ОДКБ и проблемы региональной безопасности на евразийском пространстве (к 30-летию Договора о коллективной безопасности)
ОДКБ и проблемы региональной безопасности на евразийском пространстве (к 30-летию Договора о коллективной безопасности)
Аннотация
Код статьи
S013038640020222-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пивовар Ефим Иосифович 
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Левченков Александр Станиславович
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Гущин Александр Владимирович
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
204-216
Аннотация

Цель статьи – анализ деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и ее роли в истории современных международных отношений на постсоветском пространстве и развитии сотрудничества в области комплексной безопасности. Авторы отмечают, что формируемая с 1990-х годов организация развилась в многофункциональную разветвленную структуру, обладающую как серьезной правовой базой, так и большим спектром элементов и непосредственных инструментов решения задач, стоящих перед ОДКБ. Они анализируют основные документы, определившие ход развития организации, сходство и различие в позициях ее членов по отдельным вопросам ее деятельности, эффективность миротворческой деятельности ОДКБ.

Подчеркивается, что, несмотря на серьезные успехи в развитии ОДКБ, ее деятельность сопряжена с рядом проблем, связанных с различиями внешнеполитической ориентированности государств-членов, влиянием внерегиональных сил, конфликтами на постсоветском пространстве и целым рядом других аспектов. Тем не менее делается вывод, что ОДКБ сегодня является единственным механизмом поддержания безопасности на постсоветском пространстве, прошедшим проверку временем по вопросу коллективного реагирования на угрозы, и развитие этой организации является одним из приоритетов российской внешней политики в регионе.

Ключевые слова
военно-политическое сотрудничество, интеграция, коллективная безопасность, Организация Договора о коллективной безопасности, НАТО
Классификатор
Получено
14.06.2022
Дата публикации
17.11.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
793
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 C образованием Содружества Независимых Государств (СНГ) после распада СССР перед его членами встал вопрос о необходимости обеспечения коллективной безопасности на постсоветском пространстве. Главным структурным элементом этого взаимодействия стал Договор о коллективной безопасности, трансформировавшийся впоследствии в Организацию Договора о коллективной безопасности.
2 История формирования ОДКБ началась 15 мая 1992 г., когда в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ) сроком на пять лет с возможностью последующего продления, к которому в 1993 г. присоединились также Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу в 1994 г., а в 1999 г. шесть стран-участниц (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) его продлили.
3 В договоре содержался ряд положений, ставших ключевыми для последующей возможности использования документа как основы полноценной международной военно-политической организации. Отметим три наиболее важных положения.
4 Во-первых, договор предусматривал обязательство государств-членов не вступать «в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника» (ст. 1 договора)1, что с течением времени стало особенно важным в контексте расширения НАТО на восток.
1. Договор о коллективной безопасности (Ташкент, 15 мая 1992 г.) // URL: >>>> (дата обращения: 12.03.2022).
5 Во-вторых, договором устанавливалось, что если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться другими участниками как агрессия против всех государств – участников договора, и в этом случае все остальные участники предоставят подвергшемуся агрессии необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН (ст. 4 договора)2. При этом отмечалось, что о принятых мерах участники незамедлительно проинформируют Совет Безопасности ООН3.
2. Там же.

3. Там же.
6 Наконец, в-третьих, оговаривалась возможность использования вооруженных сил за пределами государств-участников исключительно в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом ООН и законодательством стран-участниц (ст. 6 договора)4.
4. Там же.
7 Все страны – участницы ДКБ находились в 1990-е годы в сложных условиях, порожденных неопределенностью внешнеполитического курса и геополитических приоритетов, а также наличием ряда противоречий друг с другом. В рамках ДКБ не были созданы единые штабные структуры. Договор не стал документом, определяющим возможности совместного реагирования на ситуацию в Афганистане. Что касается объединенной системы ПВО, то она тоже функционировала не в полном объеме, не охватывая Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Не была реализована на практике и идея управления пограничной зоной.
8 Важным фактором, серьезно повлиявшим на состав участников договора после завершения пятилетнего срока в 1999 г., стали противоречия между его членами, отношения между некоторыми обострялись наличием неразрешенных конфликтов.
9 Так, и Баку, и Ереван активно искали на международной арене дополнительные возможности для урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха в свою пользу. О глубоких противоречиях между Договором о коллективной безопасности и внешнеполитическим курсом Баку азербайджанские политологи, например, прямо говорили вплоть до последнего времени5.
5. Членство в ОДКБ не отвечает интересам Азербайджана – мнения экспертов // URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2022).
10 Выход Грузии из ДКБ был во многом продиктован наличием этнотерриториальных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, и неудачи в их разрешении возлагались грузинским руководством на Москву как основного миротворца на Южном Кавказе, вынуждающего Грузию придерживаться мирных путей урегулирования.
11 Наконец, позиция Узбекистана была продиктована рядом факторов, в их числе и напряженные отношения с рядом других центральноазиатских государств, и стремление избежать потенциального вовлечения в военно-политический союз под эгидой Москвы, и временное сближение с США, результатом которого немного позже стало размещение американской военной базы в Карши-Ханабаде (2001–2005 гг.).
12 Показательным стало то, что Азербайджан и Грузия вошли в число стран-основательниц нацеленной на евроатлантическую интеграцию организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), а Узбекистан присоединился к ним именно в 1999 г. (находился в организации, именуемой в связи с этим ГУУАМ, до 2005 г.).
13

Но, пожалуй, главной проблемой ДКБ, перешедшей по наследству к ОДКБ, был изначальный отказ от серьезных попыток интегрировать в организацию крупнейшую после России в военном отношении постсоветскую республику Украину. Разумеется, Киев и Москва в 1990-е годы подвергались серьезному давлению со стороны Запада, «нейтральность» Украины была одним из условий вывода ядерного оружия с ее территории. Но отсутствие Украины в созданном Россией оборонительном союзе, безусловно, заложило предпосылки для дрейфа этой страны в сторону НАТО и нарастающей антироссийской направленности украинской политики6.

6. Доклад: «ОДКБ: история и перспективы» // URL: >>>> (дата обращения: 12.03.2022).
14 В целом во внешней политике практически всех государств, подписавших договор, на первых порах, очевидно, доминировало желание наладить сотрудничество с западными партнерами, прежде всего бывшими противниками СССР, – государствами – членами НАТО. Когда в 1994 г. Североатлантический альянс запустил масштабную программу сотрудничества с бывшими участниками социалистического блока в Восточной Европе и на постсоветском пространстве «Партнерство ради мира», разработанную в рамках развития Совета североатлантического сотрудничества, все государства – участники ДКБ к ней присоединились. Так, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия и Узбекистан вошли в число участников программы в 1994 г., Белоруссия – в 1995 г., Таджикистан – в 2002 г. При этом в числе целей и задач программы значился ряд положений, направленных на обеспечение привязки процесса военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств-партнеров к стратегии альянса и фактического усиления влияния Брюсселя на их военно-политическую деятельность7.
7. Partnership for Peace programme // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_50349.htm (дата обращения: 12.03.2022).
15 Довольно скоро стали проявляться серьезные противоречия между актуальными задачами в обеспечении безопасности ряда членов ДКБ, прежде всего России, и подходами к решению данных задач со стороны НАТО. Открыто противоречия между Москвой, с одной стороны, и Вашингтоном и Брюсселем – с другой, впервые проявились в ходе военной агрессии альянса против Югославии в 1999 г.
16 Политика НАТО, направленная на расширение блока с 1994 г., решение Вашингтонского саммита альянса в 1999 г. о введении процедуры Плана действий по членству и активизация усилий Брюсселя по вовлечению стран постсоветского зарубежья в сферу своих интересов сыграли определенную роль в том, что в 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались пролонгировать свое участие в ДКБ.
17 В дальнейшем отношения Москвы и Брюсселя продолжали ухудшаться и обострились во время грузино-южноосетинского конфликта 2008 г., а после прямой поддержки странами НАТО государственного переворота на Украине в 2014 г. и санкций, введенных против России в связи с воссоединением Крыма, сотрудничество в рамках программы было приостановлено8. Формальное партнерство Белоруссии с альянсом было также приостановлено в 2021 г. на фоне наращивания военного присутствия НАТО на западных границах республики9.
8. НАТО приостанавливает военное сотрудничество с Россией // URL: >>>> (дата обращения: 12.03.2022).

9. НАТО свернула канал диалога и приостановила сотрудничество с Белоруссией // URL: >>>> (дата обращения: 12.03.2022).
18 Тем не менее другие участники ДКБ по настоящее время продолжают сотрудничество в рамках программы «Партнерство ради мира» и в других проектах НАТО. Это в условиях беспрецедентного обострения отношений между Москвой и Минском, с одной стороны, и альянсом – с другой, с конца 2021 г., и особенно после начала специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации на Украине 24 февраля 2022 г., поднимает вопрос относительно сочетания данных форматов с развитием ОДКБ.
19 При этом рассматривать ОДКБ в качестве прямого антагониста НАТО было бы неверно по причине того, что в отличие от последнего ОДКБ ставит перед собой лишь задачи обеспечения региональной безопасности, а также, как показывает практика, не стремится к применению своей юрисдикции за пределами зоны своей территориальной ответственности.
20 Вплоть до 2002 г. ДКБ, как отмечается на официальном интернет-портале Организации Договора о коллективной безопасности, представлял собой «региональное соглашение, которое сыграло важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области»10.
10. От Договора к Организации // URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2022).
21 На первом этапе существования договора основной движущей силой, безусловно, было Содружество Независимых Государств, которое вплоть до настоящего времени сохраняет свое значение не только как переговорная площадка, но и как институционализированная структура, предлагающая участникам определенный инструментарий для взаимодействия по широкому спектру вопросов в области безопасности и урегулировании конфликтов, решение которых требует коллективных усилий11. По линии противостояния таким угрозам, как нелегальная миграция, наркотрафик, экстремизм и терроризм, страны СНГ сформировали солидную нормативно-правовую базу и накопили серьезный опыт совместной работы12.
11. Пивовар Е.И., А.В. Гущин А.В., Левченков А.С. Региональная безопасность на пространстве СНГ в конце XX – начале XXI века (к 30-летию образования Содружества) // Новая и новейшая история. 2021. № 6. С. 186.

12. Шаруева М.Ю. Сотрудничество в сфере правовой безопасности на постсоветском пространстве // Вестник РГГУ. Серия: История. Политология. Международные отношения. 2019. № 2. С. 103.
22 В начале 2000-х годов сложились условия, диктующие участникам необходимость трансформации ДКБ в полноценную международную военно-политическую организацию. С одной стороны, этому способствовали укрепление государственности и кристаллизация национальных интересов государств – участников ДКБ на международной арене. С другой – очевидным был рост угрозы международного терроризма и экстремизма, особенно ярко проявившийся в полной дестабилизации обстановки в Афганистане и беспрецедентной активности террористических ячеек по всему миру, включая террористические акты в США в 2001 г. Тесно сопряженной с терроризмом оказалась проблема роста объемов наркоторговли. Данные угрозы требовали коллективных международных усилий. Наконец, одним из важнейших для России стал фактор продвижения НАТО на восток, что ставило перед российским руководством вопрос о формировании пояса безопасности.
23

Надо отметить, что еще в 1990-е годы возможности договора были задействованы осенью 1996 г. и летом 1998 г. в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств – участников ДКБ для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе. В 1999 и 2000 гг. в результате оперативно осуществленных мер государствами – членами ДКБ, с участием Узбекистана, была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии13.

13. Доклад: «ОДКБ: История и перспективы». // URL: >>>> (дата обращения: 19.07.2022)
24

Усиление исходящих из Афганистана угроз, Баткенские события и их последствия привели к интенсификации двустороннего военного и военно-технического сотрудничества России с Киргизией и Узбекистаном, позволили российскому руководству приступить к реформе Договора о коллективной безопасности. В июне 2000 г. страны ДКБ заключили Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества, открывшее возможность для поставок российской военной техники союзникам по внутренним ценам. В мае 2001 г. на саммите ДКБ было принято решение о создании первого совместного военного формирования – Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР). В результате были сформированы КСБР в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности численностью до 5 тыс. человек14.

14. ОДКБ: от Договора к Организации.
25 С начала первого десятилетия XXI в. коллективная безопасность на постсоветском пространстве претерпела существенные структурные изменения. 14 мая 2002 г. была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), объединившая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан.
26 7 октября 2002 г. был принят Устав ОДКБ. В соответствии с ним основными целями организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам15. Согласно определению заместителя министра иностранных дел России А.В. Панкина, «организация стала авторитетной многогранной международной и региональной структурой, обладающей солидной разветвленной договорно-правовой базой, которая регламентирует ее деятельность по всем основным направлениям обеспечения безопасности»16. На основании анализа устава и положений об институтах и органах ОДКБ можно заключить, что организация является режимом коллективной обороны, в котором обеспечены глубокая формализация и согласованность принципов и норм, но ряд положений устава, в частности 4 статья, не получил впоследствии разработанной процедуры применения.
15. Устав Организации Договора о коллективной безопасности // URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2022).

16. Панкин А.А. ОДКБ: ориентиры стратегического развития // Международная жизнь. 2020. № 11. С. 7.
27 Сформирован и с 1 января 2004 г. приступил к работе Объединенный штаб ОДКБ. Деятельность штаба сосредоточена на решении практических задач, связанных с формированием, функционированием и применением коллективных сил; подготовкой и проведением совместно с министерствами обороны государств-членов совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, с военно-техническим сотрудничеством; координацией совместной подготовки кадров и специалистов для вооруженных сил государств-членов; организацией функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ и взаимодействия его с уполномоченными национальными органами.
28 23 июня 2006 г. минская сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ определила необходимость развития парламентского измерения ОДКБ в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Основываясь на этом решении и на Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств, председатели парламентов государств СНГ – членов ОДКБ на заседании 16 ноября 2006 г. приняли постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности.
29 В 2007 г. главами государств – членов ОДКБ было подписано Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, которое вступило в силу и зарегистрировано в Секретариате ООН в 2009 г. Для участия в миротворческих операциях были созданы на постоянной основе Миротворческие силы ОДКБ численностью около 3 тыс. военнослужащих вооруженных сил и порядка 600 представителей органов внутренних дел государств-членов. Миротворческие силы ОДКБ могут применяться как в зоне ответственности организации решением Совета коллективной безопасности, так и за ее пределами по мандату Совета Безопасности ООН.
30 Одной из самых важных вех в эволюции ОДКБ стало решение о создании коллективных сил быстрого реагирования. Тем не менее переговоры об этом были сопряжены с так называемой «молочной войной» между Россией и Белоруссией. В результате представители Минска отказались участвовать в заседании ОДКБ под предлогом, что военная безопасность невозможна без экономической. Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко подписал пакет документов о присоединении Белоруссии к Коллективным силам оперативного реагирования только 20 октября 2009 г.
31 В 2009 г. созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), предназначенные для оперативного реагирования на вызовы и угрозы безопасности государств – членов ОДКБ. Проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств – членов ОДКБ.
32 На региональном уровне расширялось сотрудничество с Антитеррористическим центром СНГ и Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Летом 2011 г. между ШОС и ОДКБ был подписан протокол по контртеррористической деятельности, увеличивался уровень взаимодействия не только с другими государствами не членами ОДКБ по разным направлениям деятельности организации, а также и с другими международными организациями, в первую очередь это ООН и ШОС. Так, в 2016 г. между ООН и ОДКБ был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН.
33 Организация вовлечена в активную работу в области военно-экономического сотрудничества, противодействия терроризму и радикальному экстремизму, наркоторговле, незаконной миграции, киберугрозам и др. Так, с 2006 г. работает Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ. В 2005 г. был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов ОДКБ. С 2003 г. на территории государств – членов ОДКБ проводится международная комплексная антинаркотическая операция «Канал» (с 2008 г. преобразована в постоянно действующую).
34 В сфере противодействия незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран под эгидой организации был создан Координационный совет руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией. С 2008 г. с целью выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Нелегал». С 2018 г. «Нелегалу» был придан статус постоянно действующей операции.
35 В 2007 г. был создан Координационный совет по чрезвычайным ситуациям ОДКБ. В 2014 г. был образован консультационный Координационный центр ОДКБ по вопросам реагирования на компьютерные инциденты. В целях борьбы с преступлениями в информационной среде осуществляется операция «ПРОКСИ».
36 1990-е и 2000-е годы внесли серьезные корректировки в отношении понимания государствами-участниками угроз государственности. В 2003–2005 гг. по постсоветскому пространству прокатилась волна «цветных революций», которая привела к усилению позиций евроатлантистов, особенно в Грузии и на Украине, и росту геополитической напряженности в регионе. Дестабилизация внутриполитической и социальной ситуации и насильственная смена власти стали восприниматься как одна из основных угроз странам – членам ОДКБ17. Кроме того, первая редакция ДКБ 1992 г. не учитывала гибридные угрозы вооруженного проникновения на территорию государств-участников различных вооруженных формирований, зачастую напрямую не связанных с конкретными странами-агрессорами. Особенно большая опасность таких вооруженных проникновений сохранялась в Центральной Азии.
17. Панарин И.Н. ОДКБ и безопасность Евразии // ОБЗОР. НЦПТИ. 2015. Вып. 7. С. 21.
37 В 2010 г. в Киргизии произошла «тюльпановая революция», которая привела к смене власти и столкновениям на этнической почве. ОДКБ отказалась вмешаться в кризисные события, так как в Уставе ОДКБ отсутствовала статья, предусматривающая помощь в пресечении беспорядков и их ликвидации. В июне 2010 г. президент Киргизии Р.И. Отумбаева сделала официальный запрос президенту России Д.А. Медведеву о вводе КСОР на территорию Киргизии для подавления межэтнических столкновений в Ошской и Джалал-Абадской областях. Ответ российской стороны опирался на Устав ОДКБ: чтобы задействовать силы КСОР, нужно, чтобы одно государство нарушило суверенитет и границы другого государства, входящего в ОДКБ. События 2010 г. в Киргизии не нарушали ее границ. В свою очередь, президент Белоруссии А.Г. Лукашенко заявил, что следует ввести Коллективные силы оперативного реагирования на территорию Киргизии и помочь государству в решении внутренних проблем.
38 В итоге было принято решение о вводе одного батальона десантно-штурмового отряда ВДВ на российскую авиабазу Кант для обеспечения внутренней безопасности граждан. Реакция Москвы на киргизский кризис позволила России избежать немалых затрат, возможных человеческих жертв и неизбежно поднявшейся бы волны критики на международной арене. Однако проявился разрыв между ожиданиями одной из малых стран-участниц, связываемыми с лидером организации.
39 Эти события помогли согласовать и принять корректировки в ДКБ, утвержденные Протоколом о внесении изменений, подписанным 10 декабря 2010 г. Прежде всего была серьезно изменена статья 4 договора, в которой было дано расширительное определение агрессии, отныне не сводящейся непосредственно к враждебным действиям каких-либо других государств. Оговаривалось, что если одна из стран-участниц «подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету)», то это будет рассматриваться другими участниками как агрессия на все государства, входящие в договор18. При этом другие участники должны незамедлительно предоставить необходимую помощь, включая военную, а также поддержку имеющимися средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН по просьбе подвергшейся агрессии страны19.
18. Договор о коллективной безопасности // URL: >>>> (дата обращения: 15.03.2022).

