empty
Table of contents
Share
QR
Metrics
empty
Annotation
PII
S013038640000118-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Natalya Tanshina 
Affiliation: The Russian Presidential Academy Of National Economy And Public Administration
Address: empty
Edition
Pages
236-237
Abstract

empty

Keywords
empty
Received
02.10.2018
Date of publication
07.11.2018
Number of purchasers
10
Views
1700
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2018
1

Перед нами новая монография главного научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, руководителя лаборатории «Мир в эпоху Французской революции и наполеоновских войн» д.и.н. А. В. Чудинова «Старый порядок и его крушение» [1]. Эта интересная книга рассказывает не только об истории Франции ХVI—ХVIII вв. Она об исторической науке, о логике и линии развития исторического знания как такового. Конечно, всегда интересно узнать, что люди ели-пили, во что одевались и от чего умирали. Это действительно важно. Однако не менее важно ответить на вопросы: почему они так жили? Кем они управлялись и по каким законам? Как трудились и что производили? А кто совсем не работал, паразитируя на труде других? Почему в самой богатой европейской стране оказалось самое слабое государство? Почему прекрасные, но утопичные идеи свободы, равенства и братства на практике обернулись потоками крови?

2

Историческая наука развивается циклично, от кризиса к кризису (без всякой негативной коннотации), совершая так называемые «повороты»: то позитивистский, то антропологический, то постмодернистский. И сейчас, на мой взгляд, необходимо вернуться к обновленной классической методологии познания, к пост-или неопозитивизму, но без идеологических перекосов и жестких схем. Именно таким и представляется подход А. В. Чудинова. Автор — представитель «новой русской школы» в историографии Французской революции, для которой характерны методологический плюрализм, стремление отмежеваться от идеологически и политически окрашенных трактовок. Такое стремление к объективности в полной мере присуще творческому подходу А. В. Чудинова

3

Три столетия истории Франции изложены почти на трехстах страницах. Несмотря на небольшой объем, эта книга — пример «тотальной истории» или «всеобщей»: по охвату, проблематике, хронологии. Что еще очень важно, она предельно сбалансирована по структуре. В ней четко прослеживается несколько векторов: политическая история, социально-экономическая проблематика, военно-дипломатические сюжеты и международные отношения. При этом поражает степень фактологической насыщенности работы: в ней все по существу, нет общих фраз, а только факты. Но это не энциклопедия. В то же время при всей драматичности и напряженности проблематик, здесь нет слез, сантиментов и стенаний. Это вовсе не поэтическая история Франции в духе Жюля Мишле. Можно только догадываться, насколько непросто было автору писать предельно лаконично и без эмоций. Зная, какими яркими, образными, захватывающими у А. В. Чудинова получаются историографические очерки, и прекрасно понимая, как глубоко он владеет проблематикой Старого порядка и Революции, насколько он в ней «свой», насколько он ею живет, читая книгу, осознаешь, как это трудно быть беспристрастным и писать без эмоций. Но при этом позиция автора, его оценка происходящего очевидны.  

4

Итак, главный вопрос, поставленный в книге: почему в самой богатой стране оказалось бедное государство? Как и почему возникли микроскопические трещины, приведшие в итоге к обрушению всего здания Старого порядка? Уже в аннотации на обложке книги автор ставит важнейшую проблему: история — это конструкт воображаемого. Историю создают историки. А историю Франции создали писатели. И по образам из книг А. Дюма, П. Мериме, Т. Манна судят о Франции реальной, а не литературно-художественной. Наверное, никто так не повлиял на восприятие и оценку событий Варфоломеевской ночи, как Александр Дюма. Его идеи вошли в историческое сознание, причем не только массовое, обыденное, но и в сознание историческое: классическая версия событий, согласно которой главная ответственность за кровавую драму возлагается на Екатерину Медичи и в целом на правительство, формировалась во многом под влиянием идей Дюма [2].

5

Устойчивые клише и стереотипы изживаются крайне медленно, не стала исключением и история Франции Старого порядка и Революции. До сих пор там существует огромное количество исторических легенд, например, расхожих фраз, приписываемых французским королям, которые те на самом деле никогда не произносили («Государство — это я» Людовика ХIV или «Париж стоит мессы» Генриха IV). Неверный, но такой устоявшийся, даже родной для старшего поколения термин «буржуазная революция» употребляется современными студентами просто с пугающим постоянством! Ведь для большинства из них основной источник информации — Интернет. И именно из «всемирной паутины» они извлекают весь этот «историографический мусор». Поэтому книга А. В. Чудинова для студенческой аудитории просто необходима, можно сказать, обязательна для прочтения.

