A milestone in Chinese history
Table of contents
Share
QR
Metrics
A milestone in Chinese history
Annotation
PII
S013038640002220-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladilen G. Burov 
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
71-88
Abstract

 

 

Received
06.11.2018
Date of publication
07.11.2018
Number of purchasers
10
Views
1993
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2018
1 18–24 октября 2017 г. состоялся очередной, XIX съезд Коммунистической партии Китая. В отличие от предыдущих съездов он явился важным событием стратегического характера в истории Китайской Народной Республики. Дело не только в том, что он подвел первые итоги деятельности пятого поколения китайских руководителей во главе с Си Цзиньпином со времени XVIII съезда КПК, состоявшегося в ноябре 2012 г., и выдвинул программу деятельности партии на последующие 30 лет, но и сформулировал в докладе и решениях съезда новую теоретическую концепцию, новую идеологическую платформу китайских коммунистов.
2 К XIX съезду партии Китай подошел с большими достижениями в экономике, политике, культуре, образовании. Приведем следующие цифры: в течение четырех лет, с 2013 по 2016 г., прирост валового национального продукта ежегодно составлял 7,2%; вклад Китая в прирост мировой экономики превысил 30%; в 2017 г. суммарный объем китайской экономики в стоимостном выражении составил 80 трлн юаней, или 12 трлн долл., что вывело страну на второе место в мире. Если брать весь период осуществления «политики реформ и открытости», то производство продукции на душу населения со 156 долл. в 1978 г. увеличилось до 8 тыс. долл. в 2016 г.
3 В течение последних семи лет Китай занимает первое место в мире по росту стоимости продукции обрабатывающей промышленности, находится на ведущих позициях по строительству целого ряда объектов инфраструктуры, лидирует по протяженности высокоскоростных железных дорог и скоростных автострад. Ими сейчас связаны практически все провинциальные центры и многие города страны. Продолжается строительство современных мостов, портов1 и аэропортов, и последние отвечают лучшим мировым стандартам. В абсолютном большинстве провинциальных центров, во всех городах центрального подчинения построены линии метро, ведется масштабное сооружение новых линий.
1. Во время моей последней поездки в Китай в 2017 г. мне довелось посетить город Нинбо, где расположен первый в мире по пропускной способности порт. Он производит огромное впечатление самым современным портовым оборудованием и масштабами погрузочно-разгрузочных работ.
4 В целом значительно возросли производственные мощности китайской промышленности и сельского хозяйства; по более чем 220 видам промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай занимает первое место. Среди них - чугун, уголь, выработанная электроэнергия, цемент, удобрения, зерно, мясопродукты, арахис, чай и др. Китаю принадлежат ведущие позиции в производстве сырой нефти, хлопка, соевых бобов, рапсового масла, сахарного тростника и т.д.
5 Одновременно происходило непрерывное совершенствование структуры китайской экономики. За 2013 - 2016 гг. удельный вес сферы услуг с 46,7% увеличился до 51,6%, а доля потребления - с 47% до 64,6%. Удельный вес высокотехнологических отраслей в промышленности вырос с 9,9% до 12,4%.
6 На съезде были отмечены успехи по созданию государства инновационного типа. В докладе генерального секретаря КПК Си Цзиньпина говорилось о таких важнейших результатах научно-технологической деятельности, как создание космических лабораторий типа «Тяньцзы», батискафа «Цзялун», радиотелескопа «Тяньянь», спутника для зондирования частиц тонкой материи «Укун», экспериментального спутника квантовой связи «Мо-цзы», больших самолетов и т.п. Китай регулярно запускает пилотируемые космические аппараты, в его планах – создание орбитальной космической станции.
7 Эти успехи объясняются тем, что руководство Китая уделяет самое серьезное внимание развитию научных исследований. В стране существует система организаций научных институтов, созданная в 1950-х годах по советскому образцу и реформированная применительно к китайским условиям в 1970 – 1980-х. Она включает пять академий: Китайскую академию наук, куда входят институты естественно-научного профиля2, Китайскую академию общественных наук, состоящую из институтов гуманитарного профиля, Китайскую академию медицинских наук, Китайскую академию сельскохозяйственных наук, Китайскую инженерную академию. Надо сказать, что зарплата сотрудников этих академий выше, чем зарплата российских ученых, так же, как и размеры грантов, которые они получают от государства на свои научные исследования.
2. Институты этой академии оснащены самым современным научным оборудованием.
8 Постоянно растет уровень образованности населения – повсеместно внедрено обязательное образование в объеме девяти классов, а высшим образованием к 2016 г. было охвачено 42% взрослого населения страны3, что на 10% превысило среднемировой уровень.
3. В Китае широко распространено высшее образование для взрослых людей.
9 В докладе говорилось также о том, что продолжился процесс урбанизации: численность населения, постоянно проживающего в городах и поселках, возросла с 53,7% до 57,4%. Статус горожан получили свыше 80 млн жителей деревень.
10 Решающие сдвиги произошли в борьбе с бедностью: количество бедных людей в сельской местности с 82 млн 490 тыс. уменьшилось до 43 млн 350 тыс. Коэффициент бедности за последние пять лет снизился с 10,2% до 4,5%. Отметим, что в 1978 г. он составлял в деревнях 97,5%, а в 2017 г. - 4%, что намного ниже общемирового уровня. Если в 2010 г. средняя продолжительность жизни составляла 74,83 года, то в 2016 г. она достигла 76,5 лет, превысив общемировой показатель. Успешно ведется борьба с безработицей. За последние пять лет ежегодно создавалось свыше 13 млн новых рабочих мест.
11 Доходы населения ежегодно росли на 7,4%. По их уровню Китай уже подошел к среднеразвитым странам. При этом в городах среднедушевой доход с 343,4 юаня в 1978 г. вырос до 33 тыс. 616 юаней в 2016 г., а в деревне - с 133,6 юаней до 12 тыс. 363. Система социальных гарантий в основном создана и в городе, и в деревне.
12 За прошедшее пятилетие успешно развивалась и внешнеэкономическая деятельность КНР. В 2016 г. общий объем внешнеторговых операций страны достиг 3 трлн 680 млрд долл., было привлечено 126 млрд долл. иностранных инвестиций. Одновременно экспорт капитала в другие страны составил свыше 170 млрд долл. Теперь Китай занимает второе место в мире по внешнеторговому обороту и экспорту капитала и третье - по привлечению иностранных инвестиций. К концу 2016 г. запасы иностранной валюты составили свыше 3 трлн долл., что вывело Китай на первое место в мире по этому показателю. Было совершено 122 млн туристических выездов за рубеж4.
4. Все вышеприведенные цифры цит. по: Си Цзиньпин. Доклад на XIX съезде КПК. Пекин, 2017, с. 2–5; Доклад на XIX съезде партии. Сто вопросов для изучения и консультаций. Пекин, 2017, ч. I, с. 86–87, ч.II, c. 21.
13 Однако главное содержание доклада Си Цзиньпина XIX съезду партии, продолжавшегося свыше трех часов, было посвящено не перечислению результатов деятельности КПК за отчетный период, а постановке тех задач, которые необходимо решить партии в последующие 30 с лишним лет. Об этом говорит и само название доклада - «Решительно сражаться за всестороннее построение среднезажиточного общества, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху».
14 В китайском тексте слово «среднезажиточное» выражается понятием «сяокан», идущим из глубокой древности и означающим «малое процветание» или «малое благоденствие». Сейчас в русском языке общепринят перевод термина «сяокан» как «среднезажиточное общество». Это понятие в современном Китае впервые употребил Дэн Сяопин в 1978 г., выдвинув его в начале осуществления «политики реформ и открытости» в качестве программной цели Компартии Китая. Он говорил тогда о «трех шагах» - или этапах - осуществления социалистической модернизации. Первый охватывал период с начала реформ, т.е. с конца 1978 г., до 1990 г., за это время должна была быть решена задача «накормить народ» («цзэцзюе вэньбао вэньти»). Второй этап планировалось завершить к 2000 г., достигнув уровня общества «сяокан» («дaдao сяокан шуйпин»). Оба эти «шага» были успешно осуществлены. Но оставался еще один этап - построения общества средней зажиточности.
15 На XVI съезде КПК, состоявшемся в 2002 г., была поставлена цель завершить его к 2020 г. Дата была выбрана неслучайно, поскольку в 2021 г. исполняется 100 лет со дня образования Компартии Китая. Таким образом, до достижения этой цели остается три года. Как подчеркивалось в докладе Си Цзиньпина и в материалах, опубликованных после съезда, осуществление задачи полного построения среднезажиточного общества требует от компартии сосредоточения усилий всех ее членов на комплексной реализации «экономического, политического, культурного, социального и экоцивилизационного строительства», «стимулировании развития за счет инноваций», «преодолении недостатков и укреплении слабых звеньев». «Особенно важно, - говорил Си Цзиньпин, - решительно и хорошо провести наступательную операцию по предотвращению и устранению серьезнейших рисков, полной ликвидации бедности, профилактике загрязнения. И все это для того, чтобы работа по полному построению среднезажиточного общества была признана народом и выдержала проверку историей»5.
5. См. Си Цзиньпин. Указ. соч., с. 27 - 28.
16 Говоря о предотвращении и устранении серьезнейших рисков, полной ликвидации бедности, профилактики загрязнения окружающей среды, Си Цзиньпин неслучайно употребил военный термин «наступательная операция». С одной стороны, в Китае растет количество миллионеров, а с другой - есть бедные, так называемые слабо защищенные группы населения. Все это создает большие социальные проблемы. Что касается проблем экологической безопасности, то и в докладе Си Цзиньпина, и во всех партийных и правительственных документах последнего десятилетия на природоохранную деятельность обращено особое внимание. В китайской литературе даже появился специальный термин «экологическая цивилизация». Скажем откровенно: в ходе осуществления «политики реформ и открытости» китайское руководство в течение длительного времени не уделяло экологии значительного внимания6. Изменение отношения к данной проблеме было обусловлено очевидным негативным влиянием загрязнения окружающей среды на атмосферу и в связи с этим - на здоровье жителей крупных китайских мегаполисов, прежде всего Пекина. В результате принятых мер по предотвращению загрязнения атмосферы, воды и почвы концентрация взвешенных частиц в 38 китайских городах с 72 микрограмм на один кубический метр воздуха в 2013 г. снизилась в 2016 г. до 50 микрограмм (диаметром ниже 2,5 микрон). Это очевидный прогресс, хотя китайский норматив в 35 микрограмм еще не достигнут7. Говорить о серьезном изменении экологической обстановки в Китае пока рано.
6. В этой связи мне вспоминается посещение одного из институтов Китайской академии общественных наук в начале нулевых годов вместе с тогдашним директором Института философии РАН академиком В.С. Степиным. Его доклад о серьезных угрозах, связанных с загрязнением среды, не вызвал у китайцев большого интереса, что, на мой взгляд, объясняется отношением к экологической проблематике в Китае в то время.

7. Подробнее об этом см. Ушаков И.В. Экологическая повестка Х1Х съезда КПК. - Проблемы Дальнего Востока, 2018, № 1.
17 Всестороннее строительство среднезажиточного общества осуществляется в рамках Программы двух столетий (лянгэ байнянь). Первое столетие охватывает 1921 - 2020 гг. и связано с историей Коммунистической партии Китая, столетняя годовщина которой, как уже говорилось выше, отмечается в 2021 г. Второе столетие - это период с 1949  по 2049 г., когда будет праздноваться столетие со дня образования Китайской Народной Республики.
18 На XIX съезде КПК впервые были озвучены конкретные шаги по реализации Программы второго столетия. Главное ее содержание – полное осуществление социалистической модернизации. Реализация этой цели проходит через два этапа, первый из которых будет охватывать 2020 - 2035 гг. Как сказано в докладе Си Цзиньпина, за данное время предполагается в основном осуществить социалистическую модернизацию. Это произойдет в результате значительного роста экономической и научно-технической мощи Китая, превращения его в одну из «стран - лидеров инновационного типа». «К этому времени, - говорилось в докладе, - на новую высоту поднимется уровень цивилизованности общества, значительно возрастет культурная “мягкая сила” государства и расширится влияние китайской культуры. Жизнь народа станет зажиточнее, заметно вырастет доля населения со средним уровнем доходов, резко сократится разрыв в уровне развития города, села и регионов, а также в уровне жизни населения, в основном будет обеспечен равный доступ к главным общественным услугам, сделаны твердые шаги к достижению всеобщей зажиточности населения»8. Цель первого этапа – сделать китайское общество «жизнеспособным», «гармоничным» и «упорядоченным», заложить основу «прекрасного Китая».
8. См. Си Цзиньпин. Указ. соч., с. 28.
19 Второй этап осуществления программы - это период с 2035 г. до середины нынешнего столетия. Как указывалось в докладе, «к тому времени Китай по совокупной национальной мощи и международному влиянию войдет в число стран-лидеров, в целом будет достигнута всеобщая зажиточность, народ будет жить еще более счастливой и благополучной жизнью. Китайская нация сможет с еще более гордым видом встать, как равная, в один ряд с народами всего мира»9.
9. Там же, с. 29.
20 Тем самым, заключил Си Цзиньпин, будет выполнен стратегический план КПК по развитию социализма с китайской спецификой в новую эпоху и осуществлена великая мечта по возрождению страны.
21 Следует подчеркнуть, что на ХIХ съезде партии произошла определенная корректировка целей борьбы за осуществление программы второго столетия. Первоначально предполагалось построить за этот период богатое, могучее демократическое, цивилизованное, гармоничное, модернизированное социалистическое государство. На съезде в определение целей было добавлено слово «прекрасное» («мэйли»), а слово «государство» заменено на слово «держава» («цяньго»). Теперь формулировка звучит так: «Превратить Китай в модернизированную социалистическую державу, богатую, могущественную, демократическую, цивилизованную, гармоничную и прекрасную». Добавление слова «прекрасная» связано с решением экологических проблем, а «держава» звучит гораздо более весомо, чем «государство».
22 В Программе двух столетий уже не выдвигается задача ежегодного повышения ВВП, поскольку главное теперь - не скорость развития. Проблемы китайской экономики сегодня - недостаточно высокое качество определенных видов производимой продукции. Задача нынешнего этапа развития экономики заключается в осуществлении «трех изменений» - изменения качества, эффективности и движущих сил, чтобы тем самым разрешить проблему неравномерности и неполноты развития.
23 Отметим еще одно значимое положение доклада Си Цзиньпина: в нем было дано новое определение основного противоречия современного китайского общества. В материалах VIII съезда КПК, состоявшегося в 1956 г., главное противоречие китайского общества определялось как «противоречие между передовым социалистическим строем и отсталыми общественными производительными силами». Эта формулировка просуществовала более 60 лет. В докладе XIX съезду указывается, что основным противоречием китайского общества в настоящее время является противоречие между постоянно растущими потребностями народа «в прекрасной жизни» и неравномерностью и неполнотой развития10. По мнению китайских экспертов, это определяется двумя причинами. Во-первых, произошел невиданный рост производительных сил китайского общества, и по многим показателям Китай вышел в мировые лидеры. Поэтому использование слов «отсталое общественное производство» уже не соответствует действительности. Во-вторых, произошло значительное улучшение жизни народа не только в материальном отношении, но и в обеспечении демократических прав людей, управлении обществом на основе законов, безопасности граждан, охраны окружающей среды и т.д. Поэтому говорить только об удовлетворении материальных и культурных потребностей народа уже нельзя: эта формулировка «не может всесторонне отражать надежды, чаяния и требования народных масс».
10. Там же, с. 11.
24 Вместе с тем в докладе откровенно и прямо было сказано о том, что, несмотря на громадные достижения, в стране существует множество недостатков и острых проблем, обусловленных неравномерностью и неполнотой развития. По словам Си Цзиньпина, «невысокими остаются качество и эффективность развития; недостаточно мощным является инновационный потенциал; необходимо повышение уровня реального сектора экономики; сложные долгосрочные задачи предстоит решить в области защиты экологии; по-прежнему немало узких мест в сфере, касающейся народного благосостояния; остается трудоемкая задача интенсивной ликвидации бедности; сохраняется довольно большой разрыв в развитии как города и села, так и регионов, а равно и в распределении доходов населения; немалые трудности народные массы испытывают в области занятости, образования, медобслуживания, жилья, обеспечения достойной старости и т.д.; нуждается в повышении уровень цивилизованности общества. Переплетаются и накладываются друг на друга социальные противоречия и проблемы; предстоит сложная работа по всестороннему обеспечению верховенства закона в управлении государством, по улучшению системы государственного управления, наращиванию его потенциала»11.
11. Там же, с. 9.
25 Неравномерность и неполнота развития проявляются прежде всего в том, что наряду с передовыми, мирового уровня производительными силами продолжают существовать традиционные, отсталые и даже примитивные производства, причем в разных районах страны уровень производительных сил может значительно отличаться. Особенно это заметно при сопоставлении восточных, западных и центральных районов Китая. Восточные районы и ряд крупных городов, например, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, в своем развитии практически достигли уровня развитых стран Запада, а в чем-то даже превзошли их. В то же время центральные и западные районы, прежде всего старые освобожденные районы, места проживания национальных меньшинств, пограничные районы, серьезно отстают в своем развитии. То же самое можно сказать и о различии в развитии городов и деревень. До сих пор существуют проблемы, связанные с разрывом в доходах разных слоев и групп населения. Очевидно, что руководство Китая видит существующие проблемы и решает их. Например, почти 20 лет назад была принята специальная «Программа развития большого Запада», которая успешно выполняется, охватывая 12 провинций и автономных районов.
26 Оценивая достижения, достигнутые Китаем, и его современные проблемы, Си Цзиньпин вновь повторил постоянно используемый китайской пропагандой тезис, что Китай находится на начальной стадии социализма и будет еще долго находиться на ней, а также часто повторяемый китайскими теоретиками тезис о международном статусе Китая как самой большой в мире развивающейся страны.
27 Значительное место в докладе было уделено политической системе Китая и ее дальнейшему совершенствованию, при этом подчеркивалось, что «верховенство закона в государственном управлении» является важнейшей гарантией социализма с китайской спецификой. Си Цзиньпин обратил внимание на специфику политического строя Китая, характеризующегося демократической диктатурой народа, руководимого рабочим классом, и основанной на союзе рабочих и крестьян. Трудно не согласиться со следующими словами Си Цзиньпина: «В мире нет абсолютно одинаковых моделей политического строя. Нельзя отвлеченно оценивать политический строй в отрыве от определенных социально-политических условий и культурно-исторических традиций, ориентироваться только на один непререкаемый авторитет, нельзя механически копировать модели политического строя других стран»12.
12. Там же, с. 36.
28 Очень часто от политиков и экспертов западных стран можно услышать обвинения в недемократическом характере политической системы современного Китая. Однако подобные утверждения не соответствуют действительности. Об авторитарных методах политического руководства можно было говорить применительно к 50–70-м годам XX столетия. В настоящее время ситуация существенно изменилась: в Китае мы имеем дело с моделью «мягкого авторитаризма», который, на наш взгляд, отвечает нынешнему этапу развития китайского государства, соответствует традициям китайской политической культуры, менталитету китайцев. Самое главное, «мягкий авторитаризм» позволяет обеспечивать в стране социальную стабильность. Многие эксперты в западных странах и в нашей стране намеренно или нет забывают о громадной численности населения Китая, значительных различиях в развитии его регионов, недостаточно высоком уровне политической социализации многих его представителей, наличии определенных сепаратистских элементов в двух автономных районах страны - Синьцзян-Уйгурском и Тибетском, существовании в китайском обществе на протяжении столетий патриархальных, феодальных традиций.
29 В последние годы в Китае постоянно проводится в жизнь идея «управления на основе законов» («фачжи»); «верховенство закона в государственном управлении» вновь было подчеркнуто в докладе XIX съезду КПК.  И здесь важную роль играет институт Собраний народных представителей (СНП), который охватывает всю страну сверху донизу и позволяет обеспечивать положение народа «как хозяина страны». Высшим представительным органом этой структуры является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Хотя его сессии проходят всего лишь один раз в год, как правило, в марте, члены ВСНП работают в комитетах, постоянно выезжают на места для контроля и ознакомления с ситуацией.
30 В Китае имеется также специфический политический институт, которого нет в других странах. Речь идет о Народном политическом консультативном совете, который существует в Пекине, а также в провинциях и городах. Он выполняет роль органа консультативной демократии, поскольку в нем представлены различные слои населения. Хотя большинство в этих советах составляют коммунисты, их членами являются также представители других партий (всего в Китае, кроме компартии, есть еще восемь партий), профсоюзов, комсомола, научных организаций и т.д. Заседания НПКС проходят одновременно с сессиями ВСНП. При этом следует отметить, что с каждым годом участие членов демократических партий в обсуждении вопросов, выносимых на заседания, становится все более широким и заинтересованным. Представители этих партий вновь, как и в первые годы существования КНР, входят в органы представительной власти в Пекине, провинциях и городах, им предоставляют руководящие посты в министерствах, провинциальных и городских органах власти, научных учреждениях, высших учебных заведениях. К примеру, они могут быть заместителями министров, вице-губернаторами, вице-мэрами, директорами институтов, проректорами вузов, деканами факультетов и т.п. Два представителя демократических партий являются министрами Центрального правительства. Через советы компартия осуществляет политические консультации с представителями различных социальных слоев и профессий по актуальным вопросам государственного управления.