19. Там же.
40 В договоре были отражены успехи, достигнутые в вопросах формирования коллективных сил ОДКБ. В частности, в новой редакции статьи 6 оговаривалась возможность использования «сил и средств системы коллективной безопасности за пределами территории государств-участников … в интересах международной безопасности в соответствии с Уставом ООН и законодательством государств – участников настоящего договора»20.
20. Там же.
41 На фоне ухудшения отношений с США Узбекистан в 2005 г. вышел из ГУУАМ и вернулся к идее участия в строительстве коллективной системы безопасности в Центральной Азии, в связи с чем в июне 2006 г. было принято решение «О восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ». Однако в декабре 2012 г. членство Ташкента в организации было приостановлено по его инициативе из-за возврата к концепции внеблоковости во внешней политике.
42 Отсутствие единых подходов среди стран ОДКБ к решению вопросов безопасности в различных регионах проявилось во время возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе в апреле 2016 г. Ереван тогда выступил с критикой позиции Казахстана и Белоруссии, которые, по мнению Армении, не поддержали ее позицию21. Белорусскому послу, вызванному в министерство иностранных дел Армении, был выражен протест в связи с нарушением Минском обязательств в рамках ОДКБ22. Вместе с тем генеральный секретарь ОДКБ Н.Н. Бордюжа по итогам заседания комитета секретарей Совбезов стран ОДКБ в начале июня 2016 г. отметил, что организация «не обделяет вниманием то, что происходит в зоне карабахского конфликта» и что «Россия в начале апреля сыграла ключевую роль в достижении договоренности о прекращении огня»23.
21. Троицкий Е.Ф., Зиновьев В.П. Организация Договора о коллективной безопасности: становление, эволюция и кризис военно-политического союза // Русин. 2018. № 4 (54). С. 344–345.

