Путь в африканистику французской женщины (C. Coquery-Vidrovitch. Le choix de l’Afrique. Les combats d’une pionnière de l’histoire africaine. Paris, 2021)
Путь в африканистику французской женщины (C. Coquery-Vidrovitch. Le choix de l’Afrique. Les combats d’une pionnière de l’histoire africaine. Paris, 2021)
Аннотация
Код статьи
S013038640024699-6-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
C. Coquery-Vidrovitch. LE CHOIX DE L’AFRIQUE. LES COMBATS D’UNE PIONNIÈRE DE L’HISTOIRE AFRICAINE. Paris: La Découverte, 2021. 302 р.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Балезин Александр Степанович 
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
252-254
Аннотация

      

Классификатор
Получено
14.11.2022
Дата публикации
28.02.2023
Всего подписок
15
Всего просмотров
219
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1 Катрин Кокри-Видрович – известный французский историк с мировым именем, почетный профессор Парижского университета, преподававшая историю Африки также в США (Вашингтон и Принстон) и Австралии (Университет Канберры). Она – автор более десятка монографий и большого количества статей по истории Африканского континента. Она является новатором в исследовании роли женщин в историческом и социально-экономическом развитии Черного континента и в разработке идейного теоретико-терминологического инструментария политической антропологии, введя в научный оборот концепцию «африканского способа производства» на материалах обществ Центральной Африки.
2 Одной из первых К. Кокри-Видрович создавала междисциплинарные исследовательские группы и многочисленные «команды» по изучению актуальных проблем африканистики, высказывая новые неординарные идеи и концепции, в частности, являясь основателем экономической истории Африки, истории урбанизации континента, постановки и решения гендерных проблем и ряда иных научных течений. Представляя марксистское направление французской историографии, она была одним из первых ученых 1960-х годов, заявивших, что история Африки – это не история ее колонизации и «цивилизаторской миссии» европейцев: народы континента имеют свою историческую траекторию, насчитывающую тысячелетия самобытного развития. Впервые во Франции она стала на постоянной основе обучать будущих африканских историков.
3 К. Кокри-Видрович удостоена многих наград и престижных премий, среди которых высшая награда Франции – орден Почетного легиона.
4 Выйдя на пенсию, она продолжает активно работать, в частности по подготовке девятого тома «Всеобщей истории Африки», издающейся под эгидой ЮНЕСКО.
5 Интересно, что дед Катрин с отцовской стороны выходец из России Он родился в 1877 г. в Николаевске под Одессой. Бежав от погромов во Францию, он в 1903 г. женился на Ольге Кан, отец которой был русским, а мать – итальянкой. Ольга, часть жизни которой прошла в России, и воспитывала маленькую Катрин. Из далекого детства – ее воспоминания о клубнике со сметаной по русскому обычаю и о самоваре в прихожей.
6 Своеобразным итогом более чем полувековой научной и более чем 30-тилетней педагогической деятельности видной французской африканистки стала вышедшая в 2021 г. книга «Выбор Африки. Битвы пионерки африканской истории».
7 Пафос книги – в сожалении автора, что история Африки до сих пор остается не известной широким массам людей, в частности во Франции, долгое время страны-метрополии для большой части Черного континента, страны, давшей миру множество блистательных имен специалистов-африканистов.
8 Во введении «Почему я выбрала историю Африки» автор пишет о своей еврейской семье, давно ассимилированной. Закончив курс университета со специализацией по французской и античной истории, она стала перебирать темы магистерской диссертации. От идеи «Париж в ХV веке» отказалась, понимая, что не готова всю жизнь копаться в этом столетии. Ее привлекла тема борьбы против расизма в форме единства и разнообразия мира. Так она пришла к изучению истории Африки. С 1972 г. она занималась исследованием и преподаванием истории Африки в университете Париж-7.
9 В первой части книги, ее временные рамки с 1940 по 1960 г., автор рассказывает о детстве и доходит в повествовании до того момента, когда решила себя посвятить исследованию африканской истории. В те годы дисциплины «история Африки» во Франции не существовало.
