The First Decade of the BRICS Group: Evolution of the Cooperation Structure
Table of contents
Share
QR
Metrics
The First Decade of the BRICS Group: Evolution of the Cooperation Structure
Annotation
PII
S013038640016192-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ksenia Muratshina 
Affiliation: Ural Federal University
Address: Russian Federation, Yekaterinburg
Edition
Pages
166-183
Abstract

This paper analyses the institutional development of the BRICS group throughout the first decade of its functioning, from 2009 to 2019. The evolution of the cooperation structure is studied through the analysis of the BRICS’ documents, such as multilateral declarations and communiqués, reports of state institutions of member countries, comments of the political leaders. The practical implementation of the agreements has been traced by studying the group’s reports and the online news archives of the mass media of the member states. The author proposes a periodisation of the BRICS structural development. 2009–2011 – the initial stage, the formation of the group’s structure. The key working mechanisms were formed at that stage. However, the first permanent institutions of BRICS were formed at the next stage, in 2012–2014, the stage of permanent structure formation for the group. Then, in 2015–2016, the group has undergone the stage of intensive structural diversification. And in 2017–2019, BRICS maintained this trend, but the key structural changes were related to the group’s joint contacts with the rest of the world. The structure of cooperation within BRICS has changed significantly during the decade. The group formed both non-institutionalised, but regular dialogue formats, and permanent institutions for cooperation. The system of the contacts between the member states covers all aspects of cooperation. At the same time, the group has not institutionalised as an international organisation and remained a forum. The reasons for this are the collective support of a non-integrating format and the divergence of the member states’ approaches to cooperation, which has also had its impact on the BRICS work.

Keywords
BRICS, Russia, Brazil, India, China, South Africa, international cooperation
Acknowledgment
The research was supported by the Russian Science Foundation (grant № 18-18-00236).
Received
19.01.2021
Date of publication
05.08.2021
Number of purchasers
15
Views
1597
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2021
1 В 2019 г. исполнилось десять лет многостороннему сотрудничеству пяти государств – Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики – в формате БРИКС (до 2011 г. – БРИК, без ЮАР). В отечественной и зарубежной литературе, посвященной этому объединению, наблюдаются разные подходы к изучению: БРИКС рассматривают как пример трансрегионального сообщества стран из разных частей мира1, исследуют ее роль в глобальном управлении2 и мировой экономике3, сотрудничество по линии «Юг–Юг»4, оцениваются возможности группы в решении глобальных проблем современности5, анализируют разность подходов и траекторий развития стран6. Внимание исследователей привлекают различные сферы деятельности группы7. Стоит отметить определенную методологическую сложность: нередко привлекаются данные по двусторонним отношениям и трехсторонним связям стран БРИКС и уделяется внимание проектам, которые реализуются странами-участницами совместно вне рамок форума. Нет единства и в «структурной» оценке: иногда БРИКС сравнивают с союзом8 или применяют в отношении объединения термин «организация»9. Обращение к истории БРИКС и анализ качественных сдвигов в развитии институтов группы, строго относящихся к самому объединению, к ее пятистороннему (до 2011 г. – четырехстороннему) формату позволят ответить на вопрос о правовом статусе БРИКС и изменении этого статуса на протяжении первого десятилетия ее существования.
1. Кузнецов Д.А. От региональной интеграции к трансрегиональной: к постановке теоретической проблемы // >>>> . 2019. >>>> . С. 94–103; Лебедева М.М., Кузнецов Д.А. Трансрегионализм – новый феномен мировой политики // >>>> . 2019. >>>> . С. 71–84.

2. Колдунова Е.В. Роль стран БРИКС в глобальном управлении // >>>> . 2014. >>>> . С. 60–64; Толорая Г.Д., Чуков Р.С. Рассчитывать ли на БРИКС? // >>>> . 2016. № 2 . С. 97–112.

3. Chen D. 3 Reasons the BRICS' New Development Bank Matters. URL: >>>> (дата обращения: 06.02.2019); Лихачев К., Ткаченко С. БРИКС: «союз реформаторов» в рамках национальных интересов. URL: >>>> (дата обращения: 25.11.2017).

4. Shidore S. New Frontiers in South-South Engagement: Relationship between India and Latin America and the Caribbean // Sapru House Paper. 2013. Vol. 4. P. 1–64; Visentini P.F. The political-strategic dimension of the BRICS: between panacea and skepticism // Brazil, BRICS and the international agenda. Brasília, 2013. P. 273–296; Iqbal B.A., Araujo E.C. de. Emergence of BRICS as an economic bloc // Transnational Corporations Review. 2015. Vol. 7. № 1. P. 110–120; Badri-Maharaj S. India’s Relations with the Latin America-Caribbean Region. Prospects and Constraints. New Delhi, 2017; Абденур А. Могут ли страны БРИКС сотрудничать в вопросах международной безопасности? // Вестник международных организаций. 2017. № 3. С. 73–93; Chakrabarti S. Global South rhetoric in India’s policy projection // Third World Quarterly. 2017. Vol. 38(8). P. 1909–1920; Khomyakov M.B. BRICS and Global South: Towards Multilateral Educational Collaboration // Changing Societies & Personalities. 2018. Vol. 2. № 4. P. 329–350.

5. Ruppel O.C., Ruppel-Schlichting K. The BRICS Partnership: Development and Climate Change Policy from an African Perspective // Climate Change: International Law and Global Governance. Vol. 2. Baden-Baden, 2013. P. 549–570.

6. Jacobs L.M., >>>> The BRIC Phantom: A comparative analysis of the BRICs as a category of rising powers // >>>> . 2014. Vol. 36. Issue S1. P. 47–66; Ню Х. Играет ли группа БРИКС роль в делах Азии? // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. № 2. С. 196–205.

7. Кан М. Перспективы сотрудничества стран БРИКС в области науки, технологии и инноваций // Вестник международных организаций. 2015. № 2. С. 140–159; Торопчин Г.В. От Гоа до Сямэня. О некоторых аспектах политического сотрудничества в рамках БРИКС // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. >>>> . С. 174–188; Конышев В.Н., Сергунин А.А. Концепция «Обязанность защищать»: БРИКС в поисках консенсуса // >>>> . 2017. >>>> 4. С. 202–217; Дегтерев Д.А., Худайкулова А.В. Университетское сотрудничество стран-членов БРИКС: перспективы и вызовы в XXI веке // >>>> . 2018. >>>> 4. С. 53–62; Курумчина А.Э. Культурная дипломатия России в рамках БРИКС в условиях современных вызовов // Актуальные проблемы глобальных исследований: Россия в глобализирующемся мире. М., 2019. С. 170–175; Лексютина Я.В. Усилия БРИКС по изменению мировой валютно-финансовой системы // >>>> . 2019. >>>> 4. С. 448–465.

8. Петров В. Союз равных // Российская газета. 18.11.2015; Толорая Г.Д. Куда идет БРИКС? К итогам саммита в Гоа. URL: >>>> (дата обращения: 07.06.2018).

