The History of Relations between the USSR/Russia and the Countries of the Arabian Peninsula
Table of contents
Share
QR
Metrics
The History of Relations between the USSR/Russia and the Countries of the Arabian Peninsula
Annotation
PII
S013038640000111-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Olga Trofimova 
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Primakov Institute of World Economy and International Relations RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Aleksander Shedrin
Affiliation: Primakov Institute of World Economy and International Relations RAS
Address: Российская Федерация, Москва
Edition
Pages
97-109
Abstract

The author analyze state and peculiarities of political and economic relations of the USSR/Russia with states of Arabian Peninsula, determine key factors that impeded and promoted to the development and deepening of cooperation between the countries, consider contradictions and differences in approaches to global and regional problems.

Keywords
Arabian Peninsula, People’s Democratic Republic of Yemen, United Arab Emirates, OPEC.
Received
25.09.2018
Date of publication
02.10.2018
Number of purchasers
10
Views
4096
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2018
1

Страны Аравийского полуострова с давних пор имели важное стратегическое значение, что связано с их геополитическим расположением и в более позднее время наличием крупных месторождений энергоресурсов. Расширение Российской империи в XIX в. и присоединение к ней Средней Азии, где преобладало мусульманское население, способствовало росту интереса к исламскому миру, включая и страны Аравийского полуострова, хотя в центре внимания Российской империи по-прежнему оставались политические и экономические отношения с Турцией и Персией. Но уже в начале XX в. Россия стала более пристально присматриваться к странам Аравийского полуострова, пытаясь потеснить в этом регионе Британскую империю и получить для своего флота выход в Персидский залив, используя кувейтские порты.

2

Распад Османской империи привел к объединению многочисленных племен и народностей, в первую очередь для противостояния вторжению иностранных государств, и созданию отдельных государств на территории Аравийского полуострова. Так, на юге полуострова оформилось независимое Йеменское государство. После многолетней борьбы турецкое правительство вынуждено было в 1911 г. заключить договор, согласно которому султан признавал полную автономию Северного Йемена и обязался не вмешиваться в его внутренние дела. Во время Первой мировой войны имам Яхья сохранял вассальные отношения с Османской империей, но в военных действиях не участвовал. Северный Йемен получил независимость в 1918 г. после разгрома Османской империи и в 1926 г. стал именоваться Йеменское Мутаваккилийское Королевство.

3

Укрепились позиции государства в Хиджазе (нынешняя Саудовская Аравия), провозгласившем независимость от Османской империи в 1916 г. В марте 1924 г. после прихода к власти в Турции К. Паши Ататюрка, которого в дальнейшем поддержал Советский Союз, король Хиджаза Шериф Хусейн из династии Хашимитов провозгласил себя новым халифом и лидером мусульман мира. Он инициировал обмен дипмиссиями с СССР. Хусейн проводил сбалансированную политику и поддерживал все стороны двух влиятельных объединений — Хиджаз и Неджд. В середине 1920-х годов эмират Неджд, во главе которого стоял Абдель Азиз ибн Сауд, завоевал Королевство Хиджаз, и на Аравийском полуострове возникло новое государство — объединенное Королевство Неджд и Хиджаз. 8 января 1926 г. султан Неджда Сауд был коронован в Большой мечети Мекки как король Хиджаза. 29 января 1927 г. он принял также титул «король Неджда» (вместо прежнего «султан»). По договору, подписанному 20 мая 1927 г. в Джидде, государство было признано Великобританией и получило название «Королевство Неджд и Хиджаз». 23 сентября 1932 г. регионы Неджд, Хиджаз, Эль-Хаса, Ассира и Катифа объединились в новое единое королевство, получившее название Саудовская Аравия.

4

Первые контакты с хиджазскими националистически настроенными представителями были установлены еще на Лозаннской конференции в 1922—1923 гг., а в 1924 г. в Джидде открылись советское агентство и генеральное консульство. В ходе дальнейших двусторонних переговоров 16 февраля 1926 г. были установлены дипломатические отношения между двумя странами. СССР стал первой страной в мире, признавшей приход к власти короля Абдель Азиз ибн Сауда. 

5

Несмотря на разработку Народным комиссариатом внешней торговли СССР и Российской внешнеторговой палатой мер по налаживанию советско-аравийской торговли, ее развитие сдерживалось противоречиями между отдельными эмиратами и попытками вмешательства в их внутренние дела западных стран. Тем не менее СССР приступил к поставкам в Хиджаз нефтепродуктов (нефтяные месторождения на Аравийском полуострове тогда еще не были открыты), лесоматериалов, тканей, стекольных и фарфоровых изделий [1]. Однако объем торговли оставался незначительным из-за вооруженных выступлений отдельных племен, слабого развития экономики, ее аграрного и многоукладного характера и низкого уровня покупательной способности местного населения, состоявшего в основном из кочевников. Торговые операции осуществлялись через компанию «Руссотюрком», которая, помимо экспортных операций, осуществляла закупки аравийского кофе и кожевенного сырья.

6

В 1932 г. Москву посетил наследный принц, а позднее король Саудовской Аравии Фейсал, что стало очевидной победой советской дипломатии и внешней политики в арабском мире перед Второй мировой войной. Улучшению связей Саудовской Аравии с Советским Союзом способствовала предоставленная СССР информация о секретных договорах между Российской империей, Францией, Великобританией и, позднее, Италией относительно будущего Ближнего Востока. Прежде всего секретное соглашение Сайкса — Пико от 1916 г., в котором речь шла о разделе зон влияния и претензиях на нефтяные концессии в арабских странах бывшей Оттоманской империи (о запасах нефти на Аравийском полуострове европейские страны были уже осведомлены) [2].