10 Вторая часть – 1960–1990 гг. – раскрывает, каким образом автор сформировалась как африканистка, в том числе в контексте «1968 года». Особо следует отметить 1974 г., когда ею была создана лаборатория, проводившая уникальные компаративистские и междисциплинарные исследования отношений Франция – Юг, куда, естественно, входила и Африка.
11 Последняя часть (1990–2018) – о ее опыте включения истории Африки в мировую историю, в том числе о преподавании этого предмета на Американском континенте. В этом периоде следует выделить три больших события, значение коих трудно переоценить и в организации которых Катрин Кокри-Видрович приняла самое активное участие. Во-первых, это выставка «Африка на путях истории» в Музее им. Жака Ширака на Набережной Бранли в 2017 г. Во-вторых, это новая выставка, открытая там же в 2018 г. и посвященная африканскому рабству в мировой истории. В-третьих – подготовка под ее руководством разделов новых томов «Всеобщей истории Африки».
12 Автор до сих пор ведет активную деятельность по популяризации истории Африки. Ее огромный опыт дает ей возможность делать обобщения об эволюции франкоязычных исследований истории Черного континента.
13 На выбор Катрин в пользу изучения истории Африки повлияли ее поездка в Алжир в 1960 г. и, конечно же, год Африки. Однако во Франции в то время всерьез полагали, что Африка, во всяком случае субсахарская, не имеет истории. И Катрин стала пионеркой в исследованиях истории Африки, заняв в 1962 г. должность ассистента в Высшей школе практических исследований. Она подчеркивает, что на нее большое влияние оказал Фернан Бродель с его междисциплинарными исследованиями (с. 78). Именно она первой во Франции начала исследования по истории Африки после получения ее странами независимости. Конечно, в стране были исследователи, занимавшиеся Африкой и ранее, такие как Ж. Баландье, П. Мерсье, Г. Брюнсвиг, несколько лингвистов. Они в 1960 г. основали журнал «Тетради по африканским исследованиям» (Cahiers d’ètudes africaines), сыгравший большую роль в дальнейшей работе автора. Это журнал, отмечает она, был основан в том же году, что и «Журнал африканской истории» (Journal of African History), детище Лондонской школы востоковедения и африканистики. Автор подчеркивает, что придерживаясь левых взглядов, она никогда не принимала всерьез кредо сталинизма и, «сознавая амбивалентность человеческой натуры, усиленную скептицизмом историка», воздерживалась всегда от «полного погружения в какую-либо активную воинствующую позицию» (с. 79–80).
14 Поездки в «неоколониальную», как она подчеркивает, Африку начиная с 1965 г. очень много дали Катрин для понимания тогдашних реалий континента. Она рассматривает в книге различные аспекты неоколониализма, а ее наблюдения тех лет ценны для специалистов дня сегодняшнего.
15 А чего стоят ее рассказы о поисках и находках все новых источников по истории Африки! Тут, в частности, о различных колониальных архивах на местах – Банги, Нджамена, Конакри, Дакар и даже Ламбарене – клиника знаменитого доктора Швейцера.
16 Не менее важны наблюдения и соображения Кокри-Видрович об африканской традиционной культуре, с хранителями которой она имела многочисленные контакты, и о месте женщины в африканском обществе, вынесенные ею на основе личных встреч.
17 Специалистам по самым разным направлениям всеобщей истории наверняка будут интересны разделы книги, посвященные дебатам среди историков, придерживающихся «постсталинского марксизма», в 1960–1970-х годах. Для африканистов особо – ее впечатления о дебатах относительно истории Африки на конгрессе африканистов в Дакаре в 1961 г. и последующих; ее мнение о роли конгрессов и конференций, организованных Международным институтом Африки. Эти конгрессы, как и издаваемый институтом журнал «Африка», сетует автор, сейчас в основном забыты. Читатели найдут тут живые характеристики крупных ученых, африканистов и не только, которые сегодня продолжают жить в своих книгах: Самир Амин, Валентин Мудимбе, Аде Аджайи…
18 Волнения 1968 г. в Париже также не обойдены вниманием автора, которая участвовала в событиях, охраняя Сорбонну от воинствующей молодежи. Эти страницы, как и многое в книге Катрин Кокри-Видрович, наверняка будут интересны специалистам по истории Франции, французской общественной мысли и историографии.
19 Разделы о пребывании в Западной Африке в 1970–1990-е годы дают бесценный материал о становлении и развитии там национальной историографии, о молодых историках, в частности сенегальских. Поездки в Дакарский университет, ставшие регулярными и длительными, дали возможность автору проанализировать особенности «дакарской школы». Опыт поездок в Буркина Фасо, Конго и Бенин позволяет Катрин дать характеристики исторической науке этих государств, обрисовать положение франкофонных стран Африки. Особый интерес, думаю, представляет ее анализ «марксистско-ленинских революционных режимов» в Конго, Бенине и Мозамбике. Она встречалась с самыми разными людьми, включая президента Мариана Нгуаби. На основе личных впечатлений сделан и ее анализ политической ситуации в Мали в начале 1990-х годов.
20 Африканские впечатления автора и ее анализ ситуации в конкретной стране не ограничивались франкофонной Африкой. Участие в различных конференциях позволило ей посетить Гану, Нигерию, Ботсвану, Замбию, Зимбабве, Мозамбик и ЮАР. Можно сказать, что она объехала бόльшую часть Африканского континента. Ее наблюдения в разных странах на диахронном срезе могут послужить ценным источником для сегодняшних исследователей истории континента.
21 Особая глава книги посвящена возникновению в 1974 г. на базе Университета Париж-7 лаборатории «Знакомство с третьим миром». Этот научный центр был организован по инициативе Катрин, и в нем, как она пишет, происходила «постоянная борьба идей», что способствовало эволюционным изменениям (с. 230–236).
22 Небезынтересны для историков будут и главы об американском опыте автора. Американские университеты она называет «раем для исследователей».
23 В заключительных главах – идеи автора об африканском рабстве, связанные с организацией выставки в Париже, посвященной этому предмету. Трудно переоценить усилия Катрин по созданию другой выставки, показывающей место Африки в мировой истории. Размышления К. Кокри-Видравич по этому поводу, как и о «черных французах» (с. 271–272), вносят вклад в оживленные дискуссии среди африканистов и не только, связанные с постколониальным дискурсом.
24 В заключении книги Катрин подводит итоги развития французской исторической африканистики после достижения Черным континентом независимости. Интересна ее оценка молодого поколения французских историков-африканистов: «Я в любом случае очень ценю качество историков обоего пола французской школы поколений, следующих за нами. Но мы должны признать, что их продукция сегодня подавляется фантастическим ростом продукции на английском языке как в США и Канаде, так и в африканских странах (как англофонных, так и франкофонных), которые бодро распространяют свои лучшие элементы в западных академических диаспорах» (с. 275).
25 На последних страницах книги Катрин Кокри-Видрович подчеркивает, что «расизм присутствует всегда, с ним всегда надо бороться» (с. 276). Она отмечает «латентный патернализм» в европейской африканистике и вносит свой вклад в широко дискутируемые сейчас проблемы афроцентризма.
26 Вообще поразительно, сколько энергии заключено в этой женщине, которая никогда не была «кабинетным ученым». Это чувствовалось всегда при личном общении – мне посчастливилось познакомиться с ней еще в 1990 г. на конференции «Африка в мировой истории» в Москве1. Я принимал непосредственное участие в организации этого прорывного события и одну из сессий вел вместе с Катрин. С годами она не утратила этого своего качества – вспоминаю нашу часовую беседу в Париже в 2006 г. и ее активность в подготовке новых томов «Всеобщей истории Африки», гигантского проекта, к участию в котором она привлекла и меня.
1. См. Балезин А.С. Африка во всемирно-историческом процессе // Восток. 1991. № 1. С. 163167.
27 Читая книгу, я как будто много часов провел в ее компании. Работа написана таким ярким языком, что ощущаешь интонации живой человеческой речи.
28 Уверен, что книга Катрин Кокри-Видрович будет интересна не только африканистам, но и специалистам по истории Франции, по истории науки, по проблемам колониализма и постколониализма.

Библиография

1. Балезин А.С. Африка во всемирно-историческом процессе // Восток. 1991. № 1. С. 163–167.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести