Francoist Diplomacy in the United States During the Spanish Civil War 1936–1939: On the Question of the Status of the Francoist Representative to the United States Juan Francisco de Cardenas
Table of contents
Share
QR
Metrics
Francoist Diplomacy in the United States During the Spanish Civil War 1936–1939: On the Question of the Status of the Francoist Representative to the United States Juan Francisco de Cardenas
Annotation
PII
S013038640025204-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Victoria Inviyaeva 
Affiliation: Moscow Lomonosov State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
98-108
Abstract

Almost two months after the outbreak of the Spanish Civil War, the leader of the insurgents Generalissimo Francisco Franco proclaimed himself the head of Spain on 1 October 1936 and immediately began to deal with its internal structure and with establishing ties with other countries to gain recognition by ideologically close states as Italy and Germany, but also by Western democracies, in particular the United States. To this end, Juan Francisco de Cardenas, an experienced diplomat, went to New York at the end of August 1936. In 1937–1938, he tried to get the government of Francisco Franco recognised and obtain the status of a Francoist agent in the USA. The fact that the United States did not recognise de Cárdenas de jure as Franco's agent in New York, did not name him consul and banned the official seal and the Francoist flag as an attribute of statehood on its territory, indicated that the US did not regard the Franco government as a legitimate one. The Americans maintained formal diplomatic relations with the leadership of Republican Spain until 1 April 1939, viewing it as the only legitimate Spanish government. Nevertheless, with the US State Department's knowledge, de Cardenas was in fact able to provide almost all consular services, which to a certain extent indicated the duality of US policy. In this article the author, for the first time in Russian scholarly literature, studied the materials of the Spanish General Archive of Administration (Alcala de Henares, Spain) where the incoming and outgoing correspondence of Juan Francisco de Cardenas and other Francoist politicians for 1936–1939 is stored.

Keywords
Spanish Civil War, Spain, USA, foreign policy, international relations, diplomacy, diplomatic relations, diplomatic protocol, diplomatic relations, policy of neutrality, policy of non-intervention, Juan Francisco de Cardenas, Francisco Franco, the Spanish Revolution 1931–1939
Received
22.06.2023
Date of publication
31.08.2023
Number of purchasers
13
Views
245
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2023
1 События Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг., начавшись как внутренний конфликт, получили широкий международный резонанс. Просьбы об иностранной помощи, исходившие как от правительства Второй Испанской Республики, так и от Ф. Франко и его сторонников, вывели конфликт на международный уровень. Выбор стран, к которым обе стороны обратились за помощью, был обусловлен в первую очередь идеологией: мятежные генералы – к фашистской Италии и нацистской Германии, республиканское правительство, пришедшее к власти законным путем посредством демократических выборов, – к Франции и Великобритании1.
1. Наумов А.О. Дипломатическая борьба в Европе накануне Второй мировой войны. История кризиса Версальской системы. М., 2007. С. 111.
2 Всю войну мятежники во главе с Франко получали военную и техническую помощь от Германии и Италии2, что вкупе с проводимой западными демократиями политикой невмешательства, инициаторами которой выступили как раз Франция и Великобритания, во многом предопределило судьбу республики3. 25 августа 1936 г. в Лондоне по инициативе Франции и при активной поддержке Англии был создан Комитет по невмешательству в испанские дела, целью которого являлась локализация внутриполитического вооруженного конфликта, чтобы он не перерос в общеевропейскую войну. Среди великих держав только Советский Союз четко и недвусмысленно в октябре 1936 г. заявил о своей поддержке правительства республиканской Испании, однако поставки фашистских государств превышали объем военной помощи СССР испанской республике4.
2. Итало-германские поставки франкистам: 1593 самолета, 1200 танков и бронемашин, 7600 минометов. Рассчитано по: Шубин А.В. Мир на краю бездны. От глобального кризиса к мировой войне. 1929–1941 годы. М., 2004. С. 146; Его же. Великая испанская революция 1931–1939 гг. М., 2019. С. 129.

3. Горохов В.Н. История международных отношений. 1918–1939: курс лекций. М., 2004. С. 235.

4. Поставки СССР республике: 600–800 самолетов, 400–500 танков и бронемашин, 340 минометов. Рассчитано по: Шубин А.В. Мир на краю бездны. С. 146; Его же. Великая испанская революция. С. 129.
3 С осени 1936 г. представители «двух Испаний» развили активную деятельность в Соединенных Штатах Америки. Официальный Мадрид откомандировал в испанское посольство в Вашингтоне Ф. де лос Риоса, интеллектуала, талантливого политика и деятеля культуры, преданного делу республики, члена Испанской социалистической рабочей партии, преподавателя права Института свободного образования в Мадриде и Гранадского университета5. Следует отметить, что США, несмотря на отсутствие юридических препятствий для приобретения оружия Второй республикой на их территории, – Акт о нейтралитете 1935 г. не распространялся на испанские события6 – в самом начале войны объявили не только о своей приверженности политики невмешательства, но и об отсутствии намерения отказаться от нее7. Данный акт, в случае начала где-либо военных действий, запрещал поставку в воюющие страны вооружений и военных материалов, а также перевозку их на американских судах. Несмотря на это, руководство испанской республики надеялось получить от американцев помощь в приобретении оружия. Правительству Народного фронта, пришедшего к власти законным путем, была важна поддержка ведущего политического и экономического лидера Американского континента.
5. См. подробнее о деятельности Фернандо де лос Риоса в США: Инвияева В.В. Фернандо де лос Риос и проблема американского нейтралитета во внешней политике республиканской Испании (1936–1939) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2021. № 4. C. 103–121.

6. Merino Morales J.C. La “Batalla” de Washington. La Guerra Civil Española en los Estados Unidos // URL: https://scielo.conicyt.cl/scielo.php?script-sci_arttext&pid-S0719-37692013000300003 (дата обращения: 06.04.2023).

7. Foreign Relations of the United States (далее – FRUS). 1936. Vol. 2. Washington (D.C.), 1954. P. 249.
4 В качестве франкистского представителя в Нью-Йорк был отправлен опытный дипломат Хуан Франсиско де Карденас, начавший свою карьеру еще в 1904 г. Его усилия по сплочению общественного мнения против республики, активные действия для получение материальной помощи франкистским войскам не были тайной ни для американских властей, ни для широкой публики8. Осознавая место Соединенных Штатов в Версальско-Вашингтонской системе международных отношений, франкистская дипломатия не случайно сделала выбор в пользу Х.Ф. де Карденаса, хорошо знавшего страну: с 1915 по 1923 г. с небольшим перерывом он занимал должности первого секретаря и советника испанского посольства в Вашингтоне, а в 1932 г. вернулся в Соединенные Штаты уже в качестве посла и исполнял обязанности вплоть до 1934 г. Будучи послом, особое внимание он уделял культурной дипломатии: получил степень почетного доктора Миссурийского университета, защитив диссертацию «Культура испаноязычных стран и испанский язык в США»9. Испанская исследовательница М. Гарсия Рэй отмечает, что широкие связи среди политиков и бизнесменов, которыми обзавелся де Карденас на посту посла, в годы войны очень ему помогли10.
8. Пожарская С.П. Испания и США. Внешняя политика и общество, 1936–1976. М., 1982. С. 78.

9. López Zapico M.A. Against all odds. El diplomático Juan Francisco de Cárdenas durante la Guerra Civil Española y el primer franquismo // Propagandistas y diplomáticos al servicio de Franco (1936–1945). Gijón, 2012. P. 304–305.

10. Rey García M. Fernando de los Ríos y Juan F. de Cárdenas: dos embajadores para la guerra de España (1936–1939) // REDEN: Revista Española de Estudios Norteamericanos. 1996. № 11. P. 141.
5 С 18 мая 1934 г. по 22 июля 1936 г. он занимал должность испанского посла в Париже. Уже через четыре дня после начала франкистского мятежа он подал в отставку, уведомив об этом министра иностранных дел Аугусто Барсия телеграммой: «Имею честь довести до сведения Вашего Превосходительства, что с этой даты я прекращаю исполнять обязанности посла республики в Париже»11. Впоследствии сам де Карденас подчеркивал, что, уйдя с поста посла республиканской Испании во Франции, он продемонстрировал свое несогласие с политикой руководства, заняв с первых дней конфликта сторону франкистов12. О его деятельности в 1936–1939 гг. можно судить по его переписке, которая хранится в испанском Генеральном архиве администрации (г. Алькала-де-Энарес), которые и легли в основу этой статьи.
11. Archivo General de la Administración, Alcalá de Henáres (далее – AGA). Caja 12/3257. Exp. 14.865. Carta № 1322, 23 de julio de 1936.

12. Ibid. Carta № 218-82, 11 de febrero de 1937.
6 15 августа 1936 г. де Карденаса в Париже посетил один из членов Военной карлистской хунты, находящейся во французском городе Сен-Жан-де-Люз13. Визитер без обиняков заявил, что ему следует поехать в США, где он «будет полезен делу националистов»14. 28 августа 1936 г. де Карденас отбыл в Нью-Йорк, где, по выражению испанского исследователя М.А. Лопеса Запико, «сочетал дипломатию с искусством пропаганды, чтобы с триумфом вернуться на пост посла»15. Согласно официальным документам, с 7 ноября 1936 г. де Карденас являлся бессменным представителем националистского лагеря16 в Соединенных Штатах Америки17. Штаб-квартирой франкистов в США стало здание отеля Ритц-Карлтон в Нью-Йорке18.
13. Военная карлистская хунта, образованная в конце 1935 г. во французском городе Сен-Жан-де-Люз, приняла участие в подготовке военного мятежа. Ее штаб-квартира находилась на вилле «Начо Энеа», с 19 июля 1936 г. отсюда поддерживали связь с северным испанским городом Памплоной. Barruso Barés P. La guerra del comandante Troncoso. Terrorismo y espionaje en Francia durante la Guerra Civil Española // Diacronie. Studi di Storia Contemporanea. 2016. № 28 (4). URL: http://journals.openedition.org/diacronie/4772 (дата обращения: 06.04.2023).

