empty
Table of contents
Share
QR
Metrics
empty
Annotation
PII
S013038640000120-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Yuriy Ivonin 
Occupation: Professor
Affiliation: Smolensk State University
Address: Russian Federation, Smolensk
Edition
Pages
242-243
Abstract

empty

Keywords
empty
Received
06.11.2018
Date of publication
07.11.2018
Number of purchasers
10
Views
1385
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2018
1 В преддверии 400-летия начала Тридцатилетней войны в зарубежной литературе стали появляться новые работы, в которых проводится переоценка сложившихcя представлений и привычных подходов к этому событию. Известный немецкий историк, в 1994–2011 гг. директор Института европейской истории в Майнце профессор Хайнц Духхардт в своей новой книге акцентирует внимание на многочисленных кризисных явлениях, сделавших Тридцатилетнюю войну неизбежной. Делает это он вдумчиво, осторожно, убедительно. Духхардт подчеркивает, что в спорах о том, была ли Тридцатилетняя война больше «немецкой» или «европейской», религиозной или же государственно-политической, надо видеть широкую европейскую панораму событий и явлений. В сущности, европейская система государств с середины XVI в. не изменилась, но она стала более дифференцированной, международные отношения приобрели дополнительный динамизм. Вместе с тем Священная Римская империя, будучи главным игроком в европейской политике, была не в состоянии решить свои внутренние проблемы, поскольку ее конфессиональные противоречия стали государственными противоречиями, мешавшими проводить активную внешнюю политику (с. 21, 25, 27–29).
2 Безусловно, немецкий историк прав, утверждая, что конфессиональная проблема в масштабе всей Европы была движущей силой кризисной декады (с. 36, 41). Эта проблема обострилась не только из-за того, что кальвинистские княжества не упоминались в статьях Аугсбургского религиозного мира 1555 г., но и потому, что в 1617 г. протестантские проповедники и теологи отмечали 100-летний юбилей Реформации резкими выпадами против католической церкви, в которых преобладал мотив Антихриста. Конфессиональный фундаментализм проявлялся с обеих сторон и был направлен не на примирение конфессий, а на конфронтацию (с. 51–53). К конфессиональным противоречиям добавлялись оппозиция сословий по отношению к князьям, особенно в Чехии (Богемии) и Венгрии, а также конкуренция братьев, т.е. императоров Рудольфа II и Маттиаса, в Доме Габсбургов. Попытки Габсбургов вернуться к конфессиональному единообразию наталкивались на сопротивление сословной верхушки, что также обостряло ситуацию и могло вести к катастрофе.
3 Интересен раздел книги под названием «Драматизация личности: акторы и статисты», в котором даны характеристики императора Священной Римской империи Рудольфа II, полностью отошедшего в конце жизни от политики, имперских князей, прежде всего герцога Максимилиана I Баварского и его противника курфюрста Пфальцского Фридриха V, пытавшихся усилить свои позиции военным путем, римского папы Павла V, который не стал подливать масла в огонь и разжигать конфессиональные страсти. Любопытно, что одним из факторов, способствовавших обострению отношений между европейскими странами, Духхардт называет смену властителей на рубеже первого и второго десятилетий XVII в. – во Франции в результате убийства Генриха IV в 1610 г. восшествие на престол малолетнего Людовика XIII, в Швеции в 1611 г. несовершеннолетнего Густава II Адольфа, в Трансильвании приход к власти Бетлена Габора, в Московском государстве после Смутного времени воцарение династии Романовых, наконец, в Священной Римской империи после смерти императора Рудольфа II усиление контрреформационных настроений с одной стороны и агрессивность кальвинистов во главе с Фридрихом V Пфальцским – с другой. Региональные войны и оппозиционные выступления в Чехии и Венгрии также обостряли ситуацию в Священной Римской империи (с. 98–103). Напряженные отношения между двумя конфессиональными партиями в последней четверти XVI в. происходили во многом из-за неясности формулировок Религиозного мира 1555 г. Правда, не уменьшились противоречия между лютеранами и кальвинистами, что давало надежду Габсбургам и католикам Империи на раскол партии реформаторов. Результатом этого был эпизод с захватом в Швабии протестантского города Донаувёрта агрессивно настроенным католиком герцогом Баварским Максимилианом I (с. 113–114, 119–120).
4 Характеризуя положение во Франции после Религиозных войн, немецкий историк подчеркивает, что эта страна вполне могла стать активным участником большой общеевропейской войны. Значительный конфликтный потенциал имел место в Италии, где не могли спокойно относиться к трениям между Францией и Испанией. Хотя эскалация конфликта между Испанией и Республикой Соединенных Провинций Нидерландов не грозила втягиванием в него соседних государств, теологические дискуссии в самих Нидерландах имели европейский резонанс (с. 163, 172, 180). Относительно позиции Англии автором сделано верное замечание, что, несмотря на то, что Англия долгое время считалась ведущим протестантским государством, Яков I Стюарт в силу своих экуменических настроений выводил ее с континентальной военной арены. Но позиция и интересы стран Балтийского региона неизбежно делали их участниками грядущего европейского конфликта (с. 181–182, 188). Х. Духхардт также отмечает, что Московское государство в десятилетие накануне Тридцатилетней войны находилось в состоянии гражданской войны, и распространение его на другие европейские регионы отнюдь не исключалось. Точно также не были исчерпаны причины для конфликтов в отношениях Габсбургов с Османской империей и Трансильванией (с. 195).
5 Интересны замечания автора о поисках виновников Тридцатилетней войне. В то время была широко распространена идея «наказания Божьего», выражавшегося не только в нашествиях врагов, но и в эпидемиях, засухах, голоде. Тема всадников Апокалипсиса постоянно использовалась в памфлетах публицистов и проповедях священников (с. 222). В заключительной главе книги Духхардт рассуждает на тему неизбежности войны. Он приходит к выводу, что в предшествовавшее ей десятилетие в Европе царил хаос, а опасности грозили со всех сторон. Если бы политиками были другие люди, войну, возможно, удалось бы предотвратить. Для современников же она не стала неожиданной, ее начало уже широко предрекали (с. 234).
6 В целом автору удалось в сжатой форме показать путь Европы к Тридцатилетней войне, ставшей европейской катастрофой, из которой необходимо было извлечь уроки. Конечно, Духхардт мог акцентировать внимание на этом моменте, но, возможно, он предоставляет такую возможность читателям. А было бы интересно узнать об этом от него самого.

Comments

No posts found

Write a review
Translate