31 Хотя в китайской политической терминологии не очень распространено понятие «гражданское общество», процесс его формирования в стране идет активно. В политическом и управленческом смысле самодеятельные организации обладают определенной независимостью от органов власти. К ним относятся различные ассоциации, объединяющие лиц одной профессии; организации людей, имеющих общие интересы или общие увлечения, например, коллективы, собирающиеся от случая к случаю в парках для совместных занятий оздоровительными упражнениями, или же объединяющие людей пожилого возраста, которые по вечерам танцуют на улицах городов народные танцы. К подобным организациям относятся также комитеты горожан, действующие в микрорайонах. Их задачи сводятся к разрешению споров среди жителей, обеспечению общественного порядка, озеленению, охране окружающей природы, регулированию дорожного движения, оказанию материальной помощи нуждающимся группам населения, в том числе инвалидам, налаживанию отношений с трудовыми мигрантами, помощи местной власти в осуществлении демографической политики.
32 Красной нитью через весь доклад Си Цзиньпина проходит идея о руководящей роли компартии Китая в строительстве социализма с китайской спецификой. Второй его раздел «Историческая миссия КПК в новую эпоху» начинается с известной фразы Мао Цзэдуна о том, что «орудийные залпы Октябрьской революции донесли до Китая марксизм-ленинизм». Далее Си Цзиньпин сказал, что родившаяся в 1921 г. Коммунистическая партия Китая «стала надежной опорой китайского народа в борьбе за национальную независимость, за освобождение народа, за могущество страны и счастье народа»13. По его словам, на протяжении всей своей истории КПК выполняла историческую миссию великого возрождения китайской нации. Сейчас, как никогда, подчеркнул он, партия близка к осуществлению этой величайшей мечты китайского народа. «История уже подтвердила и продолжает подтверждать, что без руководства компартии воплощение этой мечты в жизнь было бы утопией», - сказал Си Цзиньпин14.
13. Там же, с. 13.

14. Там же, с. 16.
33 В то же время в докладе было отмечено, что для успешного государственного строительства партия провела целую серию мер по оздоровлению внутрипартийной обстановки. Прежде всего это борьба с коррупцией. Как было отмечено еще на XVIII съезде КПК, коррупция представляет собой серьезную угрозу для самого существования партии и государства. Говоря о борьбе с ней, Си Цзиньпин так же, как и в других местах своего доклада, прибег к образным выражениям. Во-первых, сказал он, были строго пресечены четыре вредных поветрия – формализм, бюрократизм, гедонизм и роскошество, проведена решительная борьба против привилегий. Си Цзыньпин подчеркнул, что «инспекторский контроль выступил в очевидной роли острого меча, он полностью охватил как центральные, так и провинциальные органы партии. В борьбе с коррупцией, заявил Си Цзиньпин, не должно быть запретных зон, необходим полный охват и нулевая толерантность. Мы, сказал он, настойчиво били и по «тиграм», и «по мухам», «охотились на лис»; была реализована первоначальная цель, заключавшаяся в том, «чтобы никто не осмеливался заниматься коррупцией, все более крепкой становилась клетка, чтобы никто не смог заниматься коррупцией, мы возвели плотину, чтобы никто и подумать не мог заниматься коррупцией. В борьбе с коррупцией подавляющий перевес уже на нашей стороне, и он укрепляется и развивается»15.
15. Там же, с. 8.
34 И это не пустые слова, они соответствуют реальной обстановке, существующей в настоящее время в Китае. Переход к рыночной экономике привел к появлению нездоровых явлений в среде китайских партийных и правительственных чиновников, прежде всего к забвению государственных интересов, что выражалась во взятках, подкупах. Коррупция затронула партийные кадры на всех уровнях, в том числе и в высшем звене. Это вызвало серьезное недовольство рядовых членов партии, широких народных масс. Нельзя сказать, что борьба с коррупцией не велась, однако, употребляя китайскую терминологию, в основном она затрагивала «мух». Только с избранием Си Цзиньпина генеральным секретарем ЦК КПК, т.е. после XVIII съезда КПК, борьба с коррупцией приобрела в Китае широкомасштабный, всеохватывающий характер.
35 За прошедшие после съезда годы были отданы под суд более 200 высокопоставленных чиновников, в том числе четыре члена Политбюро ЦК КПК. Первым был арестован Бо Силай (сын соратника Мао Цзэдуна – Бо Ибо) - руководитель партийной организации Чунцина, города центрального подчинения. За взятничество, коррупцию и злоупотребление служебным положением его приговорили к пожизненному тюремному заключению. Позднее были арестованы два заместителя председателя Центрального военного совета КПК16 – Го Баосюн и Сюй Цайхоу. Оба они были лишены высшего воинского звания генерал-полковника. Сюй Цайхоу не дожил до суда, а Го Баосюна приговорили к пожизненному заключению. Затем настала очередь самого большого «тигра» – Чжоу Юнкана, до ареста являвшегося членом высшего партийного органа - Постоянного Комитета Политбюро, состоящего из семи человек, где он отвечал за общественную безопасность в стране. Суд над ним состоялся в первой половине 2015 г. За получение взятки, а также за содействие своим родственникам в получении взяток его тоже приговорили к пожизненному заключению. Имущество всех этих лиц было конфисковано.
16. В Китае Центральный военный совет КПК является высшим военным органом, его возглавляет генеральный секретарь партии, в настоящее время - Си Цзиньпин.
36 Всего в судебные органы были переданы дела почти на 60 тыс. партийных и государственных функционеров. В борьбе с коррупцией важная роль отводилась партийным организациям, поскольку они тесно связаны с массами. Соответственно, успехи и недостатки в их деятельности непосредственно отражаются на политическом и нравственном самочувствии масс. За прошедшие пять лет были наказаны 63 тыс. работников уездного масштаба, 246 тыс. работников волостного масштаба и 278 тыс. руководителей сельских парторганизаций17. Проводимая Си Цзиньпином решительная борьба с коррупцией получила поддержку широких масс китайского населения и укрепила его собственные позиции в компартии и в народе.
17. См. Материалы для изучения доклада на ХIХ съезде партии. Тяньцзинь, 2017, с. 103.
37 Но борьба Си Цзиньпина против коррупции не ограничилась только возбуждением по его инициативе уголовных дел против коррупционеров из высшего звена партии. Как отмечалось в его докладе XIX съезду, был принят целый ряд превентивных мер, которые должны воспрепятствовать появлению коррупции. Шестой Пленум ЦК КПК 18 созыва, состоявшийся в конце октября 2016 г., одобрил два документа, регламентирующие правила поведения кадровых работников партии всех уровней. Фактически речь в них шла о комплексе норм партийной этики, направленном на улучшение стиля работы руководящих кадров. Общий смысл конкретных норм, входящих в этот комплекс, состоит в требовании к партийным работникам постоянно находиться в тесной связи с массами, показывать им пример скромности, не злоупотреблять своим служебным положением.