14. AGA. Caja 12/3257. Exp. 14.865. Sin número, 4 de mayo de 1938.

15. López Zapico M.A. Op. cit. P. 303.

16. Термины «националистская зона», «националистский лидер», «националистская Испания», «националистский лагерь» приведены по: Престон П. Франко: биография / пер. с англ. Ю.В. Бехтина. М., 1999. С. 135, 149, 164, 201.

17. AGA. Caja 12/3257. Exp. 14.865. Sin número, 4 de mayo de 1938.

18. Rey García M. Fernando de los Ríos y Juan F. de Cárdenas… P. 140.
7 1 октября 1936 г. в тронном зале дворца «Капитании Хенераль» в Бургосе генералиссимус Ф. Франко объявил о создании собственного правительства, Хунты национальной обороны, провозгласив себя главой государства: «Вы отдали в мои руки Испанию. Мой шаг будет твердым, мой пульс не будет трепетать»19. Несколько дней спустя он перенес свою штаб-квартиру в Саламанку, где располагались генеральный штаб, главный секретариат, дипломатическая служба, служба пропаганды и служба прессы. По меткому выражению британского историка П. Престона, Франко именовал себя главой государства, «правда, на этой стадии у него было не так много этого самого государства, его надо было создавать немедленно, пусть даже с самыми малыми шансами на быструю удачу»20. Начав формировать альтернативное государство, Франко прежде всего озаботился его признанием хотя бы частью международного сообщества. Первые шаги в этом направлении были сделаны уже в ноябре 1936 г.: 18 ноября генерал В. Фаупель был назначен представителем Германии при «правительстве» Франко, а 28 ноября был подписан секретный итало-испанский протокол.
19. 29 сентября 1936 г. на совещании, которое проходило на аэродроме Саламанки, преодолев сопротивление сторонников генерала Э. Молы, Ф. Франко настоял на принятии формулировки, дававшей ему не только военную, но и гражданскую власть: «Звание генералиссимуса влечет за собой на время войны и функцию главы правительства». См.: Пожарская С.П. Франсиско Франко и его время. М., 2007. С. 37.

20. Престон П. Указ. соч. С. 149.
8 Франкистская дипломатия активно работала над установлением контактов не только с фашистскими государствами, но и со странами блока западных демократий. В частности, в октябре 1937 г. состоялся обмен нотами с британским правительством о консульской юрисдикции франкистского представителя Хакобо Фитца-Джеймс Стюарта и Фалько, герцога Альбы, в Великобритании21. В конце ноября 1937 г. Лондон также назначил своего официального представителя в подконтрольную националистским силам часть Испании Роберта Ходжсона, ярого антикоммуниста, отметившего после первой встречи с Франко «доброту, исходящую от его глаз»22.
21. AGA. Caja 54/8595. Sin número, 1 de octubre de 1937.

22. Цит. по: Preston P. La Guerra Civil española: reacción, revolución y venganza. Debolsillo, 2011. P. 550.
9 Политика невмешательства, проводимая Соединенными Штатами, франкистам представлялась благоприятным фактором, так как правительству Второй республики, несмотря на все дипломатические усилия, не удалось приобрести американское вооружение. Следовательно, приоритетной задачей де Карденаса как представителя франкистской дипломатии в США стало сохранение данного положения вещей. Наибольшее внимание он уделил активной антиреспубликанской пропаганде23, так как по мере развития конфликта благодаря усилиям республиканской дипломатии, особенно ее посла Ф. де лос Риоса, симпатии общественного мнения американцев ко Второй Испанской Республике росли. Посол постоянно подчеркивал, что республика – жертва фашистской агрессии, так как в войне участвуют Италия и Германия. Согласно материалам Института Гэллапа, одного из наиболее авторитетных источников информации о состоянии общественного мнения в США, если в январе 1937 г. 66% американцев выразили нейтральное отношение к Гражданской войне в Испании, республику поддержало 22% опрошенных, франкистов – 12%, то в конце декабря 1938 г. республику поддерживало уже 76% опрошенных, но и франкистов – 24%24.
23. В публичных выступлениях де Карденас подчеркивал антидемократический характер правительства республики, в котором преобладали «московская тирания и анархия» в отличие от дела националистов, защищавшего целостность государства, неоднократно сравнивал фигуру Франко с католическими апологетами. См.: Rey García M. Fernando de los Ríos y Juan F. de Cárdenas… P. 140.

24. Gallup G. The Gallup Poll. The Public Opinion 1935–1971. Vol. 1. P. 21 // URL: >>>> (дата обращения: 06.04.2023).
10 В письме от 1 октября 1937 г.25 де Карденас писал Х.А. де Сангронису-и-Кастро, главе франкистского дипломатического департамента, о своих контактах с высокопоставленными чиновниками из государственного департамента США, установленными через американского юриста У.С. Калбертсона. Более детально о возможностях и способах узаконить свой статус на американской территории в качестве представителя государства Франко он проинформировал Сангрониса в развернутом письме от 19 ноября 1937 г., ссылаясь на раздел 22 «Международные отношения и связи» Кодекса законов США, свода федеральных и законодательных актов, упорядоченных и систематизированных по предметному принципу.
25. AGA. Caja 54/8595. Sin número, 1 de octubre de 1937.
11 В соответствии со статьей 233 этого раздела, «тот, кто не является дипломатическим представителем и действует в Соединенных Штатах в качестве агента иностранного правительства без предварительного уведомления государственного секретаря, будет оштрафован на сумму не более 5 тыс. долл. или заключен в тюрьму на срок не более пяти лет, либо получит и то, и другое наказание»26. Де Карденас подчеркивал, что, прибыв в США в качестве неофициального представителя националистского правительства, он устно уведомил об этом «своих друзей из государственного департамента»27. Согласно статье 235 упомянутого выше раздела, «любое правительство, фракция или группа повстанцев могут быть или не быть признаны Соединенными Штатами в качестве правительства»28.
26. Цит. по: AGA. Caja 54/8595. Carta № 29, 19 de noviembre de 1937. В современном издании Кодекса законов США данная статья соответствует статье 951 раздела 18 «Преступления и уголовный процесс» и публикуется с изменениями относительно издания 1934 г. См.: URL: >>>> (дата обращения: 06.04.2023).

27. AGA. Caja 54/8595. Carta № 29, 19 de noviembre de 1937.

28. В современном издании Кодекса законов США данная статья соответствует статье 11 раздела 18 «Преступления и уголовный процесс». См.: URL: >>>> , >>>> (дата обращения: 06.04.2023).
12 Оценивая сложившуюся ситуацию и размышляя над возможностью узаконивания своего статуса в Нью-Йорке, де Карденас докладывал де Сангронису, что, «хотя государственный департамент проявил благосклонность по отношению к делу франкистов, весомость общественного мнения и постоянное давление, оказываемое на него, вынуждают его действовать с большой осторожностью и осмотрительностью». Дабы статус де Карденаса в Соединенных Штатах не противоречил американскому законодательству, по рекомендации государственного департамента США, переданной через Калбертсона, ему следовало избегать любых формулировок, содержащих термины «правительство», «дипломатический», «консульский»29.
29. AGA. Caja 54/8595. Carta № 29, 19 de noviembre de 1937.
13 С учетом данной рекомендации, де Карденас отправил де Сангронису черновик письма, составленного Калбертсоном и адресованного американскому государственному секретарю К. Хэллу: «Ссылаясь на статью 233 раздела 22 Кодекса законов США, настоящим письмом я уведомляю Вас, что действую в Соединенных Штатах в качестве агента генерала Франко и его сторонников»30. Еще не получив письмо, К. Хэлл 22 ноября 1937 г. писал послу США в Испании К. Бауэрсу о неготовности государственного департамента признать «представителя генерала Франко в качестве посла или дипломатического агента». Тем не менее государственный секретарь отметил, что статус сотрудников американских консульств в националистской зоне оставался неизменным, что отвечало как интересам Соединенных Штатов, так и интересам франкистов31.
30. Ibid. Carta № 34, 20 de noviembre de 1937.

31. FRUS. 1937. Vol. 1. P. 455.
14 Спустя два дня Калбертсон обсудил содержание письма де Карденаса, предназначенного К. Хэллу, с Дж.К. Данном, заместителем государственного секретаря, начальником государственного департамента по делам Западной Европы. В тот же день американский адвокат уведомил франкистского представителя в США о результатах беседы: «Мы обсудили последнюю фразу, и он отдал предпочтение формулировке “агент генерала Франко и его сторонниковˮ»32. Почти неделю спустя де Карденас известил Калбертсона, что согласно телеграмме33, полученной из франкистского министерства иностранных дел в Саламанке, ему следовало бы настаивать на названии «агент истинно национальной Испании» как представителя главы испанского государства Ф. Франко с надеждой, что американскому юристу удастся добиться принятия данной формулировки государственным департаментом США34.
32. AGA. Caja 54/8595. No number. November 24, 1937.

33. Ibid. Carta № 14, 30 de noviembre de 1937.

34. Ibid. No number. November 30, 1937.
15 Согласно информации, полученной де Карденасом из государственного департамента благодаря Калбертсону, в случае, если он назовет себя «агентом националистской Испании», данная ситуация вызовет интерес со стороны министерства юстиции США, что повлечет за собой расследование деятельности франкистских представителей в Соединенных Штатах35. По мнению американского историка Г.Л. Мэтьюза, тот факт, что Соединенные Штаты продолжали поддерживать официальные дипломатические отношения с руководством республиканской Испании до конца войны, демонстрирует что Вторая республика рассматривалась американской администрацией в качестве единственного законного испанского правительства36.
35. Ibid. Telegrama № 44, 2 de diciembre de 1937.

36. Matthews H.L. Half of Spain died: a reappraisal of the Spanish Civil War. New York, 1973. P. 178.
16 М. Гарсия Рэй, отмечая сложность положения франкистских представителей в США, описывает ряд случаев, когда их деятельность была предана огласке37. В частности, Дж. Най, сенатор от штата Северная Дакота, выступая в Конгрессе 10 мая 1937 г., назвал американскую фирму «Компания Трансатлантика энд Гарсия и Диас» частью «большой шпионской сети, которая действует в США, и ссылается в документах на некого Карденаса, демонстрируя тесное взаимодействие с ним»38. Указав на то, что Карденас – это Хуан Франсиско де Карденас, Дж. Най обвинил его в нарушении американского законодательства о нейтралитете39 и подчеркнул, что его действия направлены на то, чтобы «собрать средства для дела Франко», при этом он декларирует, что «возглавляет центр испанских повстанцев в Соединенных Штатах»40. Ф. де лос Риос в тот же день доложил министру иностранных дел республики Х. Альваресу дель Вайо, что «Компания Трансатлантика энд Гарсия и Диас» сотрудничает с де Карденасом и их усилия направлены на то, чтобы блокировать полуостров Юкатан, дабы воспрепятствовать поставкам помощи испанской республике из Мексики41.
37. Rey García M. Los españoles de los Estados Unidos y la Guerra Civil (1936–1939) // REDEN: Revista Espanola de Estudios Norteamericanos. 1994. № 7. P. 109.

38. US Congress. Congressional Record. Proceedings and Debates (далее – CR). 1937. Vol. 81. Pt. 4. Washington, 1937. P. 4270.

39. 5 января 1937 г. Конгресс США принял резолюцию, объявившую незаконным экспорт оружия, боеприпасов и средств войны из любого места Соединенных Штатов и их владений в Испанию. 1 мая 1937 г. законодательство о нейтралитете было расширено: статья о гражданских войнах, закрепленная в январском законе 1937 г. и предусматривавшая только испанский конфликт, распространялась теперь на все гражданские войны.

40. CR. 1937. Vol. 81. Pt. 4. P. 4270.

41. Archivo de la Residencia de Estudiantes. Archivo de Fernando de los Ríos. Embajada de España en Washington. Telegrama 190, 10 de mayo de 1937. Caja 25, carpeta 2.
17 Сославшись на мнение своего источника в государственном департаменте США, Калбертсон предложил де Карденасу использовать в письме государственному департаменту США формулировку «агент националистских сил Испании»42. На следующий день де Карденас получил телеграмму из Саламанки, где рекомендовалось назваться «агентом генералиссимуса Франко и институтов его власти»43, дабы подчеркнуть власть каудильо. Тремя днями позже Калбертсон проинформировал де Карденаса о своем разговоре по данному вопросу с Данном. Согласно телеграмме американского юриста от 6 декабря 1937 г., Данн рекомендовал франкистскому представителю уведомить американское внешнеполитическое ведомство о своей деятельности письмом в свободной форме, упомянув, что «государственный департамент ответит на него». Основываясь на собственных выводах, Калбертсон посоветовал де Карденасу обозначить себя в письме в качестве «агента националистских сил Испании», посчитав эту терминологию «неофициально одобренной государственным департаментом США»44.
42. AGA. Caja 54/8595. Telegrama № 44, 2 de diciembre de 1937.

43. Ibid. Telegrama № 15, 3 de diciembre de 1937.

44. Ibid. No number. December 6, 1937.
18 По итогу обсуждений и консультаций де Карденас, следуя указаниям, полученным из Саламанки, 18 декабря 1937 г. направил Хэллу письмо, в котором уведомлял его о своей деятельности в США: «Ссылаясь на статью 223 раздела 22 Кодекса законов США, настоящим письмом имею честь уведомить Вас, что я действую в Соединенных Штатах в качестве агента генералиссимуса Франко и институтов его власти»45. 27 декабря 1937 г. франкистский агент получил от государственного секретаря США ответ: «Подтверждаю получение Вашего письма от 18 декабря 1937 г., в котором Вы ссылаетесь на статью 233 раздела 22 Кодекса Соединенных Штатов и уведомляете, что действуете в Соединенных Штатах в качестве агента генералиссимуса Франко и институтов его власти. Вы, конечно, понимаете, что Ваше письмо и уведомление не дают Вам официального статуса в Соединенных Штатах, поскольку руководство США не признало правительство, которое Вы имеете в виду»46.
45. Ibid. No number. December 18, 1937.

46. Ibid. No number. December 27, 1937.
19 В телеграмме от 2 января 1938 г., адресованной де Сангронису, де Карденас, размышляя над возможностью добиться признания своего статуса де-юре, сослался на деятельность герцога Альбы в Лондоне и на состоявшийся обмен нотами с британским правительством о консульской юрисдикции франкистского представителя в Великобритании47. Де Карденас писал де Сангронису о консультациях с чиновниками из американского внешнеполитического ведомства по поводу аналогичного обмена нотами, однако последние указывали на невозможность этого, ссылаясь на «опасение создать прецедент, который мог бы быть использован какой-нибудь испаноязычной страной Американского континента», а также на давление общественного мнения. Тем не менее агент Франко в США в данной телеграмме обозначил круг обязанностей, выполнение которых расширило бы его полномочия в Соединенных Штатах: 1) предоставление полномочий по выдаче паспортов, легализация документов, оказание помощи и защиты граждан Испании, сочувствовавших делу националистов; 2) право назначать торговых агентов и делегировать им часть вышеупомянутых функций; 3) возможность использовать фирменный бланк с надписью «агент генералиссимуса Франко и институтов его власти в Соединенных Штатах» при ведении документации48.
47. Ibid. Caja 54/8595. Carta № 3, 2 de enero de 1938.

48. Ibidem.
20 Далее де Карденас уточнил, что его собеседник из государственного департамента США намекнул на возможность удовлетворения вышеупомянутых требований в случае исключения пункта об обмене нотами, а также подтверждения франкистским руководством неизменности положения американских консулов в националистской зоне. Также представитель американского внешнеполитического ведомства подчеркнул, что ответ Хэлла на его письмо от 18 декабря 1937 г. не означал официального признания статуса агента Франко на территории Соединенных Штатов49. Тремя днями позже заместитель государственного секретаря США С. Уэллес в приватной беседе с У. Калбертсоном еще раз подчеркнул, что вопрос о положении Х.Ф. де Карденаса как агента Франко в Соединенных Штатах был уже урегулирован50 в соответствии со статьей 233 раздела 22 Кодекса США. Кроме того, Уэллес выразил уверенность, что, если правительство Франко «подвергнет цензуре корреспонденцию американских консулов, действующих на подконтрольной ему территории, или создаст любую другую ситуацию, из-за которой консулы покинули бы территорию Испании», это заставит американскую администрацию занять иную позицию по отношению к де Карденасу и его единомышленникам, находящимся в США51.
49. Ibidem.

50. Речь идет о письме К. Хэлла Х.Ф. де Карденасу от 27 декабря 1937 г.

51. AGA. Caja 54/8595. No number. January 5, 1938.
21 30 января 1938 г. в самый разгар битвы за Теруэль, одной из самых кровопролитных в истории Гражданской войны, в Бургосе было сформировано франкистское правительство, одним из первых министерств стало министерство иностранных дел, его возглавил Ф. Гомес-Хордана-и-Соуса52. Это позволило начальнику управления по контролю за оружием и боеприпасами Дж. Кой Грину в беседе 1 февраля 1938 г. назвать Уильяма Калбертсона «адвокатом сеньора Хуана Карденаса», а последнего – «бывшим послом Испании в Вашингтоне, а ныне непризнанным агентом правительства Франко»53.
52. Пожарская С.П. Франсиско Франко и его время. С. 48.

53. FRUS. 1938. Vol. 1. P. 269.
22 3 апреля 1938 г. начальник франкистской государственной службы по политическим вопросам Х. Видаль на встрече с консулом США в Севилье Ч. Бэем54, уполномоченным К. Хэллом вести переговоры с франкистским правительством в Бургосе, заверил последнего в неизменности положения американских консулов на подконтрольных франкистам территориях, отметив желательность дополнительной договоренности по этому вопросу во избежание возможных недоразумений55. Также Видаль внес предложение увеличить число франкистских представителей в Соединенных Штатах в связи с тем, что большое количество испанских граждан – сторонников франкистов в США56 остались без представительства: он упомянул о желательности появления агентов Франко как минимум еще и в Вашингтоне, отметив, что «соглашение о назначении таких агентов может быть достигнуто неофициально, даже без обмена письменными сообщениями»57. Хэлл в телеграмме от 9 мая 1938 г. отдал распоряжение Бэю уведомить Видаля, что руководство Соединенных Штатов не предприняло никаких шагов, которые могли бы быть истолкованы как признание правительства Франко, так как в американской практике нет положения об обмене агентами с непризнанным правительством. Он подтвердил, что де Карденас уведомил американское внешнеполитическое ведомство, что «действует в Соединенных Штатах в качестве агента генералиссимуса Франко и институтов его власти» и что ему было разрешено оставаться в США в этом неофициальном качестве58.
54. Ч. Бэй уведомил телеграммой государственного секретаря США К. Хэлла об этой встрече 15 апреля 1938 г.

55. FRUS. 1938. Vol. 1. P. 179.

56. По мнению М. Рэй Гарсии, несмотря на отсутствие точных статистических данных об отношении испанцев, проживавших в США, к Гражданской войне в Испании, бóльшая часть испанцев в Соединенных Штатах симпатизировала республике. Большинство из них были экономическими мигрантами, многие из них состояли в соответствующих профсоюзах. Тем не менее исследовательница отмечает, что среди испанцев в США к концу войны заметен лишь незначительный рост симпатий к франкистам. См.: Rey García M. Los españoles de los Estados Unidos… P. 108.

57. FRUS. 1938. Vol. 1. P. 179.

58. Ibid. P. 188.
23 19 мая 1938 г. Видаль на встрече с Бэйем представил американскому консулу предложение о расширении полномочий де Карденаса в США: речь шла о выдаче паспортов и визировании документов, оказании нотариальных услуг, свободе посещения американских портов судами, шедшими под националистским флагом, и его присутствии у резиденции де Карденаса в Нью-Йорке, использовании официальной печати в документообороте59. В письме от 31 мая 1938 г. Гомесу-Хордане Х.Ф. де Карденас высказал опасения, что расширенный список полномочий, представленный Видалем Бэю, будет отклонен государственным департаментом, так как он «боится обвинений в поддержке националистского правительства, у которого в этой стране (США. – В.И.) немало врагов»60. В конце письма агент Франко в Нью-Йорке предложил франкистскому министерству иностранных дел две стратегии продолжения ведения переговоров с государственным департаментом: согласиться с его нынешней линией поведения и проявить осторожность либо продолжить настаивать на расширении его полномочий, что могло бы привести к отзыву американских консулов из Испании, закрытию националистского представительства в США и, вероятно, распространению эмбарго на жизненно важные для франкистов товары61. Речь шла об американских поставках нефтепродуктов франкистам в кредит: за время войны они получили почти 3,5 млн т нефти62. По мнению де Карденаса, хорошо знакомого с американскими политическими реалиями, для франкистской дипломатии было бы более практичным придерживаться первой линии поведения63.
59. Ibid. P. 198.

60. AGA. Caja 54/8595. Carta № 311, 31 de mayo de 1938.

61. Ibidem.

62. Пожарская С.П. Испания и США. С. 33.

63. AGA. Caja 54/8595. Carta № 311, 31 de mayo de 1938.
24 В телеграмме от 16 июня 1938 г., адресованной Бэю, Хэлл подробно отразил позицию государственного департамента США касательно полномочий Карденаса в Соединенных Штатах. С одной стороны, американская администрация не видит возможности передать представителю непризнанного правительства те консульские права и привилегии, которыми в настоящее время, согласно существующим договорам, обладают консульские представители законного испанского правительства, с которым США поддерживают дипломатические отношения. В то же время неофициальный представитель Франко в США может оказывать следующие услуги по выдаче документов: 1) выдача и визирование документов, использование которых предполагалось не только в националистской зоне, но и в других странах; 2) выдача документации, необходимой для того, чтобы суда могли следовать из США в порты Испании, находящиеся под контролем франкистов. Тем не менее в телеграмме в очередной раз оговаривалось непризнание Соединенными Штатам правительства Франко, в связи с чем американское руководство не могло позволить вывесить флаг франкистов у резиденции де Карденаса в Нью-Йорке или использовать личную печать в документации64.
64. FRUS. 1938. Vol. 1. P. 217.
25 В тот же день Калбертсон уведомил де Карденаса о результатах беседы с Данном. По мнению юриста, американское внешнеполитическое ведомство заинтересовано, чтобы деятельность франкистского агента в США не вызывала вопросов с юридической точки зрения. Государственный департамент не возражал против выполнения де Карденасом консульских обязанностей, так как данный факт не подразумевал официального признания американцами франкистского правительства. Более того, Данн подчеркнул, что де Карденасу следует подписывать документы «агент генерала Франко и институтов его власти», избегая употребления прилагательных «дипломатический» или «консульский»65. Заместитель Хэлла также указал на допустимость выдачи агентом генерала Франко в Нью-Йорке заграничных паспортов гражданам Испании, проживающим в США, взимая за данную процедуру соответствующий консульский сбор (плата за данные услуги должна содержать в названии любой термин, кроме «консульский»)66.
65. AGA. Caja 54/8595. No number. June 16, 1938.