7

Советский Союз рассчитывал, что будет создана независимая федерация арабских княжеств, которая сможет ослабить доминирующие позиции западных стран на арабском Востоке. Но в 1938 г. советская дипмиссия была закрыта и дипломатические отношения с Саудовской Аравией прервались вплоть до 1991 г. Сказалась сильная политическая и экономическая зависимость саудовских властей от Великобритании. Кроме того, у СССР появились сомнения в отношении политической пользы от альянса с Саудовской Аравией, особенно в свете более важного сотрудничества с Великобританией против растущей угрозы со стороны нацистской Германии и фашистской Италии. После окончания Второй мировой войны охлаждение отношений продолжилось: в СССР ввели запрет на совершение хаджа в Саудовскую Аравию, а власти королевства прекратили торговлю с социалистическими государствами и под влиянием западных стран, в первую очередь США, заняли откровенно антисоветскую позицию.

8

Еще одной страной Аравийского полуострова, с которой СССР изначально пытался налаживать отношения, был Йемен. После признания Советским Союзом независимости Йемена в 1926 г. и установления дипотношений (хотя в полном объеме они были установлены между СССР и Йеменским Мутаваккилийским Королевством 31 октября 1955 г.) началось постепенное налаживание торговых контактов между двумя странами. В 1928 г. в порт Ходейда прибыл пароход «Софторгфлота» с делегацией во главе с советским дипломатом Г.А. Астаховым, который провел переговоры с имамом Яхья, в результате чего появился проект договора о дружбе и торговле между СССР и Йеменом. Договор был подписан 1 ноября 1928 г. и после обмена ратификационными грамотами в июне 1929 г. вступил в силу сроком на 10 лет. Он стал одним из первых в истории арабских стран равноправных договоров и помог прорвать экономическую и дипломатическую блокаду государства, установленную Великобританией [3]. В 1938 г. по просьбе имама Яхья он был продлен еще на 10 лет.

9

На основе договора от 1928 г. в Сане было открыто представительство НКИД, а в Ходейде специальная контора «Ближневостгосторга», которая занимался ведением торговли со всеми странами Аравийского полуострова. Советским представителем в Йемене был назначен К. А. Хакимов. После заключения договора торговля между нашими государствами активизировалась. Если доля царской России во внешней торговле Йемена составляла 2—3%, то доля СССР в поставках сахара выросла до 32%, по муке 15,5%, по спичкам 19%, по лесоматериалам 88%, по нефтепродуктам 21% [4]. Кроме того, СССР ввозил в Йемен цемент, металлические и фармацевтические изделия, сельскохозяйственные машины. В начале 1930-х гг. СССР поставлял в Йемен 50% всего покупаемого страной керосина и 60% мыла5 . После очередного продления договора о дружбе и торговле СССР сохранил свое реальное присутствие на Аравийском полуострове, но активно развивал связи только с Йеменом.

10

Отношения СССР с арабским Востоком стали интенсивнее развиваться после окончания Второй мировой войны, когда вырос авторитет СССР как страны, победившей Германию, Италию и Японию. В этот период были открыты крупные нефтяные месторождения в этом регионе. Кроме того, в ряде арабских стран (Сирии, Египте, Судане, Алжире и Южном Йемене) после распада колониальной системы к власти пришли революционно-патриотические правительства, настроенные на сближение с СССР. Советский Союз придерживался в своей ближневосточной политике теории некапиталистического пути развития стран социалистической ориентации. На Ближнем Востоке получила распространение концепция «исламского социализма», позволяющая сохранить баланс между исламом, самобытной культурой, религиозными ценностями и государственной властью.

11

Наша страна является христианско-мусульманской (в Росси проживает около 20 млн мусульман). При этом религиозный фактор не стал определяющим в российско-арабских отношениях, а СССР всегда воспринимался в арабском мире как нейтральное государство в отношении ислама. Между Русской православной церковью и мусульманскими странами поддерживались стабильные отношения, основанные на диалоге, а не на противопоставлении цивилизаций и культур в условиях глобализации.

12

Великобритания в 1956 г. начала свертывать свое присутствие в странах Персидского залива и Аравийского полуострова, но обеспечила устойчивые поставки нефти из региона. США не преминули этим воспользоваться и согласно доктрине Эйзенхауэра (январь 1957 г.) противодействовали СССР, предпринимавшим попытки наладить отношения со странами «третьего мира», в частности со странами Аравийского полуострова.

13

Антикоммунистическая направленность внешней политики стран Аравийского полуострова, их враждебное отношение к Израилю тормозили развитие отношений с СССР. В 1947 г. СССР поддержал план раздела Палестины, а в мае 1948 г. установил с Израилем дипломатические отношения. Руководство СССР рассчитывало на дружественные отношения с Израилем. Однако Израиль вскоре переориентировался на Запад и США и не стал проводить просоветскую политику. В конце концов, в мае 1967 г. после начала Шестидневной войны между Израилем и группой арабских стран отношения двух стран были разорваны по инициативе СССР.

14

С приходом к власти в Саудовской Аравии в 1964 г. короля Фейсала ибн Сауда отношения между нашими странами не улучшились. Хотя СССР продолжал поддерживать Саудовскую Аравию из-за ее нежелания участвовать в военных блоках и стремления к объединению арабских стран. Идеологические противоречия были определяющими во внешней политике обеих стран. Саудовская Аравия становится влиятельным союзником США в арабском мире. После прихода к власти в США администрации Дж. Кеннеди англо-американские отношения изменились, как и приоритеты ближневосточной политики двух стран. США стали придерживаться традиционного курса, опиравшегося на классические монархические режимы, такие как Саудовская Аравия, где завершился конфликт внутри правящей династии Саудов, и Иордания, а также на Израиль, игравший важную роль на Ближнем Востоке.

15

СССР же продолжал укреплять отношения с Северным Йеменом. Так, в 1957 г. началось военно-техническое сотрудничество двух стран, в 1961 г. завершилось строительство порта в г. Ходейда на берегу Красного моря, а в 1963 г. открылся международный аэропорт в г. Сана, сооруженный советскими специалистами [6]. Еще с середины 1950-х гг. в Северном Йемене получили распространение социалистические идеи и появились представительства и отделения Партии арабского социалистического возрождения («Баас»), Движения арабских националистов (ДАН), а также различных марксистских группировок. Эти идеи находили поддержку у молодежи и офицеров армии. Тайная организация «Свободные офицеры», возникшая в Йемене по примеру Египта в декабре 1961 г., ставила своей целью свержение монархического строя. В 1962 г. в Северном Йемене произошла революция. Первыми декретами нового правительства отменялись рабство и институт заложничества, распространенный среди племен, объявлялась конфискация земли королевской семьи и активных сторонников монархии. Однако зейдитские племена поддержали имама Мухаммада аль-Бадра и восстали против нового режима. В стране началась кровопролитная гражданская война, длившаяся восемь лет, с 1962 по 1970 гг.

16

После вывода Великобританией в 1967 г. своих войск из Адена вследствии Аденского кризиса и войны за независимость Южного Йемена там была провозглашена Народная Республика Южного Йемена. Саудовская Аравия считала, что приход к власти Национального фронта освобождения и создание «квази-марксистского режима» дело рук СССР. Вслед за Йеменом произошли революции в Эфиопии и Сомали, и, по мнению Саудовской Аравии, сформировался «пояс советских союзников и советских военных баз вокруг Саудовской Аравии» [7].

17

В 1960 г. была создана Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), в которую на тот момент вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Это был ответ на монополизацию мирового рынка нефти картелем «Семь сестер», объдинявшем семь крупнейших транснациональных корпораций — British Petroleum, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Royal Dutch Shell, Chevron, Texaco. В результате, с одной стороны, возросла роль нефтедобывающих арабских стран в мировой политике и экономике. С другой — усилилась заинтересованность США, Западной Европы, Японии и других государств в долгосрочных стабильных поставках нефти, особенно после нефтяного кризиса 1973—1974 гг. В 1970-е годы на страны Персидского залива приходилось примерно 55% всех достоверных запасов нефти в мире и две трети ее поставок в страны капиталистического мира (треть приходилась на социалистические страны) [8]. СССР в 1970-е гг. был не в состоянии полностью удовлетворять запросы социалистического лагеря в поставках нефти, так как ему приходилось продавать часть добываемой нефти за валюту другим государствам, чтобы закупать продовольствие, машины и оборудование, технологии в странах Запада.

18

«Холодная война» оказала большое влияние на развитие связей СССР с арабскими странами. Определяющими факторами стали отношение этих стран к военным блокам и стремление СССР к урегулированию арабо-израильского конфликта совместно с США. Вместе с тем большое значение имело желание США не допустить усиления влияния СССР на Саудовскую Аравию, своего главного партнера в этом регионе. В итоге существующие между двумя державами разногласия привели к превращению Ближнего Востока в один из плацдармов противостояния США и СССР, которое достигло апогея во время арабо-израильской войны 1973 г. В это противостояние оказались в той или иной мере вовлечены и страны Аравийского полуострова, они постепенно переориентировались на США. Для сохранения баланса сил и своих позиций на мировом рынке нефти СССР требовалось не только развивать отношения с богатыми нефтью Ираком и Ираном и поддерживать арабские страны, противостоящие Израилю, но и установить деловые связи с аравийскими государствами, прежде всего с Саудовской Аравией. В 1982 г., несмотря на идеологические разногласия, были сделаны попытки восстановить дипотношения между двумя странами, причем по инициативе Саудовской Аравии, через посредника — Великобританию. Имел место обмен посланиями и информацией по таким важным вопросам, как палестино-израильский конфликт, израильское вторжение в Ливан и ирано-иракская война [9]. Товарооборот двух стран начал расти, но в конце 1980-х годов пошел на спад из-за финансовых проблем СССР.

19

Вместе с тем «чрезмерная идеологизированность советской внешней политики привела к тому, что Москва, в свою очередь, сделала ставку на те арабские страны, лидеры которых провозгласили социалистические лозунги и проводили антиамериканскую политику» [10]. В этот период СССР и США приступили к поставкам вооружения своим союзникам в арабском мире (СССР — Сирии, Ирану, Египту, а США — в страны Персидского залива). Безусловно, это повлияло на развитие политических и экономических отношений СССР со странами Аравийского полуострова, и вплоть до середины 1980-х годов СССР практически не поддерживал дипломатические отношения с большинством стран этого региона. Исключение составлял Южный Йемен, с которым у СССР были самые активные связи. 7 февраля 1969 г. было подписано соглашение об экономическом и научно-техническом сотрудничестве двух стран. К середине 1980-х гг. число советско-южнойеменских объектов достигло 50. На долю Советского Союза приходилось более 50% иностранных кредитов, полученных Народной Демократической Республикой Йемен (НДРЙ). Большое значение имело сотрудничество в геологоразведке. Советская сторона оказывала республике помощь в развитии сельского хозяйства и ирригации. При содействии СССР построено девять водозаборных плотин, около 100 км оросительных каналов, орошено и освоено 70 тыс. га земель [11]. 

20

Модернизация и индустриализация экономики, размывание традиционных политических систем в арабских странах из-за урбанизации и социально-культурных изменений привели к появлению новых классов в мусульманском обществе. Возросшая роль образования, его унификация и сближение с западной моделью и стандартами, использование экономических и научно-технических достижений западных стран способствовали приспособлению этих обществ с их культурой и религиозными обычаями к новым условиям и вызовам глобализации. Традиционные структуры оказались не в состоянии сохраниться в неизменном виде под напором внешнего мира и внешнего воздействия даже в очень консервативной Саудовской Аравии [12]. В тоже время реакцией на влияние других религий и цивилизаций стало появление исламского фундаментализма как попытки отстоять свою мусульманскую самобытность.

21

Развитие экономики, рост нефтедобычи и создание сопутствующих ей отраслей привели к привлечению большого количества иностранной рабочей силы, в основном из мусульманских стран. Так, в Кувейте более половины населения были выходцами из других арабских стран. В Бахрейне 15% населения приходилось на иранцев. США и другие западные страны долгое время считали, что за попыткой переворота в Бахрейне в декабре 1981 г., организованной Ираном, стоял также СССР, который якобы использовал иностранных рабочих, представлявших беднейшую часть населения, и запрещенную компартию в своих интересах.

22

В 1970 — 1980-х гг. СССР стал применять новую стратегию оказания косвенного влияния на страны Аравийского полуострова, чтобы избежать прямой конфронтации с США. Советский Союз укреплял свои связи с государствами, окружавшими этот регион, а именно с Афганистаном, Сирией, Южным Йеменом, Эфиопией, «охватив» нефтедобывающие страны по периметру зоной влияния СССР. В этот период центром дипломатической активности в странах Аравийского полуострова стал Кувейт, с которым СССР установил дипотношения в марте 1963 г. До этого российско-кувейтские отношения в той или иной мере поддерживались еще с конца ХIХ в., когда российские суда начали заходить в порт Эль-Кувейт. В 1980-е гг., по данным американской прессы, советское посольство в Кувейте насчитывало около 140 сотрудников. Скорее всего, речь шла не только о дипломатическом персонале, но и о советских специалистах, работавших в Кувейте [13]. Кроме того, в мае 1987 г. Кувейт во время ирано-иракской войны попросил защиту для своих судов у СССР, который дал согласие поднять советские флаги на трех кувейтских танкерах для обеспечения безопасности при перевозках нефти. В это же время СССР усилил свое военно-морское присутствие в Персидском заливе.

23

Стратегическим партнером Советского Союза на Аравийском полуострове продолжала оставаться Йеменская Республика, с которой СССР в 1969 г. заключил соглашение об использовании ее портовых сооружений для отдыха экипажей и пополнения запасов советских кораблей, действующих в Индийском океане. Фактически была построена военно-морская база с маневренным пунктом базирования ВМФ СССР, но без специальных сооружений, хранилищ и складов. С 1976 г. по 1979 г. она приняла 123 советских корабля. Второй пункт для захода кораблей и пополнения запасов находился на острове Сокотра. Для Москвы необходимость укрепления военных связей с НДРЙ определялась в первую очередь стратегическим положением страны, по сути контролировавшей Баб-эль-Мандебский пролив.

24

В НДРЙ работало примерно 5 тыс. военных советников из СССР, ГДР, Кубы. Во время попытки там военного переворота в январе 1986 г., по западным данным, в стране находилось приблизительно 2 тыс. советников из Советского Союза, 8—10 тыс. советских специалистов и членов их семей и 400 кубинцев. 

25

В 1987 г. советские геологи в провинции Шабва, что на границе с Северным Йеменом, нашли запасы нефти. В мае 1988 г. Йеменская Арабская Республика (ЙАР), или Северный Йемен, и НДРЙ подписали соглашение о сотрудничестве, в котором основное внимание уделялось совместной разработке нефтяных месторождений в пограничной зоне. Правительства обеих стран учредили совместную компанию по добыче нефти, а также создали вдоль границы демилитаризованную зону. В июне 1989 г. начались переговоры об объединении и в конце ноября 1989 г. было подписано соглашение об объединении ЙАР и НДРЙ в единое государство Республику Йемен в течение года на основе проекта конституции 1981 г. Главой нового государства стал президент ЙАР Али Абдалла Салех, премьер-министром — Абу Бакр аль-Аттас, бывший премьер-министр НДРЙ.

26

Нахождение на территории НДРЙ лидеров коммунистической партии Саудовской Аравии, палестинских революционных групп, выступавших против традиционного лидерства Саудовской Аравии на Аравийском полуострове, и саудовских диссидентов негативно влияло на возможность восстановления отношений СССР с Саудовской Аравией, где работало около 1 млн йеменцев, представлявших для монархии потенциальную угрозу. Постоянные межплеменные стычки между НДРЙ и Оманом, начавшиеся еще в 1960-е гг., также дестабилизировали обстановку в регионе. Только в 1982 г. после военного вмешательства британских и иракских военных между двумя странами было достигнуто временное перемирие. Нахождение в окружении нестабильных стран, придерживающихся другой идеологии и сотрудничающих с СССР и другими соцстранами, подталкивало страны Аравийского полуострова к укреплению сотрудничества с США и западными государствами.

27

Установление с середины 1980-х гг. дипломатических отношений СССР с Катаром, Бахрейном и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и потепление связей с Саудовской Аравией свидетельствовали об изменении советской внешней политики. Пересмотр М. С. Горбачевым внешнеполитического курса СССР позитивно воздействовал на отношения со странами Аравийского полуострова. При этом СССР продолжал поддерживать связи со своим традиционным партнером в этом регионе — НДРЙ.

28

В сентябре 1990 г. дипломатические отношения Советского Союза с Саудовской Аравией возобновились в полном объеме, в обеих странах открылись посольства. Это было связано с предоставлением свободы вероисповедания в республиках СССР и субъектах Российской Федерации с мусульманским населением и сотрудничеством Москвы с США и Саудовской Аравией в период кувейтского кризиса и второй войны в Персидском заливе в 1990—1991 гг. В декабре 1991 г. Саудовская Аравия признала 12 республик бывшего СССР, в том числе центрально-азиатских, в которых основная масса населения исповедует ислам. Саудовский король Фахд и наследный принц Абд аль-Азиз заявили о своем стремлении поддержать новые мусульманские республики, образование которых доказывает «величие мусульманской религии» [14].

29

На закате СССР новые принципы его внешней политики состояли в отказе от идеологизации и переходе к рациональному курсу в отношении региональных конфликтов и проблем, связанных с поддержанием мира, безопасности и стабильности на Ближнем Востоке, в том числе через конструктивное взаимодействие с различными региональными и субрегиональными структурами и объединениями включая Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), созданный еще в 1981 г. Таким образом, после прекращения «холодной войны», крушения коммунизма, распада социалистического лагеря и СССР наступил новый этап отношений с арабскими странами, и в частности со странами Аравийского полуострова. Советская модель сотрудничества оказалась неэффективной, а активная поддержка некоторых стран носила явно политический и идеологический характер в рамках конфронтации с Западом. Асимметричность взаимосвязей Советского Союза с арабскими странами была нарушена из-за экономических трудностей, а попытки перевести механизм сотрудничества на рыночную основу и отход от разорительной «донорской» направленности этих отношений привели к их консервации в начале 1990-х гг. Этот период продолжался более 10 лет. 

30

Ослабление влияния России на арабские страны произошло также из-за ограничения советской военной помощи, поставок оружия и отправки военных специалистов, что представляло собой важное направление сотрудничества СССР с арабским миром. В тоже время Россия активно участвовала в нормализации отношений с Израилем, и в 1991 г. в полном объеме были восстановлены дипломатические отношения с ним, прерванные в 1967 г. 

31

Негативные тенденции в отношениях России с арабским миром коснулись и стран Аравийского полуострова, с которыми наше государство продолжило развивать торгово-экономические связи. Так, объем внешней торговли с этим регионом составлял лишь 189,4 млн долл. в 1992 г. и 595,4 млн долл. в 1995 г. [15] Определенному укреплению отношений, несмотря на их стагнацию в 1990-е гг., способствовало то, что Россия была заинтересована в инвестициях, а эти страны имели крупные финансовые фонды и были готовы, хотя и ограниченно, сотрудничать с Россией в инвестиционной сфере. Кроме того, они являлись не только конкурентами России на рынке нефти и газа, но и партнерами в области энергетического сотрудничества (обмен технологиями, совместные проекты в нефтедобыче). Формировались и другие направления взаимосвязей: нефтехимия и нефтепереработка, атомная и возобновляемая энергия, военно-технические отрасли, строительство, транспорт.

32

В 1990-е гг. страны Аравийского полуострова участвовали в восьми нефтяных проектах на территории бывшего СССР. Катарская компания «Манней корп.» приняла участие в добыче нефти на территории Республики Коми. Саудовская фирма «Нимр петролеум» еще в 1991 г. стала через свою дочернюю компанию «Нимр Сахалин» совладельцем совместного предприятия «Петросах», занимавшегося разработкой месторождения «Окружное» на Сахалине [16]. Россия и ОАЭ создали несколько совместных предприятий по оказанию услуг в строительстве нефтяных объектов и в области туризма.

33

Вместе с тем с началом 1990-х гг. наметился существенный спад в российско-йеменских отношениях, вызванный главным образом проблемой урегулирования задолженности Йемена перед российской стороной. В результате основной объем поставок вооружений в Йемен в 1991—1998 гг. осуществлялся Китаем и европейскими странами, не входящими в группу четырех ведущих западноевропейских поставщиков вооружений.

34

Активизация российско-йеменских отношений в сфере военно-технического сотрудничества началась в конце 1990-х гг. В марте 1998 г. было подписано межправительственное соглашение. В феврале 2000 г. в Йемене возобновились переговоры с компанией «Промэкспорт», а также с Российской самолетостроительной корпорацией «МиГ», Научно-производственной корпорацией «Конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» по вопросам ремонта и поставки продукции военного назначения. В марте 2000 г. состоялся официальный визит в Москву министра обороны Йемена Мухаммеда Дейфаллы. Стороны подписали рабочий протокол, зафиксировавший перечень вооружений и военной техники, который хотела бы приобрести Йеменская Республика.

35

Армия Йемена на 80—90% оснащена оружием и боевой техникой, произведенными в бывшем СССР. С 1968 по 1991 г. в Южном Йемене побывали 5 245 советских военных17. СССР поставил в Йемен (в основном в Южный Йемен) 34 ракетных комплекса для сухопутных войск, 1 325 танков, 206 боевых машин пехоты (БМП), 1248 бронетранспортеров и бронированных разведывательно-дозорных машин, 683 ракетные системы залпового огня, а также другое специальное имущество на сумму более 6 млрд долл. Кроме того, Йемену были оказаны услуги военного назначения на сумму свыше 500 млн долл. Общий объем военно-технического сотрудничества превышал 7 млрд долл. [18]

36

В 1990-е гг. Россия также предприняла попытку внедриться на рынки вооружения стран Аравийского полуострова. С 1993 г. Россия регулярно участвует в выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ). Было заключено соглашение на 200 млн долл. о поставках в ОАЭ истребителей СУ-25 и достигнута договоренность о совместном производстве истребителей СУ-27. В этот период общая сумма контрактов России с ОАЭ составляла почти 3 млрд долл. [19] По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), в 1994—1997 гг. Россия заключила контракты с Кувейтом о поставках вооружений. За три года арабское государство приобрело у России около 460 противотанковых ракетных комплексов 9К111 «Фагот», 27 реактивных систем залпового огня «Смерч», около 1,25 тыс. противотанковых управляемых ракет «Бастион», полсотни БМП-2 и 142 БМП-3 [20]. К 2001 г. Кувейт закупил в РФ вооружения и военной техники на сумму 850 млн долл. [21] В середине 1990-х гг. Кувейт и ОАЭ подписали контракт о поставке из России пехотных бронемашин, а в 2000 г. ОАЭ оплатили поставки российских мобильных противовоздушных систем, но получили их только через девять лет. Часть полученных от этих сделок средств пошло на погашение задолженности Кувейту и Саудовской Аравии. В 1991 г. Саудовская Аравия предоставила СССР кредит в размере 250 млн долл.

37

Торгово-экономическое сотрудничество и дипломатические связи со странами Аравийского региона активизировалось лишь в 2000-е гг. особенно после визита В. В. Путина в этот регион в феврале 2007 г., когда было решено развивать двустороннее сотрудничество в области энергетики, торговли, культурной, научной сфере, транспорте и передаче технологий. Росту деловой активности России с этим регионом мешает ряд факторов, таких как недостаточное знание специфики бизнес-стратегий и традиций этих стран, отсутствие опыта экономических связей в этих условиях, значительное влияние США как традиционного партнера этих стран в экономической сфере. Но Россия, в отличие от Советского Союза, установила более тесные контакты с ОПЕК. У России и стран — членов ОПЕК совпадают интересы в определенных сферах, но между ними существуют и противоречия. Общим является заинтересованность РФ и ОПЕК в поддержании определенного уровня цен на нефтяном рынке, однако в вопросе о способах обеспечения приемлемого уровня цен на нефть имеются значительные расхождения, что объясняется разными условиями нефтедобычи в России и странах — членах ОПЕК, а следовательно ее рентабельностью.

38

Что касается инвестиционного сотрудничества России со странами Аравийского полуострова, то оно развито довольно слабо, хотя в российской практике имеются примеры успешного привлечения инвестиций из арабского мира. Так, на форуме в Сочи в 2010 г. госкорпорация «Ростехнологии» подписала соглашения с портовым оператором «Gulftainer Company Ltd» о создании фонда в 500 млн долл. для инвестирования в инфраструктурные проекты, а также с девелопером «Damac Holding» о создании фонда в 300 млн долл. для инвестирования в проекты недвижимости. В 2011 г. «Gulftainer Company Ltd» стала одним из совладельцев терминала в порту Усть-Луга [22]. Вместе с тем следует помнить, что в открытых источниках нет данных о точном объеме арабских инвестиций в Россию, а под видом инвестиций из арабских стран, прежде всего из ОАЭ, часто возвращается капитал российского происхождения. 

39

В ноябре 2012 г. Россия подписала соглашение о стратегическом диалоге с ССАГПЗ, в который входят шесть стран Аравийского полуострова, кроме Йемена. В 2012 г. товарооборот России с этими странами составил всего лишь 2,5 млрд долл. (для сравнения: товарооборот этих стран с Китаем — 150 млрд долл.) [23].

40

Обострение шито-сунитских противоречий на Ближнем Востоке после интервенции США в Ирак, активизация шиитского меньшинства в странах Персидского залива и Йемене и усиление региональной шиитской державы Ирана, изменения в арабском мире после «арабской весны», обострение ситуации с беженцами из стран, где идут военные действия и активизировалась группировка ИГИЛ, привели к ухудшению ситуации на Ближнем Востоке. Эта ситуация требует объединения усилий всех заинтересованных сторон, таких как Россия, Западная Европа, Турция, Иран, страны Аравийского полуострова, в достижении безопасности и стабильности в этом регионе и будет учитываться при формулировании нынешней ближневосточной политики России, в том числе и на Аравийском полуострове.

41

В настоящее время экономические связи России с Саудовской Аравией имеют большое значение, но Россия не является ее основным внешнеторговым партнером, несмотря на рост взаимной торговли в 1996—2006 гг. с 160 млн долл. до 714 млн. В 2012 г. доля России во внешней торговле королевства составляла лишь 0,2%, а товарооборот на 99% состоял из российского экспорта (в основном недрагоценных металлов и изделий из них, машин, транспортных средств и инструментов) [24].

42

Двустороннее инвестиционное сотрудничество стран по-прежнему развивается медленно. Небольшие проекты в Саудовской Аравии реализуют ОАО «Стройтрансгаз» (выполнил проект по строительству нефтепровода Шейба — Абкейк), ЗАО «Глобалстрой-Инжиниринг», ООО «ФармЭко» и др. В декабре 2009 г. саудовская компания «Новаар Кэпитал Менеджмент» создала совместное предприятие с российской фирмой «Урал полар», принадлежащей государственным организациям, а объем инвестиций должен был составить 750 млн долл., но проект так и не был реализован. Безуспешными оказались и попытки около 15 российских компаний выйти на рынок Саудовской Аравии, в том числе компании «РЖД», которая выиграла тендер на строительство участка железной дороги, впоследствии отмененный.

43

В числе успешных проектов можно упомянуть заключенную еще в 2004 г. крупную нефтяную сделку между «Лукойл» и национальной саудовской компанией «Сауди Арамко», в рамках которой было создано совместное предприятие «Луксар» по добыче и разведке саудовских углеводородных месторождений. Общий объем инвестиций составил более 0,5 млрд долл. После решения Саудовской Аравии отказаться с 2016 г. от выращивания пшеницы было решено увеличить поставки зерна из России до 4 млн т в год, и для реализации этого проекта в декабре 2012 г. было принято решение о создании СП «SAHO — MENA». Однако с 2015 г. инвестиционное сотрудничество двух стран вновь переживает кризис: из-за поддержки Россией Сирии Саудовская Аравия отменила контракты в области нефте- и газодобычи с более чем 20-ю российскими компаниями.

44

Наибольший интерес российские бизнес-структуры проявляют к развитию торгово-экономических и инвестиционных связей с ОАЭ. Товарооборот двух стран составлял в 2012 г. около 2 млрд долл. (в 2004 г. он был около 500 млн долл.) [25]. В российском экспорте основное место занимают поставки машин и оборудования, драгметаллы, металлопрокат, пиломатериалы и бумага.

45

В настоящее время на территории ОАЭ действуют около 20 представительств российских компаний. В 2010 г. госкорпорация «Роснефть» подписала с эмиратской фирмой «Crescent Petroleum» соглашение о совместной разработке нефтегазовых проектов и было создано совместное предприятие по освоению газовой концессии на крупном шельфовом месторождении в Шардже. В 2012 г. между Россией и ОАЭ было подписано Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Российская компания «Техноэкспорт» и контролируемая российским капиталом «Canadian Uranium One Inc.» приступили к подготовке проекта по переработке урана в низкообогащенное ядерное топливо для четырех эмиратских АЭС.

46

В 1991 г. ОАЭ предоставили России 500 млн долл. в виде несвязанного финансового кредита. Из-за нестабильного социально-экономического положения России в тот период ОАЭ отказалась создать совместную инвестиционную компанию для дальнейшего инвестирования в конкретные экономические проекты. Многие инвесторы из ОАЭ до сих пор считают Россию страной с высокими инвестиционными рисками. Сама же Россия рассматривает ОАЭ как весьма перспективное место приложения капитала. По некоторым данным, она вложила в экономику этой страны около 15 млрд долл., хотя часть этих средств была инвестирована в недвижимость. Для сравнения: в России в 2010—2012 гг. было создано 250 компаний с участием арабского капитала, совокупные активы которых составляли более 0,8 млрд долл. (заняты в оптовой торговле, строительстве, недвижимости) [26]. Эти данные свидетельствуют об определенном дисбалансе в сотрудничестве России с арабскими странами. Наибольшую инвестиционную активность, особенно путем осуществления слияний и поглощений, продемонстрировали инвесторы из ОАЭ (45% всех сделок), в частности инвестиционный фонд «Dubai World» и фонд «Mubadala Development Company», создавший на паритетных началах с Российским фондом прямых инвестиций инвестиционный фонд для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и вложений в акции российских компаний (аэрокосмических, энергетических, телекоммуникационных) [27]. 

47

Торговля России с другими странами Аравийского полуострова (Кувейт, Оман, Катар, Бахрейн) незначительна, за исключением Кувейта, товарооборот с которым вырос в 2014 г. до 500 млн долл. Основная доля российского экспорта приходилась на медь и изделия из нее, автомобили КамАЗ, пиломатериалы, бумагу. В 1991 г. Кувейт выдал еще СССР льготный кредит в размере 2 млрд долл., который Россия как правопреемница СССР должна была погасить и выплатить проценты, а затем штрафные пени после просрочки платежей из-за дефолта 1998 г. Общие инвестиции Кувейта в российскую экономику через Российский фонд прямых инвестиций составили на конец 2014 г. 500 млн долл. [28] Наибольший интерес в двустороннем сотрудничестве представляет нефтегазовая отрасль. Так, в Кувейте «Сибнефть» участвует в крупном нефтяном консорциуме, претендующем на осуществление проекта по развитию нефтяных месторождений на севере Кувейта.

48

В Омане с 2001 г. работает Российская инновационная топливно-энергетическая компания «РИТЭК», занимающаяся внедрением новых технологий и современного нефтяного оборудования для увеличения производительности действующих скважин. Она активно сотрудничает с оманской корпорацией «Petroleum Development of Oman». В 2011 г. «ВТБ Капитал» и государственный резервный фонд султаната Оман (располагает активами в размере 8,2 млрд долл.) подписали соглашение о совместных инвестициях в сфере недвижимости.

49

Крупная катарская компания «Barwa Real Estate Company» и «Газпромбанк» создали совместный фонд, куда вложили по 75 млн долл. в 2011 г. Кроме того, в 2010 г. было подписано соглашение об инвестициях Катара в полиметаллические месторождения в Ямало-Ненецком округе и Свердловской области [29].