6

Штампами и мифами обросла не только история Революции. Это относится и к истории Франции Старого порядка в целом, да и к самому термину «Старый порядок». А. В. Чудинов, объясняя историю этого термина, отмечает, что он появился уже в период Революции, а с ХIХ в. стал применяться историками сначала для обозначения социально-политического устройства Франции, а затем и всей Западной Европы в ХVI—ХVIII вв. (с. 3). В российской же науке термин получил распространение лишь в последние десятилетия, вытеснив более привычное для советских историков понятие «феодально-абсолютистский строй». А. В. Чудинов справедливо отмечает, что с точки зрения современной науки это понятие представляется далеким от исторических реалий, однако стереотипы — вещь живучая. И все эти штампы о «феодально-абсолютистском строе» регулярно воспроизводят студенты, не посещающие лекции и готовящиеся к занятиям самостоятельно. Аналогичная ситуация с термином «абсолютизм». Это вовсе не неограниченная и тем более не деспотичная власть. Еще русский дореволюционный историк П. Н. Ардашев доказал, что власть короля была абсолютной лишь в теории, но не на практике [3]. Однако в широкое сознание, даже в среду исторического сообщества эти здравые идеи проникают медленно, и французский абсолютизм продолжает восприниматься как некое подобие «самодержавия», каковым на практике не являлся. И именно как абсолютная, но только в теории, французская монархия анализируется в этой книге (с. 26—27). 

7

Итак, перед нами — три столетия истории Франции от возникновения абсолютизма до Революции. Это вовсе не очерки по истории Франции, это именно последовательное изложение истории Франции, структурированное в 11 главах: “Общество и государство”; “Становление абсолютизма”; “Религиозные войны”; “Генрих IV”; “Начало правления Людовика ХIII”; “Кардинал Ришелье”; “Фронда”; “Век Людовика ХIV”; “Век Людовика ХV”; “Людовик ХVI”; “Французская революция”. Содержание книги очень сбалансировано; здесь нет перегиба в революционную проблематику. 

8

Вопрос о причинах Революции, наверное, еще долго будет вызывать жаркие споры и дискуссии. На определенном этапе развития науки, в рамках марксистской парадигмы, упор делался на социально-экономические факторы. Сторонники «новых прочтений» Революции, или «критического» подхода, доказывали, что решающими были причины социокультурного и политического свойства. В книге А. В. Чудинова представлен очень объективный анализ причин Революции. Революция — не случайность, однако сама система отнюдь не была нежизнеспособной в целом. Но так бывает в истории: одновременное совпадение факторов, которые никак не должны были совпасть.

9

Экономические причины Революции А. В. Чудинов аргументированно объясняет совпадением субъективных факторов (просчеты в экономической политике правительства) и объективных, подразделяемых на долговременные (смена фаз многолетнего экономического цикла) и краткосрочные (неблагоприятная сезонная конъюнктура). Именно сочетание этих факторов сделало экономический кризис особенно глубоким и тяжелым (с. 161).

10

В свою очередь экономический спад до предела обострил социальное недовольство «низов» и сделал их восприимчивыми к лозунгам антиправительственной оппозиции, особенно в условиях, когда власть не пользовалась авторитетом и доверием в обществе, а слабый король не отвечал требованиям, диктуемым критической ситуацией (с. 163). Одновременное воздействие финансового дефицита, падение цен, неурожай, фронда знати и парламента, голодные бунты, слабая центральная власть — в одном предложении автору удалось предельно четко и объективно выделить причины Революции (с. 163). Вероятно, автору, блестящему знатоку Революции, было весьма непросто написать о ней предельно лаконично, точно и без эмоций. Это и есть высшая степень профессионализма: объективный взгляд со стороны. Но это взгляд не равнодушный, это проникновение в эпоху.

11

Завершает работу внушительный библиографический список. Причем он состоит как из современных, самых актуальных работ отечественных и зарубежных историков, так и монографий, написанных много лет назад, как, например, книг А. Д. Люблинской, не потерявших своей научной ценности и сегодня.

12

Невозможно в этот список включить всю важнейшую литературу. Но я бы внесла сюда книгу известного французского историка, мыслителя и политика Алексиса де Токвиля «Старый порядок и Революция». И перекинула бы мостик между этими замечательными книгами с очень похожими названиями и написанными с разницей в 161 год. Для Токвиля, рожденного в 1805 г., описываемые им события были глубоко личными. Но не менее важными они остаются и для нас, живущих в России ХХI столетия. И подтверждением этому является книга А. В. Чудинова.

13

Книга будет очень полезна не только студентам и школьникам, но и профессиональным историкам: ведь штампы, стереотипы в истории Франции и Революции существуют в массовом сознании до сих пор. Как верно указано в аннотации к книге, «мало кто из современных читателей, даже профессионально подкованных — школьных учителей, вузовских преподавателей и студентов, разбирается в том, как на самом деле (а не в фантазиях литераторов) были устроены французское общество и государство тех лет и какими реальными деяниями были славны те или иные политические и общественные деятели «“золотого века” французской истории».

References

1. Uvarov P. P. Novye versii starogo prestupleniya. — Varfolomeevskaya noch': sobytie i spory. M., 1996.

2. Ardashev P. N. Absolyutnaya monarkhiya na Zapade, 2-e izd. M., 2014.

Comments

No posts found

Write a review
Translate