66. Ibidem.
26 Согласно телеграмме де Карденаса Гомесу-Хордане от 22 июня 1938 г., государственный департамент США был заинтересован в достижении устной договоренности о его статусе в Соединенных Штатах. Что касается юридической основы для выполнения де Карденасом своих обязанностей, в частности для выдачи паспортов, предлагалась следующая процедура: желающему получить паспорт, выданный агентом Франко в Нью-Йорке, нужно предоставить аффидевит, письменное показание или заявление, даваемое под присягой и удостоверяемое нотариусом или другим уполномоченным на это должностным лицом, тем самым подтвердив невозможность получить паспорт или продлить срок его действия в консульстве республики в связи с требованием посла де лос Риоса подписать документ о переходе на сторону правительства Второй республики, который «ни при каких обстоятельствах не хотят подписывать сочувствующие делу националистов»67.
67. Ibid. Carta № 379, 22 de junio de 1938.
27 Месяц спустя Калбертсон уведомил де Карденаса, что Данн одобрил формулу, касавшуюся паспортов, подтвердил отсутствие ограничений для агентов Франко в США на выдачу документации, позволявшей кораблям следовать из Соединенных Штатов в подконтрольную франкистам зону, и сохранение запрета на наличие националистского флага у резиденции Карденаса в Нью-Йорке и его использование на судах, прибывающих в американские порты из националистской зоны68.
68. Ibid. No number. July 22, 1938.
28 Стремление франкистской дипломатии добиться официального признания Соединенными Штатами Америки Х.Ф. де Карденаса в качестве представителя правительства Ф. Франко в США в 1937–1938 гг. отвечало задачам внешней политики франкистов – установление контактов с международным сообществом. В итоге американская администрация не признала де-юре де Карденаса «агентом генералиссимуса Франко и институтов его власти», а следовательно, и франкистское правительство, так как США, согласно политике невмешательства, продолжали считать Вторую Испанскую Республику единственным законным правительством Испании и поддерживали с ней дипломатические отношения до 1 апреля 1939 г.
29 Тем не менее де-факто и с ведома государственного департамента США де Карденас имел право выполнять почти все функции консула, не являясь таковым, так как применение слова «консул» на территории Соединенных Штатов в его отношении означало бы юридическое признание режима Ф. Франко. Позиция американской администрации в отношении франкистов свидетельствовала об известной двойственности политики США. Признавая Вторую республику единственным законным правительством Испании до конца войны, американское руководство тем не менее не отказалось от идеи параллельного взаимодействия с франкистами, видимо, собираясь поддерживать отношения с Франко после его вероятной победы. В этой связи фактическое признание Карденаса «агентом Франко и институтов его власти» в США можно считать успехом франкистской дипломатии.

References

1. Anikeeva N.E, Vedyushkin V.A., Volosyuk O.V., Mednikov I.Yu., Pozharskaya S.P. Istoriya vneshnej politiki Ispanii [The History of Spain's Foreign Policy]. Moskva, 2014. (In Russ.)

2. Gorokhov V.N. Istoriya mezhdunarodnykh otnoshenij. 1918–1939: kurs lektsij [History of International relations. 1918–1939: a course of lectures]. Moskva, 2004. (In Russ.)

3. Naumov A.O. Diplomaticheskaya bor'ba v Evrope nakanune Vtoroj mirovoj vojny. Istoriya krizisa Versal'skoj sistemy [Diplomatic struggle in Europe on the eve of the Second World War. The history of the crisis of the Versailles system]. Moskva, 2007. (In Russ.)

4. Pechatnov V.O., Manykin A.S. Istoriya vneshnej politiki SShA [History of US Foreign Policy]. Moskva, 2018. (In Russ.)

5. Pozharskaya S.P. Fransisko Franko i ego vremya [Spain and the USA. Foreign Policy and Society]. Moskva, 2007. (In Russ.)

6. Pozharskaya S.P. Ispaniya i SShA. Vneshnyaya politika i obschestvo [History of US Foreign Policy], 1936–1976. Moskva, 1982. (In Russ.)

7. Preston P. Franko: Biografiya [Franco: A Biography] / per. s angl. Yu.V. Bekhtina. Moskva, 1999. (In Russ.)

8. Gallup G. The Gallup Poll. The Public Opinion 1935–1971. Vol. 1 // URL: http://www.ibiblio.org/pha/Gallup/Gallup.pdf (access date: 06.04.2023)

9. López Zapico M.A. Against all odds. El diplomatico Juan Francisco de Cardenas durante la Guerra Civil Espanola y el primer franquismo // Propagandistas y diplomaticos al servicio de Franco (1936–1945). Gijon, 2012. P. 303–331.

10. Matthews H.L. Half of Spain died: a reappraisal of the Spanish Civil War. New York, 1973.

11. Merino Morales J.C. La “Batalla” de Washington. La Guerra Civil Espanola en los Estados Unidos // URL: https://scielo.conicyt.cl/scielo.php?script-sci_arttext&pid-S0719-37692013000300003 (access date: 06.04.2023).

12. Preston P. La Guerra Civil espanola: reaccion, revolucion y venganza. Debolsillo, 2011.

13. Rey García M. Fernando de los Rios y Juan F. de Cardenas : dos embajadores para la guerra de Espana (1936–1939) // REDEN: Revista Espanola de Estudios Norteamericanos. 1996. № 11. P. 129–149.

14. Rey García M. Los espanoles de los Estados Unidos y la Guerra Civil (1936–1939) // REDEN: Revista Espanola de Estudios Norteamericanos. 1994. № 7. P. 107–120.

Comments

No posts found

Write a review
Translate