50

Развитие торгово-экономического сотрудничества с Йеменом осуществлялось по многим направлениям: от военно-технического сотрудничества и контрактов на поставки различного оборудования по линии «Технопромэкспорта» и «Техностройэкспорта» до привлечения российских специалистов, в том числе врачей и медсестер по линии «Здравэкспорта». За годы сотрудничества СССР и России с Северным и Южным, а затем объединенным Йеменом было подготовлено около 50 тыс. йеменских специалистов, включая тех, кто обучался без выезда в СССР и Россию. Однако отсталость йеменской экономики, отсутствие финансовых ресурсов, а также политическая нестабильность, гражданская война и бомбардировки страны Саудовской Аравией в последние годы свели двустороннее сотрудничество с Россией к минимуму. 

51

Несмотря на идеологические разногласия СССР и ее аравийских партнеров советская внешняя политика с начала образования СССР была достаточно сбалансированной и даже успешной в Южном Йемене, где в тот период существовал единственный в арабском мире марксистский режим. Однако ввод российских войск в Афганистан негативно сказался на развитии политических и экономических связей с этим регионом. В дальнейшем торгово-экономическое сотрудничество и внешнеполитические отношения СССР, а затем России со странами Аравийского полуострова претерпели значительные изменения, обусловленные как внутренними факторами, связанными с происходящими в этих странах процессами, так и внешними факторами, в первую очередь прекращением «холодной войны», обострением противостояния СССР и США в ближневосточном регионе, постепенным восстановлением позиций России в мире, кардинальным изменением ситуации на Ближнем Востоке в последние годы. Под влиянием этих факторов произошел пересмотр политических и экономических приоритетов России в этих странах, обозначилась трансформация подходов с обеих сторон к развитию отношений, в результате чего наметилось поступательное расширение и углубление экономических и инвестиционных связей, особенно заметное на фоне введенных против России санкций и ее контрсанкций. Обеспечение стабильности и безопасности в близлежащих регионах, борьба с экстремистскими исламскими группировками и распространением идей исламского фундаментализма также является важной частью российской внешнеполитической стратегии в этом регионе.

52 empty

References

1. Rodriges A. M. U istokov vneshnetorgovykh svyazej SSSR so stranami Aravijskogo poluostrova (1920—1930-e gg.). — Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Vseobschaya istoriya, 2011, № 4, s. 41—42.

2. Osnovnye krupnye mestorozhdeniya nefti byli otkryty v Saudovskoj Aravii v 1938 g.

3. Vassiliev A. The History of Saudi Arabia. London, p. 265.

4. Rodriges A. M. Ukaz. soch., s. 49—50.

5. Kreutz A. Russia and the Arabian Peninsula. — Journal of military and Strategic Studies Winter 2004, v. 7, iss. 2, r. 7.

6. Khronologiya rossijsko-jemenskikh otnoshenij. — URL: http://yemen —club.ru/Yemen_club/Yemen/Russia_yemen.html

7. Kreutz A. Op. cit., p. 10.

8. Moscow stalks the Persian Gulf. Backgrounder № 333. — The Heritage Foundation, 27.II.1984.

9. Kreutz A. Op. cit., p. 11.

10. Vasil'ev A. M. Istoriya Saudovskoj Aravii (1745 g. — konets XX v.). M., 1999, s. 560.

11. Primakov E. M., Lebedev E. A., Naumkin V. V. Novejshaya istoriya arabskikh stran Azii 1917—1985. M., 1988, s. 481.

12. Vasil'ev A. M. Ukaz. soch., s. 356.

13. Soviet Heightens Persian Gulf Role. — New York Times, 7.II.1987.

14. Vasil'ev A. M. Ukaz. soch., s. 561.

15. Ehksport i import Rossii po stranam za 1995 g. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. — Vneshnyaya torgovlya, 1996, № 7—8, s. 54.

16. V 2004 g. «Petrosakh» byla prodana «Uralz Ehnerdzhi».

17. http://www.morpeh.com/jemen-publisher/557-sobytiya-v-yuzhnom-jemene-i-uchastie-v-nixsssr?hitcount-0

18. Shvarev V. Rossijskoe oruzhie dlya Jemena. — Voenno-promyshlennyj kur'er, 21.IV.2004. — URL: http://vpk-news.ru/articles/376

19. Trofimova O. E. Partnerstvo i sotrudnichestvo Rossii i Zapadnoj Evropy v arabskikh stranakh. — Rossiya: evropejskij vektor. M., 2000, s. 557.

20. Rossiya i Kuvejt podpisali memorandum o namereniyakh. — https://ria.ru/defense_safety/20151110/1318054982.html

21. Yurchenko V. P. Voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo Rossii s arabskimi stranami: vchera,segodnya, zavtra. — Blizhnij Vostok i sovremennost', vyp. 24, 2004, s. 60.

22. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4-1465#top-content

23. Barmin Y. Russians deep dive into the Persian gulf. — URL: http://muftah.org/russians-deep-diveinto-the-persian-gulf/#VvOtsfmL

24. Oskarsson K., Yetiv S.A. Russia and Persian Gulf: Trade, Energy and Interdependence. — Middle East Journal, v. 67, Summer 2013, № 3, p. 388.

25. Ibid., p. 391.

26. Nagimova A. Z. Arabskij kapital v Rossijskoj Federatsii. — Problemy sovremennoj ehkonomiki, 2013, № 3(47), s. 162.

27. Russian Direct Investment Fund. Annual Review, 2013, p. 19.

28. http://special.tass.ru/info/2418963

29. Oskarsson K., Yetiv S. A. Op. cit., p. 389.

Comments

No posts found

Write a review
Translate