Гросул В.Я. (1939–2022)
Гросул В.Я. (1939–2022)
Аннотация
Код статьи
S013038640020712-1-1
Тип публикации
Персоналия
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
252-254
Аннотация

          

Классификатор
Получено
20.04.2022
Дата публикации
20.06.2022
Всего подписок
12
Всего просмотров
387
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2022 год
1 14 января 2022 г. на 83 году жизни скоропостижно скончался видный российский и молдавский историк, балканист и русист, главный научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук, профессор Владислав Якимович Гросул.
2 В.Я. Гросул родился 11 февраля 1939 г. в пограничном Тирасполе, в то время административном центре молдавской автономии в составе Советской Украины в семье преподавателя местного пединститута. Его отец, Яким Сергеевич Гросул (1912–1976), в послевоенные годы стал одной из ключевых фигур в исторической науке Молдавской ССР. Я.С. Гросул стоял у истоков Института истории Молдавской ССР, долгие годы возглавлял его, был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1961 г. стал первым президентом Молдавской академии наук.
3 По окончании в 1961 г. Кишиневского госуниверситета В.Я. Гросул поступил в аспирантуру Института истории АН СССР, где его научным руководителем был академик Н.М. Дружинин. На основе кандидатской диссертации, защищенной в 1964 г., была опубликована первая монография «Реформы в Дунайских княжествах и Россия (20–30-е годы XIX в.» (М., 1966). Речь в ней шла о реформаторской деятельности русской военной администрации в румынских землях после Адрианопольского мирного договора 1829 г., предоставившего России статус покровительствующей державы. По окончании аспирантуры молодой историк в течение ряда лет занимался проблемами российско-румынских отношений в XIX в. в Институте истории Молдавской академии наук, опубликовав в 1969 г. монографию «Россия и формирование румынского независимого государства» (в соавторстве с Е.Е. Чертаном). Тогда же он стал одним из инициаторов серийного кишиневского издания «Балканский исторический сборник». Круг его научных интересов постепенно расширялся. Наряду с российской политикой в Юго-Восточной Европе, процессами нациообразования и государствообразования в этом регионе его интересовали проблемы экономической истории в условиях начавшегося в этих землях процесса разложения феодализма (статьи об экономических отношениях между крестьянами и боярами в Дунайских княжествах в первой половине XIX в., и др.).
4 С начала 1970-х годов В.Я. Гросул работает в Москве в Институте истории СССР АН СССР (с начала 1990-х годов Институт российской истории РАН). В это время он занимается деятельностью российской революционной эмиграции на Балканах в тесной связи с освободительным движением балканских народов. По этой тематике им опубликованы монографии: «Российские революционеры в Юго-Восточной Европе (1859–1974 гг.)» (Кишинев, 1973); «Революционная Россия и Балканы (1874–1883)» (М., 1980); «Российская революционная эмиграция на Балканах в 1883–1895 гг.» (М., 1988). В 1976 г. В.Я. Гросул защитил докторскую диссертацию «Российские революционеры в Юго-Восточной Европе (1859 – 1874 гг.)».
5 Освоение проблематики русской революционной эмиграции в контексте становления освободительного движения на Балканах позволило В.Я. Гросулу позже перекинуть мостик к систематическому исследованию русского зарубежья XIX в. в общеевропейском (а с учетом США и во всемирном) масштабе. Следует отметить его монографии: «Международные связи российской политической эмиграции во второй половине XIX века» (М., 2001), «Русское зарубежье в первой половине XIX века» (М., 2008). Статьи об участии русских революционеров в европейских революциях XIX в. (в том числе революциях 1848 г.) не раз публиковались в журнале «Новая и новейшая история», многочисленных сборниках.
6 Анализируя отклик российской общественности на освободительные движения балканских народов, В.Я. Гросул исследовал отношения власти и зарождавшегося общества в Российской империи со времен Екатерины II, формирование с начала XIX в. общественного мнения и возникновение в России идейно-политических течений модерного времени. Вслед за многочисленными статьями и разделами в коллективных научных трудах (в том числе «Истории Москвы») последовала его фундаментальная монография «Русское общество XVIII–XIX веков. Традиции и новаторство» (М., 2003). В 2000 г. под редакцией В.Я. Гросула вышел коллективный труд ИРИ РАН «Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика». Итогом многолетней скрупулезной работы в архивах явились фундаментальные монографии 2010-х годов – «Общественное мнение в России XIX в.» (М., 2013), «Общественное движение в России первой половины XIX в.» (М., 2017).