38 Кроме доклада Си Цзиньпина съезд также заслушал доклад Центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД)18, специально посвященный вопросу о соблюдении членами партии, прежде всего кадровыми работниками различного уровня, уставных норм члена партии за прошедшие после XVIII съезда пять лет.
18. Члены этой комиссии избираются съездом партии. О ее высоком статусе свидетельствует тот факт, что руководитель комиссии входит в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Комиссии по проверке дисциплины охватывают всю сеть партийных организаций страны.
39 Осуществление постоянной инспекторской проверки («сюньши»), которая в течение многих лет является «стратегическим методом внутрипартийного контроля», по словам китайских экспертов, «демонстрирует системное преимущество демократического строя социализма с китайской спецификой»19. При этом пример в проведении инспекторских проверок показывают высшие органы партии – Политбюро ЦК и Постоянный Комитет Политбюро. За межсъездовский период они 23 раза проводили совещания, посвященные отчетам о такой проверке, и на каждом из них выступал Си Цзиньпин. Руководящая группа инспекторской проверки ЦК партии организовала 12 масштабных проверок в 277 партийных организациях - в провинциях, городах, в самом ЦК, правительстве, на предприятиях, в финансовых органах и высших учебных заведениях центрального подчинения. Такая всеохватывающая проверка проводилась впервые в истории партии, причем в ходе ее использовались различные методы – «от жестких до мягких». Во время этой инспекторской проверки было получено почти 1 млн 600 тыс. письменных и устных обращений, проведено свыше 53 тыс. встреч с кадровыми работниками и простыми гражданами. Результаты деятельности инспекторской группы ЦК партии вошли в специальные доклады Центральному Комитету и правительству. Все это свидетельствует об эффективности борьбы с коррупцией, проводимой в настоящее время руководством Компартии Китая. Заметим, что если в предыдущей редакции Устава об инспекторских проверках им отводилась только одна фраза, то теперь им посвящена специальная статья.
19. См. Сборник материалов ХIХ съезда Компартии Китая. Пекин, 2017, с. 131.
40 На ХIХ съезде партии была подтверждена линия на решительную борьбу с коррупцией, начатая после ХУШ съезда. Учитывая, что эта борьба носит сложный характер, Си Цзиньпин в своем докладе потребовал от членов партии и кадровых работников быть твердыми, «как монолит», в борьбе с коррупцией и выдвинул такие требования: «Придерживаться принципов жесткого пресечения, высокого давления и постоянного устрашения, твердо стоять на позиции одновременного расследования фактов как взяточничества, так и подкупа»20.
20. Си Цзиньпин. Указ. соч., с. 65.
41 Очень важным представляется также следующее высказанное им замечание: «Куда бы ни убежал коррупционер, его следует поймать и передать в руки правосудия». Китайские власти приняли решительные меры в этом направлении борьбы с коррупцией: заключены многочисленные соглашения с различными международными организациями, в том числе с ООН, о выдаче бежавших из Китая коррупционеров, созданы соответствующие механизмы сотрудничества с США, Англией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией и другими странами. В результате начиная с 2014 г. возвращено 3453 бежавших коррупционера из более чем 90 стран и районов мира, а также почти 100 млн юаней21. В рамках этого направления борьбы с коррупцией были опубликованы «Пекинский манифест против коррупции», а также «Высокие принципы о преследовании бежавших преступников и возвращении краденого».
21. Здесь налицо разительный контраст с Россией, которая в течение нескольких лет не может вернуть многих бежавших из страны лиц, замешанных в коррупционной деятельности.
42 В результате принятых после ХУШ съезда мер число бежавших за границу коррупционеров резко сократилось: если в 2014 г. таких было 101 человек, то в 2015 г. – уже 31, в 2016 г. – 19, а в 2017 г. – только 4 человека. При этом Си Цзиньпин в одном из своих выступлений заявил, что, даже если в течение 10 или 20 лет сбежит только один коррупционер, преследование подобных лиц ни в коем случае нельзя прекращать.
43 Выступая 25 октября 2017 г. на пленуме ЦК КПК 19 созыва, Си Цзиньпин вновь подчеркнул: «Всестороннее ужесточение управления партией всегда должно находиться в центре внимания, ни в коем случае нельзя останавливаться, испытывая усталость, мы должны продолжить уничтожение всех вирусов, наносящих вред здоровому организму партии, изо всех сил строить политическую экологию высоких нравственных устоев и здорового духа»22.
22. См. Материалы для изучения доклада на ХIХ съезде партии, с. 101.
44 Большое внимание в докладе на XIX съезде было отведено изложению основных положений социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Его специальный раздел посвящался разъяснению содержания современного этапа развития китайского общества. Компартия и государство, говорилось в нем, подошли к новому этапу своего существования, и сегодня приходится решать такие задачи, которые раньше не вставали на повестку дня. Они связаны с Программой двух столетий, и в этом смысле очень важным является период от XIX до XX съезда партии, когда произойдет переход от завершения этапа первого столетия к началу осуществления задач второго столетия, а вместе с ним - изменение основного противоречия китайского общества. Все это заставляет партию менять стратегию своей деятельности.
45 Новую эпоху Си Цзиньпин определил следующим образом: «Новая эпоха – это эпоха продолжения традиций и открытия пути к будущему, дальнейшего завоевания великих побед социализма с китайской спецификой в новых исторических условиях. Это эпоха победоносного выполнения задач полного построения общества средней зажиточности и перехода к всестороннему строительству модернизированной социалистической державы. Это эпоха непрерывного созидания прекрасной жизни и постепенного достижения всеобщего достатка на основе сплоченной борьбы многонационального народа Китая. Это эпоха осуществления китайской мечты о великом возрождении китайской нации объединенными усилиями всех ее сынов и дочерей. Это эпоха постепенного завоевания Китаем ведущих позиций на мировой арене и неуклонного увеличения вклада Китая в развитие человечества»23.
23. Си Цзиньпин. Указ. соч., с. 10–11.
46 Определение новой эпохи, данное Си Цзиньпином, вошло во все материалы, посвященные XIX съезду КПК, стало пропагандироваться всеми средствами китайской массовой информации. Фактически оно состоит из пяти взаимосвязанных положений, каждое из которых несет в себе особый смысл. Первое положение указывает на то, что социализм с китайской спецификой имеет длительную историческую традицию, его появление и развитие - результат не какого-то определенного исторического периода, а обобщение всей 96-летней истории Компартии Китая, связанной с именами Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина и других ее руководителей. Но в то же время новые исторические условия требуют новых подходов и новых решений. Второе положение отражает цели и задачи, стоящие перед Компартией Китая в ближайшей перспективе, – сделать страну мощной, сильной, современной державой. В третьем положении формулируется конечная цель строительства нового Китая: это не простое наращивание экономической мощи страны, а обеспечение достойной – в материальном и культурном отношении – жизни для всех его граждан. Четвертое положение как бы увязывает современный Китай с его историческим прошлым: имеется в виду период после опиумных войн, когда Китай из-за агрессии империалистических держав превратился, выражаясь словами Мао Цзэдуна, в полуколониальное, полуфеодальное государство, однако в течение последующих 100 лет так и не оставил мечты о великом возрождении своей страны. В этой связи заметим, что Си Цзиньпин, только что вступивший на пост руководителя компартии, 29 ноября 2012 г. напомнил о мечте, которая объединяет всех китайцев на протяжении многих десятилетий, - о «великом возрождении китайской нации». Наконец, в пятом положении говорится о том, что новая эпоха требует новых условий позиционирования Китая на международной арене, т.е. признания его великой мировой державой.
47 Все эти пять положений подробно разъясняются в других разделах доклада.
48 В принятый на XIX съезде новый Устав партии вошли идеи Си Цзиньпина о «социализме с китайской спецификой в новую эпоху». Абзац, посвященный этим идеям, заслуживает того, чтобы привести его целиком: «Со времени XVIII съезда китайские коммунисты, главным представителем которых является товарищ Си Цзиньпин, следуя за развитием эпохи, соединив вместе теорию и практику, системно ответили на очень важный вопрос, какой социализм с китайской спецификой следует отстаивать и развивать в новую эпоху, как отстаивать и развивать тему социализма с китайской спецификой в эту великую эпоху, и создали идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху (курс. наш. – В.). Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху есть наследование и развитие марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важной идеи “тройного представительства“ научной концепции развития, но в то же время они являются новейшим результатом китаизации марксизма, продуктом практического опыта и коллективной мудрости партии и народа, серьезной составной частью теоретической системы социализма с китайской спецификой, руководством к действию в борьбе всей партии и всего народа за осуществление великого возрождения китайской нации. Этой идеологии необходимо придерживаться в течение длительного времени и непрерывно ее развивать. Направляемая идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху Компартия Китая руководит многонациональным народом страны, объединяет в единое целое великую борьбу, великую программу, великое дело и великую мечту24, способствует вступлению социализма с китайской спецификой в новую эпоху»25.
24. Слова «великая борьба», «великая программа», «великое дело» и «великая мечта» взяты из второго раздела доклада Си Цзиньпина на XIX съезде КПК, где говорится о том, что «для осуществления великой мечты» необходимы «великая борьба», «великая программа» и «продвижение великого дела».

25. См. Устав Коммунистической партии Китая. Пекин, 2017, с. 6 - 7.
49 Таким образом, в Уставе Компартии Китая появилось определение идейно-теоретической концепции, принадлежащей главному представителю пятого поколения китайских руководителей. Данное обстоятельство привлекло к себе пристальное внимание зарубежных экспертов по Китаю и средств массовой информации многих стран, что объяснялось не самой формулировкой этой идейно-теоретической концепции и ее содержанием, а тем, что до сих пор включение в Устав партии идейно-теоретических концепций, сформулированных китайскими руководителями, происходило либо после их ухода из жизни, как это было в случае с «теорией Дэн Сяопина», либо после их ухода с поста руководителя партии и государства, как в случае с важной идеей «тройного представительства» Цзян Цзэминя или научной концепцией развития Ху Цзиньтао. Единственное исключение составляли «идеи Мао Цзэдуна». Но то был Мао Цзэдун с его непререкаемым авторитетом в силу исторических заслуг перед Компартией Китая.
50 На состоявшейся после ХIХ съезда пресс-конференции один из корреспондентов задал вопрос: почему руководящая идеология Коммунистической партии Китая в целом ряде случаев получает имя руководителя партии? Вопрос был явно продиктован тем, что «социализм с китайской спецификой в новую эпоху» получил имя Си Цзиньпина. Представитель одного из подразделений Центрального Комитета ответил корреспонденту, что присвоение имени автора теории или руководящей идеологии является общепринятой практикой в международном коммунистическом движении, и сослался на такие формулировки, как «марксизм», «ленинизм» или же, как в Китае, «идеи Мао Цзэдуна, «теория Дэн Сяопина». Присвоение имени основателя учения, продолжил он, характерно и для западной теоретической мысли.
51 Что касается идей «социализма с китайской спецификой в новую эпоху», то, по словам представителя ЦК КПК, это, конечно, продукт коллективной мудрости всей компартии, продукт ее практической работы. Однако новая эпоха началась с ХУШ съезда партии, и именно товарищ Си Цзиньпин был главным создателем этих идей, внес выдающийся теоретический вклад в их формулирование. Марксистский политик и теоретик, благодаря своей интуиции, силе суждений, стратегическим установкам он «положил начало серии новых принципов, новых идей, новых стратегий, сыграл решающую роль в создании этой научной теории, внес решающий вклад»26. Поэтому название идей, выдвинутых на ХIХ съезде партии, и получили имя Си Цзиньпина. Кроме того, это - свидетельство зрелости и уверенности нашей партии в теоретическом отношении, сказал китайский эксперт и подчеркнул, что предложения о внесении идей Си Цзиньпина в Устав партии шли от низовых партийных организаций.
26. Материалы для изучения доклада на ХIХ съезде партии, с. 91 - 92.
52 По словам известного китайского философа, профессора Пекинского педагогического университета Шэнь Сянпина «Си Цзиньпин фактически начал в Китае второе издание политики реформ и открытости; его новые идеи, новая стратегия в управлении государством и политикой завершают, углубляют и повышают уровень соответствующих идей Дэн Сяопина, в особенности идей реформ»27.
27. См. Свободная мысль, 2017, № 4, с. 63 - 64.
53 После упоминания в Уставе КПК идей Си Цзиньпина о «социализме с китайской спецификой в новую эпоху» за пределами Китая стали появляться различные предположения о причинах подобного шага. Наиболее распространенной является точка зрения, что Си Цзиньпин, скорее всего, останется руководителем партии и государства на больший, чем 10-летний срок, как это было в случае с Ху Цзиньтао. Дополнительным аргументом в пользу такого утверждения считается то, что в Постоянном Комитете Политбюро ЦК КПК, состоящем из семи человек и по сути являющемся высшим руководящим органом партии, нет лиц моложе 60 лет, т.е. нет потенциального преемника Си Цзиньпина. (Сам Си Цзиньпин стал членом Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК после XVII съезда партии в 2007 г. в возрасте 54 лет и уже тогда рассматривался как будущий руководитель партии.)
54 Подобные предположения подтвердились весной этого года. На состоявшейся в марте сессии Всекитайского собрания народных представителей из Конституции было исключено положение о том, что Председатель КНР не может занимать свою должность больше двух сроков, т.е. больше 10 лет. Так что Си Цзиньпин, скорее всего, останется на своем посту и после 2023 г.
55 На наш взгляд, появление идей Си Цзиньпина «о социализме с китайской спецификой в новую эпоху» и их включение в Устав партии, а также возможность его длительного пребывания на посту руководителя КНР, объясняется целым рядом причин. Но главная из них состоит в том, что за прошедшие пять лет Компартия Китая под руководством Си Цзиньпина добилась громадных успехов во всех сферах – в экономике, политике, культуре.
56 В декабре 2017 г. в беседе с автором этих строк один китайский партийный функционер, отвечая на мой вопрос о роли Си Цзиньпина в современной китайской истории, сказал буквально следующее: «При Мао Цзэдуне Китай встал на ноги, воспрянул духом28, при Дэн Сяопине стал зажиточным, а при Си Цзиньпине Китай стал сильным и крепким».
28. Примерно 10 лет назад подобное высказывание я слышал от тайваньцев, дружественно расположенных к Китаю.
57 С таким утверждением нельзя не согласиться. Проведенная Си Цзиньпинем чистка партийно-государственного аппарата без формального ее объявления, несомненно, оздоровила идейно-политическую и нравственную атмосферу в партии и в стране. Однако не следует думать, что это пришлось по вкусу тем партийным и государственным работникам, которые были связаны с коррупционерами земляческими, приятельскими, родственными или деловыми отношениями. Теперь, после включения идей Си Цзиньпина в Устав партии, выступление против его курса означает для них политическое самоубийство.
58 Кроме того, перед Си Цзиньпином стоит задача осуществления глобального проекта «Один пояс, один путь», который именно он выдвинул в сентябре 2013 г. Этот проект призван упрочить позиции Китайской Народной Республики как ведущей мировой державы в экономическом и политическом отношении.
59 Наконец, еще одна причина заключается в том, что в настоящее время Китай переживает сложный период в отношениях с США. Руководство этой страны серьезно обеспокоено все увеличивающейся экономической и политической мощью Китая и, соответственно, его возрастающей ролью на мировой арене. Фактически мы наблюдаем противостояние двух великих мировых держав. И в этой ситуации Китай нуждается в сильном руководстве, которое олицетворяет собой именно Си Цзиньпин.
60 12-й раздел доклада Си Цзиньпина ХIХ съезду партии был посвящен международным проблемам. Уже само его название - «Неизменно идти по пути мирного развития, стимулировать создание сообщества единой судьбы человечества» - говорит о китайском понимании современного состояния международных отношений, подходе китайского руководства к перспективам будущего мировой цивилизации.
61 Си Цзиньпин прямо позиционировал ответственность Компартии Китая за судьбы не только своей страны, но и всего человечества. «Коммунистическая партия Китая, - сказал он, – это политическая партия, которая борется как за счастье китайского народа, так и за прогресс всего человечества. Коммунистическая партия Китая всегда рассматривает как свою миссию внесение еще большего вклада в развитие человечества»29. Оценивая современное состояние международных отношений, Си Цзиньпин отметил: «Всесторонне развивается многополярность мира, экономическая глобализация, информатизация общества и культурное разнообразие, ускоренными темпами идет преобразование систем глобального управления и международного порядка, становятся все более глубокими взаимосвязи и взаимозависимость между странами, все более сбалансированным - соотношение сил на международной арене, а общая тенденция к мирному развитию является необратимой (курс. наш. – В.Б.30.
29. См. Си Цзиньпин. Указ. соч., с. 57 – 58.

30. Там же, с. 58.
62 Признавая наличие большого количества вызовов, стоящих перед человечеством в сфере экономики, политики, безопасности, экологии, Си Цзиньпин призвал народы всех стран объединиться перед лицом этих угроз и построить «сообщество единой судьбы человечества, чистое и прекрасное, где царят долгосрочный мир, всеобщая безопасность, повсеместное процветание, открытость и взаимное уважение»31.
31. Там же, с. 58 – 59.
63 Очень важными представляются слова Си Цзиньпина о необходимости строгого соблюдения всеми государствами принципов равенства и справедливости в международных отношениях, борьбы против каких-либо форм вмешательства в дела других государств, притеснения слабых сильнейшими. «Китай, - заявил он, - ни в коем случае не будет жертвовать интересами других стран ради собственного развития и ни при каких обстоятельствах не будет отказываться от своих законных прав и интересов. Пусть никто не надеется, что Китай смирится с горькими последствиями ущемления своих интересов»32.
32. Там же, с. 59.
64 Общий смысл всех рассуждений Си Цзиньпина – Китай всегда будет проводить миролюбивую внешнюю политику.
65 Понимание китайским руководителем современного мироустройства, нынешнего состояния и перспектив международных отношений можно назвать оптимистичным. Он считает, что, несмотря на все угрозы и риски, существующие в мире, налицо тенденция к многополярности, необратимости экономической глобализации. Страны мира при всем несходстве их общественно-политического устройства, культуры, религии обречены на сотрудничество. В конечном счете в мировом сообществе неизбежно возобладают отношения справедливости и равенства. И Китай готов внести свой вклад в установление таких отношений.
66 В докладе съезду Си Цзиньпин напомнил о проекте «Один пояс, один путь» («Идай илу»). Суть этого грандиозного проекта, поистине международного масштаба состоит в том, чтобы связать единой транспортной артерией три континента – Азию, Европу и Африку, более 60 государств с общим числом населения в 4,4 млрд человек. Сухопутный маршрут в соответствии с проектом начнется в Китае и пройдет по трем направлениям: через Центральную Азию и Россию в Европу; через Центральную и Западную Азию в страны Персидского залива и Средиземноморья; через Юго-Восточную и Южную Азию к Индийскому океану. Морской маршрут протянется от Китая через Индийский океан к странам Арабского Востока и Африки. У Китая имеется огромный инвестиционный капитал, и основная его часть пойдет на реализацию проекта «Один пояс, один путь». В рамках этого проекта осуществляется сотрудничество не только с ближайшими соседями – странами Центральной Азии, но и с государствами Европейского региона.
67 При Си Цзиньпине китайская дипломатия активно действует на европейском направлении, например, создан форум КНР – страны Центральной и Восточной Европы. Си Цзиньпин и другие руководители Китая совершают регулярные поездки в Европу – в Англию, Францию, Германию и другие страны, принимают их руководителей в Китае, происходит экспорт китайского капитала в страны Европейского Союза33.
33. Во время поездки в Китай в октябре 2017 г. мне довелось посетить в г. Нинбо головное предприятие частного автомобильного концерна «Чжили». Он создан на основе шведской компании «Вольво», купленной этим концерном. Теперь он выпускает автомобили под одноименным названием, которые пользуются спросом в странах Ближнего Востока и Африки. Недавно я видел такой автомобиль и на улице в Москве.
68 Более подробно на тему внешней политики Китая, участия страны в делах мирового сообщества Си Цзиньпин высказался вскоре после ХIХ съезда, 1 декабря 2017 г., в Пекине на встрече с представителями почти 300 политических партий и организаций со всего мира. В своем выступлении он призвал все страны энергично создавать, «во-первых, безопасный мир, свободный от терроризма; во-вторых, процветающий мир, свободный от бедности; в-третьих, открытый мир; в-четвертых, живописную природу, чистый, красивый мир»34. Он констатировал, что проект «Один пояс, один путь» уже стал «платформой для осуществления величайшего совместного сотрудничества различных стран мира».
34. Жэньминьжибао, 2.XII.2017.
69 Одновременно Си Цзиньпин счел необходимым еще раз подчеркнуть: все, что делает Компартии Китая, она делает не только для счастья китайского народа, возрождения китайской нации, но и для всего мира, развития всего человечества. «Если мы добьемся успехов, это будет вклад в построение мирового сообщества», - сказал он и продолжил: «Продвигая развитие Китая, мы предоставляем больше шансов для всего мира». Си Цзиньпин отметил, что, углубляя собственную практику в поисках закономерностей развития человеческого общества, Китай готов поделиться своим опытом со странами мира. Китай не импортирует иностранные модели и не экспортирует китайскую модель и ни в коем случае не требует воспроизводить китайский способ действия, подчеркнул он.
70 Далее Си Цзиньпин изложил три принципа, которыми Компартия Китая всегда руководствуется в своей деятельности. Первый принцип – это постоянное стремление внести вклад в достижение мира и спокойствия во всем мире. Подобный подход обусловлен самой историей КПК. Ее образование произошло в период бурных потрясений в китайском обществе, кроме того, в течение 28 лет ей пришлось вести вооруженную борьбу и нести громадные жертвы для достижения победы. Поэтому, сказал Си Цзиньпин, для китайских коммунистов мир является высшей ценностью. Многие годы Китай участвует в процессе политического урегулирования международных конфликтов, его военнослужащие наиболее активно участвуют в миротворческих операциях ООН. Всего в них приняло участие уже свыше 36 тыс. представителей Китая, а в настоящее время свыше 2,5 тыс. китайских военных в составе миротворческих контингентов находятся в восьми государствах мира. При этом Си Цзиньпин счел необходимым вновь подчеркнуть, что, какого бы уровня развития Китай ни достиг, он никогда не будет гегемоном, никогда не совершит агрессию против какого-либо государства.
71 Второй принцип – это постоянное стремление внести вклад в совместное развитие мировой цивилизации. Китайские коммунисты, отметил Си Цзиньпин, всегда испытывали глубокие чувства не только к своему народу, но и к народам всего мира, они хотят принести счастье всем народам. На практике это выражается в том, что в течение длительного времени Китай оказывает бескорыстную помощь развивающимся странам в виде льготных кредитов, значительной технической поддержки, помощи людьми и интеллектуального содействия. Китай уже осуществил в развивающихся странах большое количество проектов в экономической и социальной сфере. В настоящее время во многих из этих стран находятся тысячи китайских ученых, инженеров, предпринимателей, техников, врачей, преподавателей, рабочих, волонтеров. «Они рука об руку, плечом к плечу помогают населению развивающихся стран улучшать свою судьбу», - отметил Си Цзиньпин. Успехи, которые будут достигнуты Китаем к середине ХХI в., несомненно, принесут счастье не только китайскому народу, но и народам всех стран мира, заключил он.
72 Третий принцип – это постоянное стремление внести вклад во взаимный обмен опытом и взаимную учебу в рамках мировой цивилизации. Компартия Китая всегда подчеркивала, что необходимо утверждать широкий взгляд на мир, активно изучать и заимствовать цивилизационные достижения, созданные народами других стран, и, соединив их с практикой Китая, использовать в своей деятельности. Затем Си Цзиньпин высказал очень важные мысли относительно роли марксизма в жизни китайского общества. «Марксизм, - сказал он, - является научной истиной, которую китайские коммунисты заимствовали за границей. Мы соединили его с практикой Китая и непрерывно продвигали дело китаизации марксизма, его эпохальность и массовость, в результате чего он превратился в научную теорию, которая направляла Компартию Китая в деле руководства китайским народом в его непрерывном движении вперед»35.
35. Там же.
73 Си Цзиньпин проникновенно говорил о том, что Компартия Китая «с открытым взором и широкой душой относится к цивилизационному творчеству всех народов мира и хочет развернуть с народами мира и политическими партиями, существующими в различных странах, диалог, наладить обмен и сотрудничество». Он сообщил, что в ближайшие пять лет КПК готова принять в Китае в порядке обмена 15 тыс. членов политических партий из других стран.
74 Следует заметить, что если понятие «китаизация марксизма», «китаизированный марксизм» уже стали привычными в китайских общественно-политических науках, то слова о его «эпохальности» («шидайхуа») и «массовости» («дачжунхуа») в таком контексте были употреблены впервые 29 сентября 2017 г. на 43-й коллективной учебе членов Политбюро ЦК КПК36.
36. Практика коллективной учебы членов Политбюро ЦК КПК существует уже более 10 лет. В ходе этих заседаний заслушиваются и обсуждаются важные теоретические и политические проблемы внутренней и международной жизни. С докладами на коллективных семинарах часто выступают известные китайские ученые.
75 На этом семинаре Си Цзиньпин много говорил и о непреходящем историческом значении марксистского учения. По его мнению, в истории человеческих идей нет ни одной идейной теории, которая по своей научной значимости, истинности, силе влияния и распространения могла бы достичь высоты марксизма, нет ни одного учения, которое оказало бы столь же громадное влияние на мир. Это произошло благодаря огромной силе марксизма, его жизненности и является свидетельством того, что марксизм играет незаменимую роль в познании мира, его преобразовании, продвижении вперед общественного прогресса37.
37. После XVIII съезда КПК и избрания Си Цзиньпина генеральным секретарем ЦК партии во всех высших учебных заведениях Китая независимо от их профиля были созданы Институты марксизма, во всех научно-политических журналах увеличилось количество статей, посвященных марксизму, больше стало проводиться научных конференций и симпозиумов на эту тему.
76 Если давать общую оценку ХIХ съезду Компартии Китая, то нельзя не признать следующее. Во-первых, он явился важной стратегической вехой на пути превращения Китая в ведущую, первую державу мира. Во-вторых, достижения Китая, отмеченные на съезде, для многих стран становятся примером для подражания, а случае реализации Программы двух столетий, особенно задач второго ее этапа, Китай в своем развитии уйдет далеко вперед по сравнению с другими государствами мира, в том числе и Россией, которая, по мнению некоторых экспертов, уже никогда его не догонит. В-третьих, Китай де-факто стал лидером всех развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. В-четвертых, съезд подтвердил курс нынешнего китайского руководства на активную внешнюю политику, заинтересованное участие Китая в решении сложнейших международных проблем, что, несомненно, обусловлено мощным экономическим потенциалом страны38.
38. В начале осуществления «политики реформ и открытости» Дэн Сяопин, учитывая невысокий уровень китайской экономики, говорил буквально следующее об участии Китая в международных делах: «Нам не нужно высовываться, нам надо заниматься своими делами».
77 Руководство Компартии Китая позиционирует себя не только как продолжатель идей основоположников марксизма-ленинизма – Маркса, Энгельса и Ленина, но и как представитель современного марксизма, развивающего и обновляющего учение классиков. Еще в 1989 г. Дэн Сяопин говорил о том, что Маркс умер 100 лет назад, а с тех пор в мире произошли громадные изменения, поэтому необходимо мыслить и действовать по-новому. Нельзя не признать, что руководство Компартии Китая творчески подходит к строительству социализма в своей стране, о чем свидетельствует вся практика «политики реформ и открытости». Сегодня этой практике насчитывается уже 40 лет.

References

1. Si Tszin'pin. Doklad na XIX s'ezde KPK. Pekin, 2017, s. 2–5; Doklad na XIX s'ezde partii. Sto voprosov dlya izucheniya i konsul'tatsij. Pekin, 2017, ch. I, s. 86–87, ch.II, c. 21.

2. Ushakov I.V. Ehkologicheskaya povestka Kh1Kh s'ezda KPK. - Problemy Dal'nego Vostoka, 2018, № 1.

Comments

No posts found

Write a review
Translate