The author analyzes the political system of Ecuador at the turn of the past and present centuries. He considers in detail the government of the last president, Lenin Moreno, thanks to whose efforts the country radically changed the paradigm of social and political development. Ecuador is currently in search of a new identity gravitating to left-centrism.
43-летний Рафаэль Корреа пришел к управлению, одолев во втором туре 26 ноября 2006 г. мультимиллионера, бананового короля Альваро Нобоа. Победитель завоевал 64,81 % голосов, соперник 35,19 %3. Добившись успеха, триумфатор созвал Конституционную ассамблею. Она разработала и приняла обновленный Основной закон, одобренный на референдуме 2008 г. В следующем цикле вторично стал президентом, победив в первом туре, он получил 51,9 % голосов. В 2013 г. вновь вышел вперед, имея 57 %. Таким образом, он находился у руля правления свыше 10 лет.
Президентские и парламентские выборы проходили одновременно. Партия власти выдвинула кандидатом на высший пост Ленина Морено, занимавшего в предыдущем избирательном цикле пост вице-президента. В связке с ним выступил действующий вице-президент Хорхе Глас, надеявшийся сохранить свою должность. Претендента от правящего «Альянса» выдвинули на общенациональном конвенте. Он поблагодарил делегатов за доверие и обещал следовать намеченному курсу.
Социологическая компания «Sedatos» отдавала предпочтение Л. Морено с 36 %, по их подсчетам, Г. Лассо имел 22 %, а С. Витери – 10 %. Опрос в январе другой фирмой «Market» давал такие результаты: Л. Морено - 28,7 %, С. Витери - 17,98 %, Г. Лассо - 16,57 %. Каждый из остальных претендентов имел меньше 5 %7. Аналитики подчеркивали наличие значительного количества, около 40 %, неопределившихся. Такую цифру фиксировали в конце января.
П. Сукилланда высказался за создание высококачественного рыболовецкого флата, использование солнечной энергии, реструктуризацию внешнего долга и привлечение иностранных банков для уменьшения стоимости кредитов, намеревался воссоздать двухпалатный парламент8.
И. Эспинель сосредоточился на проблеме коррупции в государственной нефтяной корпорации Petroecuador. В нее оказалась вовлечена группа высших менеджеров, в том числе экс-министр. Обещал «каленым железом» выжигать это зло, назвав операцию «законом скальпеля»: давать до 40 лет тюремного заключения за растрату государственных фондов. Предлагал провести консультацию о возвращении смертной казни в случаях надругательств и убийства малолетних, увеличить срок за употребление наркотиков9. Ратовал за созыв Конституционной ассамблеи для разработки нового Основного закона, призванного покончить с перекосами государственного устройства. Предложил не взимать в течение трех дней в месяц налог на добавленную стоимость и придать импульс аграрному сектору.
П. Монкайо предлагал «изменить производственную матрицу посредством индустриализации аграрного сектора». Выдвинул идею создания «Антикоррупционной гражданской организации» для установления контроля людей над расходами государства. По его мнению, строительство может создать 285 тыс. рабочих мест. Он отметил, что работы правительства ведутся на средства подрядчиков и если повыситься стоимость недвижимости, власти не должны взимать «сверхналоги»10.
Места в Национальном конгрессе распределились так: «Альянс» завоевал - 74, Движение, создавая возможности, «Верю» – 34, Социал-христианская партия - 15, остальные места достались аутсайдерам. «Этический пакет» поддержали 55,12 % граждан (5 030 579), отвергли 44, 88 % (4 096 559)12.
Этот тур начался с заявления Г. Лассо о намерении в случае прихода к власти созвать Конституционную ассамблею для реформирования Основного закона14. Правящая партия созвала 8 марта митинг, приуроченный к дате самого разрушительного экономического кризиса в национальной истории. Он обернулся эмиграцией сотен тысяч граждан и вывозом за границу 8 млн. долл. В причастности к событиям обвиняли Г. Лассо. Хотя он ссылался на решение Специальной комиссии 2007 г., не выявившей подобных деяний15.
Л. Морено согласился участвовать в диалоге, а не в дебатах с Г. Лассо. Свою точку зрения он объяснял так: первое означает конструктивный разговор, а второе напоминает политическое сражение. Л. Морено полагал приоритетным опору на незащищенные категории населения, а Г.Лассо апеллировал к средним слоям, считая их противниками превращения Эквадора в аналог Венесуэлы. В остальном оппоненты повторяли прежние, слегка подкорректированные тезисы16.
Все иностранные наблюдатели, включая представителей Организации американских государств, Межамериканского союза электоральных органов, Ассоциации мировых избирательных органов и Союза южноамериканских наций, отмечали чистоту и прозрачность электорального процесса21.
Президент вступил в должность 24 мая 2017 г.
Несколько слов о главе государства. Мальчик увидел свет в 1953 г. в учительской семье в амазонской сельве на границе с Перу. Родители долго спорили, как назвать отпрыска. Отец, горячий приверженец Советского Союза, склонялся дать ему псевдоним вождя пролетарской революции. Мать, почитавшая французского философа, ратовала за Вольтера. Так и решили посредством компромисса. Полное имя стало Ленин Вольтер Морено Гарсес. Мальчик блестяще окончил среднее учебное заведение, позднее учился в университете, приобрел специальность юриста. Но увлекся политикой.
Л. Морено всегда говорил, что считал ненормальным такое положение вещей, и собирался созвать референдум, чтобы, в частности, выяснить мнение народа относительно установления «подлинной демократии без каудильизма». Он отмечал, что не планирует выдвигаться вторично. Развивая эту мысль, Л. Морено подчеркивал: «Если бы существовала сменяемость власти, при которой никто не мог бы присваивать себе пожизненный королевский титул, если бы мы выбирали не королей, то никто не мог бы навечно оставаться у руля правления. Власть, к сожалению, это - наркотик, пьянящий и возбуждающий человека. Он с каждым разом становится все более авторитарным, больше склонным к конфронтации и коррупционным схемам»29.
1. Chumakova M. L. Ehkvador. – Latinskaya Amerika – ispytanie demokratii. Vektory politicheskoj modernizatsii, ch. II. M., 2009.
2. Ivanovskij Z. V. Latinskaya Amerika: ehlektoral'noe zakonodatel'stvo i vlastnye struktury. M., 2014.
No posts found
Comments
No posts found