7 При всей широте научных интересов В.Я. Гросула одним из главных направлений приложения его творческих сил всегда оставалась история родной Молдавии. В работах по истории Бессарабской губернии и Левобережного Приднестровья XIX в. он, опираясь на большой фактический материал, исследовал, как общие принципы управления многонациональной державой преломились конкретно в политике царизма на юго-западных национальных окраинах Российской империи, в преддверии Балкан, как менялась эта политика и какие изменения претерпевал на протяжении XIX в. этнический состав населения Бессарабии (среди прочего разделы в коллективных трудах: «Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления» (М., 1997); «Русское население национальных окраин России. XVII–XX вв.» (М., 1999); «Русские в Евразии XVII–XIX вв.» (М., 2008); «Этнические элиты в национальной политике России» (М., 2018), и др.).
8 В монографии «Молдавское движение до и после образования Румынии (1821–1866 гг.)» (Кишинев, 2014) В.Я. Гросул попытался выявить и проследить ту тенденцию в развитии общественных движений и общественной мысли Молдавского княжества, которая и в эпоху объединения Дунайских княжеств акцентировала внимание не на румынской культурно-языковой общности, а на молдавской специфике и была связана с сохранением верности немалой части элиты собственным традициям государственности и культуры Молдавии. Последовательному стороннику молдавской самобытности и при этом блестящему полемисту В.Я. Гросулу приходилось нередко отстаивать свои позиции на международных конференциях по данной тематике.
9 Книга «Молдавские выходцы в России нового времени» (Кишинев, 2014) стала результатом десятилетних изысканий В.Я. Гросула о вкладе уроженцев Молдавии (военачальников, государственных деятелей, дипломатов, ученых и т.д.) в историю и культуру России.
10 На протяжении шести десятилетий своей творческой деятельности В.Я. Гросул постоянно обращался к дипломатической истории, разрабатывая проблемы международных отношений на Балканах и формирования в этих условиях юго-западных границ Российской империи на материалах российских и зарубежных архивов. В последние годы им был опубликован ряд новых работ о российских дипломатических представителях на Балканах в первой половине XIX в., о влиянии Бухарестского мирного договора 1812 г. на формирование новых границ России, а также Адрианопольского мирного договора 1829 г. на исторические судьбы Молдовы и Валахии. Итогом многолетних историко-дипломатических штудий стала фундаментальная монография В.Я. Гросула «Бессарабия в международных отношениях Нового времени» (Кишинев, 2018).
11 Исследователь широкого кругозора, одинаково уверенно себя чувствовавший в материале о проблемах новой истории России и Балкан, В.Я. Гросул в ряде статей и докладов обращался к выявлению общего и особенного в развитии монархий Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы, писал в сравнительно-историческом ключе о соотношении реформаторского и революционного начал в общественных движениях России и Балкан (сборник его избранных работ «Труды по теории истории». М., 2014). Его перу принадлежат и статьи по проблемам периодизации всемирной и отечественной истории. В то же время он отдал дань и локальной (микро-) истории, опубликовав монографию об истории своего фамильного села «Карагаш – минувший и нынешний (история одного приднестровского села)» (М., 2001), «Очерки истории Тамани» (в соавторстве с Н.Ф. Бугаем. М., 1996).
12 Интерес В.Я. Гросула к историческому многообразию путей решения национального вопроса на российском имперском и постимперском пространстве со всей закономерностью предопределил его внимание к «советскому проекту» на его ранней стадии именно как к реализовавшемуся на практике способу обустройства межнациональных отношений на территории, ранее входившей в состав Российской империи. Дискуссионным проблемам посвящена монография «Образование СССР. 1917–1924» (М., 2007), в которой автор стремится доказать, что образование союзного государства было в первую очередь предопределено принявшими большой размах и направленными на интеграцию общественными движениями на землях бывшей Российской империи, а не давлением центра (т.е. большевистского режима в Москве). Своих левых убеждений Владислав Якимович, кстати сказать, нисколько не скрывал и после развала СССР, когда они были явно не в моде, выступая с трибун общественно-политических конференций. При этом его взгляды никогда не мешали ему как исследователю подходить беспристрастно к самым трагическим страницам истории XX в.: памятны его устные свидетельства о страшном голоде в Молдавии первых послевоенных лет, приведшем к большим человеческим жертвам.
13 Начиная с 1970-х годов В.Я. Гросул неоднократно представлял СССР, а затем Россию на международных конференциях в рамках Ассоциации по изучению Юго-Восточной Европы, немало сил отдал многолетней работе в двусторонней комиссии историков России и Румынии. Занимаясь долгие годы проблемами российско-румынских и русско-молдавских отношений, В.Я. Гросул проявлял первостепенный интерес к той части общего исторического наследия, которая не разделяла, а объединяла народы. Показательно его внимание к фигуре известного российского реформатора (и вместе с тем «отца румынского конституционализма») графа П.Д. Киселева, в честь которого названа одна из главных автомагистралей Бухареста. Возглавляя в 1831–1834 гг. российскую военную администрацию в Дунайских княжествах, генерал Киселев последовательно пытался осуществлять передовые для своего времени законодательные, хозяйственные и военные реформы. И хотя роль Органических регламентов (по сути первых румынских конституций) и русской политики в княжествах оценивается историками неоднозначно, имя Киселева до сих пор зачастую воспринимается как символ конструктивного политического сотрудничества двух народов, разделенных множеством исторически сложившихся противоречий (очерк В.Я. Гросула в книге «Российские реформаторы, XIX – начало XX в.» М., 1995; и др. работы). Выступая в жанре исторического портрета, В.Я. Гросул обращался и к другим ярким (и очень разным по духу) персонажам трех столетий. Это и сын молдавского господаря, ученого-энциклопедиста Дмитрия Кантемира, успешный российский дипломат и первый русский светский поэт Антиох Кантемир, это и Христиан Раковский – румынский революционер болгарского происхождения, а позже один из основателей Украинской ССР и крупный советский дипломат.
14 В течение многих десятилетий В.Я. Гросул был участником проектов Института славяноведения и балканистики АН СССР, позже Института славяноведения РАН: статьи в «Балканских исследованиях»; участие в трудах «Формирование национальных независимых государств на Балканах. Конец XVIII – 70-е годы XIX в.» (М., 1986); «Век Екатерины II. Россия и Балканы» (М., 1998); «В поисках лучшей доли. Российская эмиграция в странах Центральной и Юго-Восточной Европы» (М., 2009); «Война, открывшая эпоху в истории Балкан. К 180-летию Адрианопольского мира» (М., 2009); «В “интерьереˮ Балкан» (М., 2010); «Освободительная война 1703–1711 гг. в Венгрии и дипломатия Петра I» (СПб., 2011). Ему принадлежит заслуга постановки серьезных научных проблем, в частности о конституционалистских экспериментах российских реформаторов за пределами империи и их влиянии на передовую общественную мысль и политическую практику в балканских странах (о влиянии реформ Киселева в Дунайских княжествах на болгарских реформаторов). Первые работы о конституционалистских проектах России на Балканах были опубликованы им еще в конце 1960-х годов, а в серии статей 2010-х годов о конституционализме как инструменте российской внешней политики он вернулся к этой теме на более высоком уровне с учетом новых фактов и подходов.
15 В.Я. Гросул опубликовал немало статей по широкому кругу проблем на страницах журналов «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Славяноведение», «Военно-исторический журнал», «Преподавание истории в школах», на протяжении многих лет был членом редколлегии журнала «Отечественная история» (ныне «Российская история»). Научную работу профессор В.Я. Гросул сочетал с преподавательской и просветительской. Он много выступал в российской прессе по проблемам современных межнациональных отношений на постсоветском пространстве, до последних лет жизни преподавал историю в вузах (в том числе Государственной академии славянских культур), осуществлял научное руководство аспирантами. Как многолетний член диссертационного совета Института славяноведения РАН, эксперт ВАКа неизменно сочетал доброжелательность к начинающим ученым с высокой требовательностью и принципиальностью. Педагог, подготовивший немало специалистов, работающих сегодня не только в Москве, но также в Кишиневе и Тирасполе, В.Я. Гросул прилагал (зачастую в весьма неблагоприятных объективных условиях) большие, если не сказать подвижнические усилия для сохранения и развития профессиональных связей историков, живущих на постсоветском пространстве. Недели летнего отпуска он проводил, как правило, на родине, его сельский домик на Днестре год из года становился местом настоящего паломничества молдавских коллег, приходивших к мэтру поделиться своими замыслами. Частыми гостями были и общественные активисты, отстаивавшие дорогие Владиславу Якимовичу идеалы молдавской самобытности в острых спорах со сторонниками набиравших силу панрумынистских, унионистских течений. Внимательно следя за политической жизнью родной Молдавии, В.Я. Гросул не замыкался на научной периодике, выступал нередко как публицист в молдавских общественно-политических изданиях.
16 Владислав Якимович был полон творческих планов. В декабре 2021 г. Ученый совет ИРИ РАН рекомендовал к печати его итоговый фундаментальный труд, посвященный русской революционной традиции. Перед самой кончиной он обсуждал с коллегами планы проведения конференции к 100-летию образования СССР, до самых последних месяцев проводил скрупулезные архивные изыскания.
17 Владислав Якимович Гросул останется в памяти прежде всего как человек высочайшей эрудиции и широкого кругозора, сочетавший твердость убеждений с открытостью и восприимчивостью к мнениям оппонентов, как прекрасный собеседник и доброжелательный наставник молодежи, повлиявший (зачастую совершенно неформально) на историков новых генераций, активно работающих сегодня в науке – как российской, так и молдавской.
18 Коллеги и друзья сохранят в своих сердцах светлую память об этом разносторонне талантливом, блестящем ученом и человеке.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести