Isabelo de los Reyes and the Beginning of the Labour Movement in the Philippines
Table of contents
Share
QR
Metrics
Isabelo de los Reyes and the Beginning of the Labour Movement in the Philippines
Annotation
PII
S013038640018556-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vadim Damier 
Affiliation: Institute of World History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
69-82
Abstract

The article focuses on the activities of the Filipino publicist, ethnographer, public, religious and political figure Isabelo de los Reyes (1864–1938). For the first time in Russian historiography, drawing upon de los Reyes' own works, it highlights his role in the movement for Philippine independence from Spain, in the formation of the labour movement, and in the initial dissemination of socialist ideas in the archipelago. A talented and prolific journalist, he rose to prominence among the progressive “ilustrados” - the educated class in the Spanish colony of the Philippines - at a very young age. Arrested by the colonial authorities after the outbreak of the 1896 anti-colonial rebellion, de los Reyes was exiled to Spain. While in prison in Barcelona, he was influenced by left-leaning fellow prisoners – anarchists, syndicalists and socialists. He was greatly impressed by his acquaintance with socialist literature. After his release from prison in 1898, de los Reyes took part in the activities of the Philippine emigration and the campaign against the capture of the Philippine Islands by the United States. In 1901 he returned to his homeland, bringing with him the works of anarchist and socialist theorists and propagandists, to which he introduced the country's leading labour activists. In 1902, at their request, he helped organise the Unión Obrera Democrática (UOD), which emerged as the first trade union association not only in the Philippines but also in the whole of Southeast Asia. At that time De los Reyes held socialist views, incorporating elements of Christian socialism, anarchism, and reformist syndicalism. He also initiated the creation of the Philippine Independent Church. After a major wave of strikes in 1902, de los Reyes was arrested by the US authorities in the Philippines and resigned as head of the UOD. After his release from prison, he published the organ of the labour movement, the newspaper “La Redención del obrero”. In the following years, de los Reyes withdrew from the trade union movement, focused on topics related to the Philippine Independent Church, and then became actively involved in political activities, being elected municipal councilor and senator.

Keywords
Anarchism, Isabelo de los Reyes, Socialism, Syndicalism, trade union movement, Philippines
Received
10.02.2022
Date of publication
13.05.2022
Number of purchasers
11
Views
922
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 15 октября 1901 г. с прибывшего в Манилу из Испании парохода «Монтевидео» сошел пассажир1. Его плотная, коренастая фигура и филиппинские черты лица делали бы его незаметным в толпе, если бы он не обращал на себя внимание аристократической походкой и манерами2. Зато багаж его был крайне необычным: впервые на Филиппинский архипелаг были привезены произведения таких мыслителей, как Пьер-Жозеф Прудон, Михаил Бакунин, Петр Кропоткин, Эррико Малатеста, Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Тема возвращения на родину из заморских стран популярна в филиппинской литературе. Вокруг нее вращается сюжет обоих романов самого выдающегося писателя архипелага Хосе Рисаля, называемого на Филиппинах «отцом независимости». В первом из них юноша приезжает домой из Испании, чтобы послужить делу просвещения и прогресса своей страны, во втором – герой появляется под чужим именем и готовит восстание против колониальных властей, уже не веря в возможность реформировать систему управления Испанской короны, владевшей и управлявшей его страной с XVI в. Но на сей раз речь шла не о литературном персонаже, да и Филиппины уже находились под контролем другой державы – США. Спустившийся с корабля человек был журналистом Исабело де лос Рейес-и-Флорентино, известным филиппинцам как «Дон Белонг» (от имени «Исабело»).
1. Mojares R. Brains of the Nation: Pedro Paterno, T.H. Pardo de Tavera, Isabelo de los Reyes, and the Production of Modern Knowledge. Quezon City, 2006. P. 274.

2. Richardson J.A. The Genesis of the Philippine Communist Party: thesis submitted for the degree of Ph.D. in the School of Oriental and African Studies, University of London. London, 1984. P. 21–22.
2 Де лос Рейес – весьма почитаемая фигура в современной Филиппинской Республике. К сожалению, историки, писавшие на русском языке, лишь вскользь упоминали эту колоритную историческую личность3. Зато в собственной стране его помнят как видного литератора, просветителя и фольклориста, религиозного реформатора, «отца» рабочего движения и социализма на Филиппинах, борца за независимость, наконец, – как активного государственного деятеля4. Роль, сыгранная им в истории страны, несомненно, заслуживает внимания русскоязычных читателей, интересующихся как регионом Юго-Восточной Азии, так и проблемами становления антиколониальных и освободительных движений и идеологий в современном мире.
3. См.: Губер А.А. Филиппинская республика 1898 г. и американский империализм. М., 1948. С. 106, 411–413; Левинсон Г.И. Филиппины на пути к независимости (1901–1946). М., 1972. С. 64; Левтонова Ю.О. История Филиппин. Краткий очерк. М., 1979. С. 178–179; и др.

4. Биография И. де лос Рейеса была издана его сыном Хосе, см.: De los Reyes J. Biografia del senador Isabelo de los Reyes y Florentino: padre de los obreros y proclamador de la Iglesia Filipina Independiente. Manila, 1947. Идейной, научной, журналистской, публицистической, социальной, политической и религиозной деятельности Дона Белонга посвящены работы филиппинских историков Р. Мохареса, Э. Брагадо, У.Г. Скотта, американского историка М. Томас, британского политолога Б. Андерсона, немецкого религиоведа А. Херманна и др. Без его упоминания не обходятся и общие исследования по истории Филиппин XIX–XX вв. См., например: Constantino R., Constantino L.R. A History of the Philippines. New York, 1975. P. 159, 245–248.
3 Биография де лос Рейеса в общих чертах изучена филиппинскими исследователями. Но для лучшего понимания его взглядов и деятельности в период войны за независимость Филиппин и возникновения организованного рабочего движения на архипелаге необходимо обратиться к его статьям и другим публицистическим работам – как опубликованным отдельно или в сборниках, так и в манильской газете «La Redención del obrero». Это издание было основано де лос Рейесом и выходило на испанском языке в октябре 1903 г. – феврале 1904 г. Газета заявила о себе как о «защитнике трудящихся Филиппин» и являлась, по существу, неофициальным органом рабочего движения страны. Помимо редакционных и авторских статей самого издателя, на страницах газеты публиковались также материалы ведущих профсоюзных активистов, документы рабочих организаций и т.д.
4 К моменту возвращения в Манилу в 1901 г. де лос Рейесу было уже 37 лет. Он родился 7 июля 1864 г. в Вигане, административном центре провинции Южный Илокос, расположенной на северо-западе острова Лусон, примерно в 400 км от филиппинской столицы. Исабело был первенцем из пяти детей, родившихся в браке алькальда (мэра) Элиаса де лос Рейеса и поэтессы Леоны Флорентины, которую называют «матерью женской литературы» на Филиппинах. Наполовину испанка – наполовину филиппинка, Леона писала на испанском и на местном илоканском языке. Родители ладили плохо и в 1870 г. расстались5. Исабело отправили к мужу сестры матери – Марселино Крисолого – и ему пришлось обучаться в августинианской семинарии в Вигане. Царившие в заведении деспотические нравы и злоупотребления начальников-монахов вызывали протест у подростка: однажды он даже возглавил стачку среди соучеников. В 16-летнем возрасте, не спросив согласия у дона Марселино, юный бунтарь отправился в Манилу и поступил в доминиканский колледж Сан-Хуан-де-Летран, где впоследствии получил степень бакалавра искусств. Затем Исабело изучал юриспруденцию, палеографию, историю и антропологию в университете Санто-Томас.
5. Zaide G.F. Great Filipinos in History: An Epic of Filipino Greatness in War and Peace. Manila, 1970. P. 185, 457.
5 В 1884 г. де лос Рейес женился на Хосефе Исон Севилье. Он пытался зарабатывать на жизнь, занимаясь бизнесом, но его коммерческие начинания – ломбард, затем книжная лавка – не были успешны. Деятельность в качестве торгового агента позволила сколотить скромное состояние6. В 1887 г. Исабело стал нотариусом, но уже с 1881–1882 гг. основным его занятием становится журналистика. Статьи де лос Рейеса появлялись в таких престижных манильских изданиях, как «EI Diario de Manila», «La Oceania Español», «EI Comercio», «La Revista Popular» и «La Opinion». Его стремление мыслить независимо было не всем по нраву, но он пользовался авторитетом в кругах «просвещенного класса» – «илустрадос».
6. Mojares R. Brains of the Nation… Р. 258.
6 Наибольшую известность получили работы молодого де лос Рейеса в области изучения фольклора и истории. Его статьи по фольклористике были удостоены серебряной медали на Филиппинской выставке в Мадриде в 1887 г., а вышедшие в 1887–1890 гг. книги «Илоканцы», «Филиппинский фольклор», «Висайские острова в эпоху конкисты», «История Филиппин» и «История Илокоса» получили признание в научных кругах. В своих трудах Исабело критиковал злоупотребления колониальной администрации и засилье церковных орденов.
7 C 1888–1889 гг. де лос Рейес сам возглавил печатные издания – сперва «La Revista Católica de Filipinas», «Diario de Manila» и «La España Oriental», а затем «La Lectura Popular», «El Ilocano» и «El Municipio Filipino». Его статьи публиковались также в европейской прессе, в частности, в барселонской и мадридской газете «La Solidaridad» – печатном органе филиппинских сторонников реформ. Он выступал за предоставление Филиппинам представительства в испанских кортесах, распространение на колонию законов метрополии, отмену привилегий духовенства на архипелаге, аграрную реформу и развитие народного образования7.
7. Thomas M.C. Isabelo de los Reyes and the Philippine Contemporaries of La Solidaridad // Philippine Studies. 2006. Vol. 54. № 3. P. 387–395.
8 Начало антиколониальной революции в августе 1896 г. и ответные жестокие репрессии испанских властей привели к крутым переменам в жизни журналиста-«илустрадо». Хотя де лос Рейес отказался присоединиться как к политической организации реформистов – Филиппинской лиге, так и к революционному движению Катипунан, он предоставил бунтарям денежную помощь в 1000 песо на закупку револьверов и продал им типографское оборудование. 12 января 1897 г. он был арестован и препровожден в тюрьму Билибид, где познакомился с товарищами по заключению – активистами Катипунана (катипунерос) и многое узнал о целях и стремлениях революционеров. В попытке убедить колониальные власти пойти на уступки, он написал в тюрьме «Меморандум о жалобах филиппинцев» и отправил его испанскому генерал-губернатору. Позднее этот текст послужил основой для книги «Сенсационные воспоминания о Филиппинской революции»8. Во время заключения Исабело умерла его жена. Не исключено, что и самого де лос Рейеса ждал расстрел.
8. Mojares R. Brains of the Nation… Р. 264–265.
9 Как и многих других заключенных его спасла амнистия для тех, кто «принимает каким бы то ни было образом участие в современных инцидентах», объявленная 17 мая по случаю дня рождения короля Испании новым генерал-губернатором Фернандо Примо де Ривера, стремившимся к политике «примирения»9. Де лос Рейес был освобожден, но вскоре снова задержан. На сей раз колониальные власти решили отправить его отбывать заключение в метрополии. В июне 1897 г. он был доставлен на корабле «Аликанте» в Испанию и помещен в знаменитую барселонскую тюрьму Монжуик. Арестант вышел на волю в начале января 1898 г. после подписания правительством повстанцев во главе с Эмилио Агинальдо и Примо де Риверой Биакнабатского соглашения о прекращении вооруженной борьбы в обмен на обещание провести реформы на Филиппинах.
9. См.: Губер А.А. Указ. соч. С. 121.
10 В период своей недолгой свободы де лос Рейес контактировал с испанскими анархистами и ночевал в одном из анархистских клубов Барселоны. В том же 1898 г. власти вновь арестовали его, и ему опять пришлось провести несколько месяцев в Монжуике. Он делил камеру с испанскими анархистами, которые рассказывали ему о классовой борьбе, анархизме и социализме. В заключении Исабело начал также переводить Библию на илоканский язык, размышляя о возможности реформировать церковь, и написал работу «Религия Катипунана», в которой отстаивал принципы этого филиппинского движения за независимость10 и доказывал, что целью катипунерос было создание «коммунистической республики»11.
10. Bragado E. Sukimatem: Isabelo de los Reyes Revisited // Philippine Stidies. Manila, 2002. Vol. 50. № 1. P. 54–55.

11. De los Reyes I. La Religion del Katipunan. Madrid, 1919. P. 37.
11 Арестованному удавалось получать через охранника анархистские и социалистические книги и журналы, которые, как он позднее признавал, «открыли ему глаза»: он понял, что анархизм – это философия, выступающая за «ликвидацию границ, то есть любовь без границ, будь они основаны на географии или классовых различиях», и за всеобщую ассоциацию «без необходимости лживых налогов или законов, которые расставляют ловушки несчастным, но оставляют не тронутыми настоящих преступников»12.
12. Цит. по: Scott W.H. The Union Obrera Democratica: First Filipino Labor Union. Quezon City, 1992. P. 15.
12 После освобождения из заключения де лос Рейес сохранил связи с левыми кругами и продолжал читать анархистскую и социалистическую литературу. Он опубликовал биографию Рисаля в испанском анархистском журнале «La Revista blanca» 1 апреля 1899 г.13
13. Zaragoza Ruvira G. La guerra del 98 y los anarquistas españoles a través de varias publicaciones // Estudis: Revista de historia moderna. 1998. № 24. P. 471.
13 «Поскольку во время своего пребывания в тюрьме в Испании он (де лос Рейес – В.Д.) находился в контакте с несколькими анархистами, он познакомился с принципами анархизма, изучил положение рабочего класса и состояние рабочего движения в Испании», – сообщалось позднее в отчете филиппинской делегации 4-му конгрессу Профинтерна в 1928 г.14
14. Российский государственный архив социально-политической истории (далее – РГАСПИ). Ф. 495. Оп. 66. Д. 7. Л. 35.
14 Де лос Рейес не считал себя анархистом, но с симпатией относился к ряду анархистских идей и методов. «Это правда, что в отношении Уголовного кодекса мы столь революционны и радикальны, что смыкаемся с лидерами анархистской философии, – писал он. – П. Кропоткин со своей книгой “Закон и власть” (согласно безвластническим идеям) не убедил нас в необходимости устранить любые строгие наказания. Но мы полагаем, что не следует с жестокостью обращаться с преступниками так, как с ними обращаются в гарнизонах и тюрьмах Филиппин; вместо того, чтобы учить, это лишь ожесточает их...»15
15. De los Reyes y Florentino I. Filipinas: independencia y revolución. Colección de los principales articulos de propaganda de Isabelo de los Reyes y Florentino. Madrid, 1900. P. 138.
15 В 1898 г. де лос Рейес переехал из Барселоны в Мадрид и занял должность советника в испанском министерстве по делам заморских владений, все еще надеясь на возможность проведения реформ на Филиппинах. Но ожидания сторонников компромисса были обмануты, обещанные преобразования запаздывали. В условиях начавшейся испано-американской войны филиппинские повстанцы 12 июня 1898 г. снова провозгласили независимость страны. По условиям Парижского мирного договора от 10 декабря того же года, Испания соглашалась уступить Филиппинский архипелаг США. В начале 1899 г. начались боевые действия между филиппинскими и американскими войсками16.
16. Левтонова Ю.О. Указ. соч. С. 148, 158–160.
16 Пока решалась судьба Филиппин, де лос Рейес продолжал работать в испанском министерстве. В декабре 1898 г. он женился во второй раз – на дочери испанского полковника Марии Анхелес Лопес Монтеро. В это переломное время Дон Белонг пытался по мере сил помогать «филиппинскому делу». Ситуация требовала искусного политического лавирования. По поручению Филиппинской церковной ассамблеи в Тарлаке он пытался вести переговоры с папским нунцием, кардиналом Нава-ди-Бонтифе о реорганизации католической церкви на архипелаге, однако эти усилия успехом не увенчались17. Главной своей задачей де лос Рейес считал противодействие захватническим планам США, для чего он надеялся получить поддержку со стороны Испании. Добившись от испанского генерал-губернатора Басилио Аугустина-и-Давилы заверения о предоставлении Филиппинам автономии, он предлагал организовать возвращение филиппинцев из Испании, чтобы сформировать ополчение для борьбы с американцами. В статьях для испанской прессы он резко атаковал североамериканский империализм18. После подписания Парижского мирного договора де лос Рейес вступил в Филиппинский республиканский комитет в Мадриде и принялся убеждать эмигрантских лидеров в Париже и Гонконге отвергнуть сотрудничество с американцами19. В 1899–1901 гг. он издавал в Мадриде газеты «Filipinas ante Europa» и «El Defensor de Filipinas», со страниц которых призывал оказать помощь молодой Филиппинской республике в ее отчаянной борьбе с США. Он написал книгу «Независимость и революция». Филиппинцы в Испании собирали средства в поддержку сражавшимся на родине, и де лос Рейес оказался фактическим главой общины соотечественников в бывшей метрополии. Его лидерство было признано предводителем филиппинских повстанцев, генералом Мигелем Мальваром-и-Карпио, провозглашенным президентом республики после того, как в марте 1901 г. попал в плен к американцам первый президент Агинальдо. Мальвар назначил де лос Рейеса государственным секретарем революционного правительства20.
17. Bragado E. Op. cit. P. 55.

18. Mojares R. Brains of the Nation… Р. 270–271.

19. Scott W.H. A Minority Reaction to American Imperialism: Isabelo de los Reyes // Philippine Quarterly of Culture and Society. 1982. Vol. 10. № 1–2, March–June. P. 3–4.

20. Saulo A.B. Communism in the Philippines: An Introduction. Quezon City, 1990. P. 4.
17 Но изгнаннику было уже ясно, что положение вооруженных борцов за независимость безнадежно. Нужно искать иные пути. Он принял решение вернуться домой. Получив гарантии от американского консула в Барселоне, де лос Рейес отплыл из Испании на корабле «Монтевидео» 14 сентября 1901 г.
18 Власти американских Филиппин встретили его враждебно. Газета «Manila Times» писала о приезде опасного агитатора и кровожадного анархиста. Первые же попытки репатрианта возобновить политическую деятельность были бесповоротно отвергнуты. Филиппинская комиссия, высший административный орган территории отказал де лос Рейесу в разрешении на издание газеты «El Defensor de Filipinas» и в регистрации новой Партии националистов.
19 Сам он позднее вспоминал, что воспользовался возможностью «осуществить на практике хорошие идеи, которым… научился у анархистов Барселоны, заключенным… в печально известной крепости Монжуик». Де лос Рейес выступил в роли организатора и идеолога складывавшегося филиппинского рабочего движения21.
21. Anderson В. Under Three Flags: Anarchism and Anti-Colonial Imagination. London; New York, 2005. P. 226–227.
20 Владелец прибыльной недвижимости в Маниле и в провинции, он предпочитал вести скромную и аскетическую жизнь, поселившись над лавочкой в манильском районе Тондо и одеваясь, как простой рабочий.
21 Убеждения де лос Рейеса были достаточно противоречивыми. Он был в то время несомненным приверженцем социалистического идеала. «Мы находимся на заре новой эры: слеп тот, кто не видит, что двадцатое столетие обязательно будет веком социальной справедливости. Настает день, когда богачи и их могущественные корпорации больше уже не будут государством в государстве. В демократических Филиппинах будущее нации принадлежит крестьянам и рабочим, потому что они – самый многочисленный класс»22.
22. Цит. по: Bragado E. Op. cit. P. 56.
22 Свое видение коммунистического будущего де лос Рейес изложил в тексте «Всеобщее братство», который опубликовал в манильской газете «La Redención del obrero». В нем он описал сон-утопию, увиденный в тюрьме, куда он был брошен по обвинению в организации всеобщих забастовок в 1902 г. Де лос Рейес предсказывал, что через сто лет противоречия капиталистического общества достигнут своего предела. Создание все более разрушительных видов оружия, гонка вооружений, непрерывные кровавые и жестокие войны между державами при одновременной чудовищной концентрации богатства в руках немногих, вытеснении живого труда машинами и обнищании трудящихся сделают положение невыносимым. После народного восстания установится «всеобщее братство, т.е. ликвидация границ и общность благ». Это произойдет, утверждал автор, благодаря «великолепному народному инстинкту» и распространению образования и просвещения. В новом обществе не будет частной собственности, все машины и орудия труда будут предоставлены в распоряжение тех, кто с ними работает, производство будет переориентировано на реальные общественные нужды. Все станут трудиться в соответствии со своими способностями и потребностями общества и смогут удовлетворять свои потребности в пище, одежде и всем необходимом. Как только человек родится, общество возьмет на себя обеспечение его пропитанием, одеждой и образованием, а индивид должен будет принять назначение или профессию, которые оно ему отведет, согласно его способностям. Взамен, в его распоряжении будет безвозмездно все, что ему потребуется. Деньги, торговля, возмещение и плата за труд будут отменены. Не станет и законов «по меньшей мере столь сложных и запутанных, как нынешние», служащих интересам власть имущих. Ни законодательство, ни полиция не будут нужны, как не нужны они в семье; преступников будут лечить как умалишенных. Что касается форм управления в новом обществе, то, как полагал де лос Рейес, люди станут избирать руководителей и присяжных из наиболее разумных, способных и беспристрастных лиц23.
23. La Redención del obrero: Periodico defensor de los trabajadores de Filipinas. 17.XII.1903. № 11. P. 42–43.
23 Но, хотя Исабело и подчеркивал, что «сегодняшние утопии» могут стать «завтрашней реальностью» и «без утопии человечество не знало бы прогресса»24, он в то же самое время считал, что реализация идеала – дело далекого будущего, поскольку массы еще недостаточно просвещены и образованы. Главной задачей, издававшейся им газеты, было «мирно просвещать рабочего, пробуждая в нем любовь к труду и действительный интерес к исполнению своих обязательств». В редакционной статье первого же номера «La Redención del obrero» высказывалось отрицательное отношение к нерадивости, лености и уклонению от труда. Газета осуждала уход рабочих в политику, а также бунты и насильственные формы борьбы, призывая действовать исключительно в рамках закона25. В том же первом номере был высказан призыв к «альянсу между трудом и капиталом». Утверждалось, что и рабочие, и предприниматели заинтересованы в развитии производства и необходимы для него; им следует взаимно уважать друг друга и считаться друг с другом. Поэтому предприниматель должен платить рабочим достойную зарплату и обеспечить нормальные условия труда. Рабочий же должен честно и усердно работать, совершенствовать свои знания и умения, развиваться, а если его права и интересы нарушаются, то он имеет полное право добиваться своего путем мирной забастовки. При этом осуждались акты саботажа, порча имущества хозяина и иные насильственные меры26. Де лос Рейес пропагандировал также участие рабочих в прибылях и рабочий контроль над финансовой деятельностью предприятий27. Важная роль отводилась принятию законодательства, которое должно было пойти на пользу рабочему классу28.
24. Ibid. P. 44.

25. La Redención del obrero… 8.X.1903. № 1. P. 1.

26. Ibid. P. 1, 2.

27. La Redención del obrero… 3.XII.1903. № 9. P. 33.

28. La Redención del obrero… 8.X.1903. № 1. P. 1–2.
24 Таким образом, приверженность коммунистическому общественному идеалу в будущем сочеталось у де лос Рейеса с практической ориентацией на тред-юнионизм и мирные реформы. Однако повседневная практика молодого филиппинского рабочего движения отчетливо демонстрировала и иную – синдикалистскую тенденцию.
25 Через несколько недель после возвращения на Филиппины де лос Рейес провел переговоры с наиболее известными рабочими лидерами, включая Эрменегильдо Круса и Артуро Сориано, которые еще в 1899 г. организовали забастовку манильских печатников. Он передал им написанный Ф. Энгельсом очерк о К. Марксе и знаменитую брошюру итальянского анархиста Малатесты «Среди крестьян»29. После ряда подготовительных встреч, 30 декабря 1901 г. они провозгласили создание Союза печатников Филиппин. Среди организаторов профсоюза были видные рабочие активисты. К союзу присоединились различные профсоюзы и гильдии печатников.
29. Scott W.H. The Union Obrera Democratica… P. 21.
26 Это стало началом рабочего движения архипелага. Как вспоминал позднее Крус, 1 февраля 1902 г. представители Союза печатников принесли де лос Рейесу проект создания кооперативного магазина для продажи риса и продуктов первой необходимости. Тот заявил им, что план чересчур узок и ограничен: необходимо объединить в профсоюзы не только печатников, но и другие профессии и «сделать Всеобщий союз рабочих с полномасштабной социальной программой, как рабочие общества в Европе». Предложение совпадало с собственными намерениями печатников, и они попросили де лос Рейеса возглавить создаваемое объединение. После некоторых уговоров он дал согласие и приступил к написанию проекта основ такого союза, представив его затем на общее обсуждение. Проект был вручен начальнику полиции Манилы Дж. Карри и начальнику констабуляриев Г. Аллену и получил их одобрение. 2 февраля 1902 г. в здании театра «Вариедадес» в манильском районе Сампалок состоялось массовое собрание, на котором было провозглашено создание первого в истории Филиппин профсоюзного центра – Демократического рабочего союза (Unión Obrera Democrática; УОД). Де лос Рейес представил собравшимся документ об основах УОД и учел впоследствии все высказанные замечания и предложенные поправки30.
30. La Redención del obrero… 17.XII.1903. № 11. P. 41.
27 Согласно этому уставу, задачей УОД являлось «улучшение участи, заработков работников и обращения с ними посредством защищающих законов». Профсоюзное объединение намеревалось добиваться трудоустройства безработных, обеспечения поддержки их семьям и предоставления бесплатного образования их детям, оказания помощи рабочим в случае болезни и т.д. «Высшим идеалом» УОД было провозглашено «социальное освобождение рабочих и немедленная защита класса во всех конкретных случаях с помощью практики сбережения средств, производственных кооперативов и их любви к труду, цивилизации и прогресса нашего народа...» Верховным органом УОД и каждого из вошедших в него профсоюзов становилось регулярное общее собрание (совет) членов. Текущими вопросами ведали «руководящие советы», которые имели исключительно исполнительские функции31.
31. Bases de la Unión Obrera Democrática // La Redención del obrero… 17.XII.1903. № 11. P. 41–42.
28 По оценке историка филиппинского рабочего движения Д. Гевары, по существу, участники учредительного собрания УОД одобрили принципы, заимствованные из упомянутых брошюр Энгельса и Малатесты32. Как отмечал исследователь Р. Гильермо, устав УОД содержал причудливую «комбинацию анархистских и марксистских принципов в то время, когда марксистский и анархистский лагеря идеологически и организационно уже порвали друг с другом в Европе»33. Современный филиппинский анархист Бас Умали отмечает влияние взглядов Прудона на документы УОД34.
32. Guevara D.G. History of the Philippine Labor Movement. Manila, 1995. P.16–17.

33. Guillermo R. Revolusi! Rebolusyon!: A Filipino Revisiting of Benedict Anderson`s “The Languages of Indonesian Politics” (1966) // Southeast Asia Research Centre (SEARC). Working Paper Series. № 191. Hong Kong, 2016. P. 8. Проверить сноску

34. Umali B. Pangayaw and Decolonizing Resistance: Anarchism in the Philippines. Oakland, 2020. P. 101.
29 Девизом объединения стал лозунг Первого интернационала: «Освобождение трудящихся – дело самих трудящихся».
30 В то же время создатели УОД с самого начала провозгласили свое намерение «честно стремиться к альянсу между капиталом и трудом». На общем собрании 3 февраля было решено включить в Руководящий совет не только рабочих представителей от предприятий, но и «самых богатых фабрикантов и хозяев Манилы». Однако большинство представителей предпринимателей категорически отказались занять предложенные им посты, с самого начала продемонстрировав свое нежелание идти на какой-либо «альянс». Исключение составили только сам де лос Рейес, владевший типографией, и Роман Онг-Пинг, ставший казначеем УОД. Руководящий совет объединения был сформирован только 23 февраля 1902 г. Председателем (президентом) УОД был избран де лос Рейес; его заместителем – Габриэль Франсиско, лидер наборщиков типографии газеты «El Comercio»; генеральным секретарем – Просесо Сантос, счетовод типографии «Кармело», позднее его сменил на этом посту Э. Крус35.
35. La Redención del obrero… 14.I.1904. № 15. P. 57.
31 Первоначально УОД включал в свой состав только манильских печатников. Но постепенно формировались новые профсоюзы, которые вступали в него в качестве секций. В мае 1902 г. возникли союзы парикмахеров, портных и поверенных, а затем также – механиков, чертежников, торговых клерков, работников табачной промышленности, кучеров и шляпников36, переплетчиков, работников таможни, каменотесов, железнодорожных рабочих, маляров, гравировщиков, машинистов, торговцев гольем, поверенных, ювелиров, каменщиков, работников интендантства и др.37 При УОД было организовано 8 «рабочих промышленных обществ: кооперативы портных, механиков, табачников и парикмахеров, потребительский и жилищный кооперативы, печатная мастерская и торгово-сбытовое агентство38.
36. La Redención del obrero… 21.I.1904. № 16. P. 61–62; 28.I.1904. № 17. P. 66; 11.II.1904. № 19. P. 74.

37. La Redención del obrero… 18.II.1904. № 20. P. 78.

38. La Redención del obrero… Manila, 22.X.1903. № 3. P. 10.
32 Демократический рабочий союз стал первым профсоюзным объединением на Дальнем Востоке. Все секции, входившие в федерацию, обладали организационной автономией. Члены организации уплачивали еженедельные или ежемесячные взносы в качестве подписки на общую газету, взносы в пользу своей секции, а также секционные сборы в помощь больным, на похороны и поддержку забастовок. Все взносы носили добровольный характер. Таким образом, Союз по своей форме и деятельности, сочетал черты общества взаимопомощи и профсоюза39.
39. РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 66. Д. 7. Л. 36, 38–39.
33 Как подчеркивали позднее филиппинские делегаты в отчете Профинтерну в 1928 г., де лос Рейес «в своих речах никогда не выходил за рамки реформистских принципов»40. Официально провозглашалось сотрудничество между классами. «Не было ни одной письменной декларации, ни одного устного заявления, которые содержали бы что-либо, противоречившее этим принципам. Тем не менее капиталисты, как класс, отказались пойти на такое дружественное соединение капитала и труда»41.
40. Там же. Л. 37.

41. Там же. Л. 38.
34 Профсоюзы УОД возглавили борьбу за повышение зарплаты и улучшение условий труда рабочих и служащих. Была начата кампания по выявлению условий, существовавших на отдельных предприятиях Манилы; собранная информация публиковалась в столичных газетах в надежде обратить на нее внимание предпринимателей и воззвать к их совести. Когда те, как и следовало ожидать, не отреагировали и отказались принять петицию о повышении заработной платы, УОД организовал забастовки печатников, но старался проводить их не одновременно, с тем, чтобы причиненный ущерб оставался минимальным. Бросившие работу трудоустраивались профсоюзом в других типографиях, а найти штрейкбрехеров хозяевам не удавалось. В итоге рабочим-печатникам удалось добиться существенной прибавки. Разгневанные хозяева стали считать де лос Рейеса своим врагом, и Торговая палата даже потребовала от американских властей сослать его на остров Гуам42. Среди трудящихся успех печатников вызвал энтузиазм, и вскоре повышения зарплаты и улучшения условий труда добились парикмахеры43.
42. La Redención del obrero… 14.I.1904. № 15. P. 57–58.

43. La Redención del obrero… 21.I.1904. № 16. P. 61.
35 Практика борьбы УОД побуждала позднее даже филиппинских коммунистов расценивать Союз как революционную организацию. «Под давлением рабочих Демократический рабочий союз активно и живо участвовал во всех повседневных рабочих конфликтах за улучшение условий труда и завоевание политической свободы. Благодаря энергичной деятельности, развернутой объединением, а также благодаря тому обстоятельству, что оно носило революционный и анархистский характер, а деятельность объединения совпала с периодом многочисленных стачек, которые, правда, протекали мирно, американский империализм начал рассматривать его как опасность для своего господства на островах», – говорилось в отчете филиппинских профсоюзных представителей Профинтерну44.
44. РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 66. Д. 7. Л. 36.
36 Де лос Рейес оставался приверженцем независимости Филиппин, но считал, что «политики» погубили дело освобождения, и выступал против насильственной и вооруженной борьбы45. Обращаясь к членам УОД, он призывал отвергнуть политику, причем формулировал это так, что его обвинения звучали в адрес не только филиппинских деятелей, но и американских властей. «Провозгласим же очень громко, что “Демократический рабочий союз” не имеет никакого отношения к жестокой политике эксплуатации народов, но имеет лишь эту высокую цель: социальное освобождение рабочего посредством честности, образования, труда, практики сбережений и союза всех», – заявил он. «Учитесь, товарищи», взывал он, обещая, что в будущем, возможно, рабочим удастся проводить на выборах своих кандидатов в органы власти, как это делают социалисты в Европе46.
45. La Redención del obrero… 7.I.1904. № 14. P. 54.

46. Цит. по: La Redención del obrero… 21.I.1904. № 16. P. 61.
37 Ради идейного сплочения сторонников независимости Филиппин де лос Рейес стремился завершить дело реорганизации церкви. 3 августа 1902 г. на митинге, созванном в Маниле по инициативе радикальных сторонников независимости во главе с Паскуалем Поблете, он от имени Генерального совета профцентра провозгласил создание Филиппинской независимой церкви и объявил ее верховным епископом священнослужителя Грегорио Аглипая, сторонника самостоятельности Филиппин. Последний был застигнут врасплох этим назначением, но в итоге принял его47.
47. Smit P.-B. Old Catholic and Philippine independent ecclesiologies in history: the Catholic Church in every place. Leiden, 2011. Р. 143–144.
38 Независимая церковь не признавала непогрешимость авторитета папы, отвергала целибат священнослужителей, учение о Троице и догматы, которые, с ее точки зрения, противоречили Новому завету, призывала к открытости в отношении науки, других верований и атеистов и проводила богослужения на филиппинских языках. Официально аглипаянцы отмежевывались от политики и не выдвигали лозунга независимости от США. Однако многие наблюдатели были убеждены, что новая церковь задумана как часть более общей социально-политической структуры, куда должны были входить также рабочий союз и партия националистов48.
48. Hermann A. Publicizing Independence: The Filipino Ilustrado Isabelo de los Reyes and the “Iglesia Filipina Independiente” in a Colonial Public Sphere // Journal of World Christianity. 2016. Vol. 6. № 1. P. 104–105, 109–110.
39 В целом, как отмечала Ю.С. Левтонова, доктрина Независимой церкви являла собой причудливую смесь католицизма, протестантизма, раннехристианских учений, рационалистической философии и христианского социализма49. По утверждению де лос Рейеса, Христос в «эпоху варварских тираний» пропагандировал «открыто и безо всяких условных ограничений», свободу, «небесную демократию», «освобождение обездоленных классов, общность владения имуществом и ликвидацию границ», превращение «Вселенной в единый народ братьев, которые любят друг друга без ограничений эгоизма», порождающих собственность и привилегии. В этом он видел «божественную печать» для новой церкви и ее идейную основу50.
49. Левтонова Ю.С. Указ. соч. С. 180.

50. Richardson J.A. Op. cit. P. 23.
40 С американскими властями де лос Рейес вел достаточно опасную игру. Вожди УОД публично льстили губернатору и США. Выступая на мероприятиях в честь Дня независимости США 4 июля 1902 г. в Маниле, председатель профобъединения произнес здравицы в честь США, гражданского губернатора У.Г. Тафта и военного губернатора Э. Чаффи и провозгласил «почтительную преданность американскому правлению, от которого мы ожидаем нашей свободы»51. Такая тактика была мотивирована не только желанием избежать неминуемых репрессий, но и стремлением добиться от американских властей на Филиппинах принятия законов и решений, которые, по мнению профсоюзных лидеров, должны были пойти во благо рабочим: законов о жилье для рабочих, о рабочих ассоциациях и создании приюта для рабочих-инвалидов и пенсионеров, о медицинском обеспечении рабочих, о регламентации труда, о прислуге52, об отправке на работу и обучение за рубеж 100 филиппинских рабочих53, о запрете рикш54 и т.д. Националистические настроенные лидеры рабочего движения призывали также запретить ввоз на Филиппины японских, китайских и малайских рабочих55.
51. La Redención del obrero… 18.II.1904. № 20. P. 78.

52. Ibidem.

53. La Redención del obrero… 21.I.1904. № 16. P. 62.

54. La Redención del obrero… 28.I.1904. № 17. P. 66–67.

55. См.: La Redención del obrero… 11.II.1904. № 19. P. 74; 18.II.1904. № 20. P. 77–78.
41 Но, несмотря на эти выражения готовности сотрудничать с колониальной администрацией, та не доверяла де лос Рейесу, зная о его социалистических убеждениях. Его активность и методы агитации ошеломили американские власти. Он умел не только обращаться с оружием и проводить митинги, но и организовывал мероприятия, чрезвычайно популярные среди населения: собирал деньги в помощь бастующим, устраивал сарсуэлы – музыкальные и театральные представления, на которых поднимались и политические темы критики колониальных властей и их филиппинских сторонников (сам он называл эти мероприятия «учебно-развлекательными вечерами»). Власть имущие стремились всеми силами убрать де лос Рейеса из рабочего движения страны56. Генерал Аллен заявил ему, что больше не желает мириться с существованием УОД, поскольку опасается, что председатель профсоюзного объединения однажды пустится в «авантюры». Де лос Рейес подал в отставку с поста главы УОД, но она не была принята ассамблеей рабочих57.
56. Anderson B. Op. cit. P. 228.

57. La Redención del obrero… 11.II.1904. № 19. P. 75.
42 В целом, тред-юнионистский курс лидеров УОД на мирное сотрудничество с предпринимателями провалился. Трудящиеся все чаще прибегали к стихийно-синдикалистским методам борьбы, включая акты нанесения материального ущерба хозяевам. В попытке пресечь такую практику, руководство Союза приняло специальное решение, подписанное генеральным секретарем Э. Крусом: «Демократический рабочий союз с самого начала согласился для всех своих секций, что они, как и он, энергично поддерживают права рабочих и обязывают их выполнять свои обязательства перед хозяевами или владельцами предприятий, на которых они работают, установив штраф в четыре реала за каждое невыполнение рабочими, на каковое жалуются предприниматели; а если мотивом безответственности рабочего становится (азартная. – В.Д.) игра, то штраф, взимаемый в кассу Союза, удваивается. Ни парикмахеры, ни иные члены не могут принимать в свой состав рабочих, имеющих долги, не позволяя им вступить, пока они не уплатят свои долги»58.
58. La Redención del obrero… Manila, 18.II.1904. № 20. P. 79.
43 Отношения с предпринимателями окончательно испортились на волне забастовок, организованных профсоюзами УОД в Маниле и ее окрестностях. 2 августа 1902 г. профцентр объявил первую в истории страны всеобщую стачку в знак протеста против отказа властей повысить заработную плату в условиях роста инфляции. 9 августа прекратили работу рабочие «Коммерческой табачной фабрики» в Малабоне, принадлежавшей американскому предпринимателю Мексону. Затем последовали забастовки, организованные УОД на различных фабриках в Маниле и в близлежащих регионах. Перепуганные власти и предприниматели решили подавить движение и нейтрализовать его вожаков. 15 августа четверо профсоюзных лидеров были взяты под стражу после того, как предложили работникам «Германской коммерческой фабрики» не возвращаться на работу. Де лос Рейеса обвинили в подстрекательстве к забастовке. Арест председателя УОД 17 августа и вынесенный ему приговор – 4 месяца тюремного заключения – были основаны на испанском законе о заговоре, сохраняющим силу. Ему ставили в вину нарушение положений уголовного кодекса, запрещавшего организацию рабочих для выдвижения требований о повышении зарплаты. Подчиняясь этому закону, сотрудники табачной фабрики вернулись на работу за ту же зарплату, что и прежде до стачки. Однако в некоторых предприятиях зарплата в результате стачки была повышена, тем не менее весьма продолжительное рабочее время сократить не удалось59.
59. Guevara D.G. Op. cit. P. 17–18.
44 Перед тем как отправиться в тюрьму отбывать приговор, де лос Рейес устроил заседание в новом рабочем клубе в районе Тондо и объявил о своей отставке с поста председателя УОД60. 14 сентября Э. Крус созвал Генеральный совет УОД (конференцию делегатов от Руководящих советов всех профсоюзов), на котором заявил, что прежний председатель «принес себя в жертву» ради спасения профсоюза, и губернатор Тафт выразил рабочим свои чувства «симпатии и покровительства». По предложению Круса, новым председателем Союза был избран врач Доминадор Гомес (1868–1929)61, известный активист движения за независимость62. В отличие от де лос Рейеса, он жил в богатом особняке, и его высокую мускулистую фигуру, одетую в безупречный белый костюм, с очками в золотой оправе, можно было видеть проезжающей по улицам в частной коляске, запряженной великолепными лошадьми63.
60. Anderson B. Op. cit. P. 228.

61. La Redención del obrero… Manila, 18.II.1904. № 20. P. 80.

62. Guevara D.G. Op. cit. P. 18.

63. Richardson J.A. Op. cit. P. 22.
45 Отставка Дона Белонга не смогла уберечь профсоюз, реорганизованный в Демократический рабочий союз Филиппин (Unión Obrera Democrática Filipina; УОДФ). Первоначально его влияние еще продолжало расти, и число членов в Маниле и ближайших окрестностях выросло до 20 тыс., а количество входящих в объединение профсоюзов – до 150. УОДФ начал распространяться за пределы столичного региона, его организации действовали в восьми провинциях острова Лусон64 и на других островах архипелага. Но вскоре после массовой первомайской демонстрации 1903 г. в Маниле Гомес был арестован. Суд приговорил его к тюремному заключению, каторге и денежному штрафу. После этого члены УОДФ начали в массовом порядке покидать организацию. В течение нескольких месяцев профобъединение распалось65. Недолго просуществовал и сменивший его в конце 1903 г. Союз труда Филиппин (Unión del Trabajo de Filipinas; УТФ).
64. Ibid. P. 20, 23.

65. Guevara D.G. Op. cit. P. 23.
46 Выйдя из заключения в начале 1903 г., де лос Рейес совершил поездку в Японию и Гонконг и встретился с эмигрантским лидером Артемио Рикарте, с которым обсудил ситуацию на Филиппинах. В условиях развернувшихся репрессий его позиции становились все более умеренными. В своей газете, которую он назвал изданием, «впервые провозгласившем Социализм на Филиппинах»66, он продолжал защищать идею «альянса между трудом и капиталом». Знакомя читателей с новостями и опытом рабочего движения в Европе и Америке, главный редактор публиковал почти исключительно информацию о социал-демократических партиях и связанных с ними профсоюзах. Он теперь определял социализм всего лишь как «школу», которая «учит, что рабочие должны иметь участие в прибылях, производимых их руками, чтобы сохранить необходимое социальное равновесие». Правда, де лос Рейес оговаривался, что его газета соблюдает «нейтралитет» и не вмешивается «во внутренние распри рабочих», но все же считал необходимым резко отмежеваться от анархизма. Пусть рабочие «бегут как от погибели, от безумств анархистов, которые проповедуют насилие как единственное средство добиться торжества идеалов бедняков», – призывал он, объявляя социализм «спасительным стоп-краном против опасного бреда анархизма»67.
66. La Redención del obrero… Manila, 18.II.1903. № 20. P. 77.

67. Ibidem.
47 В последующие годы Дон Белонг отошел от рабочего движения. С 1905 г. он проживал в Испании, где служил присяжным заседателем и писал работы, посвященные проблематике Независимой филиппинской церкви. В 1909 г. де лос Рейес возвратился на Филиппины с женой и детьми, но уже на следующий год его супруга умерла при родах. В 1912 г. он женился в третий раз на филиппинке Марии Лим, которая скончалась также при родах в 1923 г. Всего у де лос Рейеса было 27 детей от трех браков, но 12 из них умерли раньше отца.
48 Вновь оказавшись на Филиппинах, Исабело де лос Рейес занялся политической деятельностью. В известной мере он сохранил прежние прогрессивные симпатии. Свидетельством тому может служить составленный им в 1911 г. календарь, который содержал имена «истинных» и «ложных» героев. К первым были причислены, в частности, Прудон и Кропоткин68. В 1912–1919 гг. де лос Рейес был членом городского совета Манилы, а в 1922–1928 гг. – сенатором. В 1929 г. его избрали почетным епископом Независимой церкви. Потерпев поражение на выборах в сенат Филиппин в 1935 г., он ушел из политики. Скончался де лос Рейес в 1938 г.69
68. См.: Mojares R.B. Isabelo`s Archive. Mandaluyong City, 2013.

69. Mojares R. Brains of the Nation… Р. 286–288.
49 Хотя период, когда Дон Белонг играл лидирующую роль в профсоюзном движении Филиппин оказался довольно коротким, заложенные им начала социалистического и рабочего движения пустили прочные корни. Его ближайшие соратники – лидер Союза труда Лопе К. Сантос и глава Союза печатников Э. Крус – организовали вечернюю школу для рабочих в Маниле, которую называли «школой социализма». Среди ее учеников были рабочие активисты Артуро Сориано, Меланио де Хесус, Фелипе Мендоса, Крисанто Эванхелиста и другие организаторы профсоюзного движения. В 1910-х годах они продолжили пропаганду социалистических взглядов, впервые почерпнутых ими из книг, впервые привезенных на Филиппины Исабело де лос Рейесом.

References

1. Guber A.A. Filippinskaya respublika 1898 g. i amerikanskij imperializm. M., 1948.

2. Levinson G.I. Filippiny na puti k nezavisimosti (1901–1946). M., 1972.

3. Levtonova Yu.O. Istoriya Filippin. Kratkij ocherk. M., 1979.

4. Guber A.A. Filippinskaya respublika 1898 g. i amerikanskiy imperialism [The Philippine Republic of 1898 and American imperialism]. Moskva, 1948. (In Russ.)

5. Levinson G.I. Filippiny na puti k nezavisimosti (1901–1946) [Philippines on the road to independence (1901–1946)]. Moskva, 1972. (In Russ.)

6. Levtonova Yu.O. Istoriya Filippin. Kratkiy ocherk [The History of the Philippines. A brief sketch]. Moskva, 1979. (In Russ.)

7. Anderson V. Under Three Flags: Anarchism and Anti-Colonial Imagination. London; New York, 2005.

8. Bragado E. Sukimatem: Isabelo de los Reyes Revisited // Philippine Stidies. Manila, 2002. Vol. 50. № 1. P. 50–74.

9. De los Reyes I. La Religion del Katipunan. Madrid, 1919.

10. De los Reyes y Florentino I. Filipinas: independencia y revolución. Colección de los principales articulos de propaganda de Isabelo de los Reyes y Florentino. Madrid, 1900.

11. Guevara D.G. History of the Philippine Labor Movement. Manila, 1995.

12. Guillermo R. Revolusi! Rebolusyon!: A Filipino Revisiting of Benedict Anderson`s “The Languages of Indonesian Politics” (1966) // Southeast Asia Research Centre. Working Paper Series. № 191. Hong Kong, 2016. P. 8.

13. Hermann A. Publicizing Independence: The Filipino Ilustrado Isabelo de los Reyes and the “Iglesia Filipina Independiente” in a Colonial Public Sphere // Journal of World Christianity. 2016. Vol. 6. № 1. P. 99–122.

14. Mojares R. Brains of the Nation: Pedro Paterno, T.H. Pardo de Tavera, Isabelo de los Reyes, and the Production of Modern Knowledge. Quezon City, 2006.

15. Mojares R.B. Isabelo`s Archive. Mandaluyong City, 2013.

16. Richardson J.A. The Genesis of the Philippine Communist Party: thesis submitted for the degree of Ph.D. in the School of Oriental and African Studies, University of London. London, 1984.

17. Saulo A.B. Communism in the Philippines: An Introduction. Quezon City, 1990.

18. Scott W.H. The Union Obrera Democratica: First Filipino Labor Union. Quezon City, 1992.

19. Scott W.H. A Minority Reaction to American Imperialism: Isabelo de los Reyes // Philippine Quarterly of Culture and Society. 1982. Vol. 10. № 1–2, March–June. P. 1–11.

20. Smit P.-B. Old Catholic and Philippine independent ecclesiologies in history: the Catholic Church in every place. Leiden, 2011.

21. Thomas M.C. Isabelo de los Reyes and the Philippine Contemporaries of La Solidaridad // Philippine Studies. 2006. Vol. 54. № 3. P. 381–411.

22. Umali B. Pangayaw and Decolonizing Resistance: Anarchism in the Philippines. Oakland, 2020.

23. Zaide G.F. Great Filipinos in History: An Epic of Filipino Greatness in War and Peace. Manila, 1970.

24. Zaragoza Ruvira G. La guerra del 98 y los anarquistas españoles a través de varias publicaciones // Estudis: Revista de historia moderna. 1998. № 24. P. 467–478.

Comments

No posts found

Write a review
Translate