9. А. Собянин о будущем БРИКС и ШОС в глобальном разрезе (интервью). URL: >>>> (дата обращения: 09.01.2016); БРИКС успешно держится на плаву, хотя кому-то это не нравится – эксперты // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 13.10.2016; Мационг Е. Алмаз в короне // Российская газета. 14.09.2017; Коростиков М. БРИКС-криг // Коммерсант. 25.07.2018; Панова В. Саммит БРИКС: не было бы счастья, да несчастье помогло. URL: >>>> (дата обращения: 16.08.2018).
2 История БРИКС началась в 2009 г., с первого саммита и первого формального совместного заявления. Ранее между сторонами поддерживались лишь отдельные консультативные контакты министров иностранных дел, министров финансов, переговоры лидеров государств «на полях» международных встреч, контакты экспертов исследовательских центров10, проводились встречи в двусторонних и трехсторонних (РИК – Россия–Индия–Китай и IBSA – Индия–Бразилия–ЮАР) форматах.
10. Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность РФ в 2008 г. М., 2009. С. 17–19.
3 Согласно материалам первого саммита БРИК в Екатеринбурге, проходившего под председательством России, и первому совместному заявлению – задачей встречи было обсуждение «текущей ситуации в глобальной экономике и других актуальных проблем мирового развития, а также перспектив дальнейшего укрепления взаимодействия». Стороны обсудили роль «Группы двадцати», необходимость «реформы международных финансовых институтов», перспективы глобальной продовольственной безопасности, планы многостороннего сотрудничества в «социально значимых областях», призыв к скорейшему принятию ООН Всеобъемлющей конвенции против международного терроризма и зафиксировали решение о «дальнейшем развитии последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества»11. Таким образом, хотя принципиальных решений саммит лидеров четырех стран не принял, начало многостороннему обмену мнениями было положено.
11. Совместное заявление лидеров стран БРИК. URL: >>>> (дата обращения: 21.03.2020).
4 Помимо встречи на высшем уровне, стороны начали и некоторые отраслевые консультации: министров финансов, глав центральных банков, министров иностранных дел и представителей органов безопасности12. В Макао была проведена конференция представителей экспертного сообщества БРИК для выработки перспективных идей многостороннего сотрудничества13. В Казани состоялась первая конференция представителей антимонопольных ведомств БРИК14. По сути эти встречи носили ознакомительный характер, но впоследствии стали постоянными в рамках поочередного председательства каждой из стран. Эти встречи, проводимые на различных уровнях (например, министров, заместителей министров, старших должностных лиц без конкретизации), обеспечивают группе отраслевые площадки для диалога.
12. Российское председательство 2009–2010 гг. URL: >>>> (дата обращения: 11.04.2019).

13. Володин В.Г., Хорос В.Г. БРИК и вокруг // Север–Юг–Россия 2009. Ежегодник / отв. ред. В.В. Сумский, В.Г. Хорос. М., 2010. С. 24.

14. Фактор доразвития. Страны БРИК выступили за свободу конкуренции. URL: https:// >>>> (дата обращения: 31.10.2020).
5 Второй саммит БРИК состоялся в 2010 г. в Бразилиа. Главы государств, по их совместному заявлению, «встретились для обсуждения ключевых вопросов международной политики, а также конкретных шагов по продвижению сотрудничества и координации деятельности в рамках БРИК». Стороны вновь высказались по международным проблемам, а относительно областей взаимодействия внутри группы отметили, что «поручили министрам финансов и управляющим центральными банками изучить вопрос о региональных валютных договоренностях и обсудить условия сотрудничества в этой сфере, включая договоренность об использовании национальных валют в торговле». К встречам министров финансов, антимонопольных ведомств, исследовательских центров и представителей органов безопасности добавились совещания министров сельского хозяйства, торговли, представителей статистических, судебных ведомств и банков15.
15. Совместное заявление глав государств и правительств стран-участниц Второго саммита БРИК. URL: >>>> (дата обращения: 22.10.2018).
6 В 2011 г. председательство в БРИК перешло к КНР. По общему согласию к группе присоединился пятый участник – ЮАР. В Декларации саммита глав государств и правительств в г. Санья БРИКС официально назван Форумом, участников которого объединило «видение общей цели и сильное общее стремление к миру, безопасности, развитию и сотрудничеству». Отмечалось, что «БРИКС служит одной из главных платформ диалога и сотрудничества в сферах экономики, финансов и развития». Под китайским председательством главный документ БРИКС стал менее конкретным: при сохранении базовых позиций (поддержки программ ООН, реформирования ООН и мировой финансовой системы, Всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом) в тексте декларации присутствуют много общих выражений и оборотов без четкой смысловой нагрузки и обязательств (например, «делать более слышным в международных делах голос стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран», «международное сообщество должно объединить усилия для укрепления сотрудничества во имя общего развития», или «БРИКС стремится внести значительный вклад в развитие человечества и создание более равноправного и справедливого мира»). Широкая трактовка деятельности БРИКС оставляла Китаю пространство для дипломатического маневра. В этом смысле очень примечательна добавленная в декларацию оговорка: «Сотрудничество не направлено против какойлибо третьей стороны». Страна-председатель не хотела допустить, чтобы открыто зафиксированные позиции БРИКС как-то повредили собственной дипломатии Пекина, прежде всего в отношениях с Западом. Основной же акцент в декларации сделан не на международные вопросы, более заметные в документах российского и бразильского председательства, а на необходимость развития экономического сотрудничества в группе16.
16. Декларация Санья. URL: >>>> (дата обращения: 22.10.2018).
7 Именно в 2011 г. страны БРИКС подписали меморандум о сотрудничестве государственных финансовых институтов развития. По заявлению главы Внешэкономбанка В. Дмитриева, это был шаг в направлении перехода к использованию национальных валют в экономическом сотрудничестве и взаимного предоставления кредитов в национальных валютах17. Также состоялись совещания министров здравоохранения, старших должностных лиц по научно-техническому сотрудничеству, Деловой форум18 и встреча дружественных городов БРИКС19. Все они впоследствии приобрели регулярный характер.
17. Российские СМИ о первом саммите БРИКС в формате «пятерки». URL: >>>> (дата обращения: 17.04.2011).

18. Китайское председательство 2011–2012 гг. URL: >>>> (дата обращения: 11.04.2019).

19. Делийская декларация. URL: >>>> (дата обращения: 20.10.2018).
8 В 2012 г. в БРИКС председательствовала Индия. Страна очень основательно и ответственно подошла к подготовке многосторонних мероприятий и общего документа, адресованного миру и содержащего имевшиеся результаты работы, – Делийской декларации. Впервые было дано четкое определение БРИКС – «это платформа для диалога и сотрудничества между странами, в которых проживает 43% населения земного шара, в интересах содействия миру, безопасности и развитию в условиях многополярного, взаимосвязанного и все более сложного глобализирующегося мира», «трансконтинентальное измерение нашего взаимодействия – мы представляем Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку». Декларация содержала конкретные, открыто и ясно сформулированные общие позиции БРИКС по многим ключевым проблемам международной повестки дня. В документе впервые ставились совершенно конкретные задачи, которые группа готова на себя взять: «Создание нового Банка развития в целях мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах», с поручением «министрам финансов изучить реализуемость и жизнеспособность подобной инициативы, создать совместную рабочую группу для ее дальнейшей проработки и представить доклад к следующему саммиту»20.
20. Там же.
9 Что касается новых видов отраслевых контактов, то в 2012 г. были проведены Форум БРИКС по урбанизации, Финансовый форум БРИКС и учрежден Биржевой альянс – создан механизм контактов фондовых бирж стран-участниц. Стоит отметить развитие правовой базы сотрудничества: были подписаны соглашения о создании кредитных линий в национальной валюте в рамках межбанковского сотрудничества БРИКС и о подтверждении аккредитивов между экспортно-импортными банками и банками развития БРИКС. Важный момент Делийской декларации – заявление о формировании «тесной координации работы» сторон в Совете Безопасности ООН21. Под индийским председательством БРИКС приобрела новое качество, расширив число форматов и сфер сотрудничества в своей повестке.
21. Делийская декларация.
10 2013 г. для БРИКС прошел под председательством ЮАР. Главный его документ – Этеквинская декларация – фиксирует как развитие старых тем обсуждения, так и обновленный взгляд на группу. В ней, как и в Делийской декларации, присутствует четкая направленность на глобальные цели и обязательства. Заявлено еще более амбициозное видение группы: «Наша цель – поступательное развитие БРИКС и его трансформация в полноформатный механизм текущей и долгосрочной координации по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики». Декларация содержит много конкретных замечаний по глобальной повестке и региональным конфликтам, что отражает тренд на сохранение и расширение международной составляющей взаимодействия. Что касается многостороннего сотрудничества внутри БРИКС, вновь были проведены регулярные отраслевые встречи. Было отмечено создание новых институтов группы: Совета экспертных центров БРИКС и Делового совета БРИКС и принято принципиальное решение о создании Нового банка развития БРИКС22. Появился новый формат для сотрудничества – в Кейптауне прошло первое совещание министров стран БРИКС по вопросам науки, технологии и инноваций23.
22. Этеквинская декларация. URL: >>>> (дата обращения: 02.04.2013).

23. Форталезская декларация. URL: >>>> (дата обращения: 22.03.2020).
11 В 2013 г. БРИКС впервые выступила как единый актор на прошедшей в ходе саммита встрече с региональными лидерами – президентами стран Африканского континента24. Темой диалога «БРИКС–Африка» стало обсуждение перспектив сотрудничества в сфере инфраструктуры.
24. Africa: Moment of Truth for BRICS: Challenges, Opportunities and the Way Forward. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2020).
12 В 2014 г. председательство в БРИКС перешло к Бразилии. Форталезская декларация во многом повторяет предыдущие. Был подведен некоторый итог первым пяти годам существования объединения: констатировано налаживание «надлежащей координации в рамках различных многосторонних инициатив», «общие взгляды и приверженность международному праву и многостороннему подходу, основой и центральным элементом которого является ООН», обязательство «углублять партнерские отношения на основе открытости, инклюзивности и взаимовыгодного сотрудничества». В глобальном управлении БРИКС рассматривает себя как «важную движущую силу процесса постепенного преобразования и реформирования нынешних институтов в рамках перехода к более представительной и справедливой системе управления, способной генерировать более инклюзивный глобальный рост», готовую «вносить важный вклад в обеспечение глобального роста и сокращение масштабов нищеты как у себя дома, так и в других странах», вносить вклад в достижение Целей развития тысячелетия25.
25. Форталезская декларация.
13 Центральным событием и новой вехой в истории сотрудничества на этом этапе можно назвать создание Нового банка развития БРИКС, соглашение о котором было подписано в Форталезе. Его первоначальный капитал состоял из равных долей стран-участниц, штаб-квартира была расположена в Шанхае, дополнительный региональный центр – в Йоханнесбурге, руководящие посты были распределены между представителями государств БРИКС. Первые кредиты на реализацию экономических проектов стран-участниц банк начал выделять спустя два года. Также был подписан договор о создании Пула условных валютных резервов БРИКС, по которому страны имеют возможность получить краткосрочную помощь в случае проблем с платежным балансом. Кроме того, было заявлено о плане создания Сетевого университета БРИКС26.
26. Там же.
14 К прежним форматам сотрудничества добавились совещание экспертов по вопросам борьбы с наркотиками27 и Юридический форум с участием представителей профессиональных объединений юристов пяти стран28. По аналогии с 2013 г. группой была проведена встреча с региональными лидерами, а именно с руководителями латиноамериканских стран29. И, хотя никакие кардинально новые решения приняты не были, сам факт проведения встречи позволяет говорить о позиционировании группой себя в качестве международного объединения.
27. Там же.

28. Юридический форум БРИКС. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2020).

29. Swaine M.D. Xi Jinping's July 2014 Trip to Latin America. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2020).
15 Если этап 2012–2014 гг. стал временем формирования институтов и постепенного расширения видов совместной деятельности группы, то 2015 г. принес практически взрывной рост количества форматов. Председательство в БРИКС перешло к России, и она проявила себя как наиболее активный организатор, наиболее заинтересованная сторона. Двумя годами ранее, в 2013 г. Россия приняла Концепцию своего участия в БРИКС. Документ определяет значимое место объединения во внешней политике РФ вследствие экономической мощи его членов и их веса в мировой политике; перечисляет те области, в которых российская сторона ожидает единодушия от партнеров по БРИКС («общее стремление реформировать устаревшую международную финансово-экономическую архитектуру», «поддержка принципов и норм международного права, неприятие политики силового давления и ущемления суверенитета»; «наличие схожих вызовов и проблем, связанных с потребностями масштабной модернизации экономики и социальной жизни»); цели России в БРИКС («способствовать приданию более справедливого, стабильного и эффективного характера международной валютно-финансовой системе»; расширять сотрудничество с участниками объединения во всех сферах; постепенно трансформировать группу «из диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики») и видение группы как «новой модели глобальных отношений, строящейся поверх старых разделительных линий Восток–Запад или Север–Юг»30.
30. Концепция участия РФ в объединении БРИКС. URL: >>>> (дата обращения: 01.01.2020).
16 В Уфимской декларации сохранились все ранее высказывавшиеся БРИКС идеи и добавлено много новых позиций по международной повестке. Зафиксирована информация о расширенном саммите БРИКС с лидерами государств Шанхайской организации сотрудничества (участников и наблюдателей ШОС), саммит которой также был организован Россией в это же время в Уфе31, и БРИКС вновь выступила как единый международный актор на региональной встрече.
31. Уфимская декларация. URL: >>>> (дата обращения: 20.10.2018).
17 В сотрудничестве внутри группы, помимо всех привычных диалоговых встреч, российской стороной были организованы новые: встреча министров связи32, парламентский форум33, конгресс по традиционной медицине стран ШОС, БРИКС и ЕАЭС34, Молодежный саммит БРИКС35, диалог экспортно-кредитных агентств, конференция БРИКС по демографическому развитию, встреча глав миграционных ведомств36, Гражданский форум37, Молодежный форум БРИКС и ШОС38, Форум малого бизнеса регионов стран ШОС и БРИКС39. За исключением конгресса по традиционной медицине и конференции по демографическому развитию, встречи в перечисленных форматах проводились в дальнейшем ежегодно. Кроме того, в 2015 г. было создано Молодежное энергетическое агентство БРИКС с центральным аппаратом в Москве40.
32. Стартовала первая в истории встреча ИКТ-министров стран БРИКС. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2020).

33. Парламенты БРИКС должны обмениваться опытом законотворчества – Матвиенко // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 08.06.2015.

34. Специалисты из стран ШОС, БРИКС и ЕАЭС обсуждают вопросы комплементарной медицины. URL: >>>> (дата обращения: 25.11.2017).

35. На молодежном саммите БРИКС обсудили сотрудничество в политической и информационной сферах. URL: >>>> (дата обращения: 25.11.2017).

36. Уфимская декларация.

37. Сотрудничество общественных организаций стран БРИКС в интересах устойчивого развития. URL: >>>> (дата обращения: 02.12.2020).

38. Экспертный центр по инновациям предлагают создать участники молодежного форума БРИКС и ШОС // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 26.07.2015.

39. У южноафриканских бизнесменов налажены связи с коллегами из Башкортостана – министр провинции Лимпопо. URL: >>>> (дата обращения: 03.07.2019).

40. About YEA BRICS. URL: >>>> (дата обращения: 21.11.2020).
18 Под российским председательством БРИКС был принят ряд перспективных документов. «Стратегия экономического партнерства группы» декларировала решение интенсифицировать сотрудничество в таких областях как торговля, инвестиции, добыча и переработка полезных ископаемых, энергетика, сельское хозяйство, наука, инновации, финансы, инфраструктура, информационно-коммуникационные технологии41. Соглашение о сотрудничестве в области культуры предусматривало расширение культурных обменов42. Кроме того, государства подписали меморандум о создании Сетевого университета БРИКС и Московскую декларацию о сотрудничестве в сфере науки и образования43. Наконец, руководителями профильных национальных ведомств по делам молодежи был подготовлен Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере молодежной политики44. В целом, можно сказать, что в год своего председательства Россия сделала все возможное для наибольшей консолидации и расширения сфер взаимодействия в БРИКС.
41. Уфимская декларация.

42. Там же.

43. Гутарук Е. Итоги «Водного форума БРИКС». URL: >>>> (дата обращения: 22.03.2020).

44. Подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере молодежной политики. URL: >>>> мемо молодежь.pdf (дата обращения: 21.11.2020).
19 В 2016 г. в группе председательствовала Индия. Она продолжила курс на интенсивное сотрудничество. Сохранился уровень контактов внутри БРИКС, декларация саммита повторила основные принципы и запросы предыдущих документов и выразила общее отношение к событиям международной повестки дня45. Состоялась очередная встреча с региональными державами (на саммите в Гоа лидеры в расширенном формате встретились с представителями стран объединения «Инициатива Бенгальского залива для многосекторного технического и экономического сотрудничества» (БИМСТЭК): Бангладеш, Бутан, Мьянма, Непал, Шри-Ланка и Таиланд)46.
45. Декларация Гоа. URL: >>>> (дата обращения: 23.03.2020).

46. Премьер-министр Бангладеш планирует принять участие в саммите БРИКС в Гоа. URL: >>>> (дата обращения: 20.10.2018).
20 Нововведениями этого года стали совместная рабочая группа БРИКС по противодействию терроризму, переговоры представителей таможенных ведомств, налоговых органов, министров труда, министров экологии и окружающей среды, конференция по туризму, футбольный турнир среди юношей до 17 лет47, форум молодых ученых БРИКС48, кинофестиваль БРИКС49, форум женщин-парламентариев50 и встреча руководителей космических агентств, на которой началось обсуждение перспектив создания совместной спутниковой группировки дистанционного зондирования Земли51. Однако, несмотря на уверенность и активность российской стороны, которая выглядит наиболее заинтересованной в сотрудничестве в космосе, переговоры продолжаются до сих пор52. Новые форматы, кроме конференции по туризму, форума женщин-парламентариев и футбольного турнира, стали регулярными. Продолжение части новых форматов 2015 г. в 2016 г. и далее взяла на себя Россия. Ежегодным стал Форум малого и среднего бизнеса БРИКС и ШОС в Уфе. Второй парламентский форум был проведен с выездом делегаций российской Госдумы и законодательных органов остальных стран БРИКС в Женеву, «на полях» ассамблеи Международного межпарламентского союза53, третий – в Санкт-Петербурге, вновь по инициативе России54.
47. Декларация Гоа.

48. III встреча министров науки, технологий и инноваций стран БРИКС. URL: >>>> (дата обращения: 21.11.2020).

49. Юлия Пересильд получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале БРИКС в Индии // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 06.IX.2016.

50. Делегаты форума женщин-парламентариев БРИКС в Индии готовы укреплять взаимодействие // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 21.VIII.2016.

51. Страны БРИКС создадут спутниковую группировку дистанционного зондирования Земли. URL: >>>> (дата обращения: 25.11.2017).

52. Миру нужен правовой режим для предотвращения размещения оружия в космосе – декларация. – Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 17.XI.2020.

53. Делегация Госдумы примет участие в форуме БРИКС и сессии МПС в Женеве. URL: >>>> (дата обращения: 25.11.2017).

54. Новости БРИКС // Бюллетень Национального комитета по исследованию БРИКС. 2017. № 84. С. 3.
21 В 2016 г. началась практическая реализация договоренностей Московской декларации о сотрудничестве в сфере науки и образования. Согласно документу, за каждой из пяти стран была закреплена координация связей по приоритетным научным направлениям: Бразилией – «предупреждение и ликвидация природных катастроф», Россией – «водные ресурсы и нейтрализация загрязнений», Индией – «геопространственные технологии и их применение», Китаем – «новая и возобновляемая энергетика и энергетическая эффективность», ЮАР – астрономия. На базе Высшей школы экономики был проведен Водный форум БРИКС, собравший для научных дискуссий специалистов из стран группы, при участии отраслевых министерств началась подготовка совместных научных проектов 55. В течение трех лет участники БРИКС поддержали около 300 многосторонних научных проектов56. Пример одной из крупных коопераций – реализованный проект Сибирского отделения РАН, Томского политехнического университета, Национального технологического института города Дургапур (Индия) и Восточно-Китайского технологического университета по изучению геохимических особенностей формирования химического состава природных вод и специфики их загрязнения в реках и озерах Китая и Индии57.
55. Гутарук Е. Указ. соч.

56. Научные проекты БРИКС будут отбирать на основе российской цифровой платформы – Минобрнауки // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 21.IX.2019.

57. Российские ученые обнаружили в составе воды индийских рек следы нефтепродуктов // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 13.I.2020.
22 Молодежные саммиты БРИКС, начиная с 2015 г., проводились ежегодно странами-председателями. На русском языке для них иногда используется название «Форум молодых дипломатов БРИКС». Общие молодежные форумы БРИКС и ШОС в 2016 г. и последующие годы организовывала Россия в составе фестиваля «Студенческая весна БРИКС и ШОС»58.
58. Участники студвесны сформулируют темы для возможного обсуждения на саммите ШОС // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 05.IX.2019.
23 В 2016 г. Россия организовала первую встречу представителей стран БРИКС по борьбе со стихийными бедствиями. Целью встречи был обмен информацией о деятельности профильных национальных ведомств и «перспективах развития национальных систем гражданской защиты», налаживание прямых контактов и обмен опытом в области обеспечения противопожарной защиты мегаполисов. Участники договорились об оперативном обмене информацией о чрезвычайных ситуациях и участии поисково-спасательных команд или наблюдателей в учениях по ликвидации чрезвычайных ситуаций59. Вторая встреча состоялась в индийском Удайпуре в том же году60. Еще один пример партнерства России и Индии в организации мероприятий в год индийского председательства – фотовыставка «ФотоБРИКС» в Российском центре науки и культуры в Нью-Дели61.
59. Борисов Т. Спасти друг друга // Российская газета. 20.IV.2016.

60. Декларация Гоа.

61. В индийской столице открылась международная выставка «ФотоБРИКС-2016» // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 17.XII.2016.
24 С 2016 г. начал выделять кредиты Новый банк развития БРИКС. В течение трех последующих лет он одобрил 42 проекта на общую сумму около 11,6 млрд долл.62, в том числе кредиты на сооружение в индустриальных парках Шанхая солнечных батарей63, строительство платного транспортного коридора, соединяющего центр Уфы с федеральной трассой M564, улучшение качества речной воды в китайской провинции Хунань, налаживание системы обеспечения питьевой водой сельской местности в индийском штате Мадхья-Прадеш65, реализация государственной программы улучшения дорожной инфраструктуры в ЮАР66.
62. Банк БРИКС одобрил новые проекты в Индии, России и ЮАР на $1,4 млрд // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 16.IX.2019.

63. Новый банк развития БРИКС подписал первое соглашение на финансирование проекта в КНР. URL: >>>> (дата обращения: 24.02.2017).

64. Банк БРИКС выделил России $68,8 млн на строительство выезда на трассу М5 // Коммерсант. 21.XI.2017.

65. Минфин РФ: банк БРИКС не нуждается в докапитализации. URL: >>>> (дата обращения: 02.09.2017).

66. Банк БРИКС одобрил новые проекты.
25 Этап 2015–2016 гг. принес резкую интенсификацию работы БРИКС, практическую реализацию тех инициатив, запуск которых был осуществлен в предыдущие годы. Значительные усилия к этому приложили страны-председатели – Россия и Индия, которые стимулировали новые начинания, в том числе совместно.
26 В 2017 г. председательство в БРИКС перешло к КНР. Главный многосторонний документ БРИКС 2017 г. – Сямэньская декларация – опять, как и Декларация Санья в 2011 г., изобилует общими фразами, многозначными, пышными, цветистыми формулировками. Что касается международной повестки дня, присутствуют базовые позиции, но их меньше, чем в 2015 и 2016 гг. Основное внимание в декларации уделено экономике и финансам, которые показаны как наиболее приоритетные отрасли сотрудничества в БРИКС на дальнейшую перспективу, а также формату «БРИКС плюс». Обращает на себя внимание заключение декларации: высказывается пожелание, «чтобы сотрудничество в рамках БРИКС было более адаптивным к меняющейся ситуации», а «обсуждение вопросов институционального развития БРИКС» предлагается поручить «шерпам» (т.е. не руководящим сотрудникам ведомств, как правило, внешнеполитических, ответственным за черновую работу по подготовке переговоров и саммитов)67. Этот пункт «китайской» декларации БРИКС выглядит, во-первых, как стремление больше использовать группу в качестве инструмента своей политики, ситуативно, «адаптивно», в зависимости от конъюнктуры, от международной обстановки, чем вкладываться в постоянные, стабильные отношения между странами и их качественное постоянное развитие в одном ключе, а во-вторых, как снижение важности институционального развития группы, ответственность за которое предлагается передать с высшего уровня «шерпам».
67. Сямэньская декларация. URL: >>>> (дата обращения: 23.03.2020).
27 Нужно отметить и отсутствие традиционной встречи БРИКС с представителями государств региона страны-председателя. Китай предпочел на саммите «БРИКС плюс» (именно тогда стало употребляться это название) собрать не региональные державы Азии, не лидеров «Глобального Юга», а своих экономических партнеров и крупных заемщиков кредитов из разных регионов мира – Азии, Африки, Латинской Америки68. По сути, это было переговорами не «БРИКС плюс», а «Китай плюс его должники». Можно лишь констатировать, что Пекин использовал группу как площадку для своей внешней политики и своих собственных взаимоотношений со странами с «развивающейся экономикой».
68. Китай расширяет границы БРИКС. URL: >>>> (дата обращения: 28.08.2017).
28 Объясняется такой поворот тем, что БРИКС не входит в список главных внешнеполитических приоритетов Китая. В 2017 г. Госсоветом КНР была опубликована Белая книга по политике страны в сотрудничестве в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. БРИКС в этом документе появляется лишь в третьей его части, лишь как один из форматов взаимодействия с Индией, и в шестой, где сказано, что «Китай придает большое значение региональным механизмам сотрудничества – Региональному форуму АСЕАН по безопасности, БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества – и принимает в них активное участие с целью развития сбалансированного и инклюзивного сетевого взаимодействия в области безопасности в регионе». Далее упоминается об участии Китая в переговорах по кибер-безопасности в рамках БРИКС и ШОС69. В списке приоритетов внешней политики Китая, который обозначил в 2016 г. министр иностранных дел КНР Ван И, БРИКС упоминалась только как важное многостороннее международное мероприятие (собственно саммит БРИКС в Сямэне), которое нужно провести на высоком уровне. Главными же задачами внешней политики выступают иные направления: развитие двусторонних связей со странами мира (наибольшее значение среди которых имеет состояние китайско-американских отношений) и взаимодействие с зарубежными китайскими диаспорами70. В целом, не придавая БРИКС фундаментального значения, Китай воспринимает ее как раз «адаптивно», ситуативно, прагматично и готов использовать как инструмент своей внешней политики.
69. White Paper: China's Policies on Asia-Pacific Security Cooperation. Full text. URL: >>>> (дата обращения: 02.12.2017).

70. Министр иностранных дел КНР Ван И о внешней политике Китая в 2016 г. URL: >>>> (дата обращения: 28.12.2016).
29 Тем не менее все договоренности по структуре сотрудничества в рамках китайского председательства были соблюдены, все традиционные форматы встреч в БРИКС организованы на высоком уровне. Началась работа Сетевого университета БРИКС, а именно был осуществлен запуск его магистерских программ и развитие академической мобильности71. Имели место и новые мероприятия, которые повторялись и в дальнейшем: диалог министров энергетики, диалог по электронной торговле, Медиафорум БРИКС, Спортивные игры БРИКС72, Форум политических партий БРИКС73, Конференция БРИКС по государственному управлению74, Культурный фестиваль БРИКС75, создана Ассоциация музеев БРИКС76. Особого внимания заслуживает Конференция по государственному управлению. Как правило, появление новых форматов связано с приоритетами стран-председателей: Россия, заинтересованная в развитии сотрудничества в БРИКС на разных уровнях, диверсифицирует форматы равномерно; Индия, для которой важными задачами являются решение проблем гендерного неравенства и развитие новых технологий, предложила в БРИКС Форум женщин и Форум молодых ученых. Китай заявил новый, политический по своей сути формат, затрагивающий внутригосударственную, национальную сферу, хотя государство в ней должно принимать решения само, суверенно, и отнюдь не обязано обмениваться информацией с кем-то, что-либо согласовывать и использовать сторонний опыт. Одно дело – отраслевые контакты: юристов, судей, министров связи, министров здравоохранения и т.д. Другое – вопрос о «государственном управлении». Ввод такого формата – однозначная претензия КНР на доминирование в БРИКС.
71. Дегтерев Д.А., Худайкулова А.В. Указ. соч. С. 55.

72. Сямэньская декларация.

73. Международный Альянс стратегических проектов БРИКС принял участие в Гражданском форуме БРИКС в Фучжоу. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2020).

74. Конференция стран БРИКС по вопросам государственного управления открылась на востоке Китая. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2020).

75. Культурный фестиваль БРИКС – фортепианный концерт. URL: >>>> (дата обращения: 15.10.2017).

76. Учреждена ассоциация музеев БРИКС. URL: >>>> (дата обращения: 07.07.2017).
30 Кроме того, параллельно предложенному Россией парламентскому форуму БРИКС, состоявшемуся в Санкт-Петербурге77, Китай провел аналогичное, но собственное мероприятие – Форум политических партий БРИКС в Фучжоу. Такое дублирование форматов работы группы можно объяснить лишь соперничеством за лидерство, желанием Пекина контролировать инициативы в БРИКС и параллельно решать свои собственные вопросы, продвигать свою политику, свои связи и свою повестку дня. Приглашение в Китай представителей зарубежных политических партий и других административных работников на пышные форумы, с целью создания благоприятной среды для лоббирования своих экономических задач, является давней и известной тактикой этой восточноазиатской страны78.
77. Н. Федоров: Межпарламентское сотрудничество – высокоэффективный формат взаимодействия между странами БРИКС. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2020).

78. Китай приручает европейские партии // Коммерсант. 26.V.2010; Китай провел семинар по политической интеграции с участием стран Африки // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 29.XI.2017; Китай намерен укреплять межпарламентские связи со странами Балтики и Северной Европы – МИД // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 05.I.2018; Делегация во главе с Го Ечжоу нанесла визит в Руанду. URL: >>>> (дата обращения: 29.03.2020); Chinese, U.S. party leaders highlight importance of bilateral ties. URL: >>>> (дата обращения: 01.01.2020).
31 Россия тем временем продолжила проводить свою линию в БРИКС, направленную на расширение связей стран на разных уровнях. В том же 2017 г. силами МИД РФ и Совета Федерации в Новосибирске был проведен первый в своем роде Конгресс женщин стран ШОС и БРИКС «Роль женщин в современном обществе: сотрудничество в политике, экономике, науке, образовании и культуре», в котором приняли участие более 300 представительниц женских организаций из Индии, Казахстана, Китая, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Узбекистана и ЮАР79. Также с 2017 г. российская образовательная платформа «Uchi.ru» проводит ежегодную Олимпиаду БРИКС по математике для школьников. Если в первый год в ней приняли участие 670 тыс. человек, то в 2019 г. уже насчитывалось 2 млн участников80. Кроме того, российская сторона на встрече министров связи и телекоммуникаций БРИКС предложила рассмотреть проект международной конвенции о безопасном функционировании и развитии Интернета81, однако многостороннего соглашения в этой области не заключено до сих пор.
79. Матвиенко считает взаимодействие в ШОС и БРИКС «образцом межгосударственных отношений» // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 03.VII.2017.

80. Онлайн-олимпиада Вricsmath. URL: >>>> (дата обращения: 01.12.2020).

81. Россия предложила странам БРИКС проект конвенции по безопасному Интернету – Никифоров // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 27.VII.2017.
32 В 2018 г. в БРИКС председательствовала ЮАР, которая продолжила заложенный в 2013 г. тренд на внимание к проблемам Африки и «развивающегося мира» в целом, а также на представление БРИКС как международного актора. Йоханнесбургский саммит глав государств БРИКС проходил под девизом «БРИКС в Африке: Сотрудничество для достижения инклюзивного роста и всеобщего процветания в эпоху Четвертой промышленной революции». В Йоханнесбургской декларации на первый план выведены промышленное развитие, важность и необходимость сотрудничества в индустриализации и инновациях, сокращения разрыва в технологиях и цифровизации, а также содержится много заявлений по международным вопросам и обязательств по координации действий стран БРИКС на мировой арене. Есть и новые договоренности по институтам БРИКС: в дополнение к уже созданному Африканскому региональному центру Нового банка развития планировалось создание Регионального центра НБР в Сан-Паулу. Также декларация, что очень важно, уточнила терминологию взаимодействия БРИКС с остальным миром, выделяя и определяя два формата: «БРИКС-аутрич» (региональная встреча) и «БРИКС плюс» (контакты с «государствами с формирующимися рынками и развивающимися странами»)82, что подчеркивает, во-первых, расширение возможности коммуникации с внешним миром в качестве международного актора, а во-вторых, желание и ответственность организационно упорядочить взаимодействие.
82. Йоханнесбургская декларация. URL: >>>> (дата обращения: 13.02.2019).
33 Как результат, в Йоханнесбурге были проведены оба вида встреч. К участию в «БРИКС плюс» были приглашены Аргентина, Египет, Индонезия, Турция и Ямайка – государства, возглавлявшие на тот момент различные региональные объединения «Глобального Юга»83. В рамках «БРИКС–аутрич» лидеры государств БРИКС провели переговоры с коллегами из Африканского региона: президентами Намибии, Габона, Анголы, Сенегала, Уганды, Того и Руанды, последний из которых, П. Кагаме, в том году одновременно занимал пост председателя Африканского союза84. Таким образом, состав участвующих стран четко соответствовал протоколу и самой идее таких форматов.
83. Лидеры стран БРИКС обсудят четвертую промышленную революцию на юбилейном саммите // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 25.VII.2018.

84. Там же.
34 К регулярным форматам добавились работа по организации Фонда облигаций в национальных валютах стран БРИКС, диалог по вопросам энергосбережения, встреча экспертов в области технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия, метрологии и сертификации, форум по вопросам передачи технологий и новая встреча по вопросам демографического развития85. Форум политических партий прошел как «Диалог политических партий БРИКС плюс» с участием Бразильской партии труда, Коммунистической партии РФ, «Индийского национального конгресса», Индийской народной партии, Коммунистической партии КНР, «Африканского национального конгресса», Коммунистической партии ЮАР, а также делегатов от правящих партий Анголы, Ботсваны, Венесуэлы, Зимбабве, Кении, Лесото, Мозамбика, Намибии, Никарагуа, Эфиопии и других стран86. Таким образом, в период председательства ЮАР в институциональном развитии группы проявились, прежде всего, тенденции привлечения к ее работе регионального сообщества и внимание к проблемам социального и промышленного развития. Дополнительное мероприятие провела и Россия: в Университете им. И.М. Сеченова прошел международный медицинский форум «Традиционные медицинские системы в здравоохранении стран БРИКС», в котором приняли участие врачи, специалисты в области фармакологии, психологи, юристы и представители медицинских вузов стран БРИКС. Обсуждались традиционная медицина, академическая мобильность, диагностика, юридическое сопровождение и особенности перевода медицинских текстов87.
85. Йоханнесбургская декларация.

86. Политические партии БРИКС осудили применение дезинформации для подрыва суверенитета стран // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 06.XII.2018.

87. Традиционные медицинские системы стран БРИКС. URL: >>>> (дата обращения: 22.03.2020).
35 В 2019 г. председательство в группе перешло к Бразилии. Президентские выборы, состоявшиеся осенью 2018 г, выиграл Ж. Болсонару, известный своим стремлением развивать отношения с США и поддержавший попытку переворота Х. Гуайдо в Венесуэле. Свой взгляд на БРИКС Ж. Болсонару долгое время не озвучивал, что заставляло наблюдателей предполагать снижение значимости группы для Бразилии. Позже бразильский лидер заявил, что ориентируется, прежде всего, на экономическое сотрудничество внутри группы88, а министр иностранных дел Э. Араужу добавил, что БРИКС должна «служить конкретным целям»,89 обозначив, таким образом, прагматичный курс новой бразильской администрации.
88. Президент Бразилии впервые рассказал о подходах к России и будущем БРИКС // Российская газета. 24.VII.2019.

89. БРИКС должен сосредоточиться на конкретных проектах – МИД Бразилии // Пульс планеты – Азия ИТАР-ТАСС. 28.III.2019.
36 Темой саммита в Бразилиа стал «Экономический рост для инновационного будущего». Вопреки ожиданиям, Бразилия уделила максимум внимания организации работы БРИКС и очень тщательно подошла к ежегодным мероприятиям и подготовке главного документа. В Декларации Бразилиа отразилась очередная интерпретация того, что есть БРИКС: сотрудничество «динамично развивающихся стран… в целях обеспечения благополучия и процветания наших народов, а также укрепления традиционных дружеских связей». Сохранился тренд и на подробное высказывание ключевых позиций группы по международным вопросам. Также страна-председатель очень четко отметила проведение диалоговых встреч: состоялись «заседания министров и совещания высокого уровня по вопросам финансов, торговли, международных отношений, национальной безопасности, связи, окружающей среды, труда и занятости, науки, технологий и инноваций, энергетики, сельского хозяйства, здравоохранения и культуры».
37 Детально выделены и новшества: создание Сети инновационных исследований БРИКС, Управляющего комитета по науке, технологиям и инновациям, первая встреча Антикоррупционной рабочей группы БРИКС, встреча Целевой рабочей группы БРИКС по вопросам государственно-частного партнерства и развития инфраструктуры, встреча Наблюдательного комитета Фонда облигаций БРИКС, семинар по вопросам банков донорского молока в странах БРИКС, заседание Рабочей группы БРИКС по вопросам сотрудничества в области информационно-коммуникационных технологий, создание Женского делового альянса БРИКС (который должен «активно сотрудничать» с Деловым советом БРИКС и обеспечивать «повышение участия женщин во всех деловых инициативах БРИКС») и утверждение Программы совместных исследований туберкулеза. Бразильской стороной были реализованы все традиционные форматы – от саммита глав государств и диалога министров иностранных дел до кинофестиваля и семинара судебных органов. По многим областям сотрудничества было проведено не по одной встрече, а несколько, на разных уровнях и по разным аспектам90.
90. Декларация Бразилиа. URL: >>>> (дата обращения: 23.03.2020).
38 Новая президентская администрации Бразилии, по-видимому, взвесив все соображения, приняла решение подойти к работе БРИКС максимально серьезно – но только в том, что отвечает задачам и интересам Бразилии, экономической и социальной проблематике. В программу саммита в Бразилиа не вошли встречи «аутрич» и «плюс»91. Скорее всего, отказ от них стал проявлением прагматичного взгляда на сотрудничество. Для страны-председателя оказалось важнее «вложиться» в развитие связей внутри группы, чем проводить дополнительные внешнеполитические акции.
91. Brasília Summit program. URL: >>>> (дата обращения: 23.09.2020).
39 2020 г. принес новые вызовы, переход в онлайн-среду всей коммуникации, однако это другая история, история следующего десятилетия работы и нового цикла председательства стран.
40 Необходимо отметить, что большинство встреч в группе носят консультативный характер, не подразумевающий принятия принципиальных юридически обязательных документов о сотрудничестве, имеющих статус международного договора, соглашения или конвенции. В отраслевом взаимодействии принимались в огромных количествах совместные заявления, дорожные карты, меморандумы, декларации, коммюнике или просто информационные релизы для прессы с констатацией основных пунктов обсуждения и обещаниями общего характера, наподобие «снижать уровень бедности», «содействовать инклюзивному росту», обеспечивать «инновационное развитие в сфере информационно-коммуникационных технологий», «взаимный обмен информацией, взаимное признание контроля и взаимную помощь в исполнении законов», «совершенствование информационного обмена», формировать «устойчивую стратегию по усилению многосторонних и двусторонних связей», усиливать кооперацию, развивать инфраструктуру, технологии, сотрудничать в сфере инноваций, развивать связи в области профессионального образования и технической подготовки, поддерживать работу Сетевого университета и т.д. Как представляется, значение этих контактов определяется, скорее, их работой в качестве площадки для диалога и регулярностью, что позволяет обмениваться информацией и опытом, планировать более конкретные инициативы, в том числе уже двустороннего и локального уровня.
41 Институтов, то есть постоянных органов с аппаратом управления и процедурой работы, в БРИКС меньше, чем консультативных диалоговых форматов: это Новый банк развития, Сетевой университет, Деловой совет, Постоянный комитет Пула условных валютных резервов, секретариат Форума молодых ученых, Совет экспертных центров и Молодежное энергетическое агентство. Тем не менее такое соотношение постоянных институтов с регулярными переговорными не институтами, но форматами соответствует статусу БРИКС, как форума, но не организации.
42 Постоянные институты тоже различаются по своему характеру. Деловой совет или Совет экспертных центров БРИКС – намного менее формальные структуры, чем Новый банк развития. В целом, хотя БРИКС и не является организацией, уместно будет вспомнить о такой теоретической парадигме международной интеграции, как неофункционализм, поскольку работа группы хорошо соотносится с подмеченными им закономерностями: межгосударственное сотрудничество (правда, в рамках организаций) наиболее успешно стартует тогда, когда странам не навязывается жесткой структуры наднационального управления, политических рамок, но развиваются связи в экономической и гуманитарной областях.
43 Институционализации объединения как международной межправительственной организации за все десять лет работы не произошло. Напротив, все приведенные в данном исследовании самоопределения БРИКС из деклараций говорят об обратном: участников полностью устраивает такой неформальный статус. Страны не берут на себя коллективных обязательств по безопасности, информационным технологиям, космосу (несмотря на то, что некоторые участники, а именно Россия и в меньшей степени Индия и ЮАР, выказывают в этом заинтересованность), скорее всего, по причине того, что не хотят ограничивать себя обязательствами, и группа остается партнерством, неформальным и временным, важным на текущий момент. Свободу действий участники оставляют себе даже в таких сферах, которые, казалось бы, не являются стратегическими, например, при создании Ассоциации музеев БРИКС сразу было заявлено, что она «будет носить свободную форму, так же, как ее носит само объединение БРИКС»92.
92. Учреждена ассоциация музеев БРИКС.
44 Нельзя также не отметить, что для России крайне важно понимать временный, ситуативный во многом характер БРИКС как объединения. Да, сейчас для этих стран в нынешней международной обстановке и на нынешнем этапе их социально-экономического развития представляет существенный интерес сотрудничество друг с другом. Но конъюнктура международных отношений изменчива, и их позиции могут поменяться. Для России, при всей значимости каждого из партнеров по БРИКС, важными остаются сохранение общей многовекторности внешней политики и ориентация, безотносительно каких-либо конкретных объединений, на такие постиндустриальные и индустриальные государства и Запада, и Востока, которые реализуют наиболее высокие стандарты в производстве, экологии, безопасности здоровья, экологически чистом сельском хозяйстве, информационных технологиях. Нужно трезво оценивать и риск того, что частично связи с партнерами по БРИКС могут консервировать нынешнюю сырьевую структуру экономики.
45 Несмотря на значимость практически каждого формата в структуре взаимодействия БРИКС, нельзя не отметить необходимость дальнейшего развития моделей сотрудничества. Их эффективность, в том числе финансовая, с точки зрения соотношения затрат на проведение и практических результатов, должна оцениваться и учитываться. В условиях далеко не полного совпадения интересов и приоритетов стран-участниц группы, форматы сотрудничества должны шлифоваться технически. Возможно, это будет требовать все большего объема согласований и переговоров, но каждая страна, скорее всего, продолжит реализацию в БРИКС своих задач.

References

1. Abdenur A. Mogut li strany BRIKS sotrudnichat' v voprosah mezhdunarodnoj bezopasnosti? [Can the BRICS Countries Cooperate in International Security?] // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja ekonomika [International Organizations Research Journal]. 2017. Vol. 3. P. 73–93. (In Russ.)

2. Volodin V.G., Khoros V.G. BRIK i vokrug [BRICS and Around] // Sever–Jug–Rossija 2009. Ezhegodnik / pod. red. V.V. Sumskij, V.G. Khoros [North–South–Russia 2009. Yearbook / eds V.V. Sumskij, V.G. Khoros]. Мoskva, 2010. P. 24–28. (In Russ.)

3. Gutaruk E. Itogi “Vodnogo foruma BRIKS” [The Results of the “BRICS Water Forum”]. URL: https://foresight.hse.ru/news/195406739.html (access date: 22.03.2020). (In Russ.)

4. Degterev D.A., Hudajkulova A.V. Universitetskoe sotrudnichestvo stran-chlenov BRIKS: perspektivy i vyzovy v XXI veke [University Cooperation of the BRICS Countries: Perspectives and Challenges in the 21st century] // Vestnik MIRBIS [MIRBIS Journal]. 2018. № 4. P. 53–62. (In Russ.)

5. Kan M. Perspektivy sotrudnichestva stran BRIKS v oblasti nauki, tehnologii i innovacij [The Perspectives of the BRICS Countries’ Cooperation in Science, Technology and Innovation] // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja ekonomika [International Organizations Research Journal]. 2015. Vol. 2. P. 140–159. (In Russ.)

6. Koldunova E.V. Rol' stran BRIKS v global'nom upravlenii [The Role of the BRICS Countries in Global Governance] // Sravnitel'naja politika [Comparative Politics]. 2014. Vol. 1. P. 60–64. (In Russ.)

7. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Koncepcija “Objazannost' zashhishhat'”: BRIKS v poiskah konsensusa [The “Responsibility to Protect” Concept: BRICS in Search for the Consensus] // Mezhdunarodnye processy [International Trends]. 2017. Vol 4. P. 202–217. (In Russ.)

8. Kuznecov D.A. Ot regional'noj integracii k transregional'noj: k postanovke teoreticheskoj problemy [From Regional to Transregional Integration: Theoretical Issues] // Uchenye zapiski KFU im. V.I. Vernadskogo. Filosofija. Politologija. Kul'turologija [Journal of the KFU named after V.I. Vernadskij. Philosophy. Political Studies. Culture Studies]. 2019. № 1. P. 94–103. (In Russ.)

9. Kurumchina A.E. Kul'turnaja diplomatija Rossii v ramkah BRIKS v uslovijah sovremennyh vyzovov [Russia’s Cultural Diplomacy in BRICS in the Conditions of Contemporary Challenges] // Aktual'nye problemy global'nyh issledovanij: Rossija v globalizirujushhemsja mire [Current Issues of Global Studies: Russia in the Globalizing World]. Moscow, 2019. P. 170–175. (In Russ.)

10. Lebedeva M.M., Kuznecov D.A. Transregionalizm – novyj fenomen mirovoj politiki [Transregionalism – a New Phenomenon of the International Politics] // Polis. Politicheskie issledovanija [Polis. Political Studies]. 2019. Vol. 5. P. 71–84. (In Russ.)

11. Leksjutina Ja.V. Usilija BRIKS po izmeneniju mirovoj valjutno-finansovoj sistemy [The BRICS’ Efforts on the Change of the International Financial and Monetary System] // “Dajdzhest-finansy” Journal. 2019. Vol. 4. P. 448–465. (In Russ.)

12. Likhachev K., Tkachenko S. BRIKS: “sojuz reformatorov” v ramkah nacional'nyh interesov [BRICS: a Reformers’ Union in the Limits of the National Interests]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4-6190#top-content (access date: 25.11.2017). (In Russ.)

13. Niu H. Igraet li gruppa BRIKS rol' v delah Azii? [Does the BRICS Group Matter in Asian Affairs?] // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja ekonomika [International Organizations Research Journal]. 2015. Vol. 2. P. 196–205. (In Russ.)

14. Toloraja G.D. Kuda idet BRIKS? K itogam sammita v Goa [Where is BRICS Going Now? To the Results of the Goa Summit. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kuda-idet-briks-k-itogam-sammita-v-goa/ (access date: 07.06.2018). (In Russ.)

15. Toloraja G.D., Chukov R.S. Rasschityvat' li na BRIKS? [Can We Rely on BRICS?] // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja ekonomika [International Organizations Research Journal]. 2016. Vol. 2. P. 97–112. (In Russ.)

16. Toropchin G.V. Ot Goa do Sjamenja. O nekotoryh aspektah politicheskogo sotrudnichestva v ramkah BRIKS [From Goa to Xiamen: Some Aspects of Intra-BRICS Cooperation] // Vestnik mezhdunarodnyh organizacij: obrazovanie, nauka, novaja ekonomika [International Organizations Research Journal]. 2017. Vol. 1. P. 174–188. (In Russ.)

17. Badri-Maharaj S. India’s Relations with the Latin America-Caribbean Region. Prospects and Constraints. New Delhi, 2017.

18. Chakrabarti S. Global South rhetoric in India’s policy projection // Third World Quarterly. 2017. Vol. 38(8). P. 1909–1920.

19. Chen D. 3 Reasons the BRICS' New Development Bank Matters. URL: https://thediplomat.com/2014/07/3-reasons-the-brics-new-development-bank-matters/ (access date: 06.02.2019).

20. Iqbal B.A., Araujo E.C. de. Emergence of BRICS as an economic bloc // Transnational Corporations Review. 2015. Vol. 7. № 1. P. 110–120.

21. Jacobs L.M., Van Rossem R. The BRIC Phantom: A comparative analysis of the BRICs as a category of rising powers // Journal of Policy Modeling. 2014. Vol. 36. Issue S1. P. 47–66.

22. Khomyakov M.B. BRICS and Global South: Towards Multilateral Educational Collaboration // Changing Societies & Personalities. 2018. Vol. 2. № 4. P. 329–350.

23. Ruppel O.C., Ruppel-Schlichting K. The BRICS Partnership: Development and Climate Change Policy from an African Perspective // Climate Change: International Law and Global Governance. Vol. 2. Baden-Baden, 2013. P. 549–570.

24. Shidore S. New Frontiers in South-South Engagement: Relationship between India and Latin America and the Caribbean // Sapru House Paper. 2013. Vol. 4. P. 1–64.

25. Swaine M.D. Xi Jinping's July 2014 Trip to Latin America. URL: https://carnegieendowment.org/2014/09/05/xi-jinping-s-july-2014-trip-to-latin-america-pub-56547 (access date: 01.12.2020).

26. Visentini P.F. The political-strategic dimension of the BRICS: between panacea and skepticism // Brazil, BRICS and the international agenda. Brasília, 2013. Р. 273–296.

Comments

No posts found

Write a review
Translate