22. МИД Армении: заявление Минска идет вразрез с обязательствами в ОДКБ // URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2022).

23. Бордюжа: Конфликт в Карабахе – угроза для всех членов ОДКБ // URL: >>>> (дата обращения: 12.03.2022).
43

Серьезным маркером дееспособности ОДКБ стали события в Казахстане в январе 2022 г. Специалисты отмечают, что изначально собственно миротворческая деятельность не являлась одним из приоритетных направлений организации, но с принятием в 2007 г. Соглашения о миротворческой деятельности ситуация стала меняться24. Тем не менее, несмотря на наличие разработанной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы миротворчества, а также возникновение ряда кризисных ситуаций за последние 15 лет в зоне ответственности ОДКБ, организация ни разу до недавнего времени не применяла свои миротворческие силы.

24. Коренев Е. Миротворцы ОДКБ в Казахстане: детали операции и перспективы блока // URL: >>>> (дата обращения: 20.03.2022).
44 Однако в связи с резким ухудшением внутриполитической обстановки в Казахстане президент К-Ж.К. Токаев 5 января 2022 г. обратился в ОДКБ за помощью, назвав происходящее в республике актом агрессии, а участников беспорядков – «террористическими бандами», прошедшими подготовку за рубежом25. Уже на следующий день началась миротворческая операция, в рамках которой наиболее оперативное развертывание осуществили российские миротворцы. Также в Казахстан были переброшены белорусские, армянские и киргизские подразделения.
25. Токаев обратился за помощью к ОДКБ. Он считает протесты «актом агрессии» // URL: >>>> (дата обращения: 12.04.2022).
45 В ходе подготовки к миротворческой операции среди союзников наблюдались колебания. В частности, известно, что руководство Киргизии несколько раз меняло свое решение. Так, 6 января поступили сообщения о том, что Бишкек, предположительно из-за недовольства части населения, отказался от прямого участия в миротворческой миссии26. Однако вскоре президент Киргизии С.Н. Жапаров все же принял решение об отправке миротворцев. В апреле 2022 г. он наградил военных, принявших участие в операции в Казахстане, за «успешное выполнение задачи по стабилизации и нормализации обстановки в республике в составе миротворческих сил ОДКБ»27.
26. Киргизия официально отказалась в рамках ОДКБ вводить войска в Казахстан // URL: >>>> (дата обращения: 12.04.2022).

27. Садыр Жапаров наградил военных, которые участвовали в миссии ОДКБ в Казахстане // URL: >>>> (дата обращения: 12.04.2022).
46 Миротворцы взяли под охрану важные государственные и военные объекты Казахстана. Контролирование миротворцами стратегических объектов (здания правительственных учреждений, аэродромы и другие объекты критически важной инфраструктуры) позволило правоохранительным органам Казахстана действовать более свободно при подавлении сопротивления экстремистов. Действия ОДКБ в Казахстане показали, что, несмотря на высказывающиеся порой экспертами скептические оценки деятельности ОДКБ, организация продемонстрировала свои коллективные возможности.
47 Наблюдается некоторое дублирование функций с другими региональными организациями, действующими на территории постсоветского пространства, в частности с СНГ и ШОС, что в известной степени размывает границы и рамки деятельности ОДКБ, так как все эти организации несут и военно-политические обязанности28.
28. Евсеев В.В. ОДКБ и безопасность на постсоветском пространстве // Постсоветский материк. 2021. № 2 (30). С. 13.
48 Тем не менее ОДКБ сегодня представляет безальтернативный с точки зрения своей перспективности вариант развития военно-политической кооперации. Организация стала единственным механизмом поддержания безопасности на постсоветском пространстве, прошедшим проверку возможностей коллективного реагирования на угрозы, и развитие ОДКБ будет оставаться одним из приоритетов российской внешней политики в регионе. Об этом, в частности, свидетельствует заявление российского президента В.В. Путина на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ: «События в Казахстане не первая и далеко не последняя попытка вмешательства извне во внутренние дела наших государств… И принятые по линии ОДКБ меры ясно показали, что мы не позволим раскачивать ситуацию у себя дома и не дадим реализовать сценарии так называемых цветных революций»29.
29. Сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ // URL: >>>> (дата обращения: 15.04.2022).
49 ОДКБ на современном этапе развития отличают прагматизм и инновационная ориентация, в основу сотрудничества положены принципы взаимного консультирования, а также консенсусного согласования предложений и проектов как на экспертном, так и на политическом уровне30.
30. Пивовар Е.И. Пространство Большой Евразии XXI века. Интеграционные процессы: институты, направления, вызовы. СПб., 2022. С. 393.
50 Перспективы развития ОДКБ, ее сильные стороны получили отражение в выступлении генерального секретаря организации С.В. Зася на заседании Совбеза ООН 16 февраля 2022 г. В частности, в его выступлении обращалось внимание на наработанные в рамках ОДКБ практики по борьбе с терроризмом и противодействию незаконному обороту наркотиков, отмечалось сотрудничество с Региональной антитеррористической структурой ШОС и Антитеррористическим центром СНГ, а также предлагалось использовать имеющийся потенциал при объединении усилий ОДКБ и профильных структур ООН в сфере безопасности. В этом же выступлении от лица организации выражалась озабоченность проблемами безопасности на западном фланге ОДКБ – в восточноевропейском регионе – в связи с углубляющимся конфликтом на Украине31.
31. Генеральный секретарь ОДКБ по видеосвязи принял участие в заседании Совета Безопасности ООН // URL: >>>> (дата обращения: 25.03.2022).
51 Начало специальной военной операции России на Украине, безусловно, стало началом нового этапа в формировании архитектуры безопасности на евразийском пространстве. 3 марта 2022 г. президент России внес на ратификацию в Госдуму протокол о внесении изменений в Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ. Вводилось понятие «координирующего государства», под эгидой которого могли бы формироваться миротворческие силы для участия в операциях под эгидой ООН32. Фактически данное нововведение было направлено на повышение скорости реагирования на неотложные угрозы за счет сокращения временных издержек, требуемых на общее согласование государств-членов. В ОДКБ было особо подчеркнуто, что изменения не были связаны с какими-либо планами участия организации в решении украинского кризиса33. Вместе с тем отдельные эксперты отмечали, что при определенных условиях после окончания спецоперации миротворцы ОДКБ могли бы быть задействованы в дальнейшем урегулировании34.
32. Путин предложил Думе ввести статус координирующего государства в ОДКБ при операциях ООН // URL: >>>> (дата обращения: 21.03.2022).

33. Украина ни при чем // URL: >>>> (дата обращения: 21.03.2022).

34. Миротворцы ОДКБ могут принять участие в операции по принуждению Украины к миру – эксперт // URL: >>>> (дата обращения: 21.03.2022).
52 В целом специальная военная операция на Украине, безусловно, станет рубежным этапом в дальнейшей судьбе ОДКБ. Из стран – членов организации действия России, начиная с признания ДНР и ЛНР, были однозначно поддержаны со стороны Белоруссии. Белорусский МИД заявил, что республика «с уважением и пониманием относится к решению России признать Донецкую и Луганскую народные республики и намерена его учитывать в своих действиях»35. Президент Киргизии Касым Жапаров отметил, что, «возможно, это была вынужденная мера для защиты мирного населения территорий Донбасса, где проживает большое количество российских граждан. Хочу заметить, что признание того или иного государства является суверенным правом любой страны»36. Другие участники ОДКБ в своих официальных выступлениях старались дистанцироваться от оценок ситуации.
35. Минск отреагировал на признание суверенитета республик Донбасса в РФ // URL: >>>> (дата обращения: 25.04.2022).

36. Союзники разделились по уровням понимания и поддержки // URL: >>>> (дата обращения: 15.04.2022).
53 В то же время очевидно, что для России дальнейшее развитие сотрудничества по линии ОДКБ становится все более безальтернативным приоритетом, что находит понимание и поддержку у других членов организации. Об этом свидетельствуют, в частности, телефонные переговоры президента В.В. Путина с казахстанским президентом К.-Ж.К. Токаевым 29 апреля 2022 г., в ходе которых обсуждались вопросы взаимодействия в рамках ОДКБ и стратегического партнерства двух стран37, и анонсированные мероприятия коллективных сил в рамках оперативно-стратегических учений «Боевое братство – 2022» на территории Казахстана, Киргизии и Таджикистана38.
37. Телефонный разговор с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым // URL: >>>> (дата обращения: 29.04.2022).

38. ОДКБ провела первые штабные переговоры по организации учений в 2022 г. // URL: >>>> (дата обращения: 29.04.2022).
54 Понимание важности ОДКБ как механизма региональной безопасности демонстрируют такие крупные игроки, как Китай. Председатель постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Ли Чжаньшу в ходе переговоров со спикером Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко 15 апреля 2022 г. заявил о готовности «продолжать взаимодействие с этой организацией в гибком формате, совместно защищать региональную безопасность и стабильность»39.
39. В режиме «гибкого формата»: почему в Пекине заговорили о готовности развивать взаимодействие с ОДКБ // URL: >>>> (дата обращения: 25.04.2022).
55 Определяющее значение, безусловно, будет иметь комплексный подход, заключающийся в комбинировании и умелом использовании различных форм и методов к обеспечению региональной безопасности на евразийском пространстве. Так, одним из значимых механизмов, дополняющих роль ОДКБ, является реализация ресурсного потенциала «мягкой силы» Российской Федерации на постсоветском пространстве40. Наконец, проблемы региональной безопасности на евразийском пространстве могут решаться наиболее эффективно в сочетании с развитием двусторонних отношений и наращиванием сотрудничества ОДКБ с другими региональными и межрегиональными форматами, прежде всего с СНГ и ШОС.
40. Наумов А.О. «Мягкая сила» Российской Федерации как ресурс влияния на пространстве Евразийского экономического союза // Вестник РГГУ. Серия: История. Политология. Международные отношения. 2019. № 1. С. 109.

Библиография

1. Большаков А.Г., Зазанаев О.И. Эффективность миротворческой деятельности России на постсоветском пространстве: опыт и перспективы ОДКБ // Вестник экономики, права и социологии. 2011. № 3. С. 107–111.

2. Евсеев В.В. ОДКБ и безопасность на постсоветском пространстве // Постсоветский материк. 2021. № 2 (30). С. 13–24.

3. Коренев Е. Миротворцы ОДКБ в Казахстане: детали операции и перспективы блока // URL: https://eurasia.expert/mirotvortsy–odkb–v–kazakhstane–detali–i–perspektivy/?utm_source-yandex.ru&utm_medium-organic&utm_campaign-yandex.ru&utm_referrer-yandex.ru (дата обращения 20.03.2022)

4. Наумов А.О. «Мягкая сила» Российской Федерации как ресурс влияния на пространстве Евразийского экономического союза // Вестник РГГУ. Серия: История. Политология. Международные отношения. 2019. № 1. С. 100–110.

5. Панарин И.Н. ОДКБ и безопасность Евразии // ОБЗОР. НЦПТИ. 2015. Вып. 7. С. 20–31.

6. Панкин А.А. ОДКБ: ориентиры стратегического развития // Международная жизнь. 2020. № 11. С. 7–17.

7. Пивовар Е.И. Пространство Большой Евразии XXI века. Интеграционные процессы: институты, направления, вызовы. СПб., 2022.

8. Пивовар Е.И., А.В. Гущин А.В., Левченков А.С. Региональная безопасность на пространстве СНГ в конце XX – начале XXI века (к 30-летию образования Содружества) // Новая и новейшая история. 2021. № 6. С. 178–188.

9. Ступаков Н.В. Совместные меры антитеррористического и военного сотрудничества стран СНГ, ОДКБ, ШОС 2017–2020 гг. как гаранты евразийской коллективной безопасности и обороны // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 4. С. 6–16.

10. Троицкий Е.Ф., Зиновьев В.П. Организация Договора о коллективной безопасности: становление, эволюция и кризис военно-политического союза // Русин. 2018. № 4 (54). С. 335–351.

11. Шаруева М.Ю. Сотрудничество в сфере правовой безопасности на постсоветском пространстве // Вестник РГГУ. Серия: История. Политология. Международные отношения. 2019. № 2. С. 96–104.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести