробок (busta) 225 и 226, отражающие помощь Святого Престола советским военнопленным в период с 1941 по 1947 г. Также в работе были использованы документы архива нунциатуры в Италии и фонда Конгрегации чрезвычайных церковных дел, открытые весной 2020 г., представляющие собой делопроизводственные документы Государственного секретариата Ватикана и частично освещающие его взгляды на проблему репатриации военнопленных. Эти материалы являются внутренними документами Госсекретариата и позволяют реконструировать процесс оказания помощи военнопленным. При этом следует учитывать, что отчеты нунциев не всегда соответствовали действительности.
7. Андреа Кассуло (1869–1952) – апостольский нунций в Румынии с 1936 по 1947 г.

8. Actes et documents du Saint-Siège relatifs à la période de la Seconde Guerre Mondiale: 11 Vols. Città del Vaticano, 1970–1981.
5 Появление Комиссии Помощи в составе II секции Госсекретариата Святого Престола произошло спонтанно: группа прелатов под руководством члена Госсекретариата Святого Престола Дж. Монтини9 решила оказать помощь обратившимся к ним полякам. Война набирала обороты, поэтому уже 12 ноября 1941 г. Монтини пригласил к участию в Комиссии П. Джоббе10, К. Кьярло11, А. Рибери12, Л. Чентозо13 и дона М. Брини14 в качестве секретаря. В дальнейшем в работе стали участвовать нунции и иные представители Святого Престола. Комиссия регулярно заседала с ноября 1941 до июня 1946 г.; помощь пострадавшим оказывалась через местный епископат или Красный Крест.
9. Джованни Баттиста Монтини (будущий папа Павел VI; 1897–1978) – член Госсекретариата Ватикана, архиепископ Милана с 1954 г., помощник государственного секретаря Святого Престола по общим вопросам (1937–1952 гг.)

10. Паоло Джоббе (1880–1972) – интернунций в Голландии.

11. Карло Кьярло (1881–1972) – апостольский нунций в Коста-Рике, Никарагуа и Панаме в 1933–1941 гг.

12. Антонио Рибери (1897–1967) – участник службы поддержки апостольской нунциатуры в Италии.

13. Луиджи Чентозо (1883–1969) – апостольский нунций в Литве в 1940–1941 гг.

14. Марио Брини (1908–1995) – священник, член Госсекретариата.
6 Последние обсуждения Комиссии были связаны с репатриацией, обменом пленными, помощью больным и раненым, беженцам и перемещенным лицам. В послевоенное время ее деятельность преимущественно была связана с частными запросами. Судя по документам, помощь Комиссии гражданам СССР прекратилась в начале 50-х годов ХХ в.
7 Документы архива нунциатуры представляют собой подборку делопроизводственных материалов, связанных с деятельностью Боргонджини Дуки15 в качестве апостольского нунция в Италии. По теме исследования архив содержит несколько документов, связанных с проблемой выдачи пленных Советскому Союзу и соблюдении Советским Союзом Женевской конвенции. Материалы, освещающие эти вопросы, отложились в фонде Конгрегации чрезвычайных церковных дел, в частности в переписке членов Госсекретариата Д. Тардини16 и Дж. Пиццардо17 по вопросу о перспективах эмиграции военнопленных в страны Латинской Америки. Эти письма позволяют довести исследование до 1947 г. и рассмотреть позицию некоторых членов Государственного секретариата Святого Престола в связи с проблемой экстрадиции военнопленных.
15. Боргонджини Дука (1884–1954) – нунций в Италии в 1929–1953 гг., кардинал с 1953 г.

16. Доменико Тардини (1888–1961) – член Госсекретариата Святого Престола, кардинал с 1958 г.

17. Джузеппе Пиццардо (1877–1970) – член Госсекретариата, префект конгрегации университетов и семинарий.
8 Научная ценность новых документов велика: каких-либо иных сведений о помощи Ватикана советским военнопленным (за исключением отдельных материалов упомянутого 11-томника) сегодня в распоряжении исследователей не имеется (этим объясняется отсутствие работ по заявленной теме). В целом же вопрос благотворительности Святого Престола изучен хорошо: нападки на Папу Римского Пия XII за отсутствие официальных выступлений с осуждением нацизма и фашизма актуализировали изучение помощи пострадавшим от нацизма и войны – в первую очередь евреям18. Исследование помощи Ватикана военнопленным принадлежит французскому историку Л. Папелё19, который изучил взаимодействие Святого Престола и Красного Креста. Автор пишет, что МККК помогал Святому Престолу в доставке посылок нуждающимся и обещал попытаться обеспечить реализацию пунктов Женевской конвенции 1929 г. о религиозной поддержке военнопленных.
18. Zuccotti S. Under His Very Windows: The Vatican and the Holocaust in Italy. Yale University Press. 2000; Marchione M. Pope Pius XII: Architect for Peace. New Jersey, 2000; Miccoli G. I dilemmi e I silenzi di Pio XII. Milano; 2000; Tornielli A. Pio XII: il papa degli ebrei. Piemme: Casale Monferrato, 2001; Rychlak R. Righteous Gentiles: How Pope Pius XII and the Catholic Church Saved Half a Million Jews from the Nazis. Dallas; Texas, 2005; Ickx J. Pio XII e gli ebrei. Milano, 2021.

19. Papeleux L. L’action caritative du Saint-Siege en faveur des prisonniers de guerre (1939–1945). Rome, 1991.
9 Во втором десятилетии ХХI в. исследователи стали уделять внимание освещению помощи Ватикана советским гражданам. В работах А.Л. Беглова и Е.С. Токаревой нашли место сюжеты, связанные с благотворительной миссией Святого Престола в СССР в 20-е годы ХХ в. и с письмами, которые Святой Престол получал из СССР в 30-х годах20. Итальянский автор К. Доммарко воссоздала механизм работы миссии священника-иезуита Э. Уолша и процесс принятия решений Святым Престолом по оказанию помощи СССР21. В 20-е годы ХХ в., когда в России разразился голод, миссия Уолша помогала нуждающимся продуктами питания, одеждой и медикаментами22. Материальная (финансовая) и духовная помощь советским гражданам и эмигрантам, как отмечает итальянский исследователь К. Доммарко, оказывалась Ватиканом и в 1930-е годы23.
20. Беглов А.Л. Мольбы о помощи. Письма православных верующих Папе Римскому 1931 г.: новые документы из архивов Ватикана // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. C. 135–152; Токарева Е.С. Эдмунд Уолш, планы Ватикана и российская действительность 1922–1923 гг. // Российская история. 2020. № 4. С. 188–204; Ее же. Приключения иезуита в России: как советская власть боролась с о. Эдмундом Уолшем (1922–1923 гг.) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 12. Вып. 8 (106). URL: >>>> (дата обращения: 27.01.2022).

21. Доммарко К. Modus operandi Святого Престола при рассмотрении некоторых запросов о помощи, направленных в Ватикан в 1920–1930-е гг.: на основе новых архивных документов // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 11 (85); Dommarco C. Un compito eccezionale e rischioso: il governo bolscevico e la missione della Santa Sede al tempo della carestia degli anni Venti. Mosca, 2020.

22. Dommarco C. Op. cit. P. 134.

23. Доммарко К. Указ. соч.
10 Отметим, что зарубежные исследователи, изучающие благотворительную деятельность Святого Престола, не рассматривают вопрос поддержки, которую Ватикан оказывал советским военнопленным; анализ помощи Ватикана советским гражданам доведен авторами до времен Второй мировой войны. Данная статья является как вкладом в воссоздание масштабной картины благотворительности Ватикана в целом, так и первым опытом реконструкции его благотворительной активности в отношении советских военнопленных Второй мировой войны на примере деятельности Комиссии Помощи.
11

ПОСЕЩЕНИЕ НУНЦИЯМИ ЛАГЕРЕЙ ВОЕННОПЛЕННЫХ

12 Миротворчество Святого Престола в годы Второй мировой войны тесным образом связано с его гуманитарной деятельностью. Осознав тщетность попыток избежать войны, Святой Престол посвятил себя помощи ее жертвам, желая облегчить их материальные и духовные страдания24. Одной из групп, которой полагалась помощь Ватикана, стали военнопленные.
24. Blet P. Op. cit. P. 185.
13 Летом 1941 г., после нападения Германии и ее сателлитов на СССР, с предложением собрать информацию о русских25 военнопленных Комиссия обратилась к нунциям Венгрии, Румынии и Италии26, с которыми Святой Престол поддерживал дипломатические отношения на протяжении Второй мировой войны.
25. Вероятнее всего, под «русскими» Комиссия подразумевала всех граждан Советского Союза. Документы Комиссии Помощи, относящиеся к СССР, размещены в папке Russi («русские»), и, как правило, именно такое наименование фигурирует в отчетах. Лишь в редких сведениях нунциев упоминаются иные национальности.

26. Ibid. Fasc. 3. F. 3.
14 Архив содержит скудные сведения о положении советских военнопленных в Венгрии. Нунций А. Ротта27 в сентябре 1941 г. в письме кардиналу Л. Мальоне сообщил, что, пообщавшись с министерством иностранных дел, узнал об отсутствии русских пленных на территории Венгрии28. В октябре 1941 г. нунций уточнил информацию: в Венгрии находилось четыре раненых русских, которые вскоре должны были быть переданы в руки немецких властей29.
27. Анджело Ротта (1872–1965) – апостольский нунций в Венгрии с 1930 по 1945 г.

28. Апостольский архив Ватикана (далее – AAV). Commissione Soccorsi. Busta 225. Pos. 1. F. 6.

29. Ibid. Fasc. 3. F. 9.
15 Иная ситуация сложилась с Румынией. На ее территории находилось, по разным подсчетам, от 10 и больше лагерей военнопленных30. Данными о точном числе советских военнопленных исследователи не располагают, но, по подсчетам российского историка М.Н. Поляна, в румынских лагерях содержалось (с учетом смертности) около 40 тыс. советских военнопленных31. Нунций в Румынии Кассуло в 1941 г. сообщал, что лагеря для военнопленных в стране есть и он может нанести туда визит32.
30. Обреченные погибнуть. Судьба советских военнопленных-евреев во Второй мировой войне: воспоминания и документы / сост. П.М. Полян, А. Шнеер. М., 2006. С. 53.

31. Полян П.М. Жертвы двух диктатур. Жизнь, труд, унижения и смерть советских военнопленных и остарбайтеров на чужбине и на родине. М., 2002. С. 130.

32. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 3. F. 3.
16 30 августа 1941 г. А. Кассуло написал кардиналу Л. Мальоне33 о своей встрече с министром иностранных дел М. Антонеску: «Накануне, 29 августа, министр выразил благодарность заинтересованностью Ватикана проблемой пленных, но сказал, что не представляет, каким образом можно организовать визит в лагеря»34. Видимо, это было связано с тем, что Румыния в этот момент только ожидала наплыва пленных после оставления советскими войсками Одессы в октябре 1941 года, – такая информация приведена в письме Кассуло от ноября 1941 г.35
33. Луиджи Мальоне (1877–1944) – государственный секретарь Святого Престола с 1939 по 1944 г.

34. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 2. F. 7.

35. Ibid. F.10.
17 Нунций не сдавался. 25 ноября 1941 г. он написал Л. Мальоне еще одно письмо, в котором вновь просил у М. Антонеску аудиенцию для прояснения ситуации с военнопленными. В том же письме он отметил, что министр был занят, в результате чего встреча была отложена36. Тогда Кассуло обратился к Давидеску37 с тем же самым вопросом – существует ли возможность попасть в места, где содержатся русские военнопленные? Ответ Давидеску не был многообещающим: в такой критичный момент, по его словам, совершить поездку в лагеря было бы весьма проблематично38.
36. Ibid. F. 12.

37. Судя по тому, что Кассуло решал вопрос с военнопленными через министерство иностранных дел, речь может идти о Георге Давидеску – генеральном секретаре министерства иностранных дел Румынии.

38. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 2. F. 12.
18 По военнопленным Кассуло в конечном счете удалось получить информацию: группа советских пленных была расположена в Бухаресте, часть из них находилась под контролем немецких властей, а часть – под румынским надзором39.
39. Ibid. F. 13.
19 Информация, которую долгое время собирал нунций, была связана не только с количеством военнопленных и месторасположением лагерей, но и с религиозной принадлежностью их узников. В 1942 г. нунций смог переговорить с В. Яворкой40, на тот момент находившимся в Румынии. Он был в курсе религиозной принадлежности заключенных (пленные, по его словам, были православными и евреями41), а также сообщил нунцию о своей беседе с немцем – румынским гражданином. Из беседы следовало, что в Будешти, в 40 км от Бухареста, находился подконтрольный немцам лагерь пленных русских (примерно 20–25 тыс. человек). Таким образом, накануне поездки нунцию удалось собрать информацию о расположении военнопленных и их религиозной принадлежности; никакой другой информации ни от правительства, ни от священнослужителей получить не удалось.
40. Венделин Михайлович Яворка (1882–1966) – католический священник византийского обряда, ректор Руссикума; был отправлен в 1942 г. на Буковину для пастырской работы.

41. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 2. F. 10.
20 В 1942 г. попытки Кассуло добраться до военнопленных увенчались успехом – в июне он предоставил отчет о масштабной поездке по четырем лагерям: Владень, Корбень, Васлуй и Индепенденца. Нунций сообщил точные данные о религиозной принадлежности русских военнопленных из этих лагерей. Во Владени находилось 1400 человек (1260 православных, 64 мусульманина, 31 католик и 45 человек других вероисповеданий), в Корбени – 995 (845 православных, 70 мусульман, 80 атеистов), в Васлуе – 2538 (1400 православных, 375 мусульман, 763 атеиста), в Индепенденце – 2440 (1600 православных, 300 мусульман, 60 человек других вероисповеданий, 480 атеистов)42. 1–2 июля 1942 г. нунций вновь побывал в лагерях Индепенденца и Васлуй, куда были переведены красноармейцы, попавшие в плен в районе Керчи и Харькова43.
42. Ibid. Fasc. 6. F. 7–12.

43. Ibid. F. 2.
21 Весной 1943 г. шли приготовления ко второй большой поездке Кассуло в лагеря, которая обсуждалась на заседании Комиссии Помощи 2 марта 1943 г. Участники заседания решили передать военнопленным подарки к Пасхе, потому что, во-первых, они ничего не получили на Рождество44, а во-вторых, потому что у русских Пасха отмечается более торжественно45. В качестве подарков было решено отправить изображения Богородицы, на котором было размещено пасхальное поздравление понтифика46. Текст поздравления был подготовлен А. Евреиновым47.
44. Судя по документам, Комиссия Помощи готовила рождественские подарки военнопленным разных государств.

45. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 18. F. 2.

46. Ibid. F. 7

47. Александр Евреинов (1877–1959) – глава информационного бюро Госсекретариата Ватикана в годы Второй мировой войны; занимался розыском военнопленных.
22 31 марта 1943 г. Кассуло передал Комиссии, что договорился с М. Антонеску о посещении лагерей48. 7 апреля 1943 г. Госсекретариат получил подробный отчет о встрече нунция с вице-президентом Совета министров. В ходе беседы последний сказал, что перед приездом в лагеря надо будет поместить военнопленных в лучшие условия (это место в отчете подчеркнуто, так как, видимо, вызывало определенное недоумение Комиссии). Кассуло сообщил, что посетит лагерь только в окрестностях Одессы, так как передвижение в другие места опасно. Обратный путь, по его мнению, должен был пролегать через Буковину49.
48. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 18. F. 18.

49. Ibid. F. 23.
23 Поездка состоялась с 27 апреля по 5 мая 1943 г.50 Нунций отправился в путь не один, его сопровождала группа представителей властей Транснистрии, Бессарабии и Буковины51. После поездки Кассуло отправил кардиналу Мальоне благодарственное письмо от военнопленных из лагеря в Будешти52.
50. Ibid. F. 82.

51. Ibid. F. 80. Губернаторства Транснистрия, Бессарабия и Буковина были восстановлены румынскими властями на территории оккупированных Молдавской и Украинской ССР в 1941 г.

52. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 18. F. 88–89.
24 Летом 1943 г. Кассуло планировал еще одну поездку по лагерям, но из-за летней жары, которая способствовала распространению болезней в лагерях, ее пришлось отложить до октября53. Деятельность этого нунция является примером энтузиазма: несмотря на бюрократические трудности, болезни, погодные условия, ему удалось организовать новое посещение военнопленных. Третья поездка состоялась с 28 октября по 4 ноября 1943 г. После нее нунций предоставил Комиссии подробный отчет, где было отмечено, что часть русских все еще сохраняла веру54. Католиков в лагере было мало, только среди поляков и выходцев из Галиции, большинство – православные. Кассуло встретил в лагере Тимишоара пленного священника, который не совершал литургию, но, как написал нунций, управлял пением и молитвой. «Он делает, что может, бедняжка»55. Пленным разрешили построить капеллу, которую украшали солдаты. Нунций комментировал: «Говорят, что большевики превращают церкви в конюшни; румыны, наоборот, обращают конюшни в церкви»56.
53. Ibid. F. 101.

54. Ibid. F. 103.

55. Ibid. F. 104.

56. Ibidem.
25 В ходе поездки нунцию удалось посетить несколько лагерей советских военнопленных (Тимиш, Синая, Калафат, Тимишоара, Вулкан и Лупени), в которых каждому пленному были розданы по 20 сигарет, бутылке вина или пива, изображения Мадонны (2200 шт.) и 1200 маленьких металлических крестиков57. Это была последняя поездка Кассуло в лагеря.
57. Ibid. F. 117.
26 Финляндия, как и Румыния, содержала на своей территории советских военнопленных и использовала их труд58. Первое упоминание в архиве Ватикана о советских пленных в Финляндии относится к ноябрю 1942 г. – в сообщении секретариату было передано содержание статьи газеты Красного Креста о поездке представителей организации к русским пленным в Финляндии с целью раздачи 5000 пакетов-подарков от Швейцарии59. Военнопленные получали по 1000 калорий в день, около 20 тыс. человек скончалось от голода60. Эти сведения содержались в информационном бюллетене от декабря 1942 г.61 По данным П.М. Поляна, в финском плену оказалось 64 188 советских солдат и офицеров, из которых погибло 19 016 человек62.
58. Полян П.М. Указ. соч. С. 130.

59. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 12. F. 2. В архиве это издание названо Revue Internazionale от сентября 1942 г. № 285.

60. Ibid. F. 13.

61. Ibid. Fasc. 17. F. 3.

62. Полян П.М. Указ. соч. С. 130.
27 Комиссия запросила у апостольского викария в Финляндии В. Коббена63 подробную информацию о советских военнопленных64. 14 января 1943 г. викарий сообщил, что на июль 1942 г. в Финляндии в плену находилось 56 тыс. русских, из которых скончались 12 тыс. человек, но не от голода, а от ран. Финляндское правительство испытывает финансовые трудности с тем, чтобы прокормить пленных65. Возможно, передавая все эти сведения, викарий ориентировался на содержание беседы шведского журналиста с комендантом лагеря в декабре 1942 г.: этот текст Коббен прислал в Комиссию в апреле 1943 г. Содержание беседы подтверждает, что к августу 1942 г. скончались 12 тыс. человек, но причиной их гибели был не голод, а полученные ранения. Комендант отметил, что в целом смертность в лагерях снижалась: в феврале она составляла 1,73%, в мае – 0,86%, в октябре – 0,14%. Обвинения в низкой калорийности пищи, по его словам, не имели смысла, так как обычная норма питания составляла 1898 калорий, но для работающих – 2398 калорий, для лиц, занятых тяжелым физическим трудом, и для больных – 2780 калорий66.
63. Виллем Кобен (1897–1985) – апостольский викарий в Финляндии с 1933 г.

64. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 12. F. 2.

65. Ibid. Fasc. 17. F. 3.

66. Ibid. Fasc. 12. F. 14.
28 Документ заседания Комиссии 28 марта 1943 г. подтверждает получение викарием разрешения на поездку в лагерь, для чего Ватикан выделил 16 тыс. шведских крон67. Можно увидеть, как быстро Комиссия принимала решения и как скоро они поступали к нунциям – уже через 2 дня, 30 марта 1943 г., Коббен совершил свой визит к военнопленным68. В отчете он указал, что почти все пленные – это поляки и выходцы из балтийских стран; среди них примерно 150 католиков, а также некоторое число греко-католиков69. Коббен отметил человечность и хорошее отношение к пленным – интересным ему показалось наличие в центре двора лагеря ящика, куда каждый мог бросить письмо или жалобу: он считал, что, таким образом, управление лагерем было в курсе возникавших проблем и могло их решить70. Вопрос о том, не был ли лагерь подготовлен специальным образом к визиту нунция, остается открытым.
67. Ibid. Fasc. 19. F. 5.

68. В.Е. Колупаев сообщает, что помощь советским военнопленным оказывал также Роберт де Калуве – католический священник византийского обряда, работавший также с русскими эмигрантами. См.: Колупаев В.Е. Русские в Финляндии по эмигрантским католическим источникам // Studia Humanitatis. 2014. № 3. URL: >>>> (дата обращения: 15.01.2022).

69. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 12. F. 10; Fasc. 19. F. 9.

70. Ibid. F. 11.
29 Проблемой военнопленных в Италии занимался нунций Дука. От него в конце 1941 г. Комиссия получила информацию о наличии на территории Италии советских военнопленных71. Святой Престол сразу же попытался получить поименные списки или хотя бы актуальную информацию о военнопленных. В письме, адресованном в январе 1942 г. послу Италии при Святом Престоле, сообщалось, что Ватикан желает организовать информационную службу для русских пленных72. Однако ответ посла противоречил информации, предоставленной нунцием: он сообщил, что советские пленные в Италии пока что не появились73. В июне 1942 г. правительство Италии и вовсе сообщило, что не может передавать новости о советских пленных, так как это должно быть согласовано с германским правительством74.
71. Ibid. Fasc. 3. F. 3.

72. Ibid. Fasc. 4. F. 3.

73. Ibid. F. 4. М. Талалай сообщает, что первые советские военнопленные появились в Италии весной 1942 г.; основной приток пришелся на осень 1943 г. Cм.: Талалай М. Русские участники Итальянской войны 1943–1945: партизаны, казаки, легионеры. М., 2015. С. 17.

74. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 4. F. 5.
30 По всей видимости, в декабре 1942 г. от нунциатуры в Италии Комиссия смогла получить поименные списки военнопленных75, затем эти списки были переданы Майрону Тэйлору (личному представителю Рузвельта при Святом Престоле), который направил их своему правительству76. Такое решение встретило одобрение со стороны США, что способствовало развитию «взаимовыгодного и продуктивного»77 диалога между президентом США и Святым Престолом.
75. Ibid. Fasc. 15. F. 15.

76. Ibid. F. 20.

77. Краснов П.П. Трансатлантическая дипломатия папы Пия XII и Ф. Рузвельта в период Второй мировой войны // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 5. С. 10.
31 Дуке не удалось посетить лагеря лично: был ли он не очень настойчив в этом вопросе или же ему противодействовало итальянское правительство – не ясно. В марте 1943 г. итальянское правительство сообщило, что условия жизни в лагерях были абсолютно приемлемыми78. Таким образом, в случае с Италией Комиссия Помощи не могла получить личного отчета нунция, располагая лишь переданной ему информацией.
78. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 20. F. 3.
32 Если правительства Финляндии и Румынии пустили нунциев на территории лагерей военнопленных, а Италия пошла на контакт со Святым Престолом в этом вопросе, германское правительство не разрешило нунцию Ч. Орсениго79 посетить лагеря для советских военнопленных. Ватикан желал организовать передачу сведений о военнопленных на русском языке по радио, однако трудность представляло получение достоверной информации из Германии. Уже в момент возникновения идеи сбора информации о пленных А. Рибери писал кардиналу Л. Мальоне, что немцы никогда не предоставляли сведений о пленных и вряд ли их позиция изменится в отношении русских80.
79. Чезаре Орсениго (1873–1946) – апостольский нунций в Германии в 1930–1946 гг.

80. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 2. F. 3.
33 Причину провала задумки Ватикана можно усмотреть в недоверии Германии к проекту и ее требованиях о предоставлении информации о пленных немцах в России81. От СССР такие сведения Святой Престол получить не мог, так как не имел там официального представителя. Действовать через Италию тоже было затруднительно: как сообщал нунций Дука кардиналу Мальоне, СССР не подписал Женевские соглашения 1929 г., в связи с чем у СССР и Италии не было общей базы для общения по этому вопросу82.
81. Ibid. Fasc. 3. F. 5.

82. AAV. Nunz. Borg. Fasc. 56. F. 11.
34 Проявленная в годы Второй мировой войны гуманитарная активность Святого Престола была встречена с одобрением: архив Комиссии Помощи содержит письма благодарности, которые поступали в военное и послевоенное время. Например, в сентябре 1943 г. представитель Всемирного еврейского конгресса выражал английскому епископу У. Годфри благодарность в связи с работой Святого Престола83.
83. Blet P. Op. cit. P. 210.
35 Как пишет итальянский историк К. Доммарко о работе одной из папских комиссий в 30-е годы ХХ в., «папская комиссия Pro Russia и нунциатуры активно сотрудничали, чтобы рассматривать просьбы о помощи»84. Нунциатуры в годы Второй мировой войны были ключевым звеном международной гуманитарной деятельности Святого Престола. Дипломатические связи, установленные Святым Престолом со странами – союзницами Германии до войны, помогали ему в реализации гуманитарных планов во время войны. При наличии возможности и готовности правительств нунциям удавалось посещать лагеря, где они могли духовно окормить военнопленных и раздать им подарки. При этом представители Святого Престола фиксировали условия, в которых находились пленные, в подробностях передавая эту информацию Ватикану.
84. Доммарко К. Указ. соч.
36 Так как картина, которую наблюдали нунции, не вполне совпадала с реальным положением дел в лагерях, или же нунции получали информацию через третьи руки (как это было в случае с Италией), то у Комиссии могло сложиться искаженное представление о положении пленных. В Хорватии, например, лагеря специальным образом подготавливали перед официальным визитом высоких гостей85. Вероятно, отсутствие объективных данных создавало в Госсекретариате иллюзорное представление о жизни военнопленных в целом.
85. Paris E. Genocide in Satellite Croatia, 1941–1945. Winnipeg, 1961. P. 140–141; Rhodes A. The Vatican in the Age of the dictators, 1922–1945. New York, 1974. P. 334.
37

ВИДЫ ДУХОВНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

38 Комиссия Помощи уделяла большое внимание вопросу духовного окормления военнопленных, которые в силу обстоятельств были ограничены в отправлении религиозного культа. Практика распространения среди пленных иконок была достаточно популярна: 8 апреля 1942 г. Кассуло в письме Мальоне предложил оставлять русским пленным изображения Богородицы86. Документы заседания Комиссии от 8 мая 1942 г. и сообщение нунцию от 24 мая 1942 г. свидетельствуют, что для раздачи военнопленным были приобретены несколько тысяч иконок с молитвами на русском и украинском и 100 катехизисов на русском языке87.
86. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 6. F. 6.

87. Ibid. Fasc. 11. F. 8; Ibid. Fasc. 6. F. 6.
39 Через два месяца изображения были получены, однако в первую поездку их передать не удалось. Второй визит был более успешным – иконки были розданы, при этом, видимо, Комиссия подготовила их в избытке – часть изображений даже осталась на руках у нунция, который предполагал раздать их, так как пленные продолжали прибывать88. 21 августа 1942 г. Комиссией Помощи были дополнительно отправлены нунцию 100 катехизисов, 11 000 изображений Спасителя с молитвой на русском языке, 5000 изображений Девы Марии с молитвой на украинском языке89.
88. Ibid. Fasc. 11. F. 16.

89. Ibid. F. 17.
40 В архиве отложились документы, рассказывающие, что 17 марта 1945 г. Кассуло попросил Секретариат прислать ему Новый Завет на русском языке90. Запрос был передан в Руссикум91, откуда в июне нунцию были отправлены книги и иконки с молитвами92.
90. Ibid. Fasc. 39. F. 2.

91. Ibid. F. 3.

92. Ibid. F. 4.
41 Комиссия также организовывала отправку книг. В октябре 1942 г. в журнале «Ацьоне» появилась статья, в которой один швейцарский священник рассказывал о своем опыте посещения лагеря советских солдат, бежавших из немецкого плена. Эта новость вызвала интерес государственного секретаря Л. Мальоне, попросившего нунция в Швейцарии Ф. Бернардини уточнить эту информацию93. Бернардини подтвердил пребывание русских в Швейцарии и попросил для них книги. С помощью дона Брини нунцием были получены книги В. Соловьева, энциклики по поводу рабочего вопроса, книги о католическом учении и его отношении к марксизму94. Видимо, в какой-то мере рассуждения нунция, что «у русских ничего в голове нет кроме советского правительства; все остальное – семья, дружба – берется в расчет, только если не препятствует планам правительства»95, определили выбор этой литературы.
93. Ibid. Fasc. 16. F. 5.

94. Ibid. F. 16. F. 9.

95. Ibid. F. 10.
42 По архивным документам, связанным с Финляндией, можно видеть, как Комиссия, помимо религиозных предметов и книг, отправляла советским военнопленным денежные средства, что подтверждается телеграммой папского представительства от 30 октября 1942 г. из Хельсинки, в которой было указано, что папское представительство получило 4115 шведских крон (1050 долл. США). Cудя по сообщению от 5 февраля 1943 г., деньги не напрямую вручались пленным, а передавались министерству иностранных дел Финляндии; нунций предложил министерству приобрести необходимые вещи и для военнопленных других государств, если не все средства будут истрачены96. Как следует из отчета Коббена, в ходе своего визита в лагерь он вручил пленным подарки, приобретенные на деньги Святого Престола97. В подарочный набор входили шерстяные носки и коробка мармелада. Кроме того, пленные по запросу получили бритвенные приборы, средства для чистки обуви, игру в кольца, мишень со стрелами, шашки, карманные зеркала и даже музыкальные инструменты (мандолину)98.
96. Ibid. Fasc. 12. F. 7.

97. Ibid. F. 10.

98. Ibid. Fasc. 19. F. 15.
43 На примере Италии мы видим, как на просьбу священника Папского восточного института Олсера выделить средства на покупку подарков для 20 советских военнопленных, находившихся в руках немцев недалеко от Турина99, Комиссия выделила 2050 лир на сигареты100; позже для военнопленных в Италии были отпечатаны Евангелия на русском языке и иконки с молитвами101. По возможности поддержка оказывалась как деньгами, так и вещами. Это следовало из письма апостольской нунциатуры в Италии, полученного в июне 1944 г.102
99. Ibid. Fasc. 26. F. 2.

100. Ibid. F. 3–4.

101. Ibid. Fasc. 27. F. 2.

102. Ibid. Fasc. 31. F. 3.
44 В документах, как правило, отсутствуют упоминания о передаче русским пленным продовольствия и одежды. Примеры деятельности нунциев демонстрируют, что Ватикан оказывал помощь советским военнопленным как религиозными предметами (отправкой иконок, религиозной литературы, крестиков), так и бытовыми вещами; в число подарков от Комиссии входили вино и табак. Кроме посильного вспомоществования Комиссию Помощи занимал вопрос духовного окормления и возрождения религиозности военнопленных – этим можно объяснить издание тысяч иконок, переводов религиозной литературы, изготовления крестиков, которыми занимались связанные с Комиссией организации. Однако задачи обращения русских пленных в католичество перед участниками миссий не стояло.
45 Подробных сведений о реакции военнопленных на визиты представителей Ватикана архив не содержит, но некоторые впечатления от этих визитов среди документов все же можно найти. Кассуло отмечал, что многие православные ценят помощь католического клира и духовенства, а многие, если были бы свободными, хотели бы участвовать в религиозных обрядах с участием католических священников103.
103. Ibid. Fasc. 2. F. 13.
46 Апостольский викарий в Финляндии Коббен сообщал, что все пленные благодарили Папу – в момент благословения католики преклонили колени, а неверующие выказывали знаки уважения104. 17 июля 1943 г. Коббен отправил Мальоне благодарность, составленную пленными (написана на русском языке): «Мы, военнопленные лагеря 8, от всего сердца благодарим Вас за ваше внимание к нам, к людям, по несчастью отрекшимся от Бога, и теперь мы благодарим Господа Бога, что нам довелось попасть на путь истины и восстановить веру в Бога, которую у нас большевики старались отнять, заменяя враждой и невежеством. Благодарим Вас и желаем Вам всего наилучшего в жизни»105.
104. Ibid. Fasc. 12. F. 11.

105. Ibid. Fasc. 19. F. 15.
47 В июньском сообщении отдела помощи апостольской нунциатуры в Италии говорилось о всеобщей благодарности военнопленных за милость Святого Отца; также сообщалось, что иногда русские возвращаются к вере в Божественное Провидение106.
106. Ibid. Fasc. 31. F. 2.
48 Конечно, три отложившихся в архиве примера положительной реакции военнопленных на помощь Ватикана не могут быть подтверждением их всеобщей благодарности Папе за оказанную помощь, но люди, оказавшиеся в тяжелых условиях, были благодарны и за такое внимание, передавая понтифику слова благодарности устно и письменно.
49

РАСХОДЫ КОМИССИИ ПОМОЩИ

50 В документах часть расходов обозначена в итальянских лирах, часть в долларах США. Нередко на полях указан перевод из лир в доллары.
51 Печать иконок, молитв и катехизисов, изготовление крестиков требовали финансовых затрат – в зависимости от места производства и покупки этих предметов цены могли различаться. Для подготовки подарков Комиссия обращалась в разные религиозные учреждения и организации, с которыми заключала договоры. В августе 1942 г. для Кассуло изображения святых были напечатаны бесплатно, а катехизис – по цене 1 лира за штуку. Место печати не указано, но в документах отмечено, что Комиссия смогла получить скидку в 800 лир107.
107. Ibid. Fasc. 11. F. 17.
52 Размеры выделяемых сумм зависели от конкретных обстоятельств. Для пасхальной поездки Кассуло весной 1943 г. изначально на человека была определена норма – четверть доллара (такая же норма существовала и на рождественские подарки декабря 1942 г., когда русским пленным ничего не отправили)108. Однако после беседы с доном Брини стало понятно, что четверти доллара в Румынии не хватит даже на коробку дешевых сигарет109. По всей видимости, Комиссия приняла решение увеличить сумму расходов на подарки, так как дары нунция не ограничились сигаретами, а включали еще пиво и вино.
108. Ibid. Fasc. 18. F. 2.

109. Ibid. F. 3.
53 В апреле 1943 г. князь П. Урусов110 попросил пасхальные наборы для пяти русских в Италии (в список входили как беженцы, так и военнопленные из лагеря Санта Мария дей Луми), на что Комиссия выделила 1000 лир111.
110. Материалы сообщают, что Петр Урусов – князь, имевший отношение к Ордену иезуитов (вероятно, поступивший в новициат; более конкретной информации документы не предоставляют).

111. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 21. F. 2.
54 Затраты на печать зависели в первую очередь от условий типографии: это видно на примере печати Евангелий на русском языке в Италии весной 1944 г. Ф. де Реджис112, выступивший с инициативой напечатать Евангелия на русском языке, посчитал примерные затраты – требовалось около 1750 долл. США на типографские расходы; иконки (количество не указано) стоили около 85 долл. США113. С типографией, на которую рассчитывал де Режис, по техническим причинам не удалось заключить договор; было решено обратиться в типографию Ватикана – печать Евангелий там обошлась Святому Престолу в 150 000 итальянских лир за 4000 копий114.
112. Филиппо де Режис (1897–1954) – иезуит, ректор Руссикума, выступал против насильственной репатриации военнопленных и помогал им перебираться в Латинскую Америку.

113. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 225. Fasc. 27. F. 2.

114. Ibid. F. 40.
55 Расходы Комиссии Помощи (без разделения затрат на военнопленных и гражданских лиц) выглядели следующим образом: летом 1942 г. – 16 284, 55 долл. США; в октябре 1942 г. – 13 580, 45 долл. США; в декабре 1942 г. – 17 518, 25 долл. США; в январе 1943 г. – 12 558 долл. США; в марте 1943 г. – 17 448, 53 долл. США; в апреле 1943 г. – 9487, 45 долл. США; в июне 1943 г. – 9366, 25 долл. США; в сентябре 1943 г. – 8726, 05 долл. США; в марте 1944 г. – 1994, 75 долл. США; в июне 1944 г. – 11 994, 67 долл. США; в июне 1945 г. – 27 205 долл. США, в августе 1945 г. – 26 700 долл. США.
56 Сумма расходов была примерно на одном уровне за исключением периода с апреля 1943 г. до весны 1944 г. Возможно, это было связано либо с крупными актами помощи в отношении граждан других стран (Комиссия оказывала поддержку не только советским гражданам), либо с финансовыми трудностями Святого Престола (этот временной промежуток был периодом смены правительства и оккупации Рима немцами).
57

ПОСЛЕВОЕННАЯ РЕПАТРИАЦИЯ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ

58 Красная армия при освобождении оккупированных территорий и продвижении в Европу встречала многих советских жителей, которые в годы войны были угнаны на работы в Германию, оказались в плену, добровольно покинули СССР или встали на сторону врага. Исследователи называют цифру – около 5 млн115 советских граждан, которые оказались за пределами СССР в военное время. Проблему перемещенных лиц советская власть предполагала решить путем создания специальных органов для проведения массовой репатриации, правовой основой для которой стали Ялтинские соглашения, заключенные в феврале 1945 г. Вопрос с военнопленными116 решался следующим образом: исходя из договоренностей, Великобритания и США были обязаны выявлять советских военнопленных и содержать их в специальных лагерях или сборных пунктах до момента их передачи властям СССР117.
115. Земсков В.Н. Репатриация советских граждан и их дальнейшая судьба (1944–1956) // Социологические исследования. 1995. № 5. С. 4. В.Ю. Кулагина со ссылкой на В.Н. Земскова сообщает о 4 864 457 человек, оказавшихся за пределами СССР к концу войны и 1 153 457 человек, которые были «внутренними перемещенными лицами». См.: Кулагина В.Ю. Создание и основные направления деятельности органов репатриации в СССР в годы Второй мировой войны // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 759. Л.А. Крушанова со ссылкой на В.Г. Первышина называет похожую цифру 5 734 528 человек. См.: Крушанова Л.А. Репатрианты из стран Европы на Дальнем Востоке СССР в 1945 – середине 1950-х годов // Вестник ДВО РАН. 2008. № 2. С. 66.

116. Арзамаскин Ю.Н. и Волков А.П. приводят данные 5 675 544 человек, которые были учтены к репатриации, из которых 2 016 480 были военнопленные. См.: Арзамаскин Ю.Н., Волков А.П. Заложники Второй мировой войны: итоги репатриации советских и иностранных граждан в 1944–1953 гг. // Вестник Екатерининского института. 2012. № 1 (17). С. 109.

117. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны, 1941–1945 гг.: сборник документов. Т. 4. Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (4–11 февр. 1945 г.). М., 1984. С. 264. В сборнике приведены только соглашения, достигнутые советской и британской стороной, так как договор с американцами был идентичным.
59 Первое время союзники выдавали перемещенных лиц – граждан СССР до 1939 г. – без учета их желания, тем самым соблюдая договоренности, достигнутые в Ялте. Массовая репатриация прошла в 1945 – начале 1946 г.: 1 марта 1946 г. англо-американские власти заявили об отказе от обязательной репатриации118. К этому времени на родину вернулись 1 825 774 военнопленных119.
118. Кулагина В.Ю. Указ. соч. С. 761.

119. Арзамаскин Ю.Н., Волков А.П. Указ. соч. С. 106.
60 Кроме Ялтинских соглашений, вопрос с репатриацией регламентировали договоры, заключенные союзниками с проигравшими государствами. По договору 1947 г. Италия была обязана принять необходимые меры, чтобы задержать и выдать СССР обвиняемых в совершении преступлений против человечества, а также тех, кто запятнал себя сотрудничеством с врагом или изменой советскому государству120. Историк А.А. Шевяков сообщает, что на территории Италии после войны оказалось 71 152 военнопленных, из которых к февралю 1946 г. было репатриировано 44 189 человек121. По имеющимся данным трудно сказать, сколько человек из них можно было отнести к нацистским и фашистским пособникам: на практике установление факта коллаборационизма происходило в ходе проверки «возвращенцев» в специальных лагерях и пунктах, из которых в случае особых подозрений их переводили в проверочно-фильтрационные лагеря при Наркомате внутренних дел.
120. AAV. Nunz. Borg. Fasc. 11. F 19. То же: United Nations Treaty Series: Treaties and international agreements registered or filed and recorded with the Secretariat of the United Nations. 1950. V. 49. С. 255.

121. Шевяков А.А. «Тайны» послевоенной репатриации // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 9.
61 Среди содержащихся в британском лагере для перемещенных лиц Риччоне (рядом с Римини) были граждане СССР – бывшие военнопленные, репатриация которых прошла в 1947 году122. Среди пленных были и военнослужащие дивизии СС «Галичина»123, и власовцы124, которые, согласно всем договоренностям, как военные преступники должны были быть переданы в руки советских властей.
122. Толстой Н.Д. Указ. соч. С. 408. Автор отмечает, что эта операция стала последней крупной операцией по насильственной репатриации.

123. Margolian H. Unauthorized entry: the truth about Nazi war criminals in Canada, 1946–1956. Toronto: University of Toronto Press, 2000. P. 135.

124. AAV. Busta 226. Fasc. 54. Russi-Civili-Italia. 1946. F. 9. Документы Комиссии Помощи не разделяют власовцев и бойцов 14-й дивизии СС «Галичина». Российский историк Н.М. Маркдорф считает, что «к “власовцам” относились все, кто сотрудничал с врагом». Маркдорф Н.М. «Власовцы» в лагерях и на спецпоселении в Сибири: люди и судьбы // Советские военнопленные. Сопротивление. Коллаборационизм. Память: материалы Международной научной конференции 21–24 октября 2018 г., Новосибирск. Новосибирск, 2018. С. 163.
62 Процесс выдачи осложнялся тем, что еще до заключения соглашения с Италией часть интернированных была переведена британской администрацией из разряда военнопленных в статус «сдавшихся», чему способствовало ходатайство перед понтификом архиепископа И.Г. Бучко125 и последовавшее за ним обращение Ватикана к британским властям126. В 1947 г. управление лагерем перешло итальянской администрации, но интерес Лондона к нему сохранялся127.
125. Бучко Иван Григорьевич – архиепископ Украинской греко-католической церкви. Бучко Іван // Енциклопедія історії України: Т. 1. Інститут історії України. Київ. 2003. С. 421.

126. Margolian H. Op. cit. P. 135.

127. В мае–июне 1947 г. часть бывших пленных была переведена в Великобританию. Ibid. Р. 137.
63 В связи с угрозой репатриации из Риччоне Ватикан обратился к Великобритании. В мае 1947 г. Комиссией была подготовлена нота о том, что если британское правительство затрудняется предоставить новое место жительства интернированным, то Ватикан может посодействовать в этом вопросе, договорившись с Аргентиной о переправке пленных128. В мае 1947 г. было получено письмо о согласии британских властей передать военнопленных лагеря Риччоне в руки советской власти129, что и было сделано. В итоге, по сведениям российского историка В.Н. Земскова, с января по июнь 1947 г. из Италии в СССР были репатриированы 438 человек130. Сколько из них было отправлено в СССР из Риччоне – сказать трудно131.
128. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 226. Fasc. 59. F. 40.

129. Историк М.Г. Талалай отмечает, что британцы изначально предпочитали следовать соглашениям с советской стороной. См.: Талалай М.Г. Указ. соч. С. 204.

130. Земсков В.Н. «Возвращенцы» и «невозвращенцы» (о судьбе советских перемещенных лиц в 1944–1956 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 1. С. 110.

131. По данным Н.Д. Толстого, в Риччоне содержалось чуть более 400 советских пленных, из которых в список подлежащих репатриации попали чуть менее 200 человек. См.: Толстой Н.Д. Жертвы Ялты. М., 1988. С. 407.
64 Еще один лагерь, судьба которого кратко отражена в архивных документах, – Липари; его пленным Комиссия выделила в 1947 г. обувь, одежду и другие вещи132. Можно с уверенностью сказать, что Святой Престол был в курсе того, что в лагере находились военные преступники: это видно из документов фонда Конгрегации чрезвычайных церковных дел. В архиве отложилось письмо Конгрегации по делам Восточных церквей от 26 июля 1949 г. к Д. Тардини, где было сказано, что в тюрьме Реджина Коэли находятся 25 русских, которых СССР запрашивает как военных преступников; еще 40 человек в лагере Липари обвинялись в военных преступлениях. Как и в случае с Риччоне, Госсекретариат проявил интерес к судьбам военнопленных. Конгрегация была обеспокоена «покорностью» итальянского правительства, подозревая его в намерениях выдать пленных Советскому Союзу 133.
132. AAV. Commissione Soccorsi. Busta 226. Fasc. 64. F. 2.

133. Historical Archive of the Secretariat of State – Section for Relations with States (ASRS), Congregazione degli Affari Ecclesiastici Straordinari (AA.EE.SS), Pius XII, part II, Affari generali, Pos.742, f. 321.
65 Что двигало Святым Престолом, когда он пытался помочь подлежавшим репатриации, можно проследить по обмену мнениями членов Государственного секретариата Д. Тардини и, вероятнее всего, Дж. Пиццардо в июле 1947 г. по поводу репатриации хорватов и словенцев-католиков, которых требовали выдать власти Югославии. Напрямую эти письма не относятся к советским военнопленным, но помогают воссоздать точку зрения Госсекретариата Святого Престола по проблеме насильственной репатриации. Д. Тардини писал: «В некоторых случаях, действительно, представляется уместным предвидеть, что возвращение беженцев к тем же властям приведет к тому, что большое число людей будет обречено на несправедливые судебные процессы и незаслуженные приговоры. Новости, также недавно полученные Государственным секретариатом, подтверждают, что положение хорватских и словенских католиков, сбежавших в Италию, будет особенно тяжелым, особенно после ратификации мирного договора или эвакуации оккупационных войск, поскольку в соответствии с 45-й статьей договора Итальянская Республика должна выдать тех, кого обвиняют в том, что они являются “военными преступниками”, предателями или коллаборационистами»134. Будучи убежден, что по возвращению беженцам будут вынесены «несправедливые приговоры»135, Тардини озадачился вопросом, как итальянские власти вообще планировали «согласовать обязательства, подписанные в отношении “военных преступников”, с защитой прав человеческой личности»136.
134. AAV. Nunz. Borg. 31. Fasc. 11. F. 5.

135. Ibid.

136. Ibid.
66 Ответ гласил: «Высказывается мнение, что лучше всего добиться скорейшего отъезда хорватских “коллаборационистов” и “предателей”, так как невозможно установить, в какой степени можно обеспечить права человека перед требованиями об их выдаче, выдвинутых Югославией на основании мирного договора»137. Решение проблемы могло заключаться в том, чтобы подлежавшие экстрадиции как можно скорее покинули бы Италию, так как представления о том, как защитить их от будущего наказания, не было.
137. Ibid. F. 7.
67 Далее отмечалось: «Понятие “военный преступник” приобрело в разных странах разное значение и применение в соответствии с законодательством самих стран, и поэтому часто поступают запросы о выдаче “коллаборационистов” и “предателей” в форме запросов о военных преступниках с указанием того, что имена запрошенных лиц включены в списки военных преступников Комиссии Организации Объединенных Наций по военным преступникам»138. Госсекретариат еще больше убеждался, что его опасения за будущее военнопленных не были беспочвенными и подтверждались тем, что запрашиваемые лица фигурировали как «военные преступники», что влекло за собой тяжелые наказания.
138. Ibid.
68 К сожалению, письма не дают ответа на вопрос, кто высказывал мнение, чтобы военные преступники покинули страну. В то же время переписку Тардини и Дуки можно рассматривать как объяснение логики действий Ватикана, связанной с озабоченностью судьбами военнопленных. Для Ватикана вопрос о выдаче и наказании военных преступников упирался в тяжелые последствия для пособников нацистов и даже смертные приговоры, что противоречило основам христианского учения.
69 Таким образом, в послевоенное время на первый план среди забот Комиссии вышла проблема репатриации советских военнопленных, которых на родине могли признать военными преступниками. Члены Комиссии выступали против выдачи этой категории советских граждан по запросу СССР; одной из причин такой позиции был страх за судьбы репатриантов. Ввиду этого Церковь, издревле проповедовавшая идеи посильной помощи близкому, могла облегчить бремя жертв войны. Рассмотренная нами помощь советским военнопленным, хотя и является лишь небольшой составляющей всей благотворительной деятельности Святого Престола, помогает в определенной степени восстановить механизм работы Ватикана на этом направлении.
70 Подводя итоги, можно сказать, что благотворительная деятельность Ватикана в годы Второй мировой войны стала продолжением его предшествовавшей гуманитарной активности. Комиссия Помощи стала одним из благотворительных органов Святого Престола, посредством которого он выполнял свою гуманитарную миссию. В деятельности Комиссии наблюдается четкость и слаженность. Механизм ее работы состоял из этапов запроса сведений, обработки полученной информации, принятия решения по каждому отдельному вопросу и контроля за их исполнением. При этом скорость принятия решений была достаточно высокой. Комиссия работала весьма оперативно. Она не только инициировала сбор актуальной информации о военнопленных, но и реагировала на поступавшие к ней просьбы.
71 Если члены Госсекретариата, входившие в Комиссию, были управленческим центром, то ее «руками» в вопросе по военнопленным практически всегда были нунции, на плечи которых и легла обязанность сбора сведений и организации поездок в лагеря военнопленных. Вероятно, не всегда точная, но наиболее полная информация, полученная Святым Престолом о советских военнопленных и условиях их проживания в лагерях, могла быть отправлена заинтересованным правительствам или же использована Комиссией для организации поездок нунциев в лагеря и подготовки подарков. Их раздача проходила либо напрямую в ходе личных визитов, если дело касалось вещей, продуктов или религиозных предметов, либо опосредованно, если возникал вопрос о выделении денежных сумм. Для Святого Престола гуманитарная помощь была одним из важнейших компонентов в его деятельности, что обусловливало регулярное пополнение денежного фонда Комиссии. На его средства для сотен советских военнопленных были закуплены табак, книги, сладости, бытовые предметы, религиозная литература, иконки, крестики и многое другое.
72 Хотя нунции регулярно интересовались религиозными убеждениями адресатов помощи и передавали им католическую литературу, мы не наблюдаем цели обращения советских военнопленных в католицизм. Если такая идея и была привлекательна для католических священников, тем не менее первостепенной причиной разворачивания деятельности Комиссии среди советских граждан стало стремление защитить права человека и помочь людям, оказавшимся в трудной ситуации.
73 Ватикан, опасаясь за судьбы военнопленных, решительно выступил против насильственной репатриации, расценивая ее как насилие над человеческой личностью. Вопрос о военных преступниках и их выдаче властям СССР рассматривался Комиссией Помощи с позиции христианского гуманизма, защиты человеческих прав и жизней. Завоевывая признание с помощью активной гуманитарной политики, Святой Престол ратифицировал Женевские конвенции 1949 г. Благотворительность и миротворчество Ватикана стали одним из путей укрепления его позиций на международной арене в 40-е годы ХХ в. В военное и послевоенное время для молодого (с точки зрения обретения суверенитета) Святого Престола одобрение его деятельности служило для укрепления влияния Церкви.

Библиография

1. Арзамаскин Ю.Н., Волков А.П. Заложники Второй мировой войны: итоги репатриации советских и иностранных граждан в 1944–1953 гг. // Вестник Екатерининского института. 2012. № 1 (17). С. 103–110.

2. Беглов А.Л. Мольбы о помощи. Письма православных верующих Папе Римскому 1931 г.: новые документы из архивов Ватикана // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 135–152.

3. Доммарко К. Modus operandi Святого Престола при рассмотрении некоторых запросов о помощи, направленных в Ватикан в 1920–1930-е гг.: на основе новых архивных документов // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Вып. 11 (85). URL: https://arxiv.gaugn.ru/s207987840008073- 9-1/ (дата обращения: 20.06.2022).

4. Жданова Е.С. Помощь Святого Престола гражданам СССР, оказавшимся за границей, в 1941–1947 гг. (по материалам Апостольского архива Ватикана) // Россия и современный мир. 2020. № 4. С. 210—224.

5. Земсков В.Н. «Возвращенцы» и «невозвращенцы» (о судьбе советских перемещенных лиц в 1944–1956 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 1. С. 110–116.

6. Земсков В.Н. Репатриация советских граждан и их дальнейшая судьба (1944–1956) // Социологические исследования. 1995. № 5. С. 3–13.

7. Колупаев В.Е. Русские в Финляндии по эмигрантским католическим источникам // Studia Humanitatis. 2014. № 3. URL: http://st-hum.ru/content/kolupaev-ve-russkie-v-finlyandii-po-emigrantskim-katolicheskim-istochnikam. (дата обращения: 15.01.2022).

8. Краснов П.П. Трансатлантическая дипломатия папы Пия XII и Ф. Рузвельта в период Второй мировой войны // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 5. С. 4–11.

9. Крушанова Л.А. Репатрианты из стран Европы на Дальнем Востоке СССР в 1945 – середине 1950-х годов // Вестник ДВО РАН. 2008. № 2. С. 66–72.

10. Кулагина В.Ю. Создание и основные направления деятельности органов репатриации в СССР в годы Второй мировой войны // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 750–761.

11. Маркдорф Н.М. «Власовцы» в лагерях и на спецпоселении в Сибири: люди и судьбы // Советские военнопленные. Сопротивление. Коллаборационизм. Память: материалы Международной научной конференции 21–24 октября 2018 г., Новосибирск. Новосибирск, 2018. С. 160–177.

12. Полян П.М. Жертвы двух диктатур. Жизнь, труд, унижения и смерть советских военнопленных и остарбайтеров на чужбине и на родине. М., 2002.

13. Талалай М. Русские участники Итальянской войны 1943–1945: партизаны, казаки, легионеры. М., 2015.

14. Токарева Е.С. Приключения иезуита в России: как советская власть боролась с о. Эдмундом Уолшем (1922–1923 гг.) // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 12. Вып. 8 (106). URL: https://history.jes.su/s207987840016690-8-1/ (дата обращения: 20.06.2022).

15. Токарева Е.С. Эдмунд Уолш, планы Ватикана и российская действительность 1922–1923 гг. // Российская история. 2020. № 4. С. 188–204.

16. Толстой Н.Д. Жертвы Ялты. М., 1988.

17. Шевяков А.А. «Тайны» послевоенной репатриации // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 3–11.

18. Blet P. Pio XII e la Seconda Guerra Mondiale negli Archivi Vaticani. Milano, 1999.

19. Dommarco C. Un compito eccezionale e rischioso: il governo bolscevico e la missione della Santa Sede al tempo della carestia degli anni Venti. Mosca, 2020.

20. Ickx J. Pio XII e gli ebrei. Milano, 2021.

21. Marchione M. Pope Pius XII: Architect for Peace. New Jersey, 2000.

22. Margolian H. Unauthorized entry: the truth about Nazi war criminals in Canada, 1946–1956. Toronto, 2000.

23. Miccoli G. I dilemmi e I silenzi di Pio XII. Milano. 2000.

24. Papeleux L. L’action caritative du Saint-Siege en faveur des prisonniers de guerre (1939–1945). Rome, 1991.

25. Paris E. Genocide in Satellite Croatia, 1941–1945. Winnipeg, 1961.

26. Rhodes A. The Vatican in the Age of the dictators, 1922–1945. New York, 1974.

27. Rychlak R. Righteous Gentiles: How Pope Pius XII and the Catholic Church Saved Half a Million Jews from the Nazis. Dallas; Texas, 2005.

28. Tornielli A. Pio XII: il papa degli ebrei. Piemme, 2001.

29. United Nations Treaty Series: Treaties and international agreements registered or filed and recorded with the Secretariat of the United Nations. 1950. V. 49.

30. Zuccotti S. Under His Very Windows: The Vatican and the Holocaust in Italy. Yale University Press. 2000.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв

(additional_1.docx) [Ссылка